Научная статья на тему 'Разработка учебной информационной модели автоматизированного рабочего места обучающегося тактического тренажера ВМФ'

Разработка учебной информационной модели автоматизированного рабочего места обучающегося тактического тренажера ВМФ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
151
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка учебной информационной модели автоматизированного рабочего места обучающегося тактического тренажера ВМФ»

плексного тренажера - моделирование проведенных (планируемых) дивизионами практических ракетных стрельб на полигонах флота с анализом (прогнозом) действий управляющих ракетной стрельбой и моделирование ракетных стрельб в исследовательских целях.

Литература

1. Алтунин В.К., Стручков А.М. Проектирование компьютерных систем обучения и интеллектуальной тренажерной подготовки специалистов Военно-морского флота. Тверь, НИИ «Центрпрограммсистем», 2004. 204 с.

2. Основы инженерной психологии: Учебник; [под ред. Б.Ф. Ломова]. М.: Высш. школа, 1986. 447 с.

3. Шибанов Г.П. Количественная оценка деятельности человека в системах человек-техника. М.: Машиностроение, 1983. 262 с.

4. Булавчик В.Г. Обучение специалистов ВМФ на тренажерных средствах. Л.: ВВМУРЭ им. А.С. Попова, 1982.

5. Кулиш И.Н. Учебная информационная модель трена-

жера по управлению стрельбой // Программные продукты и системы. 2011. № 1.

References

1. Altunin V.K., Struchkov A.M., Proektirovanie kompyuter-nykh sistem obucheniya i intellektualnoy trenazhernoy podgotovki spetsialistov Voenno-morskogo flota [Development of educational computer systems and intelligent simulator training of Navy experts], Tver, R&D Inst. «Centrprogrammsystem», 2004.

2. Lomov B.F., Osnovy inzhenernoy psikhologii: ucheb. [Foundations of engineering psychology: textbook], Moscow, Vyssh. shkola, 1986, 447 p.

3. Shibanov G.P., Kolichestvennaya otsenka deyatelnosti cheloveka v sistemakh chelovek—tekhnika [Quantitative estimation of human activity in the «human-engineering» systems], Moscow, Mashinostroenie, 1983, 262 p.

4. Bulavchik V.G., Obuchenie spetsialistov VMF na trenazhernykh sredstvakh [Navy experts training on simulators], Leningrad, 1982.

5. Kulish I.N., Programmnye produkty i sistemy [Software and Systems], Tver, 2011, no. 1.

УДК 004.421; 422.8

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СЦЕНАРИЯ ДЕЙСТВИЙ ВОЗДУШНОГО ПРОТИВНИКА ДЛЯ ТРЕНАЖЕРА ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ КОРАБЛЕЙ

А.А. Прохоров, зав. отделом (НИИ «Центрпрограммсистем»>, просп. 50 лет Октября, 3а, г. Тверь, 170024, Россия, prolex@pps.tver.ru)

Рассматривается необходимость решения на компьютерном тренажере по подготовке специалистов противовоздушной обороны кораблей ВМФ задачи автоматизации процесса формирования сценария боевых действий воздушного противника. Приводится перечень взаимосвязанных расчетов, необходимых для ее выполнения. Представлен алгоритм действий пользователя (руководителя обучения) при формировании исходной учебной обстановки на занятие до применения инструмента автоматизации формирования сценария действий воздушного противника и во время работы с ним. Приведен перечень параметров, задание которых определяет степень сложности формируемого сценария действий воздушного противника с позиции решения задач по противовоздушной обороне кораблей. Сделаны выводы о сокращении времени при подготовке данных на занятие и о повышении качества подготовки специалистов при применении данного инструментария в тренажере.

Ключевые слова: тренажер, руководитель обучения, подготовка занятия, модель программных средств, алгоритм, автоматизация формирования сценария действий, противовоздушная оборона кораблей, воздушный противник.

DEVELOPMENT OF THE AUTOMATION EQUIPMENT MODEL OF FORMATION OF THE SCENARIO OF AIR OPPONENT ACTIONS FOR THE SHIPS AIR DEFENCE SIMULATOR Prokhorov А.А., head of department (R&D Institute «Centrprogrammsystem», 50 let Oktyabrya Av., 3a, Tver, 170024, Russia, prolex@cps.tver.ru)

Abstract. The article considers the need of scenario formation process automation of the air opponent combat activity on the computer simulator for ships air defense specialists training. There is a list of interconnected calculations needed for this task solution. The article shows the algorithm of user actions (the head of training) when forming an initial educational situation before using the instrument of scenario formation automation of the air opponent actions and when using it. There is a list of the parameters defining the degree of complexity of the formed scenario of air opponent actions. As a result, there are conclusions about time reduction when training preparing, and improvement the quality of specialists training when using these tools on a simulator.

Keywords: simulator, head of training, training preparation, software model, algorithm, automation of scenario formation, ships Air defense, air opponent.

В условиях усложнения характера боевых действий с воздушным противником требования к повышению качества учебно-тренировочных средств для подготовки специалистов к противо-

воздушной обороне кораблей ВМФ определяют необходимость создания большого количества сложных математических моделей - от средств вооружения до способов и приемов ведения боя

воздушного противника. Данный аспект не может не отразиться на процессе подготовки исходной учебной обстановки на занятие с поста руководства обучением и на объеме работ, связанном с этим. При наличии сформированной базы объектов тактической обстановки с их системами вооружения перед пользователем (руководителем обучения) встает задача формирования сценария боевых действий на занятие, в том числе сценария боевых действий воздушного противника.

В условиях отработки задач противовоздушной обороны несколькими кораблями (тактическими группами) формирование сценария нанесения удара воздушным противником по времени является весьма ресурсоемкой задачей, требующей выполнения большого объема взаимосвязанных расчетов:

- времени взлета летательных аппаратов с аэродрома (авианосца);

- маршрута обхода радиолокационных полей наземных (корабельных) радиолокационных станций, зон действия береговых (корабельных) средств противовоздушной обороны;

- места и времени постановки помех (активных и пассивных);

- места и времени выхода в точку возможного применения оружия с учетом тактики и последовательности применения оружия, обеспечивая заданную плотность нанесения удара.

Наличие в составе специального ПО тренажера средств автоматизации решения задачи формирования сценария действий воздушного противника согласно заданной модели при формировании исходной учебной обстановки на занятие существенно упростит работу пользователя по заданию тех параметров сценария, которые определяют степень сложности задач по противовоздушной обороне кораблей для обучающихся и повысит качество подготовки соответствующих специалистов.

Прежде чем приступить к формированию данных на занятие, руководитель обучения, учитывая текущий уровень подготовки расчета, определяет новые цели получения знаний, навыков и умений, затем объектовый состав обстановки и приступает к формированию сценария действий, и действий воздушного противника в частности.

При автоматизированном формировании сценария действий воздушного противника пользователь задает ограниченное количество параметров и запускает процесс генерации сценария. Задаваемые параметры:

- время удара относительно начала занятия (время пуска первой ракеты от момента запуска модельного времени на тренажере при проведении занятия);

- объект удара; если объект групповой (тактическая группа), должен задаваться вариант це-лераспределения;

- направление удара относительно объекта удара, а также ширина сектора атаки;

- перечень аэродромов противника, с которых могут быть задействованы его воздушные силы при генерации сценария;

- количественный состав объектов воздушного противника; задавая общее количество объектов, предлагается распределение сил по тактическому назначению (самолеты управления, разведки, истребители прикрытия, постановщики активных и пассивных помех, ударные самолеты); в свою очередь, на выделенный ресурс ударных самолетов предлагается распределение сил по характеру оружия, исходя из заданной тактики действий воздушного противника;

- диапазон допустимых высот для выхода ударных самолетов в район боевых действий;

- плотность наносимого ракетного удара (интервалы пуска ракет внутри группы и между группами ударных самолетов).

Далее согласно заложенной модели действия воздушного противника осуществляется программное формирование всех необходимых данных для каждого участника создаваемого сценария.

Алгоритм работы пользователя при формировании данных на занятие с применением инструмента генерации сценария действий воздушного противника представлен на рисунке.

В результате генерации сценария формируются графическое представление на фоне электронной карты и текстовое описание сценария. На фоне морской карты отображаются маршруты полета

самолетов воздушного противника, на участках которых определены параметры движения и поведения (в том числе и использования средств вооружения).

Текстовое описание сценария содержит детальную информацию о заданных действиях для каждого объекта воздушного противника. В случае отсутствия на аэродромах противника необходимого количества летательных аппаратов определенного тактического назначения, заданных при формировании данных на генерацию, пользователю выдается соответствующая информация. После ознакомления с данной информацией, изменив объектовый состав аэродрома или список аэродромов, участвующих в формировании сценария, можно снова запустить механизм генерации.

Из-за наличия случайных процессов (это касается выбора значений случайным образом из заданных диапазонов) при генерации сценария пользователю предоставлена возможность многократного формирования сценария с заданными параметрами до момента принятия (утверждения) предложенного, удовлетворяющего требованиям пользователя.

Наличие средств автоматизации не исключает возможности ручного формирования сценария действий воздушного противника. Более того, полученный в результате генерации сценарий можно корректировать в ручном режиме. Под этим понимается как корректировка по объектовому составу (добавление/удаление летательного аппарата противника), так и корректировка параметров сценария действий каждого объекта обстановки. К данным параметрам относятся время взлета (если в результате генерации сценария летательный аппарат находится на объекте базирования), точки маршрута, параметры движения и поведения (в том числе и использования средств вооружения) на участках маршрута.

Применение средств автоматизированного формирования сценария действий воздушного противника предусматривает возможность генерации множества сценариев нанесения воздушных ударов по различным объектам. Более того, по одному и тому же кораблю (тактической группе) можно сформировать два и более сценариев действий воздушного противника, разнесенных или не разнесенных по времени.

Наличие данного инструмента, в котором сочетаются детализация задания действий каждого объекта воздушного противника в отдельности и согласованность действий всех объектов - участников удара с помощью ввода ограниченного количества параметров, значительно сократило время на подготовку занятия. А формализация сложности сценария действий воздушного противника с позиций решения задачи ПВО позволяет объективно оценивать текущий уровень подготовки специалистов, что, в свою очередь, обеспечивает повышение качества подготовки соответствующих специалистов.

Литература

1. Неупокоев Ф.К. Противовоздушный бой. М.: Воениз-дат, 1989.

2. Ильин В.А., Кравчук В.Г. Моделирование противовоздушных боевых действий соединений кораблей при проектировании морских тактических тренажеров // Программные продукты и системы. 2003. № 1. С. 46-48.

3. Ильин В.А., Кравчук В.Г., Прохоров А.А. Тактические тренажеры для подготовки к ведению противовоздушной обороны кораблей // Оборонный заказ. 2007. № 13. С. 16-17.

References

1. Neupokoev F.K., Protivovozdushny boy [Air defense battle], Moscow, Voennoe izdatelstvo, 1989.

2. Ilin V.A., Kravchuk V.G., Programmnye produkty i sistemy [Software and Systems], 2003, no. 1, pp. 46-48.

3. Ilin V.A., Kravchuk V.G., Prokhorov A.A., Oboronny zakaz [Defence order], 2007, no. 13, pp. 16-17.

УДК 004.422.8

РАЗРАБОТКА УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО РАБОЧЕГО МЕСТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ТАКТИЧЕСКОГО ТРЕНАЖЕРА ВМФ

А.А. Карпов, зав. лабораторией (НИИ «Центрпрограммсистем», просп. 50 лет Октября, 3а, г. Тверь, 170024, Россия, kaa@pps.tver.ru)

Рассматривается процесс разработки учебной информационной модели АРМ обучающегося (АРМО) тактического тренажера ВМФ. Определяются понятия АРМО и учебной информационной модели на основе государственных стандартов, а также состав АРМО - аппаратные средства, виды ПО и информационное наполнение. Рассматриваются соотношение и взаимосвязь учебной информационной модели и АРМО: в соответствии с учебной информационной моделью разрабатываются специальное ПО и информационное наполнение АРМО. Описывается подход к разработке учебной информационной модели через определение требований к ней. Приводятся отдельные требования, рассматриваются основные группы требований к учебной информационной модели АРМО: к деятельности специа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.