Секция «Проектирование и производство летательных аппаратов»
Зависимость количества запусков ДУ от РБ
Также преимуществом фрегата является то, что для управления разгонным блоком по каналам курса и тангажа на активных участках полета маршевый двигатель установлен в механизм плоскопараллельного перемещения, который приводится в действие электрогидравлическими рулевыми машинами. Такая конструкция обеспечивает независимость управляющего момента от продольной центровки полезной нагрузки (в данном случае пойманного КМ) [2].
Для механизмов осуществляющих захват и закрепление КМ на РБ можно использовать современные разработки в робототехнике (руку-монипулятор, механические захваты в виде лепестков с дополнительными фиксаторами и т. д.). Разработанный КСМ будет собирать КМ до полного заполнения, после чего отправится на орбиту захоронения, где оставит соб-
ранный КМ и повторит предыдущие операции несколько раз (зависит от реального состояния) до израсходования топлива при нахождении на орбите захоронения.
Библиографические ссылки
1. Вениаминов С. С. Космический мусор - угроза человечеству. С. С. Вениаминов; М.: ФГБУ «Институт космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН), 2013. 208 с.
2. Современные отечественные ракеты-носители. Ракетно-космическая техника : учеб. пособие / М. Д. Ев-тифьев, Л. А. Ковригин, В. В. Кольга, Л. Н. Лебедева, В. В. Филатов; СибГАУ. Красноярск, 2005. 144 с.
© Тимофеев В. В., 2014
УДК 669.056.9
В. В. Чочумаков, Х. Г. Эминов, Д. В. Михайлов Научный руководитель - И. А. Тарасов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ НАНЕСЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ ПОКРЫТИЙ НА ДЕТАЛИ МАШИН МЕТОДОМ ХОЛОДНОГО ГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО НАПЫЛЕНИЯ
Предложена усовершенствованная технология нанесения защитных покрытий на детали машин методом холодного газодинамического напыления.
Холодное газодинамическое нанесение (ХГДН) покрытий на детали машин широко используются в промышленности. Преимущество данного метода в отсутствии вредных и агрессивных газов, окисления металла частиц и подложки, излучений и других опасных факторов, а также технологическая простота нанесения покрытий. Для работы необходим только сжатый воздух и электроэнергия для подогрева воздуха.
Недостатками являются необходимость тщательной подготовки напыляемой поверхности и низкая адгезионная прочность покрытия.
Большую роль для увеличения адгезионной прочности играет качество подготовки поверхности под-
ложки и время между проведением подготовки и нанесением покрытия.
Подготовка поверхности заключается в удалении загрязнений и окислов, находящихся на поверхности. На контактных поверхностях в реальных условиях всегда присутствует хемосорбированные и адсорбированные слои (рис. 1). Толщина слоев зависит от физико-химических свойств материалов и от технологических параметров при нанесении покрытий (способа подготовки поверхности подложки, времени между операциями процессов подготовки поверхности и нанесения покрытия, температуры материалов, окружающей среды и др.). Хемосорбированные слои,
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Технические науки
прочно сцепленные с подложкой, в некоторых случаях выгодно использовать как переходные, которые улучшают адгезию покрытий за счет повышение химического сродства соединяемых материалов, и поэтому необходимо удалять только адсорбированные слои. Кроме того, известно, что связь между кислородом и поверхностными атомами металла в хемосорбированном слое значительно сильнее связи кислорода с металлом в оксиде того же стехиометрического состава. В реальных условиях не все атомы поверхностного слоя, наносимого покрытия, вступают в физический контакт и химически взаимодействуют друг с другом [1].
подложки твердые частицы будут врезаться в подложку и при это не будут прилипать, а будут отскакивать, тем самым очищая подложку от слоев грязи и жиров.
Недостатком такого способа является возможность попадания частиц твердого материала в покрытие и как следствие изменение свойств покрытий.
В работе предлагается вести очистку поверхности с помощью электро-искровых разрядов создаваемых специальным источником тока. Схема представлена на рисунке.
Рис. 1. Состояние поверхностей материалов и покрытия перед контактом: 1 - частичка материала покрытия;
2, 3, 4, 5 - адсорбированные слои пыли, масла, влаги и газов; 6 - хемосорбированный слой;
7 - материал покрытия
Известно, что, чем меньше времени проходит между подготовкой поверхности и нанесением покрытия, тем выше адгезионная прочность. Однако даже при минимальном времени между операциями подготовки и нанесения на поверхности подложки успевают образовываться слои, ухудшающие качество покрытия.
В работе предлагается, для увеличения адгезионной прочности, совместить процессы очистки поверхности с собственно напылением. Анализ литературных источников и научно патентный поиск показал, что в данной области имеется несколько исследований. Например, предлагается вариант с добавлением в напыляемый пластичный порошок, частиц твердых материалов (порошки карбида кремния, оксида алюминия). Механизм очистки заключается в следующем, порошок с частичками твердых металлов с очень большой скоростью будут направлены на подложку, при этом частички твердых частиц будут иметь большую скорость, чем порошок. Достигнув поверхности
Рис. 2
Для проведения исследования необходимо нанести покрытие с помощью усовершенствованной технологии и сравнить качество покрытия с покрытием полученных по стандартной технологии.
Библиографическая ссылка
1. Стацура В.В., Моисеев В. А. Нанесение покрытий на изделия РЭА. - Томск: МГП «РАСКО», 1993, 177с.
© Чочумаков В. В., Эминов Х. Г., Михайлов Д. В., 2014