Научная статья на тему 'Разработка специальной техники для обследования и ремонта автодорожных мостов'

Разработка специальной техники для обследования и ремонта автодорожных мостов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
549
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мосты / обследование / ремонт / специальная техника / машина
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Безбабичева Ольга Ильинична, Розенфельд Николай Владимирович, Кольвах В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of special equipment produced in Ukraine for the execution of survey and repair works of bridges that enables to detect defects of chord constructions and piers of bridges in places difficult to reach conduct experiments and carry out repair works of bridges with high piers and a big number of spans is suggested.

Текст научной работы на тему «Разработка специальной техники для обследования и ремонта автодорожных мостов»

УДК 624.21

РАЗРАБОТКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОДОРОЖНЫХ

МОСТОВ

О.И. Безбабичева, к.т.н., доцент, Н.В. Розенфельд, ассистент, В.В. Кольвах, студент, ХНАДУ

Аннотация. Предлагается разработка специальной техники отечественного производства для выполнения работ по обследованию и ремонту мостов, при помощи которой можно будет обнаружить дефекты пролетных строений моста и опор в труднодоступных местах, производить испытания и выполнять ремонтные работы при высоких опорах и большом числе пролетов моста.

Ключевые слова: мосты, обследование, ремонт, специальная техника, машина.

Введение

Достоверная оценка фактического состояния эксплуатируемых мостов в условиях снижения их долговечности и надежности требует современных подходов к технической диагностике сооружений.

Объективная информация о техническом состоянии мостов лежит в основе прогноза остаточного ресурса, необходима для разработки стратегии эксплуатации и ремонта, а также определяет контроль качества ремонтных работ. Для качественной диагностики необходимо современное оборудование и специальная техника, которой, к сожалению, дорожная отрасль Украины не обеспечена. В первую очередь, это связано с высокой стоимостью соответствующего импортного оборудования. Цена некоторых машин для осмотра и ремонта мостов, например, фирмы «BARIN», превышает 200000 $. Но даже при такой высокой стоимости, покупка и использование таких агрегатов оправдываются для городов, где нужно эксплуатировать 2 - 3 больших моста [1].

Цель и постановка задачи

Цель роботы - обоснование необходимости создания специальной техники (машины) отечественного производства для обследования и ремонта мостовых сооружений.

Разработка параметров машины

Машины, предназначенные для осмотра и ремонта мостов Украины, должны соответствовать климатическим особенностям нашей страны и конструктивным решениям эксплуатируемых автодорожных мостов.

В Украине преобладают малые мосты (49,7 %) и средние (44,2 %), при этом фактический срок службы мостов на 40 - 50 % ниже нормативного [2]. В настоящее время не удовлетворяют требованиям СНиП 2.05.03 - 84* по габаритам проезда и по грузоподъем-

ности 63 % мостов, построенных по техническим нормативам 1962 года и более ранним [3]. По материалу автодорожные мостовые сооружения подразделяются на железобетонные и каменные (93 %), металлические (6 %) и деревянные (1 %) [3].

Для наиболее полного анализа работы мостового сооружения необходимо выполнять оценку фактического состояния его потребительских свойств. Это возможно лишь при совместном применении всех методов обследований и испытаний моста. Системный анализ эксплуатируемых мостов по данным проф. Васильева А.И. [4] включает два вектора:

— потребительские свойства сооружения;

— натурные обследования сооружения.

Натурные обследования предусматривают обязательное выполнение работ:

1. сбор предварительной информации;

2. визуальное обследование, оценка повреждений;

3. инструментальные измерения параметров сооружений и характеристик материалов;

4. статические и динамические испытания;

5. выполнение расчетов;

6. оценка потребительских свойств по результатам обследований, испытаний, расчетов;

7. разработка рекомендаций по содержанию, стратегии эксплуатации моста;

8. составление или уточнение паспорта сооружения, полноценное выполнение обмера конструкций, визуального обследования с оценкой повреждений, инструментальных обследований, статических и динамических испытаний для большинства сооружений невозможно без использования специальной техники.

Отечественная промышленность вполне способна производить специальную технику с помощью которой можно будет обнаружить дефекты пролетных строений моста и опор (трещины, обнажение арматуры, выщелачивание бетона и пр.) в труднодоступных местах, производить испытания и вы-

полнять ремонтные работы при высоких опорах и большом числе пролетов моста.

Анализ габаритных схем, конструктивных решений пролетных строений и опор эксплуатируемых мостов позволил сформулировать требования к габаритам машины:

— для обследований и ремонта пролетных строений и верхней части опор необходимо обеспечить подачу люльки на расстояние до 4,5 м от поверхности проезжей части (рис. 1);

— расстояние подачи люльки от торца тротуарных плит под пролетное строение должно составлять не менее 10 м;

— размещение машины предусматривается на проезжей части у тротуара;

— грузоподъемность люльки должна быть не менее 300 кг (2 человека и необходимое оборудование);

— автоматизация процессов безопасной работы,

— радио- и, желательно, видеосвязь с водителем;

— механическая система перемещения люлки должна обеспечить ее плавное и безопасное движение;

— масса автомобиля и его габариты должны быть минимально допустимыми;

— угол поворота механизма предусмотреть не менее чем 180 °.

Горьковский автозавод производит на базе автомобиля ГАЗ - 3308 автовышки, конструкция которых весьма близка к требуемой. Автовышка уже имеет выносные гидравлические опоры, вращающийся портал, рычажную систему из двух звеньев, люльку.

Гидравлическая система машины нуждается в незначительных изменениях и не требует радикальных переделок. В качестве базового автомобиля может быть использован грузовик-вездеход ГАЗ

- 3308 с экономичным дизельным двигателем или ЗИЛ-бычок.

Машина для обследования и ремонта мостов должна иметь рычажную систему из трех звеньев. Предлагаемая довольно простая кинематическая схема машина показана на рис. 1.

В зарубежных образцах АВС (Италия), А-30, А-40 (США) эти звенья механизма расположены в параллельных плоскостях, в результате чего в звеньях возникают крутящие моменты, что увеличивает вес конструкции.

Рис. 1. Возможная кинематическая схема машины для обследования и ремонта мостов

Возможно расположение звеньев в одной плоскости, что не помешает переводу механизма из транспортного в рабочее положение.

Гидроцилиндры машины должны управляться электрическими золотниками, чтобы управлять ею как с базового автомобиля, так и непосредственно из люльки.

Целесообразно подвести к люльке сжатый воздух, что позволит выполнять очистку поверхностей, распыление защитных материалов, торкретирование и другие ремонтные работы.

Большинство необходимых узлов машины производятся украинскими предприятиями.

На рисунке представлена довольно простая кинематическая схема. Возможное усложнение схемы, в частности, для придания машине способности сохранять угловое положение третьей секции при различных углах наклона стрелы и второй секции, потребует утяжеления конструкции и замены базового автомобиля.

Предлагаемая машина может быть изготовлена на Украине, в частности, Харьковским заводом транспортного оборудования, и будет доступной по цене для областных служб эксплуатации автомобильных дорог.

Заключение

Техническое состояние мостов характеризуется наличием большого числа дефектов и повреждений, которые значительно снижают эксплуатационную надежность. Фактическая долговечность автодорожных мостов крайне низкая, средний срок службы железобетонных мостов составляет 30 - 35 лет.

Получение достоверных и полных данных о техническом состоянии, прочностных и других характеристиках примененных материалов и их величин на момент обследования определяет правильность стратегии ремонта и эксплуатации сооружений, качество строительных работ ремонта или реконструкции. Эти сведения можно получить при проведении тщательных осмотров мостов с применением специальной техники.

Современные технологии ремонта и эксплуатации мостов и путепроводов также требуют возможности доступа к отдельным элементам. При ремонте бетонных конструкций наиболее часто выполняются работы:

— устранение шелушения бетонной поверхности, повреждений на глубину 1 - 3 мм;

— ремонт поверхности защитного слоя, повреждений на глубину до 10 мм, восстановление защитного слоя, поврежденного на глубину 30 мм;

— восстановление защитного слоя и частично бетона конструкции, с выполнением при необходимости, работ по усилению;

— ремонт участков с механическими повреждениями и дефектами (раковины, сколы с оголением арматуры);

— профилактические работы по предупреждению повреждений поверхности.

Все виды работ по ремонту бетонных поверхностей: импрегнация (пропитка, гидрофобизация), нанесение лакокрасочных покрытий, устройство штукатурки, нанесение полимерных покрытий, торкретирование и бетонирование, а также работы по усилению элементов пролетных строений и опор (например, лентами фирмы SIKA) могут выполняться специалистами с применением предлагаемой техники.

Создание машин для обследований и ремонтов мостовых сооружений отечественными заводами позволит оснастить необходимой техникой подразделения, занимающиеся вопросами предупреждения аварийности мостов и продления срока их службы.

Литература

1. Корнеев М.М. Стальные мосты: Теоретическое и

практическое пособие по проектированию. -К., 2003. - 547 с.

2. Фаль А.£., Коваль М.П. Напрямки покращення

експлуатацшних якостей зал1зобетонних плит пршзно! частини автодорожшх моспв// Авто-мобшьт дороги i дорожне будавництво. - № 73. - К.: НТУ. - 2006. - С. 323 - 324.

3. Климпуш М.Д Транспортт споруди на дорогах

загального користування. Проблеми та шляхи к виршення // Автомобшьш дороги i дорожне будавництво. - № 69. - К.: НТУ. - 2004. -С. 92 - 96.

4. Васильев А.И. Системный подход к натурным

исследованиям эксплуатируемых мостов // Автомобшьш дороги i дорожне будавництво. -2002. - Вип.64. - С. 33 - 37.

5. Смирнов О.А., Цветков И.А. Механизмы пере-

мещения секций телескопических стрел гидравлических самоходных кранов // Строите ль-ные и дорожные машины. - 1984. - №1. -С. 27 - 29.

6. Шевчик А. Новые материалы фирмы SIKA для

усиления дорожных мостовых объектов // Коммунальное хозяйство городов. - 2002. - К.: Техника. - С. 309 - 314.

Рецензент: В.К. Жданюк, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 6 сентября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.