Социальный эффект выполнения приоритетных мероприятий может быть выражен улучшением демографической ситуации в стране в результате снижения смертности, сокращения количества случаев производственного травматизма, профессиональной заболеваемости в связи с повышением эффективности системы охраны труда.
Комплексность задач по решению назревших проблем потребует реализации различного рода мероприятий: создания новых методических разработок,
национальных стандартов и отраслевых регламентов, подготовки законодательных инициатив, разработка целого ряда программных продуктов, а также проведения организационных и административных мероприятий.
Литература
1. Киселев В.С. Состояние условий и охраны труда в Российской Федерации и приоритетные направления по их улучшению // Роль руководителя и специалиста в улучшении условий и охраны труда и повышении на этой основе производительности труда. М.: ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Росздрава, 2008.
2. Пашин Н.П. Реализация государственной политики в области охраны труда//
Справочник специалиста по охране труда. 2007. № 3. С. 8--12.
3. Фролов О.П. Правовое регулирование системы охраны труда в РФ//
Справочник специалиста по охране труда. 2006. № 4. С. 5--7.
УДК 338.266
Разработка системы индикаторов развития малого предпринимательства
в среднесрочной перспективе
А.С. Евстигнеев, аспирант кафедры «Менеджмент», redkollegiamgus@mail.ru, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
Эффективной формой планирования социально-экономического развития в современных условиях является индикативное планирование. Основу индикативного планирования составляют индикаторы, под которыми понимается количественнокачественная характеристика социально-экономических явлений и процессов применительно к конкретному объекту планирования. В статье рассматривается поэтапная разработка индикаторов развития объекта планирования. В качестве практического примера приведено планирование системы индикаторов развития малого предпринимательства в России в среднесрочной перспективе.
Ключевые слова: индикативное планирование, индикатор, система индикаторов развития, малое предпринимательство.
Indicative planning is an effective form of planning for socio-economic development. Indicators are quantitative-qualitative characteristics of the socio-economic phenomena and processes in relation to a particular object of planning. The author examines the gradual development of indicators; the case study of planning for the system of medium term indicators in small business in Russia.
Key Words: indicative planning, indicator, system of development indicators, small business.
Необходимость преодоления мирового экономического кризиса и сглаживания его последствий для национальной экономики привела к серьезному пересмотру системы государственного планирования и управления социально-экономическим развитием Российской Федерации в среднесрочной перспективе. В частности, мероприятия по достижению основных стратегических целей принятой в 2008 году Концепции долгосрочного социально-экономического развития России38, в настоящее время нуждаются в серьезной корректировке.
Для преодоления кризисных явлений Правительством Российской Федерации был разработан и принят План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики39, утверждена Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год40. По существу эти документы не являются стратегическими и носят в большей степени директивный характер. Однако даже в кризисной ситуации современная экономика характеризуется высокой степенью неопределенности. Поэтому для эффективного планирования социально-экономического развития России по-прежнему необходимы ориентиры, но в современных условиях приоритетными являются не стратегические цели, а индикаторы.
Индикатор в переводе с французского означает указатель. В планировании индикаторами называют плановые задания, которые носят не обязательный для исполнения, а в большей степени рекомендательный характер. В более широком аспекте под индикатором понимается количественно-качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов применительно к конкретному
38Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
39Поручение Правительства РФ от 06.11.2008 № ВП-П13-6646 «О Плане действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики».
40Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год /Утверждена Правительством РФ 19.06.2009.
объекту планирования. При этом качественная сторона индикатора отражает сущность явлений и процессов социально-экономического развития объекта планирования в определенный момент времени, а количественная - его размер, абсолютную или относительную величину. Выраженные в форме количественных показателей уровня той или иной качественно определенной стороны социального и экономического развития, индикаторы служат точным и объективным измерителем деятельности субъектов национальной экономики или экономики региона в целях
-41
достижения стратегических целей .
Индикаторы можно определить и как параметры границ (минимальные и максимальные), в пределах которых объект планирования может устойчиво функционировать и развиваться. Внутри предельных границ образуется «информационное пространство», необходимое и достаточное для принятия управленческих решений. Чтобы принимаемые решения были максимально эффективны, необходимо установить адекватные пороговые значения индикаторов. В условиях стабильной экономики пороговые значения индикаторов призваны сигнализировать о приближении критического состояния объекта планирования и необходимости изменить стратегию его развития. В кризисных условиях они могут свидетельствовать о достижении объектом планирования «кризисного дна» и необходимости использовать соответствующие экстренные регуляторы.
Разработка системы индикаторов развития объекта планирования может осуществляться поэтапно.
На первом этапе проводится анализ социально-экономического развития объекта планирования и определение факторов, влияющих на достижение индикаторов его развития. Полученные аналитические данные являются основой для формирования государственной политики в отношении объектов планирования на краткосрочную перспективу.
На втором этапе осуществляется разработка прогноза социально-экономического развития объекта планирования на краткосрочную или среднесрочную перспективу в соответствии со сценарными условиями. При этом исходят из анализа достигнутых в предшествующем году основных показателей развития объекта планирования. Прогнозирование осуществляется с использованием сценарных условий развития, разрабатываемых ежегодно Минэкономразвития России в нескольких
41 Федорович А.В. О некоторых подходах к формированию системы сбалансированных показателей индикативного планирования // Вестник Филиала Российского государственного социального университета в г. Красноярске, 2006.
вариантах. Разработанные варианты прогноза подлежат тщательному анализу на предмет выявления основных диспропорций развития, уровня обеспеченности ресурсами и собственных доходов.
На третьем этапе определяется социально-экономическая политика органов государственного управления в отношении объекта планирования на краткосрочную или среднесрочную перспективу и целей индикативного плана социальноэкономического развития. Определение приоритетов и целей социальноэкономического развития объекта планирования осуществляется исходя из анализа предварительного прогноза (или альтернативных вариантов прогноза) его социально-экономического развития. Затем осуществляется выбор оптимального варианта, учитывающего возможную реализацию приоритетов социальноэкономического развития объекта планирования.
Исполнительными органами власти на данном этапе определяются:
• цели развития объекта планирования;
• перечень задач по достижению и предложения по системе регулирования достижения целей.
На четвертом этапе происходит корректировка прогноза социально-экономического развития объекта планирования на краткосрочную или среднесрочную перспективу, исходя из согласованных приоритетов социально-экономической политики органов государственного управления. Уточненный прогноз включает в себя:
• прогноз основных макроэкономических показателей социальноэкономического развития объекта планирования;
• прогноз основных показателей развития отраслей экономики;
• прогноз доходов и расходов населения, потребления и сбережения населения,
спроса и предложения на потребительском рынке;
• прогноз спроса и предложения основных видов товаров, работ и услуг для удовлетворения государственных нужд;
• прогноз основных показателей уровня жизни населения;
• прогноз инвестиций в экономику;
• прогноз основных показателей внешнеэкономической деятельности;
• прогноз основных показателей охраны окружающей среды;
• баланс трудовых ресурсов;
• основные показатели межотраслевого баланса.
Прогноз социально-экономического развития объекта планирования является основой для разработки значений индикаторов и формирования индикативного плана.
На пятом этапе происходит формирование перечня и значений индикаторов социально-экономического развития объекта планирования. Формирование перечня и значений индикаторов развития осуществляется на основе прогноза социальноэкономического развития объектов планирования, выбранных приоритетов социально-экономической политики органов государственного управления, отраслевых прогнозов, целевых и адресных программ. Осуществляется также законодательное закрепление разработанных индикаторов.
Завершающей стадией формирования индикативного плана является подготовка Плана действий органов исполнительной власти по реализации индикативного плана социально-экономического развития объекта планирования на очередной год.
На шестом (заключительном) этапе происходит реализация индикативного плана социально-экономического развития объекта планирования, осуществляется правовое закрепление регуляторов социально-экономического развития, включая разработку нормативно-правовых актов, предоставления налоговых преференций, форм государственной поддержки хозяйствующих субъектов и субсидирования населения, утверждение целевых и адресных программ, бюджета, объемов поставки продукции для государственных нужд и т.п., определяется порядок мониторинга исполнения показателей индикативного плана и устанавливается система контроля реализации индикативного плана социально-экономического развития объекта планирования на очередной год.
В качестве примера рассмотрим планирование системы индикаторов развития малого предпринимательства в России в среднесрочной перспективе.
За последние несколько лет поддержка малого предпринимательства стала приоритетной в деятельности Правительства Российской Федерации. Это связано с тем, что развитие малого предпринимательства в современных условиях рассматривается как один из главных факторов экономического роста. Малый бизнес по сравнению с крупными предпринимательскими структурами быстрее адаптируется к изменяющейся конъюнктуре рынка, зачастую носит инновационный характер, социально ориентирован и т.п.
По состоянию на 1 января 2009 года количество малых предприятий в Российской Федерации составляло 1367 тыс. единиц, что на 20% больше по сравнению с данными на 1 января 2008 года. За тот же период средняя совокупная численность
87
работников, занятых на малых предприятиях, составляла 11419 тыс. человек (прирост 12% по сравнению с аналогичными данными предшествующего периода), а вклад продукции, производимой малыми предприятиями, в совокупный объем ВВП - 21% (прирост 4%)42.
Несмотря на позитивные показатели развития, которые демонстрирует малое предпринимательство в последнее время, мировой финансово-экономический кризис стал для него серьезным испытанием. С целью поддержки развития малого предпринимательства в современных условиях в рамках Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года Минэкономразвития России был разработан проект «Развитие малого и среднего предпринимательства».
Проект предполагает достижение двух основных целей:
1) увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике;
2) формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства.
Достижению этих целей будет способствовать решение 11 задач и реализация 88 мероприятий. Кроме того, выработано 35 индикаторов достижения целей проекта. Три целевых индикатора характеризуют достижение первой цели проекта и включают в себя:
1) увеличение доли занятых на малых и средних компаниях по отношению к занятым в экономике населению в 2 раза до 28%;
2) увеличение доли выпуска малых и средних компаний в валовом внутреннем продукте в 1,5 раза - до одной трети ВВП;
3) рост количества малых и средних компаний на 1 тыс. человек на 15% (до 11,4 компаний).
Достижение второй цели проекта связано с изменением отраслевой структуры и увеличением доли оборота малых и средних предприятий неторговой сферы (промышленность, строительство, ЖКХ, сфера услуг, социальная сфера) с 28% до 50%, что в ценах 2008 года означает увеличение оборота неторгового сектора с 4 трлн руб. до 9 трлн руб. Такая динамика соответствует основной стратегической задаче в развитии малого и среднего предпринимательства до 2020 года -приблизиться по основным показателям к экономическим развитым странам мира, а именно:
42По данным Росстата.
• доля малых и средних компаний в ВВП должна составить не менее 40%;
• доля занятых на малых и средних предприятиях - не менее 50% населения, занятого в национальной экономике.
Важнейшей задачей проекта является обеспечение доступа малых предприятий к государственному и муниципальному заказу. Целевой индикатор данной задачи -увеличение к 2012 году более чем в 2 раза (до 35%) доли государственного (муниципального) заказа, заказа естественных монополий и государственных корпораций, размещаемого у субъектов малого и среднего предпринимательства. Следующее направление поддержки малых и средних компаний - это повышение их конкурентоспособности. Поэтому основные мероприятия по решению данной задачи включают в себя выплату финансовых субсидий за счет средств бюджетов всех уровней. В рамках программы поддержки малого предпринимательства к 2012 году планируется довести количество субсидируемых компаний до 1000.
Проблема низкого доступа к офисной и производственной недвижимости актуальна для 70% субъектов малого и среднего предпринимательства. В этой связи планируется направить деятельность органов государственного управления на обеспечение возможности целевого предоставления недвижимого имущества в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Планируется в 2009--
2011 годах реализовать закон о преимущественном выкупе малыми компаниями арендуемых помещений, что приведет к появлению не менее 5000 собственников среди малых компаний. Таким образом, предполагается улучшить доступность недвижимости в 2 раза.
Доступ к объектам технологической инфраструктуры (электросетям, газовым и коммунальным коммуникациям) является для малых предприятий, начинающих бизнес не менее важным, чем доступ к производственным помещениям. Реализация комплекса мер, направленных на совершенствование законодательства, позволит снизить в 3 раза долю затрат на доступ к технологической инфраструктуре малых и средних компаний в общих затратах на начало бизнеса -- с 35 до 10%.
В настоящее время получение бизнес-образования (преимущественно в рамках краткосрочных программ), является необходимым условием предоставления грантовой поддержки начинающих предпринимателей. В 2009 году планируется предоставить услуги бизнес-образования для 3--4 тыс. предпринимателей, а к 2012 году увеличить этот показатель в 3 раза.
Крупной задачей проекта является формирование доступной системы
инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В
89
этой связи необходимо обеспечить ежегодное создание 30--40 бизнес-инкубаторов, 2-- 3 промышленных парков или технопарков; 2-кратное повышение капитализации региональных гарантийных фонда поручительств по кредитам малых компаний, в т.ч. за счет нового механизма государственных гарантий; формирование сети фондов прямых инвестиций в малые компании и инновационные разработки малых компаний; расширение финансовой поддержки муниципалитетов. Существенный потенциал для развития субъектов малого и среднего предпринимательства заключается в снижении издержек, связанных с государственным регулированием и налогообложением предпринимательской деятельности. Оценка результативности реализации задачи - это снижение в 2 раза доли издержек в выручке компаний на преодоление административных барьеров. Расширение доступа малых и средних компаний к финансированию проектов традиционно включалось в приоритеты программы. Уже в 2009 году в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства будут осуществлены следующие мероприятия:
• грантовая поддержка 7000--10000 начинающих бизнес компаний;
• субсидирование затрат на уплату процентов для 25 млрд руб. кредитов малых компаний.
Также в 2009 году за счет средств федерального бюджета (30 млрд руб.) планируется начать реализацию программы ОАО «Российский банк развития» по рефинансированию кредитов субъектов малого и среднего предпринимательства и кредитованию микрофинансовых, лизинговых и факторинговых организаций. Решение основной задачи - увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства напрямую связано с популяризацией идей предпринимательства, развитием деловой активности населения, разъяснением государственной политики по содействию предпринимательству. Ожидается, что к
2012 году Россия сможет приблизиться к общемировому уровню показателя по доле граждан, желающих начать собственное дело, составляющему 10%, что превысит
л 43
существующий уровень в 4 раза .
Достижение вышеуказанных индикаторов будет способствовать окончательному формированию в России института малого предпринимательства, перед которым в
43Характеристика проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства» составлена на основе материалов выступления Министра экономического развития Российской Федерации Набиуллиной Э.С. на Всероссийском форуме по малому и среднему предпринимательству, 22 апреля 2009 года.
современных условиях ставятся большие задачи, направленные на стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.
Литература
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р.
2. Поручение Правительства РФ от 6 ноября 2008 года № ВП-П13-6646 «О Плане действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики».
3. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год /Утверждена Правительством РФ 19 июня 2009 года.
4. Тезисы выступления Министра экономического развития Российской Федерации Набиуллиной Э.С. на Всероссийском форуме по малому и среднему предпринимательству, 22 апреля 2009 года.
5. Тезисы выступления Министра Набиуллиной Э.С. на заседании Президиума Правительства Российской Федерации, 18 мая 2009 года.
6. Федорович А.В. О некоторых подходах к формированию системы сбалансированных показателей индикативного планирования // Вестник Филиала Российского государственного социального университета в г. Красноярске, 2006.
УДК 338.001.36
Исследование макроэкономических показателей рынка труда: анализ,
тенденции, проблемы
Зайцева Н.А. ,
канд. экон. наук, профессор, management-itig@mail.ru, zaitseva-itig@mail.ru,
Институт туризма и гостеприимства (г. Москва) (филиал ФГОУВПО «РГУТиС»)
В статье проведено исследование макроэкономических показателей рынка труда. Проанализированы динамика и структура численности экономически активного населения по виду деятельности, образованию, полу и т.д., выявлены основные тенденции рынка труда, сформулированы основные проблемы.
Ключевые слова: рынок труда, тенденции, экономически активное население.