Научная статья на тему 'Разработка рекомендаций по управлению дебиторской задолженностью'

Разработка рекомендаций по управлению дебиторской задолженностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4340
648
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / АНАЛИЗ / РЕЗЕРВ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ / КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ / РЕГЛАМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нигай Дарья Эриковна, Герасимова Лариса Николаевна

В статье анализируется дебиторская задолженность, определен характер взаимоотношений с покупателями товаров (работ, услуг). Рассмотрены рекомендации по управлению дебиторской задолженностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF RECOMMENDATIONS FOR DEBTORS'' ACCOUNTS MANAGEMENT

In the article analysis of debtors' accounts is performed, relationship with buyers of goods (works, services) is explored. Recommendations for management of debtors' accounts are considered.

Текст научной работы на тему «Разработка рекомендаций по управлению дебиторской задолженностью»

УДК 658.15

РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

Аннотация. В статье анализируется дебиторская задолженность, определен характер взаимоотношений с покупателями товаров (работ, услуг). Рассмотрены рекомендации по управлению дебиторской задолженностью.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, анализ, резерв по сомнительным долгам, контроль за качеством дебиторской задолженности, регламент управления.

DEVELOPMENT OF RECOMMENDATIONS FOR DEBTORS' ACCOUNTS MANAGEMENT

Annotation. In the article analysis of debtors' accounts isperformed, relationship with buyers of goods (works, services) is explored. Recommendations for management of debtors' accounts are considered.

Keywords: debtors' accounts, analysis, bad debt reserve, control of debtors' accounts quality, regulations of management.

Политика управления дебиторской задолженностью - часть общей бизнес-политики предприятия, направленная на расширение объема реализации продукции и заключающаяся в оптимизации общего объема размера дебиторской задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Основным способом достижения конкурентного преимущества по управлению дебиторской задолженностью является минимизация просроченной задолженности. С целью максимизации притока денежных средств следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии. Но возможности применения предоплаты крайне ограничены - только при значительной рыночной власти поставщика и превышении спроса над предложением, что встречается крайне редко. Более распространенный метод стимулирования заказчиков - предоставление им скидок за предоплату. Например, при оплате товара в течение 10 дней с даты получения товара дается скидка в размере 2 %; при оплате в течение 30 дней - оплата без скидок; свыше 30 дней - применяются штрафные санкции, например 0,03 % за каждый день задержки платежа сверх 30 дней (или сверх срока, установленного договором) [1].

Отделу сбыта или коммерческой службе предприятия целесообразно вести рейтинг покупателей по системе признаков: надежные, ненадежные (сомнительные); постоянные, разовые, перспективные; крупные, средние, мелкие [2].

Формирование политики управления дебиторской задолженностью предприятия должно осуществляться по следующим основным этапам:

— анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде;

— формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции;

— определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по кредиту;

— формирование системы кредитных условий;

— формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация предоставления кредитов;

— формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности;

— обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

© Нигай Д.Э., Герасимова Л.Н., 2014

Д.Э. Нигай Л.Н. Герасимова

Daria Nigay Larisa Gerasimova

При формировании принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются вопросы о форме осуществления реализации продукции в кредит и о типе кредитной политики предприятия (консервативном, умеренном или агрессивном).

При определении возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по кредиту, необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит, средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита, средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики, коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой продукции [3].

Предоставление скидок стимулирует не только увеличение продаж, но и сокращение сроков отвлечения денежных средств в расчетах с покупателями. Ценовая мотивация сейчас является общепринятой практикой. Эффективная ее реализация поставщиком позволяет ему существенно уменьшить дебиторскую задолженность.

При большом числе заказчиков часто возникает безнадежная задолженность, например в связи с банкротством или ликвидацией должника. Для уменьшения возможных потерь от списания безнадежной задолженности создается резерв по сомнительным долгам. Резерв по сомнительным долгам создается по дебиторской задолженности, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и при этом не обеспечена гарантиями или банковским поручительством [4].

Чтобы иметь более реальную оценку средств, которые в перспективе сможет получить предприятие от дебиторов, нужно попытаться оценить вероятность безнадежных долгов в группах по срокам возникновения задолженности. Оценку можно сделать на основе экспертных данных, либо используя накопленную статистику. Поскольку суммы резерва по сомнительным долгам относятся на финансовые результаты деятельности организации, они уменьшают облагаемую налогом прибыль.

Рекомендуется составлять реестр старения счетов дебиторов. Исходной информацией для его составления являются данные бухгалтерского учета по задолженности конкретных контрагентов, при этом важно получить информацию не только о сумме задолженности, но и о сроках ее возникновения. Для получения информации о просроченной задолженности следует провести анализ договоров с контрагентами. Когда такая информация получена, все дебиторы ранжируются по убыванию величины задолженности

Для увеличения эффективности контроля за дебиторской задолженностью надо утвердить внутренний регламент контроля и управления дебиторской задолженностью, где следует прописать порядок работы с дебиторской задолженностью, направленной на своевременное выявление просроченной задолженности, процедуры взыскания просроченной задолженности и ответственных за их выполнение. Необходимо не только распределить ответственность между подразделениями, но и описать действия всех занятых в управлении дебиторской задолженностью сотрудников в регламенте управления дебиторской задолженностью.

В таблице представлен разработанный регламент взаимодействия между структурными подразделениями ООО «Коттон Вэй» по вопросам учета исполнения обязательств по договорам, связанным с реализацией услуг, товаров.

Таблица

Регламент управления дебиторской задолженностью ООО «Коттон Вэй»

Мероприятия Ответственное лицо (подразделение)

Подготовка и заключение договора Департамент по работе на оптовом и розничном рынках

Отгрузка товара Департамент по работе на оптовом и розничном рынках

Окончание табл.

Мероприятия Ответственное лицо (подразделение)

Извещение дебитора о сумме и сроках дебиторской задолженности Финансовая служба

Оформление расчетных документов и пересылка их дебитору Финансовая служба

За два-три дня до наступления срока оплаты напоминание дебитору по телефону о наступлении срока оплаты Финансовая служба

Предоставление выписок из банка по платежам по договорам, связанным с реализацией услуг Финансовая служба

Разнесение платежей по сформированным обязательствам, размещение реестра дебиторской задолженности для заинтересованных структурных подразделений Департамент по работе на оптовом и розничном рынках

При неоплате в срок выяснение по телефону причин неоплаты и договоренность о сроке оплаты Департамент по работе на оптовом и розничном рынках

Прекращение отгрузки до оплаты Коммерческий директор

Письмо покупателю о возможности предъявления штрафных санкций Финансовая служба

При просрочке платежа до 30 дней начисление штрафа Финансовая служба

Постоянные телефонные напоминания дебитору Департамент по работе на оптовом и розничном рынках

Рассмотрение возможных вариантов реструктуризации дебиторской задолженности Финансовая служба

При просрочке платежей до 90 дней принятие возможных мер по досудебному урегулированию проблемы Юридический отдел

Официальное письмо дебитору с претензией о неоплате задолженности и о том, что дело будет передано в арбитражный суд Юридический отдел

Передача иска к дебитору в арбитражный суд Юридический отдел

Для более эффективного управления дебиторской задолженностью необходимо:

1) осуществлять предварительную работу с потенциальными дебиторами до отгрузки, в том числе по выяснению их платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости. Такая работа, касающаяся особенно новых покупателей, должна осуществляться юридической службой организации в части проверки учредительных документов контрагента, а также может осуществляться финансовым отделом в части анализа показателей платежеспособности контрагента по данным его бухгалтерской отчетности. Анализ дебиторов проводится на основании следующих источников: данные, получаемые непосредственно от потенциального покупателя, из внутренних источников (если сделки носят постоянный или периодический характер), из внешних источников (коммерческие журналы, газеты, справочники, государственная отчетность) и т.д.;

2) при заключении договора тщательно оговаривать с покупателями условия предоставления отсрочки, систему штрафных санкций за просрочку платежа;

3) проводить регулярный мониторинг состояния задолженности, в частности анализ состава, структуры, динамики и оборачиваемости дебиторской задолженности;

4) регулярно проводить акты сверки с контрагентами для подтверждения задолженности;

5) усилить контроль качества дебиторской задолженности, т.е. при выявлении просроченной дебиторской задолженности, которая может перерасти в безнадежную, своевременно предпринимать меры по досудебному и судебному урегулированию такой задолженности;

6) контролировать соотношение кредиторской и дебиторской задолженностей.

Данные меры предполагают более четкую организацию учета и анализа дебиторской задолженности, что, в свою очередь, должно привести к выявлению на более ранних сроках просроченной дебиторской задолженности, своевременному резерву по сомнительным долгам и, как следствие, к повышению качества управления дебиторской задолженностью в организации.

Библиографический список

1. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет и контроль дебиторской и кредиторской задолженности: учеб.-практич. пособ. / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров. - М.: Проспект, 2011.

2. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: учеб. / Л.Е. Басовский. - М.: Инфра-М, 2013.

3. Володин А.А. Управление финансами. Финасы предприятий: учеб. / А.А. Володин. - 2-е изд. - М.: Инфра-М. - 2011. - 510 с.

4. Горбулин В.Д., Фокина О.Н. Дебиторская и кредиторская задолженность. Особенности бухгалтерского и налогового учета / В.Д. Горбулин, О.Н. Фокина. - М.: ГроссМедиа Ферлаг: РосБух, 2010. - 127 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.