Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА УСТРОЙСТВА ПРЕДПУСКОВОГО ЗАМЕРА УРОВНЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ И АВТОМАТИЧЕСКОГО ПУСКА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ'

РАЗРАБОТКА УСТРОЙСТВА ПРЕДПУСКОВОГО ЗАМЕРА УРОВНЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ И АВТОМАТИЧЕСКОГО ПУСКА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устройство предпускового замера уровня сопротивления изоляции / автоматизированный пуск электродвигателя / device for pre-start measurement of insulation resistance level / automated motor start

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Данилов Д.С., Рогожников А.О.

В данной статье описывается предлагаемая схема устройства для предпускового контроля сопротивления изоляции, а также автоматического ввода электродвигателя в работу при нормальном значении сопротивления в Омах. Далее описывается программный код устройства. Устройство предназначено для предупреждения выхода из строя техники и оборудования, ответственного за живучесть судна, безопасность мореплавания и безопасность экипажа. Такое устройство является недорогим относительно замены испорченных электромоторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DEVICE FOR PRE-START MEASUREMENT OF INSULATION RESISTANCE LEVEL AND ELECTRIC MOTOR AUTOMATIC START

The proposed device circuit for pre-start monitoring of insulation resistance, as well as automatic commissioning of the electric motor at a normal resistance value in Ohms are described. Then device program code is presented. The device is designed to prevent failure of machinery and equipment responsible for the survivability of the vessel, navigation safety and crew safety. It is more inexpensive to use such device than to replace damaged electric motors.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА УСТРОЙСТВА ПРЕДПУСКОВОГО ЗАМЕРА УРОВНЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ И АВТОМАТИЧЕСКОГО ПУСКА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ»

УДК 621.313.13

Д.С. Данилов, А.О. Рогожников

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: rockdog.naruto@gmail.com

РАЗРАБОТКА УСТРОЙСТВА ПРЕДПУСКОВОГО ЗАМЕРА УРОВНЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ И АВТОМАТИЧЕСКОГО ПУСКА

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

В данной статье описывается предлагаемая схема устройства для предпускового контроля сопротивления изоляции, а также автоматического ввода электродвигателя в работу при нормальном значении сопротивления в Омах. Далее описывается программный код устройства. Устройство предназначено для предупреждения выхода из строя техники и оборудования, ответственного за живучесть судна, безопасность мореплавания и безопасность экипажа. Такое устройство является недорогим относительно замены испорченных электромоторов.

Ключевые слова: устройство предпускового замера уровня сопротивления изоляции, автоматизированный пуск электродвигателя.

D.S. Danilov, A.O. Rogozhnikov

Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: rockdog.naruto@gmail.com

DEVELOPMENT OF DEVICE FOR PRE-START MEASUREMENT OF INSULATION RESISTANCE LEVEL AND ELECTRIC MOTOR AUTOMATIC START

The proposed device circuit for pre-start monitoring of insulation resistance, as well as automatic commissioning of the electric motor at a normal resistance value in Ohms are described. Then device program code is presented. The device is designed to prevent failure of machinery and equipment responsible for the survivabil-ity of the vessel, navigation safety and crew safety. It is more inexpensive to use such device than to replace damaged electric motors.

Key words: device for pre-start measurement of insulation resistance level, automated motor start.

Разработка и внедрение новых прорывных разработок, необходимых для создания морской, речной техники - важная государственная задача [1]. В рамках выполнения этой задачи разрабатывается устройство автоматического предпускового контроля сопротивления изоляции. Необходимость разработки устройства подтверждается экономическим расчетом и практическим исследованием других авторов [2, 3]. Для более быстрой подготовки электрического двигателя к пуску, а также предупреждения его выхода из строя по причине низкого сопротивления изоляции и избегания сильного влияния человеческого фактора [4-6], было собрано специальное устройство, автоматически выполняющее замер сопротивления, а также пуск.

На рисунке приведена схема устройства автоматического пуска с предварительным замером сопротивления изоляции. Во время зажатия кнопки К сигнал поступает на 13 цифровой пин, микроконтроллер начинает поочередно замыкать твердотельные реле R1-R3, чтобы провести замер сопротивления изоляции обмоток электродвигателя, напряжение проходит через мегаом-метр, затем через амперметр, после чего выходит очень слабый низковольтный сигнал, который микроконтроллер не способен увидеть с высокой точностью, потому перед аналоговым пином АО стоит процессорный усилитель сигнала AD620, после которого наша плата начинает регистрировать значение, полученное с обмоток электродвигателя.

Далее в самом коде программы регистрируемые значения сравниваются с установленной константой по сопротивлению (она равна 500 кОм), и в зависимости от величины значения реле на подачу питания R4-R6 либо замкнутся для замыкания цепи с трехфазным источником питания электропривода, либо м/к выведет на дисплей ошибку с подписью «Checkinsulation».

В случае ошибки необходимо пройти в помещение с измеряемым электродвигателем и проверить его состояние, лично осмотрев и разобрав. Описание кода программы:

#include <Wire.h> #include <LiquidCrystalJ2C.h> LiquidCrystalJ2C lcd(0x27,20,4); В данной строке команд подключаем библиотеки для вывода значений измерений сопротивления изоляции на жидкокристаллический дисплей и объявляем характеристики дисплея.

#define button_pin 13 #define relay_pin_1 2 #define relay_pin_2 3 #define relay_pin_3 4 #define relay_pin_4 5 #define relay_pin_5 7#define relay_pin_6 8 #define amper A0

В этой строке команд 13 пин микроконтроллера объявляется кнопкой запуска программы, за 2-4 пинами закрепляются реле для замыкания цепи измеряемых обмоток, а за 5, 7-8 пинами реле для замыкания цепи питания электродвигателя, а аналоговый пин А0 будет принимать измерения, полученные с обмоток.

int Val[100], n, SUM; int Fase1; int Fase2; int Fase3; boolean butt; unsigned long last_press; В этой строке объявляются: переменная массива для сбора значений, для получения среднего арифметического, переменные фаз 1-3, которые будут хранить в себе значение обмоток в Омах; далее используются две переменные для обозначения флажка и устранения дребезга контактов кнопки запуска соответственно.

void setup() {pinMode(button_pin, INPUT_PULLUP); pinMode(relay_pin_1, OUTPUT); pinMode(relay_pin_2, OUTPUT); pinMode(relay_pin_3, OUTPUT); pinMode(relay_pin_4, OUTPUT); pinMode(relay_pin_5, OUTPUT); pinMode(relay_pin_6, OUTPUT); lcd.backlight();}

Здесь пин кнопки запуска настраивается на прием сигнала о нажатии с подтяжкой по внутреннему сопротивлению микроконтроллера, пины 2-4 настраиваются на подачу сигнала для поочередного замыкания реле цепи, отвечающей за замер сопротивления обмоток, а пины 5, 7-8 будут одновременно замыкать реле, отвечающие за подачу 3-фазного питания на электропривод.

void loop() {butt = !digitalRead(button_pin); - данной командой 13 пин будет принимать значение с кнопки (замкнута/разомкнута).

if (butt == 1 &&millis() - last_press > 100) { last_press = millis(); digitalWrite(relay_pin_1, HIGH); Val[n] = analogRead(amper); n++; if (n>100) n = 0; SUM = 0;

В данной строке соответственно: запускается цикл if, с помощью которого ставим флажок на замыкании кнопки, который в свою очередь будет сохранять режим работы программы, далее функцией millis устраняется дребезг контактов кнопки, поскольку в течение 1*102c не будем воспринимать сигнал с кнопки, после изменения ее состояния, затем со 2 пина подается высокий сигнал (5V) на замыкание твердотельного реле, чтобы начать замер первой обмотки привода, массив Val будет хранить в себе все полученные переменные, пока они не дойдут до 100, а переменная n отвечает за подсчет каждого нового измеренного значения, условием if(n>100) ограничиваем количество переменных до ста, а следующей командой обозначаем, что отчет будет начинаться с нуля, далее переменная среднего арифметического приравнивается к нулю.

for(byte i = 0; i < 100; i++){SUM += Val[i]; Fase1 = (SUM/100 * 5) / 1024; lcd.setCursor(0,1); lcd.prmt("Обмотка 1:"); lcd.setCursor(0,11); lcd.print(Fase1); break;

В данной строке команд устанавливается условие для очередности каждого измеренного значения, далее вычисляется среднее арифметическое и затем переводится в понятное для людей значение в вольтах, затем настраивается дисплей экрана для наглядного представления значений, выводится сопротивление первой обмотки, конечной командой выходим из цикла по замеру первой обмотки.

if (lcd.print(Fase1)){digitalWrite(relay_pin_1, LOW); delay(10); digitalWrite(relay_pin_2, HIGH); if (n>100) n = 0; SUM = 0; for(byte i = 0; i < 100; i++){SUM += Val[i]; Fase2 = (SUM/100) * 5 / 1024; lcd.setCursor(1,1); lcd.print("Обмотка 1:"); lcd.setCursor(1,11);lcd.print(Fase2);break;

Здесь с самого начала запускаем условие для проверки окончания первого замера, чтобы следующей командой разомкнуть реле первой обмотки, затем подождать малое количество времени во избежание короткого замыкания из-за одновременного переключения реле, а следующей командой замыкается реле для замера второй обмотки, далее выполняется список команд, аналогичный вышеперечисленному, для получения значений и их усреднения со второй обмотки.

if (lcd.print(Fase2)){digitalWrite(relay_pin_2, LOW); delay(10); digitalWrite(relay_pin_3, HIGH); if (n>100) n = 0; SUM = 0; for(byte i = 0; i < 100; i++){SUM += Val[i]; Fase3 = (SUM/100 * 5) / 1024; lcd.setCursor(2,1); М^пйСОбмотка 1:"); lcd.setCursor(2,11); lcd.print(Fase2); break;}}}}}}

В данном цикле осуществляется замер третьей обмотки, как и в цикле с замером второй обмотки.

if (Fase1 > 0 && Fase2 > 0 && Fase3 >0){ digitalWrite(relay_pin_4, HIGH); digitalWrite(relay_pin_5, HIGH); digitalWrite(relay_pin_6, HIGH);}

В этом списке команд выполняется условие: если все три обмотки дадут сопротивление больше 500 кОм, то реле на пинах 5, 7-8 замыкаются для подачи питания на запуск привода. else {lcd.setCursor(3,0); lcd.print("Check the isolation");}

Если же сопротивление обмоток не удовлетворяет поставленному условию, то на дисплее выводится срока, информирующая о необходимости сушки электропривода либо же его детальному осмотру.

Применение автоматического предпускового контроля сопротивления изоляции позволит предупредить выход из строя ответственного электропривода, что положительно скажется на безопасности мореплавания и снижении влияния человеческого фактора [7-9].

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 26.05.2023; в ред. от 02.08.2023.

2. Матвеев Ю.В. Контроль сопротивления изоляции судовых электроэнергетических систем с применением теории массового обслуживания. - Вестник МГТУ. - 2019. - Т. 22, № 4. - С. 496-502.

3. Белов О.А., Мясников Г.С. Внедрение комплексной защиты судовых асинхронных электроприводов // Техническая эксплуатация водного транспорта: проблемы и пути развития: Материалы Второй междунар. науч.-техн. конф. - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2020. -С.73-76.

4. Анализ технических отказов на рыбопромысловых судах в Дальневосточном регионе / А.Н. Соболенко, И.П. Турищев, М.В. Гомзяков, О.В. Москаленко. - Вестник АГТУ. Сер.: Морская техника и технология. - 2019. - № 3. - С. 48-55.

5. Белов О.А. Аналитический обзор факторов эффективной эксплуатации морского транспорта // Техническая эксплуатация водного транспорта: проблемы и пути развития: Материалы Междунар. науч.-техн. конф.: в 2-х частях. - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2019. -Ч. 1. - С. 5-9.

6. Белов О.А. Интегрированные системы технической диагностики электроустановок // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2013. - № 25. - С. 5-8.

7. Белов О.А. Оценка технической готовности системы с учетом влияния человеческого фактора // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2014.- № 30. -С.11-16.

8. Белов О.А. Техническое обеспечение морских судов как фактор эффективной и безопасной эксплуатации морского транспорта // Техническая эксплуатация водного транспорта: проблемы и пути развития: Материалы Четвертой междунар. науч.-техн. конф. (25-26 ноября 2021 г.). - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2022. - С. 5-9.

9. Белов О.А. Марченко А.А., Труднев С.Ю. Анализ расчетно-аналитических методов прикладных задач технической безопасности // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. - 2015. - № 4. - С. 7-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.