Научная статья на тему 'Разработка стандартов гостеприимства на региональном уровне (на примере Ярославской области)'

Разработка стандартов гостеприимства на региональном уровне (на примере Ярославской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
962
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ТУРИЗМ / СТАНДАРТ / ГОСТЕПРИИМСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / REGION / TOURISM / STANDARD / HOSPITALITY / SAFETY / BARRIER FREE ENVIRONMENT / INFORMATIONAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вапнярская Ольга Игоревна, Асоян Тигран Мушегович

Программно-целевые методы регулирования развития туризма на региональном уровне, как по­казывает практика, направлены в основном на совершенствование индустрии и инфраструктуры туризма в регионе. Именно эти задачи, а также вопросы повышения качества обслуживания тури­стов в гостиницах, на объектах показа, на предприятиях общественного питания и т. д. являются основными при разработке стратегий и целевых программ развития туризма на региональном уров­не. Наряду с развитием туристской индустрии и инфраструктуры в стратегических документах отражаются вопросы маркетинга, в том числе формирования регионального турпродукта, его по­зиционирования и продвижения. При этом вопросы качества туристского сервиса и атмосферы гостеприимства вне предприятий индустрии туризма практически не затрагиваются. Опыт по­казывает, что наряду с качеством обслуживания туристов для них важно чувствовать друже­любие и расположение местного населения, которое наряду с профессиональным сервисом создает уникальное впечатление гостеприимства. ЮНВТО указывает на важность этических аспектов развития туризма. В связи с этим в статье ставится проблема разработки комплекса стандар­тов гостеприимства на региональном уровне с тем, чтобы их положения могли быть использованы предприятиями индустрии и инфраструктуры туризма для совершенствования сервиса. В этом случае, по мнению авторов, будет достигнут синергетический эффект формирования особой среды и атмосферы гостеприимства в регионе. Доказано, что содержание стандартов должно формиро­ваться с учетом положений международных правовых актов и региональной нормативно-правовой базы. На примере Ярославской области показана примерная структура таких стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON REGIONAL HOSPITALITY STANDARDS DEVELOPMENT (CASE STUDY: YAROSLAVL REGION)

Research and practice show that special-purpose programmes designed to promote tourismdevelopment at a regional level are generally aimed at improving industry and infrastructure in a targeted region. These tasks, as well as the issues of hotel, public catering and other service quality enhancement, are focal for developers of strategies and targeted programmes of regional tourism development. Besides tourist industry development, policy papers address marketing issues, such as, for example, the development, positioning and promotion ofthe tourist product. However, the issues concerning the tourist service quality and the hospitable atmosphere in the environment external to a tourism enterprise receive little attention. Experience shows that tourists value not only the service quality as provided by tourist-oriented enterprises but also the friendly and welcoming attitude ofthe local people, which, combined, serve to create a unique atmosphere of general hospitality. UNWTO regards the ethics of tourism development as important and indispensable. With this in mind, the authors of the article raise the problem of a hospitality standards complex development which, applied at a regional level, should include provisions to be implemented by the tourism industry and infrastructure participants to improve service. The authors hold that a standards complex will ensure a synergetic approach to the creation of a unique atmosphere of hospitality in a region, and assert that the content ofthe standards be based on the provisions of international legal acts and the legal and regulatory framework in effect in a particular region. A model of the standards is demonstrated in the context ofthe Yaroslavl region.

Текст научной работы на тему «Разработка стандартов гостеприимства на региональном уровне (на примере Ярославской области)»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ

УДК 339.1 DOI: 10.12737/4499

РАЗРАБОТКА СТАНДАРТОВ ГОСТЕПРИИМСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Вапнярская Ольга Игоревна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, vap.olga@gmail.com,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Асоян Тигран Мушегович, кандидат исторических наук, доцент кафедры туризма и сервиса Ереванского филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Ереван, Республика Армения

Программно-целевые методы регулирования развития туризма на региональном уровне, как показывает практика, направлены в основном на совершенствование индустрии и инфраструктуры туризма в регионе. Именно эти задачи, а также вопросы повышения качества обслуживания туристов в гостиницах, на объектах показа, на предприятиях общественного питания и т. д. являются основными при разработке стратегий и целевых программ развития туризма на региональном уровне. Наряду с развитием туристской индустрии и инфраструктуры в стратегических документах отражаются вопросы маркетинга, в том числе формирования регионального турпродукта, его позиционирования и продвижения. При этом вопросы качества туристского сервиса и атмосферы гостеприимства вне предприятий индустрии туризма практически не затрагиваются. Опыт показывает, что наряду с качеством обслуживания туристов для них важно чувствовать дружелюбие и расположение местного населения, которое наряду с профессиональным сервисом создает уникальное впечатление гостеприимства. ЮНВТО указывает на важность этических аспектов развития туризма. В связи с этим в статье ставится проблема разработки комплекса стандартов гостеприимства на региональном уровне с тем, чтобы их положения могли быть использованы предприятиями индустрии и инфраструктуры туризма для совершенствования сервиса. В этом случае, по мнению авторов, будет достигнут синергетический эффект формирования особой среды и атмосферы гостеприимства в регионе. Доказано, что содержание стандартов должно формироваться с учетом положений международных правовых актов и региональной нормативно-правовой базы. На примере Ярославской области показана примерная структура таких стандартов.

Ключевые слова: регион, туризм, стандарт, гостеприимство, безопасность, доступная среда, информатизация

Феномен гостеприимства изучается многими учеными [5]. Стандартизация в этом объекте исследований применялась в отдельных секторах, прежде всего, к определенным услугам. Разработка стандартов гостеприимства должна быть направлена на формирование в регионе среды, благоприятной для пребывания туристов и обеспечивающий должный уровень комфорта и безопасности. Основой разработки подобных стандартов выступают международные кодексы и правила, а также нормативноправовая база региона, в которой закреплены отдельные положения, по сути, влияющие на отдельные элементы атмосферы гостеприимства в регионе.

Всемирная туристская организация разработала и 1 октября 1999 г. приняла Глобальный этический кодекс туризма. Этот глобальный документ служит целям формирования общей благоприятной среды гостеприимства. В соответствии с положениями этого документа можно утверждать, что основными направлениями разработки стандартов гостеприимства должны стать:

• информационная доступность турпродукта региона для российских и иностранных туристов и экскурсантов;

• безопасность пребывания на территории региона и туристских маршрутах, экологическая безопасность;

32 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2

Разработка стандартов гостеприимства на региональном уровне

• формирование доступной среды комфортного пребывания на территории региона;

• повышение качества туристско-экскурсионного обслуживания.

Информационная доступность турпродукта региона для российских и иностранных туристов и экскурсантов преимущественно обеспечивается работой территориальных информационных центров, которые предоставляют муниципальные услуги по информированию населения о субъектах, предоставляющих услуги на туристском рынке и объектах туристской индустрии.

Стандарт работы территориального информационного центра в нормативно-правовом поле, как правило, закрепляется в формате административного регламента. Опыт разработки и утверждения таких документов в Российской Федерации есть в следующих регионах:

• в Новгородской области, где действуют административные регламенты по информационному и консультационному обслуживанию лиц в сфере туризма по обращениям физических и юридических лиц, а также на наружных и электронных носителях;

• в Республике Бурятия принят административный регламент Республиканского агентства по туризму по информированию населения о субъектах, предоставляющих услуги на туристском рынке и объектах туристской индустрии.

Важное значение принимает такой фактор информационной доступности турпродукта региона, как полиязычность элементов коммуникации с туристами:

• сайтов, порталов, материалов ТИЦ, информационных материалов, аудиоэкскурсий, аудиогидов и т. д.;

• указателей на улицах, прежде всего, указатели к объектам показа, полиязычное сопровождение объектов показа соответствующими информационными щитами и надписями.

Целесообразно предложить следующую структуру стандарта «Информационная доступность турпродукта Ярославской области».

1. Точки информационного контакта — перечень знаков средств навигации и медиакомплексов, сети туристских информационных центров, в том числе их технического оснащения на территории муниципальных образований области [сформулировано по Областной целевой программе развития туриз-

ма и отдыха в Ярославской области, утвержденной Правительства области от 19 июля 2010 г. № 533-п], а также сайтов, порталов и других точек информационного контакта, их полия-зычность.

2. Функции и содержательное наполнение туристских информационных систем, их по-лиязычность:

• туристической информационной системы с мобильными сервисами, включающей туристический информационный портал, мобильное приложение с мобильными сервисами, включая аудиогид с геопривязкой [сформулировано по Областной целевой программе развития туризма и отдыха в Ярославской области];

• туристической информационно-справочной системы «Туризм в Ярославской области» [сформулировано по Областной целевой программе развития туризма и отдыха в Ярославской области];

• развитие региональной системы высокоточного спутникового позиционирования на базе системы ГЛОНАСС [сформулировано по Областной целевой программе «Развитие информатизации Ярославской области» на 2011—2014 годы», утвержденной Постановлением Правительства области от 6 октября 2010 г. № 740-п];

• разработка и внедрение геопортала Ярославской области [сформулировано по Областной целевой программе «Развитие информатизации Ярославской области» на 2011—2014 годы»].

3. Административный регламент работы территориального информационного центра, включающий в том числе следующие разделы:

• общие положения (предмет регулирования административного регламента, круг заявителей, порядок информирования о предоставлении государственной услуги);

• стандарт предоставления государственной услуги (наименование государственной услуги, наименование органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, результат и срок предоставления государственной услуги, перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги, перечень необходимых документов, предоставляемых заявителем для получения государственной услуги, основания для отказа в приеме документов, необ-

33

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ

ходимых для предоставления государственной услуги, приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги, порядок, размер и основания взимания платы государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги, максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги, срок и порядок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги, требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, к местам ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления государственной услуги, показатели доступности и качества государственных услуг, и т.д.);

• состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме (перечень административных процедур, прием и регистрация запроса, сбор информации и подготовка ответа заявителю);

• форма контроля за предоставлением государственной услуги (порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами положений административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также принятием ими решений, порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги, ответственность государственных служащих за решения и действия (бездействие) принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления государственной услуги, положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций);

• досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействий) исполнительного органа, предоставляюще-

го государственную услугу, а также должностных лиц.

Как показывает международный опыт, на региональном уровне безопасность пребывания туристов может обеспечиваться за счет введения в действие туристской полиции как особого подразделения государственной полиции. Такая практика существует в Непале, Турции, Греции, ОАЭ и других странах. В Российской Федерации безопасность пребывания туристов, прежде всего, на туристских маршрутах, обеспечивается за счет тесного взаимодействия органов исполнительной власти субъекта РФ и территориального органа МЧС РФ. В Ярославской области такое сотрудничество налажено в сфере водного туризма.

Согласно рекомендациям МЧС по обеспечению безопасности при организации туристской деятельности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, Правительством Ярославской области утверждается Постановление об организации взаимодействия агентства по туризму и субъекта РФ по оказанию необходимой помощи туристам, терпящим бедствие, а также прилагаемое к нему Положение по организации взаимодействия Агентства по туризму субъекта РФ с Территориальным органом МЧС России по Ярославской области. В этом постановлении даются также поручения различным структурам субъекта РФ. Далее разрабатываются следующие документы:

• Правила безопасности;

• Постановление Правительства субъекта РФ о мерах по обеспечению безопасности туристов;

• Соглашение по правилам безопасности;

• Соглашение о сотрудничестве. Целесообразно предложить следующую

структуру стандарта «Безопасность пребывания туристов и экскурсантов на территории Ярославской области».

1. Общие положения (предмет стандартизации, органы исполнительной власти, ответственные за реализацию стандарта, порядок информирования населения и гостей Ярославской области о положениях стандарта).

2. Общие правила безопасности, включающие осуществление следующих мероприятий:

• установка видеокамер для видеонаблюдения за территорией в наиболее криминогенных местах и местах массового пребывания граждан, организация оперативной связи

34 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2

Разработка стандартов гостеприимства на региональном уровне

населения с правоохранительными органами посредством приобретения и установки пультов экстренной связи «Гражданин — полиция» [сформулировано по Областной целевой программе «Безопасный регион» в Ярославской области на 2013—2015 гг.];

• создание и развитие единого сетевого центра мониторинга транспортных средств региональной навигационно-информационной системы и обеспечение диспетчерских центров едиными электронными навигационными картами [сформулировано по Областной целевой программе «Развитие информатизации Ярославской области» на 2011—2014 годы»];

• разработка (уточнение) документов межтерриториального взаимодействия, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на территориях муниципальных районов и городских округов области [сформулировано по 15] и т.д.

3. Безопасность пребывания туристов и экскурсантов на туристских маршрутах в Ярославской области, в том числе следующим требованиям:

• соответствия маршрутов системе государственных стандартов [ГОСТ Р 50644—2009. Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов; ГОСТ Р 50646—94. Услуги населению. Термины и определения; ГОСТ Р 50681—2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг; ГОСТ Р 50690—2000. Туристские услуги. Общие требования; ГОСТ Р 52113— 2003. Услуги населению. Номенклатура показателей качества; ГОСТ Р 53522—2009. Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения; ГОСТ Р 53997—2010. Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования и др.;

• порядку и условиям постановки на учёт в территориальных управлениях МЧС России по субъектам РФ и поисково-спасательных формированиях, туристских групп, совершающих спортивные походы (путешествия).

4. Безопасность пребывания туристов и экскурсантов на водных объектах Ярославской области, в том числе [сформулировано по областной целевой программе «Обеспечение безопасности граждан на водных объектах Ярославской области» на 2012—2014 гг., утвержден-

ной Постановлением Правительства области от 30 мая 2012 г. № 504-п];

• наличие на спасательных постах наглядной агитации по профилактике и предупреждению несчастных случаев на воде, данными о температуре воздуха и воды, схемой акватории пляжа с указанием глубин и опасных мест;

• обеспечение специальным имуществом спасательных постов;

• наличие на пляжах детских купален;

• обследование и очистка водолазами дна водоемов у пляжей;

• оборудование спасательных постов телефонной или мобильной связью;

• принятие в муниципальных образованиях нормативных правовых актов по обеспечению безопасности людей на водных объектах;

• разработка паспортов безопасности мест массового отдыха населения на водных объектах Ярославской области, оборудованных общественными спасательными постами;

• оценка и мониторинг санитарно-гигиенических условий мест массового отдыха населения на водных объектах, оборудованных общественными спасательными постами;

• патрулирование на водных объектах, контроль за соблюдением скоростного режима в местах массового отдыха населения на водных объектах.

5. Регламент работы туристской полиции должен включать следующие положения:

• цель, функции, задачи туристской полиции;

• место в структуре полиции Ярославской области;

• требования к работе туристского полицейского, в том числе особенности внешнего вида, знание языка, график работы и пр.;

• регламент приема обращения от граждан;

• регламент взаимодействия с полицией и органами исполнительной власти по обращениям граждан.

Формирование среды комфортного пребывания на территории Ярославской области является наиболее сложным для стандартизации объектом. Во многом это связано с различным отношением местного населения к туристам, особенно в горячий сезон. Однако в последние годы появился новый под-

35

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ

ход к разработке стандарта гостеприимства в форме кодекса гостеприимства. В Российской Федерации такие кодексы разработаны в Республике Татарстан и Астраханской области. В кодексах отражены морально-нравственные основы отношения населения к туристам, как гостям региона, к наследию собственного края. Разработка кодекса гостеприимства позволяет создавать имидж и репутацию «гостеприимного города» как в глазах туриста, так и в глазах местного населения. Интересен тот факт, что кодексы были разработаны на инициативной основе студентами региональных университетов. Если обобщить этот опыт, то становится возможным рекомендовать придерживаться следующей структуры стандарта «Кодекс гостеприимства Ярославской области».

1. Лозунг и / или слоганы для рекламной кампании.

2. Правила и ценности гостеприимства.

3. Кодекс гостеприимства жителей Ярославской области.

Как показывает практика, такой социально и экономически значимый проект подлежит общественному обсуждению. Поэтому содержание проекта кодекса гостеприимства региона должно быть доступно для общественного обсуждения.

Комфортность пребывания в регионе должна быть обеспечена для всех категорий туристов, в том числе для маломобильных групп населения. В связи с этим целесообразно сформировать стандарт туристского обслуживания маломобильных групп населения (МГН), в структуре которого предусмотреть следующие требования [сформулировано по Областной целевой программе «Доступная среда» на 2012—2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства Ярославской области от 10 октября 2011 г. № 770-п]:

• разработка и утверждение постановления Правительства области «О паспорте и реестре доступности объектов туризма в Ярославской области»;

• разработка и утверждение карты туристских объектов, доступных для инвалидов и других МГН;

• паспортизация приоритетных туристских объектов в соответствии с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других МГН;

• паспортизация объектов сферы туризма;

• создание и ведение реестров туристских объектов и услуг, доступных для инвалидов и других МГН;

• формирование карт доступности туристских объектов и услуг на территории каждого муниципального образования;

• оборудование социально значимых туристских объектов областной и муниципальной собственности с целью обеспечения доступности для инвалидов, в том числе разработка проектно-сметной документации;

• приобретение низкопольных туристских автобусов и троллейбусов, оборудованных аппарелью для посадки инвалидов-коля-сочников;

• обустройство тротуаров и пешеходных переходов для пользования гражданами на креслах-колясках и лицами с потерей зрения в туристских зонах и кластерах;

• внедрение современных технологий в процесс предоставления туристских услуг с целью повышения их доступности для инвалидов и других МГН;

• адаптация туристского портала Ярославской области для пользователей с ограниченными возможностями здоровья, техническое сопровождение портала. Повышение качества туристско-экскурсионного обслуживания зависит от работы таких специалистов индустрии туризма, как гиды-переводчики и экскурсоводы. Качество обслуживания гидами-переводчиками и экскурсоводами туристов и туристских групп регулируется кодексами гидов-переводчиков и экскурсоводов, аналогичными этическим кодексам в гостиничной индустрии и других секторах сферы гостеприимства [6]. За рубежом такие кодексы действуют в США, Австралии и др. странах. Белорусское общественное объединение экскурсоводов и гидов-переводчиков выносит на общественное обсуждение разработанный профессиональный Этический кодекс (www.tio.by/novosti/18608). В России «Объединение активных экскурсоводов Москвы» разработало «Кодекс чести экскурсовода» (www.oaem.ru/index. php?page=Docs&action=show_item&id=20). «Ассоциация горных гидов России» предложила «Этический кодекс горных гидов России» (www.alpfederation.ru/img/userfiles/ marich/files/kodeks_GG-RF). Положения этих

36 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2

Разработка стандартов гостеприимства на региональном уровне

документов направлены на обеспечение безопасности получения услуг туристами, обеспечение должного качества обслуживания и коммуникаций со стороны экскурсоводов.

Поскольку формирование атмосферы гостеприимства в регионе зависит не только от поведения и действий субъектов индустрии туризма, то вопросы содержания стандартов должны быть предметом общественного обсуждения. В связи с этим, целесообразно предусмотреть следующий возможный механизм внедрения стандартов гостеприимства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ознакомление профессиональных сообществ в туристской индустрии региона.

2. Публикация и распространение свода правил для работников туристских предприятий, гостиниц, предприятий общественного питания, вокзалов региона и т. д.

3. Акции по формированию толерантности (силами волонтеров, студенческого сообщества), одновременно с освещением вопроса в СМИ региона.

4. Проведение открытых семинаров с представителями общественности на базе вузов. Цель — донести экономические выгоды от уве-

личения туристского потока и формирования имиджа туристкой территории.

5. Распространение информационных материалов через событийные молодежные мероприятия.

6. Визуализация и материализация стандартов гостеприимства: брандмауэр, информационный стенд в каждой турфирме, баннеры на центральных улицах городов региона, обратной стороне билетов в кино, театры, музеи и т.п.

7. Размещение правил и кодекса в салонах общественного транспорта и маршрутного такси.

Таким образом, принятие стандартов гостеприимства на региональном уровне позволит обеспечить должный уровень сервиса для гостей дестинаций. Во многом они помогут в продвижении туристских компаний [3; 4] и повышении эффективности обслуживания туристов [1; 2]. Эта мера будет направлена на формирование атмосферы гостеприимства и поддержку должного отношения к гостям со стороны как профессионалов туризма и рекреации, так и местного населения.

Литература

1. Crawford All. Hospitality operators’ understanding of service: a qualitative approach // International Journal of Contemporary Hospitality Management. Vol. 25 (1). 2013.

2. Gomes C.F., Yasin M.M., Lisboa J.V. The effectiveness of hospitality service operations: measurement and implementation concerns // International Journal of Contemporary Hospitality Management. Vol. 19 (7). 2007.

3. Gray B.J., Matear Sh.M., Matheson Ph.K. Improving the performance of hospitality firms // International Journal of Contemporary Hospitality Management. Vol. 12 (3) 2000.

4. Ingram H., Grieve D. Exploring the nature and effects of perception and image in hospitality and tourism // Worldwide Hospitality and Tourism Themes. Vol. 5 (1). 2013).

5. Lashley C. Discovering hospitality: observations from recent research // International Journal of Culture, Tourism and Hospitality Research. Vol. 1 (3). 2007.

6. Yeung S. Hospitality ethics curriculum: an industry perspective // International Journal of Contemporary Hospitality Management. Vol. 16 (4). 2004.

ON REGIONAL HOSPITALITY STANDARDS DEVELOPMENT (CASE STUDY: YAROSLAVL REGION)

Vapnianskaia Ol’ga Igorevna, Candidate of Economics, Associate Professor at the Department of Business Technologies in Tourism and Hospitality, vap.olga@gmail.com,

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, RussianFederation

Asoian Tigran Mushegovich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of Tourism and Service, Russian State University of Tourism and Service (Yerevan campus, Armenia)

Abstract: Research and practice show that special-purpose programmes designed to promote tourism development at a regional level are generally aimed at improving industry and infrastructure in a targeted

37

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ

region. These tasks, as well as the issues of hotel, public catering and other service quality enhancement, are focal for developers of strategies and targeted programmes of regional tourism development. Besides tourist industry development, policy papers address marketing issues, such as, for example, the development, positioning and promotion of the tourist product. However, the issues concerning the tourist service quality and the hospitable atmosphere in the environment external to a tourism enterprise receive little attention. Experience shows that tourists value not only the service quality as provided by tourist-oriented enterprises but also the friendly and welcoming attitude of the local people, which, combined, serve to create a unique atmosphere of general hospitality. UNWTO regards the ethics of tourism development as important and indispensable. With this in mind, the authors of the article raise the problem of a hospitality standards complex development which, applied at a regional level, should include provisions to be implemented by the tourism industry and infrastructure participants to improve service. The authors hold that a standards complex will ensure a synergetic approach to the creation of a unique atmosphere of hospitality in a region, and assert that the content of the standards be based on the provisions of international legal acts and the legal and regulatory framework in effect in a particular region. A model of the standards is demonstrated in the context of the Yaroslavl region.

Keywords: region, tourism, standard, hospitality, safety, barrier free environment, informational support

References:

1. Crawford All. Hospitality operators’ understanding of service: a qualitative approach // International Journal of Contemporary Hospitality Management. Vol. 25 (1). 2013.

2. Gomes C.F., Yasin M.M., Lisboa J.V. The effectiveness ofhospitality service operations: measurement and implementation concerns // International Journal of Contemporary Hospitality Management. Vol. 19 (7). 2007.

3. Gray B.J., Matear Sh.M., Matheson Ph.K. Improving the performance of hospitality firms // International Journal of Contemporary Hospitality Management. Vol. 12 (3) 2000.

4. Ingram H., Grieve D. Exploring the nature and effects of perception and image in hospitality and tourism // Worldwide Hospitality and Tourism Themes. Vol. 5 (1). 2013).

5. Lashley C. Discovering hospitality: observations from recent research // International Journal of Culture, Tourism and Hospitality Research. Vol. 1 (3). 2007.

6. Yeung S. Hospitality ethics curriculum: an industry perspective // International Journal of Contemporary Hospitality Management. Vol. 16 (4). 2004.

УДК 338.48-42 DOI: 10.12737/4500

I МЕТОДИКА АНАЛИЗА КАЧЕСТВА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ I ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ТУРИСТСКОГО СЕРВИСА

Минаев Владимир Александрович, доктор технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, m1va@yandex.ru,

Платонова Наталья Алексеевна, доктор экономических наук, профессор, проректор, prorektor_nir@mail.ru,

Погребова Елена Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, начальник

НИИ «Центральный научно-исследовательский институт сервиса», nir_pogrebova@mail.ru;

ФГБОУВПО «Российский университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

Характеристики объектов инфраструктуры обеспечения туристской сферы регионов могут быть описаны в виде числовых выражений, отражающих данные трех видов: дихотомические качественные признаки; балльные признаки как многозначные качественные признаки, имеющие оценочный характер; количественные признаки. При таком представлении данных об объекте туристской инфраструктуры полученные результаты легко обрабатываются и интерпретируются

38 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.