Научная статья на тему 'Разработка теоретической модели электроподогрева покрытия мостового сооружения для предупреждения образования гололедных явлений'

Разработка теоретической модели электроподогрева покрытия мостового сооружения для предупреждения образования гололедных явлений Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / THEORETICAL MODEL / ГОЛОЛЕДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / АСФАЛЬТОБЕТОННОЕ ПОКРЫТИЕ / ASPHALT CONCRETE PAVEMENT / ГЕОСЕТКА / ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ / THERMAL CONDUCTIVITY / ТЕПЛОФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / THERMAL AND PHYSICAL CHARACTERISTICS / GLAZE / GEOMESH

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Киряков Е. И., Зомбек П. В., Витрук Н. В.

Разработана теоретическая модель конструкции дорожной одежды с электроподогревом покрытия для предупреждения образования гололедных явлений на мостовых сооружениях. В качестве теплоносителя используется геосетка с нанокомпозиционным слоем, уложенная между слоями асфальтобетонного покрытия. Подобрана методика расчета данной теплотехнической задачи дифференциальными уравнениями теплопроводности при постоянстве физических параметров и различных граничных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Киряков Е. И., Зомбек П. В., Витрук Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Model of Hot Bridgework Pavement for Glaze Prevention

The paper proposes a theoretical model of the hot bridgework pavement for glaze prevention. Geomesh with a nanocomposite layer between the asphalt concrete pavement layers is used as a heater. The calculation methodology is suggested to solve the heat engineering problem using the thermal conductivity differential equations at constant physical parameters and different boundary conditions.

Текст научной работы на тему «Разработка теоретической модели электроподогрева покрытия мостового сооружения для предупреждения образования гололедных явлений»

196

Вестник ТГАСУ Т. 20, № 3, 2018

УДК 625.768.5:624.144.53 DOI: 10.31675/1607-1859-2018-20-3-196-200

Е.И. КИРЯКОВ, П.В. ЗОМБЕК, Н.В. ВИТРУК,

Томский государственный архитектурно-строительный университет

РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОПОДОГРЕВА ПОКРЫТИЯ МОСТОВОГО СООРУЖЕНИЯ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОЛОЛЕДНЫХ ЯВЛЕНИЙ

Разработана теоретическая модель конструкции дорожной одежды с электроподогревом покрытия для предупреждения образования гололедных явлений на мостовых сооружениях. В качестве теплоносителя используется геосетка с нанокомпозиционным слоем, уложенная между слоями асфальтобетонного покрытия. Подобрана методика расчета данной теплотехнической задачи дифференциальными уравнениями теплопроводности при постоянстве физических параметров и различных граничных условиях.

Ключевые слова: теоретическая модель; гололедные явления; асфальтобетонное покрытие; геосетка; теплопроводность; теплофизические характеристики.

Для цитирования: Киряков Е.И., Зомбек П.В., Витрук Н.В. Разработка теоретической модели электроподогрева покрытия мостового сооружения для предупреждения образования гололедных явлений // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2018. Т. 20. № 3. С. 196-200.

E.I. KIRYAKOV, P.V. ZOMBEK, N.V. VITRUK, Tomsk State University of Architecture and Building

THEORETICAL MODEL OF HOT BRIDGEWORK PAVEMENT FOR GLAZE PREVENTION

The paper proposes a theoretical model of the hot bridgework pavement for glaze prevention. Geomesh with a nanocomposite layer between the asphalt concrete pavement layers is used as a heater. The calculation methodology is suggested to solve the heat engineering problem using the thermal conductivity differential equations at constant physical parameters and different boundary conditions.

Keywords: theoretical model; glaze; asphalt concrete pavement; geomesh; thermal conductivity; thermal and physical characteristics.

For citation: Kiryakov E.I., Zombek P.V., Vitruk N.V. Razrabotka teoreticheskoi modeli elektropodogreva pokrytiya mostovogo sooruzheniya dlya preduprezhdeniya obrazovaniya gololednykh yavlenii [Theoretical model of hot bridgework pavement for glaze prevention]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroi-tel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2018. V. 20. No. 3. Pp. 196-200. (rus)

Снижение коэффициента сцепления до минимальных значений из-за образования на дорожных покрытиях гололедных явлений приводит к большому числу дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Статистические данные о количестве ДТП на сети автомобильных дорог общего пользования [1] (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) подтвер-

© Киряков Е.И., Зомбек П.В., Витрук Н.В., 2018

ждают, что наиболее опасными как по количеству ДТП, так и по тяжести их последствий являются зимний и весенне-осенний периоды. В связи с этим вопрос о предотвращении образования гололедных явлений на автомобильных дорогах в условиях постоянно растущей интенсивности движения и уровня загрузки является актуальным.

На сегодняшний день существуют различные методы и технологии для борьбы с зимней скользкостью на дорогах. Результаты анализа этих методов, приведенные в статьях [2, 3], показывают, что наиболее перспективными технологиями по предотвращению гололеда в настоящее время являются тепловые способы, основанные на кратковременном нагреве верхнего слоя дорожной одежды глубинными нагревательными элементами, монтируемыми между слоями покрытия и автоматически включающимися в период снегонакопления или льдообразования. Однако применяемые или предлагаемые авторами технологии имеют те или иные недостатки, которые не позволяют использовать их в дорожных сооружениях, расположенных в районах Сибири и Крайнего Севера [3]. Для использования теплового метода в данных районах, характеризующихся большим количеством дней с гололедом, в Томском государственном архитектурно-строительном университете разработана новая концепция ликвидации зимней скользкости. Данный тепловой метод основан на использовании в качестве теплоносителя нанокомпозиционный материал [4], нанесенный на поверхность геосетки и уложенный между слоями капитальных или усовершенствованных покрытий (рисунок) [5]. Нагрев покрытия происходит в результате излучения тепловой энергии с поверхности тепловыделяющего слоя.

Схема конструкции дорожной одежды с теплоносителем на геосетке:

1 - верхний слой покрытия толщиной в пределах 2,5-5,0 см; 2 - тепловыделяющее покрытие, нанесенное на геосетку 3; 4 - нижний слой покрытия; 5 - защитный слой мостовой конструкции, или основание дорожной одежды; Г0 - температура на поверхности тела; Гж - температура окружающей среды; ду - источник тепла; стрелками на рисунке изображено тепло, выделяемое теплоносителем

Рассматриваемая на рисунке модель конструкции дорожной одежды с теплоносителем предполагает, что часть тепла будет уходить в нижние слои конструкции дорожной одежды, большая - проникать в верхний слой покрытия и нагревать его поверхность. При этом не будут образовываться гололедные явления на покрытии при понижении температуры и повышении влажности.

Для обоснования данной рабочей гипотезы необходимо решить следующую теплотехническую задачу - определить величину нагрева нанокомпо-зиционного слоя на геосетке и время теплового воздействия до достижения следующих условий:

1) температура поверхности покрытия должна находиться в пределах плюс 1-5 °С с учетом всех теплопотерь;

2) толщина слоя покрытия в зависимости от теплопроводности слоя должна варьироваться от 2,5 до 5,0 см;

3) время достижения заданной температуры поверхности не должно превышать 30 мин.

Для решения поставленной задачи необходимо воспользоваться дифференциальным уравнением теплопроводности. Для нестационарной задачи с источником теплоты уравнение записывается в следующем виде [6, 7]:

дЛ = а72С. + (1)

дт ры'

где 1 = 1 ...п, количество уравнений равно количеству слоев (п); £ г - температура на границе слоя, °С; т - время, ч; д V - объемная плотность теплового потока, Вт/м ; а - коэффициент температуропроводности, Вт/(м-К); Л1 - коэффициент теплопроводности, Вт/(м град); - удельная теплоемкость, кДж/(кг град); -плотность, кг/м 3; V 2 £ 1 - оператор Лапласа.

Значение оператора Лапласа находится:

у £ 1 ах2 + 2 " 2 • (2)

Коэффициент температуропроводности принимается по табличным данным или находится по формуле

а 1 = (3)

В данной работе задача решается в заданной последовательности. При этом уравнение (1) принимает вид

? = а^ + ^ • (4)

ОТ ОХ* Р1С1

Для решения уравнения необходимо задать начальные и граничные условия.

Для слоя 1:

При •

д11(х,т) _ д2^(х,т) ...

дт С1Р1 Эх2

При х = 0 £1(х,т)|х=0 = аан [£н — £х (х = 0,т) ] .

При ; | | •

дЬ2 (х,т)

,. дг (х,т) А1

*=*1 ~ ^ дх

(6)

дх

Для слоя 2:

При х = XI граничные условия для этого слоя соответствуют выражению (5).

dt2(x,x) Х2 d2t2(x,x) . -, qv

~ + Л2 TT' ( 7)

дх с2р2 дх2 г с2р2

При X = Х2 Î2 (^A)U=*2 = t 3(X,X)L=*2.

Для слоя 3 :

.. dt (х,х)

.. 3t (*,х) = А' -

х: ^ дх

х—х2 •

dt3(x,x) _ Х3 d2t3(x,T) дх с3р3 дх2

Граничные условия: при X = X2 t2(x,T)lx== t 3 (x,t)Ix=Х2; при | | .

Для слоя 4:

dt4(x,x) _ À4 d2t4(x,x)

(8) (9)

(10)

дт с4р4 дх2 Граничные условия: при l l ;

при l .

Для слоев 1, 2 и 4 температурное поле определяется решением дифференциального уравнения

dtj(x,T) _ d2tj(x,T) _ , ,

= £ = !'3'4. (11)

Для слоя 2 с внутренним источником тепловыделения qv температурное поле можно определить из решения уравнения

dt2(x,x) _ Х2 d2t2(x,x) ^ дг?

д X С2 р 2 д * 2 2С2 р 2' ( )

Начальные условия для всех слоев принимаются одинаковыми t(x, х) = t^. Рассмотренная методика для решения нестационарной задачи позволит определять температуру нагрева каждого из слоев дорожной конструкции в зависимости от наружной температуры приземного воздуха, времени нагрева, теплофизических свойств материалов конструктивных слоев. При проведении экспериментальных исследований распределения температурного поля в отдельных конструктивных слоях возможно уточнение математической модели.

Библиографический список

1. Нюдь А.С., Киряков Е.И. Ликвидация зимней скользкости тепловым способом //Дороги и мосты РДНИИ. 2016. № 34. С. 143-156.

2. Нюдь А.С., Киряков Е.И. Существующие проблемы выявления и ликвидации зимней скользкости на автомобильных дорогах и мостовых сооружениях // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2013. № 2. С. 354-361.

3. КиряковЕ.И., Нюдь А.С. Разработка системы ликвидации зимней скользкости на мостовых транспортных сооружениях тепловым способом // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2013. № 4. С. 263-272.

4. Малиновская Т.Д., Рубанов А.В., Калыгина В.М., Мелентьев С.В. Нанокомпозиционное тепловыделяющее покрытие для термоактивной опалубки // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2010. № 1. С. 150-157.

5. Киряков Е.И., Нюдь А.С. О возможности использования композиционного резистивного материала для нагрева мостового покрытия // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2014. № 6. С. 197-203.

6. Исаченко В.П., Осипова В.А., Сукомел А.С. Теплопередача. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Энергия, 1969. 440 с.

7. Хазен М.М., Матвеев Г.А., Грицевский М.Е., Казакевич Ф.П. Теплотехника / под ред. Г.А. Матвеева. .: Высш. школа, 1981. 480 с.

References

1. Nyud' A.S., Kiryakov E.I. Likvidatsiya zimnei skol'zkosti teplovym sposobom [Thermal method of winter slipperiness elimination]. Dorogi i mosty RDNII. 2016. No. 34. Pp. 143-156. (rus)

2. Nyud' A.S., Kiryakov E.I. Sushchestvuyushchie problemy vyyavleniya i likvidatsii zimnei skol'zkosti na avtomobil'nykh dorogakh i mostovykh sooruzheniyakh [Problems of identification and elimination of winter slipperiness on highways and bridgeworks]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2013. No. 2. Pp. 354-361. (rus)

3. Kiryakov E.I., Nyud' A.S. Razrabotka sistemy likvidatsii zimnei skol'zkosti na mostovykh transportnykh sooruzheniyakh teplovym sposobom [Elimination of slide surface conditions using bridge heating method]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2013. No. 4. Pp. 263-272. (rus)

4. Malinovskaya T.D., Rubanov A.V., Kalygina V.M., Melent'ev S.V. Nanokompozitsionnoe teplovydelyayushchee pokrytie dlya termoaktivnoi opalubki [Nanocomposite hot coating for thermal formwork]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2010. No. 1. Pp. 150-157. (rus)

5. Kiryakov E.I., Nyud' A.S. O vozmozhnosti ispol'zovaniya kompozitsionnogo rezistivnogo ma-teriala dlya nagreva mostovogo [Potential application of composite resistive material for floor heating bridges]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2014. No. 6. Pp. 197-203. (rus)

6. Isachenko V.P., Osipova V.A., Sukomel A.S. Teploperedacha [Heat transfer]. 2nd ed. Moscow: Energiya Publ., 1969. 440 p. (rus)

7. Khazen M.M., Matveev G.A., Gritsevskii M.E., Kazakevich F.P. Teplotekhnika [Heat engineering]. G.A. Matveev, Ed. Moscow: Vysshaya Shkola Publ., 1981.480 p. (rus)

Сведения об авторах

Киряков Евгений Иванович, канд. техн. наук, доцент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]

Зомбек Пётр Владиславович, канд. техн. наук, доцент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]

Витрук Наталья Валерьевна, магистрант, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]

Authors Details

Evgenii I. Kiryakov, PhD, A/Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, [email protected]

Petr V. Zombek, PhD, A/Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, [email protected]

Natal'ya V. Vitruk, Undergraduate, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.