Научная статья на тему 'Разрешительные правоотношения и их субъекты'

Разрешительные правоотношения и их субъекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
833
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗРЕШЕНИЕ / ЛИЦЕНЗИЯ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРАВООТНОШЕНИЕ / СУБЪЕКТ / LICENSE / LEGAL STATUES / LEGAL RELATIONSHIP / SUBJECT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валяев Ю. К.

Анализ российского законодательства позволяет сделать вывод, что разрешительные правоотношения являются отраслевыми административно-правовыми отношениями. Автор определил характерные признаки этих правоотношений, раскрыл факторы, определяющие правосубъектность их участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LICENSING LEGAL RELATIONSHIP AND IT'S SUBJECTS

The analysis of Russian legislation allows us coming to the conclusion, that licensing legal relationship is typical administrative legal relationship. Author has revealed features of this relationship, shown factors, which determinate legal personality of it»s subjects.

Текст научной работы на тему «Разрешительные правоотношения и их субъекты»

РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

И ИХ СУБЪЕКТЫ

Ю.К. ВАЛЯЕВ,

соискатель Московского университета МВД России

Аннотация. Анализ российского законодательства позволяет сделать вывод, что разрешительные правоотношения являются отраслевыми — административно-правовыми отношениями. Автор определил характерные признаки этих правоотношений, раскрыл факторы, определяющие правосубъектность их участников.

Ключевые слова: разрешение, лицензия, правовой статус, правоотношение, субъект.

LICENSING LEGAL RELATIONSHIP AND IT'S SUBJECTS

J.K. VALYAEV,

an applicant for the department of administrative ¡aw disciplines of Moscow university of Ministry of the interior of Russian Federation

Annotation. The analysis of Russian legislation allows us coming to the conclusion, that licensing legal relationship is typical administrative legal relationship. Author has revealed features of this relationship, shown factors, which determinate legal personality of it»s subjects.

Key words: license, legal statues, legal relationship, subject.

Правовые нормы реализуются в правоотношениях, они порождают субъективные права и юридические обязанности, рассматриваемые вместе, во взаимосвязи как правовое отношение1. Правовое отношение — юридическая конструкция, образуемая тремя элементами: объектом, субъектами и содержанием. Кроме того, для возникновения правового отношения необходим юридический факт. Одни ученые включают его в состав правоотношения2, другие доказывают его внешнее к правоотношению положение3.

Однако включение или невключение юридического факта в состав правоотношения не имеет для нас принципиального значения, поэтому рассмотрим последовательно юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие административно-правовые отношения, возникающие в связи с реализацией норм института разрешений, объект, субъект и содержание правоотношений, которые можно называть разрешительными.

Первая характерная черта административных правоотношений состоит в том, что они складываются (возникают) в специфической области, т.е. в области исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления4. Разрешительные пра-

воотношения также возникают в области исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, акты разрешений — властные распоряжения этих органов, а рассмотрение разрешительных дел — исполнение норм федеральных законов уполномоченными органами и их должностными лицами. Кроме того, разрешительная деятельность уполномоченных органов направлена на решение публичных задач государства, упорядочение широкого круга общественных отношений, установление правопорядка, обеспечение безопасности личности, общества, государства.

Второй характерной чертой административно-правовых отношений Ю.М. Козлов называет то, что их участниками могут быть разные субъекты (органы управления, организации, должностные лица, общественные организации и граждане), чьи интересы связаны с осуществлением исполнительно-распорядительной деятельности. Третьей особенностью является то, что обязательным их субъектом является орган государственного управления5. Обе характерные черты взаимосвязаны и проявляются в регистрационных правоотношениях.

Действительно, разрешения выдаются уполномоченными органами исполнительной

власти, без их участия решение разрешительного дела невозможно. Другой стороной разрешительных правоотношений могут быть граждане как физические лица (паспортизация, регистрация, получение специального права, разрешения на хранение огнестрельного оружия и т.д.), индивидуальные предприниматели (регистрация, лицензии, допуски), другие специальные субъекты, например аудиторы, арбитражные управляющие (аттестация, аккредитация), так и организации как юридические лица (регистрация, лицензии, допуски и другие разрешения).

В то же время утверждение Ю.М. Козлова о том, что в административно-правовых отношениях реализуются интересы государства, поскольку эти отношения складываются в сфере исполнительно-распорядительной деятельности6, неточно. Безусловно, интересы государства, связанные с решением государственных задач, реализуются в разрешительных правоотношениях, однако существует одно немаловажное обстоятельство, требующее корректировки этого утверждения: разрешительные правоотношения возникают по инициативе другой стороны — граждан и организаций. Следовательно, в них реализуются интересы и граждан, и организаций — интересы, связанные с реализацией условных прав и свобод. Иначе говоря, мы имеем дело с согласованием интересов государства и граждан, когда интерес граждан в реализации их прав и свобод согласуется с интересом государства в упорядочении соответствующих отношений путем разрешения гражданам вступать в эти отношения, охраняемые административно-правовыми режимами.

Четвертой характерной чертой административно-правовых отношений, по мнению Ю.М. Козлова, является то, что орган государственного управления, его должностное лицо, выступающие обязательной стороной правоотношений, всегда действуют властно, распоряжаясь, т.е. реализуя принадлежащие им полномочия государственно-властного характера7. Разрешительные правоотношения отвечают этому условию. Акт разрешения (регистрации, допуска, лицензирования и т.д.) всегда является властным правоприменительным актом.

Пятой характерной чертой административно-правовых отношений Ю.М. Козлов называет то, что они могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не является обязательным условием их возникновения. В тех случаях, когда согласие (желание) требуется, оно играет роль фактора, предшествующего возникновению административ-

но-правового отношения, не имеющего, однако, правообразующего значения, т.е. не превращается в самостоятельный юридический факт (договор)8.

Разрешительные правоотношения возникают по инициативе невластной стороны, для их возникновения необходимо заявление физического или юридического лица о регистрации, о предоставлении специального права, лицензии и т.д. При этом согласия властного субъекта не требуется, он обязан возбудить разрешительное дело и решить его, вынеся правоприменительный акт. В то же время разрешительные правоотношения могут возникать и по инициативе властного субъекта в связи, например, с приостановлением действия лицензии. В таких случаях не требуется согласия лица, которому ранее было разрешено совершение каких-либо действий. Такого рода отношения могут возникать не во всех случаях. Так, орган исполнительной власти не может возбудить правоотношение по поводу приостановления или аннулирования паспорта гражданина России. В некоторых случаях необратимыми являются акты регистрации.

Шестая характерная черта административно-правовых отношений состоит, по мнению Ю.М. Козлова, в том, что в случае нарушения одной из сторон требований административно-правовых норм эта сторона несет ответственность перед государством в лице его органов, которыми, как правило, являются сами органы государственного управления9. В большинстве случаев разрешительные правоотношения охраняются в административном порядке, хотя иногда законодательство предусматривает судебный порядок. В частности, в судебном порядке в форме производства по делам об административных правонарушениях применяются административные запреты осуществления разрешенной деятельности; в форме искового производства прекращается действие лицензий.

Разрешительные правоотношения обладают всеми характерными чертами административно-правовых отношений, что служит дополнительным подтверждением их публично-правовой природы.

Субъекты разрешительных правоотношений могут быть разделены на две группы: 1) разрешающие — властные субъекты; 2) получающие (получившие) разрешение — невластные субъекты.

Властные субъекты разрешительных правоотношений — уполномоченные органы исполнительной власти и их должностные лица. Та-

кой вывод следует из административно-правовой природы разрешений. Однако этот вывод не совсем верный. В некоторых случаях федеральные законы предусматривают дачу промежуточных разрешений органами местного самоуправления. Эти субъекты могут быть трех видов: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления.

Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» систему федеральных органов исполнительной власти образуют федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие функции:

• принимают нормативные правовые акты;

• осуществляют контроль и надзор;

• управляют государственным имуществом;

• оказывают государственные услуги.

Под функциями по контролю и надзору

понимаются:

• осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

• выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

• регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Разрешительные функции разделены в Указе Президента РФ на функции по выдаче разрешений и функции по регистрации.

Все функции распределены между соответствующими видами федеральных органов исполнительной власти, а функции по контролю и надзору, включающие разрешительные функции, отнесены к ведению федеральных служб. Федеральное министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. В то же время федеральные министерства:

• осуществляют координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, утверждают ежегодные планы и показатели деятельности федеральных служб, а также отчеты об их исполнении;

• вносят в Правительство РФ проекты положений о федеральных службах, предложения о предельной штатной численности федеральных служб и фонде оплаты труда их работников;

• вносят в Минфин России предложения по финансированию федеральных служб;

• вносят в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к сферам деятельности федеральных служб, находящихся в их ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства РФ;

• во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ дают поручения федеральным службам и контролируют их исполнение;

• назначают на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;

• назначают на должность и освобождают от должности по представлению руководителя федеральных служб руководителей территориальных органов федеральных служб, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор). Федеральные службы подведомственны федеральным министерствам, но могут быть подведомственны Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.

Федеральные службы не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ,

а федеральные службы по надзору, кроме того, не вправе осуществлять управление государственным имуществом и оказывать платные услуги.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. При этом федеральное агентство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Разрешительные функции осуществляются федеральными службами. Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» утверждена структура федеральных органов исполнительной власти. Она включает в себя 45 федеральных служб, из них 14 подведомственны Президенту РФ и федеральным министерствам, подведомственным Президенту РФ, 25 — федеральным министерствам, шесть — Правительству РФ.

Правовой основой статуса федеральной службы является положение о ней, утверждаемое Президентом РФ или Правительством РФ. В положениях определена компетенция, в том числе по даче разрешений. Так, в Положении о ФМС России, утвержденном Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» определено, что ФМС России:

• выдает разрешения на привлечение работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Россию и использование их труда, а также разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства;

• осуществляет выдачу виз иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Россию;

• осуществляет выдачу и замену гражданам Россиидокументов, удостоверяющихихличность;

• осуществляет регистрационный учет граждан России по месту пребывания и по месту жительства в пределах России, а также регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания;

• принимает решения: а) о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства

в России; б) о выдаче иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на временное проживание в России или вида на жительство, а также об аннулировании этих разрешений или вида на жительство; в) о выдаче, приостановлении срока действия или аннулировании разрешений на привлечение и использование иностранных работников, разрешений иностранным гражданам или лицам без гражданства на работу, лицензий на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан России за пределами России; г) о депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также осуществляет меры по их депортации и административному выдворению за пределы России; д) о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в России, а также об установлении запрета на въезд в Россию иностранных граждан и лиц без гражданства;

• осуществляет лицензирование деятельности в сфере миграции.

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) согласно Положению о нем, утвержденному Указом Президента РФ от16 августа 2004 г. № 1083, принимает следующие решения:

• о ввозе в Россию и вывозе из нее продукции военного назначения;

• о выдаче субъектам военно-технического сотрудничества лицензий на ввоз в Россию и вывоз из нее продукции военного назначения;

• о предоставлении организациям — разработчикам и производителям продукции военного назначения права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, а также обучения иностранных специалистов; о лишении этих организаций указанного права.

Многие из федеральных министерств и федеральных агентств также осуществляют разрешительные функции. В частности, МВД России согласно Положению о нем, утвержденному Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927, осуществляет:

• выдачу гражданам и организациям лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз на территорию России и вывоз с нее;

• лицензирование отдельных видов деятельности;

• выдачу разрешений на приобретение, хранение, перевозку автомобильным, морским и речным транспортом взрывчатых материалов

промышленного назначения, а также на их транзит в случае перевозки этими видами транспорта.

Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России) согласно постановлению Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» осуществляет выдачу:

• лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, паспортов бартерных сделок, а также формирование и ведение федерального банка выданных лицензий;

• разрешений на реэкспорт товаров (за исключением товаров военного и двойного назначения), происходящих с территории России, другими государствами — членами Евразийского экономического сообщества.

Разрешительные полномочия обнаруживаются и в положениях о федеральных агентствах. Так, согласно постановлению Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехре-гулирование) осуществляет аккредитацию органов по сертификации, испытательных лабораторий и центров. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) выполняет следующие функции:

• определяет и утверждает ежегодные общие допустимые уловы водных биологических ресурсов; распределяет общие допустимые уловы водных биологических ресурсов, а также квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленных России;

• оформляет, выдает, регистрирует разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и вносит изменения в такие разрешения, а также приостанавливает действия разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов или аннулирует такие разрешения до истечения установленного срока их действия;

• согласует перечень рыбопромысловых участков;

• выдает заключения по вопросам привлечения и использования иностранных работников в составе экипажей судов рыбопромыслового флота, плавающих под Государственным флагом РФ;

• выдает иные разрешения в установленных законодательством случаях (см. постановление Правительства РФ от 11 июня 2008 г. № 444 «О Федеральном агентстве по рыболовству»).

На уровне субъектов Федерации органами исполнительной власти являются министерства, службы, агентства, департаменты, комитеты, управления и главные управления, инспекции, надзоры и т.д. Соответственно разрешительные функции могут быть отнесены к ведению органа любой организационной формы. Так, в Санкт-Петербурге лицензирование розничной продажи алкогольной продукции осуществляет Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (см. постановление Правительства Санкт-Петербурга от 3 октября 2006 г. № 1197 «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Санкт-Петербурге»), а в Республике Мордовия — Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия (см. постановление Правительства Республики Мордовия от 22 февраля 2006 г. № 51 «О лицензирующем органе по розничной продаже алкогольной продукции на территории Республики Мордовия»). Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности в Удмуртской Республике осуществляет Управление по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве Удмуртской Республики (см. Положение об Управлении по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве Удмуртской Республики», утвержденное Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 декабря 2007 г. № 201).

Разрешительные функции в системе органов местного самоуправления также осуществляют различные органы. Так, в Уфе разрешение на установку рекламной конструкции уполномочена выдавать администрация городского округа Уфы Республики Башкортостан. Отдельные полномочия распределены между Уполномоченным городским органом по регулированию наружной рекламы (муниципальное унитарное предприятие «Управление дизайна и наружной рекламы») на территории городского округа Уфы, который принимает решения о согласовании размещения объектов информационного оформления объектов, принадлежащих юридическим и физическим лицам, в том числе вывесок, и Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации городского округа Уфы, которое проводит согласование рекламных мест (см. решение Совета городского округа г. Уфы Республики Башкортостан от 12 октября 2006 г. № 16/9).

Властными субъектами разрешительных правоотношений выступают разные органы

исполнительной власти, исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные учреждения. Их предметная компетенция распределяется в соответствии с их предметами ведения, определяемыми Президентом РФ, Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления. Так, разрешительную деятельность в области обеспечения пожарной безопасности осуществляют органы пожарного надзора МЧС России; в области миграции населения — органы ФМС России; в области розничной торговли алкогольной продукцией — органы субъектов Федерации, уполномоченные в области розничной торговли этим видом продукции; в области размещения наружной рекламы — исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, уполномоченные в области архитектуры и градостроительства.

В научной литературе высказывалось предложение о необходимости создания единого федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функцию лицензирования, — федеральной лицензионной службы, находящейся в ведении Минюста России10. Такое решение теоретически возможно, однако вряд ли осуществимо по следующим причинам. Во-первых, лицензированию подлежат разные виды деятельности, и для принятия решения о разрешении или неразрешении их осуществления конкретным соискателем необходимы специальные познания. Во-вторых, лицензирующими органами являются не только федеральные органы исполнительной власти, но и органы исполнительной власти субъектов Федерации, а в некоторых случаях — иные государственные органы, например Банк России. В-третьих, лицензирование непосредственно связано с административным надзором за соблюдением соответствующих правил.

Создание федеральной лицензионной службы потребует передачи ей надзорных полномочий либо создания еще одной федеральной надзорной службы. В результате мы получим мегарегулятор, который объединит в себе все имеющиеся федеральные службы. В его структуре необходимо будет создать департаменты или иные структурные подразделения по направлениям деятельности, которые останутся прежними федеральными службами. Изменится лишь руководство. Иными словами, предлагаемая М.В. Усовой федеральная лицензионная служба станет своеобразным квазиправительством, или субправительством.

В настоящее время распределение разрешительных полномочий осуществляется по двум направлениям:

1) в сторону дальнейшей специализации разрешительной деятельности;

2) в сторону децентрализации, передачи разрешительных полномочий органам исполнительной власти субъектов Федерации и местному самоуправлению.

Указом Президента РФ от 31 декабря 2008 г. № 1883 «Об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка» в соответствии со ст. 112 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» образована Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. На нее решено возложить функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, функции по контролю над производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере. Руководство деятельностью Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка осуществляет Правительство РФ. Кроме того, Правительство РФ уточнило функции федеральных органов исполнительной власти в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с учетом функций, возложенных на Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка; утвердило 24 февраля 2009 г. положение о новой службе, предусмотрев в нем, что Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка является правопреемником федеральных органов исполнительной власти, ранее осуществлявших эти функции.

Следующей невластной стороной разрешительных правоотношений являются граждане и организации, или физические и юридические лица. Возможность вступления в разрешительные правоотношения определяется их административно-правовым статусом.

Граждане как физические лица могут быть участниками отношений, возникающих в связи с паспортизацией, регистрацией, аттестацией, получением специального права, разрешений, лицензий на приобретение гражданского оружия, лицензий на добычу животных, отнесенных к объектам охоты. В большинстве случаев реализация прав граждан в разрешительных правоотношениях завершается приобретением нового специального статуса. Так, гражда-

нин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, приобретает статус субъекта предпринимательской деятельности.

В то же время в ряде случаев получение разрешения расширяет административно-правовой статус гражданина, дополняет его новыми правами. Например, гражданин, получивший право управления транспортным средством, не меняет своего правового положения, если не садится за руль автомобиля. Но в тех случаях, когда он пользуется своим специальным правом, он становится лицом, управляющим транспортным средством на основании предоставленного ему права, водителем, обязанности которого определены в Правилах дорожного движения РФ. Аналогично гражданин, получивший разрешение на хранение гражданского оружия самообороны, приобретает соответствующие обязанности в том случае, если реализует полученное право и приобретет соответствующее оружие. Если же гражданин, обладающий специальным правом, не управляет транспортным средством, а гражданин, получивший разрешение на хранение гражданского оружия, не имеет такового, у них не возникают и сопряженные с данными разрешениями обязанности.

Представляет интерес характеристика субъектов административного права, которые могут быть участниками разрешительных правоотношений с невластной стороны. Необходимо учитывать, что опасность отдельных видов деятельности, обусловившая необходимость установления разрешительных режимов, требует установления соответствующих ограничений правового статуса субъектов административного права. Эти ограничения могут быть связаны с разными характеристиками.

Гражданин может вступать в разрешительные отношения лично и через представителя. Для того чтобы лично вступить в эти правоотношения, гражданин должен достичь определенного возраста. Возраст, как правило, определяется федеральными законами. При этом разрешительная дееспособность связывается с достижением 14 лет. Так, Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает, что жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе этих органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность

по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства. Следовательно, гражданин, не достигший 14 лет, вступает в разрешительные правоотношения в связи с регистрацией права собственности через представителей, а по достижении указанного возраста — самостоятельно.

Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства России предусмотрено, что приобретение гражданства России, оформление заграничного паспорта гражданам, не достигшим 14 лет, осуществляются по заявлениям их законных представителей (см. Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325).

Порядком регистрации транспортных средств, утвержденным приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001, определено, что заявления на совершение регистрационных действий с транспортными средствами от имени лиц, не достигших 14 лет, вправе подавать их законные представители. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет может подать заявление на совершение регистрационных действий с транспортными средствами с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителей (за исключением случаев объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) или его вступления в брак).

Таким образом, признак субъекта регистрационных правоотношений — физического лица — возраст, превышающий 14 лет. Возраст определяет дееспособность гражданина. Однако на дееспособность влияет не только возраст, но и физическое и психическое здоровье. Поэтому нормативные правовые акты содержат указание на дееспособность лица в том смысле, что недееспособные граждане по объему своей дееспособности приравниваются к лицам, не достигшим 14 лет. Их интересы представляют родители, усыновители или опекуны. Недееспособность определяется как наличие судебного решения о признании гражданина недееспособным.

Физическое состояние, точнее, специальные требования к физическому состоянию человека, имеет значение для получения разрешений на совершение действий, осуществление деятельности, представляющей опасность для окружающих. Так, подтверждение физического здоровья требуется для получения права управления транспортным средством. В то же время инвалидность становится основанием для получения права управления автомобилем, оборудованным специальными приспособлениями для инвалидов. Такие автомобили

подлежат обозначению знаками «Инвалид», а водители-инвалиды имеют преимущественное право при использовании парковок, им дозволено отступать от некоторых требований Правил дорожного движения РФ.

Еще одним условием, необходимым для получения значительной части разрешений, является наличие ранее полученного другого разрешения. Таковыми могут быть аттестаты, подтверждающие уровень квалификации (образования), акты регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для организаций, правосубъектность которых наступает с момента их государственной регистрации, имеет значение наличие статуса юридического лица, возникающего также в момент государственной регистрации. На самом деле объем правосубъектности юридического лица зависит от его организационно-правовой

формы и от волеизъявления его учредителей, выраженного в учредительные документах.

1 См.: Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 66.

2 См.: Исаков В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. Саратов, 1980; Малъко A.B. Механизм правового регулирования: Лекция // Правоведение. 1996. № 3. С. 35.

3 См.: Халфина P.O. Общая теория правоотношений. М., 1974; Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Л., 1959.

4 См.: Козлов Ю.М.Предмет советского административного права. М., 1967. С. 104.

5 См.: Там же. С. 104—105, 112.

6 См.: Там же.

7 См.: Там же. С. 114.

8 См.: Там же. С. 118.

9 См.: Там же. С. 120.

10 См.: Усова М.В. Правовое регулирование лицензирования в условиях административной реформы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 21.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

В.Н. ГАЛУЗО,

кандидат юридических наук

Аннотация. Систематизация законодательства Российской Империи (в виде многотомного Сборника «Полное Собрание Законов Российской Империи») позволяет дать юридическое обоснование периодизации истории Российской Империи за период с 1721 по 1913 г. Автор путем использования признака — сменность правлений — дал исчерпывающий перечень правлений Российской Империи (всего 16).

Ключевые слова: периодизация истории, Российская Империя, сменность правлений, «Государь Император», хронология.

Периодизация истории Российской Империи — исключительно прерогатива представителей исторической науки. Однако, ввиду ее фактической неразработанности, а также в связи с полученными данными в результате проведенного нами исследования законодательства Российской Империи1, мы считаем целесообразным высказаться по сему поводу.

Мы не опровергаем общеизвестное положение о том, что всякое государство, в том числе и Российская Империя, всякий его правовой институт, в том числе и институт влас-

ти прокурора, в своем развитии проходят три этапа: возникновение, развитие и гибель. Что касается структуризации истории на отдельные периоды, то мы предлагаем использовать признак — сменность правлений. Иначе говоря, сколько правлений — столько и периодов истории Российской Империи. Основу структуризации истории Российской Империи в зависимости от правления составляет положение о единстве государственной власти. На всем протяжении истории России государственная власть концентрировалась в руках одного лица. Эта закономерность специально

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.