Научная статья на тему 'Разработка уникальной инновационной стартегии предприятия аэрокосмической отрасли'

Разработка уникальной инновационной стартегии предприятия аэрокосмической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ / НАУКОЁМКОЕ ПРОИЗВОДСТВО / АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / INNOVATION / INNOVATION STRATEGY / INNOVATION MANAGEMENT SYSTEM / THE COMPANY''S STRATEGY / HIGH-TECH INDUSTRY / AEROSPACE INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таряник Д.В., Макарчук Д.С.

Рассматривается актуальность разработки уникальной инновационной стратегии для предприятия аэрокосмической отрасли. Ключевым вопросом является процесс поиска прикладного решения, для разработки системы управления инновационной деятельностью. Анализируются методы изучения потенциала организации, её внешней и внутренней среды, для последующего формирования и внедрения уникальной инновационной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dependence of the company''s revenue from the range

This article describes methods for developing unique innovation strategy for the aerospace industry. The applied process of finding solutions to develop innovative activity management system. The methods of studying the organization of building, its external and internal environment, for further developing and implementing unique innovation strategy.

Текст научной работы на тему «Разработка уникальной инновационной стартегии предприятия аэрокосмической отрасли»

УДК 65.290-2

РАЗРАБОТКА УНИКАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СТАРТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Д. В. Таряник, Д. С. Макарчук Научный руководитель - И. А. Стоянов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: midnight05@bk.ru

Рассматривается актуальность разработки уникальной инновационной стратегии для предприятия аэрокосмической отрасли. Ключевым вопросом является процесс поиска прикладного решения, для разработки системы управления инновационной деятельностью. Анализируются методы изучения потенциала организации, её внешней и внутренней среды, для последующего формирования и внедрения уникальной инновационной стратегии.

Ключевые слова: инновация, инновационная стратегия, система управления инновационной деятельностью, стратегия компании, наукоёмкое производство, аэрокосмическая отрасль.

THE DEPENDENCE OF THE COMPANY'S REVENUE FROM THE RANGE

D. V. Taryanik, D. S. Makarchuk Scientific Supervisor - I. A. Stoyanov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: midnight05@bk.ru

This article describes methods for developing unique innovation strategy for the aerospace industry. The applied process of finding solutions to develop innovative activity management system. The methods of studying the organization of building, its external and internal environment, for further developing and implementing unique innovation strategy.

Keywords: innovation, innovation strategy, innovation management system, the company's strategy, high-tech industry, the aerospace industry.

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощенный в новых продуктах и технологиях. Инновациям присущи в равной мере три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость [4]. С понятием «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие». Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструменты, другие приспособления, созданные человеком. Открытием же является результат получения ранее неизвестных данных или наблюдения ранее неизвестного явления природы [1].

Актуальность темы исследования состоит в том, что в современных экономических условиях, корпорациям практически невозможно выжить без инноваций. Постоянно меняющиеся вкусы потребителей, изменения и повсеместная стандартизация стиля жизни, большое количество технологий которые из наукоёмких сфер переходят в повседневное пользование на бытовом уровне, заставляет корпорации выпускать на рынок совершенно новые продукты [3]. Для эффективного внедрения инноваций, в менеджменте используются так называемые инновационные стратегии [6]. Инновационная стратегия - это одно из средств достижения целей предприятия, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной компании и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей. Инновационная стратегия подчинена общей стратегии предприятия. Она задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств [7].

Проблематика инновационных стратегий заключается в том, что они создают особо сложные условия для проектного, фирменного и корпоративного управления [1]. К таким условиям относятся:

- повышение уровня неопределенности результатов, необходимость развивать такую специфическую функцию как управление инновационными рисками;

- повышение инвестиционных рисков проектов, новый объект управления - инновационно-инвестиционный проект;

- усиление потока изменений в организации, требуется обеспечить сочетание интересов и согласование решений стратегического, научно-технического, финансового, производственного менеджмента и маркетинга.

Разработка инновационной стратегии начинается с проведения комплексного анализа состояния научно-исследовательской, материально технической, ресурсной, финансовой, кадровой, информационной баз, определения уровня развития инновационного потенциала, оценки ресурсных потребностей и выбора приоритетов перспективного развития объекта [6]. В результате этой деятельности выявляются и систематизируются инновационные проблемы, в совокупности которых можно выделить две основные группы. К первой группе относятся проблемы, которые с учетом реального уровня инновационного потенциала организации могут быть решены в современных условиях. Вторую группу составляют проблемы, решение которых на данном этапе не представляется возможным в силу ряда объективных и субъективных причин.

Выбор инновационной стратегии во многом определяется уровнем инновационного развития производства, то есть перспективными возможностями обновления продукции, технологии, производственного аппарата. Иными словами, инновационное развитие отличается от технического тем, что содержит элемент динамизма, характеризует способность организации развиваться за счет собственного потенциала в будущем. Реальность определяемых перспектив инновационного развития должна быть подкреплена и обеспечена соответствующей ресурсной базой, для оценки которой проводится анализ распределения ресурсов в инновационной сфере и в сфере НИОКР [2]. Общая экономическая стратегия также отражает взаимосвязь целей и задач других стратегий производителя с целями и задачами инновационной стратегии. Это позволяет принять наиболее точное решение о выборе направления инновационного развития с учетом факторов времени, неопределенности и риска. Процесс выбора инновационной стратегии организации представлен на рис. 1.

Формирование основных стратегических задач инновационного развития организации - исходный момент всего процесса стратегического планирования [1]. С учетом этих задач разрабатываются и оцениваются возможные варианты планов развития ведущих производственных подразделений с точки зрения условий и возможностей конкуренции производимой ими продукции. В результате формируются частные цели развития подразделений (или отделений - для хозяйствующих субъектов со сложной территориально-производственной организационной структурой) и стратегии их деятельности в рамках инновационной стратегии организации с учетом необходимости эффективного исполнения процесса, закреплённых обязанностей. При этом в процесс следует вовлекать как клиентов, так и поставщиков, которые традиционно рассматриваются за рамками проекта.

Разнообразие и специфика деятельности каждой отдельной организации, а также уникальность реализуемых инновационных проектов делает очевидной необходимость создания и развития системы управления инновационной деятельностью для каждой конкретной организации с учетом ее специфических особенностей. Особенности организации инновационного менеджмента обусловлены профилем деятельности хозяйственного субъекта [4]. Следует учитывать специфику инновационной деятельности научно-исследовательских, инженерных и других организаций, основной целью которых является проведение фундаментальных исследований и НИОКР, и предприятий, где инновации выступают средством достижения общекорпоративных целей. На практике в том и другом случаях применяются различные формы организации управления инновационным процессом [2]. В свою очередь, во второй группе объектов выделяются две большие подгруппы. Это организации, проводящие инновационные исследования собственными силами и, соответственно, организации, не осуществляющие таковых.

В современной теории и практике инновационного менеджмента не существует универсальной системы управления инновационной деятельностью, которая могла бы быть адаптирована к любой по профилю деятельности компании. Это обусловлено тем, что не представляется возможным уравнять инновационную деятельность организации, специализирующейся на проведении научно-исследовательских разработок, с организацией, для которой в современных экономических условиях инновации являются ключевым фактором конкурентоспособности компаний.

Организация, осуществляющая инновационную деятельность, может выбрать одно из двух основных направлений при создании инновационной системы: интеграцию всех стадий инновационной

деятельности в непрерывный процесс либо выделение управления инновационной деятельностью в самостоятельный объект управления [7].

Выявленные совокупности проблем инновационного развития организации

Анализ и прогноз

макроэкономической ситуации мезоэкономической ситуации внешних и внутренних возможностей организации

приоритеты, цели и задачи эконол шческой стратегии организации

приоритеты, цели и задачи отдельных стратегий организации приоритеты, цели и задачи инновационного развития организации

оценка технического, научно-технического и т.п. уровня развития организации

оценка инновационных перспектив и инновационного уровня развития организации

Продукция Технологические процессы Функции

1 1 1

Анализ

¡финансового отраслевой способнос- технологи- веролтности распределения

разрыва структуры ти к инноваци- ческого функ- средств на

инноваций онному разви- разрыва ционально- исследования

и жизнен- тию го замеще- и разработки

ного цикла ния продук- различного

развития тов уровня

отрасли

Выбор программно решаемых проблем

в краткосрочном периоде в среднесрочном периоде в долгосрочном периоде

Оценка альтернативных вариантов и инновационной стратегии

Выбор инновационной стратегии управления организацией

Рис. 1. Процесс выбора инновационной стратегии в управлении организацией

Существует несколько видов инновационных стратегии, таких как наступательная, защитная (оборонительная), имитационная и другие. Рассмотрим основные.

Наступательная инновационная стратегия характеризуется высоким уровнем риска и эффективностью. Она характерна для крупных объединений и компаний, когда в отрасли доминируют несколько компаний при наличии слабого лидера.

Защитная (оборонительная) стратегия характеризуется невысоким уровнем риска, достаточно высоким уровнем технических (проектно-конструкторских и технологических) разработок и определенной завоеванной долей рынка. Такую стратегию используют предприятия, которые получают значительную прибыль в условиях конкуренции. Эти компании имеют более прочные позиции в области маркетинга и производства по сравнению с инновационными разработками, научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами.

Участники отраслевого инновационного процесса

Специализированные

научно-исследовательские, инженерные, конструкторские и другие организации

Фундаментальн ые и прикладные исследования

Прикладные и^следования

Внедренческая деятельность

Фундаментальные исследования

Хозяйственные организации

I

осуществляющие самостоятельные исследования и разработки

Отдельные ОКР (модифицирующие)

не

осуществляющие самостоятельные исследования и разработки

Полный цикл создания нового продукта

Неполный цикл создания нового продукта

Приобретение лицензий

Заключение договора на инновационные разработки со сторонними организациями

Рис. 2. Формы организации инновационного процесса

Промежуточная стратегия характеризуется использованием слабых сторон конкурентов и сильных сторон предприятия, а также отсутствием (на первых этапах) прямой конфронтации с конкурентами. При промежуточной инновационной стратегии предприятия (в основном небольшие) заполняют пробелы в специализации других предприятий, включая доминирующих в своей отрасли. Такая стратегия часто используется применительно к модификациям базовых моделей новшеств.

Поглощающая стратегия (лицензирование) предполагает использование инновационных разработок, выполненных другими организациями. Инновации настолько разнообразны по степени сложности и новизны, что даже крупные объединения (компании), имеющие мощные подразделения по инновационным разработкам (службы НИОКР), не могут осуществлять работы по всему спектру эффективных нововведений. Поэтому многие из них инновационную политику проводят не только на основе использования нововведений, полученных собственными силами, но и с учетом возможностей использовать инновации, разработанные другими. Это означает, что они применяют поглощающую инновационную стратегию наряду с другой (например, с наступательной).

Кроме этих видов стратегии, инновационная стратегия предприятий может быть направлена на создание совершенно нового рынка для реализации принципиально нового продукта (технологии), привлечение специалистов конкурирующих организаций и слияние (иногда поглощение, приобретение) с другими организациями, обладающими высоким научно-техническим потенциалом и инновационным духом [5]. В практической инновационной деятельности имеет место сочетание этих видов стратегии, поэтому важно определение пропорций, на основе которых распределяются ресурсы между этими стратегиями.

По нашему мнению, а также мнению большинства исследователей данной области, для каждой конкретной организации, нужно разрабатывать свою инновационную стратегию. Необходимо провести анализ внутренней и внешней среды организации, изучить её опыт и потенциал, и исходя из этого, выбрать основу для будущей инновационной стратегии. Мы считаем, что для организации

с наукоёмким производством, больше подойдёт создание собственного центра инновационных разработок, либо сотрудничество на постоянной основе с таким центром (например, НИИ). Для прочих коммерческих организаций, чья деятельность не является столь наукоёмкой, подойдёт создание небольшого отдела управления инновационной деятельностью. В такой отдел следует привлечь самых опытных, заинтересованных в успехе компании сотрудников. Как показывает практика инновационного менеджмента, особенно Японского, зачастую работники даже низшего звена, могут предложить инновацию, которая повлечёт за собой существенное улучшение показателей производства или продаж. Таким образом, на предприятиях необходимо наличие правильно подобранной, эффективной инновационной стратегии.

В заключении мы хотим сказать, что в современном мире нет проблем с разработкой технологических новшеств и созданием научных открытий, но как это сложилось исторически, любое новшество сталкивается со скепсисом. В конце ХХ века, IT-технологии, Интернет, домены, электронная переписка воспринимались общественностью как нечто сверхсложное, необходимое только учёным для их сугубо профессиональных нужд. Было не так много людей готовых инвестировать в данные технологии. Но уже с начала 2000х годов, это всё стало неотъемлемой частью жизни современного человека. Данный пример хорошо раскрывает проблему наличия благоприятной среды для инновационной деятельности. Для сохранения тенденций к росту, корпорациям, а так же государству необходимо работать над созданием благоприятной среды для инновационной деятельности, а в последующем, организациям необходимо правильно и эффективно управлять инновационной деятельностью.

Библиографические ссылки

1. Управление инновационными процессами : учеб. пособие. Самара : Изд-во Самар. гос. тех-нол. ун-та. 2013.

2. Бойко А. Н., Власкин Г. А. и др. Опыт инновационного сотрудничества стран ЕС и СНГ [Электронный ресурс]. URL: http://iee.org.ua/files/alushta/31-boyko-opyt_innov_sotrudn.pdf (дата обращения: 16.04.2016).

3. Стюарт Т. А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. М. : Поколение, 2014.

4. Инновации и нанотехнологии. От инкубаторов коррупции - к инкубаторам инноваций [Электронный ресурс] // Инновации в России. URL: http://www.innovacija.ru/innovacii-v-rossii (дата обращения: 11.04.2016).

5. Портал информационной поддержки инновационных процессов. Общая структура инновационного процесса [Электронный ресурс]. URL: http://projects.innovbusiness.ru/content/document_r_ 991B9FF1-6691-4157-A881-52C9BE42D6A8.html (дата обращения: 16.04.2016).

6. Рукавицына М. Н. Основы инновационного менеджмента : учеб. пособие / под общ. ред. Л. И. Александровой. 1-е изд. Владивосток: ВГУЭС, 2013.

7. Система стимуляции инноваций [Электронный ресурс] / MARTEX. Инновационный менеджмент, рационализация. URL: http://www.martex. ru/982 (дата обращения: 23.04.2016).

© Таряник Д. В., Макарчук Д. С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.