ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И РЫНОК ПРОДУКЦИИ
УДК 334.012.64:338.46
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЫНКЕ СФЕРЫ УСЛУГ
Усманова К.Ф., Горохова О.В.
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Россия
Аннотация: В статье рассматривается механизм развития конкурентоспособности малых предприятий сферы услуг в России. Проведено предварительное исследование корреляционной зависимости оборота малых предприятий сферы услуг от различных экономических показателей. Таким образом, в ходе исследования были выявлены факторы, конкурентоспособности малых предприя-
тий сферы услуг. Итоговьм результатом доведенного исследования стала разработка системы показателей, влияющих на конкурентоспособность малых предприятий. Также в статье предложены мероприятия по региональному развитию и повышению конкурентоспособности малых предприятий сферы услуг.
Ключевые слова: малые предприятия, конкурентоспособность, корреляционная зависимость, оборот малых предприятий сферы услуг.
Введение
В настоящее время российский рынок услуг является одним из самых перспективных направлений бизнеса. Современной России присуще немало общемировых тенденций развития сферы услуг. При этом историческая эволюция российской сферы услуг отличается своеобразием. Динамика и структура сферы услуг в России в значительной мере определяются суровыми климатическими условиями жизни, обширной, но малонаселенной территорией, значительным многообразием национальных, социальных, региональных и культурно-религиозных миров, свойственных населению страны. И в связи с тем, что традиционные источники конкурентных преимуществ постепенно уходят в прошлое, в условиях насыщенного, высокотехнологичного и активного рынка далеко не всегда удается получить конкурентные преимущества перед экономическими соперниками, рассчитывая только на «классические» источники, такие как доступ к дешевым ресурсам, удобное географическое положение, снижение себестоимости продукции и др. Когда подобные источники конкурентных преимуществ исчерпаны, единственной возможностью выиграть в конкурентной борьбе становится создание и выпуск на рынок продукта, об-
ладающего новыми качествами, отсутствующими у аналогов. При этом к фактору успеха относится инновационный инструментарий современной экономики, открывающий более широкий спектр потенциальных возможностей гибкости для долгосрочного поддержания инновационной активности предприятия, его конкурентоспособности [2].
Основная часть
В целях исследования взаимосвязей между экономическими показателями, влияющими на оборот малых предприятий, на основании данных статистики был проведен корреляционно-регрессионный анализ. На основании которого можно сделать вывод о существовании тесной прямой зависимости оборота малых предприятий сферы услуг от затрат на технологические инновации. Также оборот малых предприятий сферы услуг может иметь тесную прямую зависимость от численности малых предприятий и среднесписочной численности работников малых предприятий. По результатам проведенного анализа возникает необходимость в разработке системы количественных и качественных показателей, влияющих на особенности и характер развития конкурентоспособности малых предприятий сферы услуг.
74
Вестник МГТУ им. Г. И. Носова. 2014. №2
между субъектами Российской Федерации, а потенциал малых предприятий в развитии экономики регионов задействован крайне неравномерно [3].
В результате возникает необходимость в разработке системы коли-Факторы, определяющие особенности и характер развития чественных и качествен-
конкурентоспособности малых предприятий сферы услуг ных показателей, которые
I влияют на особенности и
На рис. 1 в схематическом виде представлена система факторов, определяющих особенности и характер развития, конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства на рынке сферы услуг.
Качественные
Число МП; Оборот МП;
Затраты на технологические инновации;
Среднесписочная численность работников одного МП; Денежные доходы населения; и другие
Качество услуг; Гибкость; Адаптивность; Мобильность; Инновационность; и другие
Рис. 1.Факторы, определяющие особенности и характер развития, конкурентоспособности малых предприятий сферы услуг
Так, в качестве количественных факторов, определяющих характер развития конкурентоспособности малых предприятий сферы услуг, можно выделить такие, как число МП, среднесписочная численность работников одного МП, оборот МП и др.
При этом следует отме- _
тить существенную корреляционную зависимость оборота МП сферы услуг от таких факторов, как затраты на технологические инновации и денежные доходы населения.
В свою очередь, к основным качественным факторам, определяющим особенности развития конкурентоспособности малых предприятий сферы услуг, можно отнести гибкость, адаптивность, мобильность и инновационность.
Как указывалось ранее, существенной особенностью развития сферы услуг в России является неравномерное развитие регионов и существенное влияние региональной специфики. По-прежнему сохраняется высокая дифференциация по уровню развития малых предприятий
характер регионального развития конкурентоспособности малых предприятий сферы услуг.
На рис. 2 в схематическом виде представлена система факторов, определяющих особенности и характер регионального развития, конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства на рынке сферы услуг.
В качестве основных количественных факторов, определяющих характер регионального развития конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства сферы услуг, можно выделить число МП в регионе, среднюю производительность труда одного работника, среднесписочную численность работников МП и др.
Факторы, определяющие особенности и характер регионального развития, конкурентоспособности малых предприятий сферы услуг
Число МП в регионе; Среднесписочная численность работников одного МП по региону; Средний оборот одного МП по региону;
Средняя производительность труда одного работника МП по региону
Природно-климатические условия региона; Территориальные условия региона; Плотность и численность населения региона; Региональная специфика; Уровень экономического развития региона; Инвестиционная привлекательность региона; Уровень деловой активности в регионе; Отраслевая ориентация региона; Региональная дифференцированность МП; Региональная концентрация МП
Рис. 2.Факторы, определяющие особенности и характер регионального развития, конкурентоспособности малых предприятий сферы услуг
В свою очередь, к основным качественным факторам, определяющим особенности регионального развития конкурентоспособности малых предприятий сферы услуг, можно отнести
тм. уеэШк. тадШ. ги
75
природно-климатические условия региона, уровень экономического развития, инвестиционную привлекательность, деловую активность в регионах.
Кроме того, немаловажным фактором регионального развития и конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства является отраслевая ориентация региона.
Таким образом, в Российской Федерации проблемы региональной экономики обладают ярко выраженной спецификой и определяются типом каждого отдельно взятого региона, его экономико-географическими параметрами, основными ресурсами, производственной базой, инфраструктурой, местом региона в национальной экономической системе и прочими значимыми факторами. Этим определяются и различия в уровнях развития отраслей сферы услуг, на которые существенный отпечаток накладывает именно региональная составляющая [1].
Как показывает проведенный анализ, сфера услуг является одним из приоритетных направлений развития субъектов малого предпринимательства в России. В результате целесообразна разработка целевых программ или включение соответствующих мероприятий в региональные программы поддержки малого предпринимательства в сфере услуг.
Предлагаемые основные мероприятия по региональному развитию и повышению конкурентоспособности малых предприятий сферы услуг схематически представлены на рис. 3.
Мероприятия по региональному развитию и повышению конкурентоспособности малых предприятий сферы услуг
Стимулирование создания новых МП;
Стимулирование увеличения численности работников МП; Стимулирование повышения производительности труда на МП
Стимулирование роста численности населения региона; Повышение уровня экономического развития региона; Повышение инвестиционной привлекательность региона; Повышение уровня деловой активности в регионе;
Повышение затрат на технологические инновации;
Повышение уровня жизни и доходов населения;
Совершенствование нормативно-правового обеспечения поддержки МП
Рис. 3. Мероприятия по региональному развитию и повышению конкурентоспособности малых предприятий сферы услуг
В результате, в целях повышения оборота субъектов малого предпринимательства сферы услуг необходимо осуществление мероприятий по стимулированию создания новых малых предприятий, а также увеличения численности работников в данной сфере. Кроме того, косвенное влияние на оборот малых предприятий сферы услуг, очевидно, оказывают закаты на технологические инновации в соответствующем регионе.
В свою очередь, государственная поддержка в создании новых малых предприятий сферы платных услуг позволит не только повысить занятость, то и напрямую окажет влияние на величину оборота малых предприятий сферы услуг.
Достаточно важным для страны является гармоничность правовых и хозяйственных условий, прозрачность экономических отношений и их стабильность. Соответственно необходимо больше уделять внимания государственному регулированию, ведь все остальное является производным именно от него. Таким образом, необходимо:
- усовершенствовать нормативно-правовое обеспечение поддержки малого предпринимательства;
- упростить регулирующие процедуры в отношении малого предпринимательства;
- усовершенствовать систему налогообложения малого предпринимательства, в частности упростить критерий для перехода на упрощенную систему;
- необходимо разработать систему льготи-
рования налогообложения банков, осуществляющих кредитование малого предпринимательства;
- внедрить новые финансовые технологии, направленные на развитие малого предпринимательства.
Вывод. Как показало исследование, несмотря на принятие и реализацию существующих целевых программ, направленных на сглаживание различий в уровне развития регионов, по-прежнему можно наблюдать прогрессивные и депрессивные территории, управление развитием которых должно учитывать их специфику. В результате, создавая соответствующие условия, обеспечивающие поддержку малого бизнеса, государство повысит эффективность
76
Вестник МГТУ им. Г. И. Носова. 2014. №2
российской экономики в целом.
Список литературы
1. Проскура Д.В., Проскура Н.В., Мурашова H.A. Региональный маркетинг в инновационной среде / НГТУ. Н. Новгород, 2011. 124 с.
2. Селяев Е.В. Формирование стратегии обеспечения конкурентоспособности на предприятиях сферы услуг // Вестник ЮрГТУ (НПИ). 2011. №4. С. 241-247.
3. Горохова О.В. Региональный подход к определению термина «конкурентоспособность» // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2013. №1.С. 99-100.
INFORMATION ABOUT THE PAPER IN ENGLISH
CREATING THE SYSTEM OF DEVELOPMENTAND COMPETITIVENESS INDICATORS FOR SMALL BUSINESS ENTITIES IN THE SERVICES MARKET
Usmanova Klara Fuadovna - D.Sc. (Eng.), Professor, Head of Department of Economics and Marketing, Institute of Economics and Management, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Russia. Phone: +7 (3519)23-03-71.
Gorokhova Olga Valeryevna - Teaching Assistant, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Russia. Phone: +7 (3519)23-04-28.
Abstract. The article discusses the competitiveness development mechanism of small services businesses in Russia. A preliminary study of correlation dependence between the turnover of small services enterprises and various economic indicators was performed. Thus, during the study we have identified factors that determine features and character the competitiveness development of small services businesses. The final result of the study was creation of a system of indicators that effect the competitiveness of small businesses. The article also gives measures for regional development and competitiveness of small services businesses.
Keywords: small businesses, competitiveness, corre-
lation, the turnover of small services businesses.
References
1. Proskura D.V., Proskura N.V., Murashova N.A. Regional'nyi marketing v innovatsionnoj srede [Regional marketing in an innovation environment]. NSTU. Nizhny Novgorod, 2011. 124 p.
2. Selaev E.V. Formation the strategy for ensuring competitiveness in enterprises of services sphere. Vestnik SRSTU (NPI). 2011, no. 4, pp. 241-247.
3. Gorokhova O.V. A regional approach to the defining the term «competitiveness». Vestnik Magnitogorskogo gosudarstven-nogo tekhnicheskogo universiteta im. G.I. Nosova. [Vestnik of Nosov Magnitogorsk State Technical University]. 2013, no. 1, pp. 99-100.
УДК 330.3
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА
Одер Д.Е.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Россия
Аннотация. В статье рассматривается степень развития инновационной инфраструктуры человеческого потенциала и социального капитала в Российской Федерации в разрезе различных сфер жизнедеятельности. Проанализированы показатели интеллектуального капитала и экономической безопасности (уровень грамотности, количество исследовательских организаций).
Целью написания данной статьи является определение вектора развития экономической политики Российской Федерации, для чего был доведен анализ фактических экономических показателей, на основе которого возможно стало выявить динамику развития таких показателей, как экономический и социальные капиталы.
Представлены результаты анализа показателей социального капитала как фактора, влияющего на благосостояние человека и государства в целом. По итогам представленного анализа доказана негативная динамика развития показателей человеческого капитала (здравоохранение, образование). Результаты статистического анализа возможно использовать при определении структуры бюджетной политики.
Ключевые слова: инновационно инфраструктура, социальный капитал, человеческий потенциал, инновации.
www. vestnik. magtu. ru
77