Научная статья на тему 'Разработка упрощённой методики оценки пожарного риска'

Разработка упрощённой методики оценки пожарного риска Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
148
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / УПРОЩЕННАЯ МЕТОДИКА / КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ / ПОЖАР / РИСК

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Ковязина Ольга Евгеньевна, Логачева Екатерина Валерьевна

В настоящее время проблема обеспечения пожарной безопасности приобрела особую актуальность. В статье рассматривается упрощенная оценка помещений на предмет наличия недостатков в системе обеспечения пожарной безопасности, которая проводится на основе наиболее важных критериев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Ковязина Ольга Евгеньевна, Логачева Екатерина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка упрощённой методики оценки пожарного риска»

УДК 614.84

РАЗРАБОТКА УПРОЩЁННОЙ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ПОЖАРНОГО

РИСКА

О.Е. Ковязина1, Е.В. Логачева2

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ),

195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29.

В настоящее время проблема обеспечения пожарной безопасности приобрела особую актуальность. В статье рассматривается упрощенная оценка помещений на предмет наличия недостатков в системе обеспечения пожарной безопасности, которая проводится на основе наиболее важных критериев.

Ключевые слова: пожарная безопасность, методика оценки, упрощенная методика, критерий оценки, пожар, риск.

THE DEVELOPMENT OF A SIMPLIFIED METHOD OF ASSESSMENT OF FIRE RISK

O. E. Kovyazina, E. V. Logacheva

Saint Petersburg Polytechnic University Peter the Great, 195251 St.-Petersburg, Polytechnicheskaya 29.

Currently, the problem of fire safety has become particularly relevant. A simplified assessment of the premises for the presence of disadvantages in the system of fire safety, which is carried out on the basis of the most important criteria, are examined in the article.

Keywords: fire safety, method of assessment, a simplified method, assessment criteria, fire, risk.

Пожары являются самыми распространёнными чрезвычайными ситуациями в мире. Они сопровождаются огромными потерями материальных и человеческих ресурсов, поэтому обеспечение пожарной безопасности является важнейшей целью государства.

В настоящее время число пожаров на территории Российской Федерации в целом уменьшается. В 2012 году их количество равнялось 162900, в 2016 - 139703, а в 2017 сократилось до 132406 пожаров в год. Кроме того снижается и число погибших на пожарах. Так, в 2016 году их количество составило 8760 человек, а в 2017 году уже 7782 человека [1]. Однако цифры, отражающие количество пожаров, как и число их жертв все еще огромны.

Риск возникновения пожара может быть значительно снижен благодаря проведению профилактических мероприятий, направленных на определение основных пробелов в области обеспечения пожарной безопасности - состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. А число жертв пожаров возможно уменьшить с помощью проведения специальных оценок готовности населения.

В связи с чем необходимо проводить проверки гораздо чаще, чем в настоящее время.

Для этого в данной статье приводится упрощенная методика оценки пожарного риска для зданий образовательных организаций, научных и проектных организаций, органов управления учреждений, а именно: зданий образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования, которая основана на общем анализе по определенным критериям.

Для проведения оценки были проанализированы основные проблемы в области обеспечения пожарной безопасности, методики расчетов пожарного риска и на их основании определены следующие, наиболее важные критерии:

1) скорость реагирования учащихся и преподавателей;

2) скорость эвакуации людей;

3) уровень осведомленности учащихся и преподавателей о путях эвакуации;

4) уровень бдительности учащихся и преподавателей;

5) уровень психологической устойчивости обучающихся и преподавателей к стрессовым ситуациям;

6) уровень пожарной нагрузки помещения;

7) уровень пожарно-технического оснащения;

1Ковязина Ольга Евгеньевна, студентка 3 курса бакалвриата СПбПУ, тел.: +7(931) 902-13-38, е-mail: olya. kovyazina. 00@mail. гы;

2Логачёва Екатерина Валерьевна, студентка 3 курса бакалвриата СПбПУ. тел.: +79887572615, е-mail: logachewa. caterina@yandex. гы

8) состояние путей эвакуации;

9) уровень загруженности помещения;

10) уровень освещенности и доступность эвакуационных выходов.

Скорость реагирования учащихся и преподавателей характеризуется временем начальной реакции на сигнал пожарной тревоги. Этот показатель учитывает период от начала подачи сигнала до начала непосредственной эвакуации (начала движения из аудитории/помещения), то есть складывается из времени реакции и времени на совершение первых действий.

Время реакции, согласно определению физиолога Экснера, оценивается как время, необходимое для того, чтобы человек сознательным образом ответил на определенное чувственное впечатление. Физиолог Ф. Дондерс построил эксперимент, в котором испытуемому предъявлялось два или несколько сигналов, а реагировать нужно было лишь на один. Этот тип реакции исследователь обозначил как С-реакцию (сложную реакцию).

В дальнейшем было установлено, что средняя скорость сложной реакции составляет 0,24 секунды и варьируется в зависимости от пола, возраста, степени натренированности и утомленности, а также от рода раздражителя. Так, наибольшая скорость реакции была получена при воздействии звуковых сигналов, а при зрительном сигнале была значительно меньше. Именно акустические (звуковые или речевые) пожарные оповещатели используются чаще всего в учебных заведениях высшего и среднего образования. Период звуковых сигналов составляет 4 секунды, а речевых может варьироваться от 9 до 21 секунды.

Исходя из приведенных выше исследований, а также принимая во внимание тот факт, что сигнал тревоги подается неожиданно (а значит, время реакции намного больше), различному времени начальной реакции были присвоены значения, приведенные в таблице 1. Максимальный балл («10») присваивается при получении времени, меньшем, чем 0,5 минуты или 30 секунд. Минимальный (1 балл) присваивается при значении, превышающем 6 минут, поскольку время начала эвакуации (интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей) из зданий образовательных организаций, научных и проектных организаций, органов управления учреждений (Ф4), в которых посетители находятся в бодрствующем состоянии и хорошо знакомы со структурой эвакуационных путей и выходов, согласно пункту 1 Приложения N 5 Приказа МЧС РФ от 30 июня 2009 г. N 382 "Об утверждении мето-

дики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности", при наличии системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей должно составлять от 1,5 до 3 минут, а при отсутствии СОУЭ - 6 минут [2].

Вторым критерием оценки пожарного риска обозначена скорость эвакуации людей. Приведенный пункт учитывает время от начала эвакуации до ее окончания. На основании Приказа МЧС РФ от 30 июня 2009 г. N 382 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности" было установлено, что вероятность эвакуации людей тем выше, чем меньше значение расчетного времени эвакуации (до выхода наружу). Так, вероятность эвакуации людей равна 0, если указанное время превышает 6 минут. Приняв этот факт во внимание, была разработана оценка, приведенная в таблице 1, где минимальный балл («1») присваивается при значении времени, равном более 10 минут, а максимальный балл («10») -при времени менее трех минут.

Для оценки третьего, четвертого и пятого пунктов необходимо провести опрос среди людей, систематически присутствующих в помещении. Опрос нацелен на определение уровня осведомленности, бдительности и уровня психологической устойчивости обучающихся и преподавателей к стрессовым ситуациям, а также на определение основных пробелов в области организации пожарной безопасности. Анкета содержит 10 простых и понятных вопросов, ответы на которые займут не больше 10 минут. Результаты опроса достаточно просто поддаются обработке, что помогает быстро определить положение дел. Полный текст анкеты приведен в таблице 2. Оценка каждого критерия производится согласно таблице 3.

Уровень осведомленности учащихся и преподавательского состава о путях эвакуации определялся исходя из результатов опроса по вопросам № 1, 3, 4 и 9. Вопросы составлены таким образом, что предполагают однозначный ответ: да или нет, и касаются пожарных выходов (№1), действий в случае поступления сигнала пожарной тревоги (№3), участия в учебных эвакуациях (№4), а также в случаях блокировки путей эвакуации (№5). Так, например, если на каждый из 4 вопросов более 60% респондентов дают положительный ответ («да»), то по этому критерию начисляется 6 баллов. Если больше 90% опрошенных дают положительный ответ, то присваивается оценка «10».

Таблица 1 - Подробное описание балльной оценки критериев

Балл Критерий оценки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1. Время с начала подачи сигнала тревоги до начала эвакуации, мин >7 7-6 6-5 5-4 4-3 3-2 21.5 1.5-1 1-0.5 <0.5

2. Время с начала эвакуации до ее окончания, мин >10 10-9 9-8 8-7 7-6,5 6,56 65,5 5,54,5 4,53,5 < 3

3. Уровень осведомленности учащихся и преподавателей о путях эвакуации, % проинформированных Неудовлетворительный Удовлетворительный Хороший Отличный

<10 10-20 20-30 3040 4050 5060 6070 7080 80-90 >90

4. Уровень бдительности учащихся и преподавателей, % Неудовлетворительный Удовлетворительный Хороший Отличный

<10 10-20 20-30 3040 4050 5060 6070 7080 80-90 >90

5. Уровень психологической устойчивости обучающихся и преподавателей к стрессовым ситуациям, % Неудовлетворительный Удовлетворительный Хороший Отличный

<10 10-20 20-30 3040 4050 5060 6070 7080 80-90 >90

6. Уровень пожарной нагрузки помещения (по числу выполняемых условий) Наличие пожароопасных и взрывоопасных жидкостей и веществ (баллы зависят от горючести, способности к распространению пламени, дымообразующей способности и токсичности продуктов горения) Отсутствие взрывоопасных веществ; пожароопасных веществ; использование напольных покрытий, обладающих огнестойкой способностью; наличие на стенах, полках и прочих поверхностях легковоспламеняющихся материалов; обработка настольных поверхностей огнестойким лаком Отсутствие взрывоопасных веществ; пожароопасных веществ; настенные покрытия и настольные поверхности выполнены из огнестойкого материала; напольное покрытие соответствует пожарно-техническим характеристикам КМ2 (В2, Д2, Т2, РП1)

2 3 4 5 2 3 4

7. Уровень пожарно-технического оснащения, балл Исходя из суммы баллов

8. Состояние путей эвакуации, балл Исходя из суммы баллов

9. Уровень загруженности помещения, че-ловек/м2 <3 3-2 2-1 1-0.8 0.80.6 0.60.4 0.40.2 0.20.1 0.105 <0.05

10. Уровень освещенности и доступность эвакуационных выходов Исходя из суммы баллов

Таблица 2 - Текст анкеты

№ п/п Текст анкеты для проведения оценки Ответ

1. Знаете ли вы, где располагаются пожарные выходы? Да нет

2. Бывали ли вы когда-нибудь в условиях чрезвычайной ситуации? Да нет

3. Знаете ли вы, как действовать в случае поступления сигнала пожарной тревоги? Да нет

4. Принимали ли вы участие в учебной эвакуации? Да нет

5. При обнаружении задымления вы: а) Сообщу об этом в пожарную службу б) Сообщу об этом кому-нибудь из преподавателей в) Пройду мимо

6. Как вы оцениваете своё психологическое состояние, находясь в непривычных для вас условиях: а) Поддаюсь панике б) Могу держать себя в руках в) Неприходилось оказываться в подобных ситуациях

7. Умеете ли вы пользоваться огнетушителем? а) Да, приходилось использовать б) Да, только теоретически в) Нет, не умею

8. Знаете ли вы, где находятся кнопки пожарной тревоги? Да нет

9. Приходилось ли вам изучать на занятиях или самостоятельно, что делать в случае возникновения пожара, а также блокировки эвакуационных выходов? Да нет

10. Случалось ли вам слышать пожарную тревогу в университете/общежитии/на любом другом объекте? Если да, то как вы отреагировали? а) Никак, потому что часто слышу ложную тревогу б) Стараюсь узнать, что произошло в) Неслучалось

В случае если ответ «да» по каждому из 4 вопросов встречается меньше, чем в 10% случаев, то присваивается оценка «1». Уровень бдительности учащихся и преподавателей определяется исходя из ответов на вопросы № 5, 8, 10 анкеты, приведенной в таблице 3. При оценке ответов на 5 воп рос («При обнаружении задымления вы:») за положительный ответ принимается суммарный процент выбравших вариант «а» (Сообщу об этом в пожарную службу) или «б» (Сообщу об этом кому-нибудь из преподавателей/работников), а отрицательным считается процент ответов «в» (Пройду мимо). Во время оценки ответов на 10 вопрос (Случалось ли вам слышать пожарную тревогу в университете/общежитии/на любом другом

объекте? Если да, то как вы отреагировали?) при выборе респондентом варианта «в» (Не случалось) данные не учитываются, так как не содержат информации, необходимой для оценки. За 100% принимается число выбравших первый или второй вариант ответа. В данном случае положительным считается ответ «б» (Стараюсь узнать, что произошло), поскольку это указывает на то, что респондент не игнорирует тревогу, а реагирует и, следовательно, будет действовать быстрее. Отрицательным считается ответ «а» (Никак, потому что часто слышу ложную тревогу), так как это указывает на факт притупления бдительности. Восьмой вопрос анкеты предполагает, что в случае, если респондент знает, где находятся кнопки пожар-

ной тревоги, то он бдителен и заметил их, а в случае возникновения пожара может оперативно воспользоваться ими или подсказать их местоположение. Здесь положительный и отрицательный ответ «да» и «нет» соответственно.

Уровень психологической устойчивости учащихся и преподавателей оценивается исходя из ответов на вопросы под номерами 2, 6 и 7. При анализе ответов на 2 вопрос (Бывали ли вы когда-нибудь в условиях чрезвычайной ситуации?) ответ «да» считается положительным, так как указывает на наличие опыта у опрашиваемого. Ответ «нет» относится к отрицательному, так как исходя из этого, можно установить, что человек в критической ситуации может повести себя непредсказуемо, поддаться панике или впасть в ступор, что негативно отразится на его состоянии. В шестом вопросе (Как вы оцениваете своё психологическое состояние, находясь в непривычных для вас условиях?) количество выбравших вариант «в» (Не приходилось оказываться в подобных ситуациях) не учитывается, так как не несет в себе полезных для исследования данных. В приведенном вопросе вариант «а» (Поддаюсь панике) считается отрицательным, а «б» (Могу держать себя в руках) относится к положительным. В этом вопросе проводится субъективная оценка респондентов. Седьмой вопрос (Умеете ли вы пользоваться огнетушителем?) позволяет также определить, сможет ли человек в критической ситуации сориентироваться и предпринять правильные меры. Ответ «в» (Нет, не умею) считается отрицательным, а варианты «а» (Да, приходилось использовать) и «б» (Да, только теоретически) - положительными. В результате учитывается суммарный процент респондентов, выбравших «а» и «б».

Шестой пункт (уровень пожарной нагрузки помещения) оценивается следующим образом. Проводится анализ на наличие взры-

во- и пожароопасных веществ и жидкостей, качество напольного покрытия, а также наличие легковоспламеняющихся материалов на стенах, полках и прочих поверхностях. Исходя из количества выполненных критериев, присваивается от 1 до 10 баллов. Более подробное описание оценки приведено в таблице 1. Если в помещении присутствуют пожароопасные и взрывоопасные жидкости и вещества, то присваивается от 1 до 3 баллов в зависимости от степени их опасности. Так как пожарная и взрывная опасность веществ и материалов зависит от группы горючести, воспламеняемости, способности распространения пламени по поверхности, дымообразующей способности, а также токсичности продуктов горения, то баллы присваиваются исходя из оценки приведенных характеристик. При наличии одного из веществ, относящихся к указанным в таблице 4, присваивается не более тех баллов, которые расположены в первом столбце.

Например, при наличии горючих (сгораемых) веществ, то есть веществ и материалов, которые способны к самовозгоранию, а также возгоранию от источника зажигания и самостоятельному горению в воздухе нормального состава после его удаления, присваивается не более 1 балла. Если же в исследуемом помещении находятся трудногорючие (трудносгораемые) вещества (вещества и материалы, способные гореть в воздухе нормального состава под действием источника зажигания, но неспособные самостоятельно гореть после его удаления), то присваивается 2 балла. При наличии негорючих (несгораемых) веществ, то есть веществ и материалов, которые способны гореть в воздухе нормального состава под действием источника зажигания, но неспособны самостоятельно гореть после его удаления, или при отсутствии вышеперечисленных веществ присваивается 3 балла.

Таблица 3 - Методика оценки критериев

№3, 4, 5

Балл Условие Количество,

%

1 <10

2 10-20

3 20-30

4 На каждый из приведенных 30-40

5 в критерии вопросов ре- 40-50

6 спонденты дали положи- 50-60

7 тельный ответ 60-70

8 70-80

9 80-90

10 >90

Таблица 4 - Оценка критерия 6

Бал Наличие веществ соответствующих типов и

лы классов

1 Горючие ЛВ В РП4 Д Т4

Ж 3 3

2 Трудногорючие ГЖ В РП3 Д Т2

2 2 ,

Т3

3 Негорючие ГЖ В РП1 Д Т1

1 1

РП2

Приведенные в таблице 4 указания разъясняются далее.

Основными показателями пожарной и взрывной опасности жидкостей являются температура вспышки и температура воспламенения. Согласно ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования» жидкости в зависимости от температуры вспышки делятся на два класса: 1) легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) с температурой вспышки в закрытом тигле не выше 61°С; горючие жидкости (ГЖ) с температурой вспышки в закрытом тигле выше 61°С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По воспламеняемости горючие строительные материалы имеют следующую классификацию (причем эта характеристика зависит от величины критической поверхности плотности теплового потока):

1) трудновоспламеняемые (В1), обладающие значением величины критической поверхностной плотности теплового потока больше 35 киловатт на квадратный метр;

2) умеренновоспламеняемые (В2), имеющие значение величины критической поверхностной плотности теплового потока не меньше 20, но не больше 35 киловатт на квадратный метр;

3) легковоспламеняемые (В3), обладающие значением величины критической поверхностной плотности теплового потока меньше 20 киловатт на квадратный метр.

По скорости распространения пламени по поверхности горючие вещества делятся на:

1) нераспространяющие (РП1), характеризующиеся величиной критической поверхностной плотности теплового потока более 11 киловатт на квадратный метр;

2) слабораспространяющие (РП2), обладающие величиной критической поверхностной плотности теплового потока не менее 8, но не более 11 киловатт на квадратный метр;

3) умереннораспространяющие (РП3), имеющие величину критической поверхностной плотности теплового потока не менее 5, но не более 8 киловатт на квадратный метр;

4) сильнораспространяющие (РП4), которые характеризуются величиной критической поверхностной плотности теплового потока менее 5 киловатт на квадратный метр.

По дымообразующей способности горючие строительные материалы в зависимости от значения коэффициента дымообразования делятся на следующие группы [3]:

1) с малой дымообразующей способностью (Д1), где коэффициент дымообразования менее 50 квадратных метров на килограмм;

2) с умеренной дымообразующей способностью (Д2), где коэффициент дымообразова-ния не менее 50, но не более 500 квадратных метров на килограмм;

3) с высокой дымообразующей способностью (Д3), где коэффициент дымообразования более 500 квадратных метров на килограмм.

По токсичности продуктов горения горючие строительные материалы подразделяются на следующие группы:

1) малоопасные (Т1) - показатель токсичности продуктов горения более 210 при 5 минутах, при 15 минутах более 150, при 30 более 120, при 60 более 90;

2) умеренноопасные (Т2) - показатель токсичности продуктов горения более 70, но не более 210 при 5 минутах; при 15 минутах более 50, но не более 150; при 30 более 40, но не более 120; при 60 более 30, но не более 90;

3) высокоопасные (Т3) - показатель токсичности продуктов горения более 25, но не более 70 при 5 минутах; при 15 минутах более 17, но не более 50; при 30 более 13, но не более 40; при 60 более 10, но не более 30;

4) чрезвычайно опасные (Т4) - показатель токсичности продуктов горения не более 25 5 минутах; при 15 минутах не более 17; при 30 не более 13; при 60 не более 10.

Баллы от 4 до 7 распределяются, если число выполняемых условий (отсутствие взрывоопасных веществ; пожароопасных веществ; использование напольных покрытий, обладающих огнестойкой способностью; наличие на стенах, полках и прочих поверхностях легковоспламеняющихся материалов; обработка настольных поверхностей огнестойким лаком) равно 2, 3, 4 и 5 соответственно.

Поскольку напольное покрытие имеет большое значение как для оформления внешнего вида помещения, так и для обеспечения безопасности в случае возникновения чрезвычайной безопасности, то к нему применяется ряд санитарных, эксплуатационных требований, а также требований пожарной безопасности. Чтобы правильно подобрать напольное покрытие, необходимо тщательно изучить имеющиеся классы пожарной безопасности, а также определить характер помещения.

Существует несколько классов напольных покрытий, которые характеризуются определенными значениями горючести (Г), воспла-

меняемости (В), дымообразованию (Д), токсичности (Т), распространения пламени по поверхности (РП):

1. Класс КМ-0, присваивается гипсовым или цементным растворам, поскольку негорючее основание под напольное покрытие гарантирует целостность конструкции здания при воздействии огня.

2. Класс КМ-1 считается пожаробезопасным и соответствует показателям Г1, В1, Д1, Т1, РП1. К этим материалам относится натуральный камень, керамическая плитка, керамо-гранит, кирпич.

3. Класс КМ-2 малоопасный и соответствует показателям Г1, В1, Д2, Т2, РП1. К этим материалам относят специальный негорючий линолеум и наливные полимерные покрытия.

4. Класс КМ-3 считается пожароопасным. К таким материалам относится весь спектр коммерческих покрытий, таких как ламинат, обычный линолеум, ковровые покрытия и ков-ролин. Эти материалы соответствуют показателям Г2, В2, Д3, Т2, РП1.

5. Класс КМ-4 наиболее опасный и соответствует значениям Г2, В2, Д3, Т3, РП2. К таким материалам относят пробковые полы, паркет и различные виды виниловых покрытий.

Баллы от 8 до 10 распределяются, если число выполняемых условий (отсутствие взрывоопасных веществ; пожароопасных веществ; настенные покрытия и настольные поверхности выполнены из огнестойкого материала; напольное покрытие соответствует пожарно-техническим характеристикам КМ2 (В2, Д2, Т2, РП1)) равно 2, 3 и 4 соответственно.

Уровень пожарно-технического оснащения оценивался исходя из наличия исправных и пригодных огнетушителей, доступных пожарных шкафов, рабочих гидрантов, систем пожаротушения, систем оповещения и извещения. В этом пункте 1 - не оснащено, 5 - оснащено частично, а 10 - полностью укомплектовано. Так, пожарный шкаф красного цвета соответствует 2 баллам, белого - одному, поскольку красный цвет привлекает больше внимания, а также будет лучше заметен при задымлении. Наличие исправных и пригодных огнетушителей дает при оценке 3 балла, если все они расположены согласно СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», то есть размещены вблизи мест наиболее вероятного возникновения пожара, вдоль путей прохода, а также - около выхода из помещения, к ним имеется свободный

удобный подход, а верх устройства располагается на уровне 1,5 м от пола (если вес устройства больше 15 кг, то расстояние снижается до 1 м) и находятся в исправном состоянии; 2 балла, если одно из условий не выполнено. И 1 балл начисляется дополнительно, если они надежно закреплены на стене. При наличии плана эвакуации добавлялся еще 1 балл. При наличии систем пожаротушения также присваивается 1 балл; 1 балл дается, если имеется система оповещения о пожаре, которая включается от командного импульса, формируемого автоматической установкой сигнализации о пожаре; система дымоудаления добавляет еще 1 балл.

Оценка состояния путей эвакуации происходила по следующим критериям: анализировалось состояние напольного покрытия, состояние лестниц, ведущих к пожарным выходам, а также лестничных площадок, исправность и простота в открывании дверей из аудиторий и прочих помещений. При этом оценка «2» ставилась, если при открывании дверей помещений не возникало никаких трудностей (дверная ручка и петли исправны); «4» при выполнении условия 1, а также если двери на эвакуационных выходах и на путях эвакуации открывались в сторону выхода из здания; «6» при выполнении условий 1 и 2, а также при отсутствии дефектов и трещин в лестничных площадках и ступенях, отсутствие заусенцев на перилах; «8» ставится при выполнении условий 1, 2, 3 и напольное покрытие огнестойко (негорючее). Максимальный балл («10») присваивается при выполнении условий 1, 2, 3, 4, а также при наличии достаточного количества эвакуационных выходов, расположенных рассредоточено, и общая пропускная способность (число людей, проходящих в единицу времени через эвакуационный выход) которых обеспечивает безопасную эвакуацию. Число эвакуационных выходов из помещения, согласно СНиП 21 -0197* Пожарная безопасность зданий и сооружений (с Изменениями N 1, 2), устанавливается в зависимости от предельно допустимого расстояния от наиболее удаленной точки до ближайшего эвакуационного выхода. Для высших и средних учебных заведений, которые относятся к классу Ф4 по функциональной пожарной опасности, их должно быть 2 и более. При невыполнении одного из указанных условий вычитается 1 балл при оценке. Приведенные критерии обусловлены тем, что они влияют непосредственно на скорость эвакуации.

Уровень загруженности помещения необходимо рассчитывать, исходя из среднего количества людей в помещении в расчете на 1 м3. В зависимости от времени суток и дня недели число людей может варьироваться. Проведя анализ статистики МЧС за 2013-2017 года, можно сделать вывод о том, что большая часть пожаров происходит в выходные дни. Однако для рассматриваемой категории помещений необходимо брать в расчет только будние дни. В этом случае пожары чаще всего случаются в среду, в часы с 15 до 19 часов. Поэтому проводить оценку количества людей рекомендуется в указанное время.

Средняя плотность людей в толпе может доходить до 5 человек на квадратный метр, однако так как данная методика используется для оценки пожарного риска в помещении, то будем считать, что минимальный балл присваивается при значении, превышающем 3 человека на один метр квадратный. Максимальный балл ставится в том случае, если средняя плотность людей в помещении не превышает 5 человек на 100 квадратных метров.

Уровень освещенности и доступность эвакуационных выходов оценивается по следующему принципу: при достаточной освещенности присваивается оценка «5» или «4», при слабой освещенности - «3» или «2», а при отсутствии - «1». Достаточной считается освещенность, при которой не возникает трудностей при спуске по лестничным пролетам и перемещении по этажу. В остальных случаях освещенность считается слабой. При использовании теплого освещения дается высший балл из диапазона, так как теплый свет по сравнению с холодным имеет большую длину волны, а значит, будет меньше рассеиваться при задымлении помещения. Следовательно, видимость будет лучше.

Оценка доступности эвакуационных выходов также проводится по коэффициентам. Так, при наличии достаточного количества знаков, указывающих на существование эвакуационного выхода и расположенных согласно СП 3.1313.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (в интервале 25 метров друг от друга по длине коридора более 50 метров, а также в местах поворотов коридоров и находятся на высоте не менее двух метров) присваивается 2 балла. При наличии указателей

направления движения, но в меньшем количестве ставится 1 балл. Четкое (яркое, контрастное) цветографическое исполнение указателей позволяет добавить 1 дополнительный балл. Если световой оповещатель «Выход», расположенный над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону, находится в неисправном либо в выключенном состоянии, то ставится 1 балл за его наличие. 2 балла присваивается, если указатель аварийного выхода подсвечивается.

Разработанный способ проверки можно использовать в качестве упрощенной оценки пожарных рисков. Он менее сложен, а значит, такие проверки можно проводить чаще, и при выявлении каких-то недостатков немедленно устранять их. Исходя из результатов опроса, можно выработать ряд рекомендаций по снижению риска возникновения пожара, в случае его появления, а также для повышения уровня подготовки студентов к чрезвычайным ситуациям.

Рекомендуется использовать представленный способ проверки для проведения внеплановой оценки пожарного риска. Это позволит выявить недостатки в системе обеспечения пожарной безопасности и немедленно устранять их, а также обеспечит непрерывный контроль качества этой системы и позволит избежать несчастных случаев. Рекомендуемая периодичность подобной упрощенной оценки -раз в 3 месяца. При получении по каждому критерию оценки балл, превышающий 6, считать уровень обеспечения защиты удовлетворительным.

Литература

1. Гибель на пожарах: статистика, анализ и основные показатели - [Электронный ресурс] - URL: https ://fireman. club/statyi-polzovateley/gibel-na-pozharax/

2. Приказ МЧС РФ от 30 июня 2009 г. N 382 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности" - [Электронный ресурс] -URL:

http://ivo.garant.rU/#/document/12169057/paragraph/24 252:0

3. Федеральный закон от 22.06.2008 №123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.