Решетневскце чтения
300... 500 км. Однако установка наземных приемных станций в труднодоступных местах земной поверхности и в океанических районах весьма затруднительна.
Решением может стать применение спутниковых ретрансляторов, принимающих, как и наземные станции, сигналы АЗН-В 1090ES и преобразующих их в информационный поток для передачи на наземные пункты управления по традиционным спутниковым и проводным каналам связи. При этом весь парк атмосферных летательных аппаратов и большинство автоматизированных систем управления воздушным движением не потребуют никаких доработок, так как передаваемая со спутника информация будет упаковываться в соответствии со стандартом обмена информации о наблюдении за воздушными судами ASTERIX.
Возможны несколько подходов к созданию космической системы наблюдения: на основе созвездия низкоорбитальной группировки, на основе созвездия на высокоэлептической орбите и комбинация первых двух созвездий с геостационарными спутниками.
Для реализации проекта со стороны предприятий управления воздушным движением (УВД) потребует-
ся создание нескольких наземных приемных центров с функциями сортировки и доведения поступающей информации до соответствующих потребителей по существующей или создаваемой сети связи гражданской авиации.
Внедрение авиационного направления в космические системы для применения в системах УВД и мониторинга движения воздушных судов позволит:
- существенно повысить уровень безопасности полетов авиации по всему миру;
- выйти на новый уровень использования спутниковых систем, повысить точность воздушной навигации и надежность управления полетами авиации;
- распространить передовые высокотехнологические российские решения по всему миру;
- глубоко интегрироваться в мировую систему обеспечения безопасности полетов;
- сократить технологическую зависимость от иностранных производителей навигационного оборудования;
- достичь высокого уровня информационной безопасности.
S. G. Smirnov, I. A. Lider, K. V. Li, A. S. Shershnev Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
AIRCRAFT GLOBAL OBSERVATION SYSTEM
Spacecrafts system creation for air traffic control by the use of the automatic dependent surveillance (ADS-B), that's provide global continuous Earth covering for the purpose of air traffic safety and increasing of aircraft location determination accuracy.
© Смирнов С. Г., Лидер И. А., Ли К. В., Шершнев А. С., 2012
УДК 656.7: 658.012.011.56; 656.7:004
А. М. Тарасов, В. П. Патриев
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
РАЗРАБОТКА УСТРОЙСТВА СОПРЯЖЕНИЯ АНАЛОГО-ЦИФРОВОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ С ПЕРСОНАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАШИНОЙ ПО СТАНДАРТУ USB
Предложено устройство загрузки в персональный компьютер авиационной цифровой информации по стандарту USB.
Стандарт USB является наиболее удобным при загрузке бортовой информации в персональный компьютер. Однако для такой загрузки требуется специальное устройство сопряжения, которое подключается к уже готовой системе.
Разработчик устройства сопряжения должен всегда учитывать возможность того, что это устройство может нарушить работу системы в целом, причем не исключено, что это будет происходить только в одном, редко используемом режиме. Поэтому от разработчика требуется повышенное внимание к проектированию устройства сопряжения, а также его аккуратная и тщательная
отладка. При этом свобода разработчика ограничена особенностями внешних интерфейсов компьютера, которые нужно максимально использовать.
Авторами был спроектирован модуль, предназна-ченый для измерений параметров сигналов в широком частотном диапазоне (с частотой дискретизации до 500 кГц), поступающих с различных первичных преобразователей. Цифровой и аналоговый выходы модуля могут использоваться в цепях управления различными механизмами. Большой динамический диапазон входных каналов освобождает пользователя от переключения коэффициентов усиления. Модуль
Эксплуатация и надежность авиационной техники
функционирует в режиме непрерывного ввода/вывода аналоговых и цифровых сигналов в память персонального компьютера с возможностью цифровой обработки сигналов.
Таким образом, разработанный модуль является универсальной измерительной лабораторией, небольшой по размерам, но в то же время очень многофункциональной.
А. M. Tarasov, V. P. Патриев Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
DEVELOPMENT OF THE DEVICE WITH THE PC INTERFACE ADC STANDARD USB
A device loaded into a personal computer aviation digital data standard USB.
© Тарасов А. М., Патриев В. П., 2012
УДК 62-567
А. А. Татевосян, Р. Н. Хамитов Омский государственный технический университет, Россия, Омск
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ ГАСИТЕЛИ КОЛЕБАНИЙ
Предложено виброзащитное устройство с электромеханическим демпфером для крупногабаритных объектов с пониженной вибрацией при динамических нагрузках. Виброзащитное устройство на базе электродвигателя рассматривается в качестве электротехнического комплекса.
Виброзащитные устройства (ВЗУ) крупногабаритных объектов, в том числе в составе стартовых авиационных и ракетных комплексов, содержат амортизаторы различных видов и демпферы (как правило, гидравлические). Амортизатор обычно является пнев-моамортизатором (ПА) с воздушным демпфированием. Для устранения виброударопроводимости в динамических режимах работы ВЗУ вместо гидродемпфера предлагается применять электромеханический демпфер на базе асинхронной машины (АМ). В этом случае ВЗУ является комбинированным и содержит ПА, обеспечивающий статическую нагрузку (несущую способность) ВЗУ, и демпфер на базе АМ, работающий только в динамических режимах работы. В такой конструкции ВЗУ представляет собой электротехнический комплекс, предназначенный для преобразования механической энергии колебаний амортизируемого объекта в тепловую энергию, рассеиваемую в окружающую среду, или в электрическую энергию, отдаваемую с помощью обратимых преобразователей в сеть (источник питания) АМ.
Совмещенная конструкция ВЗУ может быть как одно-, так и двухсторонней (см. рисунок).
В состав односторонней ВЗУ (см. рисунок, часть а) входят неуправляемый пневматический упругий элемент и управляемый демпфер, состоящий из АМ, барабана с тросом и блока управления. Блок управления организует работу АМ в режиме отбоя ПА. В качестве АМ используется трехфазный асинхронный электродвигатель (АД), работающий на ходе отбоя ПА в режиме торможения противовключением и создающий компенсационную электромагнитную силу [1]. Пнев-
матический упругий элемент обеспечивает статическую нагрузку (несущую способность) ВЗУ при отсутствии внешних воздействий (Рст = М^).
В двухсторонней ВЗУ (см. рисунок, часть б) АМ работает одновременно в режиме отбоя и в режиме сжатия.
Моделирование пневмоэлектромеханической системы в динамике построено на базе совместного рассмотрения процессов в пневматической, механической и электрической подсистемах, образующих электротехнический комплекс ВЗУ в целом, расчетной схемы и с учетом известных допущений.
В качестве модели электрической подсистемы взята модель трехфазной обобщенной асинхронной машины [2]. Моделирование процессов в ВЗУ проводилось с помощью программы МАТЬАБ с расширением Simulink [3]. Решение системы уравнений для одно-и двухстороннего демпфирования при свободных колебаниях выполнялось при следующих параметрах ПА и АМ и исходных (начальных) данных:
- параметры ПА с РКО И-10: М = 1 500 кг, Рстат = 0,396 ■ 106 Па, К = 1,41, £ = 0,03 м2, Rб = 0,05 м, g = 9,81 м/с2, % = 0,01 Mg, Р0 = 0,203 5 ■ 106 Па, V = 0,005 м3, 20 = 0,1 м, = 0 м/с2;
- параметры АМ: модель АД, выбранная из библиотечных моделей - 10НР460V60Hz1760RPM, система координат - вращающаяся, связанная с ротором по осям d и д, Рн = 7,46 кВт, = 0,683 7 Ом, Ьъ= 0,004 152 Гн, ЯПГ = 0,451 Ом, Ш1г = 0,004 152 Гн, 1т= 0,148 6 Гн, 3 = 0,05 кг ■ м2, р = 2$
- питающее симметричное трехфазное напряжение АД: ил = 380 В,/ = 50 Гц.