Научная статья на тему 'Разработка системы векторных индикаторов оценки эффективности программ инновационного реформирования системы образования'

Разработка системы векторных индикаторов оценки эффективности программ инновационного реформирования системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ДИФФУЗИЯ ИННОВАЦИЙ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ВЕКТОРНЫЕ ИНДИКАТОРЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стоякова К.Л., Волкова Д.А., Ибраев Р.Р.

В статье рассматривается классификация инноваций в сфере образования. На основе системы оценки критериев программ инновационного реформирования разрабатываются рекомендации по совершенствованию системы образования в России. Затрагиваются вопросы системы мотивации работников образования для обеспечения инновационных процессов в педагогике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка системы векторных индикаторов оценки эффективности программ инновационного реформирования системы образования»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070

Необходимо также отметить, что визуализация учебного материала - создание обучающей среды с наглядным представлением информации, использованием цвета, звука, анимации, фото, видео в добавление к тексту в интерактивном режиме работы создают интегрированную информационную среду, в которой слушатели обретают качественно новые возможности, с вовлечением в процесс обучения эмоциональной и понятийной сферы, что способствует более глубокому усвоению языкового материала, оптимизирует его структуризацию.

С нашей точки зрения практическое применение мобильных приложений несет в себе огромный потенциал, но вместе с тем интеграция работы с приложениями в структуру практического занятия представляет определенные проблемы и может использоваться довольно ограниченно. В то же время внедрение интерактивных технологий в процессе обучения с целью организации и интенсификации самостоятельной работы обучающихся (преимущественно внеаудиторной) представляется нам очень перспективным направлением.

Таким образом, интерактивное обучение на основе мобильных приложений повышает мотивацию и познавательную активность обучающихся, интерес к предмету, помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, устраняет психологический барьер при использовании иностранного языка как средства общения. Кроме того, использование интерактивных технологий способствует совершенствованию процесса формирования иноязычных умений и навыков обучающихся, обеспечивает эффективную самостоятельную работу.

Список использованной литературы:

1. Захарова М.С. дидактические возможности интерактивных технологий при обучении иностранному языку в высшей школе. http://www.tea4er.ru/home/volume3/3108-2012-11-18-14-22-57

2. Титова С. В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы / С. В. Титова // Вестник Московского ун-та. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. -2012. - №1. -С. 9-23.

3. Fine M. Mobile Learning in the Educational Process: Foreign Experience. Modern Scientific Research and Innovation, No 1, online: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/43006 (2015)

4. Jarvis H. From Computer Assisted Language Learning (CALL) to Mobile Assisted Language Use (MALU) / H. Jarvis, M. Achilleos// The Electronic Journal for English as a Second Language. -2013. - Vol. 16, № 4. -P. 1-12.

5. Traxler J. Current State of Mobile Learning / J. Traxler// Mobile Learning: Transforming the Delivery of Education and Training. - 2009. - P. 9-24.

© Смолина Л.В., 2017

УДК 378

К. Л. Стоякова, к.п.н., доцент ФГБОУ ВО МГУТУ им. КГ. Разумовского г. Москва, Российская Федерация Д.А. Волкова, студент ФГБОУ ВО МГУТУ им. КГ. Разумовского г. Москва, Российская Федерация Р.Р. Ибраев, к.п.н., доцент ФГБОУ ВО МГУТУ им. КГ. Разумовского г. Москва, Российская Федерация

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ВЕКТОРНЫХ ИНДИКАТОРОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ ИННОВАЦИОННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается классификация инноваций в сфере образования. На основе системы оценки критериев программ инновационного реформирования разрабатываются рекомендации по

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

совершенствованию системы образования в России. Затрагиваются вопросы системы мотивации работников образования для обеспечения инновационных процессов в педагогике

Ключевые слова

Инновации, инновационный процесс, диффузия инноваций, система образования, векторные индикаторы, эффективность

Инновации - многостороннее понятие, непосредственным образом отражающее способности человека к применению полученных им знаний и опыта, что является результатом творческого мышления и нестандартных решений. Эффективные инновации в сфере образования способны многократно повысить качество образовательных услуг и заложить основу для пропорционального наукоемкого роста российской экономики [3].

Среди прямых или косвенных факторов, обуславливающих появление инноваций во всех сферах социально-экономической деятельности, фактор знаний является определяющим. В современном мире скорость распространения знаний, специфика диффузии инноваций таковы, что эффект от применения научных знаний оказывается основанным на технико-экономическом паритете. Это значит, что шансы преуспеть даны тем, кто обладают самыми лучшими идеями, высокой компетентностью и выгодными связями, обеспечивающими доступ к ограниченным ресурсам. Следовательно, современная система образования должна обладать проактивным отношением к будущему. Образование должно стать стратегически направленным, обеспечивать адаптацию человека к условиям высоких рисков в экономической деятельности на быстрорастущих рынках, при опережающих темпах развития и возрастающих требованиях к мобильности и креативности.

Инновационный процесс предполагает диффузию, распространение нововведений во внешней среде и передачу технологий. Под диффузией инноваций понимается процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социально-экономической системы во времени [4]. Диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Вследствие диффузии возрастает число как самих инноваторов, так и потребителей инноваций и изменяются их качественные характеристики. В зависимости от направления диффузии, нововведения могут воплощаться в виде внешних инноваций (созданные и реализованные услуги, и т.д.) или в виде внутренних инноваций. К последнему типу относится внедрение мероприятий по созданию внутреннего инновационного климата в образовательном учреждении по поощрению инноваций, по совершенствованию коммуникаций между различными структурными подразделениями системы образования, по созданию комплексных систем мотивации работников системы образования.

В целом, качество инновационного процесса будет определять позиции российской системы образования в международном образовательном пространстве.

Систематизация различных традиционных групп инноваций позволяет предложить следующую классификацию инноваций в сфере образования:

1. по объекту изменений (по их отнесенности к той или иной части учебно-воспитательного процесса):

S в содержании образования;

S в методиках, технологиях, формах, методах, приемах, средствах учебно-воспитательного процесса;

S в организации учебно-воспитательного процесса;

S в управляющей системе школы.

2. по масштабу (объему) вносимых преобразований:

S на частные (локальные, единичные), не связанные между собой;

S на модульные (комплекс частных, связанных между собой, относящихся, например, к одной группе предметов, одной возрастной группе учащихся и т.д.);

S на системные (охватывающие всю школу) нововведения.

Большинство методов оценки эффективности инновационных процессов нацелены на оценку уже осуществленных проектов, что позволяет подвести итоги проекта и сделать выводы о его дальнейшем

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

продолжении. На проектной стадии инновационных реформ необходимо выбрать наиболее удачный подход к реформированию, и составить правильное представление о его потенциальных возможностях. Надо отметить, что необходимо сопоставить не только проекты реформ в целом, но и оценить потенциальную эффективность каждого отдельно взятого инновационного мероприятия.

Модифицированный метод анализа иерархий [2] позволяет построить систему векторных индикаторов оценки эффективности конкретных программ инновационного реформирования системы образования. Оценивание можно производить по следующей системе критериев:

1. Потенциальные возможности инновационной программы в отношении повышения эффективности образовательного процесса и уровня итоговых знаний выпускников учебных заведений широкого профиля. Этот интегральный показатель должен быть основным среди качественных критериев социально-экономической эффективности экономических инноваций в систему образования России, так как потенциал инновационной программы определяет уровень ее воздействия на систему образования и будущее качество образовательных услуг, оказываемых учебными заведениями. Тем самым, данный показатель должен иметь наивысший приоритет.

2. Комплексность конкретной инновационной политики. Инновационные процессы могут охватывать только отдельные элементы системы образования, более того, большинство инновационных программ, запущенных ранее в нашей стране, как раз и носили локальный характер. Однако, как отмечено выше, локальные преобразования не приведут к качественному изменению ситуации в системе образования в целом. Следовательно, один из качественных интегральных показателей должен оценивать степень комплексного воздействия инновационной программы на систему образования России в целом. Таким образом, наиболее приоритетными должны быть те инновационные процессы, которые носят массовый характер, охватывают все подсистемы существующей системы образования и нацелены на системный совокупный эффект качественных преобразований.

3. Уровень мотивированности и возможности для повышения квалификации персонала учебных заведений в рамках конкретной инновационной программы. Одним из важнейших факторов падения качества и результативности современной российской системы образования является фактор отсутствия мотивации и, в некоторых случаях, низкого уровня квалификации персонала учебных заведений. Длительное негативное состояние системы образования привело к реализации единственного способа мотивации персонала учебных заведений - финансового. Данный способ мотивации на поверку постоянно оказывался не состоятельным (слишком медленный рост заработной платы, слишком низкие дополнительные выплаты). Следовательно, сегодня требуются существенные вложения в систему образования для того, чтобы добиться доверия со стороны персонала и стимулировать реальный рост его мотивации. Кроме того, необходимо, чтобы инновационная программа предусматривала иные способы мотивации кадров и стимулировала интерес его к различным формам повышения квалификации, развития гибкости и инновационности мышления.

4. Уровень конфликтности и противоречивости конкретной инновационной программы. Качество и эффективность любого проекта в большой степени зависят от непротиворечивости идей и требований, выдвигаемых данным проектом. Наличие внутренних неточностей и погрешностей способствует порождению конфликтов высокой степени интенсивности. Чем выше уровень конфликтности конкретного инновационного проекта, тем медленнее и с тем большими отклонениями от намеченных целей будет осуществляться внедрение проекта на практике.

5. Экономическая рентабельность внедрения конкретной инновационной политики, учитывающая уровень финансовых затрат государства, уровень социальных издержек общества и уровень востребованности выпускников системы образования. Осуществление любой государственной инновационной программы сопряжено с оценкой ее экономической целесообразности, так как существует высокая вероятность нерационального расходования государственных средств. Кроме того, результаты инновационных процессов должны оправдывать те вложения, которые делает государство и общество в развитие системы образования в целом и отдельных ее подсистем. Сегодня как бизнес, так и государственные структуры выступают только потребителями того материала, который поставляет им система образования, вложения же в ее развитие и степень целевого воздействия на эту систему на данный момент минимальны.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

Следовательно, учет в конкретном проекте характерных тенденций и потребностей страны, а также задание стимулов для формирования тесных связей системы образования и самого образовательного процесса с национальными экономическими субъектами, существенно повысит рентабельность применения конкретной инновационной политики.

6. Внутренний уровень контроля и наличие системы индикаторов эффективности реализации конкретной инновационной программы. Инновационная программа повышения эффективности функционирования системы образования должна включать методики контроля и адекватности запущенных процессов заданным в проекте целям. При несоответствии итоговых индикаторов заданным границам, а точнее при достижении ими значений, упреждающих опасное состояние, в программе должен автоматически запускаться механизм коррекции, иначе реализация инновационного проекта может привести к совершенно непредсказуемым последствиям.

7. Синергетические возможности инновационной политики и системный эффект реализации конкретной инновационной программы. Степень взаимного соответствия различных по своей природе процессов, запущенных конкретной инновационной политикой и уровень формирования новых эффективных связей внутри системы образования определяют совокупный результат инновационного воздействия на систему образования в целом и дальнейшие перспективы реализации программы (после выхода ее за рамки эксперимента). Экономические инновации в системе образования должны приводить к формированию новых нетрадиционных связей между ее различными подсистемами, качественным изменениям самой системы

8. Уровень устойчивости инновационной политики в условиях динамических преобразований и неопределенности окружающей среды. Реализация любой государственной инновационной программы происходит на протяжении длительного временного интервала. Это объясняется инертностью, характерной для развития всех социально-экономических систем. Особенно ярко эта черта проявляется в функционировании различных объектов системы образования и государственных органов и структур, то есть именно тех объектов, которые подвержены целевому воздействию инновационной программы. Но условия, в которых реализуется проект, постоянно меняются, следовательно, намеченные инновационной программой цели под воздействием факторов неопределенности и риска могут искажаться. Таким образом, от степени устойчивости проекта к воздействию различных помех зависит качество его реализации.

9. Социальная направленность инновационной политики системы образования. Этот показатель не оказывает непосредственного влияния на качество реализации и эффективность инновационных процессов в сфере образования. Социальная направленность инновационной политики определяет уровень доступности образования и его массовый характер. Уже сегодня можно создать коммерческую замкнутую систему, которая позволила бы оказывать образовательные услуги на совершенно ином качественном уровне. При этом данная система должна включать все уровни системы образования и получить государственную аккредитацию (без которой аттестаты и дипломы данной системы не будут признаваться работодателями), причем наиболее перспективным направлением в данном случае было бы развитие системы со стороны высшей школы, а не со стороны системы общего и среднего образования. Но тогда образование станет полностью элитарным, так как обеспечение функционирования такой системы потребует очень больших финансовых вложений. Однако, как уже отмечено выше, общество нуждается в огромном количестве высококвалифицированных кадров, которые смогут обеспечивать новую инновационную и высокотехнологичную экономическую реальность. Следовательно, элитарный подход к образованию уже скоро лишит экономику страны перспективных потенциальных возможностей и существенно сузит горизонты конкурентоспособности национальных экономических субъектов на мировых рынках.

Таким образом, при реализации инновационных реформ в системе образования в России необходим системный подход. Так, единый государственный экзамен может быть успешно реализован только при совместной реализации программы образовательных кредитов, как это и было задумано первоначально, и при условии проработки качественной законодательной базы, которая бы позволила урегулировать интересы всех заинтересованных сторон. Однако, в силу опережающего продвижения ЕГЭ, его эффективность оказалась низкой. Анализ факторов инновационного развития сферы образования показал, что наиболее

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

успешно реализуются комплексные реформационные мероприятия, которые охватывают совместное осуществление целого ряда инновационных программ, приводят к существенному увеличению скорости информационного обмена.

До сих пор не решен вопрос терминологии, само понятие «инновация» постоянно вызывает споры в международном научном сообществе. Внедрение компьютерных и интернет-технологий - не может являться инновациями, так как представляют собой видоизменения средств предоставления информации обучающимся, т.е. новацию. Например, введение в образовательных учреждениях подготовки к сдаче норм ГТО не является инновацией. Можно справедливо заметить, что маскировка псевдоновшеств (псевдоинноваций) под креативные инновации - следствие нерешенности выше обозначенных в статье проблем, а не причина.

Министерство образования и науки РФ уклоняется от выдачи четкого определения, что следует сегодня понимать под инновацией в образовании, одновременно используя этот термин в своих официальных документах. Так и включение Российской Федерации в Болонский процесс, наверное, тоже можно отнести к инновациям. Заявленная цель: «Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров. В результате единая Европа приобретет большую привлекательность на мировом образовательном рынке» с течением времени не оправдалась.

Задача педагогической науки - отслеживать уровень развития современного подрастающего поколения в возрасте от 2 до 16 лет и своевременно реагировать на происходящие в информационном обществе изменения, вносить свои предложения и предлагать практические педагогические технологии [1].

Невозможно в изменяющемся мире, в условиях информационной неопределенности стоять на месте. Система образования должна развиваться вместе с обществом, социально-политической и экономической ситуацией. Но любые изменения в подходе к образованию и воспитанию детей должны быть обоснованы жесткой необходимостью. Принцип «Если что-то работает хорошо, то лучше не трогать», кроме программистов, никто еще не отменял. Мы убеждены - на детях лучше не ставить эксперименты! Список использованной литературы:

1. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений/Вступит. ст. В.С. Лазарева. - М.: Новая школа, 1996. - 320 с.

2. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. - М.: Педагогический поиск, 2007. - 167 с.

3. Стоякова К.Л., Волкова Д.А. Инновации в системе образования: особенности и сравнительные подходы. // Новая наука: опыт, традиции, инновации. - 2016. - №10-1. - 80-84.

4. Rogers E. Diffusion of Innovations. - 4-е изд. - Simon and Schuster, 2010.

© Стоякова К.Л., Волкова Д.А., Ибраев Р.Р., 2017

УДК: 37.01

З. Ш. Таирова

Аспирант кафедры педагогики и управления учебными заведениями, ГПА (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» г. Симферополь, Российская Федерация

ГЕНДЕРНЫЕ ИДЕАЛЫ В КРЫМСКОТАТАРСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ: АНДРОГИННЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ

Аннотация

Статья посвящена гендерному воспитанию в этнопедагогике мусульман Крыма. На примере анализа крымскотатарского фольклора демонстрируется наличие в нем воспитательных образов андрогинных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.