ВЕСТНИКЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА -ШШ ^^
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТД ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА^
7. Ulybin, A. V., S. D. Fedotov, and D. S. Tarasova. "Opredelenie prochnosti betona pri obsledovanii zdanij i sooruzhenij." Mir stroitelstva i nedvizhimosti 45 (2012): 2-5.
8. Volzhskaja GJeS im. XXII sezda KPSS. Tehnicheskij otchet o proektirovanii i stroitel'stve: V 2 t. Tom 1. Osnovnye sooruzhenija gidrouzla. Ed. A. V. Mihajlov. M.-L.: Izd-vo «Jenergija», 1965.
9. GOST 28570-90. Concretes. Methods of strength evaluation on cores drilled from structures. M.: Standartinform, 2005.
10. GOST 12730.1-78. Concretes. Methods of determination of density. M.: Standartinform, 2007.
11. GOST 22690-88. Concretes. Determination of strength by mechanical methods of nondestructive testing. M.: IPK Izdatelstvo standartov, 1995.
12. GOST 31383-2008. Protection against corrosion of concrete and reinforced concrete constructions. Test methods. M.: Standartinform, 2010.
13. GOST 17624-2012. Concretes. Ultrasonic method of strength determination. M.: Standartinform, 2014.
14. GOST 22904-93. Reinforced concrete structures. Magnetic method for the determination of the thickness of concrete protection layer and the location of the reinforcement. M.: Standartinform, 2010.
15. ODM 218.3.001-2010. Rekomendacii po diagnostike aktivnoj korrozii armatury v zhelezobetonnyh konstrukcijah mostovyh sooruzhenij na avtomobil'nyh dorogah metodom potencialov polujelementa. M.: Rosavtodor, 2011.
16. SP 13-102-2003. Requirements for Inspection of Load-Bearing Structural Elements of Buildings and Structures. M.: FGUP CPP, 2003.
17. GOST 26633-91. Heavy-weight and concretes. Specifications. M.: Standartinform, 2005.
_ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Комков Игорь Владимирович — Заведующий лабораторией комплексных обследований энергетических сооружений. Волгоградский филиал АО «НИИЭС»
Моргунов Константин Петрович — кандидат технических наук, доцент. ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова» [email protected] Семенников Алексей Викторович — Руководитель группы. Волгоградский филиал АО «НИИЭС» [email protected]
INFORVATUON ABOUT THE AUTORS
Komkov Igor Vladimirovich —
Head of the Laboratory of complex
survey of energy facilities.
Volgograd branch JSC «NIIES»
Morgunov Konsnantin Petrovich —
PhD, associate professor.
Admiral Makarov State University of Maritime
and Inland Shipping
Semennikov Aleksey Viktorovich —
Team leader.
Volgograd branch JSC «NIIES»
Статья поступила в редакцию 22 августа 2016 г.
Э01: 10.21821/2309-5180-2016-8-5-97-103
УДК 622.271.5 А. Ю. Чебан
РАЗРАБОТКА РУСЛОВЫХ И ОБВОДНЕННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПЕСКА И ПЕСЧАНО-ГРАВИЙНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
Гидромеханизированная подводная разработка полезных ископаемых получила в мире довольно большое распространение, при этом наиболее значительные объемы приходятся на добычу строительных горных пород. В Российской Федерации с помощью землесосных снарядов в основном разрабатываются месторождения песка и песчано-гравийных материалов. Данные полезные ископаемые потребляются в больших объемах при ведении различных видов строительных работ, а также в качестве сырья для производства многих строительных материалов. В Приморском крае значительная часть песка и песчано-гравийных материалов добываются из русловых или обводненных месторождений. В статье отмечаются
»ВЕСТНИК
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
.МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА
преимущества подводной добычи рыхлых строительных горных пород в сравнении с открытым способом разработки. Приводятся данные по маркам и основным параметрам землесосных снарядов, применяемых на разработке русловых и обводненных месторождений в Приморском крае. Основные объекты для подводной добычи полезных ископаемых расположены в бассейне реки Раздольная на юге Приморского края. В работе представлены данные по климатическим условиям района разработки, количеству и наименованиям предприятий, ведущих подводную разработку, числу осваиваемых ими месторождений и участков, а также информация о длительности сезона добычных работ. Приводятся основные элементы системы подводной разработки строительных горных пород, определяемые горно-геологическими условиями залегания полезных ископаемых и гидрологией разрабатываемых участков. Дается информация по применяемому транспортному, перегрузочному и вспомогательному оборудованию, и последовательности формирования карт намыва полезных ископаемых. Указываются технологические отличия и особенности разработки обводненных месторождений в сравнении с русловыми месторождениями.
Ключевые слова: строительные горные породы, землесосный снаряд, грунтовый насос, трубопровод, карта намыва, производительность, транспортировка.
Введение
Гидромеханизированная подводная разработка полезных ископаемых получила в мире довольно большое распространение, при этом наиболее значительные объемы приходятся на добычу строительных горных пород (нерудных строительных материалов) в виде песка, песчано-гравийных материалов, гравия, известняков, мела и других горных пород [1] - [3]. Добыча нерудных строительных материалов ведется на материковых и шельфовых месторождениях. Наиболее крупные объемы подводной добычи нерудных строительных материалов приходятся на Японию, США, Китай, Россию, Великобританию и некоторые другие страны. В Российской Федерации гидромеханизированным способом в основном добываются рыхлые строительные горные породы (песок и песчано-гравийные материалы).
Песок и песчано-гравийные материалы потребляются в больших объемах при ведении различных видов строительных работ, а также в качестве сырья для производства многих строительных материалов. Строительная отрасль является одним из ускорителей экономического развития регионов, вовлекая в свою орбиту различные отрасли промышленного производства и транспорта, так или иначе связанные со строительством. Значительная часть песка и песчано-гравийных материалов, получаемых в Приморском крае, добывается из русловых или обводненных месторождений. Ресурсный потенциал подобных месторождений в крае достаточно велик и может обеспечить потребности строительной отрасли края при текущем уровне потребления на многие годы вперед.
Добыча песка и песчано-гравийных материалов из русел рек, озер и водохранилищ с помощью землесосных снарядов в сравнении с открытой разработкой имеет ряд преимуществ. В частности, при подводной добыче не требуется вывода земель сельскохозяйственного и лесного назначения под создание карьеров и других объектов горного производства, отсутствуют проблемы „ и затраты, связанные с постоянной откачкой воды или даже остановкой работ при интенсивных
53 осадках, появляется возможность использования водного транспорта для доставки добытых стро-
2 ительных горных пород потребителям без проведения перегрузочных работ в случае их располо-5 жения вблизи водных коммуникаций, речной песок в большинстве случаев имеет высокую сте-
Е
Л пень очистки, в нем практически нет посторонних включений в виде глинистых примесей и орга-
юг ники, что значительно повышает его функциональные свойства [4] - [6].
Землесосные снаряды для добычи рыхлых горных пород
Эффективным оборудованием для подводной добычи рыхлых строительных горных пород являются землесосные снаряды, которые обеспечивают выемку горных пород, расположенных под водой, путем смешивания этих пород с водой с получением пульпы (гидросмеси), после чего
ВЕСТНИК*}
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА,
происходит всасывание и перемещение пульпы по трубопроводам к месту намыва или сброса [7]. Землесосные снаряды успешно применяются в следующих случаях: при дноуглублении рек и каналов; очистке водохранилищ, рек, каналов, отстойников от илистых отложений, песка и производственных шламов; намыве площадей, насыпей и штабелей; разработке песчано-гравийных материалов, песка и других полезных ископаемых.
В Приморском крае при разработке русловых и обводненных месторождений песка и песчано-гравийных материалов применяются землесосные снаряды марок «С-42А» и «180-60». Основные параметры данных землесосных снарядов, применяемых в крае, представлены в следующей таблице: Основные параметры землесосных снарядов, задействованных на разработке русловых месторождений песка и песчано-гравийных материалов Приморья
Основные параметры Марка землесосного снаряда
С-42А 180-60
Производительность, м3/ч 1800 2000
Вес (без пульпопровода), т 110 150
Тип корпуса Разборный Неразборный
Тип разрыхлителей грунта Гидравлические и фрезерные Гидравлические
Длина, м 19,8 22,0
Ширина, м 8,6 9,5
Осадка, м 0,90 0,83
Диаметр пульпопровода, м 0,53 0,53
Установленная мощность электрооборудования, кВт 1080 1020
Землесосные снаряды состоят из корпуса в виде понтонов, на котором размещено рабочее оборудование и установлена палубная надстройка. Рабочее оборудование включает грунтовый насос, грунтозаборное устройство с разрыхлителями, всасывающий трубопровод, стрелу для подъема-опускания грунтозаборного устройства, лебедки для маневрирования землесосного снаряда, а также другое оборудование. Подача поднятой со дна пульпы может осуществляться в баржи или по плавучим пульпопроводам непосредственно на карты намыва. Тип грунтозаборного устройства землесосного снаряда зависит от категории разрабатываемого грунта. Грунтовый насос определяет главный параметр землесосного снаряда — производительность по пульпе, м3/ч. Использование землесосных снарядов является наиболее распространенным способом добычи и переработки больших объемов рыхлых строительных горных пород.
Состояние русловой добычи рыхлых горных пород в Приморском крае
Основные объекты для подводной добычи песка и песчано-гравийных материалов расположены в бассейне реки Раздольная на юге Приморского края, климат района муссонный со среднегодовой температурой воздуха +2 °С с абсолютным максимумом +37 °С и минимумом -45 °С. Среднегодовая норма осадков составляет 700 - 750 мм, средняя высота снежного покрова — 250 мм. Река Раздольная и ее притоки обычно мелководные, течение воды спокойное, питание реки происходит за счет атмосферных осадков и подземных вод, в дождливое время наблюдается быстрый подъем уровня воды и подтопление поймы реки. При значительном подъеме уровня воды по всей системе бывают сильные наводнения, подъем уровня в реке Раздольная может достигать 6 м, наибольший подъем воды в реке наблюдается в августе и сентябре.
Из русловых и обводненных месторождений добывается более половины кварцевого песка и около 40 % песчано-гравийных материалов в крае. Кварцевые пески и песчано-гравийные материалы русловых и обводненных месторождений Приморья в основном используются в транспортном
»ВЕСТНИК
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
.МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА
строительстве для устройства дорожного полотна, а также после отсева крупных фракций в качестве мелкого заполнителя в строительные растворы и сухие строительные смеси.
Крупнейшими предприятиями Приморского края, осуществляющими разработку русловых и обводненных месторождений полезных ископаемых, являются ООО «Гидрокомплекс» и ООО «Универсал-Сервис». Всего в Приморье подводной добычей рыхлых строительных горных пород занимается пять организаций на семи месторождениях и участках. Разработка русловых и обводненных месторождений Приморского края осуществляется в течение теплого времени года (с конца апреля до середины ноября) и составляет в среднем 190 - 200 дней, что на две-три недели больше, чем длительность добычного сезона на аналогичных месторождениях Хабаровского края и Амурской области.
Предприятия при подводной добыче строительных горных пород используют как собственную добычную, перегрузочную, транспортирующую и вспомогательную речную технику, так и арендованную. На рисунке показан землесосный снаряд «С-42А», получивший в крае наибольшее распространение.
Рис. Землесосный снаряд «С-42А»
Подобного рода землесосные снаряды представляют собой разборные конструкции, которые по частям можно транспортировать по железной дороге или на трейлере, при этом вес наиболее тяжелой из транспортируемых частей земснаряда не превышает 7,5 т. Монтаж землесосного снаряда обычно производится в холодное время года на льду водоема при естественном достижении или наморозке достаточной толщи льда для работы грузоподъемных механизмов.
Элементы системы подводной разработки строительных горных пород определяются горно-геологическими условиями залегания полезных ископаемых и гидрологией разрабатываемых участков. Добычные работы осуществляются параллельными заходками с обеспечением безопасных условий производства работ. Разработка песка или песчано-гравийных материалов ведется одним уступом на полную глубину полезной толщи и составляет 8 - 12 м, отработка забоя ведется веерным способом, минимальная ширина заходки землесосного снаряда «С-42А» при угле поворота 60 ° составляет 26 м, фронт работ обычно принимается равным 150 - 200 м, общее подвигание фронта работ за год составляет 200 - 300 м в зависимости от средней мощности полезного слоя, заложение подводного откоса обычно принимается равным 1:2. В качестве вспомогательного оборудования при ведении работ на воде используются буксирно-моторные катера БМК-150.
Транспортировка пульпы осуществляется по трубам, обычно диаметром 0,53 м, пульпопровода на карты намыва. Подача полезных ископаемых на карты намыва обычно ведется торцевым способом, при этом способе пульпопровод укладывают на поверхность и с торца участка начинают подачу пульпы, после намыва слоя толщиной 0,2 - 0,3 м в радиусе 8 - 10 м наращивают очередное звено пульпопровода с помощью крана-трубоукладчика (типа ТГ-121). Когда намываемый слой и труба пульпопровода достигают границы участка, трубы постепенно разбирают, т. е. продолжают
ВЕСТНИКЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 'Ш ^^
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА,
намыв в обратном направлении, а когда остается одно, последнее звено, его приподнимают на 0,2 - 0,3 м и начинают наращивание нового слоя в прежнем порядке. Первичное и попутное обвалование участка выполняется бульдозерами среднего класса (типа Т-130, Т-170) с использованием местного грунта. Отработанная вода с карт намыва сбрасывается с помощью деревянных или металлических водосборных колодцев с водосборным коллектором из стальных труб диаметром 0,63 м в водосточную канаву и далее — в выработанное пространство. Колодец по мере намывания песка или песчано-гравийного материала наращивают так, чтобы высота переливающегося слоя воды была не более 0,05 - 0,10 м.
При освоении обводненных месторождений строительных горных пород применяется комбинированный способ отработки: открытым способом с применением бульдозеров и экскаваторов удаляется почвенно-растительный слой и вскрышные породы (представленные супесями, глинами и суглинками), сверху перекрывающие полезное ископаемое; подводным гидромеханическим способом с использованием землесосного снаряда отрабатываются вскрытые ликвидные рыхлые строительные горные породы.
На некоторых предприятиях целью повышения качества полезных ископаемых, поставляемых потребителям, осуществляются процессы обогащения (для удаления илистых и глинистых включений) и классификации. Отгрузка песка потребителям в автотранспорт выполняется с помощью погрузчиков или экскаваторов [8] - [10].
Выводы
1. Разработка русловых и обводненных месторождений рыхлых строительных горных пород с использованием высокопроизводительных выемочных и транспортирующих машин непрерывного действия позволяет достигать низкой себестоимости добычи полезных ископаемых и высокой рентабельности горного производства.
2. Необходимо отметить, что при разработке месторождений Приморского края задействовано менее крупное добычное и перегрузочное оборудование, чем на аналогичных предприятиях, расположенных в бассейне реки Амур в Хабаровском крае и Амурской области.
3. Подводная гидромеханизирванная разработка месторождений обеспечивает снабжение строительной индустрии качественными, очищенными от посторонних включений материалами в виде кварцевого песка и песчано-гравийной смеси.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Батугин С. А. Геотехнологии открытой добычи минерального сырья на месторождениях со сложными горно-геологическими условиями / С. А. Батугин, Н. С. Батугина, А. М. Бураков, В. Л. Гаврилов, [и др.] / отв. ред. С. М. Ткач; Рос. Акад. Наук, Сиб. Отд-ние, Ин-т горного дела Севера им. Н. В. Черского. — Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2013. — 307 с.
2. Шпанский О. В. Технология и комплексная механизация добычи нерудного сырья для производства строительных материалов / О. В. Шпанский, Ю. Д. Буянов. — М.: Недра, 1996. — 462 с.
3. Добыча нерудных строительных материалов в водных объектах. Учет руслового процесса и рекомендации по проектированию и эксплуатации русловых карьеров / Стандарт организации СТО 52.08.312012, Гос. гидрологический институт. — СПб.: Изд-во «Глобус», 2012. — 140 с.
4. Чебан А. Ю. Комплекс для перегрузки насыпных строительных материалов в средства водного транспорта / А. Ю. Чебан // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2015. — № 5 (33). — С. 43-47.
5. Чебан А. Ю. Гидромеханизированная добыча строительных горных пород в бассейне реки Амур / А. Ю. Чебан // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2016. — № 2 (36). — С. 73-78.
6. Ушаев М. С. Совершенствование транспортирования строительных материалов на объект по ферменному пути / М. С. Ушаев, В. Н. Ушанов, Г. А. Архипов // Механизация строительства. — 2016. — Т. 77. — № 4. — С. 9-11.
э
»ВЕСТНИК
rraS ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. 0. МАКАРОВА
7. Деревяшкин И. В. Земснаряды на карьерах, их возможности и перспектива / И. В. Деревяшкин,
B. В. Чаплыгин, О. Н. Исаев // Маркшейдерия и недропользование. — 2016. — № 4 (84). — С. 39-43.
8. Алексеев А. В. Анализ структуры современных складов сыпучих грузов / А. В. Алексеев // Наука и техника транспорта. — 2013. — №3. — С. 084-087.
9. Чебан А. Ю. Устройство для перегрузки насыпных строительных материалов из автосамосвалов в железнодорожный транспорт / А. Ю. Чебан // Механизация строительства. — 2016. — Т. 77. — № 2. —
C. 33-36.
10. Витвицкий Е. Е. Рациональное управление перевозками грузов автомобильным транспортом как инструмент снижения стоимости городского строительства / Е. Е. Витвицкий, С. С. Войтенков // Механизация строительства. — 2015. — № 4 (850). — С. 17-20.
DEVELOPMENT OF CHANNEL SAND DEPOSITS AND IRRIGATION AND SAND AND GRAVEL IN THE PRIMORSKY TERRITORY
Hydromechanized underwater development of mineral resources in the world had quite a spread, with the most significant fall in the volume ofproduction of building rocks. In the Russian Federation with the help of suction dredger is mainly developed deposits of sand and sand and gravel. These minerals are consumed in large volumes in the management of various types of construction works, and also as a feedstock for the production of many building materials. In Primorye, a significant portion of sand and sand and gravel extracted from the river bed andflooded fields. The article points out the advantages of subsea construction loose rocks compared to open pit development. The data on the grades and the basic parameters of the dredge used in the development of channel and the irrigated fields in the Primorsky Territory. The main objects for underwater mining operations are located in Razdolnaya River basin in the south ofPrimorye. The paper presents data on the climatic conditions of the area of development, the number and names of the leading enterprises of submarine design and reclaimed the number of fields and sectors, as well as information about the duration of the mining operations of the season. The basic elements of the system of underwater development of building rocks determined by geological conditions of occurrence of minerals and hydrology developed areas. We give information on applicable transport, handling and auxiliary equipment, and the sequence offormation of alluvium card minerals. Include the technological differences and peculiarities of the development of irrigated fields in comparison with the riverbed deposits.
Keywords: construction rocks, dredge, soil pump, piping, an alluvium card, productivity, transportation
REFERENCES
1. Batugin, S. A., N. S. Batugina, A. M. Burakov, V. L. Gavrilov, et al. Geotehnologii otkrytoj dobychi mineralnogo syrja na mestorozhdenijah so slozhnymi gorno-geologicheskimi uslovijami. Edited by Sergej Mihajlovich Tkach. Novosibirsk: Akademicheskoe izd-vo «Geo», 2013.
2. Shpanskij, Oleg Vasilevich, and Ju. D. Bujanov. Tehnologija i kompleksnaja mehanizacija dobychi nerudnogo syr'ja dljaproizvodstva stroitel'nyh materialov. M.: Nedra, 1996.
3. Dobycha nerudnyh stroitelnyh materialov v vodnyh obektah. Uchet ruslovogo pro-cessa i rekomendacii po proektirovaniju i jekspluatacii ruslovyh karerov. Standart organizacii STO 52.08.31-2012, Gos. gidrologicheskij institut. SPb.: Izd-vo Globus, 2012.
4. Cheban, Anton Yurievich. "Complex for handling of dry bulk construction materials in water transport." Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S.O. Makarova 5(33) (2015): 43-47.
5. Cheban, Anton Yurievich. "Hydromechanized mining construction of rocks in the basin of river Amur." Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S.O. Makarova 2(36) (2016): 73-78.
6. Ushaev, Magomed Supyanovich, Vyacheslav Nikolaevich Ushanov, and Gennadiy Anatolievich Arkhipov. "Improving the transportation of construction materials on the subject of the way truss." Mechanization of construction 77.4 (2016): 9-11.
7. Derevyashkin, I., V. Chaplygin, and O. Isaev. "Dredgers at borrow pits, capabilities and outlook." Mine surveying and subsurface use 4(84) (2016): 39-43.
8. Alekseev, Anton Vladimirovich. "Analiz struktury sovremennyh skladov sypuchih gruzov." Nauka i tehnika transporta 3 (2013): 084-087.
ВЕСТНИК
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА V4
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА^
9. Cheban, Anton Yu. "A device for handling of bulk building materials from dump trucks to rail." Mechanization of construction 77.2 (2016): 33-36.
10. Vitvitskiy, Evgeniy E., and Sergey S.Voitenkov. "Rational freight management by road transport as a tool for reducing the urban construction cost." Mechanization of construction 4(850) (2015): 17-20.
_ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Чебан Антон Юрьевич — кандидат технических наук, доцент. Институт горного дела ДВО РАН [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Cheban Anton Yurievich — PhD, associate professor. Mining Institute
Статья поступила в редакцию 6 сентября 2016 г.
Э01: 10.21821/2309-5180-2016-8-5-103-109
УДК 528.1 П. В. Томсон,
А. В. Титова
РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЛОСКИХ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ КООРДИНАТ В ПРОЕКЦИИ ГАУССА-КРЮГЕРА ИЗ ЗОНЫ В ЗОНУ
В данной статье рассматривается новый алгоритм преобразования плоских прямоугольных координат в проекции Гаусса-Крюгера из одной зоны в другую зону. Как известно, 7 апреля 1946 г. Постановлением № 760 Совета Министров была введена единая система геодезических координат и высот в топографо-геодезических и картографических работах (СК-42) в СССР. Ещё до введения этой системы координат советские учёные-геодезисты решали вопрос о выборе равноугольной картографической проекции для перехода с эллипсоида вращения на плоскость, т. е. от геодезических координат к плоским прямоугольным координатам. В связи с имевшейся в то время острой необходимостью создания точных топографических карт на всю территорию страны выбор пал на поперечно-цилиндрическую равноугольную проекцию Гаусса, которую впоследствии стали называть проекцией Гаусса-Крюгера. Высокая точность картографических изображений в этой проекции достигается путём применения узких по долготе, в основном 6-градусных, зон. До сих пор на территорию Российской Федерации, правопреемника СССР, выпадает более 28 таких 6-градусных зон. При решении геодезических задач на стыке смежных координатных зон возникает необходимость преобразования плоских прямоугольных координат из зоны в зону, т. е. из одной плоской прямоугольной системы координат в другую плоскую прямоугольную систему координат. Ситуация усугубляется тем, что не существует алгоритма непосредственного перехода из одной плоской прямоугольной системы координат в другую плоскую прямоугольную систему координат, построенных в проекции Гаусса-Крюгера. Приходится обращаться к геодезической системе координат, заданной на эллипсоиде вращения и являющейся общей для двух сопоставляемых плоских прямоугольных систем координат. Попытка использования геометрического преобразования плоских прямоугольных координат в смежную зону приводит к ограничению долготного интервала, в котором задача имеет У
приближенное решение. При обработке геодезических материалов, связанных с протяжёнными по 5
долготе объектами, преобразование плоских прямоугольных координат из зоны в зону через геодезические 9
координаты ограничивается точностью алгоритмов преобразования геодезических координат в плоские 0
прямоугольные координаты и обратно. В данной работе предлагается алгоритм преобразования плоских ^щщш' прямоугольных координат в проекции Гаусса-Крюгера из одной зоны в другую зону, не зависящий в пределах Российской Федерации от ширины зон, пригодный для любого эллипсоида вращения, единственным аргументом в котором является долгота осевого меридиана новой зоны.
Ключевые слова: плоские прямоугольные координаты, геодезические координаты, 6-градусная зона, осевой меридиан, преобразование плоских прямоугольных координат, проекция Гаусса-Крюгера, эллипсоид вращения, поперечная проекция Меркатора, ряды Енгзагера, суммирование Кленшоу.