Научная статья на тему 'Разработка стенда с силовым фрикционным нагружением'

Разработка стенда с силовым фрикционным нагружением Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕНДОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ / РАДИАЛЬНОЕ НАГРУЖЕНИЕ / THE BENCH EQUIPMENT / BEARINGS / RADIAL LOADING

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Бородин Анатолий Васильевич, Вельгодская Татьяна Владимировна, Белоглазова Наталья Анатольевна

Описана оригинальная конструкция устройства для экспериментальных исследований, включающая в себя узел радиального нагружения в виде упругого кольца постоянного или переменного сечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Бородин Анатолий Васильевич, Вельгодская Татьяна Владимировна, Белоглазова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NODE radial load resilient ring constantly or variable section

Described the original design of the device for experimental studies, including site radial load as an elastic ring of permanent or alternating sections.

Текст научной работы на тему «Разработка стенда с силовым фрикционным нагружением»

Список литературы

1. Карасев, М. Ф. Коммутация коллекторных машин постоянного тока [Текст] / М. Ф. Карасев. - М.: Госэнергоиздат, 1961. - 224 с.

2. Карасев, М. Ф. Дальнейшее развитие теории оптимальной коммутации машин постоянного тока [Текст] / М. Ф. Карасев, В. П. Беляев, В. Н. Козлов / Омский ин-т инж. ж.-д. трансп. - Омск, 1967. - Вып. 78. - 176 с.

3. Авилов, В. Д. Методы анализа и настройки коммутации машин постоянного тока [Текст] / В. Д. Авилов. - М.: Энергоатомиздат, 1995. - 237 с.

4. Толкунов, В. П. Теория и практика коммутации машин постоянного тока [Текст] / В. П. Толкунов. - М.: Энергия, 1979. - 224 с.

5. Вегнер, О. Г. Теория и практика коммутации машин постоянного тока [Текст] / О. Г.Вегнер. - М.-Л.: Госэнергоиздат, 1961. - 272 с.

6. Исмаилов, Ш. К. Настройка коммутации тяговых электродвигателей ТЛ-2К1 электровозов ВЛ10: Методика и технология корректировки зазоров под дополнительными полюсами тяговых электродвигателей ТЛ-2К1 [Текст] / Ш. К. Исмаилов / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2000. - 28 с.

7. Исмаилов, Ш. К. Повышение ресурса изоляции электрических машин подвижного состава: Монография [Текст] / Ш. К. Исмаилов. - Омск, 2007. - 391 с.

8. Авилов, В. Д. Методика нормирования качества коммутации в тяговых электрических машинах [Текст] / В. Д. Авилов, Ш. К. Исмаилов // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2012. - № 2 (10). - С. 2 - 7.

9. Харламов, В. В. Применение теории подобия при моделировании износа коллекторно-щеточного узла тягового электродвигателя [Текст] / В. В. Харламов, П. К. Шкодун, А. В. Долгова // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2011. -№ 4 (8). - С. 57 - 62.

10. Харламов, В. В. Диагностирование состояния коммутации коллекторных электродвигателей с использованием прибора ПКК-5М [Текст] / В. В. Харламов, П. К. Шкодун, А. П. Афонин // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2011. - № 3 (7). - С. 52 - 57.

УДК 621.822.6

А. В. Бородин, Т. В. Вельгодская, Н. А. Белоглазова

РАЗРАБОТКА СТЕНДА С СИЛОВЫМ ФРИКЦИОННЫМ НАГРУЖЕНИЕМ

Описана оригинальная конструкция устройства для экспериментальных исследований, включающая в себя узел радиального нагружения в виде упругого кольца постоянного или переменного сечения.

В практике нашли применение устройства, например, для испытания подшипников качения, в которых радиальное и осевое нагружение осуществляется ручными винтовыми и поршневыми насосами, посредством которых создается необходимое давление масла. Используются также стенды с рычажной системой нагружения, в которой радиальное нагру-жение производится грузами через рычаги и передается на консольно установленные подшипники, осевое же нагружение на них обычно осуществляется пружинами [1 - 4]. Получили распространение стенды, в которых радиальная нагрузка создается с помощью гидростатической системы и передается на корпус испытываемых подшипников через поршень рабочего цилиндра [5]. Используемые устройства включают в себя источник питания и передаточные механизмы к испытательным головкам, что усложняет их конструкцию. Кроме этого требуются дополнительные устройства для имитации пульсационного нагружения и регулирования скорости вращения подшипников и не предусмотрена возможность испытания подшипников в различных рабочих средах. Это снижает технические возможности

стендов для испытания подшипников качения. Авторами разработан стенд, в котором эти недостатки сведены к минимуму.

Разработанное устройство включает в себя герметичный корпус, в котором размещены испытываемые подшипники и узел радиального нагружения, выполненный в виде упругого кольца, контактирующего с ведущим валом и втулками испытываемых подшипников [6]. Для создания пульсации радиального нагружения упругое деформированное кольцо может быть выполнено с переменным радиальным сечением.

Стенд для испытания подшипников качения (рисунок 1) содержит корпус 1, в котором размещены упругое кольцо 22, контактирующее с ведущим валом 14 посредством ролика 20 и втулками 3 и 19 испытываемых подшипников 2 и 18. Каждый испытываемый подшипник установлен на цапфе 16, выполненной эксцентрично относительно оси вала 6, размещенного через уплотнительное кольцо 4 и втулки скольжения 5 в опорах 7, герметично закрепленных на корпусе 1. К корпусу 1 герметично крепится крышка 23. На другом конце вала 6 закреплено червячное колесо 9, находящееся в зацеплении с червяком 8, с помощью которого можно установить требуемое радиальное нагружение путем деформирования кольца 22. Ролик 20 прикреплен к ведущему валу, один конец которого через уплотни-тельное кольцо 10 посажен в подшипник 11 в корпусе 1 и соединяется с полумуфтой 12, а другой конец - в подшипник 21 в крышке 23. Вал 14 ролика 20 через вторую полумуфту 15 соединен с валом электродвигателя 13. Для создания пульсирующего нагружения упругое кольцо 22 может быть выполнено с переменным радиальным сечением. До установки кольца 22 производится его тарировка, заключающаяся в приложении контролируемой нагрузки к втулкам, имитирующим ролик 20 и втулки 3 и 19, и контроле геометрического размера деформированного кольца, например, его максимального наружного размера.

Перед началом работы на стенде производится настройка радиального нагружения испытываемых подшипников 2 и 18 путем деформации упругого кольца 22 на требуемую величину поворотом эксцентриковых цапф 16 с помощью червячных пар. При включении электропривода 13 через полумуфты 12 и 15 приводится во вращение ведущий вал 14, который посредством ролика 20 за счет сил трения приводит в движение деформированное упругое кольцо 22 и втулки 3 и 19 испытываемых подшипников. По условиям испытания герметичный корпус 1 можно заполнить через клапан 17 рабочей средой, например, инертным газом, жидким смазочным материалом, и установить требуемое нагружение испытываемых подшипников 2 и 18 упругим кольцом 22 путем поворота цапф 16 на различные углы с помощью червячных пар.

20 19 18

б

Рисунок 1 - Продольный разрез стенда (а) и его поперечное сечение (б)

№ 2012

а

Изложим методику расчета прочности и несущей способности фрикционной передачи с упругим кольцом, используя теоретические положения работ [7 - 9]. Ввиду симметрии действия радиальных сил Р на кольцо со стороны втулок расчетная схема кольца представлена в виде полукольца со средним радиусом Я, высотой сечения h и шириной Ь (рисунок 2). Уравнение продольных перемещений сечений полукольца имеет вид:

( 6

Ж {ф) = D1 {ф-Б1пф) + D2 1 - СОБф--

\ 2

+

3

ф

ф — б1п ф + — собФ 22

+

+

PR:

ЕК

1 - соб {ф- а)- ф - а б1п {ф- а)

(1)

где Е - модуль упругости материала колец; 1Х - момент инерции сечения полукольца; У(ф) - радиальное перемещение оси полукольца; 0(ф) - угол поворота сечения полукольца; Q(ф) - поперечная сила в сечении полукольца; f - коэффициент трения в сопряжении «кольцо - вал».

Коэффициенты D1, D2, D3 определяются из следующей системы граничных уравнений:

Ж {ж) = 0;

®(ф) = {ж {ф) + Ж11 {ф)) / Я; П{ф) = Е1Х {ж11 {ф) + Ж1Г {ф)) / Я.

(2)

Рисунок 2 - Расчетная схема кольца

Решение системы (2) дает следующие выражения для коэффициентов:

D

РЯ:

ЕГ

{л-а) б1п а + соб а - 1

ж

D2 =--соБа;

2 Е1х

РЯ3 ж-а . Е1Х ж

(3)

Dз =

Б1па.

Радиальное перемещение полукольца определяется как

А р = V {ф = а) = -Ж1 {ф= а).

(4)

Подставляя коэффициенты D1, D2, D3 в уравнение (4), получаем:

PR

A D =-

p EL

( 1 V п

cos2 а

а(п-а) 2п

sin2 а

п sin acosa 1

—cos а +-+ —

2 2 п

PR'3 EK

Ф [а]. (5)

Из геометрических соотношений можно определить зависимость между радиальным перемещением полукольца и размерами элементов передачи (рисунок 1,а и рисунок 2). При нулевой деформации кольца

J0

аъ =

(Dk + Dp )2 +(Dg + h)2 -(Dp + h)2

2 ( Dp + Dg ) + 2h

(6)

п

а = — + arctg

Г d° - h - Dg Л Dk - Dg

(7)

При создании натяга, например, за счет увеличения диаметра кольца | dk = + Лd£ ) в местах контакта кольца с втулками радиальные перемещения рассчитываются по формуле:

А = Adi Ap 2

(1 - cosa).

Приравнивая выражения (5) и (8), получим:

P =

AdjEIx (а)

(1 - cosa).

Изгибающий момент в сечениях кольца определяется выражением:

EL

Mx W = -f W1 (ф) + Wm (ф) R

Максимальный момент имеет место в сечениях ф = 0 :

(8)

(9)

(10)

M

= D1EIx / R2 = PR

(п - а)si^ + cosa -1

п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

= PRK (а).

Максимальное нормальное напряжение находится как

Mmax 6 PR w , max - K(а).

Wx bh

2

(11)

(12)

Для оценки несущей способности передачи определим усилие прижима кольца к ведущему ролику и крутящий момент на входном валу передачи:

Т = 2П(ф = 0) = 2В2Е1Х /Я3 = 2Рсобя; (13)

Mg = TfтрDg /2.

(14)

Выполнение узла радиального нагружения испытательного стенда в виде упругого кольца, контактирующего с ведущим валом и втулками испытываемых подшипников, упрощает конструкцию стенда, расширяет его технические возможности и делает его компактным. Для этого не требуется посторонних источников питания, таких как давление масла и воздуха или рычажные системы с грузами. Это дает возможность снизить себесто-

имость изготовления устройства. Так, например, при изготовлении стенда для подшипников качения с наружным диаметром до 120 мм предлагаемое решение позволяет снизить трудоемкость изготовления приблизительно в 2,5 раза.

Размещение подшипников в герметичном корпусе позволяет проводить испытания в различных средах и в вакууме. Устройство отличает простота обслуживания.

Список литературы

1. Фролов, К. В. Динамика и прочность машин [Текст] / К. В. Фролов, Б. А. Левин, П. С. Анисимов // Машиностроение: Энциклопедия. - М.: Машиностроение, 2008. - 656 с.

2. Бородин, А. В. Усовершенствование роликовой буксы грузового вагона [Текст] / А. В. Бородин, Е. Н. Кулинич, Ю. А. Иванова // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2010. - № 2 (2). - С. 15 - 20.

3. Бородин, А. В. Повышение несущей способности зубчатой передачи тягового редуктора тепловоза [Текст] / А. В. Бородин, Д. В. Тарута, Т. В. Вельгодская // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2010. - № 3 (3). - С. 7 - 11.

4. Бородин, А. В. Устройства букс железнодорожного подвижного состава для восприятия рамной силы [Текст] / А. В. Бородин, Ю. А. Иванова, М. И. Ковалев // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2011. - № 1 (5). - С. 2 - 6.

5. Решетов, Д. Н. Машины и стенды для испытания деталей [Текст] / Д. Н. Решетов - М.: Машиностроение, 1979. - 344 с.

6. Пат. 1525526 (СССР), МКИ G01М 13/04. Стенд для испытания подшипников качения [Текст] / А. В. Бородин, Н. X. Хамитов. № 4396985/25-27; заявл. 23.03.88, опубл. 30.11.89. Бюл. № 44.

7. Белый, В. Д. Прочность и устойчивость стержневых систем [Текст] / В. Д. Белый // Омский политехн. ин-т. - Омск. 1981. - 82 с.

8. Беленький, Д. М. Теория надежности машин и металлоконструкций [Текст] / Д. М. Беленький, М. Г. Ханукаев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 608 с.

9. Бородин, А. В. Влияние модификации поверхностей сопряжения на несущую способность соединения с натягом [Текст] / А. В. Бородин, И. Л. Рязанцева // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2010. - № 1 (1). - С. 15 - 20.

УДК 629.421 (621.436 + 621.313.12)

В. Т. Данковцев, Р. Ю. Якушин, В. К. Фоменко, Д. А. Титанаков

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТАЦИОНАРНОГО ПРОГРЕВА

СИСТЕМ ТЕПЛОВОЗНЫХ ДИЗЕЛЕЙ ОТ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ КОТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК

В статье представлена разработанная стационарная установка для прогрева тепловозных дизелей от котельных установок в холодное время года.

Работа направлена на повышение эффективности использования дизельного топлива при прогреве тепловозов за счет снижения работы дизеля на холостом ходу.

В осенне-весеннее и особенно в зимнее время года возникает необходимость прогрева теплоносителей в системах тепловозных дизелей (вода, масло, топливо) для поддержания необходимого температурного уровня узлов дизеля, обеспечения безотказности его запуска, герметичности соединений, нормальных условий смазки подшипников скольжения, надежности работы топливной аппаратуры и т. д.

Как правило, прогрев систем тепловозных дизелей в настоящее время обеспечивается за счет теплоотдачи при работе силовых установок. При таком способе прогрева продолжи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.