©Антонов B.C. УДК 338.22
РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ ФОРМАЛИЗОВАННОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ВСЕОБЩИМ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕМ
Антонов B.C.
Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова,
г. Казань, Россия
Резюме: АКТУАЛЬНОСТЬ представленного исследования обосновывается интенсивным развитием управленческих подходов к обеспечению устойчивого экономического развития. Большое разнообразие таких подходов негативно сказывается на выборе направлений трансформации экономики, что обуславливает необходимость применения системного подхода к формированию моделей устойчивого развития. ЦЕЛЬ: решение задач устойчивого территориального развития за счет формирования комплексного подхода к построению системы управления всеобщим ресурсосбережением. МЕТОДЫ: в работе использованы методы контент-анализа документов, регламентирующих применение подходов бережливого производства в региональном управлении и фундаментальные категории кибернетики: информация, прямая и обратная связь, оптимизация процессов. РЕЗУЛЬТАТЫ: проведен анализ и предложен научно-методический подход к управлению ресурсосбережением, как фактора повышения конкурентоспособности региона. Оценен опыт применения концепции Бережливое производство, как инструмента инновационного управления ресурсосбережением. Выделены проблемы устойчивого территориального развития и предложены их пути решения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: предложены структура и состав модели бережливого управления на основе всеобщего ресурсосбережения, выбранной в качестве оптимального инструмента устойчивого территориального развития в современных условиях.
Ключевые слова: всеобщее ресурсосбережение; бережливое производство; бережливое управление; региональное управление; устойчивое развитие.
Для цитирования: Антонов В. С. Разработка структуры формализованной модели управления всеобщим ресурсосбережением // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2023. Т. 15. №1 (57). С. 173-188.
CREATIION OF THE STRUCTURE FORMALIZED MANAGEMENT MODEL OF
TOTAL RESOURSE SAVING
VS. Antonov
Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov, Kazan, Russia
Abstract: RELEVANCE of present research is substantiated by intensive development of management approaches for providing of sustainable economic development. The large diversity of such approaches is negatively reacted on choice of economy transformation directions, that causes need of using of system approach to creation of sustainable development model. THE PURPOSE. Solving of sustainable territorial development tasks by creation of complex way for total resource saving system building. METHODS. The work uses methods of content analysis documents, regulating using lean production approaches in regional management and fundamental categories of cybernetics: information, direct and feedback, process optimization. RESULTS: the analysis was organized and a scientific and methodological approach to the management of resource saving as a factor of increasing of the competitiveness of the region. The experience of the Lean production concept using was evaluated as an approach of innovative management of resource saving. The problems of sustainable territorial development are identified and their solutions were proposed. CONCLUSLON: The structure and composition of the aimed subsystems of the lean management model based on total resource saving, chosen as the optimal approach for sustainable territorial development in modern conditions, were proposed.
Keywords: total resource saving; lean production; lean management; regional management; sustainable development.
For citation: Antonov V. S. Création of the structure formalized management mode1 of total resourse saving. KAZAN STATE POWER ENGINEERING UNIVERSITY BULLETIN. 2023; 15; 1(57):173-188.
Введение (Introduction)
Проблемы устойчивого развития в настоящее время продолжают оставаться актуальными. Одной из важнейших задач повышения качества жизни населения является совершенствование систем территориального управления на основе принципов устойчивого развития. Немаловажным аспектом такого процесса является необходимость повышения эффективности использования ресурсов региона и формирования адекватной современным требованиям систем регионального управления. Опыт реализации концепции Бережливое производство показывает значительные перспективы использования ее подходов к трансформации системы регионального управления с учетом требований ресурсосбережения. Концепция бережливого производства ставит основной своей целью снижение потерь, в первую очередь временных, что свидетельствует о ее нацеленности на повышение эффективности использования человеческих ресурсов. В тоже время рассматриваемая концепция косвенно влияет на сбережение других видов ресурсов: материальных, финансовых и в конечном счете природных. Все это обуславливает возможность применения принципов и подходов концепции Бережливое производство при формировании модели регионального ресурсосбережения и позволяет четко определить целевые подсистемы данной модели.
Научная новизна исследования заключается в разработке, на основе научно-методического подхода, инновационной системы управления всеобщим ресурсосбережением как инструмента обеспечения роста конкурентоспособности региона.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по применению организационно-управленческих методов организационного и регионального развития на основе повышения эффективности использования всех видов ресурсов, позволяющих повысить результативность управления за счет реализации модели управления всеобщим ресурсосбережением.
Обзорная часть
В последнее время значимость подходов к реализации ресурсосбережения растет в связи с возникновением и развитием тенденций, направленных на экологизацию бизнеса и повышение его социальной ответственности. Кроме того, ужесточение конкурентной борьбы требует от организаций более эффективного использования имеющихся ресурсов.
В зависимости от сферы применения традиционно выделяют следующие формы ресурсов:
- ресурсы производственного потребления: факторы производства;
- ресурсы непроизводственного потребления: предметы потребления.
В свою очередь к ресурсам производственного потребления, помимо основных факторов производства, таких как средства производства и труд, относят еще 3 формы ресурсов:
- время;
- информация;
- технологии.
Обобщая представленные виды ресурсов, автор предлагает классифицировать их следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Классификация видов ресурсов Fig.l. Classification of resources types
*Псточник: составлено автором. Source: compiled by the author.
Проанализируем основные подходы к определению ресурсосбережения. Сам процесс ресурсосбережения рассматривается различными авторами с различных точек зрения, анализ которых представлен в таблице 1.
Таблица 1 Table 1
Основные подходы к определению ресурсосбережения как процесс
The main approaches to the definition of resource saving as a process
Характеристика Авторы
Ресурсосбережение как процесс оптимизации затрат ресурсов А. А. Каленюк [1], Т. А. Косович [2], В. И. Омельчишин [3].
Ресурсосбережение как процесс экономии ресурсов С. В. Волкова [4], Э. М. Лисс [5], С. А. Лоскутов [6], Н. В. Махаева [7], О. М. Пасынкова [8], А. С. Савенко [9], М.Ф. Туренко [101, С. В. Урусова fill.
Ресурсосбережение предполагает, как экономию, так и рациональное использование ресурсов А. С. Савенко [9], А. С. Попов [12].
Ресурсосбережение как процесс рационального использования ресурсов И. Л. Воротников [13], И. И. Гизятов [14], С. А. Кузьмин [15], Л. С. Марков [16], Н. В. Махаева [7], А. С. Савенко [9], С. В. Урусова [11], Е. А. Шоколенко [17].
Ресурсосбережение как процесс сокращения затрат Е. А. Шоколенко [17] и С.А. Рощектаев [18].
Ресурсосбережение как процесс сокращения потерь трудовых, финансовых и прочих ресурсов Н. В. Махаева [7].
Ресурсосбережение как процесс устранения потерь А. А. Каленюк [1].
Ресурсосбережение как комплексное воздействие на процессы формирования и использования всех видов имеющихся ресурсов А. М. Мантулин [19].
Ресурсосбережение как процесс формирования ресурсного потенциала как основы экономического развития С. В. Пантелеев [20], Е. А. Шоколенко [17].
*Источник: составлено автором. Source: compiled by the author.
Для того чтобы обосновать необходимость реализации задачи ресурсосбережения необходимо рассмотреть вопрос экономической целесообразности данного процесса и определить сущность ресурсосбережения. Так, В. И. Омельчишин выделяет следующие подходы к определению сущности ресурсосбережения [3]:
- ресурсосбережение как процесс устранения потерь;
- ресурсосбережение как процесс задействования неиспользуемых резервов;
- ресурсосбережение как процесс повышения эффективности использования факторов производства;
- ресурсосбережение как процесс интенсификации использования факторов производства;
- ресурсосбережение как процесс предотвращения ущерба, в т. ч. экологический;
- ресурсосбережение как процесс устранения дефицита факторов производства.
Несмотря на достаточно разнообразные и разносторонние определения
ресурсосбережения, существующие в теории и практике, определенная недостаточность проработки отельных теоретических вопросов ограничивает возможность их практического применения. В частности, не в полной мере рассматриваются вопросы косвенного влияния мероприятий ресурсосбережения, направленных на конкретные ресурсы, на изменение эффективности использования других ресурсов. А такая картина часто встречается на предприятиях, реализующих концепцию бережливого производства.
Кроме того, существующие подходы к ресурсосбережению затрудняют формулирование показателей ресурсосбережения для целей планирования, практическую организацию работы по их улучшению, объективную оценку эффективности принятых программ и планов.
При рассмотрении вопросов ресурсосбережения с точки зрения регионального управления данный аспект управленческой деятельности целесообразно описывать как
целевую подсистему региональной модели управления на основе ресурсосбережения. И в данном контексте ресурсосбережение интересно не только как процесс, но и как результат определенных управленческих воздействий. В связи с этим встает вопрос о выборе адекватных показателей, которые могли бы, с одной стороны, демонстрировать процесс устойчивого развития региона и с другой - свидетельствовать о результативности реализованных управленческих воздействий.
С точки зрения трансформации региональной системы управления на основе ресурсосбережения, интересен опыт построения бережливого государства, который впервые был получен в Великобритании в 2001 году. Зои Раднор и Роберт Джонстон отмечают, что бережливые программы последовательно реализовывались в британской службе здравоохранения и в ряде министерств и департаментов начиная с 2006 года. «Это, в частности. Национальная служба здравоохранения (National Health Sennce, NHS) и ряд министерств и неминистерских департаментов и служб: Департамент доходов и сборов (ЯМ Revenues and Customs), Служба судов (HAI Court Sen'ices), министерство труда и пенсий Великобритании (Department of Work and Pensions), Национальный офис аудита (National Audit Office, NAO)» [21].
В США функционирует Центр бережливого государства (OPIC, LLC LE I \' Government Center) [22]. Данный центр является первым ресурсным центром «бережливого государства» и глобальной консалтинговой структурой, сфокусированной на исследовании проблем использования бережливых технологий, концепции «шесть сигм», управления изменениями, коучинге высшего менеджмента и прочем. Сама концепция бережливого государства применяется на различных уровнях:
- муниципальном (открытые публикации на официальных сайтах органов власти городов Грэнд-Рэпидс (штат Мичиган) [23], Денвер (штат Колорадо) [24], округа Кинг (штат Вашингтон) [25];
- региональном (уровень штата) (например, в штатах Колорадо [26], Айова [27], Орегон [28], Коннектикут, Мэрилэнд [29], Мэн [30], Миннесота [31], Нью Хэмпшир [32], Огайо [33], Висконсин [34] и иных);
- федеральном: пока лишь отдельными министерствами и ведомствами -министерством обороны (при этом «Руководство по постепенному совершенствованию и -бережливым шести сигмам» издано еще в 2008 году [35]), Агентством по защите окружающей среды (ЕРА) [36; 37].
Обобщение опыта реализации бережливых подходов в области государственного управления позволило сформулировать ряд определений (табл. 2).
Таблица 2 Table 2
Обобщение опыта реализации бережливых подходов
Generalization of the experience of implementing lean approaches
Организация Трактовка определения
Консорциум некоммерческих организаций «Глобальная сеть бережливого производства (LGN)» Бережливое правительство как систематический метод определения и последующего внедрения наиболее эффективного способа предоставления государственных услуг с добавленной стоимостью [381.
LEAN Government Center LLC «Бережливое правительство» фокусируется на том, каковы ключевые процессы во всех департаментах / агентствах, какие услуги они предоставляют и какая часть того, что делается, имеет добавленную стоимость (то, что действительно нужно налогоплательщику и за что он готов платить) по сравнению с недобавленной стоимостью» [22].
*IIcmo4maç составлено автором. Source: compiled by the author.
В Российской Федерации впервые на государственном уровне задачами реализации концепции бережливого производства стали заниматься в Республике Татарстан, вследствие чего Республика Татарстан имеет успешный опыт по ее реализации. Так, с 2012 г. в рамках выполнения долгосрочной целевой программы «Реализация методики «Бережливое производство» в Республике Татарстан на 2012-2013 годы» были осуществлены мероприятия по преобразованию производственных систем на более чем 160 предприятиях РТ. Помимо промышленных предприятий, в республике имеется успешный опыт внедрения концепции в сфере услуг (учреждения здравоохранения) и органах государственного управления (Министерство труда и занятости РТ) [37].
В Республике Татарстан, в настоящее время активно реализуется национальный
проект «Производительность труда и поддержка занятости» [39]. На сегодняшний день его участниками являются 99 предприятий, а к 2024 году в республике планируют вовлечь в программу 351 предприятие. Завершены более 40 пилотных проектов по внедрению прогрессивных технологий бережливого производства на предприятиях строительства, химической промышленности, металлургии, пищевой промышленности, транспорта, машиностроения и других, среди которых ОАО «Риат», ООО «Елабужский аккумуляторный завод», «АРЗ «Кориб», «АПК «Камский», «Агросила. Челны МПК», «ПК «Полигран», «ПК «Акульчев», ПАО «Нижнекамскшина», АО «КМК «ТЭМПО».
Предполагается, что данная программа должна быть нацелена на экономическую составляющую устойчивого развития региона. Показателями результативности данной программы являются показатели производительности труда, присутствующие в документации к государственной программе, и финансовые показатели, которые в ней отсутствуют.
Основным проблемным вопросом реализации региональных программ, связанных с бережливым производством в Татарстане, является отсутствие системного подхода при формировании и исполнении этих программ. Основной упор в действующих программах делается на стимулирование предприятий к разработке и выполнению отдельных проектов по оптимизации производственных процессов. Однако инфраструктурные вопросы и проблемы сбалансированного развития групп взаимосвязанных отраслей в целях формирования устойчивых экономических цепочек, решающих, в том числе вопросы ресурсосбережения, ни один регламентирующий документ не затрагивает.
Следующим регионом, вплотную занявшимся построением «бережливого региона», стал Ханты-Мансийский автономный округ. В 2016 Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры было принято распоряжение № 455-рп «О концепции «Бережливый регион» в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», в рамках которого определены приоритетные отраслевые направления реализации концепции. Такими направлениями стали: нефтегазовый сектор, строительство, лесопромышленный комплекс, сфера услуг, здравоохранение, образование, социальные услуги, государственное и муниципальное управление.
Было сформулировано понятие Бережливого региона как «системы взаимодействия субъектов бережливого производства, которые совместно и последовательно используют в своей деятельности принципы бережливого производства».
В целях реализации Распоряжения были сформированы 3 базовых научно-образовательных центра на базе ведущих вузов региона (ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный университет»). Промежуточными результатами построения бережливого региона в ХМАО стали свыше 200 разработанных административных регламентов, повышение доступности государственных услуг до 99,44 % и повышение уровня удовлетворенности граждан качеством государственных и муниципальных услуг до 89 % [40]. К сожалению, после 2018 г. реализация проекта была приостановлена.
Ключевой целью принятия концепции «Бережливый регион» в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре стало формирование культуры бережливого производства у всех участников социально-экономических отношений [41] (рис. 2).
Задачи:
1) повышение эффективности бюджетных расходов,
2) создание эффективной системы мониторинга деятельности органов государственной
3) создание инфраструктуры н организаций, компетентных в вопросах бережливого производства;
4) популяризация концепции бережливого производства среди руководителей и сотрудников;
5) стимулирование повышения качества предоставляемых услуг и реализуемых товаров крупными, малыми и средними предприятиями
Рис. 2. Цели и задачи реализации концепции Fig. 2 Aims and goals of "lean region" conception «бережливый регион» в Ханты-Мансийском realization in Khanty-Mansi Autonomous Okrug— автономном округе - Югре [41 ] Yugra [41]
*Псточник: составлено автором. Source: compiled by the author.
Проблемы реализации вышеуказанного проекта схожи с проблемами Республики Татарстан и связаны с отсутствием системного подхода. Несмотря на наличие в документации проекта широкого перечня отраслевых направлений применения концепции «Бережливое производство», на практике все реализованные мероприятия касались или образовательных аспектов, или улучшений процессов оказания государственных услуг. В итоге проект сократился до проекта «Бережливое правительство».
В 2018 году государственной корпорацией «Росатом» было принято решение о запуске проекта «Бережливый город». Данную идею было решено тиражировать в рамках федерального проекта «Эффективный регион». ГК «Росатом» планировала распространить имеющийся обширный опыт построения Производственной системы Росатом на уровень регионального управления. Для реализации данного проекта были выбраны регионы, где значительно присутствие предприятий ГК «Росатом»: Нижегородская, Ростовская, Сахалинская, Рязанская, Орловская, Челябинская, Кемеровская, Белгородская, Брянская, Кировская области, Республики Саха (Якутия), Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Северная Осетия, Забайкальский и Ставропольский края. Был введено понятие «Эффективный регион»: «Эффективный (бережливый регион) - это система взаимодействия субъектов региона, которые совместно и последовательно используют в своей деятельности принципы бережливого производства». Для реализации проекта были определены 8 направлений реализации: промышленность, сельское хозяйство, министерства, муниципалитеты, здравоохранение, образование, социальная защита, строительство. Кроме того, были сформированы четыре центра компетенций:
- Повышение производительности труда;
- Обеспечение доступности и качества социальной инфраструктуры;
- Эффективное правительство и эффективный муниципалитет;
- Развитие ПСР-инжиниринга.
Работа по направлению «Промышленность» в основном ведется ГК «Росатом» на предприятиях, входящих в состав корпорации или связанных с ними, примеров реализации проекта по направлениям «Строительство», «Сельское хозяйство» до настоящего времени не было. Основные результаты реализации федерального проекта «Эффективный регион» касаются таких направлений, как «Здравоохранение», «Социальная защита», «Образование» и работа министерств и муниципалитетов.
Органы государственной власти Кемеровской области в 2018 г. при поддержке «Росатома» приступили к реализации программы «Производственная система управления», мероприятия которой применялись не только в промышленности и бизнесе, но и в сфере государственного и муниципального управления.
Постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 28 сентября 2018 г. № 407 утверждена государственная программа «Развитие промышленности Кемеровской области на 2019-2021 годы» [42].
Подпрограммами государственной программы являются:
1. Развитие обрабатывающих производств.
2. Развитие индустриальных парков.
3. Стимулирование инвестиций в основной капитал.
В целях стимулирования развития обрабатывающей промышленности региона органами государственной власти реализуется субсидирование части затрат предприятий, связанных с разработкой и реализацией программ повышения производительности труда, в том числе при внедрении принципов бережливого производства, направленных на повышение эффективности труда и рост конкурентоспособности предприятий.
По официальным данным администрации Кемеровской области, на сегодня на территории региона действует более 165 проектов, при этом 64 проекта реализуются в подразделениях органов государственной власти, 101 проект - в подведомственных государственных учреждениях и организациях. Основными сферами, в которых внедряются проекты, являются: производство, образование, здравоохранение, оказание государственных и муниципальных услуг (рис. 3).
В Белгородской области принято Положение о бережливом управлении в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области, утвержденное постановлением Правительства Белгородской области от 28 мая 2018 г. № 161-пп.
Положение о бережливом управлении определяет порядок и условия применения принципов бережливого производства. Под бережливым управлением органами государственной власти Белгородской области понимается интегрированная система управления, базирующаяся на повышении эффективности процессов через снижение всех
видов потерь. Основными ценностями бережливого управления при этом являются:
1) признание человеческого потенциала в качестве главного источника создания ценности;
2) своевременное выявление изменения запросов потребителей социальных услуг с целью улучшения качества процесса или услуги;
3) снижение потерь.
Рис. 3. Механизм информирования Fig. 3. Mechanism of managers information, руководителей, специалистов и населения об specialists and citizens about approaches and инструментах и методах бережливого methods of lean production in Kemerovo region [42] производства в Кемеровской области [42]
*Псточник: составлено автором. Source: compiled by the author.
В качестве принципов бережливого управления выбраны: принцип стратегической направленности, принцип ориентации на создание ценности для пользователей, принцип непрерывного усовершенствования, вытягивание процесса производства, принцип встроенного качества, принцип принятия решений, основанных на фактах, принцип соблюдения стандартов, регламентов, инструкций (рис. 4).
Рис. 4. Организационная структура бережливого Fig. 4. Otganizational structure oflean management управления в Белгородской области [43] in Belgorod región [43]
*Псточник: составлено автором. Source: compiled by the author.
Основными стратегическими направлениями, по которым работают органы государственной и региональной власти по трем проанализированным областям, являются:
1) повышение производительности труда на всей территории региона;
2) увеличение уровня конкурентоспособности региональных предприятий на отечественных и международных рынках;
3) удовлетворенность населения качеством предоставляемых государственных услуг;
4) рост эффективности государственного и муниципального управления.
В свою очередь, анализ результативности предлагаемых, в рамках федерального проекта, подходов должен осуществляться с учетом принципов и философии концепции бережливого производства. Идеи данной концепции направлены на повышение качества продукции при одновременном сокращении издержек производства и невысоком уровне капиталовложений.
Определение ценности продукции (произведенной работы). Ценность определяется исключительно ее конечным потребителем (внешним или внутренним).
Распределение потока создания ценности продукта на три категории:
а) действия, создающие ценность, за которую готов платить потребитель:
б) действия, не создающие ценность, но за которые готовы платить акционеры собственники предприятия: в) действия, не создающие ценности, за которые вынуждены расплачиваться и собственнику и сотрудники предприятия-
Организация движения потока создания ценности от производства изделий «партиями» и «очередями» к производству ценности каждого единичного продукта.
Применение технологии «вытягивания продукта» потребителем.
Непрерывное улучшение, совершенствование и обеспечение прозрачности работы всех участников процесса производства.
Рпс. 5. Принципы бережливого производства [44] Fig. 5. Lean production principles [44]
*ПстоЧИШ: составлено автором. Source: compiled by the author.
Приведенные на рисунке 5 принципы отражают сущность применения концепции бережливого производства. В первую очередь определяется ценность продукта, стоимость его создания, что формируется конечным потребителем данного продукта.
Таким образом, можно говорить о том, что бережливое производство - это непрерывный процесс совершенствования и оптимизации процесса создания продукта. Идеальный процесс при этом - моментальное создание ценности, которая востребована потребителем именно в данный момент времени. Стремясь к такой цели, бережливое производство регулярно исключает из процесса операции, не создающие ценности, так как они отдаляют организацию от идеала.
Промежуточные итоги реализации федерального проекта «Эффективный регион» можно проследить на примере ряда областей. Так, Нижегородская область отчиталась о достижении значительных результатов в компетенции «Эффективное правительство и эффективный муниципалитет» (повышение производительности в 3 раза), направлении «Социальная защита» (повышение производительности до 4 раз), направлении «Здравоохранение» (сокращение временных затрат пациента в 4,3 раза) [45]; Белгородская область в направлении «Министерства» (повышение производительности на 80 %), направлении «ЖКХ» (повышение производительности на 30 %), направлении «Образование» (повышение производительности на 50 %) и направлении «Здравоохранение» (повышение производительности на 70 %) [46]; Кемеровская область в рамках федерального проекта сформировала отдельный проект «ПУСК» (Производственно-управленческая система Кузбасса) с приоритетными направлениями: образование, здравоохранение, ЖКХ. услуги для населения, аппарат управления, автотранспортные предприятия, промышленность.
К сожалению, подтвердить достоверность приведенных отчетных результатов не представляется возможным, так как все перечисленные показатели не являются традиционными для принятой в Российской Федерации статистической отчетности.
Сама методика построения эффективного региона, разработанная корпорацией «Росатом», представляет собой алгоритм реализации проекта перестройки системы регионального управления на основе принципов и подходов бережливого региона. В тоже время данная методика не содержит требований или рекомендаций по процессному функционированию системы менеджмента. Предполагается, что такая система должна быть построена на основе стандартов бережливого производства, в частности ГОСТ Р 56404-2021. Однако данный стандарт разработан в первую очередь для промышленных предприятий, и для адаптации к специфике регионального управления требуется значительная его переработка.
Базовым механизмом преобразования систем регионального управления должны стать процессы выявления и решения проблем, влияющих на доступность и качество государственных услуг для населения, и на эффективность государственного и муниципального управления. При планировании и реализации мероприятий по бережливой оптимизации системы территориального управления необходимо учитывать сложность и кроссфункциональность государственных и муниципальных услуг.
Результаты исследования (Results)
Представленные выше результаты свидетельствуют не столько о достижениях при реализации оптимизационных процессов, а только о сегментарном и изолированном характере этих процессов. Так, исходя из опыта реализации подобных мероприятий в министерствах, ведомствах и учреждениях Республики Татарстан, можно сказать, что
речь, скорее всего, идет не о повышении производительности труда (стоимость произведенного товара на одного работника), а о снижении трудоемкости отдельных операций или процессов. Такое снижение отчасти влияет на эффективность деятельности организации, однако традиционно в бизнес-процессах существует большое количество потерь и данное снижение несущественно влияет на общий уровень производительности труда.
Проведенный анализ различных форм использования в структуре управления субъектов Федерации принципов бережливого производства показал, что в анализируемых регионах не сложилась результативная система управления и отсутствует рациональная структура использования преимуществ бережливого производства.
Кроме того, анализ опыта реализации подходов бережливого производства на региональном уровне позволил обобщил основные проблемы формирования региональной системы бережливого управления:
- не полностью используются местные ресурсы, в том числе вторичные, для расширения товарного производства;
- неудовлетворительно организован дифференцированный (раздельный) сбор коммунальных и промышленных отходов и их вторичное использование;
- не вовлекается в фактор бережливости весь цикл циркулярной экономики, в первую очередь связанный с соблюдением регламентов эксплуатации, профилактики и ремонта изделий для поддержания их в рабочем состоянии в течение всего срока службы;
- не учитывается фактор непредвиденных ситуаций природного и техногенного характера с позиции минимизации потерь путем осуществления предупредительных мероприятий и финансовых затрат на них;
- слабо используются цифровые технологии для реализации сбора и обработки информации по факторам бережливости в целом и в разрезе отраслей;
- формально проводится массовое обучение работающих, учащихся и населения методам и приемам бережливости, организации конкурсов, смотров, постов бережливости, направленных на поиск резервов производства и потребления продукции, экономии всех видов материальных, энергетических и трудовых ресурсов;
- недостаточно изучены и обобщены формы и методы материального и морального стимулирования лиц и организаций, добившихся эффекта в работе по бережливости;
- имеет место формализм в формах и неглубокое содержание пропаганды целей бережливого региона, организации, блеклое освещение хода выполнения намеченных планов и программ в средствах массовой информации и наглядной агитации на городских площадках.
Предложения по формированию системы всеобщего ресурсосбережения
(Discussions)
Концепция «Бережливое производство», выбранная в качестве базиса системы управления всеобщим ресурсосбережением, в первую очередь обеспечивает эффективность использования трудовых ресурсов и сокращение временных затрат на производство. Кроме того, она косвенно способствует оптимизации использования финансовых ресурсов (за счет увеличения оборачиваемости оборотных средств) и снижению материалоемкости продукции (посредством минимизации межоперационных запасов и запасов готовой продукции и, как следствие, сокращения потерь при модернизации продукции или ее доработки). Подходы к реализации бережливого производства на уровне отдельных организаций рассмотрены в большом количестве публикаций как зарубежных, так и отечественных авторов [47]. В тоже время, как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне региона существует ряд других видов ресурсов, значимо влияющих на эффективность деятельности объекта экономики. Это природные ресурсы, актуальность сбережения которых значительно выросла в последние десятилетия, а также редко конкретизируемые в работах экономистов информация и технологии.
Основываясь на вышесказанном, целесообразно сформулировать определение такого понятия, как всеобщее ресурсосбережение. Всеобщее ресурсосбережение - это системная деятельность экономических и управленческих субъектов по повышению эффективности использования всех видов ресурсов: материальных, трудовых, природных, финансовых, временных, информационных и технологических.
Одной из задач создания модели управления всеобщим ресурсосбережением является выделение целевых направлений приложения управленческих воздействий, что позволит однозначно сформулировать цели и задачи конкретных мероприятий по ресурсосбережению и сформировать комплекс показателей результативности такой деятельности. С учетом проведенного выше анализа подходов к построению
территориальной системы бережливого управления и сложившейся ситуации в Республике Татарстан с ресурсосбережением автор предложил включить в модель объекта системы всеобщего ресурсосбережения следующие целевые подсистемы:
- материалоемкость;
- энергоэффективность;
- производительность труда;
- финансы;
- циркулярные технологии.
Две последние подсистемы для концепции и практики бережливого производства -инновационные на основе разработок автора.
Проведенный анализ научных публикаций и документов не выявил упоминания в них важнейшей составляющей бережливого региона - предотвращение природных и техногенных катастроф, приводящих к огромному ущербу всей экономики региона, -природные пожары, наводнения, аварии, эпидемии. В предложенной модели перечисленные опасности реализованы через целевую подсистему «финансы»: это и необходимые планируемые средства, и их рациональное использование для предотвращения природных и техногенных катастроф. В структуру модели системы всеобщего ресурсосбережения автором предложено включить целевая подсистема - «циркулярные технологии» -относительно новое направление комплексного использования ресурсов на всех стадиях жизненного цикла продукции. В известных нам региональных программах такая подсистема отсутствует.
Следующей задаче разработки модели управления всеобщим ресурсосбережением является определение объектов управления, целевые подсистемы которых должны быть трансформированы на основе предлагаемых бережливых подходов. Анализируя опыт регионов при реализации вышеуказанных программ модернизации территориального управления, можно сделать вывод, что основными объектами управления выбираются наиболее развитые отрасли экономики региона и элементы инфраструктуры, значимо влияющие на экономику и качество жизни в регионе. На примере Республики Татарстан, такими объектами управления являются отрасли и элементы инфраструктуры, представленные на рисунке 6.
Рис. 6. Структура объекта по отраслям и сферам Fig. 6. Structure of object by' branches and spheres of деятельности activity
*Псточник: составлено авторам. Source: compiled by the author.
При формировании модели управления всеобщим ресурсосбережением необходимо определить состав общих и специальных функций управления, которые реализуются в рассмотренных выше целевых подсистемах. Классический состав управляющих воздействий включает в себя общие и специальные функции управления. К общим функциям относятся: планирование, организация, регулирование, контроль (цикл Деминга) [48].
Учитывая специфику и инновационность объекта управления, автор предлагает, во-первых. в дополнение к функциям, представленным в цикле Деминга, ввести в состав функций координацию и бенчмаркинг, во-вторых, определить специальные функции управления, регламентируемые документами по стандартизации, в том числе региональными стандартами.
Взяв за основу аксонометрическую модель представления объекта исследования, и обобщив результаты проведенного анализа, получим следующую визуализацию модели управления всеобщим ресурсосбережением (рис. 7).
Инструменты бережливого производства
Функции управления
Обпше функции управления: планирование, организация, регулирование. кошроль. бенчмаркннг. координация
Специальные функции управления: стандартизация в регионе и региональные стандарты
Рис. 7. Формализованная модель управления Fig. 7. Formalized model of total resource saving всеобщим ресурсосбережением management
*Псточник: составлено автором. Source: compiled by the author.
Применение данной модели при трансформации региональной экономики позволит обеспечить системный подход к преобразованиям, учесть разнообразие и взаимное влияние объектов управления и сформировать адекватную систему оценки результативности перехода к устойчивому территориальному развитию.
Заключение (Conclusions)
Результаты проведенного исследования показывают высокую значимость системного подхода к формированию эффективной системы устойчивого территориального развития. Опыт использования концепции Бережливое производство как на микроуровне, так и на мезоуровне обуславливает возможность ее расширенного применения в целях совершенствования регионального управления и позволяет в полном объеме определить целевые подсистемы модели системы такого управления. Модель всеобщего ресурсосбережения предлагается в качестве оптимального алгоритма формирования системы регионального управления основанного на системном подходе и позволяющая учесть все аспекты развития экономики отдельного субъекта Российской Федерации. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в применении и апробации научно-методического подхода к анализу результативности трансформации систем управления экономических агентов на региональном уровне, идентификации отклонений и недостатков процессов преобразования и выработке системного подхода к реализации изменений в региональном управлении. Практическую ценность результатов исследования представляет комплексное представление взаимосвязей объектов управления, целевых подсистем и управляющих воздействий, основываясь на который может быть сформирован комплекс взаимосвязанных мероприятий по перестройке региональной системы управления на основе методов и подходов всеобщего ресурсосбережения.
Литература
1. Каленюк, А. А. Механизм управления ресурсосбережением в микроэкономической системе промышленного предприятия : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Каленюк Анна Александровна. - Саратов, 2009. - 190 с.
2. Косович, Т. А. Совершенствование организационно-экономического механизма ресурсосбережения на предприятиях топливно-энергетического комплекса : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Косович Татьяна Аркадьевна. - Краснодар, 2002. - 28 с.
3. Омельчишин, В. И. Ресурсосбережение как фактор повышения эффективности общественного производства : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.06 / Омельчишин Владимир Иванович. - Москва, 1993. - 23 с.
4. Волкова, С. В. Инновационно-инвестиционное обеспечение ресурсосбережения в промышленности : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Волкова Светлана Владимировна. - Белгород, 2010. - 24 с.
5. Лисс, Э. М. Ресурсосбережение как фактор социально-экономической эффективности производства : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.06 / Лисс Элина Михайловна. -Москва, 1999.- 142 с.
6. Лоскутов, С. А. Формирование механизма ресурсоэффективности на предприятиях хлебопекарной промышленности : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Лоскутов Сергей Анатольевич. - Воронеж, 2015. - 214 с.
7. Махаева, Н. В. Организация ресурсосбережения в сфере жилищно-коммунального хозяйства : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Махаева Наталья Викторовна. - Тольятти, 2005. - 156 с.
8. Пасынкова, О. М. Организационно-экономические аспекты устойчивого развития предприятий на основе ресурсосбережения (на примере масложировых предприятий Воронежской области) : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Пасынкова Ольга Михайловна. - Воронеж, 2004. - 27 с.
9. Савенко, А. С. Управление ресурсосбережением на предприятии на основе анализа резервов энергоэффективности : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Савенко Анна Сергеевна. - Москва, 2012. - 26 с.
10. Туренко, М. Ф. Ресурсосбережение при оказании услуг в снабжении : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.06 / Туренко Михаил Федорович. - Москва, 1988. - 19 с.
11. Урусова, С. В. Повышение экономической эффективности производства молока на основе интенсификации и ресурсосбережения : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.06 / Урусова Светлана Валентиновна. - М., 2001. - 176 с.
12. Попов, А. С. Резервы ресурсосбережения на машиностроительных предприятиях : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Попов Александр Сергеевич. - Саратов, 2006. - 145 с.
13. Воротников, И. Л. Формирование и управление ресурсосберегающей агроэкономикой / И. Л. Воротников // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. Выпуск № 4-1. Том 4. - 2004. - С. 185-186.
14. Гизятов, И. И. Формирование и комплексная оценка эффективности политики ресурсосбережения в промышленности : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Гизятов Ильдар Ильгизович. - Казань, 2011. - 24 с.
15. Кузьмин, С. А. Разработка системы ресурсосбережения при проектировании и производстве обуви : автореф. дис. ... канд. технич. Наук : 05.19.05 / Кузьмин Сергей Александрович. - Москва, 2010. - 22 с.
16. Марков, Л. С. Теоретико-методологические основы кластерного подхода : монография / Л. С. Марков ; под ред. Н. И. Суслова ; Российская акад. наук, Сибирское отд-ние, Федеральное гос. бюджетное учреждение науки Ин-т экономики и организации пром. производства Сибирского отд-ния Российской акад. наук. - Новосибирск : Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2015.-299 с.
17. Шоколенко, Е. А. Совершенствование процессов ресурсосбережения на машиностроительных предприятиях : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.06 / Шоколенко Елена Анатольевна. - Омск, 2006. - 16 с.
18. Рощектаев, С. А. Формирование механизма ресурсосбережения в перерабатывающих отраслях АПК Краснодарского края (на примере плодоовощеконсервной промышленности) : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Рощектаев Сергей Александрович. - Краснодар, 2000. - 169 с.
19. Мантулин, А. М. Экономический механизм ресурсосбережения на предприятии (на примере сахарной промышленности) : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Мантулин Александр Михайлович. - Воронеж, 2012. - 24 с.
20. Пантелеев, С. В. Теоретические аспекты ресурсосбережения / С. В. Пантелеев // Молодой ученый. - 2017. -№ 45 (179). - С. 196-201.
21. Radnor, Z. and Johnston, R. (2013). Lean in UK Government: internal efficiency or customer service? Production Planning & Control, 24(10-11), pp. 903-915.
22. Центр бережливого управления QPIC. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://leangovcenter.com/ (дата обращения 03.11.2022 г).
23. City of Grand Rapids' Lean Thinking [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://grcity.us/city-manager/Lean-Initiative/Pages/default.aspx (дата обращения 20.05.2022).
24. Colorado's Peak Performance Initiative // City and County of Denver [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.denvergov.org/mayorMayorsOffice/ProgramsInitiatives/DenverPeakPerformance/Pea kAcademy/tabid/444380/Default.aspx (дата обращения 17.05.2022).
25. Lean Process Information and Resources for County Employees // King County [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kingcounty.gov/employees/Lean.aspx (дата обращения 22.09.2022).
26. Colorado Department of Transportation [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.coloradodot.info/business/process-improvement (дата обращения 17.05.2022).
27. Lean Business Process Improvement in the Executive Branch of Iowa State Government As of 05/15/14 // Iowa Department of Management. Office of Lean Enterprise [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lean.iowa.gov/results/index.html (дата обращения 22.05.2022).
28. Going Lean in State Government // The official Web page for the state of Oregon [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oregon.gov/DAS/TRFM/goinglean.shtml (дата обращения 05.09.2022).
29. The Maryland World Class Consortia and Lean Government // MWCC - Maryland World Class Consortia [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mwcmc.org/leangovernment (дата обращения 17.05.2022).
30. Bend the Curve: Harvard University Recognizes State of Maine Bend the Curve as a Bright Idea in Government // Maine.gov - An Office of the Maine Department of Health and Human Services [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.maine.gov/dhhs/btc/index.shtml (дата обращения 17.05.2022).
31. Lean Online 2010/2011 Results // Minnesota.gov [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lean.state.mn.us/LEAN_pages/results.html (дата обращения 22.09.2022).
32. Department of Administrative Services. Lean Continuous Improvement // An official New Hampshire government website [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lean.nh.gov/ (дата обращения 17.05.2022).
33. LeanOhio // Ohio.gov [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lean.ohio.gov/ (дата обращения 22.10.2022).
34. Lean Government // Wisconsin Department of Administration [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.doa.state.wi.us/Divisions/Administrative-Services/Lean-
Government (дата обращения 22.09.2022).
35. Continuous Process Improvement / Lean Six Sigma Guidebook. Revision 1. USA Department of Defense, July 2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://leangovcenter.com/Pdf/DOD%20CPI-LSS%20Handbook,%20July%202008.pdf (дата обращения 18.05.2022).
36. Lean Government // ЕРА - United States Environmental Protection Agency [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.epa.gov/lean/government/ (дата обращения 15.05.2022).
37. Целевая программа «Реализация методики «Бережливое производство» в Республике Татарстан на 2012-2013 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://internet.garant.ni/#/document/34580878 (дата обращения: 22.11.2022).
38. Что такое бережливое правительство? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://planet-lean.com/focus/lean-government/ (дата обращения 03.11.2022 г).
39. Паспорт национального проекта (программы) «Производительность труда и поддержка занятости» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам) (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://internet.garant.ni/#/document/72185994 (дата обращения 22.08.2022).
40. Протокол № 1 заседания совета главных конструкторов по бережливым технологиям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [Электронный ресурс] -Режим доступа: http ://www. surgu.ru/instituty/institut-ekonomiki-i-upravleniya/nauchno-obrazovatelnye-tsentry/berezhlivoe-proizvodstvo/meropriyatiya-po-berezhlivomu-proizvodstvu (дата обращения 03.11.2020 г).
41. Распоряжение от 19.08.2016 года № 455-рп Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О концепции «бережливый регион» в Ханты-мансийском автономном округе - Югре» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/429064584 (дата обращения 22.08.2021).
42. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.09.2018 № 407 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Развитие промышленности Кемеровской области» на 2019-2021 годы» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/561549356 (дата обращения 03.09.2021).
43. Постановление Правительства Белгородской области от 28.05.2018 года № 161-пп «Об утверждении Положения о бережливом управлении в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/550110788 (дата обращения 22.08.2021).
44. Вумек, Дж. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании: учебное пособие/ Джеймс Вумек, Дэниел Джонс; пер. с анг. -7-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 472 с.
45. Проект «Эффективный регион» Челябинская область [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Ьйр://пишпРэгт74.ги/ир1оас1/п1е5/Проект%20Эффективный%20регион.рси? (дата обращения 03.11.2020 г).
46. Официальный сайт межрегионального форума «Бережливое управление 2.0. Энергия действия 2020» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://leanforam31.ru/ (дата обращения 22.08.2021).
47. Бережливое производство : учебник / В. В. Глухов, С. Н. Кузьмина, В. А. Левенцов, М. Г. Ливинцова, Е. Е. Абушова, А. В. Черникова, А. А. Яковлев, Т. С. Лебедева, В. В. Терещенко. - Санкт-Петербург : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2022. - 244 с.
48. Горбашко, Е.А. Управление качеством: учебник для бакалавров / Е.А. Горбашко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство «Юрайт», 2014. - 463 с.
49. Валеева, Ю. С. Стимулирование развития электротранспорта как инструмент развития территории / Ю. С. Валеева, М. В. Калинина, Т. Г. Зорина, И. Г. Ахметова // Вестник Казанского государственного энергетического университета - 2022. - С. 155-172.
Авторы публикации
Антонов Виталий Станиславович - старший преподаватель кафедры «Цифровая экономика и управление качеством», Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова
References
1. Kaleniuk, АА. The mechanism of resource saving management in the microeconomic system of an industrial enterprise: dis. ... cand. economy Sciences: 08.00.05 / Kaleniuk Anna Aleksandrovna. - Saratov, 2009. - 190 p.
2. Kosovich T.A. Improvement of the organizational and economic mechanism of resource saving at the enterprises of the fuel and energy complex, author, dis. ... cand. economy Sciences: 08.00.05 / Kosovich Tatyana Arkadevna. - Krasnodar, 2002. 28 p.
3. Omelchishin VI. Resource saving as a factor in increasing the efficiency of social production: author, dis. ... cand. economy Sciences: 08.00.06 / Omelchishin Vladimir Ivanovich. -Moscow, 1993. -23 p.
4. Volkova, S. V. Innovative and investment provision of resource saving in industry: author, dis. ... cand. economy Sciences: 08.00.05 / Volkova Svetlana Vladimirovna. - Belgorod, 2010.24 p.
5. Liss E M. Resource saving as a factor in the socio-economic efficiency of production: dis. ... cand. economy Sciences: 08.00.06 /Liss ElinaMikhailovna. - Moscow, 1999. - 142 p.
6. Loskutov SA. Formation of the mechanism of resource efficiency at the enterprises of the baking industry, dis. ... cand. economy Sciences: 08.00.05 / Loskutov Sergey Anatolevich. -Voronezh, 2015. 214 p.
7. Makhaeva NV. Organization of resource saving in the sphere of housing and communal services: dis. ... cand. economy Sciences: 08.00.05 / Mahaeva Natalya Viktorovna. - Tolyatti, 2005. - 156 p.
8. Pasynkova OM. Organizational and economic aspects of sustainable development of enterprises based on resource saving (on the example of oil and fat enterprises of the Voronezh region): author, dis. ... cand. economy Sciences: 08.00.05 / Pasynkova Olga Mikhailovna. -Voronezh, 2004. 27 p.
9. Savenko AS. Management of resource saving at the enterprise based on the analysis of energy efficiency reserves: author, dis. ... cand. economy Sciences: 08.00.05 / Savenko Anna Sergeevna. Moscow, 2012. 26 p.
10. Turenko MF. Resource saving in the provision of services in the supply: author, dis. ... cand. economy Sciences: 08.00.06 / Turenko Mikhail Fedorovich. - Moscow, 1988. - 19 p.
11.Urasova S.V. Increasing the economic efficiency of milk production based on intensification and resource saving: dis. ... cand. economy Sciences: 08.00.06 / Urasova Svetlana Valentinovna. - M., 2001. - 176 p.
12. Popov A.S. Reserves of resource saving at machine-building enterprises: dis. ... cand. economy Sciences: 08.00.05 / Popov Aleksandr Sergeevich. - Saratov, 2006. - 145 p.
13. Vorotnikov IL. Formation and management of resource-saving agroeconomics / I. L. Vorotnikov. Proceedings of the Orenburg State Agrarian University. Issue #4-1. Volume 4. -2004. - S. 185-186.
14. Gizyatov II. Formation and comprehensive assessment of the effectiveness of resource saving policy in industry, author, dis. ... cand. economy Sciences: 08.00.05 / Gizyatov Ildar Ilgizovich. - Kazan, 2011. - 24 p.
15. Kuzmin S. A. Development of a resource-saving system in the design and production of footwear: author, dis. ... cand. tech. Sciences: 05.19.05 / Kuzmin Sergey Aleksandrovich. -Moscow, 2010. 22 p.
16. Markov L. S. Theoretical and methodological foundations of the cluster approach: monograph / L.S. Markov; ed. N.I. Suslova; Russian acad. Sciences, Siberian Department, Federal State, budgetary institution of science Institute of Economics and Organization prom, production of the Siberian branch of the Russian acad. Sciences. - Novosibirsk: Publishing house of the IEOPP SB RAS, 2015.-299 p.
17. Shokolenko EA. Improvement of resource saving processes at machine-building enterprises: author, dis. ... cand. economy Sciences: 08.00.06 / Shokolenko Elena Anatolevna. -Omsk, 2006. - 16 p.
18. Roschektaev SA. Formation of the resource saving mechanism in the processing industries of the agro-industrial complex of the Krasnodar Territory (on the example of the fruit and vegetable canning industryj: dis. ... cand. economy Sciences: 08.00.05 / Roshektaev Sergey Aleksandrovich. Krasnodar, 2000. 169 p.
19. Mantulin AM. The economic mechanism of resource saving at the enterprise (on the example of the sugar industryj\ author, dis. ... cand. economy Sciences: 08.00.05 / Mantulin Alexander Mikhailovich. Voronezh, 2012. 24 p.
20. Panteleev SV. Theoretical aspects of resource saving. Young scientist. 2017;45 (179): 196-201.
21. Radnor Z. and Johnston, R. (2013). Lean in UK Government: internal efficiency or customer service? Production Planning & Control, 24(10-11), pp. 903-915.
22. Lean Management Center QPIC. [Electronic resource]. Access mode: https://leangovcenter.com/ (accessed 03.11.2022).
23. City of Grand Rapids' Lean Thinking [Electronic resource]. Access mode: http://grcity.us/city-manager/Lean-Initiative/Pages/default.aspx (Accessed 20.05.2022).
24. Colorado's Peak Performance Initiative. City and County of Denver [Electronic resource]. Access mode: http://www.denvergov.org/mayorMayorsOffice/ProgramsInitiatives/DenverPeakPerformance/Pea kAcademy/tabid/444380/Default.aspx (Accessed 17.05.2022).
25. Lean Process Information and Resources for County Employees. King County [Electronic resource]. - Access mode: http://www.kingcounty.gov/employees/Lean.aspx (Accessed 22.09.2022).
26. Colorado Department of Transportation [Electronic resource]. Access mode: http://www.coloradodot.info/business/process-improvement (Accessed 17.05.2022).
27. Lean Business Process Improvement in the Executive Branch of Iowa State Government As of 05/15/14. Iowa Department of Management. Office of Lean Enterprise [Electronic resource]. Access mode: http://lean.iowa.gov/results/index.html (Accessed 22.05.2022).
28. Going Lean in State Government. The official Web page for the state of Oregon [Electronic resource]. Access mode: http://www.oregon.gov/DAS/TRFM/goinglean.shtml (Accessed 05.09.2022).
29. The Maryland World Class Consortia and Lean Government // MWCC - Maryland World Class Consortia [Electronic resource]. - Access mode: http://mwcmc.org/leangovernment (Accessed 17.05.2022).
30. Bend the Curve: Harvard University Recognizes State of Maine Bend the Curve as a Bright Idea in Government. Maine.gov. An Office of the Maine Department of Health and Human Services [Electronic resource]. Access mode: http://www.maine.gov/dhhs/btc/index.shtml (Accessed 17.05.2022).
31. Lean Online 2010/2011 Results. Minnesota.gov [Electronic resource]. - Access mode: http://www.lean.state.mn.us/LEAN_pages/results.html (Accessed 22.09.2022).
32. Department of Administrative Services. Lean Continuous Improvement. An official New Hampshire government website [Electronic resource]. Access mode: http://lean.nh.gov/ Accessed to: 17.05.2022).
33. LeanOhio. Ohio.gov [Electronic resource]. Access mode: http://lean.ohio.gov/ (Accessed 22.10.2022).
34. Lean Government. Wisconsin Department of Administration [Electronic resource]. Access mode: http://www.doa.state.wi.us/Divisions/Administrative-Services/Lean-Government (Accessed 22.09.2022).
35. Continuous Process Improvement / Lean Six Sigma Guidebook. Revision 1. USA Department of Defense, July 2008 [Electronic resource]. Access mode: http://leangovcenter.com/Pdf/DOD%20CPI-LSS%20Handbook,%20July%202008.pdf (Accessed 18.05.2022).
36. Lean Government. EPA - United States Environmental Protection Agency [Electronic resource]. - Access mode: http://www.epa.gov/lean/government/ (Accessed 15.05.2022).
37. Target program «Implementation of the methodology «Lean production» in the Republic of Tatarstan for 2012-2013» [Electronic resource]. Access mode: https://internet.garant.rU/#/document/34580878 (date of access: 11/22/2022).
38. What is Lean Government? [Electronic resource]. Access mode: https://planet-lean.com/focus/lean-government/ (Accessed 03.11.2022).
39. Passport of the national project (program) «Labor productivity and employment support» (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for strategic development and national projects) (minutes of December 24, 2018 No. 16) [Electronic resource]. Access mode: https://internet.garant.rU/#/document/72185994 (accessed 22.08.2022).
40. Minutes No. 1 of the meeting of the Council of Chief Designers for Lean Technologies of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra [Electronic resource] - Access mode: http://www.surgu.ru/instituty/institut-ekonomiki-i-upravleniya/nauchno-obrazovatelnye tsentry/berezhlivoe-proizvodstvo/meropriyatiya-po-berezhlivomu-proizvodstvu (accessed 03.11.2020).
41. Decree No. 455-rp of the Government of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug -Ugra dated August 19, 2016 «On the concept of «thrifty region» in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra» [Electronic resource]. Access mode: https://docs.cntd.ru/document/429064584 (accessed 22.08.2021).
42. Decree of the Board of the Administration of the Kemerovo Region of September 28, 2018 No. 407 «On Approval of the State Program of the Kemerovo Region «Industry Development of the Kemerovo Region» for 2019-2021» [Electronic resource]. Access mode: https://docs.cntd.ru/document/561549356 (accessed 03.09.2021).
43. Decree of the Government of the Belgorod Region dated May 28, 2018 No. 161-pp . On Approval of the Regulations on Lean Management in Executive Authorities and State Bodies of the Belgorod Region» [Electronic resource]. Access mode: https://docs.cntd.ru/document/550110788 (accessed 22.08.2021).
44. Womack J. Lean Manufacturing: How to get rid of waste and make your company prosper: a tutorial / 7th ed. - M.: Alpina Publisher, 2013. 472 p.
45. Project «Effective region» Chelyabinsk region [Electronic resource]. Access mode: http://mininform74.ru/Upload/files/Project%20Eifective%20region.pdf (accessed 03.11.2020).
46. Official website of the interregional forum «Lean management 2.0. Energy of Action 2020» [Electronic resource]. Access mode: https://leanforum31.ru/ (accessed 22.08.2021).
47. . Glukhov V, Kuzmina SN, Leventsov VA, et al. Lean production. St. Petersburg: POLYTECH-PRESS, 2022. 244 p.
48. Gorbashko EA. Quality management. 2nd ed., Rev. and additional. M: Yurayt Publishing House, 2014. 463 p.
49. Valeeva YuS, Kalinina MV, Zorina TG, et al. Stimulating the development of electric transport as a tool for the development of the territory. Bulletin of the Kazan State Power Engineering University. 2022. P.155-172.
Authors of the publication
Vitally S. Antonov - Senior lecturer of «Digital economy and quality management», Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov.
Получено 03.03.2023г.
Отредактировано 10.03.2023г.
Принято 14.03.2023г.