Научная статья на тему 'Разработка виртуальных конструкций двигателей'

Разработка виртуальных конструкций двигателей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
354
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА / АВИАЦИОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ / ВОЗДУШНАЯ СИСТЕМА / РАДИАЛЬНЫЕ ЗАЗОРЫ / VIRTUAL DEVELOPMENT / AIRCRAFT ENGINE / AIR SYSTEM / RADIAL CLEARANCE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Фалалеев Сергей Викторинович, Мятлев Александр Сергеевич, Тисарев Андрей Юрьевич

В статье представлен опыт виртуальной разработки конструкции авиационных двигателей и энергетических установок. Приведены результаты моделирования воздушной системы двигателя и изменения радиальных зазоров в турбине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Фалалеев Сергей Викторинович, Мятлев Александр Сергеевич, Тисарев Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of virtual designs engines

The paper presents the experience of virtual development of aircraft engines designs and power plants constructions. The results of modeling the air systems of the engine and changing the radial clearances in the turbine are adduced.

Текст научной работы на тему «Разработка виртуальных конструкций двигателей»

АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

УДК 621.452

С. В. Фалалеев, А. С. Мятлев, А. Ю. Тисарев

РАЗРАБОТКА ВИРТУАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДВИГАТЕЛЕЙ

В статье представлен опыт виртуальной разработки конструкции авиационных двигателей и энергетических установок. Приведены результаты моделирования воздушной системы двигателя и изменения радиальных зазоров в турбине. Виртуальная разработка; авиационные двигатели; воздушная система; радиальные зазоры

В настоящее время в Самарском государственном аэрокосмическом университете осуществлен переход на более качественную подготовку инженеров-конструкторов по авиационным двигателям. Особенности этой подготовки:

• современность образования (сквозное использование информационных технологий в едином информационном пространстве);

• многоуровневость;

• многовариантность;

• снижение рутинной составляющей конструкторской подготовки, возможность проведения оптимизации;

• комплексность рассматриваемых проблем.

• привлечение экспертов из конструкторских бюро при решении учебных задач на качественно новом уровне с интегрированным использованием САБ/САБ/САМ/РОМ-пакетов.

На кафедре конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов (КиПДЛА) Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ) реализуются концептуальные направления развития конструкторской подготовки. Это, в первую очередь, совершенствование методологии конструкторской подготовки специалистов на основе сквозного использования современных информационных технологий, а также реализация концепции новой методологии обучения студентов и переподготовки инженеров путем интеграции в учебном процессе современных информационных технологий и изучения конструкции авиационных двигателей с использованием их натурных макетов. По первому направлению в учебном процессе широко внедряется виртуальная разработка двигателей, их узлов и систем. То есть, создание цифровых макетов с мо-

делированием их работы в различных эксплуатационных условиях. По второму направлению осуществляется формирование современного учебного класса на базе созданного на кафедре центра истории авиационных двигателей (ЦИАД), имеющего крупнейшее в России собрание отечественных и зарубежных авиационных двигателей. В классе формируется 25 рабочих мест, оснащенных разработанной уникальной базой графических и текстовых данных по двигателям, в том числе объемными моделями важнейших элементов.

В результате проведенной модернизации учебного процесса удалось найти и реализовать способы улучшения подготовки студентов за счет обучения владению современными инструментами:

• значительное увеличение объема рассматриваемых вопросов при проектировании за счет повышения производительности труда студентов;

• повышение качества курсовых и дипло мных проектов (внедрение 3Б-моделирования, использование параметрических моделей);

• комплексность рассматриваемых проблем (как в рамках лабораторных работ, курсового проекта, так и в рамках сквозного курсового проекта);

• решаемость студентами актуальных задач, стоящих в КБ.

В результате СГАУ становится центром компетенции в области некоторых этапов проектирования аэрокосмических двигателей: формирование конструктивной схемы, проектирование важнейших элементов и систем двигателей (проектирование системы РНА компрессора, моделирование изменения радиальных зазоров в турбокомпрессоре и т. п.). Успехи связаны во многом с внедрением технологии виртуальной разработки.

Контактная информация: 8(846)267-46-75

В настоящее время ведущие мировые аэрокосмические фирмы планируют следующие этапы внедрения виртуальной разработки технических изделий:

• виртуальное прототипирование и тестирование, многодисциплинарный анализ;

• интегрированная проверка соответствия физических и виртуальных моделей, симуляция полного жизненного цикла;

• виртуальное моделирование процессов и сценариев поведения.

При внедрении виртуальной разработки двигателей на кафедре КиПДЛА СГАУ были поставлены цели:

• повышение эффективности процесса создания авиационных двигателей;

• отработка методики компьютерного

моделирования двигателей и их узлов;

• реализация на ряде узлов двигателей методики отработки конструкции при совместном исследовании газодинамических, тепловых, прочностных, кинематических и динамических процессов с использованием виртуальных стендов.

Поставленные задачи:

• разработка концепции виртуального

двигателя;

• разработка концепции создания пара-

метрической модели конструкции модуля двигателя;

• многодисциплинарный анализ процессов в узлах и системах двигателя;

• виртуальное моделирование происходящих в двигателе и его узлах процессов.

Внедрение этого позволяет получить следующий эффект:

• существенное снижение материальных затрат при создании сложных технических объектов;

• реализация методики проектирования двигателей с изготовлением минимального количества опытных изделий;

• выявление дефектов на ранней стадии проектирования;

• оценка риска появления отказа вследствие неблагоприятного соотношения конструктивных, технологических и эксплуатационных отклонений.

В качестве примера рассмотрим моделирование воздушной системы и изменения радиальных зазоров в турбине.

Основные функции воздушной системы: охлаждение деталей горячей части двигателя, над-

дув уплотнений масляных полостей и охлаждение опор, разгрузка радиально-упорных подшипников от осевой составляющей силы, герметизация турбины низкого давления, система управления радиальными зазорами в турбокомпрессоре, обеспечение работы противообледе-нительной системы двигателя, обеспечение потребного количества воздуха для нужд планера.

Решение комплексной задачи о состоянии воздушной системы двигателя позволяет однозначно определить как тепловое состояние всех элементов двигателя, так и газодинамические параметры всех каналов, определяющих воздушную систему. Эти данные позволяют:

• принять решение об эффективности воздушной системы в целом с точки зрения минимизации потребного количества воздуха и обеспечения требуемого теплового режима элементов двигателя, то есть использовать их в инженерной практике при проектировании ГТД;

• провести оптимизацию геометрии воздушной системы на основе выбранных критериев;

• оценить влияние параметров воздушной системы и отдельных ее элементов на параметры эффективности двигателя или энергоустановки на основе методик для расчета характеристик двигателя с учетом влияния как отбора рабочего тела от тракта, так и его возврата;

• оценить взаимовлияние таких элементов воздушной системы как уплотнений различных подсистем друг на друга (например, оценка возможности возникновения обратных течений через уплотнение и подмешивания горячего газа к воздуху, охлаждающему рабочее колесо турбины);

• применить вероятностные методы для оценки надежности двигателя в целом и элементов воздушной системы (например, влияние технологических отклонений на характеристики двигателя), а также прогнозировать отказы элементов.

На рис. 1 изображена схема подвода воздуха для охлаждения опор, герметизации полости турбины низкого давления и в полость осевой разгрузки ротора низкого давления. На рис. 2 представлены расчетные результаты параметров воздушной системы на крейсерском режиме работы двигателя. Проведенный расчет на всех стационарных и нестационарных режимах работы двигателя позволяет определить изменение радиальных размеров статора и ротора, в том числе и при наличии охлаждения статора в течение полетного цикла.

С. В. Фалалеев, А. С. Мятлев, А. Ю. Тисарев • Разработка виртуальных конструкций двигателей__________53

Рис. 1. Схема течения охлаждающего воздуха в турбине двигателя

Рис. 2. Значения коэффициентов теплоотдачи от деталей турбины и температур воздуха в каналах

7.00Е-003

6.00Е-003

2

т 5.00Е-003 о.

4.00Е-003

І

х

Ї 3,00Е-003 г

ї 2.00Е-003

^ 1.00Е-003

з

а О.ООЕ+ООО

а * і

" %

> *

% * • .

/ і з і і і і

О 200 400 600 800 1000 1200 1400

— Радиальное —Радиальное Зазор (1РКТВВ) “- Статор с Время, с

перемещение ротора перемещение статора регулированием (1РК

(1РКТВВ) (1РКТВВ)

■ Зазоре -X-Режим МГ

регулированием (1РК ТВД)

-*«- Режим ВЗЛ 0/0.24 ►-Режим КР 11/0.75

-X-Режим МГ

ТВ В)

-М- Режим ВЗЛ 0/0

Рис. 3. Изменение радиальных перемещений ротора и статора, а также радиального зазора в турбине

В результате внедрения описанной выше технологии удалось существенно преобразовать учебную и научную деятельность Результаты многолетней работы:

• база 3Б-моделей двигателей, их узлов и систем;

• виртуальные стенды (электронная сборка авиационного двигателя; поршневой двигатель; система регулирования радиальных зазоров турбомашин; система регулируемых направляющих аппаратов; клапаны перепуска; реактивное сопло; торцовое контактное уплотнение; реверс тяги; силовые, температурные и вибрационные нагружения конструкций; моделирование работы кинематических и теплонапряженных узлов двигателя);

• база параметрических моделей элементов двигателя;

• повышение уровня подготовки специалистов;

• создание научно-технического задела для выполнения заказов предприятий;

• подготовка учебно-методических комплексов для дистанционного обучения;

• подготовка методического обеспечения для ФПК ИТР.

ОБ АВТОРАХ

Фалалеев Сергей Викторинович, зав. каф. конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов Самарск. гос. аэрокосмическ. ун-та. Дипл. инженер-механик по двигателям летательн. аппаратов (КуАИ, 1980). Д-р техн. наук по тепловым двигателям (СГАУ, 1996). Иссл. в обл. проектирования и моделирования двигателей, их узлов и систем.

Мятлев Александр Сергеевич, асп. той же каф. Дипл. инженер по авиц. двигателям (СГАУ, 2009). Иссл. в обл. проектирования и моделирования возд. системы двигателей.

Тисарев Андрей Юрьевич, асп. той же каф. Дипл. инженер по авиц. двигателям (СГАУ, 2011). Иссл. в обл. проектирования и моделирования возд. системы двигателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.