Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ПРУЖИННОГО НАТЯЖНОГО УСТРОЙСТВА КАНАТА ОГРАНИЧИТЕЛЯ СКОРОСТИ ДЛЯ ЛИФТОВ С УМЕНЬШЕННЫМ ПРИЯМКОМ ШАХТЫ'

РАЗРАБОТКА ПРУЖИННОГО НАТЯЖНОГО УСТРОЙСТВА КАНАТА ОГРАНИЧИТЕЛЯ СКОРОСТИ ДЛЯ ЛИФТОВ С УМЕНЬШЕННЫМ ПРИЯМКОМ ШАХТЫ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
96
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНЬШЕННЫЙ ПРИЯМОК ЛИФТОВОЙ ШАХТЫ / ПРУЖИННОЕ НАТЯЖНОЕ УСТРОЙСТВО КАНАТА ОГРАНИЧИТЕЛЯ СКОРОСТИ / УПРУГОЕ УДЛИНЕНИЕ ЛИФТОВОГО КАНАТА / НАТЯЖЕНИЕ СТАЛЬНОГО КАНАТА / МОДУЛЬ УПРУГОСТИ СТАЛЬНОГО КАНАТА / ТРОСОВЫЙ ЗАХВАТ / ТАЛРЕП / УСТРОЙСТВО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ И ПРЕВЫШЕНИЯ СКОРОСТИ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Куцеполенко Александр Владимирович, Подымако Максим Эдуардович, Соболев Максим Валерьевич, Синицын Герман Сергеевич, Далимаев Владимир Александрович

В статье подчеркивается актуальность уменьшения глубины приямка лифтовой шахты и акцентировано внимание на сформулированное ранее понятие минимального вертикального габарита натяжного устройства исходя из его функционального назначения. Показана зависимость вертикального габарита пружинного натяжного устройства от упругих свойств тягового элемента и от его диаметра. Предложена конструкция пружинного натяжного устройства с минимальным вертикальным габаритом и с функцией частичной компенсации упругого удлинения каната. Определена область применения предложенного натяжного устройства в зависимости от этажности здания. Предложены решения по использованию универсальных приспособлений для расширения области применимости рассматриваемого натяжного устройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Куцеполенко Александр Владимирович, Подымако Максим Эдуардович, Соболев Максим Валерьевич, Синицын Герман Сергеевич, Далимаев Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A SPRING TENSIONING DEVICE OF THE SPEED LIMITER ROPE FOR ELEVATORS WITH A REDUCED SHAFT PIT

The article demonstrates the relevance of reducing the depth of the elevator shaft pit and focuses on the previously formulated concept of the minimum vertical dimension of the tensioning device based on its functional purpose. The dependence of the vertical dimension of a spring tensioning device on the elastic properties of the traction element and its diameter is shown. The design of the spring tensioning device with the minimum vertical dimension and with the function of partial compensation for the elastic rope elongation is proposed. The scope of application of the tensioner proposed is determined depending on the building height. Solutions are suggested for using universal devices to expand the area of applicability of the tensioning device under consideration.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ПРУЖИННОГО НАТЯЖНОГО УСТРОЙСТВА КАНАТА ОГРАНИЧИТЕЛЯ СКОРОСТИ ДЛЯ ЛИФТОВ С УМЕНЬШЕННЫМ ПРИЯМКОМ ШАХТЫ»

DOI: 10.53078/20778481_2022_4_14 УДК 692.66, УДК 621.86/87

А. В. Куцеполенко, М. Э. Подымако, М. В. Соболев, Г. С. Синицын, В. А. Далимаев

РАЗРАБОТКА ПРУЖИННОГО НАТЯЖНОГО УСТРОЙСТВА КАНАТА ОГРАНИЧИТЕЛЯ СКОРОСТИ ДЛЯ ЛИФТОВ С УМЕНЬШЕННЫМ ПРИЯМКОМ ШАХТЫ

А. V. Kutsepolenko, M. E. Podymako, M. V. Sobolev, H. S. Sinitsyn, V. A. Dalimaev

DEVELOPMENT OF A SPRING TENSIONING DEVICE OF THE SPEED LIMITER ROPE FOR ELEVATORS WITH A REDUCED SHAFT PIT

Аннотация

В статье подчеркивается актуальность уменьшения глубины приямка лифтовой шахты и акцентировано внимание на сформулированное ранее понятие минимального вертикального габарита натяжного устройства исходя из его функционального назначения. Показана зависимость вертикального габарита пружинного натяжного устройства от упругих свойств тягового элемента и от его диаметра. Предложена конструкция пружинного натяжного устройства с минимальным вертикальным габаритом и с функцией частичной компенсации упругого удлинения каната. Определена область применения предложенного натяжного устройства в зависимости от этажности здания. Предложены решения по использованию универсальных приспособлений для расширения области применимости рассматриваемого натяжного устройства.

Ключевые слова:

уменьшенный приямок лифтовой шахты, пружинное натяжное устройство каната ограничителя скорости, упругое удлинение лифтового каната, натяжение стального каната, модуль упругости стального каната, тросовый захват, талреп, устройство предотвращения свободного падения и превышения скорости.

Для цитирования:

Разработка пружинного натяжного устройства каната ограничителя скорости для лифтов с уменьшенным приямком шахты / А. В. Куцеполенко, М. Э. Подымако, М. В. Соболев, Г. С. Синицын, В. А. Далимаев // Вестник Белорусско-Российского университета. - 2022. - № 4 (77). - С. 14-24.

Abstract

The article demonstrates the relevance of reducing the depth of the elevator shaft pit and focuses on the previously formulated concept of the minimum vertical dimension of the tensioning device based on its functional purpose. The dependence of the vertical dimension of a spring tensioning device on the elastic properties of the traction element and its diameter is shown. The design of the spring tensioning device with the minimum vertical dimension and with the function of partial compensation for the elastic rope elongation is proposed. The scope of application of the tensioner proposed is determined depending on the building height. Solutions are suggested for using universal devices to expand the area of applicability of the tensioning device under consideration.

Keywords:

reduced elevator shaft pit, spring tensioning device for speed limiter rope, elastic elevator rope elongation, steel wire rope tension, steel wire rope modulus of elasticity, wire rope grip, turnbuckle, free fall and overspeed prevention device.

For citation:

Development of a spring tensioning device of the speed limiter rope for elevators with a reduced shaft pit / A. V. Kutsepolenko, M. E. Podymako, M. V. Sobolev, H. S. Sinitsyn, V. A. Dalimaev // Belarusian-Russian University Bulletin. - 2022. - № 4 (77). - P. 14-24.

© Куцеполенко А. В., Подымако М. Э., Соболев М. В., Синицын Г. С., Далимаев В. А., 2022

Введение

Возрастающая конкуренция в лифтовой отрасли требует от производителей лифтов анализа возможностей по повышению потребительских характеристик и улучшению интегрирования лифта в архитектурное и стилистическое решения здания. При этом, помимо многоэтажных зданий с глубиной приямка шахты 1100...2000 мм [1], лифтами все чаще оснащаются коттеджи, рестораны и другие малоэтажные застройки, для которых применяются лифты с уменьшенным приямком [2]. Для освоения производства лифтов с уменьшенным приямком необходимо эффективно использовать пространство шахты, используя новые компоновочные, а также конструктивные решения, позволяющие минимизировать размеры лифтового оборудования.

Одним из узлов, расположенных в приямке, является натяжное устройство каната ограничителя скорости, предназначенное для обеспечения натяжения каната, охватывающего шкив ограничителя скорости и соединенного с рычагом включения ловителя. Величина этого натяжения, наряду с формой канавки шкива ограничителя скорости и его материалом, должна обеспечивать возникновение такого значения силы трения между канатом и ручьем шкива ограничителя скорости при его блокировке, которое гарантирует включение ловителя [3, 4].

Проведенный коллективом научно-технического центра ОАО «Моги-левлифтмаш» анализ [5] натяжных устройств позволил определить тип конструкции натяжного устройства, который целесообразно использовать в лифтах с малой глубиной приямка. Было сформулировано и записано в виде формулы [5, формула (1)] понятие минимального вертикального габарита натяжного устройства, достаточного для того, чтобы обеспечить выполнение им своего функционального назначения.

Физический смысл формулы [5, формула (1)] заключается в том, что минимальный вертикальный габарит натяжного устройства должен определяться только диаметром шкива устройства и его вертикальным перемещением (ходом шкива), необходимым для выбирания вытяжки [5, 6] каната. Причем в формировании значения минимального вертикального габарита натяжного устройства r*min значения диаметра шкива Dшк (min) и его хода Хшк.полное должны учитываться не более одного раза.

Без учета толщин деталей, из которых состоит корпус натяжного устройства, а также без учета зазоров между верхней и нижней частью корпуса и шкивом в его крайних верхнем и нижнем положениях формулу [5, формула (1)] можно упростить:

r*min Dm* (min) + Хшк.полное. (1)

Ход шкива определяется вытяжкой каната (конструктивным удлинением), которая зависит от конструкции каната и величины усилия его натяжения.

Согласно требованиям

ГОСТ 33984.1-2016 [4], отношение диаметра шкива к диаметру огибаемого каната для скоростей перемещения кабины лифта до 1,6 м/с включительно должно быть не менее 25.

Вертикальный габарит пружинного натяжного устройства можно выразить в виде функции, зависящей от диаметра и упругих свойств каната (тягового элемента):

Г = f(d^ AL); r*min = 25dк + ALJ2,

(2) (3)

где dк - диаметр каната; ДLк - максимально допустимая величина вытяжки каната (его остаточная деформация), при достижении которой требуется его укорачивание (рис. 1).

В техническом задании на разра-

ботку пружинного натяжного устройства в качестве прототипа было указано пружинное натяжное устройство

COMPACT TENSING PULLEY 200 фирмы Dynatech (рис. 2) [7].

Рис. 1. Величина перемещения шкива натяжного устройства в зависимости от величины вытяжки каната ограничителя скорости: 1 - шкив в начальном положении; 2 - шкив при вытянутом канате; 3 - канат

Хшк.

.шк.полное

X,

шк.полное

Хшк.

шк.полное

Рис. 2. Пружинное натяжное устройство COMPACT TENSING PULLEY 200 (Dynatech)

Конструкция этого натяжного устройства была проанализирована в [5, 6], где было установлено, что вер-

тикальный габарит данной конструкции формируется величиной диаметра шкива и двойным значением его перемеще-

ния вследствие вытягивания каната.

На основе анализа недостатков прототипа в ОАО «Могилевлифтмаш» была разработана и запатентована

собственная конструкция пружинного натяжного устройства (рис. 3), конструкция которого подробно описана в [6].

Рис. 3. Опытный образец пружинного натяжного устройства (ОАО «Могилевлифтмаш»):

1 - корпус; 2 - шкив; 3 - шпилька; 4 - лыжа; 5 - выключатель

Анализируя данную конструкцию, можно заметить, что шпильки 3 полностью расположены внутри корпуса 1. При крайнем нижнем положении шкива 2 лыжа 4 наезжает на рабочий элемент выключателя 5, что приводит к разрыву электрической цепи безопасности лифта. Эта особенность конструкции обусловливает минимальный вертикальный габарит устройства:

Г(ОАО «Могилевлифтмаш») Dшк + Х шк.полное ~

+ Ах + Д2 + ХЗ ~ Dшк + Х,

шк 1 лшк.полное

Г(идеальный),

(4)

где Дх - зазор между нижним положением шкива при полностью вытянутом канате (в момент, когда требуется его

укорачивание) и нижней частью корпуса натяжного устройства; Д2 - зазор между верхним рабочим положением шкива (до начала вытяжки каната) и верхней частью корпуса натяжного устройства; ХЗ - толщина деталей, из которых состоит корпус натяжного устройства.

Исходя из назначения натяжного устройства понятно, что оно должно обеспечивать (гарантировать) величину усилия протягивания каната, достаточную для включения ловителя в случае срабатывания ограничителя скорости при любой допустимой натяжным устройством вытяжке каната ограничителя скорости (в любой момент времени). Величина усилия протягивания каната, согласно требованиям отраслевых нормативных документов [4], должна

быть не менее 300 Н или удвоенной величины усилия включения ловителя.

Усилие протягивания каната ограничителя скорости зависит от:

1) материала шкива ограничителя скорости;

2) геометрических параметров (угол) канавки;

3) усилия натяжения каната, создаваемого натяжным устройством.

Параметры 1-го и 2-го пунктов на предприятии унифицированы. Диапазон усилий натяжения, которые должно создавать натяжное устройство, регламентируется внутризаводским стандартом и обосновано следующими требованиями:

- минимальное значение усилия натяжения должно гарантировать включение ловителей при срабатывании ограничителя скорости;

- максимальное значение усилия натяжения ограничено прочностными характеристиками кронштейнов, на которых устанавливается ограничитель скорости.

Для определения этого диапазона были проведены испытания опытного

образца пружинного натяжного устройства совместно с серийно изготовляемым на предприятии ограничителем скорости.

Максимальное усилие натяжения каната, создаваемое натяжным устройством, соответствует крайнему верхнему рабочему положению шкива натяжного устройства. В этом случае пружина устройства находится в состоянии рабочего сжатия, создаваемое ею усилие равно F2, а запас на вытяжку каната ограничителя скорости равен зазору между шкивом натяжного устройства и нижней частью его корпуса. Минимальное усилие натяжения каната, создаваемое натяжным устройством, соответствует крайнему нижнему рабочему положению шкива натяжного устройства. В этом случае пружина устройства находится в состоянии предварительного сжатия, создаваемое ею усилие равно Fl, а канат необходимо укорачивать.

Из [8, 9] известно, что в процессе работы лифта вытягивание каната происходит в несколько этапов (рис. 4).

ох

сА

Й

ЕЕ

¡4 <и

Нормальное постепенное удлинение за время службы каната

е

и

и н

л е

и н

е и

о л

г д

у у

р е

п о

у н

е Н н я

о т с о п

Время службы каната

Рис. 4. Характеристика удлинения каната за время его эксплуатации

Второй этап растянут во времени и соответствует вытягиванию каната в процессе эксплуатации лифта. На первом этапе происходит предварительное вытягивание каната, обусловленное его

конструктивным удлинением (уплотнение свивки каната) [8, 9]. Производители лифтовых канатов с целью уменьшения конструктивного удлинения каната выполняют его предварительное растя-

жение и обжатие [10, 11], однако полностью от него избавиться не удается и оно по-прежнему составляет значительную часть от общего удлинения каната. Причем конструктивное удлинение происходит за очень короткий отрезок времени, фактически при установке натяжного устройства, поэтому оно должно компенсироваться до начала эксплуатации лифта. Таким образом, технология установки натяжного устройства или его конструктивные особенности должны позволять нивелировать данное удлинение каната до запуска лифта в эксплуатацию.

Для решения этой задачи необходимо определить величину конструктивного удлинения каната в зависимости от этажности лифта при конкретном натяжном усилии, создаваемом применяющимся натяжным устройством.

В [14, 15] рассмотрено влияние на степень удлинения каната ограничителя скорости, значений диаметров шкивов натяжного устройства и ограничителя скорости при постоянной величине растягивающего усилия. Однако так как даже при малых высотах подъема лифта прямолинейный участок каната значительно превышает длину каната, огибающую шкивы ограничителя скорости и натяжного устройства, то на начальном этапе влияние диаметров натяжного устройства и ограничителя скорости на величину удлинения канатов рассматривать не будем.

С большой степенью точности можно пренебречь нелинейным характером зависимости удлинения каната от усилия натяжения каната, создаваемого натяжным устройством, и, условно заменив канат упругим стержнем, рассчитать его удлинение, применяя закон Гука [12]:

ДL = F • L/(Eк • А), (5)

где А - площадь поперечного сечения каната; Б - растягивающее канат усилие; Ек - модуль упругости каната;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

L - начальная длина каната; AL - упругое удлинение каната.

При расчетах упругого удлинения стального каната в литературе используется значение модуля упругости углеродистой стали [13], однако такие расчеты носят весьма приближенный характер. Модуль упругости каната значительно отличается от модуля упругости материала его проволок и зависит от конструкции каната, а именно от углов свивки проволок в прядь, а прядей в канат. В общем виде можно записать

Ек = k • E,

где Е - модуль упругости стали; k - коэффициент, зависящий от конструкции каната.

Для определения модуля упругости канатов тросовой конструкции с точечным касанием проволок можно использовать формулу акад. А. Н. Дин-ника [16]:

ЕКан = ЕПр • cos4 аПр • cos4 рПр , (6)

где Еир - модуль упругости проволоки; аир - угол свивки проволок в прядь; Рпр - угол свивки прядей в канат.

По формуле П. П. Нестерова и А. Н. Малеванного модуль упругости каната [17]

ЕКан = ЕПр(1 "ManРпр) Х

4 4 п

X cos а Пр • cos рПр, (7)

где Цг - коэффициент сужения каната.

Из формул (6) и (7) видно, что модуль упругости каната меньше модуля упругости углеродистой стали. Однако учесть отклонения геометрических размеров проволок, из которых состоит канат, и отличия их механических свойств, например разбег модулей упругости отдельных проволок (из-за отличий фактических пределов прочности при растяжении каждой из проволок)

[16, 18], не представляется возможным.

Поэтому производитель лифтовых канатов, используемых на ОАО «Моги-левлифтмаш», по запросу предоставил данные по величине упругого удлинения своих канатов. По формуле (5) рассчитаем значение модуля упругости Ек, МПа, этих канатов:

Ек = (0,47.0,52) • 105.

Если значение площади поперечного сечения каната не указано в каталоге производителя канатов [19], то его также можно узнать по запросу. Очевидно, что статическое усилие натяжения в верхней точке каната равно сумме усилия натяжения в нижней точке каната и веса каната, который зависит от его длины [20].

Пренебрегая изменением диаметра каната при его удлинении, рассчитаем упругое удлинение каната ограничителя скорости в зависимости от высоты подъема лифта и от усилия натяжения, создаваемого натяжным устройством:

2

AL = ALТ + AL0= (8)

Т 0 ЕкА 2Ек

где ДТн - усилие натяжения в нижней точке каната; Д^г - упругая деформация каната под действием усилия ДТн; ДЬо - упругая деформация каната под действием силы тяжести каната; у - удельный вес каната (указывается производителем [10, 19]).

Фактически ДТ н - это максимальное усилие натяжения каната, создаваемое натяжным устройством, равное значению усилия рабочего сжатия пружины F2. Начальная длина каната L определяется этажностью здания, в котором планируется устанавливать лифт, поэтому можно определить величину упругого удлинения каната ДL в зависимости от этажности здания.

В натяжном устройстве ОАО «Мо-гилевлифтмаш» предусмотрена возможность компенсировать упругое удлинение каната путем вертикального перемещения корпуса устройства относительно пола приямка вдоль резьбовых шпилек (рис. 5).

Рис. 5. Компенсация упругого удлинения каната ограничителя скорости путем перемещения пружинного натяжного устройства (ОАО «Могилевлифтмаш»): 1 - пол приямка; 2 - корпус натяжного устройства; 3 - шпильки; 4 - шкив натяжного устройства

Величина вертикального перемещения корпуса натяжного устройства относительно пола приямка должна соответствовать этажности здания в соот-

ветствии с рис. 6. Однако для того чтобы длина шпилек не влияла на формирование его вертикального габарита, она не должна превышать половину

диаметра шкива. Например, для каната ограничителя скорости диаметром 6 мм минимальный диаметр шкива - 150 мм, а максимальная длина шпилек - 75 мм. Как видно, длине шпилек 75 мм соответствует высота здания в 12,5 этажей. Повысить допустимую этажность при-

менения данного натяжного устройства, не увеличивая его габарит, можно, расположив шпильки снаружи корпуса устройства. Однако при этом их длина не должна превышать вертикальный габарит натяжного устройства.

19

* 20

а к

Kt

Ч 18

м

17 16 15

о о я Й d н О

14

13 -12,5 12 -

11 10

9 8 7 6 5

1 /

■ -Максимальное усилие натяжения каната при рабочем сжатии пружины Б2, Н ■ Граница применимости устройстава для <3к=6 мм т г

/

J щ

и Г

Г

ш

У S 1- S

1 / и о р из II

S т а> -а

м / ш 5 к

/ С га га m

Ш Щ s т о

> / га £< 1- У

10 20 30 40 50 6 0 70 80 90 100 110 120 Величина вертикального перемещения натяжного устройства для компенсации упругого удлинения, мм

Рис. 6. Зависимость вертикального перемещения корпуса пружинного натяжного устройства (ОАО «Могилевлифтмаш») относительно пола приямка в зависимости от этажности здания

В любом случае компенсация упругого удлинения каната вертикальным перемещением корпуса натяжного устройства и, соответственно, применяемость данного решения ограничена длиной шпилек.

Для использования данного натяжного устройства без ограничения этажностью нужно рекомендовать монтажным организациям оснаститься ручной лебедкой и тросовым захватом (рис. 7, а) [21]. Это позволит обеспечить выборку упругого удлинения каната при монтаже натяжного устройства без перемещения натяжного устройства и, соответствен-

но, позволит отказаться от шпилек. Для компенсации упругого удлинения каната в процессе эксплуатации лифта можно использовать талреп, соединяющий рычаг механизма включения ловителя с концом каната ограничителя, охватывающего шкив натяжного устройства (рис. 7, б) [22, 23].

На основании сопоставления себестоимости и трудоемкости изготовления пружинного натяжного устройства и натяжного устройства рычажной конструкции, выпускаемой на ОАО «Могилевлифтмаш», была подтверждена экономическая целесообразность освоения

выпуска пружинного натяжного устройства. По результатам успешных испытаний в составе лифта данное натяжное

устройство запущено в производство. На конструкцию получен патент на полезную модель BY 12769 [6].

а) б)

Рис. 7. Натяжение каната ограничителя скорости ручной лебедкой при помощи тросового захвата и талрепа: 1 - пол приямка; 2 - натяжное устройство; 3 - ограничитель скорости; 4 - канат ограничителя скорости; 5 - рычаг включения ловителя; 6 - кабина лифта; 7 - тросовый захват; 8 - лебедка; 9 - талреп

Уменьшение габаритов натяжного устройства любого типа небесконечно и определяется его конструкцией, необходимостью выполнения им функционального назначения, а также соответствием требованиям отраслевых стандартов. Наряду с преимуществами пружинного натяжного устройства (меньшими габаритами и экономической эффективностью), оно имеет ограничение по применению без дополнительных приспособлений (см. рис. 7) на высотах подъема более 12 этажей, около 36 м, по причине упругого удлинения каната. При этом дополнительными приспособлениями не требуется комплектовать каждый лифт, их количество определяется количеством лифтов, одновременно монтируемым организацией на объектах.

Заключение

Коллективом научно-технического центра ОАО «Могилевлифтмаш» сфор-

мулировано определение вертикального габарита пружинного натяжного устройства как функции от диаметра тягового элемента и его механических (упругих)свойств.

На основании выполненного анализа пружинного натяжного устройства COMPACT TENSING PULLEY 200 фирмы Dynatech [7] разработана собственная конструкция [6] пружинного натяжного устройства, объединяющая в себе функциональность, минимальный вертикальный габарит и гибкость встраивания в шахте независимо от компоновки лифтового оборудования, что позволяет использовать данное устройство в лифтах с малой глубиной приямка.

Учтено явление упругого удлинения каната в зависимости от этажности здания, а в конструкции натяжного устройства реализована возможность его частичной компенсации.

Предложены универсальные решения по использованию канатных за-

хватов и талрепов, позволяющие полностью компенсировать упругое удлинение каната без ограничения этажностью

и не требующие доработки конструкции натяжного устройства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лифт без машинного помещения. KONE N MonoSpace [Электронный ресурс]: каталог. - Режим доступа: https://www.kone.ru/Images/8522_KONE_N%20MonoSpace_RUS_tcm132-84628.pdf. - Дата доступа: 16.08.2022.

2. SuperDomus. Лифт MRL с минимальным приямком и оголовком [Электронный ресурс]: каталог. - Режим доступа: https://igvlift.ru/upload/igv-superdomus-rus.pdf. - Дата доступа: 16.08.2022.

3. Лифты: учебник / Под общ. ред. Д. П. Волкова. - Москва: АСВ, 1999. - 480 с.: ил.

4. Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов = Лiфты. Агульныя патрабаванш бяспеш да устройства i устаноуцы. Лiфты для транспартавання людзей або людзей i грузау: ГОСТ 33984.1-2016 (EN 81-20:2014). - Введ. 02.11.2018. - Минск: Госстандарт РБ, 2018. - 130 с.

5. Сравнительный анализ конструктивных схем натяжных устройств канатов ограничителей скорости и обоснование требований к ним при комплектации ими лифтов без машинного помещения и с уменьшенным приямком / А. В. Куцеполенко [и др.] // Вестн. Белорус.-Рос. ун-та. - 2021. - № 4 (73). -С. 26-36.

6. Пружинное натяжное устройство: полез. модель BY 12769 / А. В. Куцеполенко, Г. С. Сини-цын. - Опубл. 30.12.2021.

7. INSTRUCTIONS: Compact 200 Tensing Pulley. Cod: DYN 66.1.04 Date: 01/06/2020 Revision: 04. Dynatech [Электронный ресурс]: инструкция по эксплуатации. - Режим доступа: https://www.dynatech-elevation.com/documentos/articulos/Reducido%20Tensora%20Compact%20200.pdf. - Дата доступа: 16.08.2022.

8. Шилакадзе, М. Е. Лифтовые приводы с фрикционной лебедкой: монография / М. Е. Шила-кадзе. - Тбилиси: Техн. ун-т, 2013. - 149 с.

9. Клыков, Н. И. Об упругом и пластическом удлинении подъемных канатов / Н. И. Клыков // Изв. Томского ордена Трудового Красного Знамени политехн. ин-та им. С. М. Кирова. - 1959. -Т. 104. - С. 3-10.

10. Стальные канаты. СеверСтальМетиз [Электронный ресурс]: каталог. - Режим доступа: http://xn--90aisuo.xn--p1ai/docs/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0% B5%20%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8B%20%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0% B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C-%D0%BC%D0%B5%D 1%82%D0%B8%D0% B7.pdf. - Дата доступа: 17.08.2022.

11. Лаптева, Т. А. Повышение работоспособности подвижных канатов на основе применения калибрующего обжатия прядей: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.16.05 / Т. А. Лаптева; Магнитогор. гос. техн. ун-т им. Г. И. Носова. - Магнитогорск, 2014. - 19 с.

12. Межецкий, Г. Д. Сопротивление материалов: учебник / Г. Д. Межецкий, Г. Г. Загребин, Н. Н. Решетник. - 5-е изд. - Москва: Дашков и К°, 2016. - 432 с.

13. Таштанбаева, В. О. Теоретическое исследование натяжения стального каната подъемной установки / В. О. Таштанбаева // Изв. вузов Кыргызстана. - 2020. - № 6. - С. 3-6.

14. О влиянии радиуса блока на натяжение канатов в системе подвески груза / М. Ф. Кулешова [и др.] // Вкн. Харшвського нац. автомобшьно-дорожнього ун-ту. - 2007. - № 36. - С. 102-104.

15. Лобов, Н. А. Динамика грузоподъемных кранов / Н. А. Лобов. - Москва: Машиностроение, 1987. - 160 с.

16. Кошкин, А. П. Канаты для подъемных установок: учебное пособие / А. П. Кошкин, Г. Д. Трифанов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Пермь: Перм. нац. исслед. политехн. ун-т, 2014. - 107 с.

17. Витчук, П. В. Обеспечение долговечности лифтовых канатоведущих шкивов: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.02.02 / П. В. Витчук; Тульский гос. ун-т. - Тула, 2013. - 16 с.

18. Рыжиков, В. А. Теория и разработка конструкций дифференциальных натяжных устройств канатовьющих машин: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.03.05 / В. А. Рыжиков; Урал. гос. техн. ун-т. - Екатеринбург, 1997. - 32 с.

19. Канатная продукция: производство и обслуживание. ООО ПФАИФЕР: канаты и подъемные технологии. PFEIFER. 11/2012 [Электронный ресурс]: каталог. - Режим доступа: https://pfeiferrussia.ru/ images/product/pdf/PFIFER_2013_comp.pdf. - Дата доступа: 18.08.2022.

20. Представление длинных упругих канатов в системах автоматического регулирования / В. А. Бейнарович [и др.] // Изв. Томского ордена Трудового Красного Знамени политехн. ин-та им. С. М. Кирова. - 1975. - Т. 285. - С. 100-104.

21. Скорая помощь при подъеме грузов. Захваты. RUCRANES [Электронный ресурс]: каталог. -Режим доступа: https://rucranes.ru/upload/uf/d12/Zaxvaty.pdf. - Дата доступа: 26.08.2022.

22. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Вертикальная жесткая анкерная линия «ЛИФТ». Артикул vpro TL lift ss/zn. Руководство по монтажу, эксплуатации и техническому обслуживанию [Электронный ресурс]: каталог. - Режим доступа: https://alpindustria.pro/images/instructions/ 107_1530030047.pdf. - Дата доступа: 26.08.2022.

23. DIN 1480:2005-09. Spannschlossmuttern, geschmiedet (offene Form). Forged turnbuckles (open type). Lanterne de tendeur forgée (type ouvert) [Electronic resоurce]. - Mode of access: https://www.din.de. -Date of access: 26.08.2022.

Статья сдана в редакцию 30 сентября 2022 года

Александр Владимирович Куцеполенко, начальник бюро по научной работе отраслевой лаборатории лифтового машиностроения НТЦ, ОАО «Могилевлифтмаш», магистр технических наук. E-mail: bn_ntc@liftmach.by.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Максим Эдуардович Подымако, зав. отраслевой лабораторией лифтового машиностроения НТЦ, ОАО «Могилевлифтмаш». E-mail: onir@liftmach.by.

Максим Валерьевич Соболев, директор НТЦ, ОАО «Могилевлифтмаш». Тел.: +375-222-74-09-47. E-mail: liftmach@liftmach.by.

Герман Сергеевич Синицын, инженер-конструктор отдела непрофильной продукции НТЦ, ОАО «Могилевлифтмаш». E-mail: onp@liftmach.by.

Владимир Александрович Далимаев, инженер-конструктор отраслевой лаборатории лифтового машиностроения НТЦ, ОАО «Могилевлифтмаш», магистр технических наук. E-mail: bn_ntc@liftmach.by.

Alexandr Vladimirovich Kutsepolenko, Head of the Scientific Research Department of STC Elevator Engineering Branch Laboratory, JSC Mogilevliftmash, MSc (Engineering). E-mail: bn_ntc@liftmach.by. Maksim Eduardovich Podymako, Head of the STC Elevator Engineering Branch Laboratory, JSC Mogilevliftmash. E-mail: onir@liftmach.by.

Maksim Valeryevich Sobolev, Director of STC, JSC Mogilevliftmash. Tel.: +375-222-74-09-47. E-mail: liftmach@liftmach.by.

German Sergeyevich Sinitsyn, design engineer of STC ONP Department, JSC Mogilevliftmash, E-mail: onp@liftmach.by.

Vladimir Aleksandrovich Dalimaev, design engineer of STC Elevator Engineering Branch Laboratory, JSC Mogilevliftmash, MSc (Engineering). E-mail: bn_ntc@liftmach.by.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.