Научная статья на тему 'Разработка стратегии развития организации общественного питания'

Разработка стратегии развития организации общественного питания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3873
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА ФИРМЫ / СЕГМЕНТИРОВАНИЕ / SWOT-АНАЛИЗ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / STRATEGY DEVELOPMENT / MARKETING FIRM ENVIRONMENT / SEGMENTATION / SWOT ANALYSIS / COST-EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева В. Д.

В статье проведен анализ факторов внешней среды организации, рассмотрен SWOT-анализ и выбрана стратегия развития кафе-бургерной «ФРЕШБУРГ», а также рассчитана экономическая эффективность рекламных мероприятий, предложенных для реализации стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT STRATEGY OF CATERING

In the article analyzes the factors of an organization's environment, consider the SWOT-analysis and development strategy chosen burger-cafe "FRESHBURG" and calculated cost-effectiveness of promotional activities proposed for the implementation of the strategy.

Текст научной работы на тему «Разработка стратегии развития организации общественного питания»

Проблемы экономики и менеджмента

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 338.242

В.Д. Алексеева

бакалавр,

ФГБОУВПО «МАТИ - Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского»,

г. Москва

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Аннотация. В статье проведен анализ факторов внешней среды организации, рассмотрен SWOT-анализ и выбрана стратегия развития кафе-бургерной «ФРЕШБУРГ», а также рассчитана экономическая эффективность рекламных мероприятий, предложенных для реализации стратегии.

Ключевые слова: стратегия развития, маркетинговая среда фирмы, сегментирование, SWOT-анализ, экономическая эффективность.

V.D. Alekseeva, MATI - Russian State Technological University named after K.E. Tsiolkovsky,

Moscow

THE DEVELOPMENT STRATEGY OF CATERING

Abstract. In the article analyzes the factors of an organization's environment, consider the SWOT-analysis and development strategy chosen burger-cafe "FRESHBURG" and calculated cost-effectiveness of promotional activities proposed for the implementation of the strategy.

Keywords: strategy development, marketing firm environment, segmentation, SWOT analysis, cost-effectiveness.

В настоящее время, для большинства предприятий все более очевидной становится необходимость обоснования стратегических целей развития. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов и другие причины привели к возрастанию значения выработки стратегии развития организации. Это во многом определяет актуальность стратегического планирования в современной экономической формации, которая до настоящего времени находится в переходном состоянии.

Объектом исследования является кафе-бургерная «ФРЕШБУРГ», которое находится в г. Ступино Московской области. Ассортимент кафе достаточно разнообразен. Каждый посетитель сможет найти здесь блюдо, напиток или десерт по своему вкусу. Ассортимент включает в себя:

• бутербродные изделия различного наполнения («Фрешгамбургер», «Биг-фреш», «Фрешбургер», «Фрешчикен», «Тунец микс» и др.);

• линия закусок («Картофель-фри», «Картофель по-деревенски», «Стрипсы», «Куриные крылышки», «Луковые кольца» и др.);

№ 3 (43) - 2015

7

Проблемы экономики и менеджмента

• салаты (овощной салат, салат Цезарь);

• напитки (Pepsi, 7up, соки, чай и кофе разных видов и др.);

• соусы (сырный, горчичный, карри и др.);

• десерты (различные молочные коктейли с наполнителями, мороженое, донаты, чизкейки и др.).

Предмет исследования - стратегия развития организации.

Кафе-бургерная «ФРЕШБУРГ» относится к разряду малых предприятий. Здесь можно быстро перекусить или комфортно провести свой досуг. Основным контингентом кафе являются жители района и города, работники находящихся рядом предприятий, а также гости города [1]. Организационная структура является линейнофункциональной, так как все сотрудники подчиняются непосредственно директору, у каждого свой круг обязанностей.

В кафе-бургерная «ФРЕШБУРГ» используется современный подход к управлению - это управление по целям, который заключается в формировании целей организации, структуризации целей и организации процесса достижения наилучших результатов.

Для принятия управленческих решений по формированию стратегии организации в работе изучили состояние маркетинговой среды. Маркетинговая среда фирмы -совокупность субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и влияющих на возможности предприятия устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами успешные взаимовыгодные отношения сотрудничества. Выделяют внутреннюю и внешнюю среду [2, с. 46].

Внешняя маркетинговая среда фирмы состоит из микросреды и макросреды, которые характеризуются факторами, поддающимися влиянию (прямого воздействия) и неподдающимися влиянию (косвенного воздействия).

Факторы косвенного воздействия активно влияют на развитие стратегии предприятия:

• экономический фактор, влияет на деятельность предприятия через ухудшение экономического положения населения, снижения доходов и покупательской способности;

• политический фактор - через принятый правительством Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» упрощает процедуру открытия своего бизнеса;

• фактор социально-культурного порядка - урбанизация способствует увеличение доли городского населения, что положительно влияет на развитие бизнеса.

Факторы прямого воздействия показывают направление развития стратегии организации:

• потребители. Для точного определения реальных и потенциальных потребителей была применена технология сегментирования, которая показала, что 56% потребителей составляет возрастная группа от 25 до 45 лет со средним уровнем дохода (рис. 1).

• поставщиками и партнерами кафе-бургерной являются: «PepsiCo», «Мира-

8

№ 3 (43) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

торг», «Деловая Русь», «UCS».

• основными конкурентами кафе является ресторан быстрого питания «Макдональдс» и кафе «Дом пиццы».

Рисунок 1 - Структура потребителей кафе-бургерной «ФРЕШБУРГ»

Кафе-бургерная «ФРЕШБУРГ» уступает конкурентам по таким критериям, как известность компаний на рынке и низким ценам, а превосходит их - по способу приготовления продукции (приготовление продукции без растительного масла в печи rational) и выгодному расположению в городе.

Проведем сравнительный анализ предприятия и конкурентов по критериям (табл. 1).

Таблица 1 - Критерии конкурентоспособности кафе-бургерной «ФРЕШБУРГ»

и конкурентов

Название организации Кафе-бургерная «ФРЕШБУРГ» Кафе «Дом пиццы» Ресторан быстрого питания «Макдоналдс»

Профиль Fast food Fast food Fast Food

Продукция Бургеры, сэндвичи, супы, салаты, мороженое выпечка Пицца, шашлык, курица, салаты, легкие закуски Бургеры, картофель фри, нагетсы, салаты, мороженое, маффины

Сегмент рынка Семьи с детьми, школьники, студенты Семьи с детьми, офис-работники. Студенты, школьники, семьи с детьми, рабочие во время обеденного перерыва

Количество персонала в смене 3 6 Более 20

Цена (средний чек), руб. 200 700 150

Известность организации Низкая Средняя Высокая

Дополнительные услуги Проведение праздников Проведение праздников, караоке Проведение дней рождения, Wi-Fi

Обслуживание Быстрое Долгое Быстрое

Для кафе-бургерной «ФРЕШБУРГ» определена стратегия развития организации

№ 3 (43) - 2015

9

Проблемы экономики и менеджмента

- стратегия концентрированного роста, поскольку кафе имеет все возможности для реализации сильных сторон, что позволит увеличить объемы продаж и подстратегия стратегии концентрированного роста - усиление позиции на рынке (табл. 2). Эта стратегия работает с продуктом, который уже существует на конкретном рынке. Риск в этом случае, по сравнению с остальными типами стратегий минимальный, поскольку на предприятии есть все возможности для реализации этой подстратегии [3, с. 65].

Таблица 2 - Матрица SWOT-анализа кафе-бургерной «ФРЕШБУРГ»

Возможности: 1. Рост спроса на продукцию. 2. Увеличение благосклонности клиентов, за счет пропаганды здорового питания в СМИ. 3. Укрепление взаимоотношений с существующими поставщиками. 4. Уменьшение числа конкурентов за счет появления барьеров входа на рынок. 5. Привлечение новых поставщиков. Угрозы: 1. Возможность появления новых конкурентов. 2. Рост продаж замещающего продукта у конкурентов. 3. Возникновение новых потребностей клиентов, изменение вкусов. 4. Неблагоприятная политика правительства. 5. Падение спроса по причине снижения доходов населения

Сильные стороны: 1. Быстрое обслужива- Концентрированный рост Интегрированный рост

ние покупателей. 2. Удачное расположе- + + + + + + 0 + 0 0

ние в городе. 3. Вкусная и здоровая + + 0 + 0 1 о 1 о +

еда. 4. Оборудование вы- + + + 0 + о о 1 1 +

сокого качества. 5. Высокое качество предоставляемых ус- + + + 0 + 1 о 1 + о

луг. + + 0 0 0 + - 0 0 +

Слабые стороны: 1. Отсутствие плана Дифференцированный рост Сокращение

маркетинга. 0 - 0 0 0 - 0 0 0 -

2. Высокие цены. 3. Очень узкая произ- + + 0 + 0 0 0

водственная линия. 4. Зависимость от од- - + 0 + + 0 - 0 - 0

ного продукта. 5. Малая известность - - 0 + + 0 - - 0 0

на рынке. - - 0 + 0 - - 0 - 0

Для усиления позиции на рынке для кафе предлагается [4, с. 40-43]:

10

№ 3 (43) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

• проведение рекламной кампании (реклама на радио, наружная реклама);

• интегрированное стимулирование сбыта (проведение акций) [5, с. 85-87].

В работе была рассчитана экономическая эффективность предложенной и проведенной рекламной кампании. По результатам можно отметить, что:

• чистая прибыль увеличилась на 324000 руб. с сентября по ноябрь 2014 г.;

• средний чек составил 250 руб.;

• проходимость увеличилась на 80 чел./день.

Будущее любого предприятия прямо и непосредственно зависит от того, насколько адекватно отвечают его действия на угрозы и возможности внешней среды, т. е. отвечает ли выбранная стратегия развития потребностям потребителей и рынка в целом.

Список литературы:

1. Кафе-бургерная «ФРЕШБУРГ»: [сведения о кафе] [Электронный ресурс]. -URL: http://vk.com/club55105862 (дата обращения: 05.02.2015).

2. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарики, 2012. - 257 с.

3. Александрова А.В., Кондрашева Н.Н., Казакова Н.А., Курашова С. А. Стратегический менеджмент: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению 080200 «Менеджмент» и специальности 080507 «Менеджмент организации» / под ред. Н.А. Казаковой. - М., 2012. - 320 с.

4. Кондрашева Н.Н. Управление продвижением продукции в магазинах беспошлинной торговли // Проблемы экономики и менеджмента. - 2014. - № 11 (39). - С. 40-43.

5. Кондрашева Н.Н., Курашова С.А. Инновационный подход к управлению системой продвижения продукции // Альманах современной науки и образования. - 2014. - № 4 (83). - С. 85-87.

№ 3 (43) - 2015

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.