Пспхопогпя
ги па в о н а йэ&ълл а ю ил&г£*
по из
енпя
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО
ТЕЛЕВЕЩАНИЯ
ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
ПРЕСТУПНОСТИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
А.Л.Глисков, М.Г.Садовский, М.В.Цилуйко
Красноярским государственный университет
Не вызывает сомнения тот факт, что образы и представления, используемые средствами массовой информации (СМИ) оказывают заметное влияние на состояние общества. Многочисленные исследования показали, что СМИ не только создают общественное мнение, но и являются одним из основных инструментов формирования мироощущения и миропонимания у людей (1-3). Такое воздействие через СМИ идет непрерывно, причем как на рациональном, осознаваемом зрителем уровне, так и на внерациональ-ном, через апелляцию к различным социальным установкам и архетипам.
В настоящее время наблюдается широкое внедрение криминализованных норм в обычное общество. Роль СМИ, несомненного института социализации, в традиции таю-1Х норм также весьма велика. Данная ситуация не может рассматриваться как нормальная в силу того, что в результате трансляции многих криминализованных передач в обществе начинают конкурировать две системы социальных норм: правовая и антиправовая. Опасность представляет при этом то обстоятельство, что в настоящее время отсутствуют механизмы общественного воздействия на структуру и содержание вещания.
Влияние криминализованных СМИ на молодежь особенно разрушительно. Это связано с особенностями правосознания, на которое в первую очередь и оказывают влияние криминализованные СМИ. Поэтому, прежде чем говорить о направлениях такого влияния, укажем особенности подросткового правосознания, наиболее важные для рассматриваемого предмета.
1. Оценка поведения в подростковом возрасте делается в первую очередь исходя из того, кто совершил тот или иной поступок, а не из тех последствий, к которым он привел либо мог привести.
2. Эгоцентризм, свойственный подросткам, препятствует усвоению ими идеи формального равенства субъектов права и беспристрастного отношения к ним со стороны власти и закона.
3. Высокая "знаковость" многих действий подростка, т.е. их направленность на выражение смысла, продаваемого подростком, а не на объективно возникающий результат, и вытекающий отсюда перенос внимания к восприятию "знаков" такого действия референтным окружением, а не последствий их "заявления". При этом важно иметь в виду, что, "означивая" свои действия, подросток зачастую специально стремится придать им собственный ( не являющийся общепринятым) смысл (4, 22-25). Такое понимание подростком специального контекста действий часто также влечет непонимание и неприятие их со стороны окружающих. Следствием этого является высокая конфликтогенность поведения подростков.
4. Высокая конфликтность поведения подростков обусловливается еще и тем, что он специально провоцирует своим поведением конфликт с целью обратить на себя внимание, самоутвердиться через противопоставление себя старшим и сверстникам. Конформизм в поведении подростков, о котором говорилось выше, одновременно ведет к тому, что
объект конфликта зачастую выбирается весьма произвольным образом, и подросток никак не согласует этот выбор с социальной ролью и статусом такого объекта агрессии.
5. Отсутствие у подростка адекватных представлений о многих важных социально значимых феноменах (политике, праве, государстве и т.п.) влечет "неулавливание" им смысла многих правовых установлений. Как следствие, происходит девальвация и понижение значимости таких феноменов, часто переходящее в игнорирование норм, задаваемых этими феноменами, поскольку они кажутся подростку "бессмысленными".
Указав ключевые для нашего анализа особенности подросткового правосознания, рассмотрим возможные направления влияния на него криминализованных СМИ. Это позволит в дальнейшем вести предметный анализ передач федерального и регионального российского вещания.
Во многих передачах происходит достаточно четкое размежевание всех персонажей на "плохих" и "хороших", причем поступки "хороших" являются зачастую преступными. Примером могут служить широко растиражированные детские мультфильмы про "Черный плащ", "Утиные истории" и др.
Многие передачи демонстрируют высокую успешность действий криминальных персонажей. В результате у неискушенных зрителей складывается мнение, что криминал — один из видов деятельности, обладающий весьма высоким социальным престижем. Большинство криминальных историй сопровождается демонстрацией ярких атрибутов преступности (внешности и формы поведения), и поэтому велика вероятность выбора подростком криминального образа как паттерна поведения. Отмечено, что если криминальные образцы поведения, демонстрируемые СМИ, осуждаются, они автоматически становятся привлекательными для подростков.
Представляемая в СМИ криминальная информация не проходит проверю! на надежность, правдивость, соответствие реальности, не перепроверяется другими репрезентативными источниками информации. Более того, специфика деятельности СМИ заведомо предполагает, что значительная часть фактов подается в искаженном виде. Известно, что СМИ зачастую являются референтным источником почти любой информации для молодежи, поскольку представляют мнение большинства. Как следствие, в ходе просмотра таких передач подростки нередко усваивают искаженную ин-
формацию о правовых явлениях, таких, как закон, справедливость и т.п.
Несомненно, происхождение криминального поведения подростков имеет своими кор нями не только действие со стороны СМИ. Представляется, однако, что в настоящее время СМИ играют важнейшую роль в его генезисе. Основным механизмом влияния СМИ на криминализацию поведения подростков является стигматизация. Мы полагаем, что феномен стигматизации можно подразделить на два типа. Преобладающий тип — стигматизация по пороку, он характерен для взрослых. Второй, специфичный именно для российских подростков, тип — стигматизация по признаку. Отличительной особенностью этого типа стигматизации является тот факт, что стигматизация предшествует совершению правонарушения, а не наоборот (5). Применительно к предмету нашего обсуждения, суть этого, второго, типа стигматизации заключается в следующем. Подросток осознанно или неосознанно начинает копировать образцы криминализованного поведения, транслируемые различными СМИ, в одежде, прическе, речи манере, поведения и др. Взрослые из социального окружения подростка начинают демонстрировать свое отношение к нему не по результатам его поступков, а по их форме, внешнему проявлению. Такое оценочное отношение социального окружения подростка зачастую ведет к реализации его негативных ожиданий: он начинает невольно совершать правонарушения.
Все сказанное требует разработки специальной стратегии телевещания, в частности, в подаче криминального материала. Эта стратегия должна состоять из нескольких основных элементов. Во-первых, СМИ должны учитывать сам факт влияния предоставляемой ими информации: такая информация не только снабжает зрителей новым знанием, но и побуждает их к тому или иному действию, порождает определенные эмоции, образы, стереотипы. Во-вторых, требуется проведение специального научного исследования психологических и социальных механизмов такого влияния совместно с криминологами, психологами, социологами, педагогами и другими специалистами. Третий элемент стратегии подразумевает разработку и проведение специальных действий, направленных на минимизацию негативных последствий влияния СМИ, вольно или невольно способствующих внедрению криминализованных норм в общество. Этот элемент должен также включать в себя
и специальную работу по трансляции результатов указанных исследований в общество для формирования новых стереотипов восприятия, информации печати и передач электронных СМИ. Мы убеждены, что реализация данной стратегии позволит существенно снизить количество недостоверной и некачественной информации, а также будет способствовать достижению социальной стабильности в обществе.
Литература
1. Богомолова H.H. Социальная психология печати, радио и телевидения. — М., 1991.
2. Мельник Г.С. Mass-Media: психологические процессы и эффекты. — Спб, 1996.
3. Глисков А.А., Садовский М.Г. "Телевизионная" семья: является ли телевизор агентом социальной работы //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1997. -№ 1. — С.73-79.
4. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. — 1996. — № 1.
5. Tziluiko M.V. The impact of mass-media on somatization of teenagers // Int.Conf. "Meeting Youth in /Everyday Life Context". — Joensuu. — 3 December. 1997. BookofAbstr. — p.61.