Социальная педиатрия и организация здравоохранения
В.В.Черников
Научный центр здоровья детей РАМН, Москва
Разработка русской версии опросника С)иАиЫ для изучения качества жизни детей раннего возраста
Контактная информация:
Черников Владислав Владимирович, аспирант отдела социальной педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д, 2/62, тел. (499) 783-55-96 Статья поступила: 21.07.2008 г., принята к печати 02.02.2009 г.
Одной из приоритетных задач в развитии метода оценки качества жизни детей является разработка опросников. В статье представлены результаты адаптации и валидации опросника ОЩАЦЫ для изучения качества жизни детей от 3 месдо 3 лет с целью создания русскоязычной версии. Полученные данные позволили сделать вывод, что разработанная версия опросника может быть использована в научных и клинических исследованиях для оценки качества жизни детей раннего возраста.
Ключевые слова: качество жизни, опросник (ЦиАНЫ, ранний возраст.
В современной медицине исследование качества жизни детей стало одним из приоритетных направлений. Актуальность этой проблемы в педиатрии не вызывает сомнений, поскольку здоровье ребенка относится к основополагающим факторам здоровья населения в общем и является надежным индикатором, реагирующим на процессы, происходящие в общественной, социально-экономической и политической жизни страны [1]. Исследование качества жизни детей открывает возможность комплексного анализа состояния здоровья ребенка [2,3]. Многие специалисты из разных стран едины во мнении, что показатель качества жизни, являясь одним из критериев оценки здоровья ребенка, может использоваться также при проведении клинических испытаний для определения эффективности проводимой терапии [4 — 7]. Информация о параметрах качества жизни ребенка может представлять ценность не только дня педиатров, психологов и других специалистов, но и для родителей.
Более широкому внедрению указанного метода в России будет способствовать создание оптимальных методов для оценки качества жизни детей. Целесообразность использования в этих целях соответствующих международных инструментов очевидна: во-первых, они успешно зарекомендовали себя в исследованиях, подтвердивших их хорошие психометрические свойства; во-вторых, они дают возможность сравнивать результаты, полученные в разных странах.
В педиатрической практике для исследования качества жизни широко используются опросники Рес|8(31_, СНР, ТАСОСЗЦ но они ориентированы на детей от 2 лет и старше. За рубежом есть также работы по изучению качества жизни детей с 3-месячного возраста. В России инструментов адаптированных для изучения качества жизни детей раннего возраста пока не создано.
Одним из наиболее известных международных инструментов для оценки качества жизни детей раннего воз-
V.V. Chernikov
Scientific Center of Children's Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow
Elaboration of Russian version of QUALIN questionnaire for the estimation of a quality of life of younger children
One of priority tasks in development of method of estimation of a quality of life in children is elaboration of questionnaires. The results of adaptation and validation of QUALIN questionnaire for the estimation of a quality of life in children from 3 months to 3 years old for the purpose of development of Russian version are presented in this article. Obtained data allowed drawing a conclusion that elaborated version of a questionnaire can be used in scientific and clinical trials for the estimation of a quality of life in younger children.
Key words: quality of life, QUALIN questionnaire, younger age.
раста является общий опросник QUALIN (Qualite de vie du Nourisson, S, Manificat, A. Dazord, Франция, 1997 г.). Он прошел процедуру валидации в Европейском многоцентровом исследовании (Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Испания и Швейцария), в результате чего подтверждены его хорошие психометрические свойства (надежность, валидность, чувствительность) [8].
Целью настоящего исследования явилась разработка русской версии опросника QUALIN для оценки качества жизни детей в возрасте от 3 мес до 3 лет.
Входе исследования были выполнены перевод, языковая и культурная адаптация и валидация опросника QUALIN. Опросник состоит из 2 блоков: для детей от 3 мес до 1 года и для детей от 1 года до 3 лет. Каждый блок, в свою очередь, включает 2 формы: для родителей и для педиатров. Блок для детей до 1 года состоит из 33 вопросов, для детей от 1 года до 3 лег — из 34 вопросов; в каждом блоке 6 вариантов ответов: от «Определенно нет» до «Определенно да», а также «Я не знаю». Некоторые различия вопросов в блоках связаны с возрастными особенностями ребенка. Есть также различия в ответах родителей и педиатров с сохранением единой смысловой нагрузки. Рассматривали 4 основных аспекта функционирования ребенка: поведение и общение (ПиО) — 13 вопросов; способность оставаться одному — 5 вопросов; семейное окружение — 4 вопроса; нервно-психическое развитие и физическое здоровье — 11 вопросов (для детей от 3 мес до 1 года) и 12 вопросов (для детей от 1 года до 3 лет). После процесса перекодировки ответов по 6-балльной системе (от 0 до 5) их считывают. Чем выше балл, тем лучше качество жизни. Подсчитывают средний балл по каждому из аспектов качества жизни, а также общий балл. Помимо опросника QUALIN, в исследовании в качестве приложения использовались социальная и медицинская карты.
В каждой из 2 возрастных категорий (от 3 мес до 1 года и от 1 года до 3 лет) были группы здоровых детей с имеющейся на момент исследования клинической симптоматикой. К критериям исключения относили наличие у детей тяжелых заболеваний, а у их родителей — умственных и психических нарушений и плохое понимание ими русского языка. Перед началом исследования все родители подписывали информированное согласие на участие в исследовании.
Перевод на русский язык был осуществлен в соответствии с международной методологией. В процессе перевода была создана тест-версия опросника. Языковая и культурная адаптация тест-версии включала индивидуальное интервьюирование, в ходе которого была скорректирована тест-версия, и пилотное исследование для предварительной оценки приемлемости и психометрических свойств тест-версии опросника, а также оценки количества наблюдений, необходимых для валидации. В пилотном исследовании в каждом возрастном блоке участвовали родители здоровых детей (п = 30), родители детей с клинической симптоматикой (п = 25) и врачи-педиатры, наблюдающие этих детей.
В ходе пилотного исследования оценивали приемлемость тест-версии опросника на основании процента пропущенных ответов в формах родителей и педиатров. Была также осуществлена предварительная оценка надежности русской версии опросника путем определения его внутреннего постоянства посредством вычисления а-коэффициента Кронбаха. Кроме того, в ходе пилотного исследования выполнена предварительная оценка конструктивной валид-
ности опросника за счет сравнения показателей качества жизни здоровых и больных детей методом «известных групп».
В ходе валидации в исследовании участвовали родители здоровых детей (п = 70) и детей с клинической симптоматикой (п = 60), относящейся к классам «болезни кожи и подкожной клетчатки» (п = 35); «отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде» (п = 25), а также педиатры, наблюдающие этих детей. Повторно оценивали надежность, конструктивную валидность и чувствительность опросника у детей в возрасте 3 мес — 3 лет.
При обработке результатов использована специально разработанная программа — «База данных опросника PedsOL. Версия 3.01» совместно с ООО «Би-Ай-Ти Консалтинг». Программа представляет собой базу данных, в которую вносятся результаты анкетирования по опроснику ОиАЕ^, а также из медицинских анкет. После перекодировки результаты анкетирования получают выражение в баллах от 0-5.
Статистическая обработка проводилась с использованием статистического пакета БРЭБ 14.0. Согласованность результатов отдельных шкал опросника оценивали с помощью а-коэффициента Кронбаха. Количественные переменные представлены в виде среднего арифметического значения ± стандартное отклонение. Различие переменных оценивали с помощью Г-критерия Стьюдента для независимых выборок. Статистически значимыми считали различия при р < 0,05.
Лингвистическая ратификация опросника оиАЕ^ проводилась в 3 этапа.
1-й этап — прямой перевод. Опросник был переведен на русский язык 2 независимыми переводчиками, носителя ми русского языка. Каждый из них являлся профессиональным переводчиком с высшим лингвистическим образованием и специализацией переводчика медицинской литературы. В результате были получены 2 версии, которые сравнивали между собой руководитель проекта и переводчики. В процессе обсуждения расхождений в переводе была создана согласованная версия.
2-й этап — обратный перевод. Согласованная версия была переведена на английский язык профессиональным переводчиком — носителем английского языка. Смысловых расхождений в вопросах и ответах обнаружено не было, поэтому поправок в русский вариант не вносили.
3-й этап — апробация на пациентах. Русская версия была апробирована на пациентах, находившихся на лечении в отделении патологии раннего детского возраста НЦЗД РАМН, в котором проходила адаптация опросника.
Входе пилотного исследования тест-версии была показана ее приемлемость на основании низкого процента пропущенных ответов (1,5% — для педиатров и 2% — для родителей). Врачам на заполнение анкеты понадобилось 7-10 мин, родителям 10-15 мин.
Величина а-коэффициента Кронбаха для тест-версии опросника составила > 0,7, что подтверждало надежность инструмента и совпадало с опубликованными данными [8]. По результатам оценки конструктивной валидности тест-версии также были получены статистически значимые различия между показателями качества жизни здоровых детей (п = 30) и детей с клинической симптоматикой (п = 25) по всем шкалам родительской и врачебной форм опросника.
На основании результатов пилотного исследования был сделан вывод об успешном завершении языковой и культурной адаптации и создании приемлемой русской версии
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2009/ ТОМ 8/ № 1
и организация здравоохранения
Рис. 1. Показатели качества жизни детей от 3 мес до 1 года в зависимости от группы здоровья при оценке родителями (А) и врачами (Б)
16
ПиО СОО СО НПРиФЗ ОБ
Аспекты качества жизни
ПиО СОО СО НПРиФЗ ОБ
Аспекты качества жизни
■ Группа здоровья ! □ Группа здоровья II ■ Группа здоровья III
Примечание.
* — Статистически значимое (р < 0,05) по сравнению с показателем в группе здоровья III;
НПР — нервно-психическое развитие; отличие по сравнению с группой детей с отставанием в НПР; ПиО — поведение и общение; СОО — способность оставаться одному; СО — семейное окружение; НПРиФЗ — нервно-психическое развитие и физическое здоровье; ОБ — общий балл.
Таблица. Величины а-коэффициента Кронбаха при оценке валидности (русская версии опросника риАНЫ)
Форма опросника Русская версия Данные авторов опросника
дети до 1 года дети в возрасте 1 года-3 лет дети до 1 года дети в возрасте 1 года-3 лет
Родительская 0,79 0,77 0,78 0,76
Педиатрическая 0,88 0,85 0,75 0,8
опросника риАШ для оценки качества жизни детей раннего возраста; было получено разрешение правообладателей опросника на его использование.
Однако для применения данного опросника в научных исследованиях необходим более глубокий анализ его психометрических свойств в рамках валидации. При расчете выборки для решения этой задачи в исследование были включены 70 здоровых детей, а также 60 детей с клиническими проявлениями различных заболеваний. Величина а-коэффициента Кронбаха, вычисленная в рамках валидации, соответствовала показателям авторов оригинальной версии опросника и указывала на удовлетворительную надежность русской версии опросника риАШ для оценки качества жизни детей в возрасте от 3 мес до 3 лет (табл.).
В ходе анализа выявлены положительные ранговые корреляции между одноименными шкалами родительской и врачебной форм опросника (г = 0,62-0,74 — у опросника для детей в возрасте до 1 года) и (г = 0,53-0,61 — у опросника для детей в возрасте 1 года — 3 лет). Полученные результаты свидетельствуют о сходном восприятии вопросов родителями и врачами.
На следующем этапе были показаны статистически значимые отличия средних значений параметров качества жизни между родительской и врачебной формами. При сравнении показателей качества жизни детей с заболеваниями кожи и подкожной клетчатки и при отдельных состояниях перина-
тального периода выявлены статистически значимые различия по некоторым шкалам при раздельном опросе родителей и педиатров (поведение и общение — соответственно 4,1 ± 0,3 и 3,8 ± 0,4; способность оставаться одному —
3,0 ± 0,5 и 2,7 ± 0,3; общий балл — 4,0 ± 0,4 и 3,6 ± 0,3; р < 0,001). Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности деления опросника на отдельные формы для заполнения родителями и педиатрами.
Далее была проанализирована зависимость показателей шкал опросника оиАШ от «внешних критериев». В нашей работе такими критериями выступили группы здоровья. Как видно из рис. 1, имеются статистически значимые отличия практически по всем аспектам качества жизни детей в возрасте от 3 мес до 1 года с I группой здоровья от других групп как в родительской, так и во врчебной формах опросника. Аналогичными оказались результаты у детей в возрасте 1 года — 3 лет.
На основании полученных данных можно сделать вывод об удовлетворительной валидности опросника. Чувствительность русской версии опросника 011АШ определяли, сравнивая параметры качества жизни детей с нормальным нервно-психическим развитием (НПР) и с отставанием в НПР.
В ходе исследования установлены статистически значимые отличия по шкалам поведение и общение, способность оставаться одному, нервно-психическое развитие и физическое здоровье и общий балл между исследуе-
Рис. 2. Показатели качества жизни детей в возрасте от 3 мес до 1 года в зависимости от уровня их нервно-психического развития
3,0
2,9
2,5
4,4
,4,2
4,3
4.1
3,3
3,4
ПиО
СОО
СО
НПРиФЗ
ОБ
Аспекты качества жизни
Родители (НПР - норма) □ Родители (НПР - отставание) □ Педиатры (НПР - норма) □ Педиатры (НПР - отставание)
Примечание.
* — Статистически значимое (р < 0,05) отличие по сравнению с группой детей с отставанием в НПР; НПР — нервно-психическое развитие; отличие по сравнению с группой детей с отставанием в НПР; ПиО — поведение и общение; СОО — способность оставаться одному; СО — семейное окружение; НПРиФЗ — нервно-психическое развитие и физическое здоровье; ОБ — общий балл.
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2009/ ТОМ 8/ № 1
и организация здравоохранения
мыми группами. На рис. 2 отображены параметры качества жизни детей в возрасте 3 мес — 1 года по ответам родителей и педиатров; схожие результаты получены у детей другой возрастной группы.
Выявлены также статистически значимые различия показателей качества жизни детей в возрасте 3 мес — 3 лет с заболеваниями кожи (атопический дерматит) в разные периоды заболевания: при выраженной клинической симптоматике (1-я точка обследования), в период ремиссии (2-я точка обследования). Анализ результатов опроса родителей позволил обнаружить положительную динамику средних значений показателей качества жизни по всем блокам: общий балл (1-я точка — 3,9 ± 0,4, 2-я точка —
4,3 ± 0,3; р < 0,001), поведение и общение (соответственно 4,3 ± 0,5 и 4,6 ± 0,3; р < 0,001), способность оставаться одному (3,2 ± 0,6 и 3,4 ± 0,6; р < 0,05), семейное окружение (4,4 ± 0,5 и 4,6 ± 0,4; р < 0,05); нервно-психическое развитие и физическое здоровье (3,6 ± 0,6 и
4,1 ± 0,5; р < 0,001).
Результаты опроса педиатров при исследовании качества жизни детей с атопическим дерматитом в разные периоды заболевания позволили выявить положительную динамику средних значений по общему баллу (соответственно 3,7 ± 0,3 и 4,2 ± 0,2); поведение и общение (4,0 ± 0,4 до 4,5 ± 0,3); способность оставаться одному (3,0 ± 0,6 и
3,4 ± 04; во всех случаях р < 0,001), семейное окружение (4,4 ± 0,4 и 4,6 ± 0,3; р < 0,05) нервно-психическое развитие и физическое здоровье (3,6 ± 0,5 и 4,1 ± 0,3). Полученные результаты свидетельствуют о высокой чувствительности русской версии опросника оиЛШ у детей в возрасте 3 мес — 3 лет.
Таким образом, в ходе языковой и культурной адаптации, а также валидации русской версии опросника СШАШ для детей в возрасте 3 мес — 3 лет были получены удовлетворительные показатели ее психометрических свойств. Эта версия опросника риАШ может быть использована в научных и клинических исследованиях для оценки качества жизни детей раннего возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Изучение качества жизни в медицине и педиатрии // Вопросы современной педиатрии. — 2005. — Т. 4, № 2. — С. 7-12.
2. Новик А. А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. — СПб.: ОлмаМедиаГрупп, 2007. — С. 320.
3. Новик А.А., Ионова Т.И., Никитина Т.П. Концепция исследования качества жизни в педиатрии // Педиатрия. — 2002. — № 6. — С. 83-88.
4. Matza L., Swensen A., Flood Е. et al. Assessment of health-relat-ed quality of life in children: A review of conceptual, methodological and regulatory issues // Val in Health — 2004. — V. 7, № 1. — R 79-92.
5. Bullinger M„ Ravens-Sieberer U. Health related quality of life assessment in children//Eur RevAppI Psy. —1995. — № 189. — R245-254.
6. Varni J., Seid M., Kurtin P. Pediatric health-related quality of life measurement technology: a guide for health care decision makers // JCOM. — 1999. — № 6, - R 33-40.
7. Manificat S., Dazord A., Langue J. et al. Qualite de vie du nourris-son: les criteres des parents, les criteres des professionnels. Mise au point d'un instrument devaluation // Arch Pediatr. — 1999. — № 6. — P. 79-86.
8. Manificat S., Dazord A., Langue J. et al. Evaluation of the quality of life of infants and very young children: validation of a questionnaire. Multicenter European study // Arch Pediatr. — 2000. — V. 7, № 6. — R 605-614.
Из истории медицины
Филип Шоуолтер Хенч
Филип Шоуолтер Хенч (1896-1965) родился в Питсбурге (штат Пенсильвания, США). Медицинскую степень получил в школе Питсбургского университета в 1920 г., после окончания которой работал в течение года врачом-интерном. В 1921 г. Хенч был принят аспирантом в медицинскую школу Миннесотского университета в Рочестере.
Здесь он и 1923 г. стал ассистентом, в
1925 г. — членом научной ассоциации и в
1926 г. — главным врачом в отделении ревматических заболеваний.
В 1928-1929 гг. Хенч исследовал сопровождающую ревматизм лихорадку с Людвигом Ашоффом (Фрейбургский университет) и с Фридрихом фон Мюллером (Университет Людвига Максимилиана, Мюнхен). По возвращении в Рочестер он начал изучение диагностики и лечения ревматических заболеваний, особенно ревматоидного артрита. В1938 г. X. и Слокум сообщили о своих наблюдениях за беременностью 20 женщин с ревматоидным артритом, сделав заключение, что ремиссии, связанные с желтухой и беременностью, предполагают наличие вещества, являющегося «не билирубином, а непосредственно женским половым гормоном». Тогда же Хенч и биохимик Эдуард Кендалл начали рассматривать возможность лечения больных ревматоидным артритом кортикостероидами. Первое клиническое доказательство терапевтической эффективности кортикостероидов при ревматоидном артрите было получено в августе 1948 г. Хенч и Слокум вводили внутримышечно кортизон (100 мг ежедневно) больной с тяжелой формой заболевания. Положительный эффект лечения был подтвержден в следующем году, когда Хенч и Слокум ввели гормон гипофиза АКТГ больному с ревматоидным
артритом и также обнаружили его эффективность при терапии заболевания. Вскоре было выявлено, что после прерывания приема любого из этих препаратов вновь рецидивируют симптомы ревматоидного артрита, а применение кортизона и АКТГ связано с появлением побочных эффектов, включая повышение артериального давления, уровня глюкозы в крови и особую форму ожирения с преимущественным отложением жира на животе и задней части шеи.
Хенч и Кендалл получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1950 г., разделив ее с Тадеушем Рейхштейном (химиком, который независимо от них выделил и идентифицировал гормоны коры надпочечников), «за открытия, касающиеся гормонов коры надпочечников, их структуры и биологических эффектов». Награды Филипа Хенча включали премию Альберта Ласкера Американского национального общества здоровья (1949) и премию Пассано по медицине Фонда Пассано (1951). Он являлся почетным членом Американской медицинской ассоциации и Американской коллегии врачей, одним из основателей Американского общества ревматологов и почетным членом Королевского медицинского общества в Лондоне. Ему присвоены почетные степени Лафайет-колледжа, университета Вестерн-Резерв и Университета Питсбурга.
Товар сертифицирован. На правах рекламы. Информация только для медицинских работников!
Нугрилак
Нугрилак
с ПРВвМОТИКАМИ и НУКЛЕОТИДАМИ адаптированная молочная смі
I
( ПРЇЬИОТИКЛЛІИ и
'НУКЛЕОТИД МНИ п оследу ю щая адаптированная ' молочная смесь
сря пигалир
с рождения до 6 месяцев
С ПРР Ь И ОТ И К \ М И И
НУКЛЕОТИДАМИ адаптированная молочнап смесь
С]ЛЙ ЧРІСХМ" л1к| ;|
с 6 месяцев
С|0 I года
V
МОІИ , роцфкни" 9а51
, % ПІИЦРЛЛр«
• и ушпеп^сшт ітмуни
ОЛЯ впооа МІННІМ
с рождения
до 1 года
Т* * тклкнИЛЫ , рождения 9а11
уА-яивпятпчмирт^ и уирсплгии* иимпгитги
ИИЕ'ИОН1».11
ОДОБРЕНО
У
Союз
педиатров
России
Нуклеотиды + Пребиотики
оптимальный выбор для роста и развития
Укрепление иммунитета Обеспечение роста и психомоторного развития Профилактика дисбактериоза и нарушений пищеварения
Грудное молоко является лучшим питанием для детей. Выбор необходимой питательной смеси должен осуществляться только врачом-педиатром.
Разработано: ЗАО „Компания “Нутритек”, ГУ Научный центр здоровья детей РАМН ООО „ТК НУТРИТЕК „Детское и специальное питание” Т.: (495) 730-40-73, www.nutritek.ru