Информационные технологии
83
2. Овсянников В.Е., Васильев В.И. Инженерно-психологическая оценка технологического оборудования предприятий автомобильного транспорта на этапе проектирования / «Инженерный вестник Дона», 2014, №1 - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2014/2285 (доступ свободный) -Загл. с экрана. - Яз. рус.
3. Каран Е.Д. Алгоритмы труда операторов дорожных машин [текст] / Е.Д. Каран, Ю.О. Бобылев,
Н.М Терентьева. - М.: МАДИ, 1981г. - 116 с.
4. Основы инженерной психологии [текст] / Под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Высшая школа, 1986. - 424
с.
5. Васильев В.И. Анализ деятельности водителя в процессе управления автомобилем / В.И. Васильев, Дик И.И. // Темат. сб. науч. тр. - Челябинск: ЧГТУ, 1990. - с. 121-124.
6. Овсянников В.Е. Оценка параметров алгоритмов работы операторов технологического оборудования в условиях неопределенности исходных данных [текст] / В.Е. Овсянников, В.И. Васильев / Вестник КузГТУ, 2014, №2. С. 55-56.
7. «Виртуальный стенд для моделирования алгоритмов работы операторов технологических машин»: свидетельство об отраслевой регистрации разработки №19972 [текст] / В.Е. Овсянников, В.И. Васильев. -№ 50200800200; заявл. 16.02.2014; опубл. 16.02.2008.
Авторы статьи:
Овсянников Виктор Евгеньевич, канд. техн. наук, доцент каф. «Инноватики и менеджмента качества» (Курганский государственный университет), email: утоп212@гашЫег.ги.
Васильев Валерий Иванович, Докт. техн. наук, профессор, зав. каф. «Автомобильный транспорт и сервис» (Курганский государственный университет), email: [email protected].
УДК 621.19
В.Е. Овсянников, В.И. Васильев
РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОПЕРАТОРОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН
Функциональное состояние оператора - интегральный комплекс характеристик, функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности [1]. Параметры функционального состояния характеризуют степень работоспособности и воздействие рабочей среды на организм человека.
Контроль параметров функционального состояния оператора осуществляется в трех формах [1]: предстартовый контроль, оперативный контроль и динамический контроль после окончания работ.
В нашем случае наибольший интерес представляет оперативный контроль, ввиду того, что требуется оценить влияние технологического оборудования предприятий автомобильного транспорта на параметры работоспособности оператора.
К наиболее широко используемым методам оценки функционального состояния операторов относятся физиологические (измерение давления, пульса и т.д.), психофизиологические (функции анализаторов), психологические (внимание и т.д.), а также прямая оценка работоспособности (измерение количества ошибок и т.д.) [1].
Наиболее перспективным является использование психологических показателей [1 - 3], т. к. их определение не вызывает больших затруднений, не требует специальных средств, а также оценка со-
стояния может производиться непосредственно в процессе работы.
Одним из распространенных методов оценки психологических показателей является оценка уровня внимания при помощи таблиц Шульте [3]. Эта методика обеспечивает определение устойчивости внимания и динамики работоспособности, а также эффективность работы, степень врабатываемости внимания.
Данная методика была реализована в программной среде Бе1рЫ с разработкой специальной компьютерной программы "Оценка функционального состояния оператора", интерфейс которой представлен на рис.1 [4].
В программе имеется возможность определения времени прохождения теста посредством секундомера. После нажатия кнопки «старт» и до конца прохождения теста ведется отсчет времени.
Программа позволяет определять количество ошибок, совершаемых испытуемым при прохождении теста:
Разработанный программный продукт может использоваться при оценке функционального состояния операторов без отрыва их от основной деятельности и в условиях, приближенных к реальным.
84
В.Е. Овсянников, В.И. Васильев
Часы Минуты Секунды
Щ
Количество ошибок
Старт
14 9 2 21
22 7 IB 5
4 25 11 18
20 Є 23 8
15 24 1 17
13
10
19
12
Рис.1. Интерфейс программы "Оценка функцио-_________нального состояния оператора"________
Часы Мннуты Секунцы
[0 [0 [5
14
22
20
25
10
11
23
Стоп
21
18
17
13
10
19
12
Рис. 2. Определение количества ошибок
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нерсесян Л.С. О прогнозировании готовности к экстренному действию операторов в состоянии утомления [текст] / Л.С. Нерсесян, Е.Г. Бухерзон, В.Г. Зазыкин. // Проблемы инженерной психологии: Тез. 6 Всесоюзн. конф. По инженерной психологии.-Л.,1984. - с. 98-102.
2. Горшков С.И. Основы инженерной психологии: Учебник для вузов [текст] / С.И. Горшков, З.М. Золина, Ю.В. Мойкин. - М.: Академический проект, 2002. - 576 с.
3. Душков Б.А. Инженерная психология [текст] / Б.А. Душков. - М.: Высш. шк., 2001. - 381 с.
4. «Оценка функционального состояния оператора»: свидетельство об отраслевой регистрации разработки №19973 / В.Е. Овсянников, В.И. Васильев. - № 50200800202; заявл. 16.02.2014; опубл. 16.02.2008.
Авторы статьи:
Овсянников Виктор Евгеньевич, канд. техн. наук, доцент каф. «Инноватики и менеджмента качества» (Курганский государственный университет), email: урап212@гатЫег.ш.
Васильев Валерий Иванович, доктор техн. наук, профессор, зав. каф. «Автомобильный транспорт и сервис» (Курганский государственный университет), email: [email protected].