Научная статья на тему 'Разработка решения по признанию затрат как маркетинговых расходов'

Разработка решения по признанию затрат как маркетинговых расходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аничина Н. А., Кирьянова В. А.

В статье рассмотрена разработка практических рекомендаций учета без проблем маркетинговых расходов для налога на прибыль.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause (article) development of practical recommendations of the account without problems of marketing charges for the profit tax is considered.

Текст научной работы на тему «Разработка решения по признанию затрат как маркетинговых расходов»

ства водителей транспортного участка (сокращение водителей легковых автомобилей); - при использовании дополнительной услуги по сервисному техобслуживанию и ремонту автомобилей возможно сокращение механиков, обслуживающих легковые автомобили; - устранение организационной неэффективности; - сокращение количества уровней в организационной иерархии и упразднение заведомо ненужных или неэффективных подразделений; - снижение нагрузки на бухгалтерию за счет снижения количества подрядчиков и обработки входящей документации; - оптимизация управленческих расходов; - снижение расходов на топливо и ГСМ; - повышение эффективности систем контроля технического состояния автопарка легковых автомобилей; - перевод части постоянных затрат в переменные; - возможность разгрузить руководителей среднего звена и сконцентрировать их внимание на основной деятельности.

Возможными недостатками от привлечения сторонней организации могут являться: -риск убытков из-за низкого качества услуг, ведь аутсорсинг транспортного обеспечения в Российской Федерации только развивается; - невозможность давать прямые указания компании - аутсорсеру, необходимость действовать в рамках договора; - вследствие предстоящего сокращения штата, возможно проявление социального напряжения.

Список литературы

1. Аникин, Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учеб. Пособие/ Б.А.Аникин, И.Л.Рудая. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 288 с. - (Высшее образование)

2. Бравар, Жан-Луи Эффективный аутсорсинг: Понимание, планирование и использование успешных аутсорсинговых отношений./Пер. с англ. / Бравар Жан-Луи, Морган Роберт. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007.- 288 с.

3. Клементс, Стюарт Аутсорсинг бизнес-процессов. Советы финансового директо-ра./Пер. с англ. Н.И. Кобзаревой/ Клементс Стюарт, Доннелан Майкл при участии Седрика Рида. - М.: Вершина, 2006. - 416 с.

4. Хейвуд, Дж.Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ.: Пер. с англ. -М.: Изд. дом «Вильямс», 2002. - 276 с.

УДК 657.1

Н.А. Аничина, В.А. Кирьянова

Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

РАЗРАБОТКА РЕШЕНИЯ ПО ПРИЗНАНИЮ ЗАТРАТ КАК МАРКЕТИНГОВЫХ РАСХОДОВ

In clause (article) development of practical recommendations of the account without problems of marketing charges for the profit tax is considered.

В статье рассмотрена разработка практических рекомендаций учета без проблем маркетинговых расходов для налога на прибыль.

Маркетинговые расходы всегда вызывали повышенный интерес со стороны проверяющих. Однако для того, чтобы без проблем учесть такие затраты для налога на прибыль, нужно выполнить некоторые условия.

В пункте 4 статьи 264 НК РФ приведен исчерпывающий перечень рекламных расходов, которые можно списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли без каких-либо ограничений. Затраты, не поименованные в этом списке, нужно нормировать. Норматив равен 1 проценту от выручки организации.

К нормируемым расходам относятся: - расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети; - расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; - расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Рассмотрим, как избежать конфликтных ситуаций с налоговыми органами в отношении учета маркетинговых расходов.

1. Рассылка каталогов по определенным адресам. Согласно Минфин России в письме от 24 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/390 рассылка каталогов по определенным адресам является не рекламой, а безвозмездной передачей имущества. А значит, расходы по такой рассылке нельзя учесть при расчете налога на прибыль на основании пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ. Но реклама должна быть адресована неопределенному кругу лиц, здесь же он известен.

Тогда согласно статье 572 ГК РФ, при безвозмездной передаче к получателю переходит право собственности на полученную вещь. То есть предполагается, что получатель может по своему усмотрению распоряжаться подаренной вещью и извлекать из нее выгоду. Но очевидно, что рекламные буклеты или каталоги никакой выгоды получателю не сулят. Вся их польза сводится к тому, что владелец буклета может узнать о продукции компании, которая проводит рекламную акцию [3].

Между тем существует способ, позволяющий решить проблему и без конфликта. Для этого надо проследить за тем, чтобы в документах не упоминалось о том, что рассылка является адресной. Лучше прописать в них, что выбор адресатов происходит в случайном порядке. Тогда затраты на нее будут признаны рекламными и их можно будет учесть при расчете налога на прибыль в общем порядке.

2. Рекламная публикация в газете. Публикация рекламных объявлений в газетах и журналах - один из самых распространенных видов рекламы. Такие расходы не нормируются. Однако, размещая рекламное объявление, необходимо учитывать, что статья 16 ФЗ от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе» требует информировать читателей о том, что они имеют дело именно с рекламной публикацией. Для этого рекламное сообщение должно сопровождаться пометкой «реклама» или «на правах рекламы». В противном случае инспекторы откажутся признать расходы рекламными и не позволят учесть их при расчете налога на прибыль, о чем и сообщил Минфин России в письме от 31 января 2006 г. № 0303-04/1/66 [6].

Чтобы избежать конфликта с проверяющими, важно проследить за тем, чтобы пометки «реклама» или «на правах рекламы» сопровождали все объявления компании, опубликованные в «нерекламных» газетах и журналах. А если газета или журнал специализируются на рекламе, то подобного рода пометки должны стоять на обложке и в выходных данных. Соответственно, помечать каждое объявление в подобных изданиях, никакой необходимости нет.

Для подтверждения рекламных расходов лучше иметь подшивку со всеми объявлениями, которые размещает организация. А если транслировался рекламный ролик на телевидении или радио, надо позаботиться о том, чтобы на предприятии сохранилась копия записи на кассете или CD-диске, а также эфирные справки средств массовой информации.

3. В стоимость рекламы на фирменных автомобилях включены ГСМ. Большинство организаций наносит на свои автомобили фирменные логотипы, а также координаты, по которым потенциальные клиенты могут заказать товар, работу или услугу. Такие рекламные расходы в перечень ненормируемых не входят и, соответственно, включаются в расчет налога на прибыль в пределах 1 процента от выручки. На первый взгляд нормировать нужно лишь плату разработчику дизайна логотипа, а также стоимость покраски. Однако Минфин России в письме от 15 июля 2005 г. № 03-03-04/1/75 заявил, что нормировать также надо и расходы на горюче-смазочные материалы, которые использованы при эксплуатации автомобилей с логотипами [1].

В письме Минфина России речь идет о ситуации, когда автомобиль в выходные дни используется только для рекламы. А если машина с логотипом перевозит грузы или пассажиров, то средства, истраченные на ГСМ, к рекламным расходам не относятся. Поэтому, если вы не хотите высчитывать «рекламный» ГСМ, оформите путевые листы так, как будто поездки носили служебный характер. Если, конечно, есть такая возможность.

4. Дегустация продукции. Дегустация продукции - еще один распространенный вид рекламных акций. Если при дегустации не будет соблюдено условие о «неопределенном круге лиц», налоговые инспекторы посчитают, что компания безвозмездно распространяет товары. Соответственно, она не сможет списать расходы на дегустацию в налоговом учете (письмо Минфина России от 16.08.2005 г. № 03-04-11/205).

Признать такие расходы рекламными можно, если в дегустации принимает участие любой желающий. Следовательно, чтобы избежать споров с инспекторами и списать истраченные на дегустацию средства в налоговом учете, в оправдательных документах должно быть указано, что дегустация организована для неопределенного круга лиц. Расходы на дегустацию можно списать в уменьшение налогооблагаемого дохода лишь в пределах норматива [2].

5. Расходы на пресс-конференции и бесплатные семинары. Особое место в ряду рекламных расходов занимают различные мероприятия, направленные на создание положительного имиджа компании в обществе - пресс-конференции, бесплатные семинары и т. д. Словом, различные PR-акции (от англ. Public relations).

Расходы по таким мероприятиям складываются из арендной платы за помещения, стоимости транспортных услуг, вознаграждения охранникам, а также компаниям, специализирующимся на PR.

В письме Минфина России от 3 октября 2006 г. № 03-03-04/1/678 сказано, что затраты на проведение PR-мероприятий следует учитывать в составе нормируемых рекламных расходов, поскольку они подходят под определение рекламы [5]. Ведь практически на любую PR-акцию приглашают журналистов. Впоследствии в прессе публикуются материалы, рассказывающие о проведенной конференции или семинаре, а попутно и о компании, организовавшей данную акцию. В итоге конечным потребителем все равно является неопределенный круг лиц.

При этом проведение пресс-конференции, пресс-показа или семинара не является рекламой в средствах массовой информации. Значит, делают вывод чиновники, расходы на проведение подобных акций можно учесть при расчете налога на прибыль лишь в пределах норматива - 1 процента от выручки.

Такой вариант налогового учета хорош лишь в том случае, когда сумма, истраченная на PR-акцию, не превышает норматива. А если это не так, то можно предпринять следующие шаги.

В документах PR-мероприятие можно обозначить как экспозицию или выставку для всех желающих ее посетить (то есть для неограниченного круга лиц). Расходы по участию в таких рекламных мероприятиях не нормируются. Сами же пресс-конференции и семинары будут проводиться строго в рамках выставки.

Предприятие должно обязательно оформить все внутренние документы на проведение выставки. В приказе руководителя нужно обязательно указать цель выставки. Это может быть, например, демонстрация достижений компании или выставка образцов продукции. И обязательно нужно закрепить программу мероприятия во внутренних документах.

Сегодня проблема признания маркетинговых расходов в налоговом учете является немаловажной, так как перечень рекламных расходов упомянутый в Налоговом кодексе просто не поспевает за столь стремительным развитием рекламной индустрии.

В связи с этим возникает проблема учета расходов на те рекламные мероприятия, которые не упомянуты в законе. Поэтому многие предприятия просто не хотят использовать данные маркетинговые инструменты из-за сложности их отражения в учете.

Список литературы

1. Букач, Е. Перекрашиваем автомобили фирмы // Бухгалтерское приложение.

2. Волошин, Д.А. Дегустация = реклама? // Главбух. 2006 №16.

3. Зуйкова, Л. Реклама: куда двигаться торговле?// Новая бухгалтерия. 2006. № 6.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31.07.98 г. №146-ФЗ и часть вторая от 5.08.2000 г. №117-ФЗ (с изм. от 26.04.07).

5. Письмо Минфина России от 3.10.2006 г. № 03-03-04/1/678

6. Письмо Минфина России от 31.01.2006 г. № 03-03-04/1/66.

7. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 г. №38-ФЗ (с изм. от 12. 04.07).

УДК 658.6

Л.В. Ашихмина, Ю.В. Кулакова, А.В. Качайлова

Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

ТОРГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Now trade is the most widespread kind of activity of the modern business world. As a whole the accounting and tax account of trading organisations corresponds to the organisation of the accounting and tax account in other commercial organisations. However it is necessary to consider features of conducting accounting and tax the account on trading enterprises.

В настоящее время торговля - самый распространенный вид деятельности современного делового мира. В целом бухгалтерский и налоговый учет торговых организаций соответствует организации бухгалтерского и налогового учета в других коммерческих организациях. При этом он, безусловно, имеет ряд особенностей.

В настоящее время торговля является самым распространенным видом деятельности современного делового мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.