Научная статья на тему 'Разработка стратегии регионального телевещания для предупреждения преступности несовершеннолетних'

Разработка стратегии регионального телевещания для предупреждения преступности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
106
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка стратегии регионального телевещания для предупреждения преступности несовершеннолетних»

Пспхопогпя

ги па в о н а йэ&ълл а ю ил&г£*

по из

енпя

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ

РЕГИОНАЛЬНОГО

ТЕЛЕВЕЩАНИЯ

ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

ПРЕСТУПНОСТИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

А.Л.Глисков, М.Г.Садовский, М.В.Цилуйко

Красноярским государственный университет

Не вызывает сомнения тот факт, что образы и представления, используемые средствами массовой информации (СМИ) оказывают заметное влияние на состояние общества. Многочисленные исследования показали, что СМИ не только создают общественное мнение, но и являются одним из основных инструментов формирования мироощущения и миропонимания у людей (1-3). Такое воздействие через СМИ идет непрерывно, причем как на рациональном, осознаваемом зрителем уровне, так и на внерациональ-ном, через апелляцию к различным социальным установкам и архетипам.

В настоящее время наблюдается широкое внедрение криминализованных норм в обычное общество. Роль СМИ, несомненного института социализации, в традиции таю-1Х норм также весьма велика. Данная ситуация не может рассматриваться как нормальная в силу того, что в результате трансляции многих криминализованных передач в обществе начинают конкурировать две системы социальных норм: правовая и антиправовая. Опасность представляет при этом то обстоятельство, что в настоящее время отсутствуют механизмы общественного воздействия на структуру и содержание вещания.

Влияние криминализованных СМИ на молодежь особенно разрушительно. Это связано с особенностями правосознания, на которое в первую очередь и оказывают влияние криминализованные СМИ. Поэтому, прежде чем говорить о направлениях такого влияния, укажем особенности подросткового правосознания, наиболее важные для рассматриваемого предмета.

1. Оценка поведения в подростковом возрасте делается в первую очередь исходя из того, кто совершил тот или иной поступок, а не из тех последствий, к которым он привел либо мог привести.

2. Эгоцентризм, свойственный подросткам, препятствует усвоению ими идеи формального равенства субъектов права и беспристрастного отношения к ним со стороны власти и закона.

3. Высокая "знаковость" многих действий подростка, т.е. их направленность на выражение смысла, продаваемого подростком, а не на объективно возникающий результат, и вытекающий отсюда перенос внимания к восприятию "знаков" такого действия референтным окружением, а не последствий их "заявления". При этом важно иметь в виду, что, "означивая" свои действия, подросток зачастую специально стремится придать им собственный ( не являющийся общепринятым) смысл (4, 22-25). Такое понимание подростком специального контекста действий часто также влечет непонимание и неприятие их со стороны окружающих. Следствием этого является высокая конфликтогенность поведения подростков.

4. Высокая конфликтность поведения подростков обусловливается еще и тем, что он специально провоцирует своим поведением конфликт с целью обратить на себя внимание, самоутвердиться через противопоставление себя старшим и сверстникам. Конформизм в поведении подростков, о котором говорилось выше, одновременно ведет к тому, что

объект конфликта зачастую выбирается весьма произвольным образом, и подросток никак не согласует этот выбор с социальной ролью и статусом такого объекта агрессии.

5. Отсутствие у подростка адекватных представлений о многих важных социально значимых феноменах (политике, праве, государстве и т.п.) влечет "неулавливание" им смысла многих правовых установлений. Как следствие, происходит девальвация и понижение значимости таких феноменов, часто переходящее в игнорирование норм, задаваемых этими феноменами, поскольку они кажутся подростку "бессмысленными".

Указав ключевые для нашего анализа особенности подросткового правосознания, рассмотрим возможные направления влияния на него криминализованных СМИ. Это позволит в дальнейшем вести предметный анализ передач федерального и регионального российского вещания.

Во многих передачах происходит достаточно четкое размежевание всех персонажей на "плохих" и "хороших", причем поступки "хороших" являются зачастую преступными. Примером могут служить широко растиражированные детские мультфильмы про "Черный плащ", "Утиные истории" и др.

Многие передачи демонстрируют высокую успешность действий криминальных персонажей. В результате у неискушенных зрителей складывается мнение, что криминал — один из видов деятельности, обладающий весьма высоким социальным престижем. Большинство криминальных историй сопровождается демонстрацией ярких атрибутов преступности (внешности и формы поведения), и поэтому велика вероятность выбора подростком криминального образа как паттерна поведения. Отмечено, что если криминальные образцы поведения, демонстрируемые СМИ, осуждаются, они автоматически становятся привлекательными для подростков.

Представляемая в СМИ криминальная информация не проходит проверю! на надежность, правдивость, соответствие реальности, не перепроверяется другими репрезентативными источниками информации. Более того, специфика деятельности СМИ заведомо предполагает, что значительная часть фактов подается в искаженном виде. Известно, что СМИ зачастую являются референтным источником почти любой информации для молодежи, поскольку представляют мнение большинства. Как следствие, в ходе просмотра таких передач подростки нередко усваивают искаженную ин-

формацию о правовых явлениях, таких, как закон, справедливость и т.п.

Несомненно, происхождение криминального поведения подростков имеет своими кор нями не только действие со стороны СМИ. Представляется, однако, что в настоящее время СМИ играют важнейшую роль в его генезисе. Основным механизмом влияния СМИ на криминализацию поведения подростков является стигматизация. Мы полагаем, что феномен стигматизации можно подразделить на два типа. Преобладающий тип — стигматизация по пороку, он характерен для взрослых. Второй, специфичный именно для российских подростков, тип — стигматизация по признаку. Отличительной особенностью этого типа стигматизации является тот факт, что стигматизация предшествует совершению правонарушения, а не наоборот (5). Применительно к предмету нашего обсуждения, суть этого, второго, типа стигматизации заключается в следующем. Подросток осознанно или неосознанно начинает копировать образцы криминализованного поведения, транслируемые различными СМИ, в одежде, прическе, речи манере, поведения и др. Взрослые из социального окружения подростка начинают демонстрировать свое отношение к нему не по результатам его поступков, а по их форме, внешнему проявлению. Такое оценочное отношение социального окружения подростка зачастую ведет к реализации его негативных ожиданий: он начинает невольно совершать правонарушения.

Все сказанное требует разработки специальной стратегии телевещания, в частности, в подаче криминального материала. Эта стратегия должна состоять из нескольких основных элементов. Во-первых, СМИ должны учитывать сам факт влияния предоставляемой ими информации: такая информация не только снабжает зрителей новым знанием, но и побуждает их к тому или иному действию, порождает определенные эмоции, образы, стереотипы. Во-вторых, требуется проведение специального научного исследования психологических и социальных механизмов такого влияния совместно с криминологами, психологами, социологами, педагогами и другими специалистами. Третий элемент стратегии подразумевает разработку и проведение специальных действий, направленных на минимизацию негативных последствий влияния СМИ, вольно или невольно способствующих внедрению криминализованных норм в общество. Этот элемент должен также включать в себя

и специальную работу по трансляции результатов указанных исследований в общество для формирования новых стереотипов восприятия, информации печати и передач электронных СМИ. Мы убеждены, что реализация данной стратегии позволит существенно снизить количество недостоверной и некачественной информации, а также будет способствовать достижению социальной стабильности в обществе.

Литература

1. Богомолова H.H. Социальная психология печати, радио и телевидения. — М., 1991.

2. Мельник Г.С. Mass-Media: психологические процессы и эффекты. — Спб, 1996.

3. Глисков А.А., Садовский М.Г. "Телевизионная" семья: является ли телевизор агентом социальной работы //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1997. -№ 1. — С.73-79.

4. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. — 1996. — № 1.

5. Tziluiko M.V. The impact of mass-media on somatization of teenagers // Int.Conf. "Meeting Youth in /Everyday Life Context". — Joensuu. — 3 December. 1997. BookofAbstr. — p.61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.