Харина Г. В. Разработка содержания дисциплины «Химия» в профессионально-педагогическом вузе / Г В. Харина, О. В. Инжеватова, Е. Г. Мирошникова // Научный диалог. — 2015. — № 12 (48). — С. 460—473.
ешн^МР
и [. К I С И ' 5 ]3( н|ош< л| ч о -(I кда .
УДК 378:54+37.011.33
Разработка содержания дисциплины «Химия» в профессионально-педагогическом вузе
© Харина Галина Валерьяновна (2015), кандидат химических наук, доцент, кафедра металлургии, сварочных производств и методики профессионального обучения, Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург, Россия), [email protected].
© Инжеватова Ольга Владимировна (2015), кандидат химических наук, доцент, кафедра металлургии, сварочных производств и методики профессионального обучения, Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург, Россия), [email protected].
© Мирошникова Елена Геннадьевна (2015), кандидат химических наук, доцент, кафедра физики и химии, Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Россия), [email protected].
Рассмотрена проблема разработки содержания учебной дисциплины «Химия» в профессионально-педагогическом вузе. Актуальность исследования обусловлена необходимостью оптимизации процесса обучения в условиях модернизации современного образования, в частности введения новых образовательных стандартов. Представлено теоретическое обоснование созданной авторами модели содержания курса химии на основе выделения дидактического инварианта. Особое внимание уделяется анализу освоения студентами дидактических единиц, а также рассмотрению связей данного курса с другими изучаемыми дисциплинами и профилем подготовки. Новизна исследования видится в схеме выделения инвариантного компонента дисциплины «Химия» с учетом междисциплинарных связей. Приведены результаты экспериментального исследования эффективности разработанной модели в условиях балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов. Авторы останавливаются на анализе педагогических условий, обеспечивающих реализацию модели содержания дисциплины «Химия» с учетом новых форм, средств и методов обучения. Материалы статьи могут быть полезными при разработке курса химии в вузе, а также создании учебно-методических материалов, обеспечивающих теоретическое и практическое изучение дисциплины студентами профессионально-педагогического университета.
Ключевые слова: химия; учебная дисциплина; дидактическая единица; дидактический инвариант; отбор содержания.
1. Введение
Химия является одной из самых значимых областей естествознания — комплекса наук, изучающих сущность явлений и законов природы — и служит фундаментом, на котором базируется дальнейшее изучение ряда общетехниче-
ских и специальных дисциплин в системе профессионально-педагогического образования. Именно поэтому вопросы формирования и построения содержания данного курса являются наиболее актуальными.
Некоторые аспекты проблемы отбора содержания химии как учебной дисциплины рассмотрены М. С. Пак, которая представляет основные компоненты химического образования в виде системы взаимосвязанных блоков: системы знаний, умений и компетенций, ценностных отношений. При этом в каждой из приведенных систем знаний автор выделяет две части: инвариантную, неизменную для всех образовательных учреждений, и вариативную, значимую для региона, специализации учебного заведения и т. д. [Пак, 2012, с. 90]
О. С. Зайцевым предлагается считать учебную дисциплину «химия» системой, а элементы, из которых состоит курс химии, — блоками содержания. К последним автор относит учение о периодичности Д. И. Менделеева, строение атома, строение молекул, химическую связь, учение о растворах, химическую кинетику, химическую термодинамику, коллоидную химию, свойства элементов и др. В своем исследовании ученый выделяет четыре равноценных блока курса химии, объединенных внутридисциплинарными связями: учение о направлении химических процессов, учение о скорости химических процессов, учение о строении вещества, учение о периодическом изменении свойств элементов и их соединений [Зайцев, 1999, с. 31].
В работе А. М. Деркача вводится понятие дидактического инварианта курса химии как минимального набора информационно-смысловых единиц, относящихся к данной науке и обеспечивающих формирование и целостность дидактической единицы в рамках курса химии. В связи с этим химия как учебная дисциплина рассматривается как система логически взаимосвязанных дидактических инвариантов, которая характеризуется числом этих инвариантов, их последовательностью и гибкостью [Деркач, 2006 б, с. 115].
В работе Т. Н. Литвиновой и Т. Г. Юдиной утверждается, что инвариант — это фундаментальная часть не только химической, но и всей образовательной системы в целом [Литвинова и др., 2012, с. 118].
Однако, по мнению Г. Ю. Андреевой, выделение дидактического инварианта не является достаточным при формировании содержания курса химии в вузе. Автор предлагает выделить субинвариантную структуру инвариантного элемента, что позволит в большей степени конкретизировать учебный материал и разрабатывать профессионально ориентированные дидактические материалы [Андреева, 2005, с. 9].
Некоторые особенности построения курса химии отмечены и в других исследовательских работах [Кузейкина, 2008, с. 8; Волкова, 2006, с. 154; Архарова, 2004, с. 10]. Вместе с тем следует отметить, что широкого обсуждения проблема отбора содержания и структуры материала по химии так и не получила [Черепанов, 2014, с. 34].
Итак, целью настоящей работы является теоретическое обоснование и выявление особенностей отбора содержания учебной дисциплины «Химия» в профессионально-педагогическом вузе.
2. Разработка модели содержания дисциплины «Химия» на основе инвариантов
Среди основных дидактических принципов, которыми мы руководствовались при формировании содержания и построении курса химии, можно выделить следующие: научность, фундаментализацию, системность [Хамитова, 2011, с. 217], оптимизацию [Отбор ..., 2013, с. 173], междисциплинарные связи, профессиональную направленность, ориентированность учебного процесса на самообразование студентов, интеграцию и др.
Основу разработанной нами модели отбора содержания курса химии с выделением инвариантов (рис. 1) составляют следующие концептуальные положения:
1) отбор содержания курса химии осуществляется с учетом выделенных и обоснованных дидактических принципов;
2) фундаментальность химической науки приводит к необходимости повышения уровня научности, глубины и системности содержания дисциплины;
3) условиями фундаментализации содержания обучения является повышение уровня системности знаний на основе выделения инвариантов; основой изучения материала являются теории, законы, закономерности курса химии;
4) в основе дидактической единицы дисциплины лежит некий системообразующий компонент, то есть теоретическое положение науки [Деркач, 2006б, с. 115];
5) дисциплина «химия» рассматривается как система логически взаимосвязанных дидактических инвариантов, последовательность которых в содержании задается системообразующими компонентами.
Таким образом, инвариантная часть дисциплины «химия» представлена системой дидактических инвариантов (далее — ДИ). Инвариант, с точки зрения современной педагогической науки, представляет собой неизменяемое ядро системы или, согласно Г. Ю. Андреевой, совокупность блоковых элементов и связей между ними, являющихся основой деятельности по изучению курса химии [Андреева, 2005, с. 8]. А. М. Деркач определяет дидактический инвариант химии как минимальный набор информационно-смысловых единиц (мы называем их информационно-смысловыми элементами — ИСЭ), относящихся к данной науке, обеспечивающий формирование и целостность дидактической единицы в рамках курса химии как учебной дисциплины [Деркач, 2006а, с. 44]. Однако выделение дидактического инварианта, по мнению Г. Ю. Андреевой, не является достаточным при формировании содержания курса химии в вузе, поэтому автор предлагает выделить субинвариантную структуру инвариантного элемента, что позволит в большей степени конкретизировать учебный материал и разрабатывать профессионально ориентированные дидактические
материалы [Андреева, 2005, с. 9]. В своем исследовании Г. Ю. Андреева оперирует понятиями субинвариантов разного порядка, представляющих собой «систему в системе», с учетом того, что при понижении уровня субинвариантного элемента сокращается его содержательная часть [Там же].
В результате анализа теорий инвариантов А. М. Деркач и Г. Ю. Андреевой становится очевидным, что субинвариантная структура содержания может быть заменена совокупностью нескольких неизменных информационно-смысловых единиц. В последнем случае, на наш взгляд, достигается более корректный результат при разработке содержания дисциплины, поскольку, во-первых, имеет место более тонкое расщепление дидактической единицы на составляющие ее компоненты — информационно-смысловые элементы, а во-вторых, выявляются связи последних с другими дидактическими единицами, дисциплинами и профилем подготовки.
Согласно разработанной нами модели содержания, представленной на рисунке 1, выделение дидактического инварианта начинается с формулировки цели и задач изучения дисциплины, определения дидактических единиц и их содержания (информационно-смысловых элементов).
3. Разработка содержания дисциплины «Химия» для студентов профиля «Металлургия»
В содержании курса химии, которое определяется профилем подготовки, нами был выделен ряд дидактических единиц: основные понятия и законы химии; строение и реакционная способность веществ; введение в теорию химических процессов; учение о растворах; электрохимические системы; химия элементов; органические полимерные материалы; поверхностно-активные вещества; химическая идентификация.
Системообразующими компонентами (далее — СК) курса химии являются периодический закон Д. И. Менделеева и периодическая система элементов; законы термодинамики; кинетические закономерности процессов; теория электролитической диссоциации; учение о дисперсных системах; основы электрохимических процессов; учение о химической связи.
В таблице 1 приведен пример содержания дидактической единицы «Электрохимические системы» курса химии для студентов профиля «Металлургия».
Содержание дидактической единицы, представляющей совокупность информационно-смысловых элементов, было проанализировано на предмет выделения в ней системообразующих компонентов. Затем были выявлены информационно-смысловые элементы, отвечающие за связи с другими дидактическими единицами, учебными дисциплинами и выбранным профилем подготовки и представляющие собой инвариантный компонент раздела «Электрохимические системы» (в табл. 1 выделены подчеркиванием). Информация, не обнаруживающая таких связей, должна относиться к вариативной части курса [Гермогенова, 2009, с. 31].
Рис. 1. Модель содержания учебной дисциплины на основе выделения дидактических инвариантов
Тем не менее, некоторые моменты данного анализа заслуживают более пристального внимания. Например, согласно логике приведенных рассуждений такой информационно-смысловой элемент, как «Уравнение Нернста», не связан ни с другими дидактическими единицами, ни с профилем подготовки «Металлургия», однако рассмотрение его в курсе необходимо, так как оно отражает зависимость электродного потенциала от различных факторов. Подобное утверждение касается информации об электродвижущей силе, вычисление которой завершает алгоритм рассмотрения работы гальванического элемента.
Таблица 1.
Схема выделения инварианта дидактической единицы «Электрохимические системы»
Дидактическая единица «Электрохимические системы»
Подразделы (темы)
Окислительно-восстановитель-ные реакции (ОВР) Электродный потенциал (ЭП) Химические источники тока (ХИТ) Коррозия Электролиз (ЭЛ)
Гетерогенные реакции в растворах. Понятие степени окисления. Определение степеней окисления атомов в молекулах и сложных ионах. Важнейшие окислители и восстановители. Влияние различных факторов на Процессы, протекающие на границе раздела «металл — вода» и «металл — раствор его соли». Механизм возникновения двойного электрического слоя. Электродный потенциал (ЭП). Влияние различных факторов на значение ЭП. Уравнение Нернста. Потенциалы металлических и газовых электродов. Потенциалы окислительно-восстанови-тельных электродов. Кинетика электродных процессов. Концентрационная поляризация. Электрохимическая поляризация. Перенапряжение. Водородный электрод. Стандартный ЭП. Электрохимичес-кий ряд (ЭХРН) напряжений металлов ХИТ и их классификация. По-нятие гальванического элемента (ГЭ). ГЭ Даниэля — Якоби. Принцип работы ГЭ. Электродвижущая сила (ЭДС). Кислотные и щелочные аккумуляторы (А). Устройство и принцип работы свинцового и никель-желез-ного А Сущность коррозии. Основные виды коррозии. Химическая коррозия (ХЮ. Влияние различных факторов на скорость (ХК). Термодинамика (ХЮ. Электрохимическая коррозия (ЭХК) металлов. Механизм ЭХК. Термодинамика ЭХК. Кинетика ЭХК. Анодные и катодные Сущность ЭЛ. ЭЛ расплавов и водных растворов солей. Катодные процессы и их особенности. Особенности протекания анодных процессов. Активные и инертные аноды. Катодное
протекание ОВР. Направление ОВР. Составление уравнений ОВР методами электронного баланса и ионно-электронным процессы. Деполяризаторы. ЭХК с водородной и кислородной деполяризацией. Основные способы защиты металлов и сплавов от коррозии: антикоррозионное легирование, защитные покрытия, ингибиторы коррозии, электрохимическая защита и анодное перенапряжение. Законы Фарадея. Выход по току. Практическое применение ЭЛ
Системообразующие компоненты
Понятие степени окисления. Направление ОВР ЭП. ЭХРН металлов Понятие ГЭ Сущность коррозии. ХК. ЭХК металлов Сущность ЭЛ. Законы Фарадея
Связи с другими дидактическими единицами
Гетерогенные реакции в растворах. Понятие степени окисления. Определение степеней окисления атомов в молекулах и сложных ионах Процессы, протекающие на границе раздела «металл -вода» и «металл - раствор его соли». Потенциалы металлических электродов. Кинетика электродных процессов. Стандартный ЭП Принцип работы ГЭ ХК. Влияние различных факторов на скорость ХК. Термодинамика ХК и ЭХК. Кинетика ЭХК. Анодные и катодные процессы Сущность ЭЛ. Активные и инертные аноды. Практическое применение ЭЛ
Связи с другими учебными дисциплинами
Важнейшие окислители и восстановители Потенциалы металлических электродов. ЭХРН металлов Принцип работы ГЭ Сущность коррозии. Основные виды коррозии. ХК Практическое применение ЭЛ
Связи с профилем подготовки
Важнейшие окислители и восстановители. Влияние различных факторов на протекание ОВР Потенциалы металлических электродов. (ЭХРН) металлов Принцип работы ГЭ ЭХК металлов с водородной и кислородной деполяризацией. Основные способы защиты металлов и сплавов от коррозии Практическое применение ЭЛ
Таким образом, очевидно, что данная модель на основе выделения фундаментальной части курса химии позволяет заметно сократить объем изучаемого материала, что продиктовано требованиями нового ФГОС ВО, основанного на компетентностном подходе к изучению дисциплины.
4. Оценка эффективности модели содержания дисциплины «Химия»
С целью проверки эффективности разработанной нами модели содержания дисциплины были проведены исследования по оценке степени усвоения знаний студентами. Экспериментальная работа состояла из нескольких этапов.
Задача констатирующего этапа заключалась в выявлении наиболее проблемных с точки зрения понимания и усвоения тем дисциплины. Студентам получили тесты по химии, содержащие 24 задания по следующим дидактическим единицам (далее — ДЕ): основные понятия и законы; строение атома и реакционная способность веществ; введение в теорию химических процессов; учение о растворах; электрохимические системы; химия элементов.
Были разработаны следующие критерии оценивания работ: за 4 правильных ответа на вопросы ДЕ студент получал оценку «отлично»; за 3 — оценку «хорошо»; за 2 — «удовлетворительно»; за 1 или отсутствие правильных ответов — «неудовлетворительно».
В тестировании принимали участие студенты очной формы обучения профилей подготовки «Энергетика», «Машиностроение и материалообработка», «Информатика и вычислительная техника», «Экономика и управление».
Анализ полученных результатов (рис. 2) свидетельствует о неравномерном распределении оценок по темам ДЕ. Например, неплохие знания были продемонстрированы при ответах на вопросы ДЕ «Основные понятия и законы». Вполне удовлетворительными являются результаты тестирования по
□ неудовл. □удовлет. □хорошо
1 Строение и
реакционная химических
способность веществ процессов
о раствора* Электрохимические
Дидактически« единицы
Рис. 2. Результаты тестирования студентов по химии в начале обучения
темам таких ДЕ, как «Учение о растворах» и «Введение в теорию химических процессов». Выполнение же заданий ДЕ «Электрохимические системы» и «Химия элементов» вызывало серьезные затруднения. Очень высокий процент неудовлетворительных оценок, очевидно, связан с недостаточным вниманием, уделяемым изучению этих тем в школьном курсе. В целом результаты входного контроля по химии показали «не вполне удовлетворительный» уровень знаний студентов.
На формирующем этапе эксперимента были созданы педагогические условия, обеспечивающие реализацию модели содержания дисциплины «Химия» на основе инвариантов и определение форм, средств и методов обучения дисциплине.
Среди традиционных методов обучения следует выделить индивидуальные и коллективные, репродуктивные и поисковые, моделирование и эксперимент. Авторами статьи в процесс обучения химии был введен метод научно-исследовательских проектов. Научно-исследовательскую работу студентов (далее — НИР) можно отнести к проблемным методам обучения, развивающим способность самостоятельно планировать и решать задачи, анализировать и обобщать полученные результаты. Установлено, что НИР способствует повышению познавательной и творческой активности студентов, более полному усвоению общекультурных и профессиональных компетенций [Тулохонова, 2009, с. 2; Тлехусеж, 2006, с. 64].
Нами была разработана тематика индивидуальной НИР студентов, соответствующей профилю подготовки; организована консультационная работа по планированию и реализации экспериментальной части проектов, обсуждению и презентации полученных результатов.
Процесс обучения сегодня немыслим без таких средств, как электронные и интернет-ресурсы, схемы, планы, карты по соответствующим темам, которые наряду с учебниками и учебными пособиями служат главной цели — приобретению знаний и более глубокому усвоению всех необходимых компетенций.
Авторами были созданы рабочие программы дисциплины «Химия» для студентов различных профилей подготовки, включающие перечень общекультурных и профессиональных компетенций, получаемых студентами в процессе освоения курса химии; график прохождения дисциплины и тематический план ее изучения, содержащий информационно-смысловые элементы дидактического инварианта; виды контроля знаний студентов (текущий и промежуточный). Кроме того, составлены задания для текущего контроля знаний, который проводится по окончании изучения соответствующей темы и позволяет преподавателю вовремя выявить не усвоенный студентами материал, а значит, принять соответствующие меры: обсудить наиболее сложные вопросы на консультации, выдать индивидуальные задания, провести дополнительные занятия.
Изучение химии как естественнонаучной дисциплины невозможно без выполнения эксперимента, позволяющего привлечь теоретический материал для
обоснования полученных результатов [Хамитова, 2008, с. 129]. Преподавателями кафедры металлургии, сварочных производств и методики профессионального обучения РГППУ были подготовлены лабораторные работы, позволяющие повторить, закрепить и проверить на практике лекционный материал. Составлены соответствующие методические указания для студентов различных профилей подготовки, содержащие теоретические положения изучаемой темы, описание выполнения опытов и вопросы для самоконтроля знаний.
Важно отметить, что существенно расширяют возможности преподавания дисциплины «химия» компьютерные технологии. Авторами были разработаны и внедрены в учебный процесс компьютерные лабораторные работы по наиболее сложным для усвоения темам: «Термохимия и термодинамика», «Строение атома», «Периодический закон», «химическая связь». Более подробно данные разработки представлены в статье Г. В. хариной и О. В. Инже-ватовой [Харина и др., 2014, с. 97].
Особое место при изучении химии занимает самостоятельная работа. Одна из важнейших задач преподавателя заключается в том, чтобы мотивировать студентов к самостоятельному освоению материала. Усилению мотивации способствует разработанная нами рейтинговая система контроля знаний студентов, позволяющая оценивать уровень успеваемости на каждом этапе обучения. Студент, заинтересованный в повышении своего рейтинга, будет стремиться улучшить свой результат, не только получая знания на занятиях, но и добывая их самостоятельно.
Домашняя контрольная работа, задачи для которой были составлены преподавателями кафедры в соответствии с установленным инвариантом каждой ДЕ, является одним из наиболее значимых видов самостоятельной работы по химии. В методических указаниях к выполнению домашних заданий приведены не только их условия, но и справочный материал, а также примеры решения типовых задач.
Проверка степени усвоения полученных знаний после проведения всех описанных выше мероприятий была проведена на контролирующем этапе эксперимента. Для тестирования были выбраны те же ДЕ, что и в начале обучения.
На рисунке 3 приведены результаты контроля знаний студентов по химии в конце обучения. Итоговое тестирование обнаружило существенное повышение уровня знаний по химии, а именно: возросла доля хороших и отличных оценок, сократилось количество неудовлетворительных ответов. Небольшое отставание в степени усвоения знаний отмечено по ДЕ «Строение и реакционная способность веществ», тем не менее средняя оценка знаний студентов по всему курсу химии приближается к хорошей (рис. 4). Все студенты продемонстрировали достаточно высокий уровень знаний к концу обучения.
5. Выводы
Представлены концептуальные положения преподавания дисциплины «Химия» в непрофильном вузе, позволившие создать и обосновать описанную
способность веществ процессов
Дидактические единицы
Рис. 3. Результаты тестирования студентов по химии в конце обучения
Строение и реакционная способность веществ
Дидактические единицы
Рис. 4. Средняя оценка уровня знаний студентов по химии в конце обучения
в данной статье модель содержания курса на основе выделения дидактических инвариантов. Соотношение инвариантной и вариативной частей содержания в разработанной модели обусловлено различными взаимосвязями с другими ДЕ, дисциплинами и профилем подготовки.
Описанный авторами и используемый в практике преподавания инвариантный подход к формированию содержания курса химии способствует достижению практического результата по овладению студентами общекультурных и профессиональных компетенций, что подтверждено проведенным педагогическим экспериментом. Кроме того, представленная в данной работе модель позволяет заметно сократить объем изучаемого материала, что соответствует принципу оптимизации при разработке содержания дисциплины.
Литература
1. Андреева Г. Ю. Особенности методики изучения химии элементов в педагогическом вузе на основе выделения инвариантов : автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / Г. Ю. Андреева. — Москва, 2005. — 24 с.
2. Архарова Е. Ю. Региональный компонент школьной программы по химии : отбор содержания, программа, методика преподавания (на примере г. Москвы) : автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / Е. Ю. Архарова. — Москва, 2004. — 20 с.
3. Волкова Ю. М. Подход к минимизации содержания общего химического образования / Ю. М. Волкова // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней и высшей школе : сборник научных трудов. — Санкт-Петербург : РГПУ им А. И. Герцена ; ЛОИРОЮ, 2006. — С. 154—157.
4. ГермогеноваН. И. Интегративный подход в обучении курса общей химии в вузе / Н. И. Гермогенова, К. Е. Егорова // Вестник Бурятского государственного университета. — 2009. — № 15. — С. 30—36.
5. Деркач А. М. Формирование системных знаний по органической химии при заочном обучении на основе представления о дидактических инвариантах / А. М. Деркач // Инновационные образовательные технологии. — 2006 а. — № 2. — С. 42—49.
6. Деркач А. М. Применение представления о дидактических инвариантах к построению содержания химических учебных дисциплин / А. М. Деркач // Инновационные образовательные технологии. — 2006 б. — № 4. — С. 113—121.
7. Зайцев О. С. Методика обучения химии / О. С. Зайцев. — Москва : Владос, 1999. — 383 с.
8. Кузейкина Э. В. Особенности курса химии как общеобразовательной дисциплины в средних специальных общеобразовательных учреждениях железнодорожного профиля : автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / Э. В. Кузейкина. — Москва, 2008. — 20 с.
9. Литвинова Т. Н. Модернизация содержания и структуры курса аналитической химии для студентов фармацевтического факультета на основе ФГОС-3 ВПО / Т. Н. Литвинова, Т. Г. Юдина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2012. — № 7. — С. 15—127.
10. Отбор содержания и структурирование курса химии медицинского вуза в соответствии с ФГОС-3 ВПО / Т. Н. Литвинова [и др.] // Международный журнал экспериментального образования. — 2013. — № 4. — С. 173—176.
11. Пак М. С. Дидактика химии / М. С. Пак. — Санкт-Петербург : Трио, 2012. — 457 с.
12. Тлехусеж М. А. Особенности учебного курса химии для студентов строительных специальностей / М. А. Тлесухеж, Ю. В. Найденов // Современные проблемы науки и образования. — 2006. — № 6. — С. 64.
13. ТулохоноваИ. С. Формирование проектной деятельности студентов технического вуза в условиях предметной информационно-образовательной среды : автореферат диссертации . кандидата педагогических наук / И. С. Тулохонова. — Москва, 2009. — 20 с.
14. Хамитова А. И. Дисциплина «Химия» для студентов механических специальностей в химико-технологичком вузе / А. И. Хамитова // Вестник Казанского технологического университета. — 2011. — № 12. — С. 217—220.
15. Хамитова А. И. Формы организации обучения общей и неорганической химии в химико-технологическом вузе через призму самостоятельной работы студентов / А. И.
Хамитова, В. Г. Иванов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 48. — С. 115—127.
16. Харина Г. В. Особенности использования информационных технологий при изучении химии и экологии в профессионально-педагогическом вузе / Г. В. Харина, О. В. Инжеватова // Научный диалог. — 2014. — № 9. — С. 92—102.
17. Черепанов И. С. Оптимизация содержания общего курса «Органическая химия» / И. С. Черепанов // Вестник Удмуртского Университета. — 2014. — № 2. — С. 34—39.
Working Out the Content of "Chemistry" Discipline in Vocational Pedagogical University
© Kharina Galina Valeryanovna (2015), PhD in Chemistry, associate professor, Department of Metallurgy, Welding Processes and Methods of Professional Training, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), [email protected]. © Inzhevatova Olga Vladimirovna (2015), PhD in Chemistry, associate professor, Department of Metallurgy, Welding Processes and Methods of Professional Training, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), [email protected]. © Miroshnikova Yelena Gennadyevna (2015), PhD in Chemistry, associate professor, Department of Physics and Chemistry, Ural State University of Economics (Yekaterinburg, Russia), [email protected].
The problem of working out the content of "Chemistry" discipline in vocational pedagogical university is considered. The relevance of research is determined by necessity of optimization of educational process in conditions of modern education modernization, in particular the introduction of new educational standards. The theoretical justification of the model of chemistry course content created by the authors on the basis of distinguishing the didactic invariant is presented. Special attention is paid to the analysis of studying the didactic units by the students and to considering the links of this course with other studied disciplines and fields of study. The novelty of the research is seen in the scheme of distinguishing the invariant component of "Chemistry" discipline taking into account interdisciplinary links. The results of experimental research on the effectiveness of the developed model in conditions of point-rating system of students' knowledge assessment are given. The authors focus on the analysis of pedagogical conditions for the implementation of the model of the content of "Chemistry" discipline taking into account new forms, means and methods of training. The article can be useful in the development of university chemistry course, as well as creating educational materials, providing theoretical and practical studying of discipline by students of vocational pedagogical university.
Key words: chemistry; academic discipline; didactic unit; didactic invariant; selection of content.
Reference
Andreeva, G. Yu. 2005. Osobennosti metodiki izucheniya khimii elementov v pedagogicheskom vuze na osnove vydeleniya invariantov: avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Moskva. 24. (In Russ.). Arkharova, E. Yu. 2004. Regionalnyy komponent shkolnoy programmy po khimii: otbor soderzhaniya, programma, metodika prepodavaniya (na primere Moskvy): avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Moskva. 20. (In Russ.). Cherepanov, I. S. 2014.0ptimizatsiya soderzhaniya obshchego kursa «Organicheskaya khimiya». Vestnik Udmurtskogo Universiteta, 2: 34—39. (In Russ.).
Derkach, A. M. 2006 a. Formirovaniye sistemnykh znaniy po organicheskoy khimii pri zaochnom obuchenii na osnove predstavleniya o didakticheskikh invariantakh Innovatsionnyye obrazovatelnyye tekhnologii, 2: 42—49. (In Russ.).
Derkach, A. M. 2006 b. Primeneniye predstavleniya o didakticheskikh invariantakh k postroeniyu soderzhaniya khimicheskikh uchebnykh distsiplin. Innovatsionnyye obrazovatelnyye tekhnologii, 4: 113—121. (In Russ.).
Germogenova, N. I. 2009. Integrativnyy podkhod v obuchenii kursa obshchey khimii v vuze.
VestnikBuryatskogo gosudarstvennogo universiteta, 15: 30—36. (In Russ.).
Khamitova, A. I. 2011. Distsiplina «Khimiya» dlya studentov mekhanicheskikh spetsialnostey v khimiko-tekhnologichkom vuze. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, 12: 217—220. (In Russ.).
Khamitova, A. I., Ivanov, V. G. 2008. Formy organizatsii obucheniya obshchey i neorganicheskoy khimii v khimiko-tekhnologicheskom vuze cherez prizmu samostoyatelnoy raboty studentov. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, 48: 115—127. (In Russ.).
Kharina, G. V., Inzhevatova, O. V. 2014. Osobennosti ispolzovaniya informatsionnykh tekhnologiy pri izuchenii khimii i ekologii v professionalno-pedagogicheskom vuze. Nauchnyy dialog, 9: 92. (In Russ.).
Kuzeykina, E. V. 2008. Osobennosti kursa khimii kak obshcheobrazovatelnoy distsipliny v srednikh spetsialnykh obshcheobrazovatelnykh uchrezhdeniyakh zheleznodorozhnogo profilya: avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Moskva. 20. (In Russ.).
Litvinova, T. N., Vyskubova, N. K., Nenasheva, L. V. 2013. Otbor soderzhaniya i strukturirovaniye kursa khimii meditsinskogo vuza v sootvetstvii s FGOS—3 VPO. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya, 4: 173—176.
Litvinova, T. N., Yudina, T. G. 2012. Modernizatsiya soderzhaniya i struktury kursa analiticheskoy khimii dlya studentov farmatsevticheskogo fakulteta na osnove FGOS—3 VPO. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 7: 15—127. (In Russ.).
Pak, M. S. 2012. Didaktika khimii. Sankt-Peterburg: Trio. 457. (In Russ.).
Tlekhusezh, M. A., Naydenov, Yu. V. 2006. Osobennosti uchebnogo kursa khimii dlya studentov stroitelnykh spetsialnostey. Sovremennyyeproblemy nauki i obrazovaniya, 6: 64. (In Russ.).
Tulokhonova, I. S. 2009. Formirovaniye proektnoy deyatelnosti studentov tekhnicheskogo vuza v usloviyakh predmetnoy informatsionno-obrazovatelnoy sredy: avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Moskva. 20. (In Russ.).
Volkova, Yu. M. 2006. Podkhod k minimizatsii soderzhaniya obshchego khimicheskogo obrazovaniya. In: Sovershenstvovaniye soderzhaniya i metodov obucheniya khimii v sredney i vysshey shkole: sbornik nauchnykh trudov. Sankt-Peterburg: RGPU im A. I. Gertsena; LOIROYu. 154—157. (In Russ.).
Zaytsev, O. S. 1999. Metodika obucheniya khimii. Moskva: Vlados. 383. (In Russ.).