Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ ПОДДЕРЖКИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ И СРЕДСТВ ИХ ВСТРАИВАНИЯ В ПРОГРАММНЫЙ КОД'

РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ ПОДДЕРЖКИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ И СРЕДСТВ ИХ ВСТРАИВАНИЯ В ПРОГРАММНЫЙ КОД Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОМОЩЬ / ПОДДЕРЖКА / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лушин А.В.

В работе рассматриваются виды средств поддержки пользователя, способы их разработки и встраивание в программный код.The article covers different kinds of user support tools, its development ways and integration into the program code.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ ПОДДЕРЖКИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ И СРЕДСТВ ИХ ВСТРАИВАНИЯ В ПРОГРАММНЫЙ КОД»

6. Ставропольский край в цифрах: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. - Ставрополь (за 2005 - 2012 гг.).

7. Ставропольский край в цифрах, 2011: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. - Ставрополь, 2012. - 224 с.

8. Ставропольский край в цифрах, 2015: Краткий статистический сборник / Ставропольстат. - Ставрополь, 2015. - 270 с.

9. Статистический ежегодник Ставропольский край, 2012: Стат. сб. / Ставропольстат. - Ставрополь, 2013. - 306 с.

10. Статистический ежегодник Ставропольский край, 2014: Стат. сб. / Ставропольстат. - Ставрополь, 2014. - 325 с.

11. Gracheva D. O. On the question of the value chain management in crop production. Вестник АПК Ставрополья. 2016. № 52. С. 119-122.

Лушин А.В. студент 4 курса

факультет «Информационные Системы и Технологии» Поволжский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики

Россия, г. Самара РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ ПОДДЕРЖКИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ И

СРЕДСТВ ИХ ВСТРАИВАНИЯ В ПРОГРАММНЫЙ КОД В работе рассматриваются виды средств поддержки пользователя, способы их разработки и встраивание в программный код.

Ключевые слова: помощь, поддержка, пользователь, средства поддержки.

DEVELOPMENT OF USER SUPPORT TOOLS AND WAYS OF EMBEDDING THEM INTO THE PROGRAM CODE

The article covers different kinds of user support tools, its development ways and integration into the program code.

Keywords: help, support, a user, support tools.

В настоящее время, большая часть приложений разрабатывается для обеспечения работы пользователя, то есть для того чтобы он с помощью компьютерной программы быстрее и качественнее решал свои производственные задачи. Для того чтобы работать с приложениями стало удобнее, необходимо предоставлять пользователям доступ к справочным материалам и службе поддержки. Люди охотнее пользуются приложениями, когда понимают принцип их действия и знают, куда обратится при необходимости, кроме того, их отзывы помогают разработчикам совершенствовать свои продукты.

Для того чтобы обеспечить наиболее эффективную поддержку, разработчики используют такое средство поддержки пользователя как обратная связь. При работе с приложением, каждое действие пользователя

должно получать визуальное, а иногда и звуковое подтверждение того, что программное обеспечение восприняло введенную команду. Обратная связь эффективна в том случае, если она реализуется своевременно, то есть как можно ближе к точке последнего взаимодействия пользователя с системой. Когда компьютер обрабатывает поступившее задание, полезно предоставить пользователю информацию относительно состояния процесса, а также возможность прервать этот процесс, в случае необходимости. К тому же, наличие «обратной связи» — обязательное условие обучения. Лишь получая своевременное «одобрение» или «порицание» своих действий, пользователь может совершенствовать навыки в работе с программой.

Ещё одним полезным средством поддержки являются мастера. Мастер - это такое средство, которое позволяет автоматизировать выполнение задания посредством диалога с пользователем. С точки зрения пользовательского интерфейса мастер — это набор диалоговых окон, последовательно отображаемых на экране по мере выполнения пользователем очередного шага задания. Каждое такое окно содержит элементы интерфейса, позволяющие пользователю вводить или выбирать данные, необходимые для выполнения очередного шага задания.

Окно сообщения (message box, или просто message) — это вторичное окно, используемое для вывода на экран информации для пользователя.

Рис.1 Окно сообщения

Справочная система, имеет двойственный характер. С одной стороны, это часть программы, с другой — замена бумажной программной документации. Хотя при работающей программе справочная система практически всегда «под рукой», но при обращении к ней пользователь в той или иной степени нарушает рабочую среду, сформированную на протяжении сеанса работы с программой. Один из возможных подходов создания справочной системы основан на проектировании «снизу вверх». Его идея состоит в следующем: для каждого возможного состояния программы (рабочей среды пользователя) определяется состав элементов интерфейса, по которым пользователь может запросить справку. Выдаваемые подсказки должны быть минимальны по объему и максимально конкретны. Те дополнительные сведения, которые, по мнению разработчика, могут потребоваться пользователю для продолжения работы, но оказались «за рамками» подсказки, включаются в состав справки более высокого уровня, и так далее.

Использование команды «Что это такое?» значительно упрощает понимание интерфейса программы. Команда «Что это такое?» — это форма контекстной помощи пользователю. Эта команда обеспечивает пользователя контекстной информацией относительно любого объекта, представленного на экране, включая элементы управления в диалоговых окнах и на панелях инструментов.

Рис.2 «Что это такое»

В настоящее время самым часто используемым средством поддержки пользователя являются всплывающие подсказки. Наиболее распространенный вариант использования всплывающей подсказки — пояснения для элементов управления, не имеющих текстовой метки. Всплывающая подсказка появляется возле указателя, если он находится на элементе интерфейса в течение достаточно короткого интервала времени, и остается на экране, пока пользователь не нажмет кнопку мыши или не переместит указатель, либо в течение установленного периода времени. Если пользователь перемещает указатель на другой элемент управления, имеющий всплывающую подсказку, задержка игнорируется, и новая подсказка отображается немедленно, заменяя предыдущую.

в Это всплывающая подсказка

Для ахода нажмите сюда

Рис.3 Всплывающая подсказка В программах имеющих контекстное меню целесообразно использовать сообщения в строке состояния как способ информирования пользователя. Контекстная помощь пользователю может также быть реализована посредством вывода текстовых сообщений в строке состояния. Как правило, такая форма помощи служит для предоставления пользователю краткой справки относительно пунктов меню или кнопок панели инструментов (подсказка появляется на экране, когда указатель мыши расположен на пункте меню).

Login: S9564S51G6

Password:

Сохраняет информацию в файл

Рис.4 Контекстное меню

Статический текст формально не является видом контекстной помощи, однако это не означает, что его нельзя использовать в качестве таковой. Если пространственное размещение элементов управления в диалоговом окне или панели инструментов позволяет дополнить метку элемента сопроводительным текстом, следует пользоваться такой возможностью. Во многих случаях это поможет пользователю разобраться в назначении элементов окна, не прибегая к всплывающим подсказкам.

В рамках одного приложения могут использоваться различные средства обучения, относящиеся как ко всему приложению, так и к отдельным его компонентам. При этом пользователю должна быть предоставлена и свобода выбора средств обучения, и возможность игнорировать любое из них.

К наиболее распространенным в настоящее время встроенным средствам обучения относятся:

• полезные советы, или мастер подсказок

• подборка примеров, иллюстрирующих результаты применения приложения для решения различных задач

• обзорный курс

• электронный учебник

Средства поддержки пользователя должны проектироваться и разрабатываться совместно с другими элементами интерфейса и, по возможности, параллельно с разработкой программной документации. И хотя, законодательно закрепленных, требований к структуре и содержанию средств поддержки пользователя нет, при их создании рекомендуется учитывать существующие стандарты на программную документацию. Кроме того, можно считать стандартом типовую структуру справочной системы, поддерживаемую компанией Microsoft и предусматривающую наличие трех основных уровней помощи: контекстную, процедурную и концептуальную.

Использованные источники:

1. Гультяев "Help разработчика справочных систем" - Питер 2004.

2. Зайцев О.В "Создание Help файлов под Windows" - Смоленск,1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.