НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА*
В. В. Беспалова, Г. Е. Муравьева
Аннотация. В статье представлена разработанная процедура проектирования образовательного процесса в вузе на уровне учебной дисциплины, состоящая из трех этапов и пятнадцати шагов и построенная на основе компетентностного и технологического подходов.
Ключевые слова: компетентностный подход, образовательный процесс в вузе, проектирование образовательного процесса, технология проектирования.
Summary. The article presents the technology for designing educational process in university at the academic subject level developed by the authors. The procedure consists of three stages and sixteen steps and has been developed on the basis of technological and competency approaches.
Keywords: competency approach, educational process in university, designing educational process, design technology.
16 В
настоящее время в России идет вания и предполагающий осознание
становление новой системы обра- и реализацию тесной связи образо-
зования, ориентированной на вхож- вательного процесса, содержания
дение в мировое образовательное и результата.
пространство. Этот процесс сопрово- Смена новой образовательной па-
ждается существенными изменениями радигмы требует изменений и в самом
в педагогической теории и практике, образовательном процессе вуза: если
направленными на улучшение каче- цель задается по-новому, то и система
ства современного образования. выстраивается иначе. В соответствии
Одним из важных концептуаль- с этим положением цель будет задавать
ных положений обновления всего новые структуру и содержание, виды
содержания образования выступает учебной и профессиональной деятель-
компетентностный подход, означаю- ности, показатели и оценочные сред-
щий выбор новых стратегий образо- ства этой деятельности. Применитель-
* Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 гг. (Государственный контракт на выполнение поисковых научно-исследовательских работ по теме «Гуманитарные технологии в образовании» № П470 от 13 мая 2010 г.).
Преподаватель XX
2 / 2011
ф
Инновационные процессы в образовании
Таблица
Процедура проектирования образовательного процесса в вузе на уровне учебной дисциплины
Ф
Содержание Результат
ск X I О т О X Шаг 1. Анализ исходных данных, конкретизация образовательных целей: а) анализ документов: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, основная образовательная программа (место данной учебной дисциплины в ООП и связь с другими учебными дисциплинами), учебный план (объем учебной дисциплины и формы контроля), программа учебной дисциплины (цели изучения дисциплины, требования к уровню освоения программы, содержание дисциплины, учебно-методическое обеспечение дисциплины); б) анализ компетентностной модели выпускника вуза: - область профессиональной деятельности, - объект профессиональной деятельности, - виды профессиональной деятельности, - задачи профессиональной деятельности, - общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции; в) анализ учебных возможностей студентов: - возрастные особенности, - профессиональная направленность, - этап освоения ООП; г) уточнение целей изучения учебной дисциплины в соответствии с учебными возможностями студентов Иерархия объективных и субъективных исходных данных; матрица распределения формируемых компетенций по модулям учебной дисциплины
<ю о о. С Шаг 2. Генерирование идей - составление вариантов технологических способов обучения Набор возможных технологических способов обучения для реализации образовательного процесса по учебной дисциплине
Шаг 3. Оценка каждого варианта и выбор оптимального - создание общей модели проектируемого образовательного процесса Модель образовательного процесса по учебной дисциплине (система видов учебной деятельности студентов)
Шаг 4. Разработка приемов реализации выбранного технологического способа - системы дидактических приемов деятельности преподавателя по управлению учебно-познавательной деятельностью студентов Система дидактической деятельности преподавателя на каждом этапе образовательного процесса
Шаг 5. Подбор необходимого материально-технического оснащения образовательного процесса Перечень необходимых средств организации образовательного процесса
Шаг 6. Мысленное экспериментирование - проигрывание будущего процесса, установление и уточнение пространственно-временных характеристик процесса Фиксация мест проведения занятий, необходимых временных затрат на проведение занятий и самостоятельной работы студентов
Шаг 7. Документальное оформление проекта Инвариантная часть проекта образовательного процесса
Ф
17
2 / гон Преподаватель |_
Ф
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
18
Шаг 8. Проведение входного контроля уровня подготовки студентов по учебной дисциплине: - выбор способа и методики проведения диагностики; - собственно диагностика; - анализ полученных результатов; - определение уровня сформированности профессиональной компетентности студентов Актуальный уровень сформированности профессиональной компетентности студентов
Шаг 9. Определение личных целей и ожиданий студентов от учебной дисциплины: - знакомство студентов с задачами и содержанием учебной дисциплиной; - выяснение мнения студентов о личных целях от учебной дисциплины; - обсуждение и корректировка личных целей студентов Личные цели и ожидания студентов от учебной дисциплины
Шаг 10. Совместное проектирование образовательного процесса студентами и преподавателем: - определение форм и методов работы на занятиях; - соотнесение предложений студентов с нормативными требованиями освоения ООП Индивидуальные планы студентов по изучению учебной дисциплины
Реализации Шаг 11. Углубление и расширение содержания учебной дисциплины в соответствии с индивидуальными запросами студентов: - структурирование учебной информации; - включение мотивационных и рефлексивных ситуаций в структуру учебно-познавательной деятельности студентов Набор содержательных модулей учебной дисциплины
Шаг 12. Организация и осуществление учебной деятельности студентов в соответствии с их индивидуальными планами: - варианты последовательности действий учебно-познавательной деятельности студентов; - варианты деятельности преподавателя; - выбор оборудования и материалов для использования на лекциях и семинарах по темам учебной дисциплины Вариативная часть проекта образовательного процесса
Шаг 13. Подведение итогов работы студентов по изучению учебной дисциплины на основе: а) определения достижения личных целей и оправдания ожиданий студентов от учебной дисциплины; б) результатов выполнения индивидуального плана каждого студента по изучению учебной дисциплины в) освоения запланированных компетенций по учебной дисциплине Результаты освоения студентами учебной дисциплины; уровень сформированности профессиональной компетентности студентов
X ^ со О и Ь е Шаг 14. Анализ результатов образовательного процесса по учебной дисциплине - самоанализ и самооценка процесса и результатов изучения учебной дисциплины преподавателем SWOT - анализ образовательного процесса по учебной дисциплине
о. о Шаг 15. Фиксация проекта в виде документа в письменной или графической форме Проект образовательного процесса
Преподаватель XX
2 / 2011
ф
Инновационные процессы в образовании
но к нашему исследованию, решение проблемы включает разработку технологии проектирования образовательного процесса в вузе на основе компе-тентностного подхода.
Проектирование образовательного процесса является одним из видов профессиональной педагогической деятельности, сущность которого состоит в мысленном предвосхищении будущего процесса, его структуры и результатов. Технологический подход к исследованию образовательного процесса означает рассмотрение и структурирование его как процесса преобразовательного. Нашей принципиальной позицией является то, что сущность образовательного процесса как процесса технологического остается неизменной на любом уровне и любом направлении образования.
Мы выделяем три этапа в процедуре проектирования образовательного процесса в вузе на уровне учебной дисциплины:
1 этап - этап проектирования -происходит в процессе подготовки к преподаванию учебной дисциплины и каждого учебного занятия.
2 этап - этап реализации - предполагает осуществление образовательного процесса и уточнение содержания и технологий обучения в соответствии с индивидуальными планами студентов.
3 этап - этап корректировки -подразумевает коррекцию инвариантной части проекта образовательного процесса и расширение его вариативной части.
Таким образом, процесс проектирования мы рассматриваем более широко, не ограничиваясь только его предварительным планированием. Этот процесс также включает в себя
реализацию и корректировку. Следовательно, взяв за основу, общую логику проектирования образовательного процесса профессора Г. Е. Муравьева [1, с. 21-24] и дополнив ее этапами реализации и корректировки, мы разработали процедуру проектирования образовательного процесса в вузе на уровне учебной дисциплины.
Последующее проектирование образовательного процесса по данной учебной дисциплине будет осуществляться на основе инвариантной части проекта с внесением изменений в его вариативную часть.
Таким образом, разработанная процедура проектирования образовательного процесса в вузе на уровне учебной дисциплины отражает, с одной стороны, общую логику проектирования образовательного процесса, а с другой стороны, идеологию компетентностного подхода. Данная технология может быть применена в образовательном процессе вуза в условиях перехода на компетент-ностную модель высшего профессионального образования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Проектирование образовательного процесса в средней и высшей школе: [Текст] коллективная монография / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. Г. Е. Муравьевой. -Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. -229 с. ■
19
2 / 2011
Преподаватель
Ф