Научная статья на тему 'Разработка системы крепления велосипеда в салоне специализированного автобуса для массовой перевозки пассажиров с велосипедами'

Разработка системы крепления велосипеда в салоне специализированного автобуса для массовой перевозки пассажиров с велосипедами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ / ВЕЛОСИПЕД / АВТОБУС / Г. ХАНОЙ / ВЕЛОСИПЕДИЗАЦИЯ / АВТОВЕЛОБУС / ПАССАЖИРОВ / КОЛЬЦЕВОЙ МАРШРУТ / СИСТЕМА КРЕПЛЕНИЯ ВЕЛОСИПЕДОВ / КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ / TRANSPORTATION OF PASSENGERS / BICYCLE / BUS / HANOI / VELOSIPEDIZATSIYA / AUTOVELOBUS PASSENGERS / CIRCULAR ROUTE / BIKE MOUNTING SYSTEM / QUALITY OF SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нгуен Тхи Тху Хыонг, Рябов Игорь Михайлович

В современных городах мира перевозка велосипедов в городском общественном транспорте была реализована, но место для велосипедов слишком мало и подвижной состав не приспособлен для массовых перевозок пассажиров с велосипедами. В Англии имеются удлиненные автобусы, с отдельной секцией для перевозки велосипедов в которой они вешаются на крючки за переднее колесо. В секции можно перевозить много велосипедов, однако способ крепления велосипеда не удобен и надежен, требуется большое усилие, чтобы повесить велосипед на крючок и снять его, велосипед может раскачиваться при торможении и разгоне [10]. В настоящее время уровень велосипедизации в г. Ханое достаточно высок по сравнению с другими крупными городами мира и с точки зрения здоровья жителей желательно, чтобы он не уменьшался, а увеличивался. Посадка пассажира в автобус с велосипедом запрещена, поскольку автобус для этого не приспособлен. Из-за низкого качества обслуживания населения автобусными перевозками, увеличивается число мопедов, мотоциклов и личных автомобилей, что значительно повышает плотность транспортных потоков города и негативно влияет на скорость перемещения пассажиров, аварийность на дорогах и экологию города. Поэтому перспективным направлением совершенствования технологии и организации автобусных перевозок в г. Ханое является разработка кольцевого маршрута, проходящего через все районы города, использование специализированного автобуса для массовой перевозки пассажиров с велосипедами, а также улучшение инфраструктуры маршрута для велосипедистов. В этом статье рационально разработана система крепления велосипедов в салоне специализированного автобуса (автовелобуса) для массовой перевозки пассажиров с велосипедами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нгуен Тхи Тху Хыонг, Рябов Игорь Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of mounting bicycle in the cabin by the bus for mass transportation of passengers with bicycles

In modern cities of the world bike transportation in public transport it has been implemented, but the place is too small for the bicycle and the rolling stock is not suited for mass transport of passengers with bicycles. In England, there are elongated buses, with a separate section for bicycles in which they are hung on hooks behind the front wheel. The section can be transported much bicycles, but the way the bike mounting is not convenient, and reliable, it takes a lot of effort to hang the bike on the hook and remove it, the bike can be shaken when the can torus and acceleration. Currently, the level velosipedization in Hanoi is quite high compared to other major cities in the world in terms of population health, it is desirable that it does not diminish but increases. Embarking passengers on the bus with a bicycle is prohibited in the bus since it does not fit. Because of the quality of services to the public bus transportation, creases the number of mopeds, motorcycles and private cars, which greatly improves the density of traffic flows of the city and have a negative impact on the speed of the passages-ditch, accidents on the roads and the environment of the city. Therefore, a promising way to improve the technology and organization of bus transportation in Hanoi is the development of the circular route, passing through all areas of the city, the use of a dedicated bus for the transport of passengers with bicycles, as well as the improvement of infrastructure for cyclists route. In this article rationally designed bike mounting system in the cabin of a specialized bus (avtovelobusa) for the transport of passengers with bicycles.

Текст научной работы на тему «Разработка системы крепления велосипеда в салоне специализированного автобуса для массовой перевозки пассажиров с велосипедами»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/vol8-6.php

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/101TVN616.pdf

Статья опубликована 30.01.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Нгуен Тхи Тху Хыонг, Рябов И.М. Разработка системы крепления велосипеда в салоне специализированного автобуса для массовой перевозки пассажиров с велосипедами // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/101TVN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 656.13.072:338

Нгуен Тхи Тху Хыонг

Ханойский технологическо-транспортный университет, Вьетнам, Ханой

Преподаватель Кандидат технических наук E-mail: thuhuong@mail.ru

Рябов Игорь Михайлович

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Россия, Волгоград

Доктор технических наук, профессор E-mail: rjabov1603@mail.ru

Разработка системы крепления велосипеда в салоне специализированного автобуса для массовой перевозки пассажиров с велосипедами

Аннотация. В современных городах мира перевозка велосипедов в городском общественном транспорте была реализована, но место для велосипедов слишком мало и подвижной состав не приспособлен для массовых перевозок пассажиров с велосипедами. В Англии имеются удлиненные автобусы, с отдельной секцией для перевозки велосипедов в которой они вешаются на крючки за переднее колесо. В секции можно перевозить много велосипедов, однако способ крепления велосипеда не удобен и надежен, требуется большое усилие, чтобы повесить велосипед на крючок и снять его, велосипед может раскачиваться при торможении и разгоне [10]. В настоящее время уровень велосипедизации в г. Ханое достаточно высок по сравнению с другими крупными городами мира и с точки зрения здоровья жителей желательно, чтобы он не уменьшался, а увеличивался. Посадка пассажира в автобус с велосипедом запрещена, поскольку автобус для этого не приспособлен. Из-за низкого качества обслуживания населения автобусными перевозками, увеличивается число мопедов, мотоциклов и личных автомобилей, что значительно повышает плотность транспортных потоков города и негативно влияет на скорость перемещения пассажиров, аварийность на дорогах и экологию города. Поэтому перспективным направлением совершенствования технологии и организации автобусных перевозок в г. Ханое является разработка кольцевого маршрута, проходящего через все районы города, использование специализированного автобуса для массовой перевозки пассажиров с велосипедами, а также улучшение инфраструктуры маршрута для велосипедистов. В этом статье рационально разработана система крепления велосипедов в салоне специализированного автобуса (автовелобуса) для массовой перевозки пассажиров с велосипедами.

Ключевые слова: перевозки пассажиров; велосипед; автобус; г. Ханой; велосипедизация; автовелобус; пассажиров; кольцевой маршрут; система крепления велосипедов; качество обслуживания

Для разработки низкопольного удлинённого одноэтажного автовелобуса с отдельной секцией для велосипедов выбран самый длинный автобус серии МАЗ 107 (рис. 1). По разработанной методике обоснования параметров автовелобуса с учетом особенностей конкретного маршрута. Автобус имеет длину 13,7 м, что соответствует. Автобус имеет высоту 4,1 м, что допустимо в большинстве городов.

Рисунок 1. Автобус серии МАЗ 107, выбранный для модернизации (рисунок авторов)

Рисунок 2. Планировка салонов автовелобуса: первый салон для 9-ти пассажиров с велосипедами; второй салон для 81 пассажира без велосипеда (рисунок авторов)

Автобус имеет два салона. Передний салон для пассажиров с велосипедом, а в заднем салоне расположены места сидений для обычных пассажиров. Каждый салон имеет по две двери для входа и выхода пассажиров. Вместимость данного автобуса составляет: 24 сидящих мест и 67 стоячих мест. Каждый салон имеет по две двери для входа и выхода пассажиров. В первом салоне автовелобуса напротив дверей устанавливаются стойки для временного хранения велосипедов, а снаружи автовелобуса, возле входной двери смонтированы световые индикаторы свободных стоек для велосипедов, которые срабатывают от датчиков,

расположенных в стойках. Как только будет занято последнее место для велосипеда, у водителя загорается сигнальная лампа. Это означает, что водитель на следующей остановке не откроет дверь для входа велосипедистов. Но если кто-то из велосипедистов пожелает выйти, то он нажимает на кнопку, и водитель открывает дверь. Пассажиры на остановках по световым индикаторам получают информацию о наличии свободных стоек и с велосипедом заходят в салон. При этом пассажиры с велосипедом заходят в секции для велосипедов, ставят велосипед в креплении с замком. Замки работают по магнитным картам: вынимают кату, закрывается; вставляют карту, открывается. Для облегчения подъема велосипеда может быть использован пневматический цилиндр, подключенный к пневматической системе управления дверями автобуса.

Большую часть пассажиров автобусов составляют студенты и школьники и малоимущие и поэтому поездка на автобусе со своим велосипедом позволяет тратить меньше денег, так как при отсутствии места для велосипеда в автобусе, приходится платить дополнительно деньги за временное хранение велосипеда рядом с остановкой, что не всегда возможно [2, 3].

Совершив поездку на автобусе со своим велосипедом, можно доехать до нужного места на велосипеде, если автобус не идет к нужному пункту назначения.

Так как места для перевозки велосипедов в автобусе ограничены, то, как только будет занято последнее место для велосипеда, у водителя загорается сигнальная лампа. Это означает, что водитель на следующей остановке не откроет дверь для входа велосипедистов. Но если кто-то из велосипедистов пожелает выйти, то он нажимает на кнопку, и водитель открывает дверь.

Для того, чтобы рационально разместить велосипеды в автовелобусе, было проведено исследование размерных параметров всех часто используемых видов велосипедов в городе Ханоя [5, 9].

Таблица 1

Исследование габаритных параметров велосипедов в г. Ханое

Типы велосипедов вес, кг диаметр колеса, см длина велосипеда, см высота руля велосипеда, см расстояние между двумя педалями, см высота до задней части крыла, см ширина руля, см

Совместные мини 15,5 54 162 104 39 24 40

Японский Riteway 16,5 64 168 96 34 23 33

Совместная Л8аша 18,5 70 175 101 35 27 35

Японские мини первого вида 16,5 65 165 105 35 23 30

Тнонг Ньат 17,5 66 166 102 38 26 37

Японские мини второго вида 16,5 63 173 104 36 23 35

Мини Avi Ь^ 15 55 150 105 35 31 33

Мини Вьет Лонг 17 55 155 102 33 23 33

расстояние высота до задней части крыла, см

Типы диаметр длина высота руля между ширина руля, см

велосипедов вес, кг колеса, см велосипеда, см велосипеда, см двумя педалями, см

Совместный

као као 16 70 172 104 35 22 35

первого вида

Японский као као 16,5 68 175 103 35 21 35

Совместный

као као 16 66 175 100 37 30 35

второго вида

Мини Вьет Нам 15,5 55 155 102 34 22 30

Agriom 18 70 170 95 38 18 38

Mediza 17 65 170 100 35 22 30

Велосипед inox 16 55 152 95 36 22 33

Alcyon 15,5 54 160 96 34 21 32

Мини 600 15 50 152 92 32 24 30

Martin 16 60 165 101 35 26 36

Студенческие мини 15 52 155 102 32 25 32

Японское Sanyo 17,5 54 162 104 36 25 35

Среднее значение 15,85 61,97 169,81 104,28 36,42 25,66 35,22

Ai 14,33% 11,48% 2,96% 0,69% 6,61% 17,23% 11,96%

Разработано автором

Среднее значение параметра определялось по формуле:

_

Ср = Sn¡ '

где: А; - размерное значение велосипеда данной марки; щ - количество велосипеда данной марки.

Отклонение максимальных значений от средних рассчитывалось по формуле:

МАХ (Л;)-С„

Д/=-(-г—^ х 100%,

1 МАХ (А{) '

Из полученных результатов видно, что отклонение максимальных значений размерных параметров от средних незначительно. Поэтому для обеспечения установки на стойки любого велосипеда, авторы выбрали максимальные значения размерных параметров для проектирования систем крепления велосипеда на автовелобусе.

Рисунок 3. Схема крепления велосипеда в автобусе (рисунок авторов)

Система крепления можно использовать с различными диаметрами колёс и ободьев. В комплекте крепления есть всё необходимое для лёгкой инсталляции, которая должна занять не более 30 секунд. Максимальная грузоподъёмность крепления составляет до 30 кг. Заднее колесо касается пола автобуса. При установке велосипеда пассажиру нужно немного поднять велосипед и катать его по направляющей стойки. Для того чтобы велосипед крепко держался его переднее колесо вешается на крючок. Стойки ограничивают перемещение велосипеда в салоне при разгоне и торможении автобуса [5].

Стойка состоит из трех компонентов:

• дорожка или направляющая, по которой катится велосипед (дорожка имеет стенки с высотой 10 см, чтобы колеса не сместились за ее пределы в боковом направлении);

• рычаг, на который вешается переднее колесо (с помощью рычага велосипед укрепляется и не может катиться вверх-вниз самопроизвольно);

• и - образный держатель, который не позволяет велосипеду смещаться самопроизвольно при разгоне или торможении автобуса.

Важная характеристика установки стойки в салоне: а - угол между плоскостью велосипеда и стенкой автобуса.

Рисунок 4. Стойка для велосипедов (рисунок авторов) Имеются два критерия выбора угла а:

• максимальное количество велосипедов при заданной площадке в автобусе. При этом, чем меньше угол а, тем меньше количество мест для велосипедов;

• максимальное удобство для пассажиров, как при укреплении, так и снятии велосипеда. При этом, чем ближе а к 45°, тем удобнее для пассажиров.

В работе выбран угол а = 60°. При этом количество велосипедов, которое может помешаться в автобусе, равняется 9, и при их снятии нет помех пассажирам, сидящим напротив крепления велосипедов.

Предложенные стойки для быстрого крепления велосипедов в автобусе позволит повысить качество обслуживания населения автобусными перевозками в г. Ханое и даст значительный социально-экономический эффект, за счет того, что транспортным обслуживанием будет охвачено значительно большее число жителей города без увеличения плотности маршрутной сети, на развитие которой требуются очень большие капитальные затраты. Новая организация автобусных перевозок будет способствовать снижению количества мопедов и мотоциклов на дорогах, что сделает транспортную систему г. Ханоя более удобной и экологичной.

ЛИТЕРАТУРА

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Эффективность городского пассажирского общественного транспорта: монография / А.В. Вельможин, В.А. Гудков, А.В. Куликов, А.А. Сериков / Волг ГТУ. - Волгоград, 2002. - 256 с.

Рябов, И.М. Анализ обслуживания пассажиров автобусами в России и за рубежом / И.М. Рябов, Тхи Тху Хыонг Нгуен // Мир транспорта. - 2014. - №2. - C. 122-131.

Рябов, И.М. Современное состояние пассажирского транспорта города Ханой / И.М. Рябов, Тхи Тху Хыонг Нгуен // Известия ВолгГТУ. Серия "Наземные транспортные системы". Вып. 8: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2014. - №3 (130). - C. 93-96.

Fishman, E., Washington, S., & Haworth, N. Barriers and facilitators to public bicycle scheme use: A qualitative approach. Transportation re-search part F: traffic psychology and behaviour 2012 Volume 15, 686-698.

Harrington E C. Industrial Quality Control, 1963, 21, №10.

Hensher, D.A. Measuring Service Quality in Scheduled Bus Services / D.A. Hensher, P. Stopher // Journal of Public Transportation. - 2010. - №3. - S. 51-74.

Munzilah Md. Rohani, Devapriya Chitral Wijeyesekera, Ahmad Tarmizi Abd. Karim. Bus Operation, Quality Service and The Role of Bus Pro-vider and Driver. Procedia Engineering Volume 53, 2013. - S. 167-178.

Shehovtsov, V.V. Service Quality-Developing a Service Quality Index in the Provision of Commercial Bus Contracts / V.V. Shehovtsov, A.V. Pobedin, M.V. Lyashenko // Seminarium Kol Naukowych «Mechani-kow», Warszawa, 22-23 kwietnia 2010 r.: referaty / Wojskowa Akademia Techniczna. - Warszawa 2010. - S. 499-517.

Silva Ana, Ilce Pinto, Denise Ribeiro, Juan Delgado. Multicriteria Analy-sis for Evaluation of Bike Lane Routes Integrated to Public Transporta-tion. Procedia - Social and Behavioral Sciences. Volume 162, 19 Decem-ber 2014. - S. 388-397.

Zhang, Р., Ren, F., & Liu, X.M. Study on the transfering between bikes and normal buses. China Journal of Highway and Transport 1995, №8. - S. 153-157.

Nguyen Thi Thu Huong

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Hanoi University of transport technology, Vietnam, Hanoi

E-mail: thuhuong@mail.ru

Ryabov Igor Mikhaylovich

Volgograd state technical university, Russia, Volgograd E-mail: rjabov1603@mail.ru

Development of mounting bicycle in the cabin by the bus for mass transportation of passengers with bicycles

Abstract. In modern cities of the world bike transportation in public transport it has been implemented, but the place is too small for the bicycle and the rolling stock is not suited for mass transport of passengers with bicycles. In England, there are elongated buses, with a separate section for bicycles in which they are hung on hooks behind the front wheel. The section can be transported much bicycles, but the way the bike mounting is not convenient, and reliable, it takes a lot of effort to hang the bike on the hook and remove it, the bike can be shaken when the can torus and acceleration. Currently, the level velosipedization in Hanoi is quite high compared to other major cities in the world in terms of population health, it is desirable that it does not diminish but increases. Embarking passengers on the bus with a bicycle is prohibited in the bus since it does not fit. Because of the quality of services to the public bus transportation, creases the number of mopeds, motorcycles and private cars, which greatly improves the density of traffic flows of the city and have a negative impact on the speed of the passages-ditch, accidents on the roads and the environment of the city. Therefore, a promising way to improve the technology and organization of bus transportation in Hanoi is the development of the circular route, passing through all areas of the city, the use of a dedicated bus for the transport of passengers with bicycles, as well as the improvement of infrastructure for cyclists route. In this article rationally designed bike mounting system in the cabin of a specialized bus (avtovelobusa) for the transport of passengers with bicycles.

Keywords: transportation of passengers; bicycle; bus; Hanoi; velosipedizatsiya; autovelobus passengers; circular route; bike mounting system; quality of service

REFERENCES

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Efficiency of urban public passenger transport: monograph / A.V. Valmorin, V.A. Gudkov, A.V. Kulikov, A.A. Serikov / VOLG GTU. - Volgograd, 2002. - 256 p.

Ryabov, I.M. Analysis of passenger service buses in Russia and abroad / I.M. Ryabov, Thi Thu Huong Nguyen // World of transport. - 2014. - No. 2. - P. 122-131.

Ryabov, I.M. the current status of passenger transport Hanoi / I.M. Ryabov, Thi Thu Huong Nguyen // Izvestia Volggtu. A series of "Land transport system". Vol. 8: mezhvuz. SB. nauch. article / VSTU. - Volgograd, 2014. - №3 (130). - P. 93-96.

Fishman, E., Washington, S., & Haworth, N. Barriers and facilitators to public bicycle scheme use: A qualitative approach. Transportation re-search part F: traffic psychology and behaviour 2012 Volume 15, 686-698.

Harrington E C. Industrial Quality Control, 1963, 21, №10.

Hensher, D.A. Measuring Service Quality in Scheduled Bus Services / D.A. Hensher, P. Stopher // Journal of Public Transportation. - 2010. - №3. - S. 51-74.

Munzilah Md. Rohani, Devapriya Chitral Wijeyesekera, Ahmad Tarmizi Abd. Karim. Bus Operation, Quality Service and The Role of Bus Pro-vider and Driver. Procedia Engineering Volume 53, 2013. - S. 167-178.

Shehovtsov, V.V. Service Quality-Developing a Service Quality Index in the Provision of Commercial Bus Contracts / V.V. Shehovtsov, A.V. Pobedin, M.V. Lyashenko // Seminarium Kol Naukowych «Mechani-kow», Warszawa, 22-23 kwietnia 2010 r.: referaty / Wojskowa Akademia Techniczna. - Warszawa 2010. - S. 499-517.

Silva Ana, Ilce Pinto, Denise Ribeiro, Juan Delgado. Multicriteria Analy-sis for Evaluation of Bike Lane Routes Integrated to Public Transporta-tion. Procedia - Social and Behavioral Sciences. Volume 162, 19 Decem-ber 2014. - S. 388-397.

Zhang, P., Ren, F., & Liu, X.M. Study on the transfering between bikes and normal buses. China Journal of Highway and Transport 1995, №8. - S. 153-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.