УДК 621.002.3
РАЗРАБОТКА УТИЛИТАРНОЙ МАШИНЫ ДЛЯ ЛОКАЛЬНЫХ РАЗМЕТОК ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ
A.B.Стукач1, А.В.Назаров2, С.А.Куликов3 1,3Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
192171, Санкт - Петербург, ул. Седова 55/1 2Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 195251, Санкт - Петербург, ул. Политехническая 29
Аннотация - Проведен анализ возможности создания утилитарной машины для локальных разметок дорожных покрытий автостоянок, парковочных зон, паркингов, игровых и спортивных площадок. Приводятся рекомендации по компоновке машины и проектированию роликового насоса с гибким элементом.
Ключевые слова: маркировочная машина; локальная разметка; компоновка; расчет; роликовый насос.
THE UTILITARIAN CAR FOR LOCAL MARKING OF ROAD COVERINGS
DESIGNATION
A.V.Stukach, A.V.Nazarov, S.A.Kulikov
1 3
’ St.-Petersburg state university of service and economy (SPbSUSE), 191015, St.-Petersburg, streetKavalergardsky, 7 Sankt-Petersburg state polytechnical university, 195251, St.-Petersburg, street Polytechnical 29 The summary - The analysis of possibility of creation of the utilitarian car for local marking of road coverings of parking places, zones, game and athletic fields is carried out. Recommendations about configuration of the car and to designing of the roller pump with a flexible element are resulted. Keywords: marking the car; a local marking; configuration; calculation; the roller pump
Увеличение парка легковых автомобилей в городе Санкт - Петербурге ставит ряд сложных задач по рациональному распределению их в городском пространстве. Практически каждый автовладелец сталкивается по нескольку раз на дню с проблемой парковки. Если возле крупных торговых центров уже существуют парковки с хорошо организованной разметкой, то внутриквартальные и придомовые территории такой разметки не имеют. Это формирует хаос в постановке на ночную стоянку автомобилей, что создает значительные трудности для проезда машин «Скорой помощи», МЧС, пожарных автомобилей других транспортных средств.
Одна из причин, мешающая улучшению организации распределения транспортных средств, заключается в отсутствии недорогих и простых в исполь-
зовании маркировочных машин для локальной разметки дорожных покрытий.
В настоящее время практически все малогабаритные разметочные машины проектируются с использованием одноцилиндровых ДВС и компрессорной установки для подачи краски и её распыления на дорожное полотно. Существенными недостатками этих устройств являются их высокая стоимость, неэколо-гичность, сложность в эксплуатации и обслуживании. Это подтверждается высокой стоимостью на разметочные работы. Анализ приведенных в Интернете предложений [1] по выполнению локальных разметок показывает, что стоимость одного погонного метра разметки выполненного дорожной краской может быть от 28 рублей, в частности разметка парковочного места легкового автомобиля
Разработка утилитарной маркировочной машины для локальных разметок
дорожных покрытий
оценивается в 350 рублей, а грузового - в 650 рублей.
Создание более простых по конструкции и дешевых разметочных машин сделает их доступнее, для эксплуатирующих организаций, будет способствовать снижению стоимости выполненных работ и в конечном итоге лучшей организации размещения транспортных средств в придомовых территориях.
В настоящее время все малогабаритные разметочные машины перемещаются по дорожному полотну оператором. ДВС служит только для привода компрессора. Поэтому, с целью снижения стоимости маркировочной машины предлагается отказаться от употребления ДВС, а использовать насос низкого давления, приводимый в действие от небольшого электродвигателя постоянного тока и аккумулятора или колесами ходовой тележки.
В первом случае маркировочная машина, представленная на рис.1, будет состоять из следующих основных частей.
На ходовой тележке 1 располагается в левой части ведущие колеса 2, имеющие звездочку 3 цепной передачи 4, которая приводится в действие электродвигателем постоянного тока 5.
2 3 4 5 8 7 6 1
Рисунок 1 - Принципиальная схема маркировочной машины с приводом насоса подачи краски от электродвигателя
С правой стороны установки расположен аккумулятор 6. Форсунка 7, для распыления краски, расположена в средней части ходовой тележки и с помощью трубопровода 8 соединена с насосом 9, приводимым в действие электродвигателем 10. Для включения и отключения электродвигателей предусмотрен пульт управления 11. Стойка 12 одним концом соединяется с ходовой тележкой и служит кронштейном для прицельного устройства. С другой стороны на стойке крепятся рукоятки управления 14.
Машина работает следующим образом. При нажатии кнопки включения ходового электродвигателя, приводится в действие цепная передача, и механизм начинает передвигаться за счет вращения ведущих колес. Для прямолинейного движения колеса фиксируются на приводном валу. Для осуществления поворотов одно из колес отключается. При включении второго двигателя приводится в действие насос и краска по трубопроводу подается к форсунке, которая её распыляет на дорожное полотно в виде линии шириной 100 мм.
Вторая схема утилитарной разметочной машины представлена на рис.2. Она состоит из ходовой тележки 1, с левой стороны расположены колеса 2, снабженные звездочкой 3 цепной передачи 4. Втулочно-роликовая цепь соединена с насосом 5, по эластичному элементу 6 которого, продавливается краска и подается к распылителю 7. Полоса разметки 8 образовывается на дорожном покрытии. Краска для дорожной разметки заливается в резервуар 9 и с помощью трубопровода 10 подается к насосу через отверстие в крышке 11. Стойка 12 одним концом соединяется с ходовой тележкой, а на второй стороне имеются ручки 14 для передвижения разметочной машины. Формирование прямых линий обеспечивается прицельным устройством 13.
ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕРВИСА №1(15) 2011
19
Установка работает следующим образом. Оператор, перемещая установку, приводит в движение задние колеса, которые в свою очередь при помощи цепной передачи вращают роликовый насос. Краска для дорожной разметки продавливается по эластичному элементу и подается к распылителю.
Производительность насоса проталкивающего типа можно определить по формуле О = А-¥, где О - производительность насоса; А - площадь сечения эластичного элемента; V - средняя скорость течения жидкости.
Рассмотрим кратко конструкцию привода проталкивающего роликового насоса. На рис. 3 показана компоновка ведущей и ведомой звездочек цепной передачи. При такой компоновке механизма форсунка распылителя краски крепится непосредственно к насосу и за счет этого сокращаются потери в трубопроводе повышенного давления.
2 3 4 5 8 7 6 1
Рисунок 2 - Принципиальная схема разметочной машины с приводом насоса подачи краски от колеса ходовой тележки
Рисунок 3 - Компоновка ведущей и ведомой звездочек на ходовой тележке
В целом следует указать, что разработанная конструкция разметочной машины, работающей от электродвигателя и аккумулятора, по предварительным расчетам, позволит снизить стоимость одного погонного метра разметки в полтора раза. В тоже время утилитарная разметочная машина с приводом насоса от колеса ходовой тележки, за счет своей простоты и дешевизны позволяет снизить затраты в 2,5 раза.
Литература
1. Сайт ООО «ИнДорТех» www.razmetka.biz
1 Стукач Александр Васильевич, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Техническая механика» СПбГУСЭ, тел.: (812) 2487118, моб.: + 7 904 5529715
2 Назаров Алексей Викторович, студент механико-машиностроительного факультета
СПбГПУ, тел:(812) 7006116 '
3 Куликов Сергей Александрович, студент института сервиса автотранспорта, коммунальной и бытовой техники СПбГУСЭ, тел:(812) 3624413