Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ'

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия / развитие / организация / анализ / управление / strategy / development / organization / analysis / management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О.А. Лангай, В.К. Романович

Статья посвящена разработке стратегии развития организации. В ней рассматриваются главные шаги в разработке стратегии. Описываются четыре подхода, которые используются в процессе разработки стратегии, такие как подход SWOT-анализа, подход портфельного анализа, подход конкурентной стратегии, подход стратегического управления изменениями. В статье также рассматриваются этапы стратегического управления и три задачи создания стратегии организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AN ORGANIZATION'S DEVELOPMENT STRATEGY

The article is devoted to the development of an organization's development strategy. It discusses the main steps in developing a strategy. Four approaches that are used in the strategy development process are described, such as the SWOT analysis approach, the portfolio analysis approach, the competitive strategy approach, and the strategic change management approach. The article also discusses the stages of strategic management and the three tasks of creating an organization's strategy.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ»

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ О.А. Лангай, студент

Научный руководитель: В.К. Романович, д-р экон. наук, профессор Российский университет кооперации (Россия, г. Мытищи)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-2-1-5-8

Аннотация. Статья посвящена разработке стратегии развития организации. В ней рассматриваются главные шаги в разработке стратегии. Описываются четыре подхода, которые используются в процессе разработки стратегии, такие как подход SWOT-анализа, подход портфельного анализа, подход конкурентной стратегии, подход стратегического управления изменениями. В статье также рассматриваются этапы стратегического управления и три задачи создания стратегии организации.

Ключевые слова: стратегия, развитие, организация, анализ, управление.

Разработка стратегии является важным фактором успеха для всех организаций, независимо от их размера и специализации. Особенно важно разрабатывать стратегию для предприятий малого бизнеса, так как они обладают ограниченными финансовыми ресурсами и численностью персонала.

Важно находить эффективные методы распределения и использования ресурсов с целью обеспечения роста и развития предприятия. Для этого необходимо установить правильные цели и задачи. Эти факторы являются ключевыми для достижения успеха на рынке.

Стратегия - это долгосрочный план действий, разработанный для достижения конкретных целей. Этот термин широко используется в различных контекстах, включая бизнес, военное дело, политику, управление проектами и другие области.

В бизнес-контексте стратегия определяет основные направления деятельности организации с целью достижения ее долгосрочных целей и обеспечения устойчивого развития [3].

Основными шагами в разработке стратегии организации является:

1. Определение основных целей своей стратегии и установка их приоритетов. Этот шаг помогает определить, что является наиболее важным для успеха бизнеса.

2. Проведение анализа внешней среды, включая рынок, конкурентов и технологические изменения. Такой анализ поможет

увидеть факторы, которые могут повлиять на бизнес.

3. Оценка внутренних ресурсов бизнеса, таких как финансовое положение, персонал и инфраструктура. Такая оценка поможет понять, на что вы можете положиться при разработке.

4. Определение стратегического направления на основе анализа внешней среды и внутренних ресурсов. Это будут действия и решения, которые помогут достичь поставленных целей.

5. Разработка конкретных действий и планов для реализации выбранных стратегических направлений. Данная разработка поможет преобразовать идеи в конкретные шаги.

6. Установка метрики, для того чтобы оценить эффективность стратегии, и регулярный контроль ее выполнение. Если необходимо, можно вносить корректировки.

Следуя этим основам, можно разработать стратегию, которая поможет достичь поставленных целей и обеспечить успех бизнеса [6].

Ответственными за разработку стратегии компании, создавая бизнес-подходы для преодоления проблем при возникновении непредвиденных трудностей являются менеджеры.

В данной статье выделяется четыре основных подхода к разработке стратегии:

1. SWOT-анализ является подходом, который позволяет провести анализ сильных

и слабых сторон, а также возможностей и угроз внешней среды [2].

2. Подход портфельного анализа: анализ бизнес-единиц компании и определение их конкурентных позиций, чтобы принять решение о том, какие бизнес-единицы следует развивать, а какие - убирать или реорганизовывать [1].

3. Подход конкурентной стратегии: определение способов достижения конкурентного преимущества компании на рынке, например, через дифференциацию продукции, лидерство по издержкам или фокусирование на узкой нише рынка [7].

4. Подход стратегического управления изменениями: разработка стратегии, ориентированной на изменение внутренних процессов и структуры компании, чтобы обеспечить ее успешное развитие и адаптацию к изменяющимся условиям рынка [4].

Стратегическое управление является процессом, который направлен на достижение поставленных долгосрочных целей организации. Оно основано на выбранных средствах, которые позволяют организации создать и поддерживать конкурентное преимущество на рынке. Данный процесс включает несколько этапов.

Первый этап состоит в определении сферы бизнеса и разработке предназначе-

ния компании. Это позволяет четко установить область деятельности и основную цель фирмы.

На втором этапе осуществляется трансформация видения и миссии компании в конкретные долговременные и краткосрочные цели деятельности. Это помогает объективно определить направление развития и принять стратегические решения.

Третий этап - определение стратегии достижения поставленных целей. Здесь компания определяет оптимальные пути и методы для достижения успеха. Это может включать выбор конкурентных преимуществ, разработку инноваций и т.д.

Четвертый этап - разработка и реализация стратегических планов и программ. На этом этапе компания разрабатывает конкретные планы и программы, которые помогут реализовать стратегию и достичь поставленных целей.

И, наконец, пятый этап - оценка фактической деятельности компании, наблюдение за ситуацией и введение корректирующих воздействий. Компания анализирует результаты своей работы, отслеживает изменения внешней среды и рынка и принимает меры для корректировки стратегии, если необходимо.

Взаимосвязь этих этапов показана на рисунке 1.

Рис. 1. Процесс стратегического менеджмента

Знание основных этапов стратегического управления необходимо для эффективной организации долгосрочного управления в любой организации [8].

Для успешного создания стратегии необходимы три основных задачи.

Первая задача заключается в формулировании стратегического видения и миссии компании. Видение отражает то, какой

должна стать компания в будущем, то, чего она хочет достичь. Миссия определяет цель деятельности компании и то, каким образом она будет достигать своего видения.

Вторая задача состоит в установлении целей. Цели - это конкретные результаты, которые компания стремится достичь. Они служат ориентиром и направлением для

всех сотрудников. Цели должны быть из- приоритетных рынков, анализ конкурен-меримыми, чтобы можно было оценить тов, определение конкурентных преиму-прогресс и достижения в конкретных чис- ществ компании и разработку отдельных лах или фактах. Это поможет определить, стратегических и тактических мероприя-насколько близко или далеко мы находим- тий [5].

ся от достижения поставленной цели. Заключение. Таким образом, разработ-

Установление правильных целей помогает ка стратегии развития предприятия пред-компании принять важные решения и со- ставляет собой сложный, но неотъемле-средоточить свои усилия на достижении мый процесс в современном бизнесе. В необходимого результата. ходе анализа и исследования было выяв-

Третья задача включает разработку лено, что эффективная стратегия является стратегии. Стратегия является планом дей- ключевым фактором обеспечения устой-ствий, который определяет основные ша- чивости, конкурентоспособности и успеш-ги, необходимые для достижения постав- ного развития организации. ленных целей. Она включает в себя выбор

Библиографический список

1. Анализ эффективности портфельных стратегий на фондовом рынке: монография / Ю.Ф. Касимов, М.С. Аль-Натор, С.В. Аль-Натор, А.Н. Колесников. - М.: Прометей, 2021.

- 230 с.: ил. - ISBN 978-5-00172-060-7.

2. Катькало В.С., Веселова А.С., Смельцова С.В. Методические указания для подготовки курсового проекта «SWOT-анализ». - М.: Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ, 2021. -48 с.

3. Концептуальные положения стратегического менеджмента. - [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://storage.piter.com/upload/contents/978538800583/978538800583_p.pdf#:~:text=Стратег ия%20организации%20-

%20это%20совокупность,преимуществ%20и%20других%20корпоративных%20целей (дата обращения: 14.01.2024).

4. Москвин, С.Н. Управление стратегическими организационными изменениями в условиях экономики, основанной на знаниях: монография. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. - 99 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/443101 (дата обращения: 14.01.2024).

5. Определения и описание стратегии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://plansys.ru/strategy/strategy-defenition/3tasks-of-strategy-development (дата обращения: 14.01.2024).

6. Основные этапы разработки и реализации стратегии // JobGrade. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.jobgrade.ru/2013/01/20/основные-этапы-разработки-и-реали-

зац/#:~:text=0сновными%20этапам%20и%20разработки%20и,стратегическом%20менедж менте%2С%20его%20пусковым%20механизмом (дата обращения: 14.01.2024).

7. Портер, М.Е. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов: учебно-практическое пособие / М.Е. Портер. - 7-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2019. -453 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1838939 (дата обращения: 14.01.2024).

8. Ромашова И.Б. стратегический менеджмент и управление изменениями в организации. - Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2020. - 101 с.

DEVELOPMENT OF AN ORGANIZATION'S DEVELOPMENT STRATEGY O.A. Langai, Student

Supervisor: V.K. Romanovich, Doctor of Economic Sciences, Professor Russian University of Cooperation (Russia, Mytishchi)

Abstract. The article is devoted to the development of an organization's development strategy. It discusses the main steps in developing a strategy. Four approaches that are used in the strategy development process are described, such as the SWOT analysis approach, the portfolio analysis approach, the competitive strategy approach, and the strategic change management approach. The article also discusses the stages of strategic management and the three tasks of creating an organization's strategy.

Keywords: strategy, development, organization, analysis, management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.