1 SCIENCE TIME ■
тл 1(4 5л ' tL® -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) РАЗРАБОТКИ БАЗАЛЬТОВЫХ ФИЛЬТРОВ И ПРОИЗВОДСТВО БАЗАЛЬТО-ВОЛОКНИСТЫХ ФИЛЬТРОВ ДЛЯ АВТОСАМОСВАЛОВ Хайдарое Шохид Бахридиноеич, Наеоийский государственный горный институт, г. Навои, Узбекистан E-mail: shohidh@mail.ru
Аннотация. В статье рассмотрены задачи по повышению экономической эффективности карьерного автомобильного транспорта с применением базальтовых фильтров. Эффективная работа фильтров позволяет обеспечение безопасности транспортировки горной массы в различных условиях, а также повышение надежности в эксплуатации автомобильным транспорта.
Ключевые слова: автотранспорт, фильтр, базальт, безопасность, горная масса, эффективность, надежность, производительность, КПД.
Abstract. Rising productivity of Economical effectiveness of motor transport on open cast mining is presented in this article. The productivity of the filters of motor transport, Rising safety of transporting rocks in various situations, Rising durability of motor transport function and reduce costs can be reached.
Keywords: motor transport, filter, basalt, safety, rock, effectiveness, durability, productivity, coefficient of efficiency, internal combustion engine.
Горнодобывающая промышленность Узбекистана в основном использует машины и оборудования зарубежного производства. Данное обстоятельство объясняется отсутствием в нашей стране заводов по производству горных машин. Поэтому решения вопроса, связанные с обеспечением горнодобывающую промышленность запасными частями для автомобильного парка, особенно фильтрами требует отдельного подхода. Так как непрерывная работа горной отрасли республики постоянно использует горюче-смазочное материал, для которых важное место отводятся масленым фильтрующим материалам двигателей.
I SCIENCE TIME I
Системы масло снабжения двигателей представляют собой замкнутые системы, в которых масло является веществом, смазывающим и охлаждающим движущиеся элементы. Кроме того, оно вымывает и перемещает всевозможные взвешенные в нём вещества, проникающие из камеры сгорания, а также образующиеся в процессе абразивного износа взаимодействующих частей двигателя. Фильтры задерживают загрязнения, содержащиеся в бензине или дизельном топливе, и даже применяются в системах LPG, эффективно предохраняя высокоточные элементы топливной системы двигателей внутреннего сгорания от быстрого износа [1].
Основываясь на вышеизложенные результаты исследования, был проведен разведывательный эксперимент для разработки рекомендации по изготовлению конструкции промышленного образца базальто-волокнистого фильтрующего материала, который может быть использован в качестве масленого фильтра горных автомобильных средств. Для организации проведения эксперимента был использован корпус масленого фильтра горной машины «FleetguardPart» - марка масленого фильтра - P556064,DON, который полностью израсходовал свой срок службы. Для использования масленого фильтра данной марки внутренняя часть фильтра была очищена полностью от отходов. Внешний вид масленого фильтра марки - Р556064, DON показан на рис.1. На рис.2. показаны внутренность предлагаемого фильтра, где используется базальто-волокнистый фильтрующий материал в разрезе и его общий вид.
Рис. 1 Внешний вид масленого фильтра марки - Р556064, DON
По предложенной на рис.1 форме был изготовлен фильтр. В качестве фильтра использовалась шелковый материал, базальтовый слой нетканый материал взамен существующего показанной на рисунке. Остальные
| SCIENCE TIME |
конструктивные элементы существующего остались по-прежнему.
Методика проверки работоспособности фильтрующего материала предложенной конструкции.
Рис. 2 Внутренность предлагаемого фильтра, где используется базаль товолокнистый фильтрующий материал в разрезе и его общий вид: 1-шелковый материал; 2-базальтовый слой; 3-нетканый материал
Таблица 1
Техническая характеристика фильтра «Самосвала-785 В»
№ Наименование показателей Ед. измерения Показатели
1 Давления масла двигателя Макс. обо-т Мин. обо-т Ра 40
Ра 30
2 Оборот двигателя Об/мин 1642
3 Рабочее давление на фильтр kg/sm2 14
4 Пропускная способность ткт 10
5 Температурный режим 0С 30±140
6 Тип масла в гидросистеме - V01oo6-20CaT
7 Стоимость одного фильтра Долл. США 20
8 Стоимость одного проектируемого фильтра - предположительно Долл. США 4
9 Срок замени фильтра дней 65-72
10 Срок замени фильтра дней 45-50
Испытания фильтра предложенной конструкции была проведена в компрессорной станции ОАО Навоиазот. Испытанию подвергались три образца
| SCIENCE TIME |
фильтров в разной плотности фильтрующего материалов: бязь+базальт; бязь+базальт+ситец и шелк+базальт+нетканый материал. Фильтрующего материалов: бязь+базальт выдержал давлению воздуха при 7kg/sm2;
О О
бязь+базальт+ситецпри 9kg/sm и шелк+базальт+ нетканый материал 11 kg/sm , что способствовал сделать положительные выводы. В табл.1. приведены основные сравнительные технические данные существующего и предполагаемого фильтрующего материалов [2].
Результаты испытания показывает о целесообразности продолжения исследований до достижения изготовления рабочего образца базальтового фильтрующего материала для автомобильных средств горнодобывающей отрасли.
Тем самым доказана пригодность базальто-волокнистого фильтра для фильтрации жидкой среды и пришли к следующим заключениям:
- проведенные исследования процесса плавления базальта позволили выявыть теплоизоляционное свойство базальтоволокнистых материалов;
- представляет практический интерес изготовления базальтосодержащего фильтра из компонентов «шелк+базальт+ нетканый материал» с разными геометрическими параметрами;
- экспериментально установлено, что изготовить базальтосодержащего фильтра из компонентов «шелк+базальт+ нетканый материал» с разными геометрическими параметрами является оптимальным вариантом и может применяться припроведения дальнейших исследований разработки новой конструкции фильтров для автомобильных средств горнодобывающей отрасли;
- установлена сравнительную высокая изгибная жесткость материала фильтра «Базальтов», по сравнению с другими минеральными волокнами. Отмечен высокий коэффициент сопротивляемости материала рекомендованного фильтра, доказана, отсутствия коэффициента растяжения, что благоприятствует образованию искусственной решетки и тем самым, ускоряющий процесс фильтрации. Выявлено, что использование фильтра «Базальтов» для фильтрации газовой и мокрой среды, от твердых частиц, позволяет предотвратить образование запоров на фильтре в момент фильтрации и тем самым ускоряет протекание технологического процесса.
После длительной эксплуатации фильтров из БВ в реальных условиях потери их прочности не наблюдалось. Исходная прочность элементарных штапельных волокон равнялась 58.0 кг/мм2, после двухлетней службы она составила 62.0 кг/мм2. Некоторое повышение прочности волокон объясняется отложением солей в микротрещинах волокон (солевой спайкой микро трещин в волокнах). Коррозионных изменений поверхности волокна не обнаружено.
Химический анализ БВ, прослуживших в качестве фильтров в натурных условиях в течении двух лет, не показал существенных изменений состава, т.е.
I
SCIENCE TIME
I
кольматизации БВ не происходит.
При расчете цены испытанного нами базальтового фильтра мы показали стоимость в 4 долл. США. Если допустить грубое предположение цены базальтового фильтра равным цене сверяемым фильтром (20 долл. США), то производство базальтовых фильтров не только обеспечит внутренний рынок качественными фильтрами, а создает новую перспективную промышленность в которой будут заняты часть населения, что решает вопрос трудоустройства народа в стране.
Литература:
1. Шешко Е.Е. Горно-транспортные машины и оборудования для открытых работ. 4-издание, М., МГГУ, 2006.
2. Курбанов А.А., Мельникова Е. Условие получения базальтоволокнистого материала. Горный вестник Узбекистана. 2008. № 3. С. 83.