DOI 10.47576/2949-1878_2023_3_71 УДК 330:659.1
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРА НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Яударова Малика Юрьевна,
старший преподаватель кафедры теории и технологии социальной работы, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: Yamalika95@mail.ru
Ахмадова Айшет Абдуловна,
старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова, г. Грозный, Россия, e-mail: Ashka737@mail.ru
Гайрбекова Марианна Исаевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: Nazaeva88@bk.ru
В статье рассматриваются концепция стратегии продвижения продукта, потребности, условия, основные этапы ее формирования. Анализируются особенности продвижения продукции промышленных предприятий в контексте реализации стратегий импортозамещения. Подтверждено эффективное направление продвижения товаров с учетом научно-технического прогресса и применения достижений информационных технологий.
Ключевые слова: глобализация; бизнес; предприятия; промышленность; деятельность; маркетинговые услуги; товары; услуги.
UDC 330:659.1
DEVELOPMENT OF A STRATEGY FOR PROMOTING GOODS IN AN INDUSTRIAL ENTERPRISE
Yaudarova Malika Yurievna,
Senior Lecturer, Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: Yamalika95@ mail.ru
Akhmadova Aishet Abdulovna,
Senior Lecturer, Department of Economics and Enterprise Management, Named after Academician M. D. Millionshchikov Grozny State Oil Technical University, Grozny, Russia, e-mail: Ashka737@mail.ru
Gairbekova Marianna Isaevna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Management in Education, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Nazaeva88@bk.ru
The article discusses the concept of a product promotion strategy, needs, conditions, the main stages of its formation. The features of the promotion of products of industrial enterprises in the context of the implementation of import substitution strategies are analyzed. An effective direction for the promotion of goods has been confirmed, taking into account scientific and technological progress and the application of information technology achievements.
Keywords: globalization; business; enterprises; industry; activity; marketing services; goods; services.
В эпоху глобализации бизнес, занимающийся реализацией товаров или услуг, пользуется все большим спросом у населения, это видно по наличию новых предприятий. В этой связи основными направлениями повышения эффективности деятельности предприятия должны стать рекламные мероприятия по продвижению продукции/услуг: предоставление клиентам полного спектра рекламных и маркетинговых услуг; предоставление клиентам качественного, креативного и привлекательного контента, способного обеспечить высокую результативность рекламных кампаний; способность влиять или формировать поведение общества и его отдельных целевых групп.
Проекты по совершенствованию рекламных мероприятий по продвижению продукции или услуг, а также направления повышения эффективности деятельности являются обязательными и необходимыми с учетом повседневной деятельности. Но они не должны быть хаотичными и направленными на решение разовых задач или задач по достижению только оперативных целей. Они должны быть рассчитаны на длительный период активности предприятия и учитывать реализованные в нем принципы управления, его стратегические и тактические цели, задачи, механизмы, его маркетинговую стратегию, которая становится необходимой предпосылкой существования предприятие, и от которого будет зависеть эффективность и результативность такого проекта. Наличие качественного проекта по совершенствованию рекламных мероприятий по продвижению продукции или услуг, основанного на современных технических средствах и возможностях, сегодня является обязательным условием эффективной деятельности предприятия и его высокого уровня конкурентоспособности на протяжении длительного периода.
Цель оценки в дальнейшем отражается в структуре прогнозных показателей и параметров конкурентоспособности предприятия. Важно совместить показатели оценки конкурентоспособности в разрезе операций, тактического и стратегического периодов, что позволяет систематизировать организационно-управленческие мероприятия по формированию и использованию конкурентных преимуществ субъекта конкурентного
поля. В связи с этим ресурсный потенциал предприятия и резервы его использования при реализации конкурентной стратегии являются предпосылками функциональности оценки конкурентоспособности [3]. Целесообразно использовать как внешнеэкономическую информацию, в частности информацию о конъюнктуре рынка в сфере стратегического управления экономикой, так и отечественные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности. Для оценки конкурентоспособности предприятия важно определить круг компаний-конкурентов, учитывая некоторые особенности критериев, а именно [2]:
- единый внутрирегиональный рынок деятельности или его определенный сегмент, район деятельности в пределах определенной территории;
- идентичность бизнес-профиля с учетом разнообразия, глубины и согласованности ассортиментного предложения;
- сопоставимость фаз жизненного цикла предприятий;
- доступность и равные возможности ресурсного обеспечения предприятия в рыночной среде.
Передача информации в рамках рекламных мероприятий может осуществляться различными способами и при помощи различных каналов распространения рекламы, выбор которых определяется их эффективностью в конкретных случаях [1].
Многие российские и зарубежные авторы исследовали необходимость изменения рекламных мероприятий по продвижению продукции/услуг предприятия наряду с меняющимися и растущими рыночными условиями и подтверждали необходимость изменения старой парадигмы продвижения на новую и более современную. К этаким авторам относятся: Д. А. Шевченко, Е. В. Пономарева, А. В. Агеев, А. Н. Мудров, В. С. Мейер, А. Н. Александров, С. М. Павлов, И. В. Лебедева, М. А. Алексеева, J. R. Rossiter, L. Percy, L. Bergkvist. Однако вопросы разработки проектов по совершенствованию рекламных мероприятий по продвижению продукции или услуг рассматриваются в меньшей степени. В связи с этим выбранная тема и проблемы в ней рассматриваемые являются актуальными.
Проект по совершенствованию рекламных мероприятий по продвижению продукции
(услуг) предприятия - это рабочий документ, в котором излагаются недостатки компании в реализации рекламных мероприятий и предлагается стратегия по устранению данных недостатков, которую организация будет ре-ализовывать для привлечения потенциальных клиентов и выхода на целевой рынок, то есть продвижения продукции (услуг) предприятия.
Проект должен быть сосредоточен на создании, сроках и размещении конкретных мероприятий и включать показатели, которые
Основным методом проектирования является исследование, которое может иметь три разных типа целей [4]:
- административную: помогает компании или развитию бизнеса посредством надлежащего планирования, организации и управления человеческими и материальными ресурсами;
- социальную: анализирует уровень удовлетворения конкретных потребностей клиентов с помощью необходимого продукта или услуги. Продукт или услуга должны соответствовать требованиям и предпочтениям потребителя при потреблении;
- экономическую: определяет экономическую степень успеха или неудачи, которую может иметь компания, посредством реализации разработанного проекта.
Благодаря продуманным и спланированным мероприятиям проекта по совершен-
будут измерять результаты рекламных/маркетинговых усилий.
В качестве основополагающего механизма при организации любой проектной деятельности выделяется формализованная и признанная не только в России, но и в мире формула RACE Джона Марстона. Она широко используется в ходе реализации проектов по совершенствованию рекламных мероприятий.
Подробнее данную систему рассматривает И. А. Быков (табл. 1).
ствованию рекламных мероприятий по продвижению продукции (услуг) предприятия в сознании общественности закрепляется интерес к компании и желание приобрести услугу/продукцию. Успех предприятий с помощью рекламных мероприятий может быть достижим за счет введения переменных в деятельность. Подход к концептуальной модели, принятый в современном бизнесе, включает в себя коды быстрого ответа (QR), электронные метки, цифровые рекламные дисплеи, системы самоконтроля, торговый персонал, интеллектуальные киоски и общую связь между этими технологиями с социальными сетями и пользовательскими сетями и приложениями.
В результате проведенного теоретического анализа сделан вывод о большом значении разработки проекта по совершенствованию рекламных мероприятий по продвижению
Таблица 1 - Система RACE по И. А. Быкову
Название этапа Содержание деятельности
R (research - исследования). Подготовительный этап. Получение заказа (задания), исследование тематики проекта, исследование проблем компании при реализации рекламных мероприятий, составление медиа-карты, создание рабочей группы
A (action - действие). Этап планирования. Планирование действий и основной концепции рекламных мероприятий, определение наиболее эффективных средств, разработка медиа-плана, составление бюджета
C (communication - общение). Этап реализации и коммуникации. Контроль и учет, внесение оперативных корректив в рабочий план, преодоление проблем коммуникации и организации рекламных мероприятий. Проведение самих мероприятий.
E (evaluation - оценка). Заключительный этап. Составление отчета, оценка эффективности проекта
продукции (услуг) предприятия. Благодаря продуманным и спланированным мероприятиям проекта по совершенствованию рекламных мероприятий по продвижению продукции (услуг) предприятия в сознании общественности закрепляется интерес к компании и желание приобрести услугу/продукцию.
Рассмотрим указанные выше положения на примере условного предприятия.
Приоритетными направлениями деятельности предприятия в 2021 г. являлись:
1. В производственной деятельности:
- укрепление и долгосрочное расширение бизнеса;
- изучение механизмов работы и осуществление планирования закупок с учетом максимальной реализации утверждаемых планов в части недопущения возникновения большого объема внеплановых закупок.
2. В кадровой и социальной политике:
- максимально эффективное использование профессионального потенциала кадрового ресурса;
- сохранение преемственности в работе персонала путем систематического привлечения молодых кадров, развития наставничества, обмена опытом и углубления профессиональных знаний сотрудников;
- соблюдение прав и обеспечение социальных гарантий работников в соответствии с требованиями трудового и пенсионного законодательства.
3. В области экономики и финансов:
- улучшение динамики соотношения собственных и заемных средств;
- усиление платежной дисциплины;
- размещение сводных денежных средств на депозитных счетах.
4. В области ИТ:
- усовершенствование работы предприятия в с 1:С.
Тенденции развития предприятия в целом соответствуют общеотраслевым тенденциям. В результате снижения доходов населения снизилась его покупательская способность. Незначительное увеличение розничного товарооборота в 2020 г. связано с ажиотажным спросом покупателей в первую волну пандемии на некоторые группы товаров с длительными сроками хранения, а также, во вторую волну, с ограничением работы кафе и ресторанов, закрытием границ в основной период отпусков.
Предприятие продолжает работать в условиях жесткой конкурентной среды супермаркетов.
Увеличение объема продаж за счет повышения эффективности маркетинговых коммуникаций посредством определения дополнительного объема продаж под воздействием коммуникаций может быть определено по следующей формуле:
Кэт = (Ст * П * Д) / 100,
где Кэт - коммуникационная эффективность, обусловленная повышением объема продаж;
Ст - средний объем продаж до реализации рекламных мероприятий;
П - прирост объема продаж за счет реализации рекламных мероприятий;
Д - количество дней учета объема продаж до и после реализации маркетинговой коммуникации.
Рассчитаем эффективность последнего рекламного мероприятия - организация празднования годовщины открытия ООО «Аминат».
Кэт = (Ст * П * Д) / 100 = 55600*1,04*365/100=211058 руб.
С точки зрения глобальности мероприятия данная эффективность мала и не покроет убытков, связанных с организацией мероприятия.
Также в ходе оценивания эффективности методов продвижения определим значение показателя эффективности коммуникационного обращения в форме рекламных мероприятий. Показатель эффективности коммуникационного обращения в форме информационных рекламных рассылок: Эко = (Квко * Сто) / (Клра * Ско),
где Эко - эффективность коммуникационного обращения;
Квко - количество лиц, вступивших в контакт с коммуникационным обращением при одном коммуникационном взаимодействии;
Сто - средняя стоимость одной оптовой закупки товаров (услуг) до рекламных мероприятий;
Клра - количество лиц в коммуникационной аудитории;
Ско - стоимость изготовления коммуникационного обращения.
Эко = (125ч*25000р)/(11300ч*255р) = 3125000/2881500=1,08
Данное рекламное мероприятие имеет по-
ложительную эффективность, но тем не менее не принесет большой прибыли компании.
С экономической точки зрения средства, затрачиваемые на создание маркетинговых коммуникаций, рассматриваются как инвестиции. Одним из самых простых, но в то же время достаточно надежных методов является метод оценки рентабельности.
Проект по совершенствованию рекламных мероприятий по продвижению продукции (услуг) предприятия - это рабочий документ, в котором излагаются недостатки компании в реализации рекламных мероприятий и предлагается стратегия по устранению данных недостатков, которую организация будет ре-
ализовывать для привлечения потенциальных клиентов и выхода на целевой рынок, то есть продвижения продукции (услуг) предприятия. Благодаря продуманным и спланированным мероприятиям проекта по совершенствованию рекламных мероприятий по продвижению продукции (услуг) предприятия в сознании общественности закрепляется интерес к компании и желание приобрести услугу/ продукцию.
Все мероприятия в рамках разработанного проекта должны пересматриваться с точки зрения их актуальности проведения (если они еще не проведены) и сточки зрения эффективности (если они уже проведены).
Список литературы_
1. Агеев А. В., Мудров А. Н., Мейер В. С., Александров А. Н, Павлов С. М., Лебедева И. В., Алексеева М. А. Рекламные мероприятия. URL: https://adindustry.ru/promotional-activitiesm(дата обращения: 14.10.2022).
2. Сибиряткина И. В. Инструментарий оценки конкурентоспособности торгового предприятия // Научное обозрение: теория и практика. 2020. Т. 10. № 9(77). С. 2047-2061.
3. Lupak R., Kunytska-Iliash M., Berezivskyi Y., Nakonechna N., Ivanova, L , Vasyltsiv, T. Information and analytical support system of enterprise competitiveness management // Accounting. 2021. № 7(7). P. 1785-1798.
4. Market Research: What it Is, Methods, Types & Examples. URL: https://www.questionpro.com/blog/what-is-market-research/ (дата обращения: 04.11.2022).
References _
1. Ageev A. V., Mudrov A. N., Meyer V. S., Alexandrov A. N., Pavlov S. M., Lebedeva I. V., Alekseeva M. A. Promotional events. URL: https://adindustry.ru/promotional-activitiesm (date of application: 14.10.2022).
2. Sibiryatkina I. V. Tools for assessing the competitiveness of a trading enterprise. Scientific review: theory and practice. 2020. Vol. 10. No. 9(77). Pp. 2047-2061.
3. Pack R., Kunytska-Iliash M., Berezovsky Y., Nakonechna N., Ivanova, L , Vasyltsiv, T. Information and analytical support system of enterprise competitiveness management. Accounting. 2021. No. 7(7). Pp. 1785-1798.
4. Market Research: What it Is, Methods, Types & Examples. URL: https://www.questionpro.com/blog/what-is-market-research (accessed: 04.11.2022).