Научная статья на тему 'Разработка роботизированной автономной системы'

Разработка роботизированной автономной системы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
316
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Богданов М.А., Бочаров А.Н.

Роботизированные системы в настоящее время являются актуальным направлением исследований. Технический прогресс движется вперед, позволяя более успешно решать все проблемы, возникаемые при создании роботизированных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка роботизированной автономной системы»

Секция «Информационно-управляющие системы»

Буферный регистр (Рег) предназначен для подключения входа цифроаналогового преобразователя (ЦАП) к информационному входу, соответствующему текущему режиму работы системы (запись или воспроизведение). В режиме записи вход ЦАП подключен к выходу РС, а в режиме воспроизведения - к магистрали интерфейса PCI-1710HG. Сигнал ЦАП, соответствующий смещению луча от стыка, складывается в сумматоре (Е) с сканированием и поступает на вход усилителя постоянного тока (УПТ). Выход УПТ соединен с отклоняющей системой (ОС) электроннолучевой установки. В катушках ОС создается ток, магнитное поле которого отклоняет электронный луч, совмещая его со стыком. Таким образом происходит автоматическое ведение луча по стыку.Записанная траектория обрабатывается в ЭВМ по методу интерполирования с учетом весовой точек интерполяции связанной с амплитудой второй гармоники.

Предварительная запись траектории стыка и последующее её воспроизведения на рабочем токе осуществлено в программе «Управление ЭЛС» (рис. 2). Работа которой возможна только в составе программ-

но-аппаратного комплекса системы слежения. Связь программной части с аппаратной осуществляется посредством драйвера TVicHW32.

Использование систем автоматического слежения по стыку дает возможность повысить производительность труда и надежность функционирования установок, а также обеспечивает высокую воспроизводимость технологического процесса. Кроме того, системы управления с использованием вычислительной техники расширяют технологические возможности сварочных установок.

Библиографические ссылки

1. Лаптенок В. Д., Мурыгин А. В., Серегин В. Я. Управления электронно-лучевой сваркой. М. : Красноярск, 2010. С. 21.

2. Гладков Э. А. Управление процессами и оборудованием при сварке. М. : Академия, 2006. 432 с.

© Артеменко Е. С., 2013

УДК 004

М. А. Богданов Научный руководитель - А. Н. Бочаров Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РАЗРАБОТКА РОБОТИЗИРОВАННОЙ АВТОНОМНОЙ СИСТЕМЫ

Роботизированные системы в настоящее время являются актуальным направлением исследований. Технический прогресс движется вперед, позволяя более успешно решать все проблемы, возникаемые при создании роботизированных систем.

Развитие современных технологий в области цифровых вычислительных систем за последнее десятилетие сделало огромный шаг вперед. Это и многократное увеличение вычислительной мощности, и развитие многопоточных вычислительных алгоритмов, и развитие техпроцессов с целью минимизации размеров. Так же является актуальным и развитие микроконтроллеров. Благодаря всему этому становится более доступным и менее затратным разработка роботизированных автономных комплексов. Необходимость в их разработках назрела достаточно давно, и обусловлено это тем же техническим прогрессом. Таким образом, в настоящее время разработки в области робототехники являются весьма актуальными и востребованными.

В процессе разработки возникают несколько типичных проблемных вопросов. Во-первых, это определение специализации разрабатываемой системы. В том числе, перечень основных выполняемых функций и базовых действий. Во-вторых, это выбор программного обеспечения. В данном случае возможны варианты доработки готовой системы под конкретное оборудование или создание своего программного обеспечения, рассчитанного на поставленные задачи.

Базовая основа закладывается путем объединения высокопроизводительной системы, основанной на ПЭВМ, доработанной под весь проект, и микроконтроллера, являющегося связывающим звеном между низкоуровневым оборудованием и высокопроизводительной системой.

Для уверенной ориентации в пространстве была выявлена необходимость распознавания видеоизображения. Эту задачу будет выполнять программное обеспечение, выполняющееся на высокопроизводительной части системы. Создание искусственных систем распознавания образов остаётся сложной теоретической и технической проблемой. Традиционно задачи распознавания образов включают в круг задач искусственного интеллекта.

Для оптического распознавания образов можно применить метод перебора вида объекта под различными углами, масштабами, смещениями и т. д. Второй подход - найти контур объекта и исследовать его свойства (связность, наличие углов и т. д.) Ещё один подход - использовать искусственные нейронные сети. Этот метод требует либо большого количества примеров задачи распознавания (с правильными ответами), либо специальной структуры нейронной сети, учитывающей специфику данной задачи. Конечный

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Информационные технологии

выбор алгоритма является крайне важным шагов во всей работе и в данном случае необходимо соблюсти границы между результативностью вычислений и их сложностью, а как следствие требования к машинному времени.

Также важным моментом является интуитивно понятный пользовательский интерфейс. При его разра-

ботке необходимо учитывать весь функционал роботизированной системы, частоту использования тех или иных функций, а так же необходимую базовую подготовку оператора.

© Богданов М. А., 2013

УДК 681.518

К. С. Гиндуллина Научный руководитель - В. В. Тынченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ В СЛЬЬ-ЦЕНТРЕ

Рассматриваются возможности повышения эффективности подготовки персонала предприятия за счет автоматизации распределенного обучения, контроля знаний и анализа результатов тестирования.

В настоящее время важнейшим условием развития фирмы и сохранения ее конкурентоспособности на рынке являются корпоративные знания, в том числе повышение квалификации сотрудников компании. Даже при высоком качестве услуг, оказываемых компанией, для достижения успеха необходимо, чтобы все звенья организации работали быстро, слаженно и профессионально. Наиболее распространенным методом проверки знаний является тестирование. На предприятии тестирование персонала можно проводить вручную, но это занимает массу времени, особенно, если мы говорим о крупных компаниях, где много рабочих мест и возможна «текучесть кадров». Не каждый менеджер по персоналу, а тем более руководитель отдела может позволить себе проводить тесты и затем вручную обрабатывать результаты. К счастью, современные технологии избавляют от подобных проблем, позволяя быстро и качественно обрабатывать большие объемы данных, при этом значительно экономя время руководителей и менеджеров по персоналу. Автоматизированные системы обучения и проверки знаний позволяют в кратчайшие сроки максимально охватить персонал необходимым учебным материалом и обеспечить непрерывность обучения без отрыва от основного вида деятельности. Внедрение автоматизированных систем проверки знаний помогает вести постоянный контроль за процессом обучения и получаемыми результатами.

В рассматриваемом случае в качестве объекта автоматизации выступает Са11-центр. Это специализированная организация или выделенное подразделение в организации, занимающиеся обработкой обращений и информированием по голосовым каналам связи в интересах организации-заказчика или головной организации [1]. В зависимости от типа са11-центра, отрасли, решаемых задач и стратегии работы с персоналом, могут быть установлены индивидуальный порядок и принципы обучения сотрудников.

При подготовке тестов для са11-центра, необходимо помнить о двух типах навыков, которыми должен владеть персонал - это профессиональные навыки и

личностные качества. Профессиональные навыки сотрудника - это специфические навыки, необходимые для формального выполнения работы. К их числу можно отнести такие как знание информации о продуктах и услугах, а также бизнес-процессов и корпоративных стандартов; умение работать в среде предметно-ориентированных информационных систем, быстро и качественно обрабатывать поступающие запросы, входящие и исходящие звонки; работать с почтой, календарем событий и пр.Личностные качества охватывают те способы общения с клиентами, которые необходимы в call-центре, а именно: навыки общения с клиентами, активное слушание, навыки телефонного общения с клиентом, техника удержания внимания, умение управлять временем и планировать работы [2].

Обучение должно проходить комплексно. Лучше сочетать обучающий и проверочный модули в рамках одного программного продукта. Помимо этого, пользователи системы могут иметь ограниченные (Пользователь) и полные (Администратор) права. С целью повышения качества проверки знаний, в системе желательно наличие тестового редактора, чтобы была возможность создания новых вариантов заданий, а также пополнение базы вопросов. Необходимо хранить базу данных с пройденными тестами сотрудников и формировать из нее отчеты. В обучающем модуле вся информация должна обновляться при необходимости. В связи с тем, что программное обеспечение будет установлено на персональных компьютерах всех сотрудников call-центра, работа с автоматизированной системой должна иметь наименьшие требования к техническим характеристикам ПК. Таким образом, наиболее оптимальным будет использование web-интерфейса на клиентском ПК, серверная часть также может быть установлена на ПК с ОС Windows 2000 и выше либо Windows Server.

В ходе проведенного анализа рынка готовых программных продуктов, пригодных для автоматизации обучения и тестирования сотрудников call-центра, были выявлены системы, которые наиболее удовле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.