ФГОС второго поколения
УДК 37.014
Н. Н. Давыдова,
О. Н. Усова
РАЗРАБОТКА ПРОЦЕССНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Какова может быть функциональная структура системы оценки качества и описана процессная модель управления качеством образования?
Аннотация. В статье описана модель управления качеством образования в общеобразовательной школе, разработанная в условиях сетевого взаимодействия школ академической площадки Уральского отделения РАО. Представлена функциональная структура системы оценки качества и описана процессная модель управления качеством образования в МОУ СОШ № 93 г. Екатеринбурга, особое внимание уделено распределению ответственности за виды деятельности и процессы в соответствии с разработанной сетью процессов системы оценки качества МОУ СОШ № 93 Показано, что обеспечение высокого качества образования в общеобразовательной школе направлено как на повышение культуры качества внутри ОУ так и на улучшение положения ОУ в конкурентной среде.
Ключевые слова: качество образования, сетевое взаимодействие, результат, процесс, условия, критерии оценки, мониторинг качества образования.
The summary: in this article the model of quality management of education at the comprehensive school, developed in the conditions of network interaction of schools of the academic platform of the Ural branch of the RAE is described. The functional structure of system of quality estimation is presented and the process model of quality management of education in school № 93 of Ekaterinburg is described, the special attention is given to the distribution of responsibility for kinds of activity and processes according to the developed network of processes of system of quality estimation of school № 93. It is shown that quality maintenance of education at comprehensive school is directed as on increase of culture of quality inside educational establishment, and on improvement of position educational establishment in the competitive environment.
Keywords: quality of education, network interaction, result, process, conditions, criteria of estimation, monitoring of quality of education.
Сегодня качество национального человеческого капитала не только лежит в основе социальноэкономического развития государства, но и выступает в качестве важнейшего фактора национальной безопасности. А это означает, что система общего и профессионального образования уже сегодня должна быть нацелена на формирование у новых поколений жителей нашей страны более развитых способностей, знаний и компетенций. В этой связи поиск концептуальных идей модернизации системы российского образования ныне все больше связывается с идеей его качества.
Научное осмысление категории качества впервые было осуществлено в теории социального управления в связи со сферой производства, где оно рассматривалось как техническое и социально-экономическое явление. Отталкиваясь от философской интерпретации качества как совокупности существенных свойств (признаков) предмета (явления), отличающих его от других, и привнеся в него аксиологический элемент - ценностное отношение к продукту самого потребителя, в свое время ученые определили качество как его соответ-
ствие неким нормам, стандартам, как степень удовлетворения установленных и предполагаемых ожиданий потребителя. Категория «качество» прочно вошла и в область образования, а также в арсенал педагогических понятий с обобщенной смысловой нагрузкой как совокупность определенных свойств, характеризующих сущность объекта и отличие его от других [1, 5]. Понятие качества образования многоаспектно. С точки зрения социализации выпускников - это соответствие уровня приобретенных знаний, умений, навыков, компетенций и личностных качеств требованиям общества, государства. С содержательной точки зрения - это соответствие государственным образовательным стандартам, ожиданиям потребителей образовательных услуг, в качестве которых выступают сами обучающиеся, их родители, системы профессионального образования, будущие работодатели, общество. С точки зрения процессного подхода под качеством образования понимается такая совокупность его характеристик, которая обусловливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности,воспитанности,
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/4
21
ФГОС второго поколения
выраженности социальных, психических и физических свойств [7, 8].
В этой связи следует подчеркнуть, что центр тяжести в последние годы переносится с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации на внутреннюю самооценку ОУ на основе тех или иных моделей. Ответственность за качество и оценку качества возлагается на само ОУ, что приводит к существенной экономии материальных и временных ресурсов, выделяемых на проведение внешней экспертизы.
Необходимость максимально эффективного функционирования и развития школы, повышение ее конкурентоспособности на рынке образовательных услуг прямо связано с созданием внутришкольных систем менеджмента качества (СМК) для общеобразовательных учреждений. Создание внутренних систем качества, систем менеджмента качества для оу, продиктовано современным уровнем требований к образованию, а также необходимостью максимально эффективного функционирования и развития любого учебного заведения, его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг [7].
Таким образом, обеспечение высокого качества образования в образовательных учреждениях любого уровня имеет, по крайней мере, два важных следствия. В первую очередь, оно направлено на повышение культуры качества внутри ОУ, то есть на совершенствование образовательного процесса, и, соответственно, на улучшение его положения в конкурентной среде.
На основании вышеизложенного, в МБОУ СОШ № 93 в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных школ Уральского региона [2] совместно с МОУ №№ 13, 94, 161, 100, 66, 99 г. Екатеринбурга, Политехнической гимназией г. Нижний Тагил и рядом других образовательных учреждений разных территорий Большого Урала, на протяжении ряда лет велась работа по разработке собственной модели оценки качества образования [3,4]. Экспериментальная работа проектировалась и осуществлялась в соответствии с общими требованиями к проведению педагогических исследований. Оценивалась эффективность практических мер, заложенных в разработанной модели управления качеством обучения учащихся, скоординированность направлений управления качеством образования, полнота реализации специалистами функций управления, качество подготовки учащихся общеобразовательной школы. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что на низком уровне образованности находилось 9,6% учащихся ОУ, среднем - 50,3%, на уровне выше среднего - 33,7%, высоком - 6,4%. Рейтинг школы по результатам ЕГЭ в ходе констатирующего эксперимента свидетельствовал о недостаточном уровне качества образования в ОУ (13 место среди 21 общеобразовательных школ), что требовало принятия ряда управленческих мер с целью повышения качества образования. Характеризуя результативность управления качеством образования в школе на констатирующем этапе эксперимента по результатам различных конкурсов, олимпиад и соревнований, следует отметить, что хотя учащиеся и принимали в них участие,
но в данный период наблюдались только единичные успехи учащихся. В этой связи основной целью построения системы менеджмента качества МОУ СОШ № 93 стало достижение школой высокой конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Известно, что главным результатом образовательного процесса в современной школе, его важнейшей характеристикой является образованность выпускника школы. Это - мера достижения выпускником уровня развития отдельных свойств личности, который в наибольшей степени отвечает как по требностям его дальнейшего совершенствования и самореализации, так и сферам профессиональной подготовки и использования [6, с. 112].
Другими результирующими характеристиками качества являются:
- личностные достижения обучающихся и педагогов;
- результаты совершенствования образовательной системы школы; образовательного процесса;
- достижения школы; уровень ее влияния на общество, другие образовательные системы;
- выполнение учебного плана, запланированных мероприя тий, полнота реализации целевых и долгосрочных программ;
- социальная эффективность деятельности школы и ее звеньев [5, С.113].
Таким образом, в процессе разработки модели СМК происходит ста нов ле ние но вой фи ло со фии об ра зо ва тель ной по ли ти ки шко лы: так как именно пот ре би тель оп ре де ля ет ка че ство об ра зо ва тель ных ус луг, то школа дол жна пос то ян но ори ен ти ро вать ся на его удов лет во ре нность образовательными результатами, при этом необходимо учитывать все возможные реальные и потенциальные потребности потребителей образовательных ус луг школы [3, 4]. Данная философия сегодня стала очень актуальна для школьного образования, к которому в последнее время предъявляются требования: со стороны общества -необходимость высокой социальной и нравственной эффективности: экономики - важность экономической результативности деятельности ОУ; личности - потребность в образовании, которое обеспечивает ее самореализацию; вузовских сообществ - требование подготовки качественных абитуриентов с заданными ценностными ориентирами.
В этой связи для управления качеством образовательного процесса в ОУ считаем необходимым наличие следующих ресурсов: внебюджетные источники финансирования; учебно-методическое обеспечение; наличие серьезной материально-технической и технологической базы: технические средства обучения; специально оборудованные кабинеты и лаборатории; потенциал педагогических кадров.
В управлении качеством образовательного процесса необходима последовательная реализация следующих процедур:
а) установление уровня усвоения учащимися содержания образовательных программ (аттестация выпускников, тестирование обученности);
б) проверка квалификации педагогических кадров (аттестация педагогических кадров);
22
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/4
ФГОС второго поколения
в) экспертиза проектов, программно-методических средств;
г) выявление состояния психического и физического здоровья учащихся;
д) документирование хода и результатов процессов.
В экспериментальный период процессы управления качеством образования в МБОУ СОШ № 93 были выстроены по следующим содержательным направлениям:
• отбор и структурирование содержания образования;
• разработка методико-технологического обеспечения образования;
• повышение квалификации педагогических кадров в вопросах организации обучения в условиях поэтапного введения ФГОС нового поколения;
• создание условий, обеспечивающих должное качество образовательного процесса.
Функциональная структура системы оценки менеджмента качества МОУ СОШ № 93 приведена на рис. 1.
На рис. 2 представлена процессная модель управления качеством образования в МОУ СОШ № 93 г. Екатеринбурга. Предлагаемая модель в целом соответствует требованиям процессной модели системы менеджмента качества, принятой в стандарте ISO 9001:2001 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) и включает:
1) Формирование стратегии, политики и целей в области качества МОУ СОШ № 93 - то есть разработку целей качества образования, конкретизирующих доктрину образования и социально-педагогическое нормирование этих целей, проверку актуальности, разработку, корректировку и обновление образовательных и рабочих программ.
2) Планирование и постоянное улучшение деятельности МОУ СОШ № 93, направленное на системное планирование процессов и процедур, их поддержание, отслеживание и постоянное улучшение.
Внешние регуляторы
Стандарты
(ФГОС, ИСО)
Нормативные
документы
Лицензирование
Аккредитация
1Z
3Z
1Z
3Z
Стратегия, политика и цели в области качества МОУ СОШ № 93
Планирование и постоянное улучшение процессов и процедур
Улучшение
Менеджмент ресурсов
Улучшение
Управление
РЕСУРСЫ
Менеджмент процессов
Обеспечение
Управление
Оценка
Мониторинг, контроль, измерения и анализ
а а
ПРОЦЕССЫ J4 Продукция -
компетенции
ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОУ т/ выпускника ОУ
У' ^ „ У чяшийся Выпускник
Отчеты
3
ПОТРЕБИТЕЛИ (требования, ожидания)
ПОТРЕБИТЕЛИ
(удовлетворенность)
Внешняя конкурентная среда
Рис. 1. Функциональная структура системы оценки менеджмента качества МОУ СОШ № 93
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/4
23
ФГОС второго поколения
о
CN
и
ва
о
и
и
я
о
а.
а
5
X
V
=
Т
м
X
Ч
«
X
«
«
X
X
V
а
§
&
Внутренний
аудит
процессов в СОШ № 93
Управление
несоответ-
ствиями
Улучшение процессов (корректирующие и предупреждающие действия)
Управление
докумен-
тацией
Управление
записями
1. Деятельность руководства в системе качества (процессыуправления)
1.1. Стратегия, политика 1.2. Планирсвание и 1.3. Информирование 1.4. Анализ со стороны
и цели МОУ СОШ № 93 развитие системы родителей и администр а цп и
в области качества оценки качества ОУ общественности
П
ва
В
4 о
5
X
я
м
СО
и
О.
я
зг
и 2 я
«
ю S
и н
О. еЗ Н X О О ^
с м
“ аЕ>
и ю ~ X о -X X н
2. Основные процессы СК (Образовательная деятельность)
Разработка образовательных программ по ФГОС 2 поколения
Профильная подготовка
Реализация образовательных программ
х
Ж й
в 5
о. х
Н $
Воспитательная и внеучебная работа
Инновационная деятельность
Проектирование и реализация дополнительных образовательных услуг
п
3. Обеспечивающие роцессы
Управление
персоналом
Библиотечное и информационное сопровождение
Управление
информа-
ционной
средой
Управление закупк а ми (после перехода в статус автономного ОУ)
Управ-
ление
инфра-
струк-
турой
Управление мате-риа льнотехнической базой
Обесп ечение безопасности жизнедеятельности
Я
Ч
Н
Б
\о
О.
н
о
Б
(J
Б
и 2 Б -й
S
Б О м Б Б-© к©
г ©
Б
Б
м
СО
о
:=
и
Финансово-экономическое обеспечение (после перехода в статус автономного гОУ)
X
X
О
ей
г\
CN
Рис.2. Процессная модель системы оценки качества образования МОУ СОШ № 93.
ФГОС второго поколения
3) Управление ресурсами, включая преподавательский состав и другие ресурсы, требуемые для обучения учащихся, связанное с обеспечением процессов жизненного цикла МОУ СОШ № 93 всеми видами ресурсов: финансовыми, материальными, человеческими и информационными.
4) Управление процессами и процедурами - управление основными (ведение образовательного процесса, научная и методическая деятельность, дополнительное образование, переподготовка кадров) и вспомогательными (хозяйственная деятельность, управление персоналом и др.) процессами МОУ СОШ № 93.
5) Мониторинг и контроль (измерения) - измерение и оценка параметров и характеристик рабочих процессов и анализ их результатов, включая:
• оценку учащихся (достигнутого прогресса в уровне их знаний и навыков);
• проведение измерений основных показателей деятельности МОУ СОШ № 93;
• проведение маркетинговых и социологических исследований;
обработку и анализ результатов измерений и исследований;
• оценку качества результатов образовательного процесса (ОП) и отдельных процессов МОУ СОШ № 93;
• определение конкурентных позиций ОУ.
В табл. 1 представлено распределение ответственности за виды деятельности и процессы в соответствии с утвержденной сетью основных и обеспечивающих процессов СМК МОУ СОШ № 93, в соответствии с которыми выстраивается управленческая деятельность в школе. К основным процессам относятся маркетинг образовательных услуг, предпрофильная и профильная подготовка, разработка и реализация образовательных программ, воспитательная и внеучебная деятельность, инновационные процессы в МОУ СОШ № 93, проектирование и реализация дополнительных образовательных услуг и др. Среди обеспечивающих процессов нельзя не отметить особое внимание к процессам управления персоналом, библиотечного и информационного сопровождения, управления информационной средой, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Таблица 1. Распределение ответственности за виды деятельности и процессы СМК в соответствии с сетью процессов СМК МОУ СОШ № 93
№ Название процесса Руководитель процесса (должность)
1. Деятельность руководства в СК (процессы управления)
1.1. Стратегия, политика и цели в области качества Директор, зам. директора
1.2. Планирование и развитие СОК ОУ Зам. директора по НМР
1.3. Информирование образовательного сообщества Зам. по информатике
1.4. Анализ со стороны руководства Директор, зам. директора по НМР
2. Основные процессы СК (образовательная деятельность)
2.1. Взаимодействие с потребителями (маркетинг) Директор
2.2. Проектирование и разработка образовательных программ Зам. директора по УВР, руководители методобъединений
2.3. Предпрофильная и профильная подготовка Зам. по НМР
2.4. Прием учащихся Директор, зам. по УВР
2.5. Реализация основных образовательных программ Зам. директора по УВР
2.6. Воспитательная и внеучебная работа Зам. директора по ВР
2.7. Инновационная деятельность Зам. директора по НМР
2.8. Разработка и реализация дополнительных образовательных услуг Директор, зам. директора
2.9. Взаимодействие с потребителями (анализ удовлетворенности) Директор
3. Обеспечивающие процессы СК
3.1 Управление персоналом Директор
3.2 Библиотечное и информационное обслуживание Зам. директора по НМР, зав. библиотекой
3.3. Управление информационной средой Зам. директора по информатизации
3.4 Управление закупками Зам. директора по АХЧ
3.5. Управление инфраструктурой Зам. директора по АХЧ
3.6. Управление производственной средой Зам. директора по АХЧ
3.7. Обеспечение безопасности жизнедеятельности Инженер по ТБ
3.8. Финансово-экономическое обеспечение Директор
4. Измерение, анализ и улучшение процессов СМК
4.1. Внутренний аудит процессов СОК Директор, зам. директора по УВР, ВР, Руководители методобъединений
4.2. Управление несоответствиями Директор, Зам. директора по УВР
4.3. Улучшение процессов (корректирующие и предупреждающие действия) Директор, зам. директора по УВР
4.4. Управление документацией Директор
4.5. Управление записями Директор
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/4
25
ФГОС второго поколения
Из приведенных рисунков и таблицы видно, что система качества МОУ СОШ № 93 функционирует в конкурентной среде, которая формируется требованиями и ожиданиями потребителей и регулируется требованиями государственных образовательных (и иных) стандартов, требованиями лицензирования и аккредитации.
Использование рассмотренной выше модели в условиях МБОУ СОШ № 93 на фоне определенного комплекса педагогических условий привело к росту образованности учащихся. Количество учащихся, находящихся на недостаточном уровне образованности, после внедрения модели составило 4,1% (до внедрения модели 9,6%), то есть сократилось более чем в 2 раза, среднем - 37,9% (50,3%), на уровне выше среднего -45,6% (33,7%), высоком - 12,4% (6,4%). Сравнивая результаты срезов, мы пришли к выводу, что внедрение модели способствовало проявлению устойчивой тенденции к росту числа учащихся, имеющих уровень образованности выше среднего, при этом значительно уменьшилось количество учащихся, имеющих низкий и средний уровень образованности.
Значительно вырос рейтинг школы по результатам ЕГЭ: в 2010 году школа занимает 4 место среди 21 общеобразовательного учреждения района (в 2007 году школа имела 13 место), увеличилось количество призовых мест в различных конкурсах и олимпиадах (МОУ СОШ № 93 в 2010 году занимает 5 место среди школ района по результатам городских олимпиад).
Литература
1. Гормин, А. С. Процессуальная модель оценки качества образования [Текст] / А. С. Гормин//Директор школы. -2005. - № 10. - С.17-24.
2. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. Известия УрО РАО, № 8 (76) 2010, С.32-42
3. Давыдова Н. Н., Токарева Е. В. Обеспечение роста конкурентоспособности гимназии за счет создания внутригимназической системы оценки качества на принципах ИСО 9000 // Инновационные проекты и программы в образовании, 2010, № 1, с. 12-27
4. Давыдова Н. Н., Создание внутренней системы оценки качества в современном общеобразовательном учреждении // Образование и наука. Известия УрО РАО, № 6 (63) 2009, т. 2 с. 13-26
5. Конаржевский, Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление [Текст] / Ю.А Конаржевский. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 224 с.
6. Матрос, Д. М. Менеджмент качества в школе на основе стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001, новых информационных технологий и образовательного мониторинга [Текст] / Д. М. Матрос - М.: Центр педагогического образования, 2008.-277 с.
7. Панасюк, В. П. Школа и качество: выбор будущего [Текст] / В. П. Панасюк. - СПб.: КАРО, 2005. - 384 с.
8. Субетто, А. И. Категории качества и эффективности в теории педагогических систем [Текст] / А. И. Субетто // Управление качеством подготовки специалистов высшей школы. - Горький, 2003.
УДК 378.0
Е. А. Бершадская, М. Е. Бершадский
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УСВОЕНИЯ СВЯЗЕЙ
МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ
Как проводить диагностику усвоения связей между понятиями?
Аннотация. Статья посвящена проблеме проектирования системы заданий для диагностики усвоения связей между понятиями, с помощью которых происходит формирование системы знаний учащихся. Выделены основные виды связей, участвующих в образовании семантических сетей. Сформулированы критерии отбора заданий и построена их типология, обеспечивающая системность и объективность диагностики. Приведены примеры заданий каждого типа, включая новые для отечественной педагогики задания, основанные на построении карт понятий и интеллект-карт.
Ключевые слова: система знаний, семантические сети, связи между понятиями, мониторинг, диагностика усвоения, классификация заданий, интеллект-карты, карты понятий.
Abstract. The article deals with the problem of system design tasks for the diagnosis of learning relations between concepts, with which the formation of students’ knowledge. The basic types of bonds involved in the formation of semantic networks. Criteria for selection of tasks and built their typology, providing consistency and objectivity of the diagnosis. The examples of each type of tasks, including new jobs for Russian pedagogy based on the construction of concepts maps and mind maps.
Index terms: system of knowledge, semantic networks, links between concepts, monitoring, diagnosis of learning, tasks classification, concept maps, mind maps.
26
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/4