УДК 665.654.2
Natalia K. Kondrasheva1, Viacheslav A. Rudko2, Ksenia I. Smyshlyaeva3, Victoria S. Shakleina4, Rostislav R. Konoplin5, Ivan O. Derkunskii6, Oleg A. Dubovikov7
development environmentally improved of marine fuels based on secondary processes refining
Saint-Petersburg Mining University, 2, 21st Line, St. Petersburg ,199106, Russia
e-mail: natalia_kondrasheva@mail.ru, rva1993@mail.ru
The classification of marine fuels and environmental requirements in accordance wtth applicable international standards is presented in this article. The analysis of modern technologies for the production of marine fuels using hydrocatalytic processes to reduce the total suffur content has been carried out. The analysis of the quaiity of raw materials for the preparation of marine fuels: hydrotreated straight-run diesel fraction, diesel hydrocracking fuel, tight gas oil hydrocracking, light vacuum gas ol, tight gas ol of delayed coking and catalytic cracking was performed. The composition of ship fuels with sulfur content up to 0.51.0%, related to the MGO and MDO grades of distllate ship fuels, was prepared by the method of selective compounding from the initial components.
Key words: low-viscosity marine fuel, high-viscosity marine fuel, hydrotreating, hydrocracking, low sulfur, fuel oil, diesel fraction, light gas oil.
Введение
Морской транспорт играет большую роль в международной торговле, на его долю приходится
Н.К. Кондрашева1, В.А. Рудко2, К.И. Смышляева3, В.С. Шаклеина4 , Р.Р. Коноплин5, И.О. Деркунский6,
О.А. Дубовиков7
разработка судовых топлив с улучшенными экологическими
свойствами на базе
вторичных процессов нефтепереработки
Санкт-Петербургский горный университет, ул. 21 линия,
д. 2, Санкт-Петербург, 199106, Россия
e-mail: natalia_kondrasheva@mail.ru, rva1993@mail.ru
Приведена классификация судовых топлив и экологические требования в соответствии с действующими международны>1ми нормами. Проведен анализ современных технологий получения судовы1х топлив с применением гидрокаталитических процессов для снижения содержания общей серы. Вы>/полнен анализ качества сырьевых компонентов для приготовления судовых топлив: гидроочищенной прямогонной дизельной фракции, дизельного топлива гидрокрекинга, легкого газойля гидрокрекинга, легкого вакуумного газойля, легких газойлей замедленного коксования и каталитического крекинга. Методом селективного компаундирования из исходных компонентов приготовленыы составы/ судовых топлив с содержанием серы/ до 0,5-1,0 %, относящиеся к маркам MGO и MDO дитиллятны>/х судовых топлив.
Ключевые слова: судовое маловязкое топливо, судовое высоковязкое топливо, гидроочистка, гидрокрекинг, низкосернистое, котельное топливо, дизельная фракция, лёгкий газойль.
около 70 % международных грузоперевозок, поэтому с каждым годом мировое потребление судового топлива все возрастает.
1. Кондрашева Наталья Константиновна, д-р техн. наук, профессор, зав. каф. химических технологий и переработки энергоносителей, e-mail: natalia_kondrasheva@mail.ru
Natalia K. Kondrasheva, Dr Sci. (Eng.), Proftssor, Head of the Department of Chemical Technology and Processing of Utilities
2. Рудко Вячеслав Алексеевич, аспирант каф. химических технологий и переработки энергоносителей, e-mail: rva1993@mail.ru Viacheslav A. Rudko, Postgraduate student, Department of Chemical Technology and Processing of Utilities
3. Смышляева Ксения Игоревна, магистрант каф. химических технологий и переработки энергоносителей, e-mail: ks.smyshlyaeva@mail.ru
Ksenia I. Smyshlyaeva, Master student Department of Chemical Technology and Processing of Utilities
4. Шаклеина Виктория Сергеевна, магистрант каф. химических технологий и переработки энергоносителей, e-mail: vikulyatori@mail.ru
Victoria S. Shakleina, Master student Department of Chemical Technology and Processing of Utilities
5. Коноплин Ростислав Робертович, аспирант каф. химических технологий и переработки энергоносителей, e-mail: rostislav.konoplin1@gmail.com
Rostislav R. Konoplin, Postgraduate student Department of Chemical Technology and Processing of Utilities
6. Деркунский Иван Олегович, бакалавр каф. химических технологий и переработки энергоносителей, e-mail: ivan_derkunskiy@mail.ru
Ivan O. Derkunskii, Bachelor Department of Chemical Technology and Processing of Utilities
7. Олег Александрович Дубовиков, д-р техн. наук, ст. науч. сотр., профессор каф. химических технологий и переработки энергоносителей, e-mail: dubovikov_oa@mail.ru
Oleg A. Dubovikov, Dr Sci. (Eng.), Senior Researcher, Proftssor, Department of Chemical Technology and Processing of Utilities Дата поступления 27 ноября 2018 года
Судовыми топливами называются многокомпонентные смеси углеводородных продуктов прямой или глубокой переработки нефтяного сырья. По своему назначению все виды судовых топлив можно классифицировать на тяжелые (остаточные топлива) - Marine Residual Fuels и легкие (дистиллятные топлива) -Marine Distillate Fuels (классификация по ISO 8217:2010).
Остаточные судовые топлива получают компаундированием остатков прямой перегонки нефти и продуктов вторичных процессов с добавлением среднедистиллятных фракций прямой перегонки нефти.
Дистиллятные судовые топлива представляет собой смесь среднедистиллятных фракций прямой перегонки и вторичных процессов, которые используются в средне- и высокооборотных дизельных двигателях и газотурбинных установках.
К данным видам топлив, вырабатываемых в России, относятся флотские мазуты Ф-5 и Ф-12, изготавливаемые в соответствии с ГОСТ 10585 «Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия», моторные топлива для средне- и малооборотных дизелей ДТ и ДМ по ГОСТ 1667 «Топливо моторное для среднеоборотных и малооборотных дизелей. Технические условия». Также к судовым топливам относится судовое маловязкое топливо по ТУ 38.101567 «Топливо маловязкое судовое» и судовое высоковязкое топливо по ТУ 38.1011314 «Топливо судовое высоковязкое Э», которые прошли государственные испытания в стендовых и эксплуатационных условиях и допущены к применению в судовых энергетических установках [1]. Однако на сегодняшний день головным документом, в котором закреплены физико-химические требования ко всем видам судовых топлив является ГОСТ 325102013 «Топлива судовые. Технические условия», который был разработан на основе международного стандарта ISO 8217:2010, и включает в себя требования к 4 маркам дистиллятного и к 11 маркам остаточного топлива.
Следующие характеристики относятся числу основных параметров, нормируемых по ГОСТ 325102013 «Топлива судовые. Технические условия»:
• Вязкость является одним из важнейших физических показателей судовых топлив, определяющих качество распыливания, смесеобразования и сгорания топлива.
• Плотность является косвенной характеристикой химических свойств и фракционного состава топлива.
• Содержание серы является характеристикой коррозионноактивной составляющей топлива. Кроме того, выбросы оксидов серы отрицательно сказываются на окружающей среде.
• Температура вспышки определяет пожарную безопасность и зависит от температуры кипения, испаряемости судового топлива.
• Кислотное число является характеристикой содержание органических кислот, образующихся в результате окисления кислородом воздуха.
• Общий осадок характеризует стабильность топлива, способность не образовывать осадок при хранении.
• Коксуемость характеризует неполное сгорание топлива и образование нагар [2].
Следующие виды котельного топлива, т.е. используемого в котлах и энергетических установках,
обычно котируются на международных рынках нефтепродуктов для применения в качестве судовых [3] :
• IFO 380 - среднее котельное топливо (intermediate fuel oil) с максимальной вязкостью 380 мм2/с при 50 °С;
• IFO 180 - среднее котельное топливо (intermediate fuel oil) с максимальной вязкостью 180 мм2/с при 50 °C;
• LS 380 - низкосернистое (< 1,5%) среднее котельное топливо (low-sulfUr intermediate fuel oil) с максимальной вязкостью 380 мм2/с при 50 °C;
• LS 180 - низкосернистое (< 1,5 %) среднее котельное топливо (low-sulfur intermediate fuel oil) с максимальной вязкостью 180 мм2/с при 50 °C;
• MDO - морское дизельное топливо (marine diesel oil), представляющее собой смесь тяжелых газойлей, которая может содержать очень небольшие количества темных нефтепродуктов, но с низкой вязкостью до 12 мм2/с, из-за чего ее не нужно нагревать для использования в двигателях внутреннего сгорания;
• MGO - морской газойль (marine gasoil) -данный вид топлива эквивалентен котельному топливу № 2 (по стандарту ASTM D 396, США), изготовленному только из дистиллята.
Актуальной задачей в области производства и применения судовых топлив по всему миру на сегодняшний день является снижение содержания серы в дистиллятных и остаточных марках в соответствии с действующими международными требованиями [4, 5]. Основные экологические требования по выбросу загрязнений с судов зафиксированы в Приложении VI МАРПОЛ 73/78к Конвенции «Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов» и касаются ограничения по содержанию серы и азота [6].
В марте 2009 года США и Канада объявили о создании Североамериканской зоны контроля за выбросами (Emission Control Area - ECA), которая требует сокращения содержания серы в судовом топливе, как маловязком, так и высоковязком, применяемом в этих зонах до 0,1 %, а в открытом море - до 0,5 % уже к 2020 году [3].
Наиболее сложным, с точки зрения соблюдения экологического стандарта по содержанию серы, является разработка технологии получения судовых высоковязких топлив, поскольку большая часть серы и сероорганических веществ в процессах нефтепереработки из сырой нефти переходит именно в кубовые продукты - базовые компоненты тяжелых бункерных топлив. В связи с этим, исследователями по всему миру были предложены технологии получения судовых высоковязких топлив с улучшенными экологическими свойствами, при этом выделяются две основные модели их производства - при помощи прямого и косвенного гидрооблагораживания. Под прямым гидрооблагораживанием понимается непосредственный процесс гидродесульфуризации, гидроочистки или гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков, а под косвенным - компаундирование низкосернистых (гидрокон-вертированных) и высокосернистых компонентов.
Компанией Sunoco Partners Market-ing&Terminals L.P. в 2014 году в преддверии вступления в силу 1 января 2015 года ограничений по выбросам соединений серы в зонах ECA был предложен способ получения низкосернистого судового топлива, с содержанием серы не более 0,1 % [7]. Композиция включает в себя смесь нефтяного остатка в количестве
от 15 до 50 % мас. и дистиллята - от 50 до 85 % мас. В качестве нефтяных остатков с высоким содержанием серы предлагается использовать котельное топливо (fuel oil) № 6, № 4 (по стандарту ASTM D 396, США), остаток вакуумной перегонки нефти (гудрон) и любые их сочетания. В качестве легкого компонента с низким содержанием серы применяется дизельная фракция с ультранизким содержанием серы (ULSD) и малосернистый компонент дизельного топлива (diesel fuel oil) № 2 (по стандарту ASTM D 396, США).
Компанией Exxon Mobil в 2011 и 2016 годах были предложены технологии получения низкосернистого бункерного топлива с содержанием серы около 0,1 % мас. [8, 9]. Первый способ заключается в гидроочистке вакуумного газойля, который может быть использован как в качестве самостоятельного судового топлива, так и при необходимости смешиваться с другими компонентами, в количестве до 70 % (об.), выбранных из числа модификаторов вязкости, температуры застывания, смазывающей способности, антиок-сидантов и их различных комбинаций. Второй способ приготовления композиции бункерного топлива включает гидроочистку вакуумного остатка в присутствии водородсодержащего газа на бифункциональном катализаторе и последующее смешение гидроочищенного вакуумного остатка с не более чем 10 % (об.) первого дизельного погона и с не более чем 40 % (об.) второго дизельного погона; при этом получаются топливные компаунды с кинематической вязкостью от 33,5 до 133,3 мм2/с при 50 °С.
В 2015 году нефтяной компанией Shell была предложена технология получения судового топлива с низким содержанием серы (до 0,1 %) [10]. Для достижения требуемых параметров качества топливная композиция должна содержать от 50 до 90 % мас. нефтяного остатка, а оставшиеся от 10 до 50 % мас. компоненты выбираются из числа негидроочищенных и гидроочищенных углеводородов, а также из их комбинации. В качестве базового компонента применяют один из двух видов мазутов с вязкостью 165 или 880 мм2/с при 50 °С, а в качестве негидроочищенных углеводородов: тяжелый остаток каталитического крекинга (slurryoil), газойль пиролиза («Pygasoil»), легкий ре-цикловый газойль (LCO), остаток термического крекинга (thermaltar) и парафинов I группы (slackwax). Гид-роочищенный компонент, выбирают из группы: LCO с содержанием серы 0,040 % мас.; гидрообработанный LCO, который содержит серы до 0,0015 % мас.; дизельную фракцию с ультранизким содержанием серы (ULSD) от 0,0010 до 0,0015 % мас. и остаток гидрокрекинга (hydrowax).
Французским институтом нефти (IFP ENERGIES NOUVELLES) в 2015 году был предложен процесс для производства судового топлива из мазута [11].Способ получения топлива типа тяжелого мазута, которое может быть использовано в качестве судового топлива, заключается в использовании тяжелого углеводо-родсодержащего сырья, имеющего содержание серы, по меньшей мере, 0,5 % мас., температуру начала кипения по меньшей мере 350 °С и температуру конца кипения по меньшей мере 450 °С. Сам процесс включает в себя следующие стадии: гидроочистку в неподвижном слое, промежуточное разделение и стадию гидрокрекинга, включающую по меньшей мере один реактор «гибридного» типа. Для получения судового топлива компоненты, произведенные на различных стадиях процесса смешивают в следующем соотноше-
нии: дизельная фракция (150-350 °С) - 2 % мас.; вакуумный дистиллят (350-520 °С) - 41 % мас.; вакуумный остаток (выше 520 °С) - 57 % мас. Таким образом получают судовое топливо, имеющее содержание серы 0,40 % мас. и вязкость 375 сСт при 50 °С. Кроме того, содержание осадка после старения составляет для него менее 0,1 % мас. Ввиду этих анализов данное топливо подходит для создания бункерного судового остаточного топлива, относящегося к классу RMG 380, рекомендованному ИМО для применения за пределами зон SECA на период 2020-2025 годов. В дополнение к первому составу с содержанием серы 0,40%, был получен второй состав, содержащий 85 % мас. дизельной фракции и 15 % мас. вакуумного дистиллята. В этих пропорциях смесь имеет содержание серы 0,08 % и вязкость 6 сСт при 40 °С. Таким образом, эта смесь представляет собой судовое дистиллятное топливо («marine gas-oil» или «marine diesel»), которое может быть отнесен к классу DMB.
Целью данной статьи являются исследования по получению судовых топлив с общим содержанием серы не превышающем 0,5-1,0 % мас. на базе продуктов термодеструктивных и гидрокаталитических процессов, в том числе: гидроочистки средних дистиллятов, гидрокрекинга вакуумных газойлей, замедленного коксования тяжелого нефтяного сырья, каталитического крекинга вакуумного газойля. Исследованию физико-химических свойств, применяемых для селективного компаундирования средних дистиллятов и способам их получения также посвящены отдельные работы авторов [12-16].
Объекты и методы исследования
В качестве исследуемых объектов для приготовления судовых топлив были отобраны c промышленных установок нефтеперерабатывающих предприятий: гидроочищенная прямогонная дизельная фракция (г/о ПДФ), дизельная фракция гидрокрекинга с ультранизким содержанием серы (ДФГК), легкие газойли замедленного коксования и каталитического крекинга (ЛГЗК и ЛГКК), легкий вакуумный газойль (ЛВГО) и легкий газойль гидрокрекинга (ЛГГК).
Оценка качества исследуемых компонентов и образцов судовых топлив производилась по стандартным методам, зафиксированным в ГОСТ 32510-2013 «Топлива судовые. Технические условия». Среди определяемых показателей были: плотность (ГОСТ Р 51069-97 «Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометром»; вязкость (ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104-94) «Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости»); содержание серы (ГОСТ 32139-2013 «Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии»); температура вспышки (ГОСТ ISO 2719-2013 «Нефтепродукты. Методы определения температуры вспышки в закрытом тигле Пенски-Мартенса»); температура застывания (ГОСТ 20287-91 «Нефтепродукты. Методы определения температур текучести и застывания»); смазывающая способность (ГОСТ ISO 12156-1-2012 «Топливо дизельное. Определение смазывающей способности на аппарате HFRR. Часть 1. Метод испытаний»).
Для определения примерной стоимости судовых топлив, полученных в данном исследовании, принята ориентировочная стоимость исходных компонентов на внутрироссийском рынке [17]:
дизельное топливо летнее ЕВРО (г/о ПДФ, ДФГК)
- 44 800 руб./т;
легкий газойль замедленного коксования (ЛГЗК)
- 39 100 руб./т;
легкий газойль каталитического крекинга (ЛГКК)
- 41 820 руб./т;
легкий вакуумный газойль (ЛВГО) - 40 120
руб./т;
легкий газойль гидрокрекинга (ЛГГК) - 41 500
руб./т.
Результаты исследований
Физико-химические показатели качества отобранных компонентов судовых топлив приведены в таблице 1.
Таблица 1. Физико-химические характеристики исходных компонентов для приготовления __ композиций судовых топлив
Показатель Г/о ПДФ ДФГК ЛГЗ К ЛГКК ЛВГО ЛГГК
Плотность при 20 °С, кг/м3 827 797 848 956 886 837
Вязкость при 40 °С, мм2/с 2,52 1,04 2,61 2,41 7,09 2,24
Содержание серы,% 0,0037 0,0007 0,7290 0,0766 1,4727 0,0007
Температура вспышки, °С 96 92 66 88 152 83
Температура застывания, °С - 11 - 27 - 23 < - 60 + 5 - 15
Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа (WSD 1,4) при 60 °С, мкм 443 415 189 200 - 458
Фракционный состав, °С (н.к.) 200 198 180 197 287 225
10 % 213 243 238 200 352 283
50 % 260 280 264 259 395 344
95 % 334 328 341 300 426 358
к.к. 360 351 360 310 436 360
Из данных таблицы 1 видно, что фракции: легкий вакуумный газойль, легкий газойль замедленного коксования содержат более 0,5 % мас. сернистых соединений, что делает невозможным использование данных фракций с 1 января 2020 года в чистом виде в качестве судового топлива. В связи с этим, есть необходимость компаундирования данных фракций с более низкосернистыми компонентами, такими как гидроочищенная прямогонная дизельная фракция, дизельная фракция гидрокрекинга, легкий газойль гидрокрекинга.
Компонентный состав образцов 1-7 судовых топлив, приготовленных из 40-50 % г/о ПДФ или ЛГГК в смеси с 50-60 % ЛГЗК и ЛГКК, приведен в таблице 2.
Таблица 2. Компонентные составы судовых топлив _из г/о ПДФ, ЛГГК, ЛГЗК и ЛГКК
Компонент Состав образцов судовых топлив, % мас.
Обр.1 Обр. 2 Обр.З Обр. 4 Обр. 5 Обр. 6 Обр. 7
Г/о ПДФ 50 50 40 50 - - -
ЛГЗК 20 25 30 50 25 30 50
ЛГКК 30 25 30 - 25 30 -
ЛГГК - - - - 50 40 50
Примерная цена, руб./т 42 766 42 630 12 196 41 950 40 980 40 876 40 300
Показатели качества образцов 1-7 судовых
топлив приведены в таблице 3.
Таблица 3. Показатели качества судовых топлив из _г/о ПДФ, ЛГГК, ЛГЗК и ЛГКК
Показатель Обр.1 Обр. 2 Обр.З Обр. 4 Обр. 5 Обр. 6 Обр. 7
Плотность
при 20 °С, 885 874 882 847 862 872 839
кг/м3
Вязкость при 40 °С, мм2/с 2,51 2,55 2,43 2,60 2,31 2,32 2,40
Содержание серы,% 0,2411 0,2960 0,3520 0,5612 0,3045 0,3561 0,5640
Смазываю-
щая способ-
ность: скор-
ректированный диаметр 351 318 297 273 314 292 264
пятна износа
^БР 1,4) при 60 °С,
мкм
Температура застывания, - 34 - 26 - 29 - 19 - 24 - 26 - 18
°С
Компонентный состав образцов 8-12 судовых топлив, приготовленных из 20-65 % ЛВГО в смеси с 35-80 % ДТГК, приведен в таблице 4.
Таблица 4. Компонентные составы судовых топлив _из ЛВГО и ДТГК
Компонент Состав образцов судовых топлив, % масс.
Обр. 8 Обр. 9 Обр. 10 Обр. 11 Обр. 12
ДТГК 35 65 70 80 50
ЛВГО 65 35 30 20 50
Примерная цена, руб./т 40 603 41 017 41 086 41 224 40 810
Показатели качества образцов 8-12 судовых топлив приведены в таблице 5.
Таблица 5. Показатели качества судовых топлив из _ЛВГО и ДТГК
Показатель Обр. 8 Обр. 9 Обр. 10 Обр. 11 Обр. 12
Плотность при 20 °С, кг/м3 865 848 845 839 857
Вязкость при 40 °С, мм2/с 6,79 5,77 5,51 4,72 5,88
Содержание серы,% 0,959 0,518 0,444 0,298 0,738
Температура вспышки, °С 96 97 99 101 97
Температура застывания, °С + 6 + 1 + 1 - 5 - 1
Компонентный состав образцов 13-16 судовых топлив, приготовленных из 20-65 % ЛВГО в смеси с 35-80 % г/о ПДФ, приведен в таблице 6.
Таблица 6. Компонентные составы судовых топлив из
ЛВГО и г/о ПДФ
Компонент Состав образцов судовых топлив, % масс.
Обр. 13 Обр. 14 Обр. 15 Обр. 16
Г/о ПДФ 35 65 80 50
ЛВГО 65 35 20 50
Примерная цена, руб./т 41 758 43 162 43 864 42 460
Показатели качества образцов 13-16 судовых топлив приведены в таблице 7.
Таблица 7. Показатели качества судовых топлив из ЛВГО и
г/о ПДФ
Показатель Обр. 13 Обр. 14 Обр. 15 Обр. 16
Плотность при 20 °С, кг/м3 855 828 815 842
Вязкость при 50 °С, мм2/с 2,91 1,43 1,17 2,10
Содержание серы, % 0,956 0,513 0,301 0,732
Температура вспышки, °С 94 95 98 94
Температура застывания, °С - 5 - 15 - 17 - 7
Выводы
Проведенный анализ качества приготовленных образцов судовых топлив позволяет отнести их к маркам ИСО или ИЭО дистиллятного судового топлива, которое высоко котируется на международных рынках нефтепродуктов.
Кинематическая вязкость у образцов судовых топлив 1-7, полученных из ЛГГК, г/о ПДФ, ЛГЗК и ЛГКК, находится в интервале значений от 2,31 до 2,60 мм2/с при 40 °С с содержанием серы от 0,24 до 0,56 % мас., их примерная стоимость составляет 40300 -42766 руб./т. Для образцов судовых топлив с 8 по 12, приготовленных из смеси ЛВГО и ДТГК, кинематическая вязкость при 40 °С составляет 4,72-6,79 мм2/с с содержанием серы от 0,3 до 1,0 % мас., в свою очередь их ориентировочная цена составляет от 40603 до 41224 руб./т. Судовые топлива с 13 по 16, приготовленные из смеси ЛВГО и г/о ПДФ обладают кинематической вязкостью от 1,17 до 2,91 мм2/с при температуре 50 °С, а общей серы содержат от 0,3 до 1,0 % мас., а примерная цена - от 41758 до 43864 руб./т.
Составы, полученные на базе смесей г/о ПДФ или ЛГГК с ЛГЗК и ЛГКК, а также ЛВГО с г/о ПДФ, обладают улучшенными низкотемпературными свойствами, так как температура застывания достигает значений от -18 до -34 °С для первого типа смесей и от -5 до -17 °С - для второго типа смесей.
Учитывая современные тенденции развития нефтеперерабатывающей промышленности и судостроения, а также ужесточение экологических требований к различным видам морских топлив, полученные результаты исследований необходимо использовать для разработки и внедрения технологии производства
и применения судовых топлив с улучшенными эксплуатационными и экологическими свойствами.
Литература
1. Mitusova T.N. et al. Influence of Dispersing Additives and Blend Composition on Stability of Marine High-Viscosity Fuels // J. of Mining Institute. 2017. Vol. 228. No 6. P. 722-725.
2. Пахомов Ю.А., Коробков Ю.П, Дмитриевский Е.В., Васильев Л.Г. Топливо и топливные системы судовых дизелей. М.: РКонсульт, 2004. 496 с.
3. Srivastava S.P., Hancsok J. Fuels and fuel-additives. John Wiley & Sons, 2014. 364 р.
4. Corbbett JJ, Winebrake J.J. Emissions tradeoffs among alternative marine fuels: Total fuel cycle analysis of residual oil, marine gas oil, and marine diesel oil // J. of the Air & Waste Management Association. 2008. Vol. 58. No. 4. P. 538-542.
5. Zamiatina N. Comparative overview of marine fuel quality on diesel engine operation // Procedia Engineering. 2016. Vol. 134. P. 157-164.
6. МАРПОЛ. Книга III, пересмотренное Приложение VI к МАРПОЛ «Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов». М.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2012. URL: http://docs.cntd.ru/document/499014496 (дата обращения
7. Buchanan K.D. Low sulfur marine fuel : U.S. Patent Application No. 14/548,160. 2014.
8. Stern D.L. et a. Fuel compositions and methods for making same: U.S. Patent Application No. 8999011. 2015.
9. Robinson C.E, Dawe S, Karlsson E, Grati H.Low sulfur marine bunker fuels and methods of making same : U.S. Patent Application No. 14/943313. 2015.
10. DroubiD.F. et a. Fuel compositions: U.S. Patent Application No. 8987537. 2015.
11. Weiss W, Merdrignac I. Process for the production of fuels of heavy fuel type from a heavy hydrocarbon-containing feedstock using a separation between the hydrotreatment stage and the hydrocracking stage : U.S. Patent Application No. 14/932,379. 2015.
12. Кондрашева НК, Кондрашев Д.О., Рудко В.А., Шайдулина А.А. Влияние углеводородного состава на качество и эксплуатационные свойства средних дистиллятных фракций и судовых маловязких топлив // Химия и технология топлив и масел. 2017. Т. 53. № 2. С. 13-18.
13. Kondrasheva N.K., Kondrashev D.O. Modern hydroprocesses for the synthesis of high-quality low-viscous marine fuels // Catalysis in Industry. 2017. Vol. 9. No. 1. P. 1-9.
14. Рудко В.А., Кондрашева НК, Романовский СЮ, Кондрашев Д.О. Изучение углеводородного и микроэлементного состава и свойств сырья и продуктов процесса замедленного коксования //Известия СПбГТИ(ТУ) 2017. № 38. С. 69-75.
15. Kondrasheva N. K. et al. Effect of Delayed Coking Pressure on the Yield and Quality of Middle and Heavy Distillates Used as Components of Environmentally Friendly Marine Fuels // Energy & Fuels. 2018. Vol. 33. No. 1. P. 636-644.
16. Kondrasheva N. K. et a. Functional influence of depressor and depressor-dispersant additives on marine fuels and their distillates components // Petroleum Science and Technology. 2018. Vol. 36. No. 24. P. 2099-2105.
17. Пеленицына О.А, Литвиненко Н.А, Гай-ле А.А. Разработка оптимальных рецептур судовых маловязких и остаточных топлив // Известия СПбГТИ(ТУ) 2018. № 45. С. 30-36.
References
1. Mitusova T.N. et al. Influence of Dispersing Additives and Blend Composition on Stability of Marine High-Viscosity Fuels // J. of Mining Institute. 2017. Vol. 228. No 6. P. 722-725.
2. Pahiomov Ju.A., Korobkov Ju.P, Dmitrievskij E.V., Vasil'ev L.G. Toplivo i toplivnye sistemy sudovyh dizelej. М.: RKonsul't, 2004. 496 s.
3. Srivastava S.P., Hancsok J. Fuels and fuel-additives. John Wiley & Sons, 2014. 364 р.
4. Corbett JJ, Winebrake J.J. Emissions tradeoffs among alternative marine fuels: Total fuel cycle analysis of residual oil, marine gas oil, and marine diesel oil //Journal of the Air & Waste Management Association. 2008. Vol. 58. No. 4. P. 538-542.
5. Zamiatina N. Comparative overview of marine fuel quality on diesel engine operation //Procedia Engineering. 2016. Vol. 134. P. 157-164.
6. MARPOL. Kniga III, peresmotrennoe Prilozhenie VI k MARPOL «Pravila predotvrashhenija zagrjaznenija vozdushnoj sredy s sudov», izdanie ZAO «CNIIMF», 2012. URL: http://docs.cntd.ru/document/499014496
7. Buchanan K.D. Low sulfur marine fuel : U.S. Patent Application No. 14/548,160. 2014.
8. Stern D.L. et aI. Fuel compositions and methods for making same:U.S. Patent Application No. 8999011. 2015.
9. Robinson C.E, Dawe S., Karlsson E, Grati H.Low sulfur marine bunker fuels and methods of making same : U.S. Patent Application No. 14/943313. 2015.
10. Droubi D.F. et aI. Fuel compositions:U.S. Patent Application No. 8987537. 2015.
11. Weiss W, Merdrignac I. Process for the production of fuels of heavy fuel type from a heavy hydrocarbon-containing feedstock using a separation between the hydrotreatment stage and the hydrocracking stage : U.S. Patent Application No. 14/932,379. 2015.
12. Kondrasheva N.K,, Kondrashev D.O, Rudko V.A., Shaiduiina A.A. Effect of Hydrocarbon Composition on Quality and Operating Characteristics of Middle Distillate Fractions and Low-Viscosity Marine Fuels // Chemistry and Technology of Fuels and Oils. 2017. Vol.53. P. 163172.
13. Kondrasheva N.K,, Kondrashev D.O. Modern hydroprocesses for the synthesis of high-quality low-viscous marine fuels //Catalysis in Industry. 2017. Vol. 9. No. 1. P. 1-9.
14. Rudko V.A, Kondrasheva N.K, Romanovskij S.Ju., Kondrashev D.O. Izuchenie uglevodorodnogo i mikrojelementnogo sostava i svojstv syr'ja i produktov processa zamedlennogo koksovanija //Izvestija SPbGTI(TU) 2017. № 38. S. 69-75.
15. Kondrasheva N. K. et al. Effect of Delayed Coking Pressure on the Yield and Quality of Middle and Heavy Distillates Used as Components of Environmentally Friendly Marine Fuels // Energy & Fuels. 2018. Vol. 33. No. 1. P. 636-644.
16. Kondrasheva N. K. et aI. Functional influence of depressor and depressor-dispersant additives on marine fuels and their distillates components // Petroleum Science and Technology. 2018. Vol. 36. No. 24. P. 2099-2105.
17. Pelenccyna O.A., Litvinenko N.A., Gajle A.A. Razrabotka optimal'nyh receptur sudovyh malovjazkih i ostatochnyh topliv // Izvestija SPbGTI(TU) 2018. № 45. S. 30-36.