Научная статья на тему 'Разработка системы оценки научно-исследовательского персонала на базе компетентностного подхода'

Разработка системы оценки научно-исследовательского персонала на базе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНЫЙ РАБОТНИК / ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПЕРСОНАЛА / КОМПЕТЕНЦИИ / КЛАСТЕРЫ КОМПЕТЕНЦИЙ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садченкова Юлия Павловна, Бельская Екатерина Георгиевна

В статье излагается опыт проведения оценки научных работников на основе применения компетентностных моделей специалистов и руководителей, а также метода управления по целям (МВО). По итогам экспертного опроса специалистов и руководителей были построены модели исследовательского и руководящего персонала научного учреждения с соответствующими профилями компетенций, разработана блок-схема проведения аттестации, матрица ответственности и календарный план реализации проекта, а также проведена оценка экономических затрат на реализацию данной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF ASSESSMENT SYSTEM OF THE RESEARCH STAFF ON THE COMPETENCE-BASED APPROACH

The article describes the experience of assessment scientists on the basis of application of competency models and a method of management by objectives (MBO). Results of the expert survey professionals and executives allowed to build a competency model research and management staff of scientific institutions, to develop a block diagram of certification, responsibility matrix and schedule of the project. Also the economic costs of the application of this technology were evaluated.

Текст научной работы на тему «Разработка системы оценки научно-исследовательского персонала на базе компетентностного подхода»

УДК 331.108.26

ю.п. Садченкова РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ НАУЧНО-

Е.Г. Вельская ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПЕРСОНАЛА НА БАЗЕ

КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Аннотация. В статье излагается опыт проведения оценки научных работников на основе применения компетентностных моделей специалистов и руководителей, а также метода управления по целям (МВО). По итогам экспертного опроса специалистов и руководителей были построены модели исследовательского и руководящего персонала научного учреждения с соответствующими профилями компетенций, разработана блок-схема проведения аттестации, матрица ответственности и календарный план реализации проекта, а также проведена оценка экономических затрат на реализацию данной технологии.

Ключевые слова: научный работник, эффективность научно-исследовательского персонала, компетенции, кластеры компетенций, критерии оценки деятельности научных работников.

Yulia Sadchenkova THE DEVELOPMENT OF ASSESSMENT SYSTEM

Ekaterina Belskaya OF THE RESEARCH STAFF ON THE

COMPETENCE-BASED APPROACH

Annotation. The article describes the experience of assessment scientists on the basis of application of competency models and a method of management by objectives (MBO). Results of the expert survey professionals and executives allowed to build a competency model research and management staff of scientific institutions, to develop a block diagram of certification, responsibility matrix and schedule of the project. Also the economic costs of the application of this technology were evaluated.

Keywords: scientist, efficiency of research and development personnel, competence, competency clusters, criteria for evaluating researchers.

Управление персоналом и организация его труда признается одной из наиболее важных сфер жизни любой организации, способной многократно повысить ее эффективность. Именно поэтому наиболее дальновидные собственники вкладывают немалые средства в развитие персонала своей организации. Но прежде чем развивать персонал, необходимо определить, на каком уровне развития находится работник в текущий момент, и спрогнозировать его возможную перспективу на ближайший момент. Эти цели позволяет реализовать форма оценки персонала на основе компетентностной модели специалиста. Понятие «компетенция» раскрывается в определении Спенсеров: «Компетенция - базовая характеристика человека, которая причинно связана с оцениваемым на основе критериев эффективным и/или наилучшим исполнением в работе» [6]. Под портретом компетенций чаще всего понимается документально оформленный набор профессиональных знаний, навыков, умений, личных и других качеств, которыми должен обладать исполнитель задач и функций на конкретном рабочем месте [2; 3].

Компетентностный подход обусловлен, прежде всего, поиском организациями новых долгосрочных конкурентных преимуществ на рынке товаров и услуг и нахождением возможного пути решения этой проблемы в ресурсной теории. Данное исследовательское направление фокусируется на попытке объяснения различий результатов деятельности предприятий, в том числе с позиций задействованных ими ресурсов. В противоположность версии о единственном источнике различий в успехе хозяйствующих субъектов - их умелом позиционировании на конкретном строго определенном рынке - ресурсная теория основывается на том, что предприятие само по себе со своими ресурсами есть существенный фактор, обеспечивающий его отличия в производительности и успехе. Как в ре-

© Садченкова Ю.П., Вельская Е.Г., 2014

сурсе, в предприятии объединены все контролируемые им материальные и нематериальные имущественные объекты, способности, знания, эрудиция. Цель формирования организационных компетенций как предпосылки конкурентных преимуществ организации на рынке товаров и услуг подразумевает соединение его ключевых компетенций с индивидуальными компетенциями работников [4].

Оценка персонала на основе модели компетенций - это процесс, который включает в себя определение и доведение до сведения работника информацию о том, как он выполняет свою работу, и, в идеале, постановка индивидуальных целей и разработка плана улучшения работы. В этом принципиальное отличие подобной системы оценки от традиционных методов аттестации, ориентированных на формальные количественные показатели. Результат стандартных оценочных процедур ориентирован на прошлое, но не позволяет прогнозировать или целенаправленно развивать необходимые в будущем качества, умения и навыки, тогда как правильно построенная модель компетенций позволяет долгосрочно планировать и прогнозировать необходимые кадровые ресурсы, быстро и эффективно формировать кадровый резерв.

Применение компетентностного подхода к оценке персонала представляется нам наиболее обоснованным при проведении аттестации научных работников, результаты деятельности которых могут носить отсроченный характер и не всегда конкретизируются по внешне заданным критериям эффективности труда. Согласно Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике» научный работник - это человек, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. К ним относятся все лица, имеющие ученую степень или ученое звание, независимо от места и характера их работы; лица, ведущие научно-исследовательскую работу в научных учреждениях и научно-педагогическую работу в высших учебных заведениях, независимо от наличия ученой степени или звания; специалисты промышленных предприятий, проектных, проектно-конструкторских и проект-но-технологических организаций, не имеющие ученой степени или звания, но ведущие научную работу.

Цель научной профессии - увеличение массива научного знания, удостоверенного научным сообществом [1]. Можно выделить следующие значимые характеристики научной профессии:

— автономность (относительная независимость в подготовке и привлечении новых членов и контроле их профессионального поведения);

— заинтересованность общества в результатах деятельности научных работников;

— специальные формы вознаграждения внутри профессии;

— инфраструктура для координации и оперативного взаимодействия профессионалов [5].

В рамках проекта совершенствования системы оценки персонала научно-исследовательских учреждений нами был разработан и реализован проект оценки сотрудников ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной радиологии и агроэкологии» (ГНУ ВНИИСХРАЭ) на базе компетентностных моделей специалистов и руководителей научных подразделений института. ГНУ ВНИИСХРАЭ является ведущим центром по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в сельском хозяйстве и крупным научным учреждением, широко известным не только в России, но и за ее пределами своими научными достижениями в области радиобиологии и агроэкологии. Институт участвует в выполнении различных федеральных программ совместно с учреждениями Минсельхоза, МЧС, Минобрнауки, Росгидромета и др., а также активно сотрудничает с международными организациями и ведущими научными центрами различных европейских стран. Институт является единственным в России специализированным учреждением в области сельскохозяйственной радиологии.

Для определения перечня профессиональных компетенций был проведен анализ работы по различным должностям. Анализ работы - это процесс систематического и подробного исследования

содержания деятельности сотрудников различных категорий, который предполагает выполнение следующих этапов:

1) подготовка описания работы, то есть определение всех должностных обязанностей, выполняемых в данной должности;

2) определение основных знаний, необходимых для выполнения должностных обязанностей;

3) определение основных умений и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей.

В результате анализа были выявлены кластеры компетенций - наборы компетенций, связанных между собой в единый смысловой блок. Разработанные модели компетенций были классифицированы по следующим уровням управления:

— высшее звено управления (руководство института);

— среднее звено управления (руководители лабораторий и секторов института);

— специалисты (исследователи).

Общий перечень корпоративных компетенций разбит на следующие блоки:

— перечень ключевых корпоративных компетенций (компетенции, которые являются обязательными для руководителей всех уровней управления);

— перечень общих корпоративных компетенций (компетенции, уровень освоения которых может быть различным для руководителей различных уровней управления);

— перечень специальных корпоративных компетенций (компетенции, которые являются специфическими для специалистов науки);

— перечень личных корпоративных компетенций (перечень профессионально важных личных качеств).

Для руководителей лабораторий и секторов ГНУ ВНИИСХРАЭ в компетентностную модель были включены стратегическое мышление и эффективное целеполагание, ориентация на достижение, открытость в развитии и инновационность, планирование деятельности и организаторские способности, эффективная коммуникация, личный вклад в развитие науки, умение руководить людьми. Для исследовательского состава института разработана иная модель, которая включает набор следующих компетенций: ориентация на результат, открытость в развитии и инновационность, эффективная коммуникация, работа в команде, личный вклад в развитие науки, индивидуальные особенности, академические способности.

В первом квартале 2014 г. была разработана блок-схема оценки персонала и проведена ее апробация. Во время апробации было оценено 27 специалистов и 9 руководителей подразделений, секторов и лабораторий ГНУ ВНИИСХРАЭ. В качестве основного метода оценки использован метод компетентных экспертов, использовавших компетентностные модели специалистов и руководителей и следующие критерии оценки их деятельности:

1 - неудовлетворительная деятельность;

2 - деятельность, требующая улучшения;

3 - хорошая деятельность;

4 - очень хорошая деятельность;

5 - выдающаяся деятельность.

В таблице 1 приведен пример документального оформления результатов оценочных процедур заведующего лабораторией № 14.

Таблица 1

Профиль компетенций заведующего лабораторией № 14

Компетенция 1 2 3 4 5

стратегическое мышление и эффективное целеполагание +

ориентация на достижение +

открытость в развитии и инновационность +

планирование деятельности и организаторские способности +

эффективная коммуникация +

личный вклад в развитие науки +

умение руководить людьми +

средняя оценка +

Исходя из критериев оценки компетенций следует, что деятельность заведующего лабораторией № 14 попала в область «Хорошая деятельность». Однако профессиональные компетенции данного руководителя необходимо развивать и совершенствовать, так как конечным целевым результатом является «Выдающаяся деятельность». Из анализа профиля компетенций заведующего лабораторией № 14 видно, что ему нужно развивать следующие компетенции: ориентация на достижение, открытость в развитии и инновационность, планирование деятельности и организаторские способности, умение руководить людьми. Для этого был разработан индивидуальный план развития работника, в котором указаны индивидуальные цели на предстоящий отчетный период.

На основе реализованного алгоритма проведения аттестации научно-исследовательского персонала построена матрица распределения ответственности между участниками этого процесса (см. табл. 2).

Таблица 2

Матрица распределения ответственности при проведении оценки научно-исследовательского персонала на основе компетентностного подхода

Ответственность за вы-

полнение

с« ■ с« с«

и и о а Наименование процесса Сроки исполнения сь о 2 « - 8 о ч н Ц о ч

о о й и о в о а

— а процессов а Й & а а.

Й о О. В 8 о Ч ч О м 3 § в ч щ се н И

« и с« о о. а В" о 1С с«

»<-> еь К еь

1 Подготовка к оценке За две недели до проведения оценки - в В, У в

Оценка компетенций ра-

2 ботников по заданным Согласно графику У Р, У о, У У

критериям

3 Вынесение решения ат- Один час У р У У

тестуемому

4 Постановка индивиду- В течение двух-трех дней после окончания 0,Р У

альных целей оценки

Условные обозначения:

Р - руководит, принимает решения, несет ответственность за конечные результаты; О - организует исполнение работ, готовит решения,

несет ответственность за правильное и своевременное исполнение работ, подготовку решений; У - принимает непосредственное участие в

принятии решений; В - выполняет процесс

Кроме того, были определены фактические затраты времени и материальных ресурсов на внедрение и проведение оценки всего научно-исследовательского персонала ГНУ ВНИИСХРАЭ на основе компетентностного подхода. В первом квартале 2014 г. численность научно-исследовательского персонала составила 102 человека. Оценка каждого работника занимает около 1 часа, поэтому аттестацию всего научно-исследовательского состава можно провести за 13 рабочих дней. При этом суммарные расходы на проведение аттестации научно-исследовательского персонала на основе компетентностного подхода составят порядка 76 тыс. руб. Традиционная аттестация проводилась в течение примерно 30-35 рабочих дней (на оценку деятельности аттестуемого работника уходило 2-2,5 часа), причем затраты на ее реализацию составляли приблизительно 140 тыс. рублей.

Таким образом, реализация аттестации на основе компетентностного подхода имеет следующие преимущества:

— дает возможность получить актуальную информацию о реальном уровне профессионального развития работника;

— позволяет адресно планировать программы профессионального обучения;

— повышает обоснованность должностных перемещений;

— дает возможность постановки реальных целей развития для каждого конкретного работника;

— повышает объективность критериев материального стимулирования за высокие и выдающиеся результаты в трудовой деятельности;

— позволяет экономить средства, направляемые на работу с персоналом.

Библиографический список

1. Аржанова И.В., Верстина Н.Г., Ишков А.Д. Показатели оценки деятельности научных подразделений инновационных университетов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/ 2012/1853.1Ит (дата обращения: 27.03.2014).

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентносного подхода [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.vvsu.ru/dap/development_program/flles/ziIШlyaya.pdf (дата обращения: 08.04.2014).

3. Реймаров Г.А. Комплексная оценка персонала / Г.А. Реймаров [и др.]. - СПб.: Питер, 2009. - 319 с.

4. Рудавина Е. Построение системы компетенций в компании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rb02.twirpx.net/0743/0743 573_FC135_rudavina_e_postroenie_sistemy_kompetenciy_v_kompanii.pdf (дата обращения: 03.04.2014).

5. Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций / Е.Л. Шекова. - СПб.: Питер, 2010. -423 с.

6. Спенсер Лайл М., Спенсер Сайн М. Компетенции на работе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inethub.olvi.net.ua/ftp/library/share/infanata/2006/06 (дата обращения: 31.03.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.