Научная статья на тему 'Разработка системы для расчёта рейтинга преподавателей на основе квалиметрического подхода и онтологии'

Разработка системы для расчёта рейтинга преподавателей на основе квалиметрического подхода и онтологии Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
224
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
квалиметрический подход / онтология / оценка качества / база данных / преподаватель / рейтинг / редактор FLUENT / ANTLR / qualimetric approach / ontology / quality evaluation / database / FLUENT editor / ANTLR

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Сосинская Софья Соломоновна, Дорофеев Роман Сергеевич, Дорофеев Андрей Сергеевич

Реформа образования, происходящая в России, затронула не только его ступени и набор изучаемых предметов, но и потребовала от преподавателей большей актуализации и интенсификации собственной деятельности. Оценка деятельности сотрудников помогает определить эффективность выполнения той или иной работы, позволяет установить соответствие показателей необходимым требованиям. В статье предлагается совместное применение квалиметрического подхода и онтологии для определения рейтинга преподавателей. С этой целью было разработано клиентское приложение с базой данных на сервере MSSQL, предназначенное для накопления информации, необходимой для расчѐта рейтинга, и расчѐта интегральной оценки качества работы преподавателя на основе значений показателей и весов. База данных преобразуется в онтологию в редакторе FLUENT с помощью программного средства ANTLR. Онтология, содержащая классы (институты, кафедры, преподаватели, группы показателей, интегральные характеристики преподавателей и др.), их атрибуты и отношения, позволяет выполнять различные запросы к базе данных. Предлагаемый подход, впервые сочетающий использование упомянутых программных продуктов, позволит более объективно оценивать деятельность преподавателя, стимулировать его к повышению эффективность работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING A SYSTEM FOR ESTIMATION RATING OF TEACHERS BASED ON QUALIMETRIC APPROACH AND ONTOLOGY

Education reform taking place in Russia affected not only its educational levels and the studied subjects, but also teachers are required to be more relevant and intensify their activities. Evaluation of employees' performance helps to determine the effectiveness of a particular work realization, allows establishing compliance of indicators to the necessary requirements. The article proposes the combined use of the qualimetric approach and ontology for rating teachers. With this purpose we developed a Web application with a database on the MSSQL server used for collecting the information needed to figure out the rating and the integral evaluation of the quality of the teacher performance based on the values of indicators and weights. Then the database is converted into an ontology using FLUENT editor by means of the ANTLR software tool. Ontology, containing classes, attributes, and relations, allows one to perform various database queries. The proposed approach first combines the use of all mentioned software products, will allow more objective evaluation of the performance of the teacher in various aspects, encouraging to improve the productivity and increase the efficiency.

Текст научной работы на тему «Разработка системы для расчёта рейтинга преподавателей на основе квалиметрического подхода и онтологии»

УДК 519.711.3

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ

ДЛЯ РАСЧЁТА РЕЙТИНГА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

НА ОСНОВЕ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОГО ПОДХОДА И ОНТОЛОГИИ

С.С. Сосинская3, P.C. Дорофеевь, A.C. Дорофеев0

Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск, Россия аsosinsMya@wail.ru, b rdobermann&list.ru, сdorbaik@istu.edu

Аннотация

Реформа образования, происходящая в России, затронула не только его ступени и набор изучаемых предметов, но и потребовала от преподавателей большей актуализации и интенсификации собственной деятельности. Оценка деятельности сотрудников помогает определить эффективность выполнения той или иной работы, позволяет установить соответствие показателей необходимым требованиям. В статье предлагается совместное применение квалиметрического подхода и онтологии для определения рейтинга преподавателей. С этой целью было разработано клиентское приложение с базой данных на сервере MS SQL, предназначенное для накопления информации, необходимой для расчёта рейтинга, и расчёта интегральной оценки качества работы преподавателя на основе значений показателей и весов. База данных преобразуется в онтологию в редакторе FLUENT с помощью программного средства ANTLR. Онтология, содержащая классы (институты, кафедры, преподаватели, группы показателей, интегральные характеристики преподавателей и др.), их атрибуты и отношения, позволяет выполнять различные запросы к базе данных. Предлагаемый подход, впервые сочетающий использование упомянутых программных продуктов, позволит более объективно оценивать деятельность преподавателя, стимулировать его к повышению эффективность работы.

Ключевые слова: квалиметрический подход, онтология, оценка качества, база данных, преподаватель, рейтинг, редактор FLUENT, ANTLR.

Цитирование: Сосинская, С.С. Разработка системы для расчёта рейтинга преподавателей на основе квалиметрического подхода и онтологии / С.С. Сосинская, P.C. Дорофеев, A.C. Дорофеев // Онтология проектирования. - 2019. - Т.9, №2(32). - С.214-224. - DOI: 10.18287/2223-9537-2019-9-2-214-224.

Введение

В настоящее время в связи с реформированием образования в России происходит не только перестройка учебных планов в соответствии с различными его ступенями и компетенциями, но и изменение требований к профессорско-преподавательскому составу (ППС) в части оценки их деятельности. Предлагается и применяется методика оценки качества деятельности ППС, в которой за каждый показатель выполненных работ преподаватель получает баллы. Стоимость каждого такого балла исчисляется в рублёвом эквиваленте и непосредственно влияет на заработную плату преподавателя. Данная методика содержит такой элемент, как вес каждого показателя. Так, например, проведение межвузовских олимпиад регионального уровня, требующее больших временных, психологических затрат (составление заданий различной сложности, развёртывание системы автоматической проверки исходного кода на различных языках и мониторинга рейтинга, общение с представителями других ВУЗов) в балльном эквиваленте ниже, чем, например, написание небольшой статьи. В связи с этим можно утверждать о наличии трудностей в оценке работы, поскольку должным образом не учитываются важные атрибуты (трудоёмкость, потребные ресурсы и пр.). Использование

квалиметрического подхода позволяет избавиться от этого недостатка, а совместное использование базы данных (БД) и онтологии позволит функционально отделить накопление информации и расчёт различных характеристик от выполнения запросов. Так как процесс преобразования БД в онтологию должен повторяться неоднократно при появлении новой информации в БД, целесообразно автоматизировать этот процесс, например, с помощью программного средства для создания компиляторов АЫТЬЯ [ 1 ].

1 Основы расчёта рейтинга преподавателя в университете

Советом университета выделяются группы показателей образовательной, научной, иных видов деятельности (такие как издательская и методическая деятельность, учебная деятельность, публикационная активность, цитируемость публикаций), в каждой группе определены показатели и их весомость в баллах [2].

В настоящее время в университете ежемесячно в течение учебного года собираются показатели результативности для преподавателей кафедр. Эта информация загружается в БД университета и отображается на сайте. При выполнении показателя коллективом авторов баллы делятся пропорционально числу авторов от университета независимо от вклада каждого автора. Для подсчёта суммарного балла применяется формула, закреплённая в положении о рейтинге:

SUMBALL = £Г=1 РгСь где п - число показателей преподавателя; Pi - число баллов за данный показатель; Сг - количество экземпляров показателя (число статей и т.д.).

Для каждой должности советом университета назначается плановое значение (PZ) суммы баллов. Преподаватели, набравшие менее 50% PZ не получают стимулирующей выплаты. При значениях PZ в диапазоне от 50% до 100% включительно преподаватели получают стимулирующую выплату. Преподавателям, перевыполнившим установленное PZ, назначается премиальная выплата [2].

Механизм денежного стимулирования деятельности преподавателя, базирующийся на оценке его личного вклада, служит для установления непосредственной зависимости между размером денежного поощрения и результатами труда преподавателя. Системный подход к мотивации деятельности преподавателя ВУЗа позволяет декомпозировать алгоритм расчёта выплат, установить взаимосвязь между размером вознаграждения и реальными трудовыми затратами, определить личный вклад каждого преподавателя и применить соответствующие денежные поощрения за результаты работы.

Квалиметрия является наукой о количественной оценке качества объекта, подлежащего оцениванию и описываемого набором признаков, в виде расчётной модели. Эта модель представляет собой описание признаков объекта, имеющих определённые оценки их важности (веса). Введённые показатели пересчитываются к квалиметрической шкале в [0,1 ]:

vg-ng

ks - пересчитанное к квалиметрической шкале значение показателя, s=l...n; п - количество признаков, val - значение показателя, vg - верхняя граница показателя, ng -нижняя граница показателя.

По значениям показателей при имеющихся весах рассчитываются интегральные характеристики О и DeltaQ, где О - количественное значение соответствия качества объекта предъявляемым требованиям, DeltaO - количественное значение отклонения объекта от требований [3-7]. В результате рассчитывается итоговый интегральный показатель в диапазоне от 0 до 1.

2 Структура БД

Для решения задачи оценки рейтинга преподавателя выделены основные сущности и их атрибуты (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Сущности БД и их атрибуты

Название сущности Атрибуты сущности Обозначения атрибутов в структуре БД

Институт (institute) название института has name

Подразделение института (subdivision) название подразделения, название института hasname, institute idinstitute

Сотрудник (employee) ФИО, должность, название подразделения, плановый показатель должности has name .hasposition. subdivisionidSubDiv, plan_pos idPlan

Группа показателей (grp) Название группы has name

Показатель\ (attribute) имя показателя, имя группы, вес показателя has name. grp_idGrp. has weight

Плановый показатель (plan_pos) должность, предел баллов position. has_plan

Временной период (time_period) Начало периода, конец периода has begin, hasfinish

Показатель сотрудника (employeeattribute) ФИО сотрудника, временной период, название показателя, количество emploeeidEEmployee, timeperiodidtimeperiod. attribute idattribute, lias count

Интегральные характеристики сотрудника (inte-gralemployee) ФИО сотрудника, временной период, число баллов по традиционной методике, интегральная квалиметрическая характеристика emploeeidEEmployee, timeperiodidtimeperiod, has-_integralreit ,has-_integralkv.

Основные группы показателей приведены в таблице 2. Таблица 2 - Основные группы показателей и входящие в них показатели

Группа показателей Показатель

Издательская и методическая деятельность Издание учебника с грифом Министерства науки и высшего образования по дисциплинам учебных планов ИРНИТУ

Издание учебного пособия с грифом Министерства науки и высшего образования по дисциплинам учебных планов ИРНИТУ

Издание учебного пособия по дисциплинам учебных планов ИРНИТУ

Издание лабораторного практикума 7 пособия по выполнению практических работ и других видов учебных изданий по дисциплинам учебных планов ИРНИТУ

Учебная деятельность Научное руководство студенческой проектной командой

Получение ученого звания

Работа в качестве трекера студенческой проектной команды

Развитие электронных, дистанционных ресурсов Разработка электронных образовательных ресурсов по дисциплинам учебных планов ИРНИТУ

Организация обучения по созданным электронным образовательным ресурсам

Публикационная активность Публикация статьи в рецензируемых журналах, входящих в наукометрические системы Web of Science,

Публикация статьи в рецензируемых журналах, входящих в наукометрические системы Scopus

Публикация статьи в рецензируемых журналах ВАК

Публикация монографии

Цитируемость публикаций Количество цитирований Scopus

Количество цитирований Web of Science

Веса показателей назначаются пользователями системы по разработанным ими критериям и могут быть изменены в ходе её эксплуатации.

После выделения сущностей производится нормализация БД, то есть выполнение ряда действий над сущностями, которые обеспечивают устранение избыточности за счёт их декомпозиции таким образом, чтобы в каждой сущности хранились только первичные факты. Структура БД описана с помощью средства визуального проектирования ВЬВез1§пег [8] и представлена на рисунке 1.

глг*=!г, аНлЬ^Ле

grp

'S id Grp: INTEGER

О hasjame: V A RCH A Ri(J55)

'Ï '^attribute: INTEGER

V O'pJdGrp: INTEGER (FK^i <i haa_narr®! VARCHAR4255) <i has_№eight: ROÄT

Rel_M

ernpbyee_='trib^te

'¡! ¡dErrpl_Att': INTEGER

amibutejd_attribiite: INTEGER (FK) V ömejsericd_idtiriie_pefjod: INTEGER (FK) <t ennployee_idEmployee: INTEGER (FKj <> has count: INTEGER

estimate:

institute

'S id] restitute: INTEGER

О hss.nares VARCHAR{10)

Ral_03

4>

4>

time_perE)d

ii' ictire_pe'KE: INTEGER

^ has_begin: DATE Ф has finish: DATE

Rai DB

subdivision *

Î idSubDivEion: ÏNITEC 1ER

0 iristitjtajdlnstirjt) <i has_nanoe: VARC, ,.,-, ^GER(FK)

have

employee

'<? »¿Employee: INTEGER

$ plan_pos_idPlan: INTEGER (FK) Q subdivision_id5ubDivisiDn: INTEGER (FK) <> has_naroe: V A RCH A R(4E) О has_jxjsition: VARCHAR{ÏO)

I ntegral_emplcyee il (dinteQ_Enpl_period: INTEGER

en-ployee_idEn-:playee: INTEGER {FK) <t t i me_per cc_ idt i rf»E_per od : INTEGER (FK)

has-Jntegralkv: FLOAT О Kas-Jntegralrert : FLOAT

rram_posrtDn

pl= n_po;

к kIPISn: INTEGER

■S» position: VARCHAR{4S) <> has_plan: INTEGER

Рисунок 1-Структура БД

3 Структура системы

Структура разработанной системы расчёта рейтинга преподавателей представлена на рисунке 2. С помощью DbDesigner создан скрипт, содержащий операторы CREATE TABLE языка SQL, При запуске этого скрипта на сервере MS SQL создана БД к\кй, перечень таблиц которой показан на рисунке 3, где их имена совпадают с именами сущностей, приведённых в таблице 1.

После создания БД разработано клиентское приложение для корректировки таблиц и вычисления интегральных характеристик. В результате работы приложения БД наполнена записями и сформирован скрипт, содержащий операторы языка SQL CREATE TABLE (для добавления таблиц) и INSERT INTO (для добавления записей в таблицы).

С использованием этого скрипта формируется (или корректируется) онтология, классы которой соответствуют таблицам БД, а атрибуты и отношения - атрибутам таблиц. Таким

образом БД трансформируется в базу знаний (БЗ). Переход от описания на языке SQL к описанию на контролируемом языке CNL (от англ. Controlled Natural Language), используемом в редакторе онтологий FLUENT, можно выполнять вручную. Так как корректировка БД и онтологии, которые должны быть синхронизированы, может происходить многократно, выполнение этой процедуры осуществляется автоматизированно с помощью ANTLR [9].

Рисунок 2 - Структура разработанной системы

J (§ leva!

J Таблицы

t> Системные таб.пицы

t> Внешние таблицы I> Н dbc,attribute

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н dbc,employee t1 H dbc.emplcyee_attribute

> Ц dbo.grp

t> ш dbc,institute

> HI dbc, integra l_em ploy ее l> Ц dbo,Pllan_Pos

t> H dbc,subdivision t> H dbc,time_period

Рисунок 3 - Перечень таблиц БД на сервере

4 Приложение для наполнения БД

На рисунке 4 показана главная форма приложения БД для пользователя из отдела, отвечающего за поддержку БД в актуальном состоянии. Просмотр и корректировка данных осуществляется через пункт меню «Просмотр». На рисунках 5 и б показаны формы просмотра институтов и сотрудников с возможностью выполнения всех видов корректировки.

ЕЯ Главная форма — □ X

Просмотр Запросы

Рисунок 4 - Главное окно приложения БД

Й Институты □ X

NiWt« 1«ПМТУЧ

КВТ ЮУП

Название инеттутй

Рисунок 5- Окно просмотра и корректировки институтов

§й Сотрудники

□ X

ФИО сотрудника Должность сотрудника Название подразделения

У Солер Яков Иосифович доцент Техно л и обор, машиностроительных произв.

ТруФанов Андрей Иванович доцент Технол. и обор, машиностроительных произв.

Майзель Игорь Генадьевич доцент Технол. и обор, машиностроительных произв.

Кольцов Владимир Петрович профессор Технол. и обор, машиностроительных произв.

Журавлев Диомид Алексеевич профессор Технол. и обор, машиностроительных произв.

Сосинская СоФья Соломоновна профессор Технол. и обор, машиностроительных произв.

Создать

Название подразделение ФИО сотрудника Должность сотрудника

Техно л. и обор, машиностроительных произв.

Рисунок 6 - Окно просмотра и корректировки сотрудников

С помощью пункта меню Запросы производится вычисление интегральных квалиметри-ческих характеристик.

В процессе эксплуатации приложения БД были выявлены следующие недостатки:

■ результатом запроса к БД является информация, хранимая в самой БД, нет возможности найти данные, которые можно получить как результат логического вывода, что можно сделать, используя онтологию;

■ при использовании БД трудно моделировать сложные связи в отличие от онтологического подхода.

Преодолеть названные недостатки приложения позволяет онтология, являющаяся современной формой представления знаний и позволяющая производить автоматизированную обработку семантики информации [10, 11].

5 Использование инструмента ANTLR для трансформации БД в БЗ в онтологическом редакторе FLUENT

ANTLR (от ANother Tool for Language Recognition - Инструмент для Распознавания Языков) - это инструментарий для создания компиляторов или интерпретаторов языков программирования [12, 13]. ANTLR используется для трансформации БД MSSQL в БЗ. ANTLR позволяет при наличии описания по определенным правилам грамматики входного языка (в данном случае - подмножества SQL) автоматически создать основные блоки компилятора с этого языка, а также генерацию кода программы на выходном языке (в данном случае CNL). С этой целью генерируются классы Lexer, Parser и Emitter, которые включаются в состав программы на языке С#. С помощью этой программы могут многократно обрабатываться скрипты на языке SQL. В грамматику для ANTLR включаются лексические, синтаксические правила и семантические атрибуты (attributes), а также семантические действия (actions), позволяющие сгенерировать код программы на языке С#.

Фрагмент описания грамматики языка - подмножества MSSQL средствами ANTLR -показан на рисунке 7. В правом окне перечисляются правила для лексических и синтаксических конструкций языка, в левом окне формируются имена конструкций.

ф htYwdjrwl 0 ktrMfC-ilu« ф pfc Ф foagi_pfc

Ф

Stvpr

• (44JVI

# Idcnttv « .nk^Uu 4 'rvr'.Jx&r

Ф end.CTMdt Ф tw_fcnnat

4 bdd^LTMtt

в ufe.eruw

* fji_?ta>t

^ ШЛЫ1 flitft

Рисунок 7- Фрагмент грамматики подмножества языка MSSQL в ANTLR

51КТЧГ ir-iljSs; options llinitgi -

Сгтодтая ; 1 fц!1_1пнт4+1 fuli_creat«+1 iuli_JniGrC+ г

С fc гм t ?

V&lUM

I'CRIATZ TULE'h: riHSEK IHTO'J; [1 VHUJIi1JI

(•(НИН Sirj:

I ГЖЕ10И SEY') |

prefer««**» < fifmat'i:

¡ 'tcywrd flO J i'OD'ij

D4P0 : T IHTtCW I' Vi3i«t№ ■ | ЛАП' I ГЬОАТ' h i

I net ruii i ['ИТТ SOL"- I) Сl«sn5Jtj : ГЮЯПГГТ),-Qlnrajbti:mi * "Ш" • | '--n>'•»!

injArt ЫяЗ/ □i 1лfo data С' irfO 'i^t i? * г

□ j ' [' irTojiiiti ■]' <".

fi' i * I ■ [ ■ ijifo^dit* 1 f ' pre r«KRCii i ri Г-: ' [ ■ In i '^jhi t ft ■ | ' J * з

I'jfcjC-E length! "[' JJifo dit* ' >' /

».да <ю*_1№» llfinl ЮТ l-fanlLViI Vjip4 iWi_rral 14«lll]rlWi tfpe_lgng«h;

6 Онтология в редакторе FLUENT и запросы к ней

Онтология — целостная структурная спецификация некоторой предметной области (ПрО), её формализованное представление, которое включает словарь терминов ПрО и множество логических связей (типа «элемент-класс», «часть-целое»), которые описывают, как эти термины соотносятся между собой. Основные элементы онтологии:

■ классы, которые описывают понятия ПрО;

■ атрибуты описывают свойства классов и их экземпляров;

■ экземпляры (объекты) содержат конкретные значения атрибутов;

■ отношение - это вид атрибута, определяющий зависимости между классами. FLUENT Editor [14, 15] - это многофункциональное и интуитивно понятное приложение,

которое позволяет редактировать онтологии, визуализировать связи между понятиями и их экземплярами и выполнять запросы к БЗ на основе логического вывода. Используется язык представления знаний, что позволяет писать точные, формализованные описания различных ПрО. Естественно-языковое описание является главным отличием FLUENT Editor от других онтологических редакторов и позволяет освоить создание онтологий гораздо более широкой группе пользователей.

Для рассматриваемой ПрО онтология содержит классы, соответствующие таблицам БД (институты, кафедры, преподаватели и т.д.), а их атрибуты и отношения - это атрибуты таблиц. Фрагмент онтологии, сгенерированной с помощью ANTLR, приведён на рисунке 8

Every institute is a thing.

Every plan-pos belDng-tD employee and has-pos nothing-but (some string value) and has-plan nothing-but (some integer value).

Every subdivision belongs-to an institute.

Every institute is-parts a sububdivision.

Every institute has-name nothing-but (some string value).

Every subdivision has-name nothing-but (some string value).

Every employee has-name nothing-but (some string value).

Every employee has-position nothing-but (some string value).

Every employee works-on a subdivision.

Every grg is a thing.|

Every grp has-name nothing-but (some string value) and is-parts a attribute.. Every attribute belong-to a grg,

Every attribute has-name nothing-but (some string value). Every attribute has-norm nothing-but (some real value). Every attribute has-weight nDthing-but (some real value). Every time-period is a thing.

Every time-period has-begin nothing-but (some string value). Every time-period has-finish nDthing-but (some string value). Every employee-attribute relates a time-period. Every employee-attribute contains an attribute. Every employee-attribute refers-to an employee.

Mho-Or-VJhat

Рисунок 8- Фрагмент онтологии в редакторе FLUENT

Предложения вида Every institute is a thing определяет классы, находящиеся на верхнем уровне иерархии (имена классов начинаются с малой латинской буквы). Атрибуты классов определяются предложениями вида livery institute has-name nothing-but (some string value). Отношения между классами определяются предложениями вида Every employee works-on а subdivision. Экземпляры классов определяются предложениями вида Insta is an institute and has-name equal-to 'КИБЕРНЕТИКИ', а имена объектов начинаются с заглавной латинской буквы. В созданной онтологии есть несколько правил вида X has-integral-employee Y if-and-only-if Y belong-to X. Каждое из них показывает какое отношение в прямом направлении связано с другим отношением в обратном направлении [15]. Имена таблиц БД, соответствующих им классов, атрибутов, объектов и отношений представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Имена таблиц, классов, объектов, атрибутов и отношений

Таблица Класс Объекты Атрибуты Отношения

institute institute Insta Jnstb,... has-name is-parts

subdivision subdivision Suba,Subb,... has-name belong-to

grp grp Grpa.Grpb,... has-name is-parts

attribute attribute Attra, Attrb,... has-name. has-weight belong-to

Plan Pos plan-pos Ppa, Ppb.... has-pos. has-plan belong-to

employee employee Empa.Empb,... has-name. lias-position works-on

employee attribute employee -attribute Eaa,Eab,... has-count relates, contains, refers

time_period time-period Tpa,Tpb,... has-begin, has-finish

integralemployee integral-employee Ieajeb,... has-integralkv, has-integralreit belong-to, relates

Ш "thing" 1> ♦ attribute

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании описания онтологии редактор FLUENT формирует иерархию классов, их экземпляров, атрибутов и отношений, показанную на рисунке 9.

Построенный граф связей между классами, их экземплярами и отношениями представлен на рисунке 10.

Запросы к онтологии набираются в окне Reasoner вручную пользователем. При создании запросов используется CNL [15]. Результат запроса можно увидеть на экране и скопировать в таблицу Excel. Примеры запросов.

Запрос 1. Какие преподаватели имеют интегральную ква-лиметрическую характеристику, равную 10?

Who-Or-What is employee that has-integral-employee that has-integralkv equal-to 10.0?

Результат:

Преподавтель Подразделение Должность ФИО

Em pa Suba профессор Солер

Empb Subb доцент За рак

Запрос 2. Какие подразделения относятся к институту кибернетики?

Who-Or-What is subdivision that belong-to institute that has-name equal-to КИБЕРНЕТИКИ'? 'езультат:

Институт Подразделение Название

Insta Subd АСУ

Insta Sube ВТ

♦ employee Empa Empb

# Empc Empd

♦ employee-attribute

♦ grp

♦ institute integral-employee

♦ pian-pos

♦ subdivision

♦ sj bjbd ¡Visio r ' ♦ time-period

♦ "nothing" ■ relation

— belo ng-to

— be-parts

— contain

— have-integral-employee

Рисунок 9 - Дерево иерархии в редакторе FLUENT

Запрос 5.Каковы интегральные характеристики преподавателя Солер? Who-Or-What is employee that has-name equal-to 'Солер' and has-integral-employee ? Результат:

ФИО Должность

Солер профессор 1

-¡subdivision)

institute

intetjial-employee|

[sububdivision| ¡t¡me.pe,iod;

attribute

have-integrawmploye have-integrat/employeeJ / belong-tol

-integral-employee

Jemployeej

>Wloilg-to//,a,e-|lW!' tiavb- ntegral-employee

work-on lave-relate-integral-period

ive-irtteflrai-empioyee

have-relate-integral-period

have-integral-employ<

belong^retAXtiaye-integral-employee

contain

have-integral-employt

,belong-to)work-on

Рисунок 10 - Граф связей между классами в редакторе FLUENT

Заключение

Предложенный в статье подход позволит оценивать качество работы преподавателей путём расчёта итоговых интегральных характеристик по всем показателям с учётом весов каждого в зависимости от реальных трудозатрат. Применение ANTLR даёт возможность автоматизировано трансформировать БД в онтологию. Используемый онтологический подход помогает детально и наглядно представить все элементы, применяемые при оценке качества, а FLUENT, используемый в качестве инструмента для выполнения запросов, позволяет выполнить необходимые запросы.

Список источников

[1] Tomassetti, G. The ANTLR Mega Tutorial / G. Tomassetti // in ANTLR. Language Engineering, Parsing. - https://tomassetti.me/antlr-mega-tutorial/.

[2] СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. Регламент управления системой эффективного контракта научно-педагогических работников. - Иркутск: Иркутский национальный исследовательский технический университет, 2018. -21 с. -http://www.istu.edu/local/modules/doc/download/45756.

[3] Азгальдов, Г.Г. Квалиметрическая экспертиза. Руководство по организации экспертизы и выполнению ква-лиметрических расчетов. Книга первая. Организация экспертизы / Г Г. Азгальдов, В.М. Маругин // СПб., М.: Русский Регистр, 2002. - 517 с.

[4] Азгальдов, Г.Г. Квалиметрия для инженеров-механиков / Г.Г. Азгальдов, В.А. Зорин, А.П. Павлов // М.: МАДИ, 2006. - 220 с.

[5] Азгальдов, Г.Г. Квалиметрия: первоначальные сведения. Справочное пособие с примером для AHO «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» / Г.Г. Азгальдов, A.B. Костин, В В. Садовов //М.: Высш. шк„ 2011. — 143 с.

[6] Азгальдов, Г.Г. Квалиметрическая экспертиза. Руководство по организации экспертизы и выполнению ква-лиметрических расчетов. Книга вторая. Расчётные модели качества / Г Г. Азгальдов, В.М. Маругин // СПб., M.: Русский Регистр, 2002. - 517 с.

[7] Дорофеев, P.C. Оценка качества работы преподавателей с применением квалиметрической экспертизы и онтологического подхода / P.C. Дорофеев, А.С. Дорофеев // Материалы IV международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в науке и образования (Улан-Удэ, 28-30 августа 2015 г.)», г. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2015. - С.210-215.

[8] DbDesigner. - http://fabforce.eu/dbdesigner4/.

[9] Сосинская, С. С. Сравнение возможностей программных продуктов OntoStudio и Protege для анализа станочных систем машиностроительного производства / В.А. Игруша, С.С. Сосинская, С.А. Орсоева // Вест-никИрГТУ. - 2015. - № 3. - С. 17-23.

[10] Gruber, Т. Towards Principles for the Design of Ontologies Used for Knowledge Sharing / T. Graber // International Workshop on Formal Ontology. - Padova. Italy, 1993. - P.907-928.

[11] Горшков, С. Введение в онтологическое моделирование / С. Горшков // ТриниДата, 2016. - 165 с. -https://trinidata.ru/fi Îes/Semanticlntro.pdf.

[12] Terence, P. The Definitive ANTLR Reference: Building Domain-Specific Languages / P. Terence // The Pragmatic Bookshelf, 2007. - 376 p.

[13] Terence, P. The Definitive ANTLR 4 Reference. Published: 2013-01-15, Release: P2.0 (2014-09-16). - 328 p. -https://pragprog.com/book/tpantlr2/the-definitive-antlr-4-reference.

[14] Боргест, H.M. Онтологический редактор Fluent Editor / H.M. Боргест, A.A. Орлова. - Самара: Изд-во Самарского университета, 2017. - 44 с.

[15] Description of the Fluent editor at Cognitum. - https://www.cognitum.eu/download/download.aspx?id=1001.

DEVELOPING A SYSTEM FOR ESTIMATION RATING OF TEACHERS BASED ON QUALIMETRIC APPROACH AND ONTOLOGY

S.S. Sosinskaya3, R.S. Dorofeevb, A.S. Dorofeevc

Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia 3sosinskayadimaU.ru, rdobermann@list.ru, "dorbaik@istu.edu

Abstract

Education reform taking place in Russia affected not only its educational levels and the studied subjects, but also teachers are required to be more relevant and intensity their activities. Evaluation of employees' performance helps to determine the effectiveness of a particular work realization, allows establishing compliance of indicators to the necessary requirements. The article proposes the combined use of the qualimetric approach and ontology for rating teachers. With this purpose we developed a Web application with a database on the MSSQL server used for collecting the information needed to figure out the rating and the integral evaluation of the quality of the teacher performance based on the values of indicators and weights. Then the database is converted into an ontology using FLUENT editor by means of the ANTLR software tool. Ontology, containing classes, attributes, and relations, allows one to perform various database queries. The proposed approach first combines the use of all mentioned software products, will allow more objective evaluation of the performance of the teacher in various aspects, encouraging to improve the productivity and increase the efficiency.

Key words: qualimetric approach, ontology, quality evaluation, database, FLUENT editor, ANTLR

Citation: Sosinskava SS, Dorofee\> RS, Dorofee\> AS. Developing a system for estimation rating of teachers based on the qualimetric approach and ontology [In Russian], Ontology of designing. - 2019; 9(2): 214-224. - DOI: 10.18287/2223-9537-2019-9-2-214-224.

References

[1] Tomassetti G. The ANTLR Mega Tutorial / G. Tomassetti // in ANTLR, Language Engineering, Parsing [Electronic resource] - https://tomassetti.me/antlr-mega-tutorial/.

[2] QUALITY MANAGEMENT SYSTEM. Management regulations for effective contract system of research and teaching staff [In Russian], - Irkutsk: Irkutsk National Research Technical University, 2018. - P.21. -http://www.istu.edu/local/modules/doc/download/45756.

[3] Azgaldov GG, Marugin VM. Qualimetric expertise. Guide on organization of examination and implementation of qualitative evaluation. Organization of an expertise [In Russian], Moscow: Russian Register, 2002. - 517 p.

[4] Azgaldov GG, Zorin VA, Pavlov AP. Qualimetry for mechanical engineers [In Russian], - M.: MADI. 2006. -220 p.

[5] Azgaldov GG, Kostin A V, Sadovov W. Qualimetry: an introduction. Casebook with example for ANO "Agency for strategic initiatives to promote new projects" [In Russian], - M.: High school, 2011 — 143 p.

[6] Azgaldov GG, Marugin VM. Qualimetric expertise. Guide on organization of examination and implementation of qualitative evaluation. Book two. The estimation models of quality [In Russian], - SPb., Moscow: Russian Register. 2002. - 517 p.

[7] Dorofeev SR, Dorofeev AS Evaluation of the quality of work of teachers with the use of qualimetric examination and ontological approach [In Russian], Materials of IV international scientific-practical conference "Innovative technologies in science and education (Ulan-Ude, August 28-30, 2015)", Ulan-Ude: publishing house of Buryat state University, 2015. - P.210-215.

[8] DbDesigner - http://fabforce.eu/dbdesigner4/.

[9] Irgusha VA, Sosinskaya SS, Orsoeva SA. Comparison of software Onto Studio and Protege for the analysis of mechanical engineering production [In Russian], Vestnik IrGTU. -2015; 3: 17-23.

[10] Gruber, T. Towards Principles for the Design of Ontologies Used for Knowledge Sharing / International Workshop on Formal Ontology. - Padova, Italy, 1993. - P.907-928.

[11] Gorshkov S. Introduction to ontology modeling [In Russian], - TriniData, 2016. - 165 p. -https://trinidata.ru/files/SemanticIntro.pdf.

[12] Terence P. The Definitive ANTLR Reference: Building Domain-Specific Languages. The Pragmatic Bookshelf. 2007.-376 p.

[13] Terence Parr. The Definitive ANTLR 4 Reference. Published: 2013-01-15, Release: P2.0 (2014-09-16). - 328 p. -ISBN: 978-1-93435-699-9 - https://pragprog.com/book/tpantlr2/the-definitive-antlr-4-reference.

[14] Borgest NM, OrlovaAA. Ontology editor - Fluent Editor [In Russian], - Samara: Samara University, 2017. - 44 p.

[15] Description of the Fluent editor at Cognitum - https://www.cognitum.eu/do wnload/download.aspx?id= 1001.

Сведения об авторах

Сосинская Софья Соломоновна, окончила Иркутский государственный университет по специальности «Математик-вычислитель». Кандидат технических наук, профессор кафедры вычислительной техники. Область научных интересов - искусственный интеллект. трансляторы. Имеет свыше 70 публикаций.

Sofia Solomonovna Sosinskaya graduated from Irkutsk state university, specialty "Mathematician-calculator". PhD. professor of Department of computer technology. Research interests: artificial intelligence, translators. She has over 70 publications. Дорофеев Роман Сергеевич, окончил Иркутский Государственный технический университет в 2009 г., к.т.н. (2014). Доцент кафедры вычислительной техники Иркутского национального исследовательского технического университета. Автор более 20 публикаций. Roman Sergeevich Dorofeev graduated from the Irkutsk State Technical University, 2009,

PhD. (2014). Associate professor of Department of computer technologies of National research Irkutsk state technical university. Author of over 20 publications.

Дорофеев Андрей Сергеевич, окончил Иркутский государствен-

ный технический университет, к.т.н., доцент. С 2008 года руководит кафедрой вычислительной техники. Автор более 40 публикаций. ^jSft' ^^^ Andrey Sergeevich Dorofeev graduated from the Irkutsk state technical University, PhD, asso-^^H ^^L ciate professor. He is the head of the Department of computer technologies since 2008. Author

of over 40 publications.

D

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.