Научная статья на тему 'Разработка системы нейтрализации выхлопных газов при сервисном обслуживании автомобилей'

Разработка системы нейтрализации выхлопных газов при сервисном обслуживании автомобилей Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
584
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка системы нейтрализации выхлопных газов при сервисном обслуживании автомобилей»

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ПРИ СЕРВИСНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ АВТОМОБИЛЕЙ

*

А.В.Изместьева, А.А.Якушев

Загрязнение воздуха вредными выбросами автомобилей в конце ХХ века стало одной из глобальных экологических проблем. Путь ее решения только один - автомобиль должен стать экологически чистым. Важное место здесь принадлежит системам нейтрализации, способным в несколько раз снизить токсичность выхлопных газов.

Всего в отработавших газах обнаружено около 280 компонентов. Вещества, содержащиеся в отработавших газах, по своим химическим свойствам, характеру воздействия на организм человека подразделяются на несколько групп:

1) нетоксичные: азот, кислород, водород, водяные пары, а также диоксид углерода;

2) токсичные: оксид углерода, оксиды азота, многочисленная группа углеводородов, альдегиды, сажа. Причем сажа сама по себе нетоксична, но она адсорбирует на поверхности частиц канцерогенные полициклические углеводороды, в том числе наиболее вредный и токсичный бенз(а)пирен. При сгорании сернистых топлив образуются неорганические газы - диоксиды серы и сероводород.

Таблица 1

Состав отработавших газов бензиновых и дизельных двигателей

Компоненты отработавших газов Концентрация, %

Бензиновый двигатель Дизель

Азот 74 - 77 74 - 78

Кислород 0,3 - 8,0 2,0 - 18

Изместьева Анастасия Владимировна, студентка 4 курса СПбГТИ (ТУ); Якушев Андрей Евгеньевич, студент 4 курса ИСАКиБТ СПбГУСЭ; науч.рук. к.х.н., доц. А.А.Боряев

Водяной пар 2,0 - 5,5 0,5 - 9,0

Оксиды углерода 0,5 - 12 0,005 - 0,4

Оксиды азота 0,01 - 0,8 0,004 - 0,6

Диоксид серы - 0,002 - 0,02

Углеводороды 0,2 - 3,0 0,01 - 0,3

Альдегиды 0 - 0,2 0,001 - 0,009

Сажа, г/м3 0 - 0,04 0,01 - 1,1 и более

Токсичные компоненты составляют 0,2-5% от объема отработавших газов, в зависимости от типа двигателя и режима его работы.

За долгое время существования проблемы автомобильных выбросов и загрязнения ими атмосферного воздуха было разработано множество методов и способов, позволяющих уменьшить количества выхлопов или снизить их токсичность. В настоящее время разрабатываются и претворяются в жизнь мероприятия по снижению загрязнения атмосферы выбросами автомобильных двигателей, включающие в себя:

^усовершенствование конструкций двигателей и повышение качеств изготовления;

2)поиск новых видов топлива, применение различных присадок к нему;

3)создание энергосиловых установок для автомобилей, выбрасывающих меньшее количество вредных веществ;

4)разработка устройств, снижающих содержание вредных компонентов в отработавших газах.

Практика показала, что при этом достичь уровня токсичности отработавших газов, требуемого законодательством развитых стран, первыми тремя способами нельзя. Поэтому получила широкое распространение нейтрализация отработавших газов в системе выпуска. В этом случае токсичные пары, вышедшие из цилиндров двигателя, нейтрализуются до выброса их в атмосферу.

Существует несколько методов нейтрализации отработавших газов в выпускной системе автомобиля:

1)окисление отработавших газов путем подачи к ним дополнительного воздуха в термических реакторах;

Разработка системы нейтрализации выхлопных газов при сервисном обслуживании

автомобилей

2)поглощение токсичных компонентов жидкостью в жидкостных нейтрализаторах;

3)применение каталитических нейтрализаторов и сажевых фильтров (на автомобилях с дизельными двигателями) - в настоящее время наиболее актуальный.

Вышеперечисленные методы применяются непосредственно на автомобиле. Мы же предлагаем метод нейтрализации отработавших газов на станциях технического обслуживания автомобилей. Суть метода заключается в каталитическом доокислении токсичного угарного газа СО до нетоксичного углекислого газа СО2 с помощью гопкалита (гопкалит (англ. ^рсаШе) -катализатор, на котором окись углерода окисляется кислородом воздуха до двуокиси углерода; состоит из смеси окислов марганца, меди и серебра).

Недостатком гопкалита является его отравляемость парами воды. Для предотвращения отравления гопкалита нами предлагается использование фильтра на основе силикагеля ^Ю2).

Таблица 2

Характеристика режимов движения автомобиля

Режим работы двигателя Параметры работы двигателя в %

Время работы Расход топлива Объем отработавших газов Выбросы

СО СДл NOx

Холостой 40 15 10 20 17 0

Разгон 18 35 45 30 30 80

Установившийся 30 37 40 38 28 19

Замедление 12 13 5 12 25 1

Полный цикл 100 100 100 100 100 100

В результате проведенных исследований в официальном дилерском центре «Автоцентр Аврора» мы выяснили, что при техническом

обслуживании автомобиля, длительностью 2,5 часа, время работы двигателя составляет 10-12 минут. Так же мы выяснили, что преобладающий режим работы двигателя - холостой ход. При данном режиме работы двигателя в отработавших газах преобладает угарный газ (СО), поэтому наш метод направлен именно на нейтрализацию СО.

Нами были проведены предварительные расчеты количества активного вещества и силикагеля в предлагаемом устройстве. Для получения исходных данных был проведен опыт по определению расходного объема отработавших газов на автомобиле ГАЗ-3110 с двигателем ЗМЗ-406.2.

Устройство для нейтрализации угарного газа в отработавших газах, будет представлять собой патрон постоянного диаметра 12 см. Он будет разделен на секции, в которых будут находиться силикагель, силикагель-индикатор, гопкалит и силикагель соответственно. Силикагель-индикатор необходим для своевременного определения насыщения основного слоя силикагеля парами воды.

Очистка отработавших газов на предприятиях автосервиса (СТОА) -это совершенно новый подход к решению глобальной экологической проблемы. На сегодняшний день в СТОА не используется вообще никаких систем очистки отработавших газов или используется только система удаления ОГ в атмосферу, что совершенно не решает экологической проблемы загрязнения окружающей среды.

Предлагаемое устройство призвано решить проблему очистки отработавших газов на предприятиях автосервиса, поэтому наша разработка актуальна и своевременна.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кельцев, Н.В. Основы адсорбционной техники/Н.В.Кельцев. - М.: Химия.

1976.

2. Кольцов, С.И. Силикагель, его строение и химические

свойства/С.И.Кольцов, В.Б.Алесковский. - Л.: ГосХимИздат. 1963.

3. Сернионова, Е.Н. Промышленная адсорбция газов и паров/Е.Н.Сернионова. - М.: Высшая школа. 1969.

4. Путинов, А.В. Адсорбционно-каталитические методы очистки газовых средств в химической технологии/А.В.Путинов, С.Л.Кудрявцев, Н.В.Петрухин. - М.: Химия. 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.