Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ДЕМОГРАФОВ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО РЕШЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ'

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ДЕМОГРАФОВ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО РЕШЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРТ / ДЕМОГРАФ / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ростовская Тамара Керимовна, Рычихина Наталья Сергеевна

Актуализирована значимость разработки системы подготовки демографов для комплексного решения демографических проблем, в рамках которой выделено пять основных блоков: определение потребности в демографах и перечень решаемых ими задач; подготовка и обучение демографов высшими учебными заведениями; повышение квалификации демографов для улучшения качества выполняемых ими трудовых функций и карьерного роста демографов; подготовка федеральных экспертов по независимой оценке квалификации в области демографии; обеспечение предприятий и организаций, органов федеральной и муниципальной власти квалифицированными демографами и своевременная их переподготовка. Определена роль федеральных экспертов по независимой оценке квалификации в области демографии в системе подготовки специалистов для комплексного решения демографических проблем в обществе. От качества работы эксперта в дальнейшем будет зависеть, какие специалисты в области демографии будут консультировать и проводить экспертизу общественно значимых национальных и региональных проектов по народосбережению и выравниванию демографического дисбаланса. Рассмотрены особенности подготовки федеральных экспертов по независимой оценке квалификации в области демографии. Эксперт должен знать требования законодательства в области независимой оценки квалификации и нормативное обеспечение в заявляемой деятельности, в соответствии с утвержденным профессиональным стандартом «Демограф», а также проводить экзамен по установленному регламенту. При подготовке к экзамену для каждого уровня квалификации демографа эксперт должен уметь составлять перечень оценочных средств, позволяющих оценить необходимые знания, умения и трудовые действия претендента на подтверждение квалификационного уровня. На основании авторского исследования кандидатов в федеральные эксперты в сфере демографии по уровню образования, ученой степени, званию, публикационной активности, инициативности участия в научных и практических мероприятиях, полу, возрасту авторами составлен портрет современного эксперта по независимой оценке квалификации демографа. Предложена матрица компетенций федерального эксперта в области демографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ростовская Тамара Керимовна, Рычихина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING A SYSTEM FOR TRAINING DEMOGRAPHERS FOR COMPREHENSIVE SOLUTION OF DEMOGRAPHIC PROBLEMS

The importance of developing a system for training demographers for a comprehensive solution of demographic problems has been updated. In its framework, 5 main blocks have been identified. They are: identification of the need for demographers and a list of tasks they solve; training of demographers in higher educational institutions; re-training for demographers to improve the quality of their work and career growth; federal experts training to provide independent assessment in the field of demography; providing enterprises and organizations, federal and municipal authorities with qualified demographers and their timely re-training. The role of federal experts in independent assessment in the field of demography in the system of training specialists for a comprehensive solution of demographic problems in society is determined. The quality of the expert's work in the future will determine which demographic specialists will advise and conduct an examination of socially significant national and regional projects for saving people and leveling the demographic imbalance. The institutional basis for the training of federal experts in demography is considered. The expert must know the requirements of the legislation in the field of independent assessment of qualifications and regulatory support in the declared activity of the "Demograph", as well as conduct an exam in accordance with the established regulations. When preparing for an exam for each skill level of a demographer, an expert should be able to compile a list of assessment tools that allow assessing the necessary knowledge, skills and labor actions of an applicant for confirming a qualification level. Based on the author's study of candidates for federal experts in the field of demography by level of education, academic degree, rank, publication activity, initiative to participate in scientific and practical events, gender, age, the authors compiled a portrait of a modern expert in independent assessment of the demographer's qualifications. A competency matrix of a federal expert in the field of demography is proposed.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ДЕМОГРАФОВ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО РЕШЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ»

DOI: 10.22394/2304-3369-2023-2-21-32 ВАК: 5.4.7

EDN: YWPSJD УДК: 314.007.62

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ДЕМОГРАФОВ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО РЕШЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Ростовская Т. К.аЬ, Рычихина Н. С.с

а Институт демографических исследований - обособленное подразделение Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

ъ Российский университет дружбы народов с Ивановский государственный университет

АННОТАЦИЯ:

Актуализирована значимость разработки системы подготовки демографов для комплексного решения демографических проблем, в рамках которой выделено пять основных блоков: определение потребности в демографах и перечень решаемых ими задач; подготовка и обучение демографов высшими учебными заведениями; повышение квалификации демографов для улучшения качества выполняемых ими трудовых функций и карьерного роста демографов; подготовка федеральных экспертов по независимой оценке квалификации в области демографии; обеспечение предприятий и организаций, органов федеральной и муниципальной власти квалифицированными демографами и своевременная их переподготовка. Определена роль федеральных экспертов по независимой оценке квалификации в области демографии в системе подготовки специалистов для комплексного решения демографических проблем в обществе. От качества работы эксперта в дальнейшем будет зависеть, какие специалисты в области демографии будут консультировать и проводить экспертизу общественно значимых национальных и региональных проектов по народосбережению и выравниванию демографического дисбаланса. Рассмотрены особенности подготовки федеральных экспертов по независимой оценке квалификации в области демографии. Эксперт должен знать требования законодательства в области независимой оценки квалификации и нормативное обеспечение в заявляемой деятельности, в соответствии с утвержденным профессиональным стандартом «Демограф», а также проводить экзамен по установленному регламенту. При подготовке к экзамену для каждого уровня квалификации демографа эксперт должен уметь составлять перечень оценочных средств, позволяющих оценить необходимые знания, умения и трудовые действия претендента на подтверждение квалификационного уровня. На основании авторского исследования кандидатов в федеральные эксперты в сфере демографии по уровню образования, ученой степени, званию, публикационной активности, инициативности участия в научных и практических мероприятиях, полу, возрасту авторами составлен портрет современного эксперта по независимой оценке квалификации демографа. Предложена матрица компетенций федерального эксперта в области демографии.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: федеральный эксперт, демограф, независимая оценка квалификации, компетенции.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Ростовская Т. К., Рычихина Н. С. Разработка системы подготовки демографов для комплексного решения демографических проблем // Вопросы управления. 2023. Т. 17, № 2. С. 21-32. EDN YWPSJD. DOI 10.22394/2304-3369-2023-2-21-32.

© abtop(m) / The Author(s) 2023. Open Access This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License, which permits use, sharing, adaptation, distribution and reproduction in any medium or format, as long as you give appropriate credit to the original author(s) and the source, provide a link to the Creative Commons license, and indicate if changes were made.

■ ВВЕДЕНИЕ

Одним из ключевых приоритетов в рамках реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации является «сбережение народа России и развитие человеческого потенциала»1. К основных задачам, позволяющим достигнуть цель, следует отнести реализацию мер, направленных на укрепление института многопоколенной семьи, формирование мотивации к многодетности, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение смертности [1].

Острая необходимость научно обоснованного информационно-аналитического обеспечения по демографическим вопросам актуализирует значимость появления новой профессии -демографа2 - и привлечения данных специалистов в команды по разработке и реализации общественно значимых проектов в качестве экспертов и консультантов по народосбереже-нию и выравниванию демографического дисбаланса. В ноябре 2022 года на заседании Совета по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения (далее - СПК) были рассмотрены и получили одобрение проекты наименований следующих квалификаций, разработанных по наименованиям квалификаций в соответствии с положениями профессионального стандарта «Демограф»:

• «Специалист в области демографии (демограф)» (6 уровень квалификации);

• «Аналитик в демографической сфере» (7 уровень квалификации).

Одобренные проекты наименований квалификации и требований к квалификациям утверждены приказом Национального агентства развития квалификаций от 14.11.2022 № 129/22-ПР.

Утвержденный и действующий профессиональный стандарт «Демограф» расширяет возможности образовательных организаций с позиции подготовки выпускников, имеющих знания в части профессиональных компетенций о демографических закономерностях и особенностях [2; 11; 12; 13; 14]. Отмечая важность профессиональных стандартов, следует согласиться

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 24.12.2021).

2 Об утверждении профессионального стандарта «Демограф» : Приказ Минтруда России от 08.06.2022 № 346н. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/2368.

с М. А. Троянской, которая считает, что профессиональные стандарты могут рассматриваться в качестве одного из способов формирования эффективного и устойчивого взаимодействия сфер образования и труда для обеспечения рационального использования человеческих ресурсов [15, с. 274]. «Профессиональные стандарты очень удобны в использовании и создают основу для обоснованного отбора содержания образовательных программ», - отмечают специалисты Уральского федерального университета [16, с. 42]. Включение в профессиональные стандарты требований в области демографических знаний одновременно влечет за собой появление федерального государственного образовательного стандарта с соответствующим наполнением [16, с. 42].

Значимость подготовки кадров высшей квалификации с учетом требований профессиональной деятельности (трудовых функций, трудовых действий, умений и знаний) отмечается в ряде трудов отечественных ученых и экспертов [3; 4; 5; 6; 7 и др.].

Таким образом, актуальной является разработка системы подготовки демографов для комплексного решения демографических проблем, в рамках которой выделены пять основных блоков: определение потребности в демографах и перечень решаемых ими задач; подготовка и обучение демографов высшими учебными заведениями; повышение квалификации демографов для улучшения качества выполняемы ими трудовых функций и карьерного роста демографов; подготовка федеральных экспертов по независимой оценке квалификаций в области демографии; обеспечение предприятий и организаций, органов федеральной и муниципальной власти квалифицированными демографами и своевременная их переподготовка.

Методологическую базу исследования представляют базисные положения концепции демографического развития. В процессе написания статьи были использованы нормативно-правовые акты и научная литература по теме исследования. К используемым научным методам относят сравнительный, причинно-следственный и статистический анализ.

■ РЕЗУЛЬТАТЫ

В настоящее время основными демографическими проблемами являются снижение рож-

даемости, рост смертности, миграционная убыль, старение населения и пр.3 [8]. Отмечая значимость разработки системы подготовки демографов для комплексного решения демографических проблем, следует выделить пять основных блоков (рисунок 1):

1) определение потребности в демографах и перечень решаемых ими задач;

2) подготовка и обучение демографов высшими учебными заведениями;

3) повышение квалификации демографов для улучшения качества выполняемых ими трудовых функций и карьерного роста демографов;

4) подготовка федеральных экспертов по независимой оценке в области демографии;

5) обеспечение предприятий и организаций, органов федеральной и муниципальной власти квалифицированными демографами и обеспечение своевременной переподготовки специалистов и руководителей в соответствии с нововведениями.

Рассмотрим более подробно все блоки системы подготовки демографов для комплексного решения демографических проблем.

Первый блок. Определение потребности в демографах и перечень решаемых ими задач.

По состоянию на 2022 год в России потребность в демографах органами государственной и муниципальной власти, аналитическими центрами, внебюджетными фондами, Росстатом, социологическими службами, крупными компаниями составляет примерно 5300 человек. Демографы должны уметь формировать демографические базы данных, определять демографическую конъюнктуру, моделировать и разрабатывать сценарии развития демографических процессов, формировать информационно-аналитическое обеспечение и проводить экспертизу программ и проектов развития общества.

Второй блок. Подготовка и обучение демографов высшими учебными заведениями.

По состоянию на 2022 год в России всего три высших учебных заведения ведут образовательную деятельность по программам демографии: Высшая школа экономики (далее - ВШЭ), Московский государственный университет имени М. В.Ломоносова (далее - МГУ) и Московский

з Демографическое самочувствие регионов России. Национальный демографический доклад - 2022 / Т. К. Ростовская, А. А. Шабунова [и др.] ; отв. ред. Т. К. Ростовская, А. А. Шабунова ; ФНИСЦ РАН. - М. : ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2022. - 220 с.

государственный институт международных отношений (МГИМО) [1].

В Высшей школе экономики, в Институте демографии имени А. Г. Вишневского, действует кафедра демографии.

На трёх факультетах МГУ ведется подготовка кадров в области демографии: на экономическом факультете функционирует кафедра народонаселения, в высшей школе современных социальных наук работает кафедра демографии, а также на социологическом факультете действует кафедра социологии семьи и демографии.

В МГИМО, на Факультете управления и политики, проходят обучение студенты кафедры демографической и миграционной политики.

Блок 1. Определение потребности в демографах: по состоянию на 2022 год в России потребность в демографах составляет примерно 5300 человек

Блок 2. Подготовка демографов и повышение квалификации демографов

Высшие учебные заведения, ведущие образовательную деятельность по подготовке демографов: Высшая школа экономики, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Московский государственный институт международных отношений. В перспективе и др. вузы страны

Блок 3. Повышение квалификации в области демографии -

ФГБУ Всероссийского научно-исследовательского института труда. Программы обучения: «Демограф», «Основы демографии: теория и практика», «Подготовка экспертов центров оценки квалификаций и экзаменационных центров в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения» и пр.

Блок 4. Федеральные эксперты по независимой оценке в области демографии. Свидетельство выдается Советом по профессиональной квалификации в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения

Блок 5. Обеспечение потребности в демографах: органов государственной и муниципальной власти, аналитических центров, внебюджетных фондов, Росста-та, социолог. служб, крупных компаний

>

Рис. 1. Система подготовки демографов для комплексного решения демографических проблем Fig. 1. Demographer training system for comprehensive solution of demographic problems

Таким образом, в настоящее время в России работает пять кафедр демографии и народонаселения. Несомненно, образовательный потенциал по выпуску демографов больше. Образовательным потенциалом по выпуску высококвалифицированных демографов обладают другие и столичные, и региональные вузы страны, в которых уже сейчас действуют научные центры, проводящие демографические исследования по актуальным в обществе проблемам, а преподаватели данных учебных заведений имеют ученую степень, проходят повышение квалификации на базе ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» (далее - ВНИИ труда) по современным тенденциям демографии, активно изучают и отслеживают тенденции развития демографической ситуации в своих регионах, публикуют результаты своих научных исследований и учувству-ют в симпозиумах, круглых столах и научных конференция с докладами.

Третий блок. Повышение квалификации демографов для улучшения качества выполняемых ими трудовых функций и карьерного роста демографов.

Несомненно, покрыть действующую потребность в демографах трем вузам не под силу. Однако согласно профессиональному стандарту «Демограф», демограф может иметь высшее социологическое, экономическое, статистическое образование, а также в области менеджмента или государственного и муниципального управления уровня бакалавриата (образование данного уровня он может получить уже в более широком перечне вузов) и пройти программу повышение квалификации по демографическому профилю. Программу повышения квалификации рекомендуется пройти во ВНИИ труда. Данный институт предлагает широкий перечень программ для повышения квалификации: «Демограф», «Основы демографии: теория и практика», «Подготовка экспертов центров оценки квалификаций и экзаменационных центров в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения» и пр. Прохождение программы повышения квалификации позволит специалисту с высшим образованием занять должность специалиста демографа, демографа в социологической сфере или экономиста-демографа. Для своего карьерного роста в будущем демограф должен закончить

программу специалитета или магистратуру и проработать не менее одного года, например, в области анализа данных в региональных органах власти [9].

Четвертый блок. Подготовка федеральных экспертов по независимой оценке в области демографии.

Важным элементом системы подготовки и оценки работы демографов является подготовка экспертов по независимой оценке квалификации демографа. На них возлагается огромная функция по оценке качества подготовки специалистов, квалификационного уровня демографа и постановки его в кадровый резерв на руководящую должность. Определяя роль федеральных экспертов по независимой оценке квалификации в области демографии, следует в первую очередь отметить, что федеральный эксперт по независимой оценке квалификации в области демографии - это специалист, имеющий подтверждённую в порядке, установленном Советом по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения (далее - СПК), квалификацию эксперта, обладающий знаниями и опытом для проведения работ в области профессиональной квалификации. Для получения соответствующего статуса эксперт должен иметь:

• высшее образование и/или учёную степень, соответствующую заявляемой области деятельности;

• стаж работы по соответствующему виду профессиональной деятельности не менее пяти лет;

• действующее удостоверение о повышении квалификации по программам в области независимой оценки квалификации, утвержденным Национальным агентством развития квалификаций и (или) СПК.

В период с 25 по 27 октября 2022 года на базе ВНИИ труда была осуществлена подготовка первых экспертов по независимым оценкам квалификации демографа. В ходе подготовки были обучены и подготовлены к практической деятельности 23 эксперта по независимой оценке квалификации демографа. Отметим, что на обучение было подано большое количество заявок, однако в команду обучающихся на экспертов по независимой оценке квалификации демографа были отобраны лучшие кандидаты исходя из их образовательного уровня, занимаемой должности и необходимости получения

Таблица 1 - Сведения по кандидатам в эксперты по демографии Table 1 - Information about candidates for demography experts

№ п/п Ученая степень Руководящая должность Пол Активность участия в научных мероприятиях по проблемам демографии Публикационная активность (оценивалась по индексу Хирша)

1 д-р экон. наук директор жен высокая высокая

2 д-р экон. наук зам. директора жен высокая высокая

3 д-р экон. наук, член-корр. РАН директор муж высокая высокая

4 канд. экон. наук — жен высокая высокая

5 канд. экон. наук — жен высокая высокая

6 д-р экон. наук руководитель отдела жен высокая высокая

7 д-р социол. наук директор жен высокая высокая

8 канд. экон. наук зам. директора жен высокая высокая

9 д-р экон. наук жен высокая высокая

10 д-р социол. наук руководитель отдела жен высокая высокая

11 канд. экон. наук зам. директора муж высокая высокая

12 д-р социол. наук жен высокая высокая

13 д-р социол. наук жен высокая высокая

14 д-р социол. наук зам. директора жен высокая высокая

15 канд. экон. наук муж высокая высокая

16 канд. физ.-мат. наук зам. директора жен высокая высокая

17 канд. экон. наук зам. директора муж высокая высокая

18 канд. социол. наук декан муж высокая высокая

19 д-р социол. наук жен высокая высокая

20 д-р социол. наук руководитель отдела жен высокая высокая

21 д-р экон. наук жен высокая высокая

22 канд. экон. наук зам.зав. отделом жен высокая высокая

23 канд. экон. наук жен высокая высокая

ими знаний и умений для применения в своей профессиональной деятельности.

Далее проведем исследование кандидатов в федеральные эксперты в сфере демографии по уровню образования, ученой степени, званию, публикационной активности, активности участия в научных и практических мероприятиях, полу и возрасту (таблица 1).

Подготовленные эксперты по независимой оценки квалификации демографа работают в лучших высших учебных заведениях страны: институте демографических исследований ИДИ ФНИСЦ РАН (г. Москва), Башкирском государственном университете (г. Уфа), Вологодском научном центре Российской академии наук (г. Вологда), Ивановском государственном университете (г. Иваново) и пр. Как видно, география экспертов широкая. Это связано с тем, что профессиональные демографы нужны во всех регионах России.

В соответствии с СПК СТС выдвигаются следующие требования к экспертам: образование, учёная степень, стаж работы по соответ-

ствующему наличие действующего удостоверения о повышении квалификации по программам «Подготовка экспертов ЦОК, ЭЦ, ЭП» или «Независимая оценка квалификации». Эксперты по независимой оценке квалификации демографа должны быть статусными людьми в научной среде. 56,5 % обучающихся на экспертов в области демографии имели ученую степень доктора наук (13 человек), 43,5 % - кандидата наук (10 человек) (рисунок 2).

60

45

30

15

56 % ;;;

;;; 44 % ;

кандидаты наук

доктора наук

Рис. 2. Ученая степень экспертов демографии Fig. 2. Demography experts' academic degree

Если посмотреть в разрезе, то 50 % всех докторов - это доктора социологических наук и 50 % составляют доктора экономических наук. Если мы посмотрим экспертов со степенью кандидата наук, то семь человек (78 % от всех кандидатов наук) - это кандидаты экономических наук, 22 % - это кандидаты социологических наук и физико-математических наук. 44 % экспертов по независимой оценке квалификации демографа - это профессора. Высокие требования к образовательному уровню претендентов обусловлены высокими требованиями к уровню знаний экспертов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эксперты в области демографии должны не только обладать теоретическими знаниями, но и иметь практический опыт в области демографических исследований, являться консультантами по народосбережению и выравниванию демографического дисбаланса, быть уважаемыми в научной и образовательной среде людьми. 14 человек, или 61 % принявших решение стать экспертами, занимают должности руководителей высшего и среднего звена, а именно являются директорами институтов и центров, заместителями директоров, руководителями отделов, заведующими лабораториями региональных исследований, деканами факультетов и пр.

Среди первых экспертов по независимой оценке квалификации демографа есть как мужчины, так и женщины: из 23 обучающихся 22 % составляют мужчины и 78 % - женщины (рисунок 3).

Все эксперты по независимой оценке квалификации демографа имеют значительные научные труды за последние пять лет в области демографии, активно выступают на научных конференциях: ежегодном демографическом до-

80

60

40

20

22 %

78 %

мужчины

женщины

Рис. 3. Соотношение мужчин и женщин среди обучающихся экспертов демографии

Fig. 3. Ratio of males and females among trained demographic experts

кладе «Демографическое самочувствие регионов России», «Всероссийском демографическом форуме», международном симпозиуме «Семья и преемственность поколений», всероссийском фестивале «Студенческая семья» и пр.

Средний возраст эксперта в области демографии - 44-53 лет (рисунок 4).

Пятый блок. Обеспечение предприятий и организаций, органов федеральной и муниципальной власти квалифицированными главными демографами, специалистами в области народосбережения, консультантами и советниками при разработке региональных проектов и обеспечение своевременной переподготовки специалистов и руководителей в соответствии с нововведениями

При планировании карьерного роста демографов и их переподготовки следует руководствоваться компетентностным подходом, который основывается на знаниях, умениях сотрудника и трудовых функциях, которые он должен выполнять [9]. В таблице 2 представлена матрица трудовых функций демографа шестого уровня квалификации, который в своей работе осуществляет формирование демографических баз данных на основе современных цифровых технологий.

В таблице 3 представлены требования к демографу седьмого уровня квалификации, который осуществляет трудовую функцию по проведению демографических экспертиз проектов и работ. Для каждого уровня квалификации эксперт должен составить свой перечень оценочных средств, позволяющих оценить необходимые знания, умения и трудовые действия претендента на подтверждение или повышение квалификационного уровня, а также федеральный эксперт должен проводить экзамен по установленному регламенту.

10

30-40

41-50

51-60

от 61

Рис. 4. Возрастная структура экспертов демографии Fig. 4. Age structure of demography experts

2

Таблица 3 - Требования к демографу седьмого уровня квалификации Table 3 - Requirements for a demographer of the seventh level of qualification

Таблица 2 - Требования к демографу шестого уровня квалификации Table 2 - Requirements for a demographer of the sixth level of qualification

Требования: высшее образование (бакалавриат) и дополнительно повышение квалификации в области демографии

Необходимые знания Необходимые умения Трудовые действия

Национальные нормативные акты в области демографического развития, Международные нормативные акты в области демографического развития, Цифровые технологии для разработки без данных в области демографии. Индикаторы и факторы демографического развития, показатели измерения и диагностики демографически исследований и пр. Проводить оценку актуальности, достоверности, полноты и доступности официальной статистической информации о населении и развитии демографических процессов. Разрабатывать анкеты для поведения мониторинговых исследований социально-демографически групп, домохозяйств и трудовых коллективов. Определять критерии формирования выборки для проведения социально-демографически исследований населения. Классифицировать и обобщать результаты мониторинговых исследований, выявлять состояние демографической ситуаций и пр. Разработка инструментария мониторинговых исследований социально-демографических групп, до-мохозяйств, трудовых коллективов. Разработка системы показателей для формирования без данных в области демографии на основе современных цифровых технологий. Проведение мониторинговых исследований социально-демографических групп, домохозяйств, трудовых коллективов и пр.

Требования: высшее образование (специалитет, магистратура) и дополнительно повышение квалификации в области демографии Опыт: не менее одного года в области аналитического обеспечения стратегий и программ государственных и коммерчески организаций

Необходимые знания Необходимые умения Трудовые действия

Специфика экспертной деятельности в области демографии. Методы прикладной демографии в анализе бизнес-стратегий. Система прогнозирования демографического развития. Механизмы определения приоритетов долгосрочного демографического развития и пр. Организовывать и проводить экспертизу инициатив и проектов в области демографического развития. Анализировать требования к экспертизе с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами и пр. Проведения экспертизы программ и проектов законодательных, стратегически концептуальных документов в областях, влияющих на демографическое развитие. Экспертная оценка управленческих решений в сфере социально-экономического развития с учетом демографических факторов. Оценка результативности стратегий демографического развития пр.

Источник: Об утверждении профессионального стандарта «Демограф» : Приказ Минтруда России от 08.06.2022 № 346н. URL: https:// mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/2368.

При составлении оценочных средств эксперт должен руководствоваться рядом правил. Среди наиболее важных правил для составления теста хотелось бы отметить следующие.

1) Тестовые задания должны быть направлены на развитие, углубление освоенной компетенции.

2) Оценочное задание должно содержать де-ятельностный компонент на основе проецирования модельной ситуации, ориентированной на профессиональную деятельность.

3) Около каждого тестового задания следует указывать раскрываемую им компетенцию.

4) Не рекомендуется использовать много однотипных тестовых заданий (например, с выбором одного правильного ответа).

5) Тест должен иметь инструкцию, которая должна содержать правила: что должен сделать тестируемый (как записать ответ, куда записать ответ, словом или цифрой записать и т.д.).

Оценочные средства для демографа шестого уровня квалификации должны определить уровень его знаний нормативных актов в области демографического развития, индикаторов и факторов демографического развития. Они должны выявить его умения разрабатывать анкеты для поведения мониторинговых исследований социально-демографически групп, домохозяйств и трудовых коллективов. Оценочные задания должны раскрыть, может ли аттестуемый, претендующий на демографа шестой квалификации, разрабатывать систему показателей для формирования без данных в области демографии на основе современных цифровых технологий.

Оценочные средства для демографа седьмого уровня квалификации должны выявлять уровень его знаний методов прикладной демографии в анализе бизнес-стратегий и системы прогнозирования демографического развития; выявлять его умения организовывать и проводить экспертизу инициатив и проектов в обла-

Таблица 4 - Матрица компетенций федерального эксперта в области демографии Table 4 - Competence matrix of the federal expert in the field of demography

Требования: высшее образование, ученая степень, опыт работы по соответствующему виду профессиональной деятельности не менее 5 лет, действующее удостоверение о повышении квалификации по программам: «Подготовка экспертов ЦОК, ЭЦ, ЭП» или «Независимая оценка квалификации»

Знает Умеет Владеет навыками

Требования законодательства в области независимой оценки квалификации; требования соответствующих профессиональных стандартов; способы и процедуры оценки квалификации, порядок оформления результатов экзамена; требования к составлению и содержанию оценочных средств; регламент проведения оценки; требования материально-технического обеспечения проведения профессионального экзамена Подбирать нормативные и правовые документы, которые необходимо использовать при подготовке комплекта оценочных средств; проводить теоретический этап профессионального экзамена; проводить второй, практический, этап экзамена; подготавливать оценочные средства и составлять задания для определения квалификации демографа; обрабатывать результаты экзамена В заявленной деятельности эксперта (в области демографии); в работе с ПК и современных информационно-телекоммуникационных технологий; составления оценочных средств; оценки квалификации кандидата; подготовки и проведения экзамена

сти демографического развития. Оценочные задания должны показать, может ли кандидат, претендующий на демографа седьмой квалификации, на должном уровне осуществлять проведение экспертизы программ и проектов законодательных, стратегически концептуальных документов в областях, влияющих на демографическое развитие территории.

Авторами была изучена процедура подготовки экспертов по независимой оценке квалификации демографа. Выявлено, что в ходе обучения экспертов по программе «Подготовка экспертов центров оценки квалификаций и экзаменационных центров в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения» ими был изучен следующий перечень вопросов:

• нормативные и правовые документы, которые необходимо использовать при подготовке комплекта оценочных средств;

• требования к теоретическому и практическому этапам проведения профессионального экзамена;

• правила по подготовке оценочных средств и составлению заданий для определения квалификации демографа;

• особенности материально-технического обеспечения проведения профессионального экзамена;

• правила обработки результатов экзамена и принятия решения о выдаче удостоверения.

В результате обучения по направлению «Подготовка экспертов центров оценки квалификации и экзаменационных центров в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения» все обучающиеся получили удостоверения о повышении квалификации. А за-

тем, задав весь необходимый перечень документов (удостоверение по программе обучение на экспертов и трудовую книжку, подтверждающую опыт в нужной области деятельности) в Совет по профессиональной квалификации в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, обучающиеся получили сертификат эксперта по независимой оценке квалификации демографа. Получение этого сертификата дает экспертам право принимать участие в работе экспертной комиссии по независимой оценке квалификации в форме профессионального экзамена при подтверждении соответствия квалификации соискателей в демографы.

На основании исследования кандидатов в федеральные эксперты в сфере демографии по уровню образования, ученой степени, званию, публикационной активности, активности участия в научных и практических мероприятиях, полу, возрасту, авторами составлен портрет современного эксперта по независимой оценке квалификации демографа. Портрет федерального эксперта в области демографии включает следующие основные элементы:

• имеет высшее образование (чаще всего социологическое или экономическое);

• имеет ученую степень (канд. или д-р наук);

• знает требования современного законодательства в вопросах демографии;

• знает теоретические и практические основы демографии как науки;

• имеет опыт работы по соответствующему виду профессиональной деятельности не менее пяти лет;

• активно участвует на протяжении послед-

них пяти лет в научных конференциях по вопросам демографии;

• активно занимается научной и исследовательской деятельностью по демографическим проблемам;

• имеет значимые научные публикации в области демографии;

• занимает руководящую должность или планирует карьерный рост в данном направлении;

• индекс Хирша более 10;

• обладает активной жизненной позицией.

Важно выделить компетенции федерального

эксперта [10]. Авторами предложена матрица компетенций федерального эксперта в области демографии, которая включает в себя требования к его образованию, ученому званию, опыту работы по профилю, повышению квалификации, а также требования к его знаниям, умениям и навыкам (таблица 4).

В настоящее время все федеральные и региональные проекты и программы разрабатываются с учетом анализа демографической ситуации на конкретной территории [17; 18]. Эффективность реализации государственных программ напрямую зависит от проведенного комплексного анализа демографической ситуации в регионе и прогнозных показателей ее развития [19]. В современной России государственные органы столкнулись с проблемой дефицита квалифицированных специалистов [20; 21]. Подготовка экспертов в области демографии поможет решить возникший кадровый вопрос и является важным элементом системы подготовки демографов для комплексного решения демографических проблем. От эффективности их работы зависит качество разработки и реализации проектов по сбережению народа России и развитию человеческого потенциала. •

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Ростовская Т. К., Шабунова А. А., Давлет-шинаЛ. А. Демографическое образование в современной России: противоречия потребностей и возможностей // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т. 15, № 2. С. 55-72. EDN LUBLQN.

2. Рязанцев С. В., Ростовская Т. К., Давлетши-наЛ. А. Актуальные проблемы демографии и подготовки демографов в Туве // Новые исследования Тувы. 2022. № 4. С. 146-168. EDN KOXQFF.

3. Царегородцев Ю. Н., Башина О. Э., Карманов М. В. Образование как основа формирования человеческого потенциала и человеческого капитала // Социальная политика и социальное партнерство. 2019. № 1. С. 12-20. EDN VRLDVG.

4. Сюпова М. С. Демографическая политика: опыт зарубежных стран // Ученые заметки ТОГУ. 2018. Т. 9, № 1. С. 272-278. EDN UQVDDG.

5. Ярных Э. А., Агентова Г. В., Давлетши-наЛ. А. Перспективы развития образовательной системы в России // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2021. Т. 18, № 3 (117). С. 44-55. EDN ШНЛЯ.

6. ГОЛЕНКОВА З. Т., КОШАРНАЯ Г. Б., КОШАР-ный В. П. Влияние образования на повышение конкурентоспособности работников на рынке труда // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 2 (91). С. 262-273. EDN XROLOX.

7. Хеннер Е. К. Профессиональные знания и

профессиональные компетенции в высшем образовании // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 2. С. 9-31. EDN №НССН.

8. Демографическое самочувствие регионов России. Национальный демографический доклад - 2022 / под ред. Т. К. Ростовской, А. А. Ша-буновой. М.: Издательско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА», 2022. 220 с. EDN Ш^С.

9. Рычихина Н. С., Зорик Ю. С. Комплексная методика анализа карьерного роста и социальной мобильности сотрудников организации // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение к журналу. 2019. № 1 (57). С. 68-75. EDN SYHIKH.

10. Рычихина Н. С., Коробова О. О., Евдокимова О. В. Компетентностный подход к построению карьеры HR-специалиста в компании // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2022. № 1 (51). С. 62-72. EDN VXDOAL.

11. Ростовская Т. К., Золотарева О. А. Профессиональный стандарт «демограф» как фактор формирования новой модели кадрового потенциала // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9, № 2 (34). С. 82-95. EDN FKORYY.

12. Волошина И. А. Профессиональные стандарты - инструмент обеспечения качества персонала // Дополнительное профессиональное

образование в стране и мире. 2017. № 4 (34). C. 1-8. EDN YLLLYA.

13. Королева Н. Н., Шляховая Е. В. Разработка профессиональных стандартов руководителя и научного руководителя научной организации // Управление наукой и наукометрия. 2021. Т. 16, № 1. C. 47-78. EDN FSQCNU.

14. Сизикова В. В., Аникеева О. А. Моделирование профессиональных стандартов специалистов социальной сферы как основа преобразования социальной практики // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10, № 8 (69). C. 105-119. EDN VIVVIC

15. Троянская М. А. Использование профессиональных стандартов на муниципальной службе // Вестник Академии знаний. 2021. № 42 (1). C. 273-279. EDN JCNPSR.

16. Бедрина Е. Б., Чернова К. В. Профессиональные стандарты как основа развития и совершенствования знаний в области демографии // Human Progress. 2021. Т. 7, № 3. C. 5. EDN ORUGX/.

17. Чумаков М. В., Елизарова А. А., Берендеева А. Б. Анализ эффективности и рисков в реализации государственных программ, проектов, стратегий в регионах России // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2021. № 2 (66). C. 65-75. EDN FZBBEX.

18. Широкова Е. Ю. Повышение эффективности стратегического планирования как фактор успешности федеральной региональной политики // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки. 2019. № 4 (22). C. 7687. EDN EIBYRV.

19. Федченко Е. А., Бурякова А. О. Оценка эффективности государственных программ // Вестник университета. 2020. № 12. C. 76-86. EDN LBIOLO.

20. Антропова Ю. Ю., Банных Г. А., Васильева Е. И., Воронина Л. И., Зерчанинова Т. Е., Костина С. Н., Ручкин А. В. Современные кадровые технологии на государственной гражданской службе / под ред. Ю. Ю. Антроповой, Л. И. Ворониной. Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2015. 172 с. EDN UWNSZB.

21. Назарова С. П. Институт государственной службы в Российской Федерации: современное состояние и перспективы : автореф. дис.... кандидата юридических наук : 12.00.14 / Назарова Светлана Петровна. Ростов н/Д, 2011. 27 с. URL: https://viewer.rsl.ru/rsl01004855903.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:

Ростовская Тамара Керимовна - доктор социологических наук, профессор; Институт демографических исследований - обособленное подразделение Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (заместитель директора по научной работе; 119333, Россия, Москва, ул. Фотиевой, 6, корп. 1); Российский университет дружбы народов (профессор экономического факультета; 117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6); rostovskaya.tamara@mail.ru. АиШогГО РИНЦ: 767943, ORCID: 0000-0002-1629-7780, ScopusID: 57192987864, ResearcherID: F-5579-2018.

Рычихина Наталья Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент; Ивановский государственный университет ( доцент кафедры социологии, социальной работы и управления персоналом; 153025, Россия, Иваново, ул. Ермака, 39); richihina@mail.ru. АиШогГО РИНЦ: 612314, ORCID: 0000-0001-9872-424Х, ScopusID: 57218823088.

Статья получена: 27.02.2023. Заключение рецензента: 07.03.2023. Принята к печати: 27.03.2023.

DEVELOPING A SYSTEM FOR TRAINING DEMOGRAPHERS FOR COMPREHENSIVE SOLUTION OF DEMOGRAPHIC PROBLEMS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rostovskaya T. K.flfc, Rychikhina N. S.c a Institute for Demographic Research Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology

of the Russian Academy of Sciences h RUDN University c Ivanovo State University

ABSTRACT:

The importance of developing a system for training demographers for a comprehensive solution of demographic problems has been updated. In its framework, 5 main blocks have been identified. They are: identification of the need for demographers and a list of tasks they solve; training of demographers in higher educational institutions; re-training for demographers to improve the quality of their work and career growth; federal experts training to provide independent assessment in the field of demography; providing enterprises and organizations, federal and municipal authorities with qualified demographers and their timely re-training. The role of federal experts in independent assessment in the field of demography in the system of training specialists for a comprehensive solution of demographic problems in society is determined. The quality of the expert's work in the future will determine which demographic specialists will advise and conduct an examination of socially significant national and regional projects for saving people and leveling the demographic imbalance. The institutional basis for the training of federal experts in demography is considered. The expert must know the requirements of the legislation in the field of independent assessment of qualifications and regulatory support in the declared activity of the "Demograph", as well as conduct an exam in accordance with the established regulations. When preparing for an exam for each skill level of a demographer, an expert should be able to compile a list of assessment tools that allow assessing the necessary knowledge, skills and labor actions of an applicant for confirming a qualification level. Based on the author's study of candidates for federal experts in the field of demography by level of education, academic degree, rank, publication activity, initiative to participate in scientific and practical events, gender, age, the authors compiled a portrait of a modern expert in independent assessment of the demographer's qualifications. A competency matrix of a federal expert in the field of demography is proposed.

KEYWORDS: federal expert, demographer, independent assessment of qualifications, competencies.

FOR CITATION: Rostovskaya, T. K., & Rychikhina, N. S. (2023). Developing a system for training demographers for comprehensive solution of demographic problems. Management Issues, 17(2), 21-32. https:// doi.org/10.22394/2304-3369-2023-2-21-32.

REFERENCES

1. Rostovskaya, T. K., Shabunova, A. A., & Dav-letshina, L. A. (2022). Demographic education in modern Russia: Mismatch between the needs and opportunities. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 15(2), 55-72. https://doi.org/ 10.15838/esc.2022.2.80.4.

2. Ryazantsev, S. V., Rostovskaya, T. K., & Dav-letshina, L. A. (2022). Current issues of demography and training of demographers in Tuva. The New Research of Tuva, (4), 146-168. https://doi.org/ 10.25178/nit.2022.4.12.

3. Tsaregorodtsev, Yu. N., Bashina, O. E., & Kar-

manov, M. V. (2019). Education as basis of forming of human potential and human capital. Social policy and social partnership, (1), 12-20. https://elibrary. ru/vrldvg.

4. Syupova, M. S. (2018). Population policy: The experience of foreign countries. Scientific notes of PNU, 9(1), 272-278. https://elibrary.ru/uqvddg.

5. Yarnykh, E. A., Agentova, G. V., & Dav-letshina, L. A. (2021). Development prospects of education system in Russia. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics, 18(3), 44-55. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2021-3-44-55.

6. Golenkova, Z. T., Kosharnaya, G. B., & Ko-sharnyy, V. P. (2018). Influence of education on improved competitiveness of employees in the labour market. Integration of Education, 22(2), 262-273. https://doi.org/10.15507/1991-9468.091.022.201802.262-273.

7. Khenner, E. K. (2018). Professional knowledge and professional competencies in higher education. Education and Science Journal, 20(2), 9-31. https:/ /doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-9-31.

8. Rostovskaya, T. K., & Shabunova, A. A. (Eds.). (2022). Demographic well-being of Russian regions. National population report 2022. Publishing and Trade House "PERSPEKTIVA". https://doi.org/ 10.19181/monogr.978-5-88045-556-0.2022.

9. Rychikhina, N. S., & Zorik, Yu. S. (2019). Complex technique of the analysis of career development and social mobility of staff of the organization. Modern science-intensive technologies. Regional supplement, (1), 68-75. https://elibrary.ru/syhikh.

10. Rychikhina, N. S., Korobova, O. O., & Ev-DOKIMOVA, O. V. (2022). Competence-based approach to building a career of HR-specialist in the company. Izvestiya of higher educational institutions. Series: Economics, finance and production management, (1), 62-72. https://elibrary.ru/vxdoal.

11. Rostovskaya, T. K., & Zolotareva, O. A. (2021). Professional standard "demograph" as a factor of formation of a new human resources model. Sociologicheskaja Nauka i Social'naia Praktika, 9(2), 82-95. https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.2.8106.

12. Voloshina, I. A. (2017). Professional standards as a tool for ensuring the quality of personnel. Additional vocational education in the country and the world, (4), 1-8. https://elibrary.ru/ylllya.

13. Koroleva, N. N., & Shlyakhovaya, E. V. (2021). Developing professional guidelines for administrators and heads of research at research organisations. Science Governance and Scientometrics, 16(1), 47-78. https://doi.org/10.33873/2686-6706.2021.16-1.47-78.

14. Sizikova, V. V., & Anikeeva, O. A. (2016).

Modeling professional standards for experts in social services as a basis for the social practice transformation. Services in Russia and Abroad, 10(8), 105-119. https://elibrary.ru/vivvic.

15. Troyanskaya, M. A. (2021). Use of professional standards in municipal service. Bulletin of the Academy ofKnowledge, (42), 273-279.https://doi.org/ 10.24412/2304-6139-2021-10923.

16. Bedrina, E. B., & Chernova, K. V. (2021). Professional standards as a basis for development and improvement of knowledge in the field of demography. Human Progress, 7(3), p. 5. https://doi. org/10.34709/IM.173.5.

17. Chumakov, M. V., Elizarova, A. A., & Be-rendeeva, A. B. (2021). Analysis of efficiency and risks in the implementation of state programs, projects, strategies in the regions of Russia. Modern science-intensive technologies. Regional supplement, (2), 65-75. https://elibrary.ru/fzbbex.

18. Shirokova, E. Yu. (2019). Improving the effectiveness of strategic planning as a factor for the success of federal regional policy. Vestnik of the Vladimir State University named after Alexander and Nikolai Stoletovs. Series: Economic Sciences, (4), 76-87. https://elibrary.ru/eibyrv.

19. Fedchenko, E. A., & Buryakova, A. O. (2020). Assessing the effectivness of government programs. Vestnik Universiteta, (12), 76-86. https://doi.org/ 10.26425/1816-4277-2020-12-76-86.

20. Antropova, Yu. Yu., Bannykh, G. A., Vasile-va, E. I., Voronina, L. I., Zerchaninova, T. E., Kostina, S. N., & Ruchkin, A. V. (2015). Modern personnel technologies in the civil service. Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin. https://elibrary.ru/uwnszb.

21. Nazarova, S. P. (2011). Institute of public service in the Russian Federation: Current state and prospects (Publication No. 01004855903) [Abstract of Ph.D. thesis]. Russian State Library. https://viewer. rsl.ru/rsl01004855903.

AUTHORS' INFORMATION:

Tamara K. Rostovskaya - Advanced Doctor in Sociological Sciences, Full Professor; Institute for Demographic Research Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (deputy director for research; 6/1, FotievaSt., Moscow, 119333, Russia); RUDN University (professor of the faculty of economics; 6, Miklukho-Maklay St., Moscow, 117198, Russia) ; rostovskaya.tamara@mail.ru. RSCI AuthorlD: 767943, ORCID: 0000-0002-1629-7780, ScopusID: 57192987864, ResearcherlD: F-5579-2018.

Natal'ya S. Rychikhina - Ph.D. of Economic Sciences, Associate Professor; Ivanovo State University (associate professor of the department of sociology, social work and human resources management39, Ermak St., Ivanovo, 153025, Russia); richihina@mail.ru. RSCI AuthorID: 612314, ORCID: 0000-0001-9872-424X, ScopusID: 57218823088.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.