Научная статья на тему 'Разработка трехфазной методологии оценки управления дошкольным образованием в интересах инновационного развития первого уровня образовательного процесса'

Разработка трехфазной методологии оценки управления дошкольным образованием в интересах инновационного развития первого уровня образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
928
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / METHODOLOGY OF MANAGEMENT / PRESCHOOL EDUCATION / HUMAN CAPITAL / INNOVATIVE DEVELOPMENT / EFFECTIVENESS AND EFFICIENCY OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фокина Ольга Васильевна, Чиркова Елена Владимировна

Согласно принятому Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем образовательного процесса. Именно у детей дошкольного возраста впервые формируются представления об окружающем мире, складывается система ценностей, а также знаний, умений и навыков, которые впоследствии можно только скорректировать, но не изменить коренным образом. Многочисленные исследования доказали, что благодаря инвестициям в раннее развитие человека можно получить колоссальные результаты в будущем за счет формирования национального человеческого капитала, являющегося основой инновационного развития страны. Однако в современной теории и практике управления в области образования нет универсального механизма, отвечающего за оценку эффективности и результативности управления. Вопросы о критериях, методах, показателях данной оценки и в итоге проблемы совершенствования методологии управления человеческим капиталом не решены. В статье приведен анализ положения дел в управлении деятельностью дошкольных образовательных учреждений и даны рекомендации по совершенствованию инновационной управленческой деятельности в области дошкольного образования, а также разработана трехфазная методология оценки эффективности и результативности управления дошкольным образованием в интересах инновационного развития России с соответствующей апробацией полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фокина Ольга Васильевна, Чиркова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of a three-phase methodology of assessment of preschool education management in the innovative development of the first level of the education process

According to the adopted Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on June 27, 2013) “On Education in the Russian Federation”, preschool education is the first level of the educational process. Precisely in a preschool children, for the first time, ideas about the surrounding world are formed, a system of values, as well as knowledge and skills, that can only be corrected but not radically changed. Numerous studies have shown that, thanks to investments in the early development of man, tremendous results can be obtained in the future through the formation of national human capital, which is the basis of the country’s innovative development. However, in modern theory and practice of management in the field of education, there is no universal mechanism responsible for assessing the effectiveness and efficiency of management. Questions about the criteria, methods, indicators of this assessment and, as a result, the problem of improving the methodology for managing human capital have not been resolved. The article provides an analysis of the state of affairs in the management of the activities of preschool educational institutions and gives recommendations on improving innovative management activities in the field of preschool education, as well as a three-phase methodology of estimation of the effectiveness and efficiency of preschool education in the interests of Russia’s innovative development with appropriate approbation of the results.

Текст научной работы на тему «Разработка трехфазной методологии оценки управления дошкольным образованием в интересах инновационного развития первого уровня образовательного процесса»

#

RUDN Journal of Economics Вестник РУДН. Серия: Экономика

2019 Том 27 № 1 180-189

http://journals.rudn.ru/economics

DOI: 10.22363/2313-2329-2019-27-1-180-189 УДК 338.242

Разработка трехфазной методологии оценки управления дошкольным образованием в интересах инновационного развития первого уровня образовательного процесса

О.В. Фокина, Е.В. Чиркова

Вятский государственный университет Российская Федерация, 610002, Киров, ул. Ленина, 111

Согласно принятому Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем образовательного процесса. Именно у детей дошкольного возраста впервые формируются представления об окружающем мире, складывается система ценностей, а также знаний, умений и навыков, которые впоследствии можно только скорректировать, но не изменить коренным образом. Многочисленные исследования доказали, что благодаря инвестициям в раннее развитие человека можно получить колоссальные результаты в будущем за счет формирования национального человеческого капитала, являющегося основой инновационного развития страны. Однако в современной теории и практике управления в области образования нет универсального механизма, отвечающего за оценку эффективности и результативности управления. Вопросы о критериях, методах, показателях данной оценки и в итоге проблемы совершенствования методологии управления человеческим капиталом не решены. В статье приведен анализ положения дел в управлении деятельностью дошкольных образовательных учреждений и даны рекомендации по совершенствованию инновационной управленческой деятельности в области дошкольного образования, а также разработана трехфазная методология оценки эффективности и результативности управления дошкольным образованием в интересах инновационного развития России с соответствующей апробацией полученных результатов.

Ключевые слова: методология управления; дошкольное образование; человеческий капитал; инновационное развитие; эффективность и результативность управления

Введение

В последние десятилетия инновационная управленческая деятельность в системе органов и институтов публичного управления выступает как ключевая потребность современного общества. Совершенствование управления дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ) как некоммерческими организациями, деятельность которых направлена на формирование национального человеческого капитала, неразрывно связано с внедрением инноваций. Под инновационным менеджментом в данном случае понимается совокупность приемов и способов управления инновационными процессами, без которых в современных условиях невозможно представить сферу образования. Инновации в управлении дошкольным образованием характеризуются, с одной стороны, достаточной слож-

ностью реализации, а с другой стороны, неизбежностью их осуществления для обеспечения конкурентоспособности как самих дошкольных образовательных учреждений, так и экономики страны в целом.

Отсутствие в современной теории и практике управления дошкольными образовательными учреждениями универсального механизма, отвечающего за оценку эффективности и результативности действий в данной сфере, предопределили необходимость проведения исследований и разработки комплексной методологии оценки.

Обзор литературы

В интересах инновационного развития общества и с целью совершенствования управления дошкольным образованием на российском рынке услуг, а также для формирования человеческого капитала в настоящем исследовании представлены рекомендации по внедрению трехфазной методологии оценки эффективности и результативности управления, являющейся авторской разработкой. Данная методология построена на основании анализа учебной литературы в области педагогики и менеджмента образования, исследований отечественных и зарубежных авторов, работ, связанных с изучением теории и практики проблем дошкольного образования и возможных направлений их решения в периодической печати, а также материалов научно-практических конференций.

Особое внимание при анализе положения дел в сфере управления дошкольным образованием уделено исследованиям таких авторов, как В.А. Абчук, Т.А. Ани-совец, С.В. Бабий, Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, Н.А. Гончарова, М.П. Логинов, Т.А. Дедушкина, Л.П. Зеленова, О.Е. Лебедев, А.М. Новиков, М.Б. Поляков, С.А. Репин, Р.А. Циринг, Н.В. Рябинина, Г.Н. Сериков, Л.И. Фалюшина, Peter Ferdinand Drucker, которые рассматривали управление образованием, образовательными системами и образовательными услугами, в том числе в контексте специфики деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.

Материалы и методы

Разработка методологии и апробация полученных результатов требуют использования разнообразных научных методов. В зависимости от этапа разработки методологии применены научные методы теоретического и эмпирического исследования. В работе использованы: анализ, синтез, наблюдение, описание, сравнение, абстрагирование, аналогия, идеализация, обобщение и другие методы. Разработка методологии стала возможной ввиду накопленного нами опыта в области управления дошкольным образованием и благодаря исследованиям, ведущимся в течение нескольких лет.

Результаты и их обсуждение

В соответствии с методическими указаниями разработка методологии связана с последовательным выполнением трех этапов, или так называемых фаз (Новиков, 2010).

1. Фаза проектирования, результатом которой является разработанная концепция управления дошкольным образованием, основанная на выдвигаемой гипотезе, а также ее реализации.

В основе предлагаемой концепции управления дошкольным образованием на российском рынке услуг лежит два связанных между собой блока: I «Эффективность» и II «Результативность» (фаза проектирования). Соотношение этих понятий представлено на рис. 1.

г------------1

I I

-н Результативность | |

I-----------

I

-н Эффективность

I

I

Рис. 1. Соотношение понятий «результативность» и «эффективность» [Figure 1. Correlation of the concepts of "effectiveness" and "efficiency"]

Под эффективностью понимается уровень или степень результативности в сопоставлении с произведенными затратами. Эффективной может быть только результативная управленческая деятельность, поэтому результативность — это базовое условие эффективности.

Графически разработанная методология представлена на рис. 2.

Она состоит из пяти взаимосвязанных частей, образующих два рассматриваемых блока — I «Эффективность» и II «Результативность». Основная проблема, которая лежит в ее основе и которую необходимо разрешить с ее помощью, заключается в неспособности управленческого аппарата качественно управлять образовательным процессом, а также в недостаточной компетентности педагогических работников.

2. Технологическая фаза, результатом которой является реализация разработанной концепции управления дошкольным образованием путем практического применения двух взаимосвязанных блоков: I «Эффективность» и II «Результативность». Возможность реализации концепции доказана с помощью методов научного исследования и путем апробации полученных результатов. Технологическая фаза методологии реализована путем участия авторов в научно-практических конференциях и конкурсах: Всероссийский (с международным участием) конкурс научно-исследовательских работ «Творчество в науке, искусстве, профессии» (г. Белгород, ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры, май 2017 г.), Международная научно-практическая конференция «Актуальные научные исследования: экономика, управление, образование и финансы» (г. Киров, ФГБОУ ВО Вятская ГСХА, май 2017 г.), X Международная научно-практическая конференция «Инновационное развитие российской экономики» (г. Москва, РЭУ имени Г.В. Плеханова, октябрь 2017 г.)), а также путем опубликования статей в журналах и сборниках материалов конференций: журналы «Успехи современной науки и образования», «Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки», «Экономика и управление:

Цель, Действия, Полученный Оценка

задачи мероприятия результат Затраты результата

i О 2!

сп

3

н

и £

о о

и

PC

Z и о о Z

о ■<

Цель дошкольного образования

Предъявление не просто требований к знаниям в образовательных областях (по типу знать — уметь — владеть).

Воспитание людей, способных приспособиться к существующим отношениям в обществе; создание условий для усвоения поведенческих моделей

Действия —

Повышение квалификации управленческого аппарата и педагогических работников по плану ('авторская разработка). Методика обучения (по видам интересов Гер-барта, по методике Реджио Эмилии), являющаяся уточнением применения компетент-ностного подхода ('авторская разработка). Новый способ управления: переход от традиционного к маркетинговому управлению ('авторская разработка).

Новое качество образования как проявление эмерджентности в условиях реализации си-нергетических принципов

Результат

Предоставление качественных образовательных услугза счет мотивации педагога и новых, получен-ныхпри повышении квалификации

— Затраты

Перераспределение бюджета(рост заработной платы педагогов)('авторская разработка). Затраты на создание развивающей среды, необходимой для реализации компетентностного подхода

Оценка

Педагогами по методам оценки сформированное™ компетентности, то есть по мотивационному и поведенческому критериям. Родителями (законными представителями) по опросам об удовлетворенности услугами

I «Эффективность» (бюджетная, экономическая, социальная)

I «Результативность»

Рис. 2. Разработка концепции управления — фаза проектирования методологии [Figure 2. Development of concept of management — design phase of the methodology]

oo u>

проблемы, решения», сборник статей Всероссийской ежегодной научно-практической конференции «Общество. Наука. Инновации (НПК-2017)» (Киров); сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 100-летию академика Д.К. Беляева (Иваново); сборник «Современное образовательное пространство: новые методы и технологии» (Чебоксары).

Графически этапы апробации показаны на рис. 3 и 4.

Результат

Предоставление качественных образовательных услуг за счет мотивации педагога и новых, полученных при повышении квалификации знаний

^ Затраты

Перераспределение бюджета (рост заработной платы педагогов) (*авторская разработка). Затраты на создание развивающей среды, необходимой для реализации компетентностного подхода

Блок I «Эффективность»:

— бюджетная эффективность (расширенная методика оценки бюджетной эффективности инвестиций в дошкольное образование с позиции трансформации средств бюджета, апробирована путем опубликования статей и монографии, выдвижения законопроекта в конкурсе Законодательного собрания Кировской области 2016 г.);

— экономическая эффективность (обоснована с использованием методов аналогии и идеализации);

— социальная эффективность (определена путем проведения опроса, участия в конкурсе «Творчество в науке, искусстве, профессии» с соответствующим выдвижением проекта по созданию развивающей среды для реализации компетентностного подхода)

Рис. 3. Апробация части I «Эффективность». Практическое применение механизма концепции — технологическая фаза [Figure 3. Testing part I "Effectiveness". Practical application of the concept mechanism — technological phase]

Цель дошкольного образования

Предъявление не просто требований к знаниям в образовательных областях (по типу знать — уметь — владеть). Воспитание людей, способных приспособиться к существующим отношениям в обществе; создание условий для усвоения поведенческих моделей

Действия ^

Повышение квалификации управленческого аппарата и педагогических работников по плану (*авторская разработка). Методика обучения (по видам интересов Гербарта, по методике Реджио Эмилии), являющаяся уточнением применения ком-петентностного подхода ^авторская разработка). Новый способ управления: переход от традиционного к маркетинговому управлению ^авторская разработка). Новое качество образования как проявление эмерджентности в условиях реализации синерге-тических принципов

Результат

Предоставление качественных образовательных услуг за счет мотивации педагога и новых, полученных при повышении квалификации знаний

Рис. 4. Апробация части II «Результативность». Практическое применение механизма концепции — технологическая фаза [Figure 4. Testing part II "Efficiency". Practical application of the concept mechanism — technological phase]

I

О 2!

сп

3

н

и

о о

и

PC

Z и о о Z

о ■<

Цель дошкольного образования

Предъявление не просто требований к знаниям в образовательных областях (по типу знать — уметь — владеть).

Воспитание людей, способных приспособиться к существующим отношениям в обществе; создание условий для усвоения поведенческих моделей

Действия

Повышение квалификации управленческого аппарата и педагогических работников по плану ('авторская разработка). Методика обучения (по видам интересов Гер-барта, по методике Реджио Эмилии), являющаяся уточнением применения компетент-ностного подхода ('авторская разработка). Новый способ управления: переход от традиционного к маркетинговому управлению ('авторская разработка).

Новое качество образования как проявление эмерджентности в условиях реализации си-нергетических принципов

Результат

Предоставление качественных образовательных услугза счет мотивации педагога и новых, получен-ныхпри повышении квалификации знаний

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затраты

Перераспределение бюджета(рост заработной платы педагогов)('авторская разработка). Затраты на создание развивающей среды, необходимой для реализации компетентностного подхода

Оценка

Педагогами по методам оценки сформированное™ компетентности, то есть по мотивационному и поведенческому критериям. Родителями, законными представителями по опросам об удовлетворенности услугами

Рис. 5. Ожидаемый и фактический результат реализации концепции — рефлексивная фаза [Figure 5. Expected and actual result of the concept implementation — reflexive phase]

oo

3. Рефлексивная фаза, результатом которой является оценка реализованной концепции управления дошкольным образованием (ожидаемый и фактический результаты практического применения двух взаимосвязанных блоков концепции).

Графически этап оценки представлен на рис. 5.

Таким образом, особую роль в трехфазной методологии оценки эффективности и результативности управления дошкольными образовательными учреждениями играют критерии оценки и те объекты, которые осуществляют управление, применяя вышеназванные критерии.

Оценить достигнутый результат представляется возможным путем определения сформированности компетентности у воспитанников дошкольных образовательных учреждений за счет разработки мотивационного и поведенческого критериев (Андрющенко, 2013). Данные критерии апробированы путем участия авторов в конференции «Актуальные вопросы развития науки» (Екатеринбург).

Заключение

Представленная трехфазная методология оценки позволяет решить проблемы, препятствующие совершенствованию управления дошкольным образованием, и является авторской комплексной разработкой, составленной на основании исследований. Ключевые положения методологии, нашедшие отражение в материалах данной статьи, позволили сформировать представление о возможном инновационном пути развития первого уровня образовательного процесса в Российской Федерации в целях формирования, обеспечения и развития национального человеческого капитала.

© Фокина О.В., Чиркова Е.В., 2019 ^ vI This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Список литературы

Андрющенко Т.К. Методика диагностики сформированнности здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 5—8.

Богуславская Т.Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования // Проблемы современного образования. 2012. № 4. С. 52—63.

Зеленова Л.П. Формирование системы оценки качества образования: региональный, муниципальный уровень и уровень образовательного учреждения: учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. М.: АПК и ППРО, 2007. 84 с.

Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: теория и практика: учебно-методическое пособие. СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2011. 108 с.

Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с.

Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2010. 280 с.

Педагогические измерения и мониторинг эффективности обучения (для слушателей Pedcampus) / Консалтинговая группа «Финиум». М., 2014.

Репин С.А., Циринг Р.А. Системный подход как методологическое основание управления образовательной системой // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2013. Т. 5. № 1. С. 34—42.

Сериков Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация: монография. Челябинск: ЧГПУ, 1998. 664 с.

Управление системой образования в Российской Федерации: справочно-методическое пособие/ сост. М.Б. Поляков. М.: Московский педагогический государственный университет, 2016. 36 с.

Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: учебное пособие для студентов психолого-педагогических факультетов высших учебных заведений. Великий Новгород: НовГУ, 2010. 114 с.

История статьи:

Дата поступления в редакцию: 14 октября 2018

Дата проверки: 26 ноября 2018

Дата принятия к печати: 10 января 2019

Для цитирования:

Фокина О.В., Чиркова Е.В. Разработка трехфазной методологии оценки управления дошкольным образованием в интересах инновационного развития первого уровня образовательного процесса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2019. Т. 27. № 1. С. 180—189. DOI: 10.22363/2313-2329-2019-27-1-180-189

Сведения об авторах:

Фокина Ольга Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга Вятского государственного университета. Контактная информация: e-mail: fokina@vyatsu.ru

Чиркова Елена Владимировна, аспирант Вятского государственного университета. Контактная информация: e-mail: elen43@mail.ru

The development of a three-phase methodology of assessment of preschool education management in the innovative development of the first level of the education process

O.V. Fokina, E.V. Chirkova

Vyatka State University 111 Lenina St., Kirov, 610002, Russian Federation

Abstract. According to the adopted Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on June 27, 2013) "On Education in the Russian Federation", preschool education is the first level of the educational process. Precisely in a preschool children, for the first time, ideas about the surrounding world are formed, a system of values, as well as knowledge and skills, that can only be corrected but not radically changed. Numerous studies have shown that, thanks to investments in the early development of man, tremendous results can be obtained in the future through the formation of national human

capital, which is the basis of the country's innovative development. However, in modern theory and practice of management in the field of education, there is no universal mechanism responsible for assessing the effectiveness and efficiency of management. Questions about the criteria, methods, indicators of this assessment and, as a result, the problem of improving the methodology for managing human capital have not been resolved. The article provides an analysis of the state of affairs in the management of the activities of preschool educational institutions and gives recommendations on improving innovative management activities in the field of preschool education, as well as a three-phase methodology of estimation of the effectiveness and efficiency of preschool education in the interests of Russia's innovative development with appropriate approbation of the results.

Keywords: methodology of management; preschool education; human capital; innovative development; effectiveness and efficiency of management

References

Andryushchenko T.K. (2013). Metodika diagnostiki sformirovannosti zdorov'esberegayushchei kompetentnosti u detei doshkol'nogo vozrasta [Methods of diagnosing the formation of health-preserving competence in children of preschool age]. Azimutnauchnykh issledovanii:pedagogika i psikhologiya, (1), 5—8. (In Russ.)

Boguslavskaya T.N. (2012). Formirovanie podkhodov k otsenke kachestva doshkol'nogo obrazovaniya. [Formation of approaches to assessing the quality of preschool education]. Problemy sovremennogo obrazovaniya, (4), 52—63. (In Russ.)

Zelenova L.P. (2007). Formirovanie sistemy otsenki kachestva obrazovaniya: regional'nyi, munitsipal'nyi uroven' i uroven' obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: uchebno-metodicheskii komplekt materialov dlya podgotovki t'yutorov [Formation of a system for assessing the quality of education: regional, municipal level of education of an educational institution: an educational and methodical set of materials for training tutors]. Moscow: APK i PPRO Publ., 84. (In Russ.)

Lebedev O.E. (2011). Upravlenie obrazovatel'nymisistemami: teoriya i praktika: uchebno-metodicheskoe posobie [Management of educational systems: theory and practice: educational and methedical manual]. Saint Petersburg: Otdel operativnoi poligrafii NIU VShE, 108. (In Russ.)

Novikov A.M., Novikov D.A. (2007). Metodologiya [Methodology]. Moscow: SINTEG Publ., 668. (In Russ.)

Novikov A.M., Novikov D.A. (2010). Metodologiya nauchnogo issledovaniya [Research Methodology]. Moscow: Librokom Publ., 280. (In Russ.)

Konsaltingovaya gruppa "Finium". (2014). Pedagogicheskie izmereniya i monitoring effektivnosti obucheniya (dlya slushatelei Pedcampus) [Pedagogical measurements and monitoring of learning effectiveness]. Moscow. (In Russ.)

Repin S.A., Tsiring R.A. (2013). Sistemnyi podkhod kak metodologicheskoe osnovanie upravleniya obrazovatel'noi sistemoi [System approach as a methodological basis for the management of the educational system]. Vestnik YuUrGU. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki, 5(1), 34—42. (In Russ.)

Serikov G.N. (1998). Upravlenie obrazovaniem: sistemnaya interpretatsiya: monografiya [Education Management: System Interpretation: monograph]. Chelyabinsk: ChGPU Publ., 664. (In Russ.)

Polyakov M.B. (2016). Upravlenie sistemoi obrazovaniya v RossiiskoiFederatsii: spravochno-metodicheskoe posobie [Management of the education system in the Russian Federation: Reference book]. Moscow: Moskovskii pedagogicheskii gosudarstvennyi universitet, 36. (In Russ.)

Fedotova G.A. (2010). Metodologiya i metodika psikhologo-pedagogicheskikh issledovanii: uchebnoe posobie dlya studentov psikhologo-pedagogicheskikh fakul'tetov vysshikh uchebnykh zavedenii [Methodology and methodology of psychological and pedagogical research: training manual for students of psychological and pedagogical faculties of higher educational institutions]. Velikii Novgorod: NovGU Publ., 114. (In Russ.)

Article history:

Received: 14 October 2018 Revised: 26 November 2018 Accepted: 10 January 2019

For citation:

Fokina O.V., Chirkova E.V. (2019). The development of a three-phase methodology of assessment of preschool education management in the innovative development of the first level of the education process. RUDN Journal of Economics, 27(1), 180-189. DOI: 10.22363/2313-2329-2019-27-1180-189

Bio Note:

Olga V. Fokina, Ph.D. (Economics), Associate Professor, Head ofthe Department of Management and Marketing, Vyatka State University. Contact information: e-mail: fokina@vyatsu.ru

Elena V. Chirkova, postgraduate student, Vyatka State University. Contact information: e-mail: elen43@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.