Научная статья на тему 'Разработка визуальной системы навигации остановочных комплексов города Челябинска'

Разработка визуальной системы навигации остановочных комплексов города Челябинска Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
388
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ СИСТЕМА НАВИГАЦИИ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / НАВИГАЦИОННЫЙ ДИЗАЙН / ОСТАНОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС / ГОРОД ЧЕЛЯБИНСК / VISUAL NAVIGATION SYSTEM / URBAN ENVIRONMENT / NAVIGATION DESIGN / STOP COMPLEX / CITY OF CHELYABINSK

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шевцова В.В., Нагорная М.С., Воробьёва О.И.

Важной составляющей современной городской среды является компетентно разработанная и внедренная система навигации остановочных комплексов, основными ее достоинствами являются привлекательность для отечественных и зарубежных туристов, комфортная и эстетическая однородность города, возможность создания безбарьерной среды. Графический дизайн играет особую роль в брендировании территорий, создании фирменного стиля мегаполиса, благодаря ему формируется определенный и надолго запоминающийся яркий визуальный образ для большинства людей, его основные элементы: логотип, шрифт и цветовая палитра, композиционные принципы должны быть привлекательным и информативным. Система цветовой идентификации, шрифты, пиктограммы, расположение элементов, принцип непрерывности маршрута в городской навигации помогут сориентироваться как жителю, так и туристу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A VISUAL NAVIGATION SYSTEM FOR STOP COMPLEXES OF CHELYABINSK

An important component of the urban environment is a competently built navigation system for stop complexes, its main advantages are tourist attractiveness, comfortable and aesthetic uniformity of the city, the ability to create a barrier-free environment. Graphic design plays a special role in creating a corporate identity and branding of territories, thanks to it, a definite and permanently memorable visual image for a large number of people is formed, its main elements: logo, font, color scheme, compositional principles should be attractive and informative. The system of color identification, fonts, pictograms, the arrangement of elements, the principle of the continuity of the route in city navigation will help orient both a local resident and a tourist.

Текст научной работы на тему «Разработка визуальной системы навигации остановочных комплексов города Челябинска»

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И АРХИТЕКТУРЕ

Для цитирования: Шевцова В.В., Нагорная М.С., Воробьева О.И. Разработка визуальной системы навигации остановочных комплексов города Челябинска // Управление в современных системах. 2020. №3(27). С. 51-61.

О. 10.24411/2311-1313-2020-10005 УДК 711-1 ББК 85.118

РАЗРАБОТКА ВИЗУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАВИГАЦИИ ОСТАНОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

Шевцова В.В.1, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет» Нагорная М.С.2, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет» Воробьева О.И.3, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»

Аннотация

Важной составляющей современной городской среды является компетентно разработанная и внедренная система навигации остановочных комплексов, основными ее достоинствами являются привлекательность для отечественных и зарубежных туристов, комфортная и эстетическая однородность города, возможность создания безбарьерной среды.

Графический дизайн играет особую роль в брендировании территорий, создании фирменного стиля мегаполиса, благодаря ему формируется определенный и надолго запоминающийся яркий визуальный образ для большинства людей, его основные элементы: логотип, шрифт и цветовая палитра, композиционные принципы должны быть привлекательным и информативным. Система цветовой идентификации, шрифты, пиктограммы, расположение элементов, принцип непрерывности маршрута в городской навигации помогут сориентироваться как жителю, так и туристу.

Ключевые слова: визуальная система навигации, городская среда, навигационный дизайн, остановочный комплекс, город Челябинск.

Введение

В современных условиях мегаполисы развивают инновационную комфортную городскую среду, которая в управлении социальными сообществами в культурно-историческом пространстве может оказывать позитивное влияние на настроение жителей, создавать для горожан комфортные условия проживания, активизировать активность людей и делать муниципалитет привлекательным для внутреннего и въездного туризма. Современные города немыслимы без указателей - это своего рода графический язык, с помощью которого люди общаются с окружающей средой. Проблема оснащения городов средствами статической

1 Шевцова В.В., студентка 4 курса ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет», г. Челябинск, Россия, 454052, г. Челябинск, ул. Комаровского, 9А; e-mail: 24_vichka98@mail.ru

2 Нагорная М.С., к.и.н., доцент кафедры ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет» г. Челябинск, Россия, 454052, г. Челябинск, ул. Комаровского, 9А; e-mail: marya.nagornaya@mail.ru; SPIN-код: 4190-9463, Author ID: 670336

3 Воробьева О.И., доцент кафедры ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет», г. Челябинск, Россия, 454052, г. Челябинск, ул. Комаровского, 9А; e-mail: vorobevaoi@inueco.ru; SPIN-код: 5809-6308, Author ID:851042

навигации стала активно рассматриваться с точки зрения организации функционирования общественного транспорта, поскольку грамотно организованная система навигации остановочных комплексов важна и эффективна.

Экологичный, комфортный, зеленый, безопасный, высокотехнологичный, «умный город» - вот те качества и характеристики, которые стали основой для формирования современной городской среды. Указы Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»1 и «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»2 одной из актуальных задач признает создание комфортных условий для проживания российских граждан, а Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 года3 к индексу городского развития относит интегральную оценку качества и комфортности городской среды.

Челябинск - город-миллионник, крупный индустриальный, культурный, спортивный, молодёжный центр России, место с богатым, но, на наш взгляд, пока полностью не раскрывшимся туристическим потенциалом. Более 1 млн человек посетили Челябинскую область и её столицу в 2019 г.4, на территории постоянно проживает 84,1 тысяча иностранных граждан и лиц без гражданства5, эти аспекты необходимо учитывать, по нашему мнению, при формировании и развитии городской среды.

Объект исследования - визуальная система навигации остановочных комплексов общественного транспорта.

Предмет - графический дизайн как средство оптимизации визуальной системы навигации остановочных комплексов (на примере г. Челябинска).

Методы исследования: типологический, сравнительный, источниковедческий, статистический, социологический, экспертные суждения, структуризационный, этнографический, абстрактно-модельный, макетно-модельный и др.

Визуальная система навигации остановочных комплексов: проект для города Челябинска

Графический дизайн играет особую роль в создании фирменного стиля и брендирования территорий, благодаря ему формируется определенный и надолго запоминающийся визуальный образ для большого количества людей, его основные элементы: логотип, шрифт, цветовая гамма, композиционные принципы должны быть привлекательным и информативным.

Основная цель навигации - ориентирование людей в пространстве, и независимо от сложности этого пространства специалисты отмечают дезориентацию человека в городе как массовое явление, процесс ориентации, на наш взгляд, должен быть простым, интуитивно понятным и быстрым. Навигационный дизайн - относительно новое и перспективное направление научных исследований и практических разработок современных отечественных и зарубежных ученых и практиков.

1 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 // [Электронный ресурс]. URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения 11.08.2020)

2 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 // [Электронный ресурс]. URL http://www.consultant.m/document/cons_doc_LAW_357927/ (дата обращения 16.08.2020)

3 Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р // [Электронный ресурс]. - URL http:www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/ (дата обращения 18.08.2020)

4 Лучшие туристические регионы России 2019 // ТурСтат // [Электронный ресурс]. - URL http://turstat.com/toptravelrussiaregion2019 (дата обращения 15.08.2020)

5 Численность мигрантов в Челябинской области. Данные регионального управления по вопросам миграции МВД России // [Электронный ресурс]. - URL https://u.to/CIa6Fg (дата обращения 20.08.2020)

Современная городская навигация - это не только знаки и указатели, она включает в себя все способы, с помощью которых люди ориентируются в пространстве. Перемещаясь по собственному маршруту, жители и гости муниципалитета двигаются по собственной индивидуальной траектории между определенными точками принятия решений, и именно доступная информация в данных пунктах и окружающее их пространство помогают правильно выбрать дальнейший путь. Существенную роль в создании пространства, удобного для ориентирования, также играют элементы городской среды, такие как исторические объекты, иные достопримечательности, общественное пространство, ландшафт, дорожное покрытие, цвета, материалы, освещение и различные архитектурные формы. Связанная воедино навигационная система призвана восполнить пробелы и соединить разрозненные элементы, сделав городскую среду доступной для понимания и удобной в использовании.

На наш взгляд, остановки общественного транспорта - важная составляющая городской среды; основными преимуществами эффективно спроектированной навигационной системы являются туристическая привлекательность, комфортность и эстетическая однородность городского пространства, что подтверждено передовой национальной [Шевцова, Нагорная, 2020] и международной [Шевцова, Нагорная, 2019] практикой.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области общественный транспорт столицы Южного Урала перемещает около двухсот тысяч пассажиров в день. Для оценки удовлетворенности жителей и гостей Челябинска действующей транспортной системой и последующей выработки предварительных рекомендаций к созданию концепции оформления и выбора наиболее продуктивного дизайнерского решения визуально-графического оформления остановочных комплексов было проведено социологический опрос «Навигационное оформление остановочных комплексов г. Челябинска: социальный заказ» [Шевцова, Нагорная, 2019а].

Ориентируясь на результаты проведённого авторского социологического исследования, в данный момент мы предлагаем авторский вариант визуальной системы навигации остановок общественного транспорта столицы Южного Урала.

Рисунок 1. Предлагаемый макет остановочного комплекса Источник: авторская разработка

На авторском рисунке представлен пример визуального оформления остановочного комплекса города Челябинска. При создании навигационной системы необходимо учитывать материалы, символические значения цветов, фирменные цвета бренда. Ряд материалов подвержен климатическим и погодным влияниям, также существуют ограничения при

подборе цвета, так как они подвержены солнечному выгоранию и иным воздействиям окружающей среды, рекомендуется использовать природные цвета и материалы, такие как дерево, камень, различные металлы.

Основа навигационного носителя на авторском макете выполнена в темно-сером и черном цвете, благодаря чему носители органично вписываются в окружающее архитектурное пространство столицы Южного Урала. Мы предлагаем темный оттенок цвета элементов, на которые непосредственно наносится информация, с целью выделения как на общем архитектурном фоне, так и на фоне базового элемента, на котором они держатся. Наиболее эффективным решением станет чёткое зонирование видов общественного транспорта (автобус / троллейбус / трамвай / маршрутное такси).

При разработке макета нами предложено определенное цветовое кодирование всех маршрутов. На прилегающей к остановочному комплексу информационной стеле должны быть расположены как карта проходящих маршрутов, так и достаточно подробная схема города десятиминутной доступности с обязательным ориентационным указателем «Вы здесь». Для большей осведомленности жителей и гостей города, благодаря многофункциональности и передвижному механизму, на стеле можно размещать афиши предстоящих мероприятий, социальную рекламу и т.п.

Важным элементом остановочного комплекса является фриз.

I

• Агроуниверситет

Agrouniversitet

Алое поле

Aloe pole

#27 8 Щ'§)

I

Рисунок 2. Остановочные фризы Источник: авторская разработка

Тёмная палитра цвета фриза, на наш взгляд, гармонично сочетается с любой городской средой, фон подчеркивает навигационные элементы, которые в свою очередь должна быть достаточно яркими, крупными, четкими и понятными. Навигационный шрифт следует использовать без засечек, соблюдая определенный баланс между толщиной штрихов и межбуквенным интервалом. Особенностью навигационного шрифта, является четкая читаемость в сложных условиях (значительное расстояние, ореолы от люминисценции фигурных световых коробов, солнечные блики). При создании макета нами было уделено приоритетное внимание современному стилю оформления с применением узнаваемой символики города (герб) и инфографики региональных значимых достопримечательностей. Мы считаем, что для разработки комплексной стратегии территориального брендинга необходимо активно использовать фирменные цвета и символику (герб) муниципалитетов, где расположена остановка.

Современные условия жизни города диктуют необходимость представления важной информации на нескольких языках: век глобализации выявил проблему ориентирования в пространстве представителей различных языковых групп, а увеличение въездного туристического потока поставило задачу обеспечения языковой доступности навигационной системы. Название остановки на макете представлено на двух языках, но, на наш взгляд, в ряде муниципалитетов, учитывая языковые категории туристов, динамику посещения, необходимо представлять информацию и на китайском языке. Статья 68 Конституции РФ даёт право республикам как субъектам РФ наряду с государственным русским языком устанавливать собственные языки, логично, по нашему мнению, будет их использовать в региональной навигационной системе.

Для наглядности и эффективного ориентирования название следующей/предыдущей остановки на макете подкреплено не только стрелкой, указывающей направление движения, но и авторской пиктограммой объекта, расположенного вблизи.

Современными дизайнерами для повышения разборчивости и узнаваемости комплексной системы навигационных указателей активно внедряется новое поколение видов информации, активно применяемые в международной практике графические символы и пиктограммы, одинаково понятные представителям различных языковых групп, в сочетании со знаками, использование которых установлено в России. Пиктограмма - это графический символ, который предназначен для позиционирования определенного объекта и выступает его визуальным синонимом. Пиктограммы обозначают важные объекты, которые находятся на территории, их использование даёт следующие преимущества: высокая скорость считывания по ходу движения; высвобождение дополнительного места на картах и указателях; универсальность и однозначность восприятия различными группами населения; возможность не использовать перевод и подпись, понимание всеми, кто не владеет местным языком, в т. ч. не только иностранцами, но и детьми.

Рисунок 3. Пиктограммы достопримечательностей г. Челябинска

Источник: авторская разработка

Для цельности, продуманности, узнаваемости образа транспортной системы, мы ввели цветовое кодирование, каждый маршрут имеет свой цвет, что решает задачу создания запоминающегося средового ориентира.

^^ ЧТЗ - ПКиО им. Гагарина

ЧГЗ - пос. Первоазёрный

ПКиО им. Гагарина - ЧКПЗ

ул. Молдавская - Солнечный берег

ул. Молдавская - Ж/д вокзал

пос. Перваазёрный - ПКиО им. Гагарина

ул. Молдавская - пос, Первоозёрный

Рисунок 4. Цветовое кодирование маршрутов Источник: авторская разработка

Цвет имеет особое влияние на восприятие человека, а также свою определенную символику, должным образом гармонируя друг с другом, чтобы легко считываться, даже при их беглой обработке. Форма, гарнитура шрифта, цвет, логотип, слоганы, информация о продукте - каждый элемент влияет на восприятие бренда.

Использование закрепленного за маршрутом цвета, мы считаем необходимым использовать и на маршрутоуказателе.

Рисунок 5. Маршрутоуказатели Источник: авторская разработка

Маршрутоуказатель - устройство, информирующее пассажира о номере маршрута и пути транспортного средства. Он также может отображать дополнительную информацию, например, о принятых типах билетов. Указателей бокового пути может быть несколько, в зависимости от возможной для размещения площади и количества входов. На переднем и боковых указателях маршрута, указываются отправная, конечная и, если возможно, некоторые промежуточные остановки. Индикатор маршрута сзади обычно показывает только номер маршрута. Каждый указатель должен иметь свой индивидуальный цвет и номер соответствующего маршрута, совпадающий с обозначением на карте.

Использование карт и схем - это ключевой момент навигации, первостепенная часть навигационной системы.

Рисунок 6. Карта троллейбусных маршрутов Источник: авторская разработка

Информационная стела, на которой мы предлагаем размещать подробную карту, -небольших размеров конструкция, которая призвана являться источником информации об объектах, расположенных вблизи, помогать достаточно быстро сориентироваться на местности и спланировать дальнейший маршрут. Стела должна быть привлекающей внимание и доступной к прочтению. Необходимо учесть, что стенды/стелы, размещаемые на остановочных комплексах должны быть удобны в эксплуатации, антивандальны и по современным требованиям - экологически безопасны; также рекомендуется использовать на плоских поверхностях и малых архитектурных формах рельефное текстурирование или перфорирование, которые будут препятствовать расклейке объявлений, разрисовыванию поверхности и облегчать их очистку.

Потребителю важно быстро понять собственное местоположение и выстроить маршрут до определённого объекта, с этой целью в навигационной системе модернизируются карты города/района, на которых все указатели спроектированы с учетом местоположения человека с обозначающей меткой «Вы здесь».

Рисунок 7. Карта с указателем «Вы здесь» Источник: авторская разработка

Обычно карта спроектирована по направлению взгляда: всё, что изображено слева, также находится слева от человека, иногда дополнительно вводят указатель по сторонам света, например, «на юг», рекомендуется на пешеходных картах отмечать круг пятиминутной доступности, показывающий, важные объекты, находящиеся рядом с текущим местоположением субъекта.

Для удобства ориентирования, мы считаем необходимым размещать карту, как важный элемент навигации, и в общественном транспорте.

Рисунок 8. Карта троллейбусных маршрутов в транспорте Источник: авторская разработка

Рисунок 9. Внутренняя карта троллейбуса

Источник: авторская разработка

Карта одиночного маршрута располагается непосредственно внутри транспортного средства, она имеет свой индивидуальный цвет и номер соответствующего ей маршрута.

Данные карты необходимы как муниципальной власти и специалистам для оперативной работы по модернизации транспортной сети, так и для жителей и гостей города.

Также в транспортном средстве можно с помощью инфографики, как одного из видов информационной навигации, представить правила пользования общественным транспортом. Благодаря вводу изображений и минимизации текста, мы получили доступный способ донести до пассажиров важную для них информацию.

Рисунок 10. Инфографика правил пользования общественным транспортом Источник: авторская разработка

Заключение

Таким образом, мы видим, что навигационная система остановочных комплексов является необходимой частью современной городской среды и, если она спроектирована правильно, профессионально, с учетом потребности горожан и туристов, с использованием последних технологических и дизайнерских решений, несомненно это благотворно отразится на создании комфортных условий жизни для жителей и сделает город привлекательным для туристов всех возрастов и национальностей.

На наш взгляд, при модернизации визуальной навигационной системы муниципальных остановочных комплексов общественного транспорта необходима критическая оценка позитивных и негативных отечественных и зарубежных решений, а также учёт региональной специфики, особенностей местного рельефа и климата, объем пространства, категорию пассажиров (местные жители, туристы и мигранты, лица с инвалидностью и т.д.), интенсивность пассажиропотока городского общественного транспорта. Решения по планировке павильона, внешняя отделка стоп-элементов, информационные стелы, архитектурные формы, освещение должны, на наш взгляд, в комплексе сочетаться с окружающей средой, в т.ч. с памятниками истории и культурного наследия, др. достопримечательностями. Рекомендуем обратить особое внимание на современный стиль дизайна, а также активно использовать узнаваемые символы (бренд), исторические, культурные и иные особенности муниципалитета. Если будут учтены все факторы, мы получим оптимальную городскую среду и мультипликативный эффект.

Список источников

1. Бекишев М. А. История визуальных систем ориентирования в пространстве // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2011. № 127. [Электронный ресурс]. URL: cyberleninka.ru/article/n/istoriografiyavizualnyhsistem-orientirovaniya-v-prostranstve.pdf (дата обращения: 16.08.2020).

2. Бхаскаран Л. Анатомия дизайна: реклама, книги, газеты, журналы / ЛакшмиБхаскаран. М.: Астрель, 2006. 256 с.

3. Быстрова Т.Ю. Вещь, форма, стиль: введение в философию дизайна / ООО «Фабрика комиксов» (импринт «Кабинетный ученый»). Екатеринбург, 2016. С. 376.

4. Концепция транспортного ориентирования «Разработка визуальной системы навигации городского общественного транспорта для туристов в городе Иркутске». [Электронный ресурс]. URL: irkobl.ru/sites/tour/topical/for%20G0/ Концепция%20транспортное%20ориентирование%20Иркутск%202016-2017.pdf (дата обращения: 22.08.2020).

5. Невзорова П.А. Городская навигация как критерий формирования комфортной среды / Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11 (22). С.24-29.

6. Новичкова О.Г., Натус Н.И. Дизайн навигационных систем как одно из направлений современного дизайна // Царскосельские чтения. 2014. № 17. Т.1. С. 180-183.

7. Шевцова В.В., Нагорная М.С. Навигационная система остановочных комплексов: зарубежный опыт / Сборник трудов IX Всероссийской (национальной) научно-практической конференции научных, научно-педагогических работников и аспирантов Управление в современных системах / [науч. ред. А.В. Молодчик, Д.В. Валько]. Челябинск: ОУ ВО «ЮжноУральский технологический университет», 2019. С.448-459.

8. Шевцова В.В., Нагорная М.С. Навигационное оформление остановочных комплексов в г. Челябинске: социальный заказ // Управление в современных системах. 2019. № 4 (24). С. 62-70.

9. Шевцова В.В., Нагорная М.С. Стилистические тенденции проектирования навигационного пространства остановочных комплексов в городах России // Управление в современных системах. 2020. № 1 (25). С. 76-88.

DEVELOPMENT OF A VISUAL NA VIGATION SYSTEM FOR STOP COMPLEXES OF

CHELYABINSK

Shevtsova V.V., South Ural University of Technology Nagornaya M.S. South Ural University of Technology Vorobeva O.I. South Ural University of Technology

Abstract

An important component of the urban environment is a competently built navigation system for stop complexes, its main advantages are tourist attractiveness, comfortable and aesthetic uniformity of the city, the ability to create a barrier-free environment.

Graphic design plays a special role in creating a corporate identity and branding of territories, thanks to it, a definite and permanently memorable visual image for a large number of people is formed, its main elements: logo, font, color scheme, compositional principles should be attractive and informative. The system of color identification, fonts, pictograms, the arrangement of elements, the principle of the continuity of the route in city navigation will help orient both a local resident and a tourist.

Keywords: visual navigation system, urban environment, navigation design, stop complex, city of Chelyabinsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.