хорошего запоминания служит организация информации и метод ассоциаций. Для каждого студента это могут быть свои индивидуальные ассоциации (соответствующие уровню интеллекта). Главное — сосредоточить внимание на запоминаемом понятии. Например, для запоминания формул химических соединений мы рекомендуем следующую последовательность мыслительных операций: концентрация внимания, осознание визуального материала, анализ деталей, выделение парных и групповых ассоциаций. Так, для запоминания формул 20 аминокислот необходимо сгруппировать их по признакам сходства радикалов. Методы, основанные на анализе запоминаемого материала и ассоциации, полезны при заучивании наизусть перечней и списков, например, названий классов ферментов, желез внутренней секреции, гормонов, витаминов. Анализ устных и письменных ответов студентов выявил, что студенты недостаточно хорошо владеют научной терминологией, не знают точного смысла употребляемых терминов, неверно произносят их. Для устранения выявленных недостатков авторы составили словарь биохимических терминов. Студент, имея такое учебное пособие при внеаудиторной работе овладевает научной терминологией в полной мере, учится употреблять научные термины в верной интерпретации.
Обобщая результаты своей работы по активизации познавательной деятельности студентов в сис-
теме ВРС можно отметить следующее: самостоятельная работа во внеаудиторное время требует от студента, особенно на первых этапах обучения, существенных волевых усилий, сильной мотивации и значительно большего времени для усвоения знаний. При этом эффективность самостоятельной работы находится в прямой зависимости от интереса, организованности студента; характера и качества методического и информационно-технического обеспечения, непрерывных творческих устремлений преподавателя, пополняющего фонд педагогических технологий, методов и педагогических приемов.
Библиографический список
1. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Н.Ф. Талызина. — М.: Издательский центр "Академия», 1998.— 288 с. .
2. Халперн, Д. Психология критического мышления /Д. Халперн. - СПб.: «Питер», 2000. - 512 с.
КОНЕВА Ирина Владимировна, кандидат биологических наук, доцент кафедры химии. БЕРЕНДЯЕВА Людмила Александровна, кандидат биологических наук, доцент кафедры химии.
Статья поступила в редакцию 18.10.06 г. © Конева И. В., Берендяева Л. А.
удкз71.з+зз9.5 И.Н.БОНДАРЕВСКАЯ
А.И.ГРИГОРЬЕВ
Омскийгосударственный педагогическийуниверситет
РАЗРАБОТКАУЧЕБНЫХМАТЕРИАЛОВ ПОИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХВЗГЛЯДОВ ИМЕТОДИЧЕСКИХПОДХОДОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА_
Показана необходимость повышения уровня подготовленности студентов к осознанному использованию достижений естественных наук в хозяйственной деятельности. Приведены разработанные на основе методологических взглядов и методических подходов Д. И. Менделеева учебные материалы, результаты их апробации для определения влияния знаний о рациональной переработке отходов химических веществ (на примере целлюлозы) на активизацию познавательной деятельности и уровень знаний студентов. Отмечен вклад Д. И. Менделеева в решение проблемы о необходимости внедрения в производство безотходных технологий в целях рационального использования природных ресурсов.
Современная средняя школа, призванная готовить молодое поколение к реальной жизни, должна вести просветительскую работу с учащимися, связанную с рациональным использованием природных ресурсов на основе химических знаний. Однако учащиеся получают в школах обычно лишь общетеоретические представления, не адаптированные к
повседневной жизни. Такое положение усугубляется в высшей школе. В большинстве средних профессиональных и высших учебных заведений химическая подготовка студентов игнорируется. Таким образом, многие менеджеры, экономисты, педагоги, журналисты и специалисты прочих профессий не приспособлены к цивилизованной, современной
жизни. Тем самым углубляется конфликт человека и природы.
Одна из проблем школьного образования заключается в том, что в процессе изучения химии у учащихся не формируется экологическое сознание, т.е. понимание возможности причинить природе вред или принести пользу методами химии. Осознание такого положения может обеспечить совершенствование эколого-химической подготовленности молодежи, формирование их гражданской позиции, нравственного отношения к окружающему миру.
Проблема формирования химического сознания тесно переплетается с проблемой экологизации образования, входящей в число актуальных и способных сыграть важную роль в достижении опережающих целей современной концепции образования, в преодолении отчуждения человека от природы, культуры, социума и самого себя. В настоящее время установлено, что отходы производства и потребления являются одним из источников экономии первичного сырья и материалов. Д.И. Менделеев верно утверждал, что «истинную и высшую цель промыш-ленно-технического совершенствования составляет не только улучшение условий общей жизни через переделку того, чем люди уже овладели, но и нахождение способов превратить все бросовое, ныне бесполезное или даже вредное — в необходимое и потребное людям» [13, с. 741]. Уже ему было ясно: отходы — это следствие несовершенных технологий производства [5, 7, 8, 9, 11].
Одно из направлений деятельности Д. И. Менделеева — борьба за рациональное использование и охрана лесных богатств, ограничение рубки лесов на топливо, нахождение возможно ценного приложения всяким отбросам, остающимся при заготовке леса, ведь «громадны массы отбросов (щеп, опилок и т. п.) или просто гниют в местах заготовки, или сожигаются как топливо» [8, с. 470]. Кому, как не великому химику, знать, сколько ценных продуктов можно получить из этих отходов. «Они могли бы служить исходным материалом для производства древесной бумажной массы и целлюлозы, поныне ввозимых в Россию, для получения продуктов сухой перегонки дерева и т. п.[8, с. 470].0н ставил задачу всемерного расширения производства скипидара, смолы, канифоли, спирта, ацетона, вискозного шелка и т. д. [5, 7, 8, 9, 11].
Сегодня тем более к отходам нельзя относиться по-другому. В современных условиях необходимо повышать уровень подготовленности людей к осознанному использованию достижений естественных наук в производственных и бытовых сферах. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей [2].
Цель нашего педагогического эксперимента заключалась в подтверждении возможности активизации познавательной деятельности студентов, повышения их уровня знаний в результате изучения направлений переработки и использования отходов различных химических веществ в хозяйственной деятельности на примере целлюлозы в соответствии со взглядами Д.И.Менделеева. Целлюлоза, как отмечал известный ученый и педагог Д.И.Менделеев, «будучи продуктом химической обработки леса и материалом бумажной массы, заслуживает особого внимания» для всего человечества [8, с. 725].
Наиболее распространенной методикой педагогического эксперимента является сравнение результатов обучения экспериментальных и контрольных групп. В этом случае, в одних группах вводится экспериментальный фактор, а в контрольной группе этот фактор отсутствует.
Для исследования были взяты 4 группы студентов 1-го курса АНО «Колледж предпринимательства и права» г.Омска: БФ1-193 (33 человека), МК1-14 (25 человек), Т1-40 (23 человека) и М1-32 (23 человека). Роль контрольной группы в нашем исследовании выполняла группа М1-32.
Педагогический эксперимент в учебных группах проводился поэтапно:
Первый этап — предварительный — заключался в вычислении средневзвешенных баллов исследуемых групп по аттестату об основном общем образовании и по результатам 1-го семестра по дисциплине «Химия». Его задачей было определение уровня общеобразовательной подготовки исследуемых групп и их способности к овладению необходимыми учебными знаниями, умениями и навыками.
Второй этап — констатирующий — включал в себя изучение теоретического материала темы «Углеводы» в исследуемых группах и его закрепление путем проведения трех лабораторных работ («Моносахариды», «Дисахариды», «Полисахариды»); разработку 2-х вариантов первого тестового контроля знаний по теме «Углеводы» (приложение 1); его проведение во всех исследуемых группах; расчет средневзвешенных баллов по группам по результатам тестирования. В его задачу входило определение уровня овладения программным материалом по темы.
Третий этап — обучающий — заключался в проведении дополнительных занятий в экспериментальных группах, направленных на углубление и закрепление уже изученного материала. При этом акцент делался на самый сложный для изучения углевод, представителя группы высокомолекулярных несахароподобных углеводов — целлюлозу, в частности, на ее получение из древесины, промышленную переработку отходов древесины и целлюлозы и использование их в качестве вторичного сырья при производстве различной продукции. Для этого использовались такие виды занятий, как лекция, семинар, проводились дополнительные демонстрации химических опытов и показ учебного видеофильма. В контрольной группе процесс обучения проходил без изменений.
Четвертый этап — контрольный — включал в себя разработку 6 вариантов (каждой группе по два варианта) тестового контроля знаний по теме «Углеводы» с акцентом на переработку древесины (приложение 2), его апробацию во всех группах, участвующих в эксперименте; вычисление по результатам тестирования средневзвешенных баллов по группам; анализ полученных результатов.
По структуре вопросов в контрольном тесте была заложена двухуровневая система знаний:
1) общепонятийные вопросы;
2) вопросы, связанные со структурой молекул углеводов и свойств, от них зависящих, а также по применению углеводов.
Для определения результатов тестирования были приняты следующие критерии оценок:
2 балла — менее 50% правильных ответов;
3 балла — 50 — 69% правильных ответов;
4 балла — 70 — 90% правильных ответов;
5 баллов — более 90 % правильных ответов.
Для обеспечения объективности результатов при проведении тестирований была обеспечена самостоятельная работа каждого студента, исключена возможность использования учебников, конспектов лекций и других учебных материалов, а также консультаций с другими студентами.
Описанный выше эксперимент был разработан нами для того, чтобы ответить на два очень важных вопроса: влияет ли исходный уровень подготовки студентов на готовность формирования необходимых учебных знаний, умений и навыков в процессе учебной деятельности и позволяют ли знания по использованию отходов переработки веществ активизировать познавательную деятельность студентов и повысить их уровень знаний?
Ниже представлены результаты, которые получены в ходе эксперимента.
1. Сравнительный анализ средневзвешенных баллов исследуемых групп, рассчитанных сразу после зачисления учащихся в колледж (по аттестату) показал, что учебные группы незначительно различались по уровню общеобразовательной подготовки (табл.1). Пределы изменения средневзвешенных баллов по аттестату составляют от 3,80 до 3,43, что свидетельствуют о сформированности обобщенных знаний, об овладении необходимыми умениями и навыками большинством учащихся, предусмотренными минимумом содержания основного общего образования. Эти данные подтверждаются и сравнительным анализом средневзвешенных баллов групп по итогам освоения дисциплины «Химия» в первом семестре обучения, рассчитанными по семестровым оценкам (табл.1). Пределы изменения средневзвешенных баллов в данном случае составили от 3,39 до 3,11. Здесь сохраняется такая же тенденция распределения средневзвешенные баллов по группам, так, например, группа БФ1-193 показала опять самый высокий средневзвешенный балл, а группа Т1-40 - самый низкий, что согласуется с уровнем общеобразовательной подготовки учащихся.
2. Результаты первого тестового контроля знаний по теме «Углеводы», полученные на констатирующем этапе диагностики, у студентов всех исследуемых групп примерно одинаковые (табл.1). Разброс показаний средневзвешенных баллов составил от 2,93 балла у группы БФ1-193 до 2,83 балла в группе Т1-40. Это может свидетельствовать о примерно одинаковом уровне сформированности обобщенных знаний по данной теме у студентов.
Проведенный анализ ответов студентов на вопросы теста показал, что легче всего студенты усвоили сведения, касающиеся хорошо знакомых им из жизни углеводов, например, глюкозы, фруктозы и сахарозы. Затруднения вызвали в основном задания по высокомолекулярным несахароподобным углеводам, особенно по целлюлозе, которую большинство студентов приравнивает к древесине.
3. В процессе проведения третьего этапа — обучающего — был отмечен повышенный интерес студентов экспериментальных групп к изучению процесса переработки и практического применения в хозяйственной деятельности человека отходов древесины и целлюлозы.
4. Результаты контрольного тестирования по теме «Углеводы», часть вопросов в котором касалась переработки отходов древесины и целлюлозы, показали, что легче всего студенты экспериментальных и контрольной групп отвечают на общепонятийные вопросы, отражающие тривиальные названия
углеводов и их физические свойства, а также легко выделяют заученные молекулярные формулы простейших углеводов, например, в I варианте это 4-й вопрос, во II варианте — 2-й и 5-й вопросы, в III варианте — 2-й и 4-й вопросы, в IV варианте — 2-й вопрос, в V варианте — 1-й и 7-й вопросы, в VI варианте — 1-й вопрос. Это объясняется простым запоминанием формул, основанным на многократном повторении материала без проникновения в сущность предметов и явлений, а также знакомством в повседневной жизни с физическими свойствами отдельных углеводов и более простым строением моно- и дисахаридов.
Хороший результат 66,7—100 % правильных ответов — показали учащиеся при выполнении тестовых заданий по качественным реакциям на углеводы и наиболее простым химическим реакциям на установление внешних, формальных связей между объектами, например, в варианте I это 3-й вопрос, во II варианте — 3-й вопрос, в III варианте — 5-й вопрос, в IV варианте —7-й вопрос, в V варианте — 5-й вопрос, в VI варианте — 4-й вопрос.
5. Анализируя вторую группу вопросов контрольного тестирования, связанную с установлением смысловых связей между структурой молекул и их свойствами, а также с применением углеводов, можно заметить, что наибольшие затруднения у студентов вызывают такие типы заданий:
• задания по определению принадлежности углевода по структурной формуле к соответствующей группе;
• задания на сравнение и обобщение;
• вопросы, касающиеся химических реакций, требующих более углубленных знаний (например, реакция ступенчатого гидролиза крахмала, реакция спиртового брожения глюкозы и др.).
• задания на установление связей между структурными формулами молекул углеводов с их свойствами. Например, зная, что глюкоза по своему строению является многоатомным альдегидоспиртом, студенты иногда не могут объяснить проявляемые ей свойства альдегидов или многоатомных спиртов.
6. В экспериментальных группах, где проводились дополнительные занятия, акцент на которых делался на применение древесины и целлюлозы, полноту их использования и переработки в хозяйственной деятельности, студенты показали лучшие результаты по сравнению с контрольной группой.
7. Группе БФ1-193, с самым высоким средневзвешенным баллом, десятый вопрос был дан в виде задачи с выбором варианта правильного ответа. С ней справилось большинство студентов (76,5—100% правильных ответов). Следует отметить, что в 1-м семестре решение подобных задач вызывало большие затруднения во всех группах студентов.
На основании проведенного исследования и анализа экспериментальных данных можно сделать заключение о том, что действительно исходный уровень подготовки студентов влияет на способность формирования необходимых знаний, умений и способов деятельности, на готовность учащихся использовать их в реальной жизни для решения практических задач.
Отсутствие у студентов систематической подготовки к занятиям приводит к недостаточной мере владения знаниями, умениями по предыдущим темам, что затрудняет процесс установления генетических связей между классами органических соединений. Так, не все студенты могут связать структурные формулы молекул углеводов с их свойствами.
Средневзвешенные баллы исследуемых групп
Таблица 1
Значения средневзвешенных баллов на различных этапах исследования Группа
БФ1-193 МК1-14 Т1-40 М1-32 (контрольная группа)
1. Предварительный этап
Средневзвешенный балл по аттестату 3,80 3,66 3,43 3,74
Средневзвешенный балл за 1-й семестр по дисциплине «Химия» 3,39 3,27 3,11 3,34
2. Констатирующий этап
Средневзвешенный балл за первый тест по теме «Углеводы» 2,93 2,86 2,83 2,90
3. Контрольный этап
Средневзвешенный балл по контрольному тесту (по группе) 3,95 3,57 3,97 3,32
Средневзвешенный балл по контрольному тесту (по вариантам): Вариант 1 4,0 3,67 3,42 3,6
Вариант 2 3,92 4,15 3,73 3,0
Результаты контрольного этапа тестирования экспериментальных групп показали, что наблюдается четкая закономерность: в группах, имеющих более лучшую базовую подготовку, навыки самостоятельной работы (табл.1), дополнительные занятия, связанные с углублением знаний по наиболее сложным темам органической химии, в частности по теме «Углеводы», привели к большей эффективности. Так, в группе БФ1-193 средневзвешенный балл на последнем этапе эксперимента увеличился на 1,04 по сравнению с констатирующим этапом; в группе МК1-14 — на 1,09, тогда как в группе Т1-40 с более слабой общеобразовательной подготовкой средневзвешенный балл увеличился только на 0,74. Таким образом, по итогам проведенной диагностики можно сделать вывод о том, что знания по использованию отходов переработки веществ действительно позволяют активизировать познавательную деятельность студентов и повысить их уровень знаний.
В настоящее время знание перспектив развития основ наук, отрасли, производства, проблема переработки отходов различных производств становится частью образования, общей культуры [5, 11].
Строение макромолекул целлюлозы достаточно сложное, и, в отличие от других изучаемых углеводов, целлюлоза не относится к продуктам питания, поэтому в чистом виде студенты с ней не сталкиваются в повседневной жизни. Возможно, что недопонимание в школьном периоде строения, свойств и использования данного углевода привело к тому, что эта часть растительных ресурсов недостаточно эффективно используется в производстве и хозяйственной практике.
Проведенная диагностика также подтверждает еще раз уже известный в наше время факт о действенности закрепления теоретических знаний активными методами, средствами и приемами обучения. В свое время Д. И. Менделеев широко использовал во время лекций демонстрацию химических опытов, мотивируя тем, что они являются не только неопровержимыми фактами, подтверждающими излагаемые в лекциях явления и законы, но и действуют на ум студентов, их чувства, вызывая у них яркие эмоции и лучшее усвоение теоретического материала [10].
Зубрежка же формул и определений — следствие опаснейшего стереотипа традиционного образования, порожденного в большей степени классическим, механистическим естествознанием: сведения в учебниках представлены как непреложная и окончательная истина (почему и подлежащая заучиванию, а не изучению). Учебники не только не предлагают, но избегают показа динамики развития науки, анализа ее внутренней логики. Негласно конечной целью курса той или иной дисциплины представляется своеобразная шпаргалка со стереотипными ответами на все вопросы [12].
Таким образом, в целом можно отметить, что дополнительная разработка дидактических материалов (тестов, задач, методик лабораторных работ и т.д.) по использованию отходов различных химических веществ в хозяйственной деятельности позволяет активизировать работу студентов и повысить уровень знаний по достаточно сложным и востребованным веществам, расширить использование их в практике хозяйственной деятельности, способствует развитию способностей ставить проблемы и организовывать работу по их успешному решению, повышает мотивацию студентов к обучению, позволяет сделать определенные шаги в привитии химической и экологической культуры, переломить природопот-ребительские мотивы в мировоззрении студентов. Данный вывод основывается на том, что в достаточно сильной группе (средневзвешенный балл по общеобразовательной подготовке 3,74) без аналогичных дополнительных занятий разница по уровню знаний при общем тестировании и углубленном срезе знаний оказалась самой минимальной — 0,42 балла.
Проведенный эксперимент подтверждает эффективность предложенного Д. И. Менделеевым подхода к преподаванию химии — изучение обобщающих сведений в сочетании со знакомством с конкретным материалом, практическим решением вопросов [10].
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что при почти одинаковом уровне сформированности знаний у студентов экспериментальных и контрольной групп, смысловое запоминание ниже при простом ознакомлении со строением,
свойствами, применением и получением веществ, нежели при установлении логических связей между ними.
Библиографический список
1. Дьячков П.Н. Тесты. Химия. 8-11 кл. — М.: «Олимп», «Издательство Астрель», «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
- 224 с.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393.
3. Корощенко А.С. Контроль знаний по органической химии. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.- 112 с.
4. Лидин Р.А., Маргулис В.Б. Химия 10-11 кл.: Учебное пособие. — М.: Дрофа, 2002. — 288 с. - (Дидактические материалы).
5. Макареня А.А. Избранные труды. В 3-х т. — Тюмень: ТОГИРРО, 2000.
6. Малыхина З.В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по органической химии. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.
— 112 с.
7. Менделеев Д.И. Уральская железная промышленность в 1899г., 1900 /Д.И.Менделеев. Соч. т.12. - Л.-М.: Изд-во АН СССР, 1949, С. 89-1086.
8. Менделеев Д.И. Толковый тариф /Д.И.Менделеев. Соч. Т. 19. - Л.-М.: Изд-во АН СССР, 1950, С. 23-937.
9. Менделеев Д.И. Соч. т. 20. - Л.-М.: Изд-во АН СССР, 1949. — с. 213.
10. Менделеев Д.И. Соч.т.23.-Л.-М.: Изд-во АН СССР, 1952. - с. 390.
11. Бондаревская И.Н. Перспективы использования эко-лого-экономических исследований Д.И.Менделеева в преподавании естественных дисциплин/ Инновационные технологии в повышении качества образования: сборник материалов Международной научно-практической конференции, Ч.3. - Омск: Изд-во Омского экономического института, 2006, С.21-26.
12. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш.учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 352 с.
13. Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А.Брокгауз — И.А.Ефрон 1890 г. — Ярославль: Изд. центр «Терра», 1992, т. 43. — 480 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Экспериментальный материал: первый тестовый контроль знаний по теме «Углеводы»
I вариант
1. Общая формула большинства углеводов:
а) (с6ншО5)п;
б) CH^;
в) Cn (H2O)m'
г) CnH2n + 2O.
2. Сложные углеводы иначе называют:
а) моносахариды;
б) триозы;
в) полисахариды;
г) гексозы.
3. Больше всего глюкозы содержится:
а) в картофеле;
б) в винограде;
в) в арбузе;
г) в лимонаде.
4. В нециклической форме глюкозы функциональные группы:
а) — С = О и — С = О;
I I
Н ОН
б) — ОН и — С = О;
I
Н
в) — ОН и — С = О;
I
ОН
г) — С = О и — NH2.
I
Н
5. Химические свойства глюкозы, характерные для многоатомных спиртов, проявляются в реакции:
а) спиртового брожения;
б) этерификации;
в) «серебряного зеркала»;
г) нейтрализации.
6. Молекулярная формула фруктозы:
а) (С6Нш05)п;
б) СН^;
в) С5НЮО5;
г) С2Н5ОН.
7. В реакцию «серебряного зеркала» вступают оба вещества набора:
а) СН3СООН и С3Н7ОН;
О
^6 12 6
в) С2Н2 и СН2ОН — СН2ОН;
О О
14 14
07 07
г) СН3 — С — Н и СН3 — С — ОСН3.
8. С6Н12О6 X 2С2Н5ОН + 2 СО2 — это реакция:
а) молочнокислого брожения глюкозы;
б) окисления глюкозы;
в) спиртового брожения глюкозы;
г) этерификации глюкозы.
9. Данный углевод является по своему строению:
Н Н Н Н О
14
07
— C — C — C — C — C —
Н Н Н Н
а) кетотетрозой;
б) альдопентозой;
в) альдогексозой;
г) кетопентозой.
10. Какие функциональные группы содержит фруктоза:
а) карбоксил и гидроксил;
б) аминогруппа и карбонил;
в) карбонил и гидроксил;
г) альдегидная группа и гидроксил.
11. По какой химической реакции можно отличить друг от друга растворы глюкозы и фруктозы (в кислой или нейтральной среде):
а) гидролиза;
б) этерификации;
в) «серебряного зеркала»;
г) взаимодействием с раствором йода.
12. Изомер сахарозы:
а) целлюлоза;
б) мальтоза;
в) крахмал;
г) фруктоза.
13. В молоке содержится молочный сахар:
а) целлюлоза;
б) сахароза;
в) глюкоза;
г) лактоза.
14. Какой углевод присутствует в продуктах гидролиза сахарозы:
а) мальтоза;
б) фруктоза;
в) целлюлоза;
г) лактоза.
15. Реакция «серебряного зеркала» не характерна для:
а) уксусного альдегида;
б) фруктозы;
в) глюкозы;
г) формальдегида.
16. Общая формула полисахаридов:
а) С6Н5ОН;
б) (С6Н10°5)„;
в) С6Н12О6;
г) С12Н22011'
17. Углевод с самой большой степенью полимеризации:
а) декстрин;
б) крахмал;
в) целлюлоза;
г) лактоза.
18. Крахмал — это:
а) природное низкомолекулярное соединение;
б) природное высокомолекулярное соединение;
в) синтетическое высокомолекулярное соедине-ние;
г) натуральное волокно.
19. Структурное звено целлюлозы — это:
а) а-глюкоза;
б) ^-глюкоза;
в) ^-галактоза;
г) а-фруктоза.
20. Гидролиз крахмала проходит через следующие стадии
а) крахмал X глюкоза X декстрины X мальтоза;
б) крахмал X декстрины X мальтоза X глюкоза;
в) крахмал X декстрины X глюкоза X мальтоза;
г) крахмал X мальтоза X декстрины X глюкоза.
21. При нагревании целлюлозы с водой в присутствии серной кислоты Н^О4 образуется глюкоза. Это реакция:
а) гидрирования;
б) гидратации;
в) гидролиза;
г) окисления.
22. Крахмал не используется для получения:
а) пищевого спирта;
б) искусственных волокон;
в) присыпок, паст, таблеток;
г) кондитерских изделий.
23. Сок зеленого яблока дает синее окрашивание при действии йода. О наличии в соке какого из перечисленных веществ свидетельствует эта реакция:
а) гидроксид меди Си(ОН)2;
б) глюкоза;
в) крахмал;
г) хлорид железа FeCl3.
24. Использование крахмала в хлебопечении основано:
а) на превращении крахмала в глюкозу;
б) на его физических свойствах;
в) на превращении крахмала в декстрины;
г) на использовании его как клеящего средства.
25. Какие органические соединения относятся к природным ВМС:
а) целлюлоза, синтетический каучук, капрон, фруктоза;
б) резина, белок, полиэтилен, глюкоза;
в) натуральный каучук, целлюлоза, белок, крахмал;
г) полиэтилен, сахароза, крахмал, аминокислота.
II вариант
1. Углеводы, которые не подвергаются гидролизу, называются:
а) моносахариды;
б) полисахариды;
в) олигосахариды;
г) гетерополисахариды.
2. Молекулярная форма глюкозы:
а) (С6НШ05)„;
б) С6Н12О6;
в) С5Нш05;
г) С2Н5ОН.
3. Фруктозу и глюкозу относят:
а) к тетрозам;
б) к пентозам;
в) к гексозам;
г) к гептозам.
4. Глюкоза по химическому строению:
а) альдегид;
б) альдегидоспирт;
в) многоатомный спирт;
г) многоатомный альдегидоспирт.
5. В водном растворе глюкозы в динамическом равновесии находятся:
а) альдегидная форма и а-форма глюкозы;
б) альдегидная форма и уЗ-форма глюкозы;
в) а- и З-формы глюкозы, альдегидная форма;
г) а- и З-формы глюкозы.
6. Функциональные группы глюкозы — это: а) -СООН и -ОН;
б) -ОН и -С - Н;
О
I й
I й
в) -С = О и -С - Н;
г) -СООН и - С = О.
I
7. Химические свойства глюкозы, характерные для альдегидов, проявляются в реакции:
а) спиртового брожения;
б) этерификации;
в) «серебряного зеркала»;
г) нейтрализации.
8. Глюкоза образует при окислении:
а) шестиатомный спирт (сорбит);
б) пятиатомный спирт (ксилит);
в) одноосновную кислоту (глюконовую);
г) двухосновную кислоту (винную).
9. В результате спиртового брожения глюкозы получаются:
а) С2Н5ОН и СО2;
б) С2Н5ОН, СО2 и Н2О;
в) СН3ОН и СО2;
10. Образование раствора ярко-синего цвета при взаимодействии гидроксида меди (II) с раствором глюкозы обусловлено наличием в ее молекуле:
а) одной гидроксильной группы;
б) нескольких гидроксильных групп;
в) альдегидной группы;
г) с- и п-связей.
11. Фруктоза относится к классу:
а) сложных эфиров;
б) дисахаридов;
в) моносахаридов;
г) полисахаридов.
12. В циклической форме фруктоза проявляет свойства, характерные для:
а) многоатомных спиртов;
б) альдегидов;
в) кетонов;
г) сложных эфиров.
О
г) СО2 и Н2О.
13. Молочная кислота не образуется:
а) при скисании молока;
б) при производстве хлебобулочных изделий;
в) при квашении капусты;
г) при солении огурцов.
14. Водные растворы сахарозы и глюкозы можно распознать при помощи химической реакции:
а) с кислородом (горение);
б) с бромной водой;
в) со спиртовым раствором йода;
г) с оксидом серебра (II) (аммиачный раствор).
15. Формула сахарозы:
а) С12Н22011;
б) (С6Н10О5)п
в) С6Н12О6;
г) С6Н13ОН.
16. При гидролизе сахарозы образуются:
а) глюкоза и фруктоза;
б) крахмал;
в) глюкоза и этанол;
г) вода и углекислый газ.
Больше всего крахмала содержится:
а) в картофеле;
б) в рисе;
в) в пшенице;
г) в кукурузе.
18. Макромолекулы крахмала состоят из остатков:
а) а-глюкозы;
б) ¡¡-глюкозы;
в) ¡-галактозы;
г) а-фруктозы.
19. Продукт частичного гидролиза крахмала:
а) глюкоза;
б) декстрины;
в) фруктоза;
г) галактоза.
20. Качественной реакцией на крахмал является:
а) реакция «серебряного зеркала»;
б) горение;
в) реакция «медного зеркала»;
г) взаимодействие с раствором йода.
21. Белый порошок, нерастворимый в холодной и набухающий в горячей воде, — это:
а) целлюлоза;
б) крахмал;
в) сахароза;
г) фруктоза.
22. Целлюлоза — это главная составная часть:
а) хромосом;
б) ядер;
в) оболочек растительных клеток;
г) цитоплазмы.
23. Реакция, по которой классифицируют углеводы на простые и сложные:
а) гидрирования;
б) гидролиза;
в) горения;
г) брожения.
24. При нагревании крахмала с водой в присутствии серной кислоты Н^О4 конечным продуктом гидролиза будет:
а) сахароза;
б) фруктоза;
в) глюконовая кислота;
г) глюкоза.
25. Пищу, содержащую крахмал, варят:
а) чтобы амилопектин набух в горячей воде;
б) для образования глюкозы;
в) для растворения крахмала;
г) чтобы прошел гидролиз крахмала на декстрины.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Экспериментальный материал: контрольный тестовый контроль знаний по теме «Углеводы»
I вариант
1. Общая формула большинства углеводов:
а) (с6н1(А)п;
б) CnH2n+2;
в) Cn (H2O)m '
г) СН2П+2О.
2. C6H12O6 X 2C2H5OH + 2 CO2 - это реакция:
а) молочнокислого брожения глюкозы;
б) окисления глюкозы;
в) спиртового брожения глюкозы;
г) этерификации глюкозы.
3. По какой химической реакции можно отличить друг от друга растворы глюкозы и фруктозы (в кислой или нейтральной среде):
а) гидролиза;
б) этерификации;
в) «серебряного зеркала»;
г) взаимодействием с раствором йода.
4. В молоке содержится молочный сахар:
а) целлюлоза;
б) сахароза;
в) глюкоза;
г) лактоза.
5. К дисахаридам не относится:
а) фруктоза;
б) лактоза;
в) мальтоза;
г) сахароза.
6. Молекулярная формула целлюлозы:
а) (C6Hi(A)n;
б) C6H12O6;
в) C12H22O11; г) CnH2n + 2O.
7. Что нельзя отнести к отходам переработки древесины:
а) опилки;
б) стружки;
в) древесный уголь;
г) лактозу.
8. Русский ученый, предложивший использовать на Урале ветки, сучья, валежник и другие отходы древесины как топливо в качестве частичной замены угля при производстве металлов:
а) Бутлеров;
б) Менделеев;
в) Вернадский;
г) Ломоносов.
9. Гидролиз крахмала проходит через следующие стадии
а) крахмал X глюкоза X декстрины X мальтоза;
б) крахмал X декстрины X мальтоза X глюкоза;
в) крахмал X декстрины X глюкоза X мальтоза;
г) крахмал X мальтоза X декстрины X глюкоза.
10. Продуктом переработки какого природного полимера является искусственный шелк (вискозный, ацетатный, мед-ноаммиачный):
а) крахмал;
б) белок яйца;
в) синтетический каучук;
г) целлюлоза.
II вариант
1. Углеводы, которые не подвергаются гидролизу, называются:
а) моносахариды;
б) полисахариды;
в) олигосахариды;
г) гетерополисахариды.
2. Молекулярная форма фруктозы:
а) (C6H10O5)n;
б) СбН12Об;
в) C5H10O5;
г) C2H5OH.
3. Химические свойства глюкозы, характерные для альдегидов, проявляются в реакции:
а) спиртового брожения;
б) этерификации;
в) «серебряного зеркала»;
г) нейтрализации.
4. Молочная кислота не образуется:
а) при скисании молока;
б) при производстве хлебобулочных изделий;
в) при квашении капусты;
г) при солении огурцов.
5. Формула сахарозы:
а) C12H22O1i;
б) (C6H10O5)n;
в) C6H12O6;
г) C6H13OH.
6. Целлюлоза — это углевод класса:
а) моносахаридов;
б) полисахаридов;
в) олигосахаридов.
7. Макромолекулы крахмала состоят из остатков:
а) а-глюкозы;
б) ß-глюкозы;
в) ß-галактозы;
г) а-фруктозы.
8. Из целлюлозы можно получать глюкозу по реакции:
а) молочного брожения;
б) «серебряного зеркала»;
в) гидролиза;
г) полимеризации.
9. В каком ряду все вещества являются продуктами переработки древесины:
а) бумага, резина, ацетон;
б) искусственный шелк, скипидар, крахмал;
в) бумага, древесный уголь, глюкоза.
10. Благодаря наличию каких функциональных групп целлюлозы из нее можно получать сложные эфиры по реакции этерификации при производстве искусственного шелка, бездымного пороха и др.:
а) гидроксильных;
б) аминогрупп;
в) альдегидных;
г) нитрогрупп.
III вариант
1. Данный углевод является по своему строению: Н Н Н Н О
I I I I о5!
H - C - C - C - C - C - H
I I I I
Н Н Н Н
г) с оксидом серебра (II) (аммиачный раствор).
4. Формула дисахаридов:
а) С12Н22011;
б) С6Н12О6;
в) (С6НюО5)„;
г) С6Н13ОН.
5. Качественной реакцией на крахмал является:
а) реакция «серебряного зеркала»;
б) горение;
в) реакция «медного зеркала»;
г) взаимодействие с раствором йода.
6. Структурное звено целлюлозы - это:
а) а-глюкоза;
б) З-глюкоза;
в) З-галактоза;
г) а-фруктоза.
7. Сложные углеводы еще называют:
а) моносахариды;
б) триозы;
в) полисахариды;
г) гексозы.
8. Реакцию гидролиза целлюлозы иначе называют:
а) обезвоживанием;
б) осмолением;
в) обугливанием;
г) осахариванием.
9. Источником получения таких ценных продуктов, как глюкоза, этанол и др., не могут служить:
а) древесные отходы;
б) солома;
в) белки;
г) шелуха зерен.
10. В каком ряду все вещества являются продуктами переработки целлюлозы:
а) глюкоза, бумага, этиловый спирт;
б) древесный уголь, кинопленка, стекло.
в) смола, каучук, полиэтилен.
IV вариант
1. В линейной форме глюкозы содержатся 2 вида функциональных групп:
а) альдегидная и карбоксильная;
б) карбонильная и гидроксильная;
в) карбоксильная и нитрогруппа;
г) альдегидная и гидроксильная.
2. Фруктоза относится к классу:
а) сложных эфиров;
б)дисахаридов;
в) моносахаридов;
г) полисахаридов.
3. Какой из наборов терминов применим к глюкозе:
а) углевод, гексоза, кетоза;
б) моносахарид, пентоза, кетоза;
в) углевод, олигосахарид, дисахарид;
г) моносахарид, гексоза, альдоза.
а) кетотетрозой;
б) альдопентозой;
в) альдогексозой;
г) кетопентозой.
2. Молекулярная формула фруктозы:
а) (С6НШО5)„;
б) С6Н12О6;
в) С5Н10О5;
г) С2Н5ОН.
3. Водные растворы сахарозы и глюкозы можно распознать при помощи химической реакции:
а) с кислородом (горение);
б) с бромной водой;
в) со спиртовым раствором йода;
4. Какой углевод присутствует в продуктах гидролиза сахарозы:
а) мальтоза;
б) фруктоза;
в) целлюлоза;
г) лактоза.
5. Общая формула полисахаридов:
а) С6Н5ОН;
б) (С6НшО5)„;
в) С6Н12О6;
г) С12Н22011.
6. Продукт частичного гидролиза крахмала:
а) декстрины;
б) глюкоза;
в) фруктоза;
г) галактоза.
в) оболочек растительных клеток;
г) цитоплазмы.
7. Целлюлоза образуется в растениях по реакции:
а) окисления;
б) полимеризации;
в) фотосинтеза;
г) гидролиза.
8. Русский ученый, боровшийся за переработку отходов производств, в том числе нефтяной деревообрабатывающей промышленности:
а) Ломоносов;
б) Менделеев;
в) Кучеров;
г) Королев.
9. При переработке какого углевода можно получить скипидар и целлофан:
а) целлюлозы;
б) крахмала;
в) мальтозы;
г) сахарозы.
10. Являясь составной частью древесины, целлюлоза используется:
а) в строительном и столярном деле;
б) в производстве стекла;
в) в качестве топлива;
г) для изготовления тканей.
V вариант
1. Реакция, по которой углеводы классифицируют на простые и сложные:
а) гидрирования;
б) гидролиза;
в) горения;
г) брожения.
2. Какие функциональные группы содержит фруктоза:
а) карбоксил и гидроксил;
б) аминогруппа и карбонил;
в) кетонная группировка и гидроксил;
г) альдегидная группа и гидроксил.
3. Глюкоза по химическому строению:
а) альдегид;
б) альдегидоспирт;
в) многоатомный спирт;
г) многоатомный альдегидоспирт.
4. Изомер сахарозы:
а) целлюлоза;
б) мальтоза;
в) крахмал;
г) фруктоза.
5. Реакция «серебряного зеркала» не характерна для:
а) уксусного альдегида;
б) сахарозы;
в) глюкозы;
г) муравьиного альдегида.
6. При длительном нагревании целлюлозы с водой в присутствии серной кислоты Н^О4 образуется глюкоза. Это реакция:
а) гидрирования;
б) гидратации;
в) гидролиза;
г) окисления.
7. Белый порошок, нерастворимый в холодной и набухающий в горячей воде, — это:
а) целлюлоза;
б) крахмал;
в) сахароза;
г) фруктоза.
8. Целлюлоза — это главная составная часть:
а) хромосом;
б) ядер;
9. В каком ряду все вещества являются продуктами переработки целлюлозы:
а) глюкоза, целлофан, порох;
б) вискозный шелк, кинопленка, стекло;
в) древесный уголь, смола, витамины.
10. Из 1 т отходов деревообработки (опилки, стружки и т.д.) сухой хвойной древесины получают примерно 185 л этилового спирта. Сколько следует взять подобных отходов для получения 832,5 л этилового спирта:
а) 2 т;
б) 3,5 т;
в) 5,2 т;
г) 4,5 т.
VI вариант
1. Фруктозу и глюкозу относят:
а) к тетрозам;
б) к пентозам;
в) к гексозам;
г) к гептозам.
2. Глюкоза образует при окислении:
а) глюконовую кислоту;
б) пятиатомный спирт (ксилит);
в) шестиатомный спирт (сорбит);
г) винную кислоту.
3. Функциональные группы глюкозы — это: а) -СООН и -ОН;
б) -ОН и -С — Н;
О
в) -С = О и -С — Н;
г) -СООН и - С = О.
I
4. При гидролизе сахарозы образуются:
а) глюкоза и фруктоза;
б) крахмал;
в) глюкоза и этанол;
г) вода и углекислый газ.
5. Углевод с самой большой степенью полимеризации:
а) декстрин;
б) крахмал;
в) целлюлоза;
г) лактоза.
6. Крахмал — это:
а) природное низкомолекулярное соединение;
б) природное высокомолекулярное соединение;
в) синтетическое высокомолекулярное соединение;
г) натуральное волокно.
7. В каком ряду все вещества являются продуктами переработки целлюлозы:
а) бездымный порох, глюкоза, пластмасса;
б) метиловый спирт, бумага, стекло;
в) скипидар, целлофан, резина.
8. Конечным продуктом гидролиза крахмала будет:
а) сахароза;
б) фруктоза;
в) целлюлоза;
г) глюкоза.
9. Какое строение имеют макромолекулы целлюлозы, позволяющее получать из нее такие волокнистые материалы, как хлопок, лен:
а) разветвленное;
б) пространственное;
в) линейное.
О
10. Из 1 т отходов деревообработки (опилки, стружки и т.д.) сухой хвойной древесины получают примерно 44 кг кормовых дрожжей. Сколько получится кормовых дрожжей из 6,2 т подобных отходов древесины:
а) 150 кг;
б) 184,5 кг;
в) 302,6 кг;
г) 272,8 кг.
БОНДАРЕВСКАЯ Ирина Николаевна, аспирант ОмГПУ, преподаватель колледжа предпринимательства и права.
ГРИГОРЬЕВ Аркадий Иванович, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой экологии и природопользования ОмГПУ.
Статья поступила в редакцию 13.11.06 г. © Бондаревская И. Н., Григорьев А. И.
УДК004:378.147
М.В.ГРИГОРЬЕВА И.П.СТЕПАНОВА И.В.КОНЕВА Н.А.ПОНОМАРЕВА
Омскийгосударственный аграрныйуниверситет
СТРУКТУРАЭЛЕКТРОННОГО
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГОКОМПЛЕКСА
ПОДИСЦИПЛИНЕ
ДЛЯСТУДЕНТОВ
ЗАОЧНОЙФОРМЫОБУЧЕНИЯ
(СЭЛЕМЕНТАМИДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ)_
Статья посвящена проблеме совершенствования структуры учебно-методических комплексов по дисциплине для заочной формы обучения (с элементами дистанционного обучения) в высшей школе. Предложен рекомендуемый перечень компонентов электронного учебно-методического комплекса по дисциплине для преподавателей и для студентов.
Сегодняшняя реальность требует интеграции образовательного процесса и новейших технологий. В особенности это касается таких форм обучения, где обучающиеся отдалены в пространстве и имеют возможность поддерживать диалог с преподавателем с помощью средств коммуникации - заочного и дистанционного. Эти обе формы базируются на принципе самостоятельного обучения студентов. В настоящее время наблюдается тенденция к разделению понятий "дистанционное обучение" и "заочное обучение", согласно которой за дистанционным обучением закрепляется значение "обучение на основе использования новейших средств информационных технологий", таких, как компьютерные телекоммуникации, интерактивное видео, интерактивное телевидение, мультимедиа.
Наличие современного качественного методического обеспечения, предполагающего использование новых информационных технологий в процессе обучения, необходимо для эффективного осуществления заочного и дистанционного обучения в вузе. В настоящее время методическое обеспечение дисциплины формируется как правило в форме учебно-методического комплекса.
В современной литературе учебно-методический комплекс дисциплины (далее УМКД) определяется как:
— система дидактических средств обучения по конкретному предмету, созданная в целях наиболее полной реализации воспитательных и образовательных задач, служащих всестороннему развитию личности учащегося (Д.Д.Зуев);
— комплексное методическое обеспечение учебного процесса и средство для преподавателя, мастера производственного обучения (С.Я. Батышев);
— средство учебно-методического обеспечения образовательного процесса с целью повышения его качества (Т.И. Анненкова);
— совокупность учебно-методических документов, призванных обеспечить организационную и содержательную целостность системы, методов и средств обучения по каждой дисциплине.
Как уже было отмечено, целью УМКД является повышение эффективности и качества образовательного процесса путем улучшения методического обеспечения дисциплины. При этом УМКД позволяет решить следующие задачи:
. систематизировать содержание дисциплины с учетом достижений науки, техники, производства;