Научная статья на тему 'Разработка занятия по теме: «Как я рад, что я есть!»'

Разработка занятия по теме: «Как я рад, что я есть!» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ЗАНЯТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резюкина Светлана Федоровна, Нагайченко Наталья Николаевна

В статье представлена практическая разработка занятия в рамках образовательной программы «Успех. Мои открытия обо мне» для внеурочной деятельности учащихся 1-го класса. Авторы раскрывают цели, задачи, план и ход проведения занятия, а также описывают необходимые ресурсы, необходимые для раскрытия таланта каждого ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка занятия по теме: «Как я рад, что я есть!»»

Каждый ребенок — одаренный!

Приложение 2

Анкета для родителей

Заполните, пожалуйста, следующую анкету, этим Вы поможете оценить природные таланты и способности вашего ребенка.

Имя___________________________дата_______________

1. Какой, по-вашему, самый любимый предмет Вашего

ребенка в школе?_____________________________________

2. Каковы его интересы и хобби вне школы_________

3. Отметьте все, с чем, по-вашему, он хорошо справляется:

_________чтение

_________письмо

____________выступление перед аудиторией или в небольшой группе

_________искусство (рисование красками, лепка и т.д.)

____________музыка (пение, слушание музыки, игра на музыкальном инструменте и т.д.)

____________ математика (вычисления, измерения, решение логических задач и т.д.)

____________двигательная деятельность (танцы, спорт, актерская игра и т.д.)

_________работа в одиночестве

_________работа в группе или команде

____________ строительная деятельность (конструирование, создание моделей и т. п.)

4. Добавьте сами, в чем еще он способен и чего нет

в списке___________________

5. Каким способом, как Вам кажется, он любит узнавать что-либо новое? Например, через чтение, беседы с другими, обучаясь один, проигрывая что-либо, в непосредственной деятельности и т. д.

6. Оцените его способности по десятибалльной шкале, где 10 означает самую высокую оценку.

Вербально-лингвистические _____________ логико-математические ______________________________

Пространственные_______моторно-двигательные________

Внутриличностные_____________музыкальные___________

Межличностные__________натуралистические___________

7. Какие навыки, виды деятельности или школьный

предмет Вы бы хотели, чтобы улучшил Ваш ребенок?_______

8. Какие навыки, виды деятельности или школьный предмет, по-вашему, он улучшил?____________________________

9. Чему бы Вы хотели, чтобы Ваш ребенок больше научился?

10. Что можно изменить или улучшить, чтобы учение стало интереснее и значимее для Вашего ребенка?___________

11. Какие Ваши самые приятные воспоминания, связанные со школьной жизнью Вашего ребенка?_________________

12. Какие профессии, по-вашему, могут интересовать

его в связи с его будущей карьерой?____________________

Литература

1. Hoerr, Thomas. Applying MI in Schools http://education.jhu.

edu/newhorizons/strategies/topics/mi/hoerr2.htm

2. Nelson, Kristen. Developing Students' Multiple Intelligences.

Scholastic Professional Books, 1998. Перевод О. В. Евсти-

феевой.

Резюкина Светлана Федоровна

Учитель начальных классов г. Санкт-Петебрург ГОУ СОШ № 644 Нагайченко Наталья Николаевна

научный руководитель школы №644 г. Санкт-Петербург

J

V

РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «КАК Я РАД, ЧТО Я ЕСТЬ!»

Л_____________________________________________с

Аннотация. В статье представлена практическая разработка занятия в рамках образовательной программы «Успех. Мои открытия обо мне» для внеурочной деятельности учащихся 1-го класса. Авторы раскрывают цели, задачи, план и ход проведения занятия, а также описывают необходимые ресурсы, необходимые для раскрытия таланта каждого ребенка.

Ключевые слова: внеурочная деятельность учащихся, образовательная программа, занятие, социальные роли.

Эксперимент и инновации в школе 2012/3

11

Каждый ребенок — одаренный!

Занятие «Как я рад, что я есть!» - это второе занятие по теме «Как прекрасно быть самим собой!» в рамках образовательной программы «Успех», для внеурочной деятельности учащихся, которая реализуется в начальных классах школы № 644 Приморского района Санкт-Петербурга уже два года [1,2].

Самой важной идеей занятия является создание ситуаций для знакомства ребенка с различными социальными ролями, которые играют люди на протяжении своей жизни. В ходе этого занятия ученики осознают собственное «Я» как личности, как друга, как члена своей семьи и гражданина России. Учитель помогает раскрыть способности ребенка к самоактуализации на основе личностного выбора [3, 4, 5, 6, 7].

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ:

1. Карточки с ролями, которые развешиваются в разных концах класса: 1

2. Ситуационные карточки

Мама и папа встречают ученика после школы. Ученик получил двойку.

Два друга пошли гулять и встретили бабушку, которая не может перейти дорогу.

Брат и сестра поругались из-за любимой книжки. Бабушка хочет их помирить и найти соглашение.

Учительница просит родителей прийти в школу и объясняет причину своей просьбы. Телефонный разговор.

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

Друзья пришли в гости к подруге, которая заболела.

3. Несколько маленьких зеркал (желательно по 1 зеркалу на парту).

4. Рабочая тетрадь ученика «Мои открытия обо мне».

5. Книга для учителя «Мои открытия обо мне».

ПЛАН ЗАНЯТИЯ (35 минут):

1. Подготовьте карточки с ролями и развесьте их по всему классу (смотрите раздел «Необходимые ресурсы»).

2. Подготовьте сценку «Три дочки» (смотрите сценарий в разделе «Основная часть»).

3. Проведите упражнение «Чувствуем друг друга».

4. Вспомните вопросы, которые обсуждались на прошлом первом занятии по этой теме.

5. Обсудите с детьми эти роли и характеры. Попросите учеников выбрать желанную для них роль. Попросите объяснить свой выбор.

6. Предложите ребятам выбрать ситуационную карточку и разыграть мини-спектакли по ролям. Обсудите ситуации (смотрите раздел «Необходимые ресурсы»).

7. Проведите игру «Зеркало».

8. Обобщите итоги занятия.

9. Попросите ребят принести на следующее занятие измерительную ленту и старую футболку светлого цвета.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1. Проведите упражнение «Чувствуем друг друга» (3 минуты).

«Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Послушаем свое дыхание. Затем прислушаемся к звукам в нашей комнате, потом - к звукам, доносящимся с улицы. И снова послушаем свое дыхание. А теперь почувствуем свою правую руку, а в ней - руку соседа, затем почувствуем левую руку и руку соседа слева. Попробуем представить себе, что через руки бежит невидимый ручеек. В виде чего этот ручеек? Может быть, тепла или доверия, а может быть, поддержки друг друга или чего-нибудь еще? Постарайтесь запомнить это ощущение в руках, сохранить его на протяжении всего занятия».

2. Разминка (5 минут).

Учитель: Прочитайте тему нашего занятия на доске (дети читают вслух вместе). Это второе наше занятие, посвященное данной теме. Вспомните, чем мы занимались на первом занятии по этой теме? (ответы детей: на первом занятии мы вспоминали, как мы любили быть маленькими и рассматривали наши детские фотографии).

Учитель: Сегодня я предлагаю подумать и ответить на вопрос: «Какие роли мы исполняем в жизни?» Какие характеры соответствуют определенной роли? Почему? (выслушиваются все ответы детей, неточные и неправильные ответы не комментируются).

3. Основная часть (20 минут).

Учитель: Давайте посмотрим маленькую сценку и подумаем над правильностью наших предположений.

Сценка «Три дочки» (автор-учитель, три девочки: Танюша, мама, бабушка)

Ведущий:

Танюша под вечер с прогулки пришла И куклу спросила...

Танюша:

Как, дочка, дела?

Опять ты запачкала ручки и ножки,

Наверно, играла с собакой и кошкой?

И съела не суп, а конфетку одна.

С этими дочками просто беда!

Ведущий:

Танюшина мама с работы пришла И Таню спросила.

12

Эксперимент и инновации в школе 2012/3

Каждый ребенок — одаренный!

Мама:

Как, дочка, дела?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опять заигралась, наверно в саду?

Опять ухитрилась забыть про еду?

«Обедать»,- кричала бабуся 100 раз.

А ты отвечала: «Сейчас да сейчас»

С этими дочками просто беда!

Ведущий:

Тут бабушка, мамина мама пришла И маму спросила...

Бабушка:

Как, дочка, дела?

Наверно, в больнице за целые сутки Опять для еды не нашла ни минутки,

А вечером столько съела сухой бутерброд.

Ведь столько у вас там забот и хлопот!

Нельзя же сидеть целый день без обеда,

Уж доктором стала, а все непоседа -Ты ведь, родная, так молода.

С этими дочками просто беда!

Ведущий:

Три мамы в столовой сидят,

Три мамы на дочек глядят.

Что с дочками сделать упрямыми?

Все:

Ох, как непросто быть мамами!

Беседа-диалог учителя с классом.

Учитель:

- Давайте разберем, какие роли исполняют каждые из этих девочек.

- Даша исполняет роль прежде всего. девочки,

а для куклы...мамы, для этой героини (учитель указывает на маму) ...дочки, а для этой героини (учитель указывает на бабушку)...внучки.

- Настя исполняет роль..женщины, а для этой героини (учитель указывает на дочку) . мамы, для этой героини (учитель указывает на бабушку) ..дочки. А кто был внимательным и услышал о еще одной роли, которую исполняет эта героиня? (ответ: врача).

- Олеся исполняет роль..пожилого человека. Для этой героини (учитель указывает на внучку) . бабушки, а для этой героини (учитель указывает на врача) . мамы.

- Повторим все роли каждой героини.

- Подумайте, что только три человека исполняют так много ролей в своей жизни.

ВАЖНО: учитель не должен сам проговаривать роли, исполняемой каждой девочкой, заменяя их словами «эта героиня»! Необходимо дождаться ответа детей.

Работа в парах.

Учитель:

- Потренируйтесь в парах и расскажите своему соседу, какие роли исполняете вы.

- Кто расскажет вслух классу о своих ролях? (не забыть сделать акцент, что по отношению к Российскому государству - человек является гражданином).

- Посмотрите внимательно. На стенах класса развешаны таблички с различными социальными ролями. Прочитаем их вместе: «брат», «сестра», «дочь», «ученик», «товарищ по команде», «мама», «папа», «друг», «учитель».

Работа по карточкам с ролями.

Учитель:

- Выберете себе одну из ролей, которые написаны на карточках в классе (дети расходятся по кабинету).

- Почему вы выбрали ту или иную роль? (выслушивается каждый ребенок).

Работа с ситуационными карточками.

Учитель:

- Запомните те роли, которые вы выбрали и давайте разыграем небольшие мини-спектакли (проигрываются и обсуждаются ситуационные карточки).

4. Рефлексия (5 минут).

Игра «Моё зеркало».

Загадка

В деревянной раме Художник перед нами.

Художник честный много лет Дарит каждому портрет.

А портрет на диво!

И выполнен правдиво.

(Зеркало)

Поговорите с ребятами о зеркальном отражении. Покажите, что зеркало отражает не только наши действия, но и наши чувства. Предложите ученикам показать глупое лицо, счастливое лицо, грустное лицо. Пусть один ребенок угадывает настроение другого по выражению его лица. Обратите внимание на важность доброжелательного выражения лица.

Учитель:

- Как вы думаете, почему в теме про социальные роли мы играли с зеркалом и выражали свои эмоции?

- Необходимо помнить, что вне зависимости от того, какие социальные роли исполняются, человек должен оставаться хорошим, добрым и положительным.

ВАЖНО: обратите внимание детей на доброжелательное выражение лица в беседе с другим человеком. Ваши глаза должны улыбаться!

5. Итог занятия (2 минуты).

Учитель:

- Что вы узнали на занятии?

- Что нового выяснили для себя?

ВАЖНО: В заключительном слове учитель говорит о том, как прекрасно быть самим собой, исполняя свои роли со всей трепетностью и любовью.

6. Дополнительная идея:

Предложите ученикам познакомиться с дополнительной информацией на web-ресурсе программы «Успех» о том, как уметь сотрудничать в команде, как правильно рассчитывать свое время, как интересно вести беседу.

Эксперимент и инновации в школе 2012/3

13

Каждый ребенок — одаренный!

Литература

1. Нагайченко Н.Н., Петухова Т.В. Инновационная программа дополнительного образования «Успех», ориентированная на достижение метапредметных результатов // Инновационные проекты и программы в образовании.-2012.- № 2.

2. Нагайченко Н.Н., Петухова Т.В. Программа внеурочной деятельности «Успех», направленная на развитие у учащихся начальных классов метапредметных результатов // Эксперимент и инновации в школе.- 2012.- № 2.

3. Прохорова С.Ю., Трубина З.Д., Еремеева О.А. Начальная школа полного дня: перспектива развития. // Эксперимент и инновации в школе.- 2009.- № 1.

4. Сиденко А.С. О модели внутрифирменного повыше-

ния квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 4.

5. Сиденко Е.А. К вопросу адаптации младшего и старшего подростка в социуме // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 6.

6. Теряева И.П. Игра - как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании-2011.- № 2.

7. Федина Л.С. Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе как фактор повышения уровня учебной мотивации младших школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент-2011.- № 4.

Клепиков Валерий Николаевич

заместитель директора по инновационной работе

МОУ «Лицей» г. Обнинск [email protected]

J ^

НЕЯВНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОДАРЁННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Л___________________________________________Г

Аннотация. Автор предлагает свою классификацию одаренных учащихся и дает практические советы по работе с ними.

Ключевые слова: одаренные дети, математика, ученики-прагматики ученики-романтики ученики-реалисты

«Мы только с голоса поймём, Что там царапалось, боролось, И чёрствый грифель поведём Туда, куда укажет голос» (О. Мандельштам)

Когда мы задаёмся вопросом, все ли дети одарённые, то всё зависит от того, что понимать под одаренностью и какова специфика того материала, на котором эта одарённость проявляется. Проблеме одаренности посвящено много печатных работ, в которых рассматривается содержание понятия, технология работы с одаренными, подготовка учителя к ра-

боте с такими детьми [1, 2, 3, 4, 5] и многие другие аспекты этой проблемы.

В течение нескольких лет мы побывали на трёх конференциях, посвящённых одарённым детям. Однако на них говорилось по сути одно и то же. Более того, в докладах выступавших не чувствовалась специфика их предмета и того материала, на котором эта одарённость проявляется.

Наш взгляд, каждый предмет имеет свои особенности, свои уникальные механизмы по развитию внутреннего мира школьника. А нас,учителей математики, смеем надеяться, в первую очередь волнуют не результаты ЕГЭ, а духовно-интеллектуальное развитие юного человека.

14

Эксперимент и инновации в школе 2012/3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.