Научная статья на тему 'РАЗРЕШЕНИЕ IP-СПОРОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕЖДУНАРОДНОГО КОММЕРЧЕСКОГО АРБИТРАЖА: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА'

РАЗРЕШЕНИЕ IP-СПОРОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕЖДУНАРОДНОГО КОММЕРЧЕСКОГО АРБИТРАЖА: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРБИТРАЖ / ARBITRATION / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (AGEPI) / STATE AGENCY FOR INTELLECTUAL PROPERTY (AGEPI) / МЕДИАЦИЯ / MEDIATION / АРБИТРАЖНОЕ РЕШЕНИЕ / ARBITRATION AWARD / АРБИТРАЖНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ / ARBITRATION DEFINITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Купчина Екатерина Валентиновна

В настоящей статье дана краткая характеристика процедуры рассмотрения споров в сфере интеллектуальной собственности Специализированным арбитражным судом Республики Молдова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOLUTION OF IP DISPUTES BY THE INTERNATIONAL COMMERCIAL ARBITRATION: EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF MOLDOVA

This article gives a brief description of the procedure for considering disputes in the field of intellectual property by the Specialized Arbitration Court of the Republic of Moldova

Текст научной работы на тему «РАЗРЕШЕНИЕ IP-СПОРОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕЖДУНАРОДНОГО КОММЕРЧЕСКОГО АРБИТРАЖА: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА»

УДК - 341 КУПЧИНА Екатерина Валентиновна,

ББК — 67.9 старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса

и международного частного права Российского университета дружбы народов

117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

12.00.10 — международное право; европейское право

РАЗРЕШЕНИЕ 1Р-СПОРОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕЖДУНАРОДНОГО КОММЕРЧЕСКОГО АРБИТРАЖА: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

Аннотация. В настоящей статье дана краткая характеристика процедуры рассмотрения споров в сфере интеллектуальной собственности Специализированным арбитражным судом Республики Молдова.

Ключевые слова: арбитраж, интеллектуальная собственность, Государственное агентство по интеллектуальной собственности (AGEPI), медиация, арбитражное решение, арбитражное определение.

KUPCHINA Ekaterina Valentinovna,

head teacher of the chair of civil law and process and private international law

of the Peoples' Friendship University of Russia 117198, Moscow, Miklouho-Maclay, 6

RESOLUTION OF IP DISPUTES BY THE INTERNATIONAL COMMERCIAL ARBITRATION: EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF MOLDOVA

Annotation. This article gives a brief description of the procedure for considering disputes in the field of intellectual property by the Specialized Arbitration Court of the Republic of Moldova.

Key words: arbitration, intellectual property, State Agency for Intellectual Property (AGEPI), mediation, arbitration award, arbitration definition.

Современные социальные и экономические отношения невозможно представить без непосредственного участия в них объектов интеллектуальной собственности (Intellectual Property). Поскольку мир все более зависит от технологии всех типов, нельзя преуменьшать значение интеллектуальной собственности. Многие из таких отношений, как и споры, которые неизбежно вытекают из них, имеют трансграничный характер. Международные споры в области интеллектуальной собственности представляют собой наиболее сложное явление как в процессуальном, так и в экономическом плане. Применение процедуры рассмотрения споров в сфере IP посредством международного коммерческого арбитража может существенно снизить финансовые затраты сторон, исключить возможность вынесения ошибочного решения, которое зачастую связано с различием в толковании и применении национального законодательства.

В настоящее время все большее количество стран ведут активную политику в области совершенствования законодательства, регулирующего IP, а также в создании специализированных арбитражных центров, компетентных рассматривать споры в указанной области. Рассмотрим наиболее яркие изменения, касающиеся рассмотрения споров в сфере интеллекту-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018

альной собственности, на примере Республики Молдова.

Законодательство

Одновременно с провозглашением независимости Республики Молдова [8] началось стремительное развитие законодательства в сфере интеллектуальной собственности. С целью гармонизации национального законодательства и приведения его в соответствие с европейскими стандартами обеспечения уровня защиты и соблюдения прав интеллектуальной собственности были внесены изменения в ряд законов, а именно:

Закон № 161^^ от 12.07.2007 г. «Об охране промышленных образцов и полезных моделей» (с изменениями, внесенными Законом № 101 от 26.05.2016 г.) [3];

Закон об охране товарных знаков № от 29

февраля 2008 г. [1];

Закон об охране сортов растений № от 29

февраля 2008 г. [4];

Закон об охране изобретений № от 7

марта 2008 г. [7]

С целью расширения сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности и укрепления экономических связей в 1991 г. Республика Молдова присое-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

динилась к Всемирной организации интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization - WIPO) [2].

На национальном уровне с целью обеспечения охраны и законных интересов авторов литературных, научных, художественных произведений, в том числе смежных прав, 25 ноября 1991 г. Указом Президента № 238 было учреждено Государственное агентство Республики Молдова по авторским правам (ADA), подведомственное правительству. Следом за этим событием, 25 мая 1992 г., Указом Президента Республики Молдова № 120 было учреждено Государственное агентство по охране промышленной собственности (AGEPI) при Министерстве экономики и финансов Республики Молдова, главной задачей которого являлась правовая охрана промышленной собственности на территории Республики Молдова. В 1995 г. в соответствии со ст. 37 Закона № 461 от 18.05.1995 и Постановлением Правительства № 743 от 31.12.1996 AGEPI получило статус государственного предприятия, подведомственного Правительству [6].

Специализированый арбитраж

3 июля 2014 г. был принят Закон Республики Молдова № 114 «О Государственном агентстве по интеллектуальной собственности (AGEPI)», положения которого устанавливают юридический статус агентства в качестве публичного учреждения, подведомственного Правительству Республики Молдова, отвечающего за продвижение и осуществление деятельности в области правовой охраны интеллектуальной собственности, имеющего в соответствии с законодательством собственный баланс, независимый бюджет и осуществляющего деятельность на основе хозрасчета и самофинансирования [9]. На основании ст. 29 указанного закона при Государственном агентстве по интеллектуальной собственности создан Специализированный арбитраж в области интеллектуальной собственности.

С принятием 21 ноября 2017 г. Правительством Республики Молдова Постановления № 987, которым утверждается Положение об организации функционировании Специализированного арбитража в области интеллектуальной собственности и арбитражной процедуры [5], был окончательно закреплен правовой статус данной организации, а также процедуры передачи и рассмотрения споров посредством процедуры арбитража.

Специализированный арбитраж в области интеллектуальной собственности (далее - Арбитраж) является постоянно действующим органом при Агентстве и наделен функцией по разрешению споров между физическими и/или юридическими лицами в области интеллектуальной собственности при условии наличия между этими лицами арбитражного соглашения.

Согласно Положению, Арбитраж рассматривает споры, касающиеся авторства, отношений между соавторами, отношений между автором объекта интеллек-

туальной собственности, созданного при исполнении служебных обязанностей, и работодателем в отношении способа оплаты, права подачи заявки и размера вознаграждения. Арбитраж также компетентен регулировать споры, которые касаются исключительных прав, коллективного управления авторским правом и смежными правами в отношении размера вознаграждения и других условий лицензирования и т.д.

Арбитражное соглашение

Все споры или часть споров, которые могут возникнуть между сторонами в результате договорных или внедоговорных отношений в области интеллектуальной собственности, Арбитраж вправе рассматривать в соответствии с арбитражным соглашением. Арбитражное соглашение должно быть составлено в письменной форме под угрозой его недействительности, может быть заключено в виде арбитражной оговорки, путем внесения в основной договор, срок действия которой не зависит от срока действия договора, или в форме самостоятельного соглашения, именуемого компромиссом.

Немаловажной является возможность для сторон устанавливать правила создания Арбитража - порядок назначения, отвода и замены арбитров, срок и место проведения арбитражной процедуры, язык разбирательства, нормы арбитражных расходов и их распределения, а также другие нормы надлежащей деятельности арбитража - путем указания соответствующих положений в своем арбитражном соглашении.

Специализированный арбитраж по своей инициативе решает вопрос о наличии или действительности арбитражного соглашения и передаче спора на свое рассмотрение. При отсутствии или недействительности арбитражного соглашения стороны вправе представить дополнительное письменное согласие на рассмотрение спора Специализированным арбитражем. В противном случае спор может быть передан на рассмотрение компетентной судебной инстанции.

Состав Специализированного арбитража

Арбитраж состоит из председателя, заместителя председателя, арбитров и секретаря.

Председатель Арбитража и его заместитель избираются арбитрами, внесенными в Список арбитров Специализированного арбитража большинством их голосов, сроком на четыре года. В полномочия Председателя входит обеспечение общего руководства Арбитражем, а также выполнение полномочий, связанных с организацией и отправлением арбитражного правосудия. Заместитель председателя исполняет обязанности председателя в его отсутствие или в случае невозможности исполнения им функций, предусмотренных Положением. Секретарем Арбитража является специалист в области интеллектуальной собственности в составе Агентства, назначенный приказом генерального директора Государственного агентства интеллектуальной собственности, в круг обязанностей которого входит подготовка всех необходимых актов

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018

для арбитражной процедуры и обеспечение переписки со сторонами; составление протоколов заседаний; ведение реестра арбитражных исков; осуществление приема и регистрации арбитражных исков; обеспечение иных организационно-информационных работ Арбитража. Основным критерием, предъявляемым к арбитрам, непосредственно рассматривающим споры, является наличие опыта работы не менее трех лет в сфере интеллектуальной собственности; кроме того, он не должен занимать должность, несовместимую с должностью арбитра.

Лица, отвечающие указанным требованиям, вносятся в список арбитров, который утверждается приказом генерального директора Государственного агентства по интеллектуальной собственности. Данный список носит рекомендательный характер, стороны свободны в определении числа арбитров и порядка их назначения. Присутствие арбитров в арбитражных заседаниях обязательно. В случае замены арбитра новый арбитр назначается стороной, ранее его назначившей, не позднее 15 дней после того, как узнала о наступлении обстоятельств, приведших к прекращению полномочий арбитра.

Процедура арбитража и арбитражное решение

Арбитражное разбирательство возбуждается и осуществляется по месту нахождения Специализированного арбитража. Однако с разрешения председателя Арбитража стороны могут договориться на основании письменного соглашения о другом месте рассмотрения спора, при этом покрытие всех расходов происходит за счет сторон. В процессе рассмотрения спора арбитры и все лица, участвующие в деле, обязаны хранить профессиональную тайну, конфиденциальность данных, информации и документов, принятых для ознакомления в ходе выполнения своих обязанностей, которые относятся к разряду коммерческой тайны сторон и/или касаются частной жизни человека. Дело о споре является конфиденциальным. Никто, кроме лиц, задействованных в рассмотрении спора, не имеет доступа к делу без письменного согласия сторон. Стороны вправе договориться о языке или языках, которые будут использоваться в процессе арбитража.

Порядок рассмотрения спора определяется, согласовывается со сторонами и определяется таким образом, чтобы не провоцировать задержек. С учетом мнения сторон либо по ходатайству любой из сторон может вынести определение о привлечении к разбирательству специалистов в соответствующей области для консультаций, пояснений и технической помощи.

При наличии веских обстоятельств арбитражное разбирательство может приостанавливаться на срок не более трех месяцев. Процедура возобновляется сразу же после устранения причин, препятствующих рассмотрению спора.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018

Процедура арбитражного разбирательства завершается путем вынесения решения по существу спора либо определением о прекращении процедуры.

При соблюдении всех правил и процедур Арбитража решение должно быть оглашено не позднее шести месяцев с момента его формирования. В исключительных случаях срок может быть увеличен, но не более чем на два месяца. В течение 10 дней с момента оглашения решения его экземпляры должны быть вручены сторонам.

Арбитражное решение является окончательным и обязательным для сторон со дня его вынесения. Оно должно быть исполнено добровольно, немедленно или в течение установленного срока стороной, против которой оно было вынесено. Арбитражное решение, доведенное до сведения сторон, является судебным решением, вступившим в законную силу.

Процедуры урегулирования 1Р-споров посредством международного коммерческого арбитража, применяемые во многих странах, не раз доказали свою эффективность. Учреждение Специализированного арбитража Правительством Республики Молдова лишь в очередной раз подтверждает необходимость создания подобных центров.

Список литературы:

[1] Официальный сайт ВОИС // http://www.wipo. т^е^С5/1ех^С5/^5/ги/т^т^69ги.р^. Дата обращения 29.05.2018.

[2] Официальный сайт ВОИС // http://www.wipo. int/treaties/en/ShowResu1ts.jsp?treaty_id=1&country_ id=ШC Дата обращения 29.05.2018.

[3] Официальный сайт ВОИС // http://www.wipo. int/wipo1ex/en/textjsp?fi1e_id=421613. Дата обращения 29.05.2018.

[4] Официальный сайт ВОИС // http://www.wipo. int/wipo1ex/es/textjsp?fi1e_id=427158. Дата обращения 29.05.2018.

[5] Официальный сайт Правительства Республики Молдова // http://1ex.justice.md/viewdoc.php?actio n=view&view=doc&id=372879&1ang=2. Дата обращения 29.05.2018.

[6] Официальный сайт Правительства Республики Молдова // http://agepi.gov.md/ru/about/history. Дата обращения 29.05.2018.

[7] Официальный сайт Правительства Республики Молдова // http://1ex.justice.md/ru/328367/. Дата обращения 29.05.2018.

[8] Официальный сайт Президента Республики Молдова // http://www.presedinte.md/rus/dec1aration. Дата обращения 29.05.2018.

[9] Протокольное решение Экономического совета СНГ от 13.03.2015 «О состоянии законодательства государств-участников СНГ в сфере интеллектуальной собственности» // СПС «КонсультантПлюс».

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Spisok literatury:

[1] Oficial'ny'j sajt VOIS // http://www.wipo.int/ edocs/lexdocs/laws/ru/md/md069ru.pdf. Data obrash-heniya 29.05.2018.

[2] Oficial'ny'j sajt VOIS // http://www.wipo.int/ treaties/en/ShowResuhsjsp?treaty_id=1&country_ id=111C. Data obrashheniya 29.05.2018.

[3] Oficial'ny'j sajt VOIS // http://www.wipo.int/ wipolex/en/textjsp?file_id=421613. Data obrashheniya 29.05.2018.

[4] Oficial'ny'j sajt VOIS // http://www.wipo.int/ wipolex/es/textjsp?file_id=427158. Data obrashheniya 29.05.2018.

[5] Oficial'ny'j sajt Pravitel'stva Respubliki Moldova // http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&vi

ew=doc&id=372879&lang=2. Data obrashheniya 29.05.2018.

[6] Oficial'ny'j sajt Pravitel'stva Respubliki Moldova // http://agepi.gov.md/ru/about/history. Data obrash-heniya 29.05.2018.

[7] Oficial'ny'j sajt Pravitel'stva Respubliki Moldova // http://lex.justice.md/ru/328367/. Data obrashheniya 29.05.2018.

[8] Oficial'ny'j sajt Prezidenta Respubliki Moldova // http://www.presedinte.md/rus/declaration. Dataobrash-heniya 29.05.2018.

[9] Protokol'noereshenieE'konomicheskogosoveta SNG ot 13.03.2015 «O sostoyaniizakonodatel'stvagosudar stv-uchastnikov SNG v sfereintellektual'nojsobstvenno sti» // SPS «Konsul'tantPlyus».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.