Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОЧИСТКИ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД МАГИСТРАЛЬНОЙ УЛИЦЫ С ИНТЕНСИВНЫМ ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТА'

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОЧИСТКИ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД МАГИСТРАЛЬНОЙ УЛИЦЫ С ИНТЕНСИВНЫМ ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕРХНОСТНЫЕ СТОКИ / СТОЧНЫЕ ВОДЫ АВТОМАГИСТРАЛЕЙ / ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД / СООРУЖЕНИЯ ОЧИСТКИ ПОВЕРХНОСТНОГО СТОКА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Костина А.А., Куркина Е.В., Басамыкина А.Н.

В статье была предложена технологическая схема для сооружений очистки сточных вод автомобильных магистралей с интенсивным движением транспорта. Для снижения риска возникновения негативных последствий, было предложено осуществить водосбор с автомобильных дорог и прилегающих территорий на очистные сооружения, способные справиться с очисткой специфически загрязнённых сточных вод, а именно нефтепродукты и песок. Также был произведен расчет количества поверхностных сточных вод, поступающих на очистные сооружения магистрали. Авторы оценили технологическую эффективность работы станции очистки поверхностных стоков в период максимального притока на каждой стадии очистки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Костина А.А., Куркина Е.В., Басамыкина А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF SURFACE WATER TREATMENT SYSTEM FOR A THROUGH STREET WITH HEAVY TRAFFIC

The article proposed a design of surface water treatment system dor a through street with heavy traffic. To reduce the risk of negative consequences, it was proposed to carry out the water withdrawal from roads and adjacent areas to treatment plant that cope with the treatment of specifically contaminated wastewater, specifically petroleum products and grit. Also, the amount of surface wastewater flowing to the surface water treatment was calculated. Authors evaluated the technological efficiency of the surface water treatment during the maximum inflow period at each treatment stage.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОЧИСТКИ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД МАГИСТРАЛЬНОЙ УЛИЦЫ С ИНТЕНСИВНЫМ ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТА»

УДК 628.316.12

УДК 628.334.6

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОЧИСТКИ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД МАГИСТРАЛЬНОЙ УЛИЦЫ С ИНТЕНСИВНЫМ ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТА

Костина А.А.

ФГАОУ ВО Российский университет дружбы народов,

Россия, г. Москва Куркина Е.В.

ФГАОУ ВО Российский университет дружбы народов,

Россия, г. Москва Басамыкина А.Н.

ФГАОУ ВО Российский университет дружбы народов,

Россия, г. Москва,

DESIGN OF SURFACE WATER TREATMENT SYSTEM FOR A THROUGH STREET

WITH HEAVY TRAFFIC

A.A. Kostina

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Faculty of Ecology, 6 Miklukho-Maklaya St, Moscow, 117198, Russian Federation

E. V. Kurkina

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Faculty of Ecology, 6 Miklukho-Maklaya St, Moscow, 117198, Russian Federation

A.N. Basamykina

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Faculty of Ecology, 6 Miklukho-Maklaya St, Moscow, 117198, Russian Federation DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2022.1.77.583

АННОТАЦИЯ

В статье была предложена технологическая схема для сооружений очистки сточных вод автомобильных магистралей с интенсивным движением транспорта. Для снижения риска возникновения негативных последствий, было предложено осуществить водосбор с автомобильных дорог и прилегающих территорий на очистные сооружения, способные справиться с очисткой специфически загрязнённых сточных вод, а именно нефтепродукты и песок. Также был произведен расчет количества поверхностных сточных вод, поступающих на очистные сооружения магистрали. Авторы оценили технологическую эффективность работы станции очистки поверхностных стоков в период максимального притока на каждой стадии очистки.

ABSTRACT

The article proposed a design of surface water treatment system dor a through street with heavy traffic. To reduce the risk of negative consequences, it was proposed to carry out the water withdrawal from roads and adjacent areas to treatment plant that cope with the treatment of specifically contaminated wastewater, specifically petroleum products and grit. Also, the amount of surface wastewater flowing to the surface water treatment was calculated. Authors evaluated the technological efficiency of the surface water treatment during the maximum inflow period at each treatment stage.

Ключевые слова: поверхностные стоки, сточные воды автомагистралей, очистка сточных вод, сооружения очистки поверхностного стока

Keywords: surface runoff, highway wastewater, wastewater treatment, surface water treatment plant

Введение

Урбанизация фундаментально изменяет гидрологический цикл от "естественного" состояния к "искусственному". Загрязнение городских территорий происходит в результате выпадения осадков, которые вызывают сток с непроницаемых поверхностей, таких как улицы, дороги, шоссе, автостоянки и крыши зданий [1].

Загрязнение из неточечных источников (например, дороги, автомобильные парковки) является основным фактором ухудшения качества воды в водоемах. Загрязняющие вещества из неточечных источников накапливаются в больших количествах во время периодов, когда отсутствуют

осадки или они выпадают в незначительном количестве. Затем в результате выпадения осадков данные веществе с поверхностным стоком попадают в грунт, откуда с поверхностными водами поступают в водоемы [2]. Также загрязняющие вещества попадают в почту в результате автомобильного движения.

Увеличение площади непроницаемой поверхности (искусственные сооружения, такие как дороги, тротуары, парковки и т.д.), привело к изменению гидрологии водосбора [3], увеличению стока ливневых вод и уменьшению испарения и инфильтрации.

Было показано, что увеличение непроницаемых поверхностей тесно связано с увеличением концентрации азота (Ы), фосфора и БПК в городских реках, поскольку большинство этих загрязняющих веществ могут напрямую переноситься в городские реки с поверхностным стоком [4,5]. Таким образом, поверхностный сток является одним из основных факторов, влияющих на качество воды в городских реках [6,7].

Снижение сброса загрязняющих веществ, присутствующих в сточных водах, имеет важное значение для обеспечения чистоты окружающей среды [8]. В современном мире все большее внимание уделяется необходимости соблюдения экологических стандартов воды, сбрасываемой в приемники. Состав сточных вод с городских территорий зависит от климатических условий (продолжительность засух, продолжительность и интенсивность осадков), качества осадков, рельефа местности, геологии, землепользования, экономики, плотности населения, интенсивности движения, скорости транспорта и т.д. [8,9].

Кроме того, существует эффект первого смыва [10]. Сток после первого смыва часто рассматривается как наиболее загрязненная часть городского ливневого стока [9,11]. В целом, эффект первого смыва предполагает, что определенное количество загрязняющих веществ (например, от 40% до 80%) переносится в определенном объеме стока (например, от 20% до 30%) [10].

Качественный и количественный состав сточных вод, отводимый дождевой или общесплавной канализацией, зависит от уровня благоустройства территории, природно-климатических факторов, степени

антропологического и техногенного воздействия на окружающую среду в бассейне водосбора и приземной атмосфере [9,12].

Отсутствие информации об источниках и точном составе загрязняющих веществ, особенно учитывая разнообразие методов управления городскими ландшафтами и механизмов переноса, препятствует разработке соответствующих стратегий борьбы с загрязнением поверхностных стоков автомобильных дорог.

Концентрация загрязняющих веществ в стоках с дорог и автомагистралей часто превышает численные пределы, разработанные для защиты водоемов. Последствия могут быть очень серьезными как для человека, так и для окружающей среды [13].

В связи с этим в последние годы достаточно остро стоит вопрос об очистке ливневых стоков с дорог [14]. Для снижения риска возникновения негативных последствий, необходимо организовать водосбор с автомобильных дорог и прилегающих территорий на очистные сооружения, способные справиться с очисткой специфически загрязнённых сточных вод.

Цель исследования

Цель исследования разработать эффективную технологическую схему очистки поверхностного

поверхностных вод магистральной улицы с интенсивным движением транспорта.

Материалы и методы

Типичными загрязнителями,

присутствующими в сточных водах с урбанизированных территорий, являются тяжелые металлы, органические соединения, нефтяные вещества, ПАУ, фенолы, гликоли, пестициды, биогенные элементы, азот и соединения фосфора, растворенные соли, включая те, которые используются в качестве антиобледенителей, и твердые взвеси [15].

Основными источниками поступления этих веществ в поверхностный сток являются выбросы компонентов из шин, кузовов автомобилей, двигателей, тормозных колодок, дорожного покрытия, дорожных знаков, звуковых барьеров, а также выбросы выхлопных газов и антиобледенителей в зимний период [8].

Микропластик в окружающей среде вызывает все большее беспокойство. Он не удаляется при очистке сточных вод и в конечном итоге создает проблемы для окружающей среды и ее обитателей [16]. Износ шин оценивается как один из крупнейших источников микропластика, попадающего в водную среду [17]. Механическое истирание автомобильных шин о дорожное покрытие образует частицы износа шин. Мелкие частицы обычно выбрасываются в воздух и подвержены воздушному рассеиванию, в то время как крупные частицы оседают на поверхности дороги, где некоторые из них задерживаются, а другие переносятся дождевыми стоками в почву, канализацию и/или поверхностные воды [18].

Кроме того, сами дороги могут являться источником загрязнения по мере разрушения их покрытия. На состав и количество загрязняющих веществ могут влиять интенсивность движения, региональный климат и т.д. Например, дороги, по которым в среднем проезжает 30 000 автомобилей в день, могут создавать стоки с уровнем загрязняющих веществ в два-пять раз выше, чем стоки с сельских, менее загруженных дорог [13].

В данной работе авторы изучают воздействие магистральной улицы с интенсивным движением транспорта. Содержание основных загрязняющих веществ в очищенных поверхностных стоках принято на основании технологической эффективности работы очистных сооружений и нормативных требований санитарных и природоохранных органов, предъявляемых к очищенным сточным водам.

В соответствии с СП 32.13330.2018 «Канализация. Наружные сети и сооружения» качественные характеристики поступающих на площадку очистных сооружений поверхностных сточных вод приняты по дождевому стоку для магистральных улиц с интенсивным движением транспорта и приведены в Таблице 1 [19]. Качество очищенных сточных вод соответствует утвержденным нормативным требованиям, предъявляемым к составу сточных вод,

сбрасываемых в водоемы рыбохозяйственного значения [20].

Таблица 1.

Показатели загрязняющих веществ в поверхностном стоке магистральной улицы с интенсивным движением и показатели ПДК, предъявляемым к составу сточных вод, сбрасываемых в водоемы

№ Загрязняющие вещества Поверхностный сток ПДК р.х.

1 рН, ед. 7.5 6.5-8.5

2 БПК, гО2/м3 60 5

3 Взвешенные вещества, г/м3 1000 3

4 Нефтепродукты, г/м3 20 0.05

На вновь проектируемые очистные сооружения поступают поверхностные сточные воды с участка дорожной сети транспортно-пересадочного узла магистральной улицы с интенсивным движением. По схеме водоотведения

водосборная площадь составляет 2.73 га, из них асфальтобетонные покрытия - 2.73 га. Количество поверхностных сточных вод, поступающих на данные очистные сооружения, представлено в Таблице 2.

Таблица 2.

Расчетные данные количества поверхностных сточных вод,

Расчетные данные Показатель

Годовое количество поверхностных сточных вод, м3/год 12094

Годовое количество поверхностных сточных вод, поступающих на очистку, м3/год 8466

Суточное количество поверхностных сточных вод, аккумулирующихся в резервуаре (без учета возвратных потоков), м3/сут 184

Время обработки стоков, накопленных в резервуаре, ч 72

Производительность станции очистки поверхностных сточных вод, м3/ч 5

Максимальный секундный расход поверхностных сточных вод, л/с 270.66

Результаты исследования и их обсуждение

Для оптимальной работы очистных сооружений, в соответствии с суточным количеством поверхностных сточных вод, принят рабочий объем аккумулирующего резервуара 203 м3 (с запасом 10%).

Исходя из максимального суточного расхода дождевых сточных вод, объема аккумулирующего резервуара и количества очищенных сточных вод, потребляемых на собственные нужды очистных сооружений, их производительность принята равной 5 м3/ч или 120 м3/сут.

Разделение сточных вод (на наиболее загрязненную часть стока, отводимую на очистку, и условно-чистый сток, отводимый на сброс) производится в камере аварийного сброса, предусмотренной перед насосной станции подачи стоков на сооружения очистки поверхностного стока. Очистка стоков от мусора предусмотрена на решётках, которые располагаются в насосной станции.

Технологическая схема сооружений очистки поверхностного стока состоит из следующих этапов:

1. Аккумулирование и отстаивание наиболее загрязненной части стока.

2. Глубокая очистка.

Для данного поверхностного стока были выбраны очистные сооружения накопительного типа, которые предназначены для сбора и отведения на очистку стоков в полном объеме от часто повторяющихся малоинтенсивных дождей. В

период их образования и поступления в накопительный резервуар скорость протекания их по канализационной сети очень низкая, что способствует выпадению и накоплению осадка в рабочем объеме трубопроводов.

В период возникновения высокоинтенсивных дождей, скорость протекания их по водосборным поверхностям и канализационным сетям значительно возрастает. За счет высокой интенсивности дождя все загрязняющие вещества, скопившиеся до его начала на поверхности водосборной территории, и выпавшие ранее в осадок в объеме трубопроводов, первой порцией дождя (20 минут расчетного дождя) смываются и поступают в резервуар. При достижении рабочего уровня в резервуаре начинается подача стоков на очистку.

Поверхностные сточные воды поступают в насосную станцию, откуда перекачиваются в приёмную камеру накопительного резервуара сооружений очистки поверхностного стока. В насосной станции установлены решетчатый контейнер (с шириной прозоров 8 мм) для задержания грубых механических примесей. Удаление отбросов происходит периодически, по мере накопления и в период минимального притока сточных вод.

Накопительный резервуар

Для оптимальной работы очистных сооружений, в соответствии с расчетом, принят рабочий объем накопительного резервуара 203 м3. Время срабатывания резервуара (перекачки

отстоянных в течении 24 часов сточных вод на очистку) - 48 ч (общее время 72 ч).

Накопительный резервуар предназначен для приема, пескоулавливания, усреднения поступающих поверхностных сточных вод по расходу и первичного удаления взвешенных веществ и нефтепродуктов. Была выбрана подземная конструкция коридорного типа с общими размерами 12х12 м и общей глубиной 5.85 м.

Конструктивно накопительный резервуар состоит из следующих секций (Рисунок 1):

• приёмная камера;

• распределительная камера;

• горизонтальные песколовки (2 шт.);

• секция отстаивания коридорного типа;

• резервуар очищенных сточных вод.

На входе в накопительный резервуар предусмотрена приёмная камера. Накопительный резервуар на площадке очистных сооружений принимает наиболее загрязненную часть стока от менее интенсивных часто повторяющихся дождей с водосборных площадей. После приёмной камеры сточные воды поступают в распределительную камеру, откуда направляются в две горизонтальные песколовки, предназначенные для удаления из воды тяжелых минеральных примесей (преимущественно песка) и вместе с ними незначительного количества нефтепродуктов и взвешенных веществ. Удаление осадка из приямков песколовок осуществляется периодически погружными насосам в ассенизационную вакуум-машину для вывоза на утилизацию.

Поверхностные сточные воды, очищенные от крупных загрязнений, тяжелых минеральных примесей и частично от взвешенных веществ и нефтепродуктов, поступают в секцию отстаивания коридорного типа. На дне секции предусмотрен уклон в сторону приямков, где происходит накопление осадка. Весь объём осадка из приямков

накопительного резервуара вывозится на полигон ТКО.

Для улавливания и сорбции всплывающих нефтепродуктов используются плавающие сорбционно-удерживающие сетчатые боны, установленные в коридорах аккумулирующего резервуара. Сорбирующие боны представляют собой гибкий рукав высокой сорбционной емкости, обтянутый прочной сеткой с завязками или карабинами для соединения в цепь. Использованные боны можно регенерировать путем отжима для повторного использования либо вывозить на утилизацию. Помимо сорбирующих бонов для удаления нефтепродуктов используется нефтесборщик-скиммер.

Конструктивно в состав накопительного резервуара включен резервуар очищенных сточных вод, вода из которого используется на собственные нужды сооружений очистки поверхностного стока. Техническая вода используется на промывку напорных фильтров и приготовление рабочих растворов реагентов.

Осветленные сточные воды подаются насосными агрегатами из накопительного резервуара на дальнейшую очистку в станцию очистки поверхностных стоков.

Станция очистки поверхностных сточных вод

Очистка поверхностных сточных вод до нормативов сброса в водоем рыбохозяйственного значения производится на станции очистки поверхностных стоков в несколько этапов (Рисунок 1):

• реагентная обработка;

• фильтрация стоков, обработанных реагентами, через загрузку (кварцевый песок) на напорном осветлительном фильтре;

• очистка стоков на двух ступенях напорных сорбционных фильтров от остаточных взвешенных веществ и растворенных нефтепродуктов;

• обеззараживание очищенных стоков на УФ-установках.

Рисунок 1. Технологическая блок-схема очистки поверхностного стока

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Осветлительный фильтр

Растворы коагулянта и флокулянта подаются в трубопровод перед осветлительным фильтром с помощью статических смесителей. Дозирование рабочих растворов реагентов производится с помощью насосов-дозаторов. Для приготовления

растворов реагентов используются очищенные сточные воды, что является одним из способов сокращения водопотребления.

Первая ступень фильтрации представлена осветлительным напорным фильтром с нисходящим потоком воды диаметром 1.0 м. В

качестве загрузки фильтра 1-й ступени применяется кварцевый песок фракцией 1.2-2 мм, высота слоя фильтрующей загрузки составляет 1 м, ее объем - 0.8 м3. Поддерживающий слой представлен гравием нескольких фракций общим объемом 0.68 м3.

Осветлительный фильтр 1-й ступени принят с подачей очищаемых сточных вод сверху вниз. Для удаления задержанных загрузкой примесей предусматривается промывка фильтров технической водой. В процессе регенерации происходит взрыхление фильтрующего материала обратным потоком воды и удаление задержанных примесей в трубопровод отработанных промывных вод. Отработанная промывная вода, содержащая загрязнения после промывки фильтр, сбрасываются в голову сооружений.

После фильтра 1-й ступени осветленные сточные воды поступают на вторую ступень фильтрации для очистки от остаточных нефтепродуктов и взвешенных веществ.

Осветлительно-сорбционный и собрционный фильтр

Вторая и третья ступени фильтрации представлена сорбционными напорными фильтром с нисходящим потоком воды диаметром 1.0 м. В фильтрующей загрузке сорбируются эмульсии нефтепродуктов и задерживаются взвешенные вещества. В качестве загрузки фильтров 2-й и 3-й ступеней применяется природный угольный сорбент, высота слоя фильтрующей загрузки составляет 1.0 м, ее объем - 0.8 м3. Поддерживающий слой представлен также гравием нескольких фракций общим объемом 0.68 м3.

Для удаления задержанных загрузкой примесей предусматривается промывка фильтра технической водой. Сорбционные фильтры 2-й и 3-й ступеней имеют подачу очищаемых сточных вод сверху вниз. В процессе регенерации происходит

взрыхление фильтрующего материала обратным потоком воды и удаление задержанных примесей в трубопровод отработанных промывных вод.

Отработанная промывная вода, содержащая загрязнения после промывки фильтра, сбрасываются в голову сооружений.

Установка ультрафиолетового

обеззараживания

Перед выпуском сточные воды проходят дезинфекцию на установках ультрафиолетового обеззараживания. Ультрафиолетовое облучение является эффективным, экологически безопасным и надежным методом обеззараживания сточных вод. Преимуществами данного метода обеззараживания являются:

• отсутствие побочных продуктов, загрязняющих окружающую среду;

• высокая эффективность обеззараживания от различных видов микроорганизмов,

• включая вирусы;

• минимальное время контакта (несколько секунд) с обрабатываемой средой;

• сравнительно низкие эксплуатационные затраты.

Процесс работы установки ультрафиолетового обеззараживания (УФО) сточных вод сопровождается заиливанием ламп, что снижает его эффективность, поэтому необходимо регулярно проводить их техническое обслуживание -промывку камер обеззараживания с ультрафиолетовыми лампами и их периодическую замену.

Таким образом, технологическая

эффективность работы станции очистки поверхностных стоков в период максимального притока (по стадиям очистки) приведена в Таблице 3.

Таблица 3.

Технологическая эффективность работы станции очистки поверхностных стоков в период

Стадия очистки Концентрация загрязняющих веществ

Взвешенные вещества БПК Нефтепродукты

вход выход Эффект очистки, % вход выход Эффект очистки, % вход выход Эффект очистки, %

Горизонтальная песколовка 1000 850 15 60 54 10 20 18 10

Аккумулирующий резервуар-отстойник 850 85 90 54 21.6 60 18 2.7 85

Фильтр I ступени осветлительный с предварительной реагентной обработкой 85 21.3 75 21.6 17.3 20 2.7 1.35 50

Фильтр II ступени осветлительно-сорбционный 21.3 4.26 80 17.3 10.4 40 1.35 0.14 90

Фильтр III ступени 4.26 3 30 10.4 3 80 0.14 0.05 95

сорбционный

Данные в приведенной таблице показывают, что сооружения очистки поверхностного стока при полной и правильной работе обеспечивают достижение по следующим показателям очистки: 95% по взвешенным веществам 80-90 % по нефтепродуктам 70-80 % по БПК5.

Выводы

Поверхностный сток, формирующийся на дорожной поверхности, содержит в себе большое количество загрязняющих веществ и представляет серьезную опасность как для здоровья человека, так и в целом для природно-антропогенной системы, созданной им. В данной статье была описана технологическая схема очистки поверхностного стока и произведен расчет сооружений очистки в целях обеспечения нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного назначения.

Технологическая схема очистки, принятая в данной работе, дает возможность очистки сточных вод от нефтепродуктов и взвешенных веществ до значений ПДК воды рыбохозяйственных водоемов и др. загрязняющих показателей до значений ПДК воды культурно-бытового значения перед выпуском в водный объект, обеспечивая очистку по:

- взвешенным веществам - 3,0 мг/л;

- нефтепродуктам - 0,05 мг/л, в соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 г. №552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» [20].

Источники:

1. Maciej Mrowiec. Road Runoff Management Using Improved Infiltration Ponds // December 2016 Transportation Research Procedia 14:2659-2667

2. Brian J. Pearson & Jianjun Chen & Richard C. Beeson Jr. Evaluation of Storm Water Surface Runoff and Road Debris as Sources of Water Pollution // Water Air Soil Pollut (2018) 229: 194

3. Gold, A.C.; Thompson, S.P.; Piehler, M.F. The effects of urbanization and retention-based stormwater management on coastal plain stream nutrient export. Water. Resour. Res. 2019, 55, 70277046.

4. Davidson, E.A.; Savage, K.E.; Bettez, N.D.; Marino, R.; Howarth, R.W. Nitrogen in runoff from residential roads in a coastal area. Water. Air. Soil. Poll. 2010, 210, 3-13

5. Deletic, A.; Orr, D.W. Pollution buildup on road surfaces. J. Environ. Eng. Sci. 2005, 131, 49-59.

6. Ren, Y.; Wang, X.; Ouyang, Z.; Zhegn, H.; Duan, X.; Miao, H. Stormwater runoff quality from different surfaces in an urban catchment in Beijing, China. Water. Environ. Res. 2008, 80, 719-724.

7. Басамыкина А. Н. "НДТ очистки хозяйственно-бытовых сточных вод: оценка эффективности работы очистных сооружений "Биокомпакт" для обеспечения безопасного сброса в Р. Истру (Московская область)" Евразийский Союз Ученых, no. 6-2 (27), 2016, pp. 107-111.

8. Joanna Fronczyk, Katarzyna Markowska-Lech and Ayla Bilgin. Treatment Assessment of Road Runoff Water in Zones filled with ZVI, Activated Carbon and Mineral Materials // Published: 24 January 2020, MDPI, Sustainability

9. Kurbatova A., Dalidenok A., Mikhaylichenko K., Savenkova E., Kruglikova E., Adarchenko I. The Impact Moscow Domodedovo Airport Wastewater on Surface Water Quality. Ecology and Industry of Russia. 2020;24(10):67-71.

10. Czemiel Berndtsson, J. Storm water quality of first flush urban runoff in relation to different traffic characteristics. Urban Water J. 2013, 11, 284-296

11. Taebi, A.; Droste, R.L. First flush pollution load of urban stormwater runoff. J. Environ. Eng. Sci. 2004, 3, 301-309.

12. Afshar Alihosseini, Vahid Pirouzfar, Qualitative and quantitative characterization of urban wastewater in order to assess its performance (case study: Ilam sewage treatment plant) // May 2016, Project: qulitative and quantitative characterization

13. After the Storm: How Green Infrastructure Can Effectively Manage Stormwater Runoff from Roads and Highways // September 2011, NRDC

14. Юрченко, В. А. Исследования поверхностных сточных вод с автомобильных дорог и дорожно-инфраструктурных комплексов [Текст] / В. А. Юрченко, О. Г. Мельникова, М. В. Ячник // Автошляховик Украши. - 2014. - №5 (241). - С. 43-47

15. Brown, J.N.; Peak, B.M. Sources of heavy metals and polycyclic aromatic hydrocarbons in urban storm water runoff. Sci. Total Environ. 2006, 359, 145155.]; [Huber, M.; Welker, A.; Helmreich, B. Critical review of heavy metal pollution of traffic area runoff: Occurrence, influencing factors, and partitioning. Sci. Total Environ. 2016, 541, 895-919.

16. Thuhin Kumar Dey, Mamun Jamal. Detection and removal of microplastics in wastewater: evolution and impact // April 202, Environmental Science and Pollution Research 28(7)

17. Jacqueline E Tamis, Albert Koelmans, Rianne Dröge, Nicolaas H. B. M. Kaag, Marinus C. Keur, Peter C. Tromp, Ruud H Jongbloed. Environmental risks of car tire microplastic particles and other road runoff pollutants // July 2021Microplastics and Nanoplastics 1

18. Kole PJ, Löhr AJ, Van Belleghem FGAJ, Ragas AMJ. Wear and tear of tyres: a stealthy source of microplastics in the environment. Int J Environ Res Public Health. 2017;14(10):1265

19. СП 32.13330.2018 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения»

20. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2016 г. N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов

рыбохозяйственного значения, в том числе вредных веществ в водах водных объектов нормативов предельно допустимых концентраций рыбохозяйственного значения"

УДК 69+004.9

МЕТАМОРФОЗА МЕТОДОЛОГИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПЕРИОД ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОГО ОБЪЕКТА

Лоенко А.С.

ФГБОУ ВО СКГМИ (ГТУ), Россия, 362021, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Николаева, 44,

cтудентка СтМ(з)-2019.

Главный специалист Министерства строительства и архитектуры

Ставропольского края Тускаева З.Р.

зав каф. «Строительное производство», к.э.н. доцент ФГБОУ ВО СКГМИ (ГТУ)

METAMORPHOSIS METHODOLOGY OF INFORMATION MODELING DURING THE OPERATION OF A CONSTRUCTION OBJECT

A.S. Loenko

FGBOU VO SKGMI (GTU), Russia, 362021, RSO-Alania, Vladikavkaz, Nikolaeva str., 44, student StM(z)-2019. Chief Specialist of the Ministry of Construction and Architecture of the Stavropol Territory.

Z. R. Tuskayeva

Head of the Department "Construction Production", Candidate of Economics, Associate Professor of the Federal State Budgetary

Educational Institution of SKGMI (GTU)

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена процессу модификаций практик эксплуатации строительных объектов в цифровой среде. Период эксплуатации наиболее длительная стадия жизненного пути здания, который нуждается в больших затратах. В России использование BIM технологий на этапе эксплуатации практически отсутствует и основной причиной является не информированность о возможностях информационного моделирования.

ABSTRACT

The article is devoted to the process of modification of practices for the operation of construction facilities in the digital environment. The period of operation is the longest stage of the life path of a building that needs a lot of money. In Russia, the use of BIM technologies at the operational stage is practically absent and the main reason is not awareness of the possibilities of information modeling.

Ключевые слова: Информационное моделирование, BIM, жизненный цикл зданий и сооружений, эксплуатация.

Keywords: Information modeling, BIM, life cycle of buildings and structures, operation.

Информационное моделирование

представляет собой процесс, включающий в себя множество респондентов, а также переходность стадий из одной в другую.

В выработавшейся глобальной практике в зависимости от этапа процесса жизненного цикла здания и решения поставленных задач информационное моделирование делится на два вида (рис. 1): проектное (PIM), которое связано с созданием или изменением объекта на стадии проектирования и эксплуатационное (AIM), которое связано именно с управлением этим объектом. Следуя этой закономерности проектные модели возникают не только на стадиях

проектирования или строительства объектов, но и стадии его эксплуатации, когда возникает необходимость кардинальных изменений объекта, к примеру капитальный ремонт здания, его реконструкция или даже снос. То есть многолетняя стадия воплощения в жизнь строительного проекта - это этап эксплуатации возведенного объекта, который может длится более 50 лет [6, 5]. Непосредственно на этом этапе происходит предотвращение физического износа возведенного объекта недвижимости, в связи с чем и затраты на его эксплуатацию могут превосходить первоначальные затраты на его возведение [6,3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.