Научная статья на тему 'Разработка системы компьютерного тестирования для оценки качества обучения'

Разработка системы компьютерного тестирования для оценки качества обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паркина М. П., Щербаков Д. В.

Разработана система компьютерного интернет-тестирования, позволяющая для оценки качества обучения школьников и студентов использовать тестовые задания различных типов – закрытые и открытые задания, задания на соответствие и на установление правильной последовательности. В системе используются три уровня сложности тестовых заданий. Для каждого уровня сложности создается свой текстовый файл, который выступает в роли базы данных, содержащий все задания этого уровня. В системе реализуется переход между различными уровнями сложности в зависимости от ответов тестируемого на предыдущие задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка системы компьютерного тестирования для оценки качества обучения»

М.П. Паркина, Д.В. Щербаков

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Разработана система компьютерного интернет-тестирования, позволяющая для оценки качества обучения школьников и студентов использовать тестовые задания различных типов - закрытые и открытые задания, задания на соответствие и на установление правильной последовательности. В системе используются три уровня сложности тестовых заданий. Для каждого уровня сложности создается свой текстовый файл, который выступает в роли базы данных, содержащий все задания этого уровня. В системе реализуется переход между различными уровнями сложности в зависимости от ответов тестируемого на предыдущие задания.

Система адаптивного Интернет-тестирования предназначена для контроля и диагностики знаний обучающихся в локальной или глобальной сети. Она представляет собой серверное приложение, связанное с базой данных. Активная серверная Web-страница создана с помощью программы Dreamweaver MX. Программа позволяет использовать различные технологии разработки серверных страниц, одна из которых -ASP была выбрана для реализации адаптивного тестирования. Технологию ASP полноценно поддерживает Web-сервер поставляемый всеми используемыми в настоящее время версиями Windows.

Активная серверная страница позволяет сохранить информацию, введенную на этой странице (фамилию, имя, группу) и полученный результат тестирования в базе данных формата Microsoft Access. База данных размещается на том же компьютере что и Web-сервер тестирования, таким образом, чтобы она не была доступна из глобальной или локальной сети. Эта база способна содержать в себе неограниченное количество записей. На основе технологии ActiveX происходит связывание и внедрение объектов источника данных в Web-страницу. В данном сценарии источником данных являются три текстовых файла, в которых содержится текст заданий, ответов, а также названия тем и разделов. Загрузить данные из внешнего текстового файла позволяет средство TDC (Tabular Data Control). Ссылка на данные задаётся с помощью объекта TDC внутри дескриптора <object> и дополнительных параметров. В коде страницы вписаны три объекта, имеющие следующий синтаксис:

<object classid="clsid:333C7BC4-460F-11D0-BC04-0080C7055A83" id="objComplexity3">

<param name="FieldDelim" value="#">

<param name="Language" value="ru">

<param name="UseHeader" value="True">

<param name="DataUrl" value="./tests-3.txt">

</object>

Синтаксисы отличаются друг от друга только названием id, например, "objCom-plexity3", "objComplexity4" и "objComplexity5" и соответственно ссылками на текстовые файлы, например, "./tests-3.txt", "./tests-4.txt" и "./tests-5.txt".

Задания для тестирования записываются в текстовые файлы в формате кода для HTML- страницы:

В водных растворах подвергается гидролизу<BR>

(Введите номер варианта ответа)<BR><P></P>

1. Na<SUB>2</SUB>SО<SUB>4</SUB><BR>

2. Al<SUB>2</SUB>(SО<SUB>4</SUB>)<SUB>3</SUB><BR>

3. ВаС1<8ЦВ>2</8ЦВ><ВК>

4. КаКО<8иВ>3</8иВ>

В адаптивной системе тестирования представляется возможным реализовать все типы тестовых заданий, а именно, открытые, закрытые, с выбором одного или нескольких правильных ответов, задания на установление правильной последовательности и задания на соответствия. В последних двух типах в качестве ответа вводится последовательность номеров элементов. Ответом открытых тестовых заданий является число или текст. В адаптивном компьютерном тестировании используются три уровня сложности заданий (низкий, средний и высокий). Для каждого уровня сложности создается свой текстовый файл, который выступает в роли базы данных, содержащий все задания этого уровня. Сущность адаптивного тестирования заключается в том, что в процессе тестирования осуществляется переход между различными уровнями сложности заданий, в соответствии с приведенным ниже алгоритмом, рис.1, при котором сложность предлагаемого задания зависит от результата ответа тестируемого на предыдущее задание.

Рис. 1. Схема адаптивного тестирования.

Расчет общего балла за тестирование производится по формуле: CorrectValues=(mark*100/quantQues), в которой CorrectValues - общий балл, полученный в результате тестирования (из 100 возможных); mark - сумма баллов, которая получается из расчета, что за правильный ответ на задание высокого уровня присуждается l балл, за задание среднего уровня -0,84, за задание низкого уровня - 0,69, а за неправильный ответ - 0; quantQues - количество заданий. Распределение баллов, таким образом, позволяет получить удовлетворительную оценку и набрать максимально 69 баллов при правильном ответе на все задания низкого уровня, аналогично происходит и для среднего и высокого уровня.

При загрузке страницы, на ней отображается информация о тесте: «Вам будут предложены n вопросов, на которые необходимо ответить в течение m минут. В процессе тестирования Вам потребуются калькулятор и таблица Д.И. Менделеева. В качестве ответа Вы должны ввести его номер или сам ответ (число или слово). Чтобы начать тестирование нажмите кнопку «Начать тестирование».

Тестируемому надо заполнить поля с названием «Введите группу» и «Введите фамилию и имя». Переход в режим тестирования осуществляется после нажатия кнопки «Начать тестирование», при этом включается таймер с обратным отсчетом времени, выводится текущий номер вопроса, текст задания, название темы и раздела, к которым относится данное задание, становятся рабочими кнопки «Ввести ответ» и ссылка «Следующий вопрос». Тестируемый вводит свой вариант ответа в строку ввода, и после нажатия кнопки «Ввести ответ» появляется сигнал о правильности ответа.

В процессе тестирования кнопки «Отправить» и «Начать тестирование» неактивны, с целью избежать случайного прерывания теста. Внизу страницы для удобства и

экономии времени имеются ссылки на таблицу химических элементов Д.И. Менделеева, таблицу растворимости, ряд стандартных электродных потенциалов и калькулятор.

Рис. 2. Страницы с тестированием в окне Web обозревателя Internet Explorer.

Рис. 3. Результаты тестирования в окне Web- обозревателя Internet Explorer

После завершения тестирования внизу для пользователей выводится общий результат тестирования с оценкой, количеством правильных ответов и набранных баллов.

Кнопка «Отправить» становится активной и при ее нажатии результат тестирования, а также фамилия, имя и группа сохраняются в таблице базы данных. Становится возможным просмотр правильных ответов на те задания, в которых были допущены ошибки, рис. 3.

ш GroupNameResult : таблица _ 1 П| х|

Class Name Result

хп-11 Иванов Иван Оценка 5. Правильных ответов 10. Балл 93. I

хп-11 Петров Петр Оценка 4. Правильных ответов 9. Балл 84. I

хп-11 Сидоров Илья Оценка 2. Правильных ответов 0. Балл 0. —'

хп-11 Паркина Марина Оценка 5. Правильных ответов 10. Балл 97.

хп-11 Семенов Семен Оценка 4. Правильных ответов 9. Балл 82.

хп-11 Перепечко Степан Оценка 4. Правильных ответов 10. Балл 80.

хп-11 Макаров Максим Оценка 5. Правильных ответов 10. Балл 97.

хп-11 Сухомлин Илья Оценка 5. Правильных ответов 10. Балл 97.

| Запись: и | 4 \ \ 14 > 1 И 1>*1 из 14 < I I И

Рис. 4. Таблица базы данных Microsoft Access

Результат тестирования, веденные имя, фамилия и группа, после нажатия кнопки «Отправить» сохраняются в таблице базы данных Microsoft Access, рис. 4.

УДК 378:518

Ю.С. Кривуля, В.М. Лазарев, А.С. Окунев

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В САМООБРАЗОВАНИИ

В работе исследован бюджет времени, затрачиваемого студентами второго курса РХТУ им. Д.И.Менделеева на самостоятельную работу, как одного из важнейших факторов влияющего на успешность обучения. Изучено влияние организации самостоятельной работы, и контроль за бюджетом времени студентов.

Самостоятельная работа студентов в современных условиях становится важнейшей формой обучения в вузе. Она выступает как деятельность студентов, нацеленная на полное усвоение учебной программы, и предполагает развитие соответствующих умений и навыков, продуктивного мышления, познавательной активности. Преподаватель лишь организует и направляет познавательную деятельность обучаемых. Таким образом, эффективность самостоятельной деятельности во многом зависит от собственных усилий студента и от его готовности и потребности к такого рода деятельности. Формирование у студентов готовности к самообразованию начинается с первого года обучения, поэтому главной целью здесь является развитие у студентов умения учиться с ориентацией на самообразование.

В весеннем семестре 2006/2007 учебного года Учебно-методическое управление проводило исследование. В течение двух недель на 10 и 11 неделях студенты факультетов химической технологии силикатов и технологии неорганических веществ проводили хронометраж внеаудиторной самостоятельной работы. Анкетирование проводили среди студентов второго курса факультетов ТНВ и ХТС. Целевой способ формирования выборки обеспечил ее качественную представительность и достаточную надежность полученных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.