Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА СТУДЕНТАМИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ '

РАЗРАБОТКА СТУДЕНТАМИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математика / самостоятельная работа / тестовые задания / алгоритм / mathematics / independent work / test tasks / algorithm

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П.В. Потапова, Н.А. Лозовая

В работе рассмотрена возможность самостоятельной разработки студентами тестовых заданий по математике с целью приобретения и закрепления математического знания. Рассмотрена структура теста и алгоритм составления заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — П.В. Потапова, Н.А. Лозовая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TEST TASKS IN MATHEMATICS BY STUDENTS AS A WAY TO INCREASE THE QUALITY OF LEARNING

The paper considers the possibility of students' independent development of test tasks in mathematics in order to acquire and consolidate mathematical knowledge. The structure of the test and the algorithm for writing tasks are considered.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА СТУДЕНТАМИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ »

УДК 378:51

РАЗРАБОТКА СТУДЕНТАМИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

П. В. Потапова Научный руководитель - Н. А. Лозовая

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: polina.potapova.2002@bk.ru

В работе рассмотрена возможность самостоятельной разработки студентами тестовых заданий по математике с целью приобретения и закрепления математического знания. Рассмотрена структура теста и алгоритм составления заданий.

Ключевые слова: математика, самостоятельная работа, тестовые задания, алгоритм

DEVELOPMENT OF TEST TASKS IN MATHEMATICS BY STUDENTS AS A WAY TO INCREASE THE QUALITY OF LEARNING

P. V. Potapova Scientific Supervisor - N. A. Lozovaya

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: polina.potapova.2002@bk.ru

The paper considers the possibility of students' independent development of test tasks in mathematics in order to acquire and consolidate mathematical knowledge. The structure of the test and the algorithm for writing tasks are considered.

Keywords: mathematics, independent work, test tasks, algorithm

В профессиональной деятельности инженер сталкивается с необходимостью самостоятельно составлять математическую модель задачи, адаптировать теоретические знания и известные алгоритмы к новым условиям, интерпретировать результат. Для выполнения вышеизложенного бакалавру инженерного направления подготовки необходимо обладать фундаментальными математическими знаниями и алгоритмами, готовностью к их самостоятельному использованию. В связи с чем, одной из задач современного высшего образования является повышения качества математической подготовки, в том числе и в процессе самостоятельной деятельности.

В работе рассмотрены возможности использования тестовой методики в процессе изучения математики, описан опыт самостоятельной работы по составлению тестовых заданий при изучении и закреплении различных тем дисциплин математического цикла.

Согласно психолого-педагогическому словарю тесты определяются как измерительная методика, направленная на выявление скрытого свойства интересующего объекта путем кратких заданий, обладающих максимальной информативностью [1, с. 779]. Тестирование как метод контроля выполняет одну из ведущих ролей в современном образовании. Однако, тестовую методику можно использовать иначе, с целью изучения и закрепления учебного материала. Выполнение студентами задания по составлению тестов позволяет углубленно

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

изучить учебный материал и приобрести опыт самообразовательной деятельности, что способствует достижению личностных результатов и становлению будущего выпускника как профессионала, так как сопряжено с повышением исследовательской активности студентов [2].

И. А. Моревым сформулированы 33 принципа составления тестов, их анализ позволяет определить ключевые принципы, на которые необходимо опираться при составлении тестовых заданий с обучающей целью. Перечислим эти принципы: научная достоверность, обобщенность, соответствие современному знанию, репрезентативность, вариативность, трудоемкость, системность, оптимальность, постепенное усиление сложности, полнота, наличие отвлекающих ответов [3].

Составление тестовых заданий с опорой на перечисленные принципы обладает обучающим потенциалом, так как связано с полным охватом теоретического и практического учебного материала по рассматриваемой теме, что способствует его качественному усвоению. При составлении тестов студент сталкивается с необходимостью определения уровня своих знаний, их анализа, выявления и устранения пробелов в знаниях. Важно определить задачи и задания, наиболее полно отражающие рассматриваемую тему, определить уровень их сложности, структурировать материал, выявить среднее время выполнения каждого задания. Нужно не только записать задания, но и подготовить ответы, расположить задания в порядке возрастания сложности, выбрать оптимальный тип задания.

Задания закрытого типа - это задания: на выбор одного или нескольких вариантов из предложенных, с альтернативными ответами, на установление соответствия, на восстановление последовательности, на конструирование. Эти задания целесообразно применять при проверке усвоения теоретических знаний и алгоритмов. Задания открытого типа - это задания на свободное изложение, при их выполнении важен выбор оптимального способа изложения и представление результатов решения. Компетентностно-ориентированные задания оценивают способность применять математические знания при решении профессиональных задач.

При составлении тестовых заданий важным моментом является использование фасетной технологии, основанной на генерации однотипных формулировок путем выделения в заданиях постоянных и вариативных элементов [4], что позволяет создать несколько вариантов тестового задания. Рассмотрим примеры.

Пример 1. Найти объем пирамиды, если вершины пирамиды находятся в точках

Предложенный пример содержит один фасет, состоящий из трех элементов и позволяющий получить сразу три открытых задания. При необходимости фасет может содержать любое количество элементов. Если в задании использовать два фасета, по три элемента, то число заданий увеличивается до 9.

Если, при составлении задания использовать два фасета и в каждом по четыре элемента, то можно получить 16 заданий. С увеличением числа элементов в фасете увеличивается и количество тестовых заданий.

<

' А (1; -3;1), В (-3;2; -3), С (-3; -3;3), В (-2;0; -4) А ( -2;-1) В (1;3;-1) С (1;2; -4 ) В (1;3;0) А (4; -4;1), В (1; -3; -5), С (1;2;-1), В (1; -2;3)

Хо — 3

> в точке ^ Хо — 2

V

При использовании фасетов для составления тестов в обучающих целях студентам необходимо выделить вариативные и постоянные элементы, подобрать вариативные элементы, что позволяет сформировать задания одинаковой сложности, но различные по внешнему виду. Использование студентами фасетной методики при составлении теста позволяет разобраться в особенностях учебного материала.

Для студента структурирование теста сопряжено со структурированием учебного материала. А. П. Иванов предлагает строить структуру теста опираясь на следующие категории деятельности: знания, выполнение стандартных процедур, выполнение более сложных процедур, решение задач, обоснование и доказательство, коммуникативные умения [5, с. 203]. Опираясь на это предложение, в структуре теста можно выделить три основных части: первая и вторая части направлены на проверку усвоения знаний, умений, навыков, способов деятельности. Задания второй части - задания открытого типа, для решения которых необходимы знания, проверенные в первой части. Задания третьей части имеют прикладную направленность, и их решение требует переноса знаний и алгоритмов в новую ситуацию.

Итак, самостоятельное составление студентами тестов позволяет повысить качество обучения. Такой подход направлен на решение нескольких задач, в том числе: повторение пройденного материала, самостоятельное изучение дополнительного материала по рассматриваемой теме, анализ изученного материала и выявление ключевых теоретических знаний и алгоритмов, которые необходимо учесть при составлении тестовых заданий, подбор заданий в соответствии с рассматриваемым материалом. Решение перечисленных задач при составлении тестов способствует систематизации знаний и способов деятельности, структурированию учебного материала, его применению в новых условиях, в частности, при решении междисциплинарных и профессионально-ориентированных задач.

Библиографические ссылки

1. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современная школа, 2010. 928 с.

2. Лозовая Н. А. Самостоятельная работа студентов - будущих инженеров как средство формирования исследовательской деятельности в условиях непрерывной математической подготовки // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2018. № 6. С. 165 -170.

3. Морев И. А. Тридцать три принципа конструирования теста, создания тестовых заданий и выбора технологии тестирования // Открытое и дистанционное образование. 2004. № 4 (16). С. 70 -77.

4. Харченко А. В. Организация тестирования знаний средствами фасетной классификации и облачных сервисов // Информационные системы и технологии в моделировании и управлении: сборник трудов V Международной научно-практической конференции. 2020. С. 447 -450.

5. Иванов А. П. Систематизация знаний по математике в профильных классах с использованием тестов. М.: Физматкнига, 2004. 416 с.

© Потапова П. В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.