Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ'

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПЛАН / ТЕОРИЯ ГОЛУБОГО ОКЕАНА / БИЗНЕС / STRATEGIC PLANNING / STRATEGY / PLANNING / PLAN / BLUE OCEAN THEORY / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шматко А.Д., Сян Чэньюй

В статье рассмотрено такое явление как стратегическое планирование на предприятии, объяснены понятия «стратегия», «стратегический план», рассказано об одной из самой известной стратегии - Стратегии Голубого океана. продукция которой сегодня используется и в быту и на работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A STRATEGIC PLAN FOR THE COMPANY'S DEVELOPMENT

In the article such phenomenon as strategic planning at the enterprise is considered, concepts "strategy", "strategic plan" are explained, it is told about one of the most known strategy, whose products are now used in everyday life and at work, was chosen.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 658

Шматко А.Д., д.э. н., доцент

профессор

кафедра Менеджмента и инноваций главный научный сотрудник ИПРЭ РАН Сян Чэньюй студент магистратуры 2 курс, факультет Менеджмента Россия, г. Санкт-Петербург

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: В статье рассмотрено такое явление как стратегическое планирование на предприятии, объяснены понятия «стратегия», «стратегический план», рассказано об одной из самой известной стратегии - Стратегии Голубого океана. продукция которой сегодня используется и в быту и на работу.

Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегия, планирование, план, теория Голубого океана, бизнес.

Shmatko A.D., Doctor of Economics, associate professor

professor

Management and Innovation Chief Researcher IEPRAN Xiang ChenYu undergraduate student 2st year, faculty of management Russia, St. Petersburg

DEVELOPMENT OF A STRATEGIC PLAN FOR THE COMPANY'S

DEVELOPMENT

Annotation: In the article such phenomenon as strategic planning at the enterprise is considered, concepts "strategy", "strategic plan" are explained, it is told about one of the most known strategy, whose products are now used in everyday life and at work, was chosen.

Key words: strategic planning, strategy, planning, plan, Blue ocean theory, business.

Стратегия - это упорядоченная во времени система приоритетных направлений, форм, методов, средств, правил, приемов использования ресурсного, научно-технического и производственно-сбытового потенциала

предприятия с целью экономически эффективного решения поставленных задач и поддержания конкурентного преимущества.

Стратегия организации - взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к её конкурентам. Стратегия организации, по существу, набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Обычно фирма имеет не одну, а несколько стратегий на все случаи жизни. Применение той или иной стратегии зависит от ситуации и целей процесса изменений, его желательной скорости и сложности. Для достижения успеха часто одновременно используются несколько стратегий, но, поскольку их реализация связана с риском, считается необходимым ограничивать их число.

В диверсифицированной компании стратегии разрабатываются на четырех различных организационных уровнях (рисунок 2).

Корпоративная стратегия (стратегия для компании и сфер её деятельности в целом) состоит в том, как диверсифицированная компания утверждает свои деловые принципы в различных отраслях, а также в действиях и подходах, направленных на улучшение деятельности групп предприятий, в которые диверсифицировалась компания.

Деловая стратегия (для каждого вида деятельности компании); концентрируется на действиях и подходах, которые связаны с управлением, направленным на обеспечение успешной деятельности в одной специфической сфере бизнеса. Сущность деловой стратегии состоит в том, чтобы показать, как завоевать сильные долгосрочные конкурентные позиции. Функциональная стратегия (для каждого функционального направления определенной сферы деятельности). относится к плану управления текущей деятельностью отдельного подразделения (НИОКР, производство, маркетинг, распределение, финансы, кадры и т.д.) или ключевого функционального направления внутри определенной сферы деятельности.

Ответственность

высшего корпоративного руководства

Ответственность руководителей дивизионов

Ответственность руководителей подраз-деле»ый внутри

или коргорауи»'

Ответственность менеджеров по производству, территориальных управляющих и менеджеров низшего тоовня упоавлемия

Рис.2 - организационные уровни стратегий в организации Операционные стратегии (более узкие стратегия для основных структурных единиц: заводов, торговых региональных представителей, отделов) определяют, как управлять ключевыми организационными звеньями (заводами, отделами продаж, складами), а также как обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач (закупка материалов, управление запасами, ремонт оборудования, транспортировка, проведение рекламной кампании).

Каждая из перечисленных выше стратегий представляют собой целые комплексы стратегических действий на различных ступенях менеджмента. Естественно, ответственность за работу и планирование на каждой ступени отвечают совершенно разные соответствующие руководители, линейные и функциональные.

Американский экономист М. Портер говорит о существовании пяти стратегий, благодаря которым фирма может усилить конкурентные позиций:

1. Стратегия лидерства по издержкам, заключающаяся в снижении полных издержек производств.

2. Стратегия широкой дифференциации, заключающаяся в придании товарам компании черт, выделяющих их среди товаров фирм -конкурентов.

3. Стратегия оптимальных издержек, заключающаяся в обеспечении максимально низких издержек и цен товар по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов.

4. Сфокусированная стратегия или стратегия рыночной ниши, в основании которой лежат низкие издержки производства, позволяющие опережать фирме своих конкурентов; она ориентирована на узкий сегмент чпокупателей.

5. Стратегия таргетированных продаж, в основании которой лежит дифференциация продукции и обеспечение представителей конкретного выбранного сегмента необходимыми им товарами и услугами.

Согласно классификации стратегий, основанной на функциональных направлениях деятельности внутри компании, они подразделяются на:

• функциональные стратегии, ориентированные на внутреннюю сферу деятельности компании (к ним относятся стратегические решения в области планирования, контроля, координации, структурного, построения, мотивации и информационного обеспечения

• функциональные стратегии, ориентированные на внешнюю сферу (к ним относятся инвестиционные, стратегии ресурсообеспечения, политические, экологические, технологические и маркетинговые).

К первому виду относятся стратегические решения в области:

• планирования;

• контроля;

• координации;

• структурного построения;

• мотивации;

• информационного обеспечения

Внутренние стратегии в большей степени связаны с оперативными действиями компании по приведению состояния фирмы в соответствие с изменениями во внешней среде и подробно рассматриваются в литературе по операционному менеджменту.

Ко второму виду относятся следующие стратегии:

• инвестиционные;

• ресурсообеспечения;

• политические;

• экологические;

• технологические;

• маркетинговые.

Важно учитывать, что стратегии функциональные, которые во внешней среде проявляются, обычно имеют связь со средой внутри организации, а соответственно так или иначе зависимы от нее и оказывают влияние на процессы по ее развитию.

Инвестиционные стратегии - это стратегии формирования инвестиционного портфеля. С такой точки зрения вполне реально выделить стратегии, имеющие направленность на деятельное развитие организации, ее непосредственное вырастание, и стратегии, по сути своей представляющие из себя сокращение этой деятельности. Обычно выделяют три типа активности фирмы относительно инвестиций:

• стратегия поведения на рынке ценных бумаг;

• стратегия расширения производства;

• стратегия диверсификации.

Стратегия поведения на рынке ценных бумаг. Эта стратегия представляет из себя некую правильную выработку мобилизации финансовых источников в дополнение к остальным ресурсам, которые могут быть направлены в качестве инвестиций, а также для разрешения текущих финансовых трудностей проблем и задач заключается в выработке правил мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, направляемых как в инвестиции, так и для решения текущих финансовых задач. В пределах таковой стратегии могут быть приняты к разработке правила и приемы мониторинга рынков, непрерывной слежки за конъектурными изменениями, а также выбор предпочтительных видов, форм и условий кредитования, моментальных покупок бумаг, имеющих ценность, или же продажи таковых, главное, чтобы они наиболее точно отвечали целям стратегическим фирмы, а также выборки эмитентов бумаг ценных, надежность которых сомнения не вызывает.

Стратегии расширения производства. Классифицировать эти стратегии можно в зависимости от того, за динамикой какого элемента рынка ведётся наблюдение, рынка или продукта.

Стратегия, связанная с изменением только одного элемента - рынка или продукта, и не затрагивающая других элементов - называется стратегией интенсивного или концентрированного роста. Она является актуальной в ситуации актуальна, когда возможности фирмы на существующем рынке с текущим товаром не исчерпаны и есть потенциальная возможность закрепить свою позицию. При этом компания уже приглядывается к новым рынкам и прощупывают почву для выхода на них. Так же, согласно этой стратегии, компания пытается улучшить качественные характеристики имеющегося товара или же разработать новый. В рамках стратегий интенсивного роста выделяют следующие стратегии: Проникновения на рынок; Развития рынков; Развития продукта.

Стратегия проникновения на рынок подразумевает под собой действия, направленные на увеличение объемов продаж за счёт выхода на новые рынки. В качестве новых рынков могут рассматриваются как новые территориальные рынки, так и, например, предложение товаров промышленного назначения потребительскому рынку, т.е. выход на другие сегменты рынка, на котором уже имеется присутствие.

Стратегия развития рынков ставит в основном на системы сбыта продукции и грамотный профессиональный маркетинг. Используя такую стратегию компании стараются увеличить объемы продаж своей продукции на тех рынках, на которых уже занимает уверенные позиции за счёт способов и методов, не связанных с качеством продукции.

Стратегия развития продукта в свою очередь направлена на увеличение показателей продаж за счёт совершенствования уже имеющихся у компании товаров, которые планируется реализовывать на рынке, который компания уже освоила. Данная стратегия может предусматривать изменение характеристик товара, расширение товарного ассортимента, обновление продуктовой линии, улучшение качества продукции и т.п.

Использованные источники:

1. Марков А.В., Шматко А.Д. Функциональное моделирование и процессов в организационно-технических системах // учебное пособие для вузов / А. В. Марков, А. Д. Шматко; Балтийский государственный технический университет "Военмех". Санкт-Петербург, 2005.

2. Шматко А.Д. Моделирование инновационной деятельности предприятий на основе методологии систем менеджмента качества // Вестник экономической интеграции. 2009. № 3. С. 78-81.Роджерс, Л., Маркетинг в малом бизнесе [Текст]: Учебник / Л. Роджерс М.: Аудит, ЮНИТИ, 2014.

3. Румянцева, З. П. Менеджмент организации. [Текст]: Учебник / З. П. Румянцева, Саломатина Н. А.. М.: Инфра-М, 2017.

4. Сайман, Г. Менеджмент в организациях. [Текст]: Учебник / Г. Сайман. М.: Экономика, 2016.

5. Смит, А., Практический маркетинг [Текст]: Учебник / А. Смит, Френк Дж. Жуковский: МЦДО ЛИНК, 2013.

6. Шестопал, Ю.Т. Стратегический менеджмент: учебник / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев. - М.: КноРус, 2013. - 320 c.

7. Излучение от мобильного телефона [Электронный ресурсу/otravlemy.com - URL: http://otravleniy.com/izluchenie/zashhita-ot-izlucheniya-mobilnogo-telefona.html (Дата обращения 16.04.2019)

8. «МегаФон» стал самым упоминаемым брендом во время Олимпиады в Сочи [Электронный ресурс]// cossa.ru URL: https://www.cossa.ru/155/74815 (Дата обращения 16.04.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.