Научная статья на тему 'Разработка специального программного обеспечения для системного анализа профессионального риска работников железнодорожного транспорта'

Разработка специального программного обеспечения для системного анализа профессионального риска работников железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
497
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК / УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА В ОРГАНИЗАЦИИ / ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ / ПОКАЗАТЕЛЬ ВРЕДНОСТИ УСЛОВИЙ ТРУДА / РИСК ТРАВМИРОВАНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА / РАБОЧЕЕ МЕСТО / ОТДЕЛ ГЛАВНОГО МЕХАНИКА / ПУНКТ ПОДГОТОВКИ ВАГОНОВ ПОД ПОГРУЗКУ / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / АЛГОРИТМ ПРОГРАММЫ / INDIVIDUAL PROFESSIONAL RISK / OCCUPATIONAL EXPOSURE LEVELS IN THE ORGANIZATION / HARMFUL PRODUCTION FACTORS WORKING CONDITIONS HAZARD RATE / RISK OF INJURY / INDIVIDUAL WORKING CONDITIONS / WORKPLACE / CHIEF MECHANIC DEPARTMENT / CARS FOR LOADING PREPARING POINTS / SYSTEM ANALYSIS / SOFTWARE ALGORITHM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асламова Елизавета Александровна, Блащинский Владимир Сергеевич, Асламова Вера Сергеевна, Аршинский Леонид Вадимович

В статье выполнен системный анализ причин техногенных происшествий на опасных производственных объектах и транспорте. Представлен текстуальный алгоритм программы, разработанный по методике расчета ОАО «Клинский институт охраны и условий труда» для автоматизации процессов вычисления индивидуальный профессионального риска работников железнодорожного транспорта из отдела главного механика (ОГМ, Иркутск-Сортировочный, проанализировано 19 рабочих мест, работников 61) и пункта подготовки вагонов под погрузку (ППВП, станция Суховская, количество рабочих мест 12, число работников 126). По результатам специальной оценки условий труда, проведенной в 2015 г., выявлено в ОГМ 3 рабочих места (электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварки; аппаратчик химической чистки; электрогазосварщик ) и в ППВП 4 рабочих места (осмотрщик-ремонтник вагонов, электрогазосварщик ручной сварки, осмотрщик вагонов по сохранности вагонного парка и слесарь по ремонту подвижного состава) с вредными производственными факторами (химический; аэрозоли преимущественно фиброгенного действия; тяжесть труда) с общими классами условий труда 3.1 и 3.2. Выполненный анализ индивидуальных профессиональных рисков показал, что в ОГМ на рабочих местах у 6,6 % работников низкий риск, у 42,6 % работников средний риск, у 50,2 % высокий риск. В ППВП у 2,4 % работников на рабочих местах низкий риск, у 96 % работников средний риск, 1,6 % работников трудятся при высоком риске. Предложена уточненная формула для расчета уровня профессионального риска в организации, расчет по которой установил, что в ОГМ уровень профессионального риска равен 0,2012, в ППВП 0,2120, что соответствует среднему риску.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Асламова Елизавета Александровна, Блащинский Владимир Сергеевич, Асламова Вера Сергеевна, Аршинский Леонид Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SPECIAL SOFTWARE FOR RAILWAY WORKERS PROFESSIONAL RISK SYSTEM ANALYSIS

The article presents a systematic analysis of the causes of man-made accidents at hazardous industrial facilities and transport. A textual algorithm program developed by the method of calculation of "Klin Institute of protection and working conditions" to automate the process of calculating the individual occupational exposure of workers of railway transport of the General Mechanics (OGM, Irkutsk-Sortirovochny, analyzed 19 jobs 61 employees) and paragraph preparation of cars for loading (IWPR, Sukhovskaya station, the number of jobs 12, the number of employees 126) is presented. A special assessment of working conditions carried out in 2015 showed the following results: in the OGM 3 jobs (electric and gas welder on the cutting and manual welding, cleaning operator and electric and gas welder) and IWPR 4 working places (viewer and repairman cars, manual electric and gas welder welding osmotrschik cars on safety of rolling stock and the mechanic on repair of rolling stock) harmful production factors (chemical, spray preimushchestvenno fibrogenic actions; labor severity) with common classes of working conditions 3.1 and 3.2. The analysis of individual occupational risks revealed that OGM workplace at 6,6% of the employees low risk, 42,6% of workers in average risk, from 50,2% high risk. The IWPR in 2,4% of workers in the workplace low risk, 96% of workers in average risk, 1,6% of workers work at high risk. A refined formula for calculating occupational risk level in the organization, settlement of which found that the OGM professional risk level is 0,2012, in IWPR 0,2120, which corresponds to an average risk.

Текст научной работы на тему «Разработка специального программного обеспечения для системного анализа профессионального риска работников железнодорожного транспорта»

Транспорт

УДК 614.8(075.8) + 614.8.084 Асламова Елизавета Александровна,

аспирант ИрГУПС, тел. +79834452547, e-mail: asli14@mail.ru Блащинский Владимир Сергеевич,

магистрант,

тел. +77246240009, e-mail: blaschinskiy@gmail.com Асламова Вера Сергеевна, д. т. н., профессор кафедры «Техносферная безопасность» ИрГУПС, тел. +79149045809, е-mail: aslamovav@yandex.ru Аршинский Леонид Вадимович, д. т. н., доцент, зав. каф. «Информационные системы и защита информации» ИрГУПС,

тел. +79148885220, е-mail: larsh@mail.ru

РАЗРАБОТКА СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

E. A. Aslamova, V. S. Blaschinsky, V. S. Aslamova, L. V. Arshinsky

DEVELOPMENT OF SPECIAL SOFTWARE FOR RAILWAY WORKERS PROFESSIONAL

RISK SYSTEM ANALYSIS

Аннотация. В статье выполнен системный анализ причин техногенных происшествий на опасных производственных объектах и транспорте. Представлен текстуальный алгоритм программы, разработанный по методике расчета ОАО «Клин-ский институт охраны и условий труда» для автоматизации процессов вычисления индивидуальный профессионального риска работников железнодорожного транспорта из отдела главного механика (ОГМ, Иркутск-Сортировочный, проанализировано 19 рабочих мест, работников 61) и пункта подготовки вагонов под погрузку (ППВП, станция Суховская, количество рабочих мест -12, число работников 126). По результатам специальной оценки условий труда, проведенной в 2015 г., выявлено в ОГМ -3 рабочих места (электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварки; аппаратчик химической чистки; электрогазосварщик) и в ППВП - 4 рабочих места (осмотрщик-ремонтник вагонов, электрогазосварщик ручной сварки, осмотрщик вагонов по сохранности вагонного парка и слесарь по ремонту подвижного состава) с вредными производственными факторами (химический; аэрозоли преимущественно фиброгенного действия; тяжесть труда) с общими классами условий труда 3.1 и 3.2. Выполненный анализ индивидуальных профессиональных рисков показал, что в ОГМ на рабочих местах у 6,6 % работников низкий риск, у 42,6 % работников средний риск, у 50,2 % высокий риск. В ППВП у 2,4 % работников на рабочих местах низкий риск, у 96 % работников средний риск, 1,6 % работников трудятся при высоком риске. Предложена уточненная формула для расчета уровня профессионального риска в организации, расчет по которой установил, что в ОГМ уровень профессионального риска равен 0,2012, в ППВП - 0,2120, что соответствует среднему риску.

Ключевые слова: индивидуальный профессиональный риск, уровень профессионального риска в организации, вредные производственные факторы, показатель вредности условий труда, риск травмирования, индивидуальные условия труда, рабочее место, отдел главного механика, пункт подготовки вагонов под погрузку, системный анализ, алгоритм программы.

Abstract. The article presents a systematic analysis of the causes of man-made accidents at hazardous industrial facilities and transport. A textual algorithm program developed by the method of calculation of "Klin Institute of protection and working conditions" to automate the process of calculating the individual occupational exposure ofworkers of railway transport of the General Mechanics (OGM, Irkutsk-Sortirovochny, analyzed 19 jobs 61 employees) and paragraph preparation of cars for loading (IWPR, Sukhovskaya station, the number ofjobs - 12, the number of employees 126) is presented. A special assessment of working conditions carried out in 2015 showed the following results: in the OGM - 3 jobs (electric and gas welder on the cutting and manual welding, cleaning operator and electric and gas welder) and IWPR - 4 working places (viewer and repairman cars, manual electric and gas welder welding osmotrschik cars on safety of rolling stock and the mechanic on repair of rolling stock) harmful production factors (chemical, spray preimushchestvenno fibrogenic actions; labor severity) with common classes ofworking conditions 3.1 and 3.2. The analysis of individual occupational risks revealed that OGM workplace at 6,6% of the employees low risk, 42,6% of workers in average risk, from 50,2% high risk. The IWPR in 2,4% of workers in the workplace low risk, 96% of workers in average risk, 1,6% of workers work at high risk. A refined formula for calculating occupational risk level in the organization, settlement of which found that the OGM professional risk level is 0,2012, in IWPR - 0,2120, which corresponds to an average risk.

Keywords: individual professional risk, occupational exposure levels in the organization, harmful production factors working conditions hazard rate, risk of injury, individual working conditions, workplace, chief mechanic department, cars for loading preparing points, system analysis, software algorithm.

Введение

Все производственные предприятия являются сложными человеко-машинными системами (ЧМС), которые отличаются трудоемкостью моделирования и системного анализа, невозможностью точного прогноза интегральных показателей си-

стемы. Одной из основных закономерностей функционирования и развития ЧМС является целенаправленность, выражающаяся в стремлении сохранять жизнестойкость и достигать желаемых результатов путем соответствующей перестройки параметров самой системы и ее ближнего окружения [1].

Структурные подразделения ОАО «РЖД» (вагонные и локомотивные депо, путевое и др. хозяйства) относятся к категории опасных производственных объектов (ОПО), на которых эксплуатируются стационарные грузоподъемные механизмы, применяется оборудование, работающее под давлением, хранятся и транспортируются опасные грузы.

Чтобы оценить основные угрозы и риски, а значит, и выработать нивелирующие их меры, начнем проблемно-ориентированный анализ ситуации, связанной с аварийностью и травматизмом в ОАО «РЖД». Несмотря на то, что за последнее десятилетие в ОАО «РЖД» достигнута устойчивая тенденция снижения производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, его уровень остается неудовлетворительным. По сравнению с 2004 г. количество травмированных работников в 2011 г. уменьшилось на 64 % (с 1049 до 418 человек), а число смертельных исходов - на 40 % (со 106 до 68). Травмируется примерно 1 человек в день и погибает 1 работник каждые 5 дней [1].

По оценкам Международной организации труда, от производственных травм и заболеваний в мире ежегодно умирает свыше 2,3 млн работников, причём 4 % всемирного валового внутреннего продукта теряется из-за несчастных случаев и плохих условий труда [3]. Согласно статистическим данным Роструда, в России в 2013 г.: на производстве погибло 2,7 тыс. работников, более 40 % рабочих мест с вредными условиями труда, но на 10 тыс. работников выявлено всего лишь 1,75 профессиональных заболеваний. Для сравнения - в Германии на 10 тыс. работников приходится 7,81 профессиональных заболеваний, во Франции - 6,39, в Испании - 5,79, в Бельгии - 2,93.

Причины и факторы

чрезвычайных происшествий в ЧМС

Накоплено много статистических данных о катастрофах, авариях и несчастных случаях на производстве, а также приобретен определенный опыт их исследования, и уже можно выявить причины, без устранения которых невозможно дальнейшее развитие системы обеспечения безопасности в техносфере.

Наиболее объективными показателями, применяемыми в настоящее время для статистической оценки уровня безопасности в ЧМС, являются число чрезвычайных происшествий (ЧП) и размеры ущерба от них. Для выявления основных факторов аварийности и травматизма следует использовать статистические данные о ЧП за длительный промежуток времени.

Общей характерной чертой практически всех рассматриваемых происшествий явилось то, что для их возникновения необходимо появление, как правило, не одной, а нескольких предпосылок, образующих в совокупности причинную цепь конкретного техногенного происшествия.

Наиболее типичной причинной цепью оказалась последовательность событий-предпосылок следующего характера [1]:

а) ошибка человека, и (или) отказ технологического оборудования, и (или) неблагоприятное для них внешнее воздействие;

б) появление опасного производственного фактора в неожиданном месте и (или) невовремя;

в) неисправность либо отсутствие средств защиты и (или) неточные действия персонала либо посторонних лиц в подобной нестандартной ситуации;

г) воздействие опасных производственных факторов на незащищенные элементы технологического оборудования, людей и окружающую их среду.

Исходные предпосылки, служащие инициаторами подобных причинных цепей техногенных происшествий на опасных производственных объектах (ОПО) и транспорте, обусловлены ошибками персонала (51,6 %), недостатками оборудования и техники (25 %), недостатками технологии (7,8 %), опасностями окружающей среды (15,8 %), прочими факторами (7,4 %) (табл. 1, по данным работы [1]).

Т а б л и ц а 1

Причины техногенных происшествий на ОПО

Групп а Факторы аварийности и травматизма % По груп пе, %

■ « о и Неудобство технологии подготовки и проведения работ 2 7,8

юлогия произ ства Неудобство ремонта и технического обслуживания 0,8

Сложность алгоритма действий оператора 3,8

и Н Необходимость нахождения в потенциально опасной зоне 1,2

| Слабые навыки действий в сложных ситуациях 12,7 51,6

2 5 & к к о Неучет особенностей работоспособности человека 1,5

Й л ^ и В С пс И Г) Неумение оценить информацию о состоянии процесса 12,3

Слабые знания сущности происходящих процессов 7,3

Технологическая недисциплинированность 8

Отсутствие самообладания в условиях стресса 5,6

Другие недостатки работающего 4,2

Условия проведения работ Дискомфорт среды по физико-химическим параметрам 2,8 15,8

Низкое качество информационной модели состояния среды 4,8

Возможность опасных воздействий на человека и машину 9

Произв. оборудование (машина) Низкое качество конструкции рабочих мест 6 17,4

Высокая энергоемкость источника энергии 1,5

Возможность возникновения опасных отказов 8

Другие факторы оборудования (техники) 1,9

Прочие факторы 7,4 7,4

Среди факторов, непосредственно влияющих на появление аварийности и травматизма, следует выделить: слабые практические навыки персонала в нестандартных или сложных ситуациях, неумение верно оценивать информацию о состоянии протекающих с его участием технологических процессов, низкое качество конструкции рабочих мест и недостаточную технологическую дисциплинированность [1-3]. Программа автоматизированного определения индивидуального профессионального риска работников предприятия

Система управления рисками, направленная на повышение безопасности и развитие деятельности по сокращению экономических потерь, связанных с несчастными случаями (НС) на производстве, базируется на понятии профессионального риска (ПР) - вероятности причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и/или опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ст. 209 Трудового кодекса РФ.

В качестве теоретической модели оценки индивидуального профессионального риска (ИПР) и уровня профессионального риска в организации (УПРО) выбрана модель, разработанная в ЗАО «Клинский институт охраны и условий труда» [46]. Модель учитывает: индивидуальные условия труда на рабочем месте (ИОУТ) по показателю вредности (ПВ), возраст работника и его стаж работы по профессии, состояние здоровья работника,

случаи профзаболеваний и травмирования на данном рабочем месте.

Для автоматизации процессов вычисления ПР, сокращения времени расчета, исключения ошибок была разработана программа [7], созданная в интегрированной среде разработки Microsoft Visual Studio 2015 на языке программирования Visual Basic при поддержке Microsoft Net Framework 4.0.0. Блок-схема алгоритма расчета представлена в работе [8]. Инструкция по работе с программой приведена в работе [9].

Алгоритм работы программы

1. Ввод названия предприятия и числа профессий N (рис. 1).

2. Уровень профессионального риска в организации УПРО = 0.

3. Уровень профессионального риска на рабочем месте УПРОРМ = 0. S = 0. j = 1.

4. Ввод наименования рабочего места и количества работников l, числа факторов для каждого класса опасности, степени риска травмирования, защищенности (ОЗ) работника СИЗ.

АнализУПРО

Наименование организации

Участок главного механика

Количество рабочих профессий

19 Ш

Выход Далее

Рис. 1. Форма ввода наименования предприятия и количества профессий

В программе автоматически выбирается параметр риска травмирования (РТ) работника на рабочем месте с применением матрицы оценки риска (табл. 2).

Т а б л и ц а 2 Значения показателя РТ в зависимости от степени риска_

Степень риска Показатель РТ Приемлемость риска Величина риска

Низкая (Н) 1 Безусловно допустимый 1 до 4

Средняя(С) 2 приемлемый 5 до 12

Высокая (В) 3 недопустимый от 15 до 25

5. Цикл 7 от 1 до I .

6. Производится выбор возраста, стажа и группы здоровья для каждого работника (рис. 2).

в=l:v

v.. • m;

Кбм = 0,5 - коэффициент приведения к безразмерному виду, балл-1; т, - количество вредных производственных факторов данного класса условий труда; тр - число производственных факторов, присутствующих на данном рабочем месте; В = 2 • тр - сумма баллов для всех факторов рабочего места, вредность которых оценена классом 2 (желаемый результат); V, - количество баллов по классам условий труда, выбирается из табл. 4.

Т а б л и ц а 3 Значения ранга риска Р по показателям РТ и ОЗ

Рис. 2. Форма выбора возраста, стажа и группы здоровья работника

7. Ввод числа профессиональных заболеваний (Пз), количество случаев травматизма (Кс) на рабочем месте и выбор коэффициента тяжести последствий травмирования (Кт) за прошедший год. Тяжесть выбирается, исходя из самой тяжелой травмы (рис. 3). Нажимаем кнопку «решение».

8. Значение ранга Р для рабочего места назначается в соответствии с комбинацией значений показателей РТ и ОЗ, установленными для данного рабочего места (табл. 3).

9. Расчет ПВ условий труда по формуле:

ПВ = Кбм (Вф - Вд),

где Вф - сумма баллов для всех факторов на данном рабочем месте, характеризующая фактический уровень условий труда и определяемая по формуле

Ранг (Р) Значение РТ Значение ОЗ Характеристика риска травмирования

1 1 0 Риск травмирования низкий.

2 1 1 Риск травмирования низкий, работник необеспечен СИЗ

3 2 0 Риск травмирования средний.

4 2 1 Риск травмирования средний, но работник не защищен СИЗ

5 3 0 Риск травмирования высокий

6 3 1 Риск травмирования высокий, работник не защищен СИЗ

Т а б л и ц а 4

Показатель Класс условий труда по Р 2.2.2006-05

1 2 3.1 3.2 3.3 3.4 4

Кол-во баллов, Vi 2 2 4 8 16 32 64

10. Вычисление ИОУТ на рабочем месте с учетом комплексного воздействия производственных факторов по формуле

ИОУТ = 10С[б(ПВ -1) + Р] / 2334.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что при значениях ПВ, меньших единицы, значение ИОУТ полагается равным 0,02.

11. Значение ПТ определяется по формуле

Пт = К с • К т , где Кс - коэффициент, учитывающий количество случаев травматизма; Кт - коэффициент, учитывающий тяжесть последствий травмирования работников на рабочем месте за истекший год, которые определяются в соответствии с табл. 5.

Т а б л и ц а 5

Кс Количество травм за истекший год

0 1 2 3 >3

1 1,1 1,2 1,3 1,4

Кт Тяжесть последствий травм

ВУТ до 1 месяца ВУТ с 1 до 6 месяцев ВУТ более 6 месяцев Инвалидность Смерть

1 1,1 1,2 1,4 2,0

12. Расчет индивидуального профессионального риска (ИПР) работника:

ИПР = Sum • П • П, где Sum - сумма взвешенных значений параметров, вычисляемая по формуле

Рис. 3. Форма ввода исходных данных

с

т

Транспорт

Sum = W ■ Z ■ ИОУТ + W2 ■ z2 ■ З +

+ W3 ■ Z3 ■ В + W4 ■ z4 ■ С; ZhW = 1,

где Wi , Zi (i =1, 2, .. .,4) - коэффициенты, учитывающие значимость i-го фактора риска, определяются экспертными методами и приведены в табл. 6; Пт - показатель травматизма на рабочем месте; Пз - показатель профзаболеваемости на рабочем месте, ранжированный на три группы. Если профзаболевания у занятых на данном рабочем месте работников в течение года не выявлены, то Пз = 1. При одном выявленном заболевании Пз = 1,5. При двух и более Пз = 2.

Т а б л и ц а 6

Значения ко-

i Параметр эффициентов

Zi W,

1 условия труда 1/15 0,5

2 состояние здоровья работника 1/5 0,2

3 возраст работника 1/5 0,1

Трудовой стаж работника во

4 вредных и/или опасных условиях труда 1/5 0,2

12 рабочих места и рассчитаны ИПР для 126 работников. В 2016 г. на рабочем месте слесаря по ремонту подвижного состава был 1 травматический случай.

По результатам специальной оценки условий труда, проведенной в 2015 г., в ОГМ 3 рабочих места с вредными производственными факторами (ВПФ, табл. 7), на которых трудятся 6 работников (9,84 %). Остальные рабочие места с допустимым классом условий труда (УТ).

Т а б л и ц а 7 Рабочие места с ВПФ в отделе главного механика

Наименование рабочего места Производственный фактор Общий класс УТ

1. Электрогазосварщик (занятый на резке и ручной сварке) химический; тяжесть труда 3.2

2. Аппаратчик химической чистки химический; АПФД; тяжесть труда 3.1

3. Электрогазосварщик химический; тяжесть труда 3.2

13. 5 = 5 + ИПР.

14. г = г +1.

15.Пока г < I, переход на п. 6, иначе на

п. 16.

16. УПРОРМ = 8/1;

УПРО = УПРО + УПРОРМ. 7 = ] +1.

Пока 7 < N, переход на п. 4, иначе на п. 17.

17. УПРО = УПРО/Ш.

По завершении расчетов в папке «Мои документы» пользователя будет сформирована папка с названием рассматриваемого предприятия, в которой для каждой профессии будет создан текстовый файл со значением ИПР, а также текстовый файл с названием предприятия и полученным значением УПРО.

Результаты расчета по программе

Объектами исследования являлись условия труда и индивидуальные профессиональные риски (ИПР) работников:

1) отдела главного механика (ОГМ) эксплуатационного вагонного депо Иркутск-Сортировочный (ВЧД-8), образованного в соответствии с приказом президента ОАО «РЖД» от 10.03.2005 года № 46/Н33. Рассмотрены 19 рабочих места и рассчитаны ИПР для 61 работника;

2) пункта подготовки вагонов под погрузку (ППВП) станции Суховская. Рассмотрены

Более вредные условия труда в пункте подготовки вагонов под погрузку: по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в 2015 г., 4 рабочих места с ВПФ, (табл. 8), на которых трудятся 98 работников (77,80 %).

Т а б л и ц а 8 Рабочие места с ВПФ пункта подготовки _вагонов под погрузку_

Общий

Наименование рабочего места Производственный фактор класс условий труда

1. Осмотрщик-ремонтник вагонов тяжесть труда 3.2

2. Электрогазосварщик ручной сварки химический; АПФД; тяжесть труда 3.1

3. Осмотрщик вагонов (по сохранности вагонного парка) тяжесть труда 3.1

4. Слесарь по ремонту подвижного состава тяжесть труда 3.2

Остальные рабочие места с допустимым классом условий труда.

На обоих объектах отмечается наличие рабочих мест с неустранимым вредным фактором, таким как тяжесть труда (аппаратчик химической чистки, электрогазосварщик, осмотрщик-ремонтник вагонов, осмотрщик вагонов по сохранности вагонного парка, слесарь по ремонту подвижного состава, см. табл. 7, 8). Зная значение ИПР, можно с помощью табл. 9 установить категорию риска. Анализ результатов расчета ИПР По описанной программе рассчитаны значения ИПР для ОГМ и ППВП. На рис. 4 представлены результаты распределения ИПР для рассматриваемых объектов.

и ИПР

О ОД 0,2 0,3 0,4

Рис. 4. Распределения ИПР для ОГМ и ППВП

Анализ полученных результатов показал, что в ППВП на рабочих местах у 6,6 % работников низкий риск (значение ИПР < 0,13), у 42,6 % работников средний риск (значение ИПР от 0,13 до 0,21), у 50,2 % высокий риск (значение ИПР от 0,22 до 0,39). В ОГМ у 2,4 % работников на рабочих местах низкий риск, у 96 % работников средний риск, 1,6 % работников трудятся при высоком риске. Уровни профессионального риска в организациях, вычисленные по формуле

N

ОШ = 2 ЕЮ 1 / N, (1)

]=1

составили 0,1890 для ОГМ, 0,1678 для ППВП, что соответствует категории среднего риска.

Следует отметить, что формула (1) предлагаемая в работе [6], нуждается в уточнении, так как она не учитывает долю работников на рабочем месте от общего числа работников организации, для которых был рассчитан риск. Поэтому получаются абсурдные результаты: как видно из рис. 4, в ППВП более 50 % работников имеют высокий уровень индивидуального профессионального риска, а УПРО работников ППВП ниже, чем УПРО для ОГМ, хотя в отделе главного механика только у 4 человек (1,6 %) высокий уровень индивидуального профессионального риска. Предлагается формулу для расчета УПРО представить в следующем виде:

N

2 V

ОШ = -, (2)

N

1=1

где к] - количество работников на ]-м рабочем месте.

Вычисленные по формуле (2) значения УПРО составили: для ОГМ - 0,2012, для ППВП -0,2120.

Т а б л и ц а 9 Интервальная шкала ИПР

при Пт = 1 и Пз = 1_

Шкала Категория ИПР Характеристика ИПР

1 < 0,13 Низкий риск

2 0,13 - 0,21 Средний риск

3 0,22 - 0,39 Высокий риск.

4 0,4 Очень высокий риск

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белов П. Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование : учебник. Т 1. М. : Юрайт, 2014. 460 с.

2. Аннин В.А. Работать под девизом: «2013 г. - год здорового и безопасного труда». URL: http://scbist.com/xx2/24245 -11-2012-rabotat-pod-devizom-2013-g-god-zdorovogo-i-bezopasnogo-truda.html. (Дата обращения 22.07.2016

3. Ульянов В.А. Повышение безопасности труда на железнодорожном транспорте на основе снижения негативных воздействий человеческого фактора : автореф. дис. ... канд. техн. наук. М., 2013.143 с.

4. Разработка «Методики расчета индивидуального профессионального риска в зависимости от условий труда и состояния здоровья работника» и «Методики расчета интегрального показателя уровня профессионального риска в организации» / Н.Ф. Измеров и др. // Клинский институт охраны и условий труда : сайт. http://www.kiout.ru/info/publish/216 (Дата обращения 22.07.2016).

5. Симонова Н. Три подхода к оценке профессионального риска // Охрана труда. Практикум. 2012. № 5.

6. Симонова Н. Оценка индивидуального профессионального риска // Охрана труда и пожарная безопасность. 2015. № 4.

7. Свидетельство № 2011615500 Рос. Федерация. Автоматизация расчета индивидуального профессионального риска работника организации :

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.