Научная статья на тему 'Разработка творческих задач и их влияние на формирование интереса учащихся к предмету «Черчение»'

Разработка творческих задач и их влияние на формирование интереса учащихся к предмету «Черчение» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕРЧЕНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / НАХОДЧИВОСТЬ / ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ / НАСТОЙЧИВОСТЬ / КОНСТРУИРОВАНИЕ / ОШИБКИ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОРТОГОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахурдин Василий Дмитриевич, Дарамаева Анисия Анатольевна

Статья отражает необходимые условия для приобретения познавательного интереса к предмету «Черчение», проблему организации творческой деятельности учащихся на уроках черчения и получения в дальнейшем обширных политехнических знаний. Приводятся способы применения и решения нестандартных графических задач в учебном процессе, их эффективность с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Проведен анализ типичных ошибок учащихся при работе с творческими задачами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шахурдин Василий Дмитриевич, Дарамаева Анисия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка творческих задач и их влияние на формирование интереса учащихся к предмету «Черчение»»

РАЗРАБОТКА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ «ЧЕРЧЕНИЕ»

I В.Д. Шахурдин, А.А. Дарамаева

104

Аннотация. Статья отражает необходимые условия для приобретения познавательного интереса к предмету «Черчение», проблему организации творческой деятельности учащихся на уроках черчения и получения в дальнейшем обширных политехнических знаний. Приводятся способы применения и решения нестандартных графических задач в учебном процессе, их эффективность с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Проведен анализ типичных ошибок учащихся при работе с творческими задачами.

Ключевые слова: черчение, познавательный интерес, графические задачи, индивидуальные особенности, сообразительность, находчивость, внимательность, настойчивость, конструирование, ошибки, дифференцированный подход, ортогональные проекции.

Summary. Clause reflects necessary conditions for purchase of cognitive interest to a subject «Plotting», a problem of the organization of creative activity of pupils in lessons of plotting and in the further receptions of extensive polytechnical knowledge. Ways of application and the decision of non-standard graphic problems in educational process, their efficiency in view of specific features of pupils are resulted. The analysis of typical mistakes of pupils is lead at work with creative problems.

Keywords: plotting, cognitive interest, graphic problems, specific features, ingenuity, resource, attentiveness, persistence, designing, mistakes, the differentiated approach, orthogonal projections.

Во всякой сознательной трудовой деятельности человеку нужны знания, сообразительность и находчивость, т.е. то, что в народе метко определяется словом «смекалка». Смекалку можно развить систематическими упражнениями, решением разнообразных задач, и, в частности, задач-головоломок.

Практический опыт показывает, что решение задач-головоломок по черчению вызывает большой интерес у учащихся, а тот, кто имеет навык решения подобных задач, лучше представля-

ет форму предметов по минимальному количеству изображений, быстро и правильно читает рабочие чертежи.

При разработке творческих задач по черчению следует смоделировать условия, которые способствовали бы их удачному выполнению учащимися. В каждом конкретном случае они выступают в разных сочетаниях и пропорциях, развивая различные стороны творческого мышления, но всем задачам присуще общее свойство: алгоритм её решения неизвестен, хотя для этого имеются все необходимые данные.

Преподаватель

2 / 2009

Содержание и технологии образования

Творческие задачи соответствуют высшей ступени усвоения знаний, а потому должны, как правило, завершать собой изучение того или иного раздела курса, хотя отдельные элементы творческой деятельности учащихся могут присутствовать и на более ранних этапах обучения. В этом случае речь идет обычно о т.н. пропедевтических задачах, развивающих общую готовность учащихся к проектной деятельности в области конструирования.

При решении нестандартных творческих задач требуется дифференцированный подход к обучению с учетом индивидуальных особенностей всех учащихся, поэтому необходима единая типология с учетом основных критериев. На наш взгляд, наиболее полной и доступной является на сегодняшний день классификация Е.С. Рабунского, которая рассматривает следующие критерии: 1) отношение к обучению (познавательный интерес); 2) познавательные особенности. (индивидуальные способности); 3) успеваемость учащегося (уровень знаний) [1].

При исследовании особенностей решения учащимися творческих задач с элементами конструирования обращают на себя внимание следующие моменты:

1. Затруднения школьников начинаются с неумения анализировать исходные данные задачи (обнаружить основные противоречия конструкции, понять, каким требованиям должна соответствовать отсутствующая деталь).

2. Затруднения и ошибки, допускаемые учащимися при графическом отображении конструктивного замысла, в основном связаны с неумением использовать сформированные ранее графические знания в новой ситуации.

Это выражается:

а) в неумении выбрать оптимальное количество изображений, с необходи-

мой полнотой и наглядностью раскрывающих особенности конструкции;

б) в неумении выбрать масштаб изображений, позволяющий выделить главное в конструкции;

в) в затруднениях с размещением изображений на чертеже;

г) в ошибках, связанных с нарушением общих правил черчения.

Характерным этапом графического поиска является выполнение учащимися изображений, условно названных нами «опорными», в которых заложена первая попытка зафиксировать возникшее в сознании ядро будущей конструкции.

Нередко опорные изображения используются и на других этапах поиска, вплоть до его завершения. В этом случае ядро конструкции постепенно обрастает смежными деталями, которые до определенного времени не скрещены с ядром, а лишь сгруппированы вокруг него.

Опорные изображения ученик выполняет для себя и стремится не показывать их учителю, так как идея, заложенная в них, фиксируется свободно, часто с серьезными отклонениями от правил черчения. Для ученика это чер- 105 новик черновика. Учителю предъявляется уже в некоторой степени откорректированный чертеж. Но даже в нем чувствуется влияние опорных изображений. При выполнении чертежей учащиеся чаще всего используют ортогональные проекции, которые иногда ошибочно сочетаются с элементами аксонометрической проекции. Разрезы применяются реже, а сечения — почти никогда, поэтому при составлении условий задач следует учитывать возможность возникновения затруднений, с которыми учащиеся могут столкнуться при их решении. Значит, подробность формулировки нужным образом регламентирует работу учащих-

2 / 2009

Преподаватель

ся, предупреждает возникновение нежелательных поисковых ситуаций.

Выдвигая пожелания к формулировке условий задач, отметим, что в текст условий целесообразно включать несколько пунктов, которые предусматривают выполнение работ, различных по сложности. Это позволяет использовать их на разных этапах обучения и строить работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Творческие задачи с элементами технического конструирования до последнего времени не включались в курс черчения и потому непривычны учащимся, по этой причине успех их работы во многом зависит от методики обучения.

Перед началом занятия полезно рассказать школьникам о том, что совершенствование любого предмета связано, прежде всего, с выявлением противоречий его конструкции. Как правило, они возникают из-за того, что улучшение каких-либо особенностей предмета не согласуется с другими его свойствами, вступает с ними в противоречие. Это явление нельзя устранить до конца, потому что на смену од-106 ним недостаткам неизбежно приходят другие, хотя и менее значительные.

Рассматривая конструкции других деталей, мы должны смотреть на них с разных сторон.

Могут выдвигаться и другие требования, например, технологические. Конструкция считается технологичной, если она не является слишком трудоемкой для производства (например, ее легко было бы изготовить в школьных мастерских.

Схема творческого процесса, имитирующая творческую конструкторскую деятельность, переработанная с учетом логики, выглядит так: а) аналитическая стадия; б) оперативная стадия; в) синтетическая стадия.

Аналитическая стадия включает в себя следующие этапы.

1. Ознакомление с общим содержанием графической задачи.

2. Ознакомление с конструкцией заданного объекта и его работой.

3. Уяснение назначения деталей, способов их соединения и принципов взаимодействия.

4. Выявление противоречий конструкции.

5. Создание проблемных ситуаций.

6. Определение и формулировка учеником конкретной цели работы.

Оперативная стадия. Ее этапы.

1. Поиск стандартных приемов решения конструкционной задачи, знакомой школьникам из жизни, а также графические знания, приобретенные в процессе изучения черчения.

2. Разработка идеи и согласование с учителем, графическое отображение начальных этапов поиска.

3. Уточнение деталей конструируемых сборочных единиц и способов их соединений (на основе различных графических изображений).

Синтетическая стадия. Ее этапы.

1. Выполнение чертежа (эскиза) разрабатываемой сборочной единицы, ее фрагмента или детали (в зависимости от постановки задачи).

2. Выполнение чертежей нестандартных деталей (при конструировании сборочной единицы).

3. Реализация проекта в школьных мастерских.

В зависимости от типа задачи, сложности и степени подготовки школьников, приведенная схема может быть значительно упрощена и в таком виде сообщена школьникам. Отметим следующее. На оперативной стадии важно проследить за тем, чтобы графическое отображение начальных этапов поиска протекало в соответствии с правилами черчения. Для

Преподаватель

1ЕК

2 / 2009

Удержание и технологии образования

этого нужно требовать от учащихся, чтобы при выполнении опорных изображений они использовали усвоенные ранее графические знания.

В процессе поиска школьники могут выполнять эскизы и технические рисунки, показывать детали отдельно и в соединении, добиваясь эстетической выразительности их формы и соблюдая другие требования, предъявляемые к конструкциям. Нужно советовать им не ограничиваться первым наброском, а сделать несколько и выбрать лучший, чтобы на его основе уточнять и конструировать свой замысел. Методическим средством, которое на синтетической стадии помогает учащимся правильно выбрать характер и количество изображений, их масштаб и конструкцию, являются примерные структурные схемы. В них указаны место и вид изображений, которые школьникам рекомендуется использовать.

С появлением техники количество задач значительно увеличилось, а сложность их возросла во много раз. Теперь для решения технических задач требовались научные, технические знания и умения. Специально подобранные и сформулированные задачи стали активным средством обучения подрастающего поколения.

При решении учебной творческой, технической задачи, так же как и изобретательской, заложенное в ней противоречие вызывает у ученика интерес. В ходе поиска решения учащиеся оперируют имеющимися знаниями, приобретают новые, используют операции мышления, возможности памяти и приемы, позволяющие не только решить задачу, но развивать их интеллектуальные способности.

Технические задачи, в которых проявляется то или иное противоречие, называются творческими. Твор-

ческая задача не имеет алгоритма решения, или, во всяком случае, он неизвестен школьнику. Она требует нестандартных действий, творческих усилий, а также заинтересованности в конечном результате.

Интерес обладает своеобразной инерцией: решив задачу, человек мысленно повторяет пройденный путь, отдельные его этапы, анализирует их, выявляет удачные и неудачные решения, обобщая их. Интерес необходим не только для решения задач, но и для их постановки задач, для выявления и осознания новых проблем.

Условие творческой задачи должно предопределять возникновение проблемной ситуации, а решение — побуждать к использованию имеющихся знаний в нестандартных ситуациях и к самостоятельному добыванию знаний. Особенностью творческих задач является вариативность их решения, ибо только в этом случае возникает индивидуальный поиск, логическим завершением которого является субъективно новый результат. Если нет выбора возможных путей решения, значит, нет творчества.

При разработке содержания твор- 107 ческих задач и методических рекомендаций по их исследованию в учебном процессе важно учитывать те характерные особенности, которые сопровождают конструктивно-графическую деятельность учащихся. Во-первых, необходимо знать, в какой мере учащиеся могут использовать полученные ими ранее графические знания; во-вторых, понимать, какие характерные затруднения возникают в процессе творческой работы и как их предупредить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Розов C.B. Руководство к преподаванию

черчения. — М.: Просвещение, 1987. ■

2 / 2009

Преподаватель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.